Беседы с батюшкой. Духов день. Священник Владимир Тоготин. 5 июня 2023

5 июня 2023 г.

Сегодня в студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

– Сегодня день Святого Духа, и первый вопрос посвящен Святому Духу. В течение года мы регулярно вспоминаем Второе Лицо Святой Троицы – Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. Мы читаем Евангелия, посвященные Его жизни на земле, в песнопениях регулярно обращаемся к Спасителю, Господу Иисусу Христу. Но сегодня особый день, посвященный именно Святому Духу. Что мы вообще знаем о Святом Духе?

– Мы знаем, что Святой Дух – это Третья Ипостась Святой Троицы. Святая Троица – это наш Господь, наш единый Бог. На самом деле это большая тайна для нас, потому что в Троице три Ипостаси, три Личности, но мы не говорим, что это три отдельных Бога, мы говорим, что у нас один Бог; три Лица объединяются в общем единстве.

Святой Дух – это равнозначная Ипостась Святой Троицы. Церковь приоткрывает нам некоторые тайны. Например, мы знаем, что «Святым Духом всяка душа живится», весь мир живет Святым Духом.

Если вспомнить церковную историю, до сошествия Святого Духа мир жил в совершенно иной парадигме. Вспомним учеников Христа, того же апостола Петра, какой он был до сошествия Святого Духа и после сошествия Святого Духа. Он был боязливым, постоянно о чем-то спрашивал Спасителя, задавал какие-то странные вопросы. Мы знаем: когда Христа увели на распятие, Петр был испуган и отрекся от Христа, хотя говорил, что никогда не отречется. И какое преображение с ним происходит после сошествия Святого Духа: он уже никого не боится, не боится властей, проповедует Евангелие по всему миру, ревностно шагает по разным странам и на разных языках проповедует людям Евангелие, христианство. То же самое происходит и с другими учениками, другими людьми.

Из Священного Писания, в частности из Книги Деяний святых апостолов, мы знаем, что после вознесения Христа Дух Святой сошел на учеников и дал им великие дарования, в том числе они понимали другие языки. Мы сейчас учим английский, французский, китайский, немецкий языки, а ученики в одночасье получили такой великий дар и могли проповедовать Евангелие по всему миру.

Случилось историческое событие: как описывается в Книге Деяний, был шум с неба и явились огненные языки. Мы можем видеть это на иконе «Сошествие Святого Духа на апостолов». Произошло великое чудо, после которого родилась наша христианская Церковь. То есть этот день мы считаем еще и днем рождения Церкви. После этого события апостолы шли на проповедь, проповедовали Евангелие, ничего не боялись, имели смелость, дерзновение.

Что касается Святого Духа, то апостолы познали Святого Духа как раз в этих дарованиях. Из христианского вероучения мы знаем, что есть великие дары Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы знаем девять плодов Святого Духа, и каждый из них – целая энциклопедия. Например, любовь – это одно из имен Святого Духа, Господа.

Надо понимать, что все Ипостаси Святой Троицы равночестны и равнозначны, они не находятся в каком-то подчинении друг другу. Но Церковь дает нам определение, что Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Это мы знаем из Писания. Что из этого можно вывести? Господь Превечен. Разъяснять это очень трудно, потому что на самом деле это великая тайна, и даже святые отцы не брались проникать в тайны Святой Троицы. Но небольшое подобие, образ мы видим в человеке. Из Священного Писания мы знаем, что Господь сотворил человека. Сначала был сотворен Адам, а Ева как бы изошла от Адама. Я для себя так понимаю, анализирую, что Ева, как Святой Дух, исходит от Адама, а чада Адама и Евы рождаются.

Для нас семья – это тоже некий образ Святой Троицы. Если взять нормальную христианскую семью, в ней все едины: у них единый кошелек, единая жизнь, единый отпуск. Я сейчас спускаюсь немножко на землю, пытаясь что-то объяснить. То же самое Троица: разные Три Лица, но единая Сущность, единый Господь. Можно долго об этом размышлять, но это великая тайна; что-то Господь нам немножечко приоткрывает через Писание.

Дух Святой все соделывает в этой жизни. Он дает нам и разум, и благодать, и силы, и великие благодатные дары после рождения Святой Церкви. Мы знаем, как люди отрекались от своей жизни ради Господа, ради Христа, ради спасения своей души. Они ради Христа, ради христианства шли на костры, отрекались от богатства. В первые века христианства, конечно, была великая благодать. До признания христианства государственной религией царем Константином, мы знаем, постоянно были мученические смерти, мученические казни. И были великие дары Святого Духа. И сейчас они, безусловно, есть. Кто живет церковной жизнью, видит чудеса на каждом шагу, которые Господь дает через молитву, через любовь.

Можно вспомнить, что на Руси были страшные времена, страшные разъединения, средостения: тверской князь воевал с московским, московский – с рязанским. Преподобный Сергий, который нам раскрыл учение о Святой Троице, говорил: «Любовью и единением спасемся». Он подчеркивал не просто какие-то вероучительные моменты, а единение в любви. Самое главное, что мы должны понять из этого праздника, – должно быть единение в любви. Преподобный Сергий основал Троице-Сергиеву лавру на горе Маковец; у него было много учеников, что также основывали в те времена монастыри, которые были рассадником благодати. Мы знаем, что появилась икона «Троица» преподобного Андрея Рублева, которого Церковь канонизировала, признала как святого. Икона является каноническим образцом в иконографии.

Кстати, великая радость, великое чудо – Русская Церковь снова обрела эту икону, которая хранилась раньше в Троице-Сергиевой лавре в Троицком соборе. Сейчас икона опять обрела свое место. В данный момент она находится в Храме Христа Спасителя. Это великая икона, умозрение в красках, живое Евангелие.

Преподобный Сергий оставил наставление: «Воззрением на Святую Троицу преодолевать средостения мира сего». Что это значит? Молитва ко Святой Троице дает благодать, когда мы можем сплотиться в любви и победить ненавистные средостения мира сего.

Это очень важно понимать, потому что люди разрознены. Упала ложка – мы уже поругались (если брать бытовую ситуацию). Мы должны знать, что сотворены по образу и подобию Божьему. Для нас Господь, Святая Троица – это образец любви, единения. И мы, вопреки всему, должны побеждать ненавистные средостения, как говорил преподобный Сергий, и не допускать врагу войти в наши сердца, но любить друг друга. То же самое можно говорить на уровне семьи, на уровне города, государства и целой великой страны – чтобы было объединение в любви и благодати. И Святая Троица дает нам прекрасный пример любви и единения.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Символе веры сказано, что Святой Дух исходит от Отца, а Сын рождается от Отца. Уже в этом нет никакого равенства. Мы же не можем сказать, что Бог Отец рождается от Сына. Во-вторых, в Евангелии Христос постоянно говорит: "Отец Мой более Меня; Я – виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь". Не может лоза быть равна виноградарю. Опять несоответствие. Потом Он говорит, что о Втором Пришествии знает только один Отец, даже Сын не знает. Получается, нет никакого равенства; Отец все время выше».

– Вы сейчас берете примеры из Евангелия, когда Господь был воплотившимся, был не только Богом, но и полноценным Человеком. Действительно, есть место в Евангелии, где Он говорит: О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. Прекрасное свидетельство – моление о чаше, когда Христос молился Отцу: «Да минует Меня чаша сия». Сразу возникает недоумение. Вы верно отметили: если Он Всеведущий и равен Отцу, почему Он не знает простейших вещей, почему нет никаких других отходных путей и Ему надо идти на крест и зачем вообще эта молитва? Однако мы знаем, что, воплотившись, став полноценным Человеком, Господь обретает и немощи человеческие. И мы видим, какой образец смирения Он показывает.

Посмотрим на семью: разве мы видим, чтобы сын кричал на отца или учил отца? Нет, конечно. Нормальный, адекватный сын всегда проявляет смирение по отношению к отцу. Так же и здесь. Я не вижу здесь никакого конфликта: Сын, будучи равным Отцу, проявляет смирение по отношению к Отцу, и это нормально.

То, что Вы сказали про виноградную лозу, это евангельский образ. Мы знаем, что Евангелие наполнено притчами и образами. Господь хочет нам объяснить вещи, которые не сказать простым человеческим языком. Как говорил апостол, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Мы сейчас говорим о таких понятиях, которые не выразить человеческим языком, что происходит у Господа. Поэтому спорить нет смысла. Мы знаем христианское вероучение. В то же время, говоря о Себе: Я лоза, – Господь всегда повторял: Я и Отец – одно. Я считаю, что это прекрасное свидетельство равенства Отца, Сына и Духа. И, поскольку человек – образ Божий, то же самое можно сказать о равенстве в семье мужа, жены и ребенка.

Но некоторые мужья, неправильно понимая наш домострой, начинают продвигать в семьях некое псевдоправославие. Муж, считая себя главой семьи, главой Церкви, уверен, что он имеет полное право унижать и даже бить жену и детей. Но мы должны понимать, что и жена, и ребенок так же равны перед Богом, как и отец, просто у них разные функции. Мужчина, представитель сильного пола, – защитник, добытчик в семье. Жена, как Дух Святой, одухотворяет жилище, она тоже имеет право голоса и может останавливать какие-то действия мужа, сказав ему: «Ты не прав».

Нормальные, адекватные мужья прислушиваются к своим женам и вместе с ними решают семейные проблемы. О ребенке говорят: «Устами младенца глаголет истина». Иногда бывает так, что муж с женой не могут принять какое-то решение, а ребенок скажет: «Давайте поступим так», – и это решение оказывается правильным. Ребенок – чистое существо, он может предложить что-то, до чего взрослые не додумаются своими испорченными сердцами. Можно сказать, что отец, мать и ребенок в семье равны перед Богом, и они не должны унижать друг друга. Это нам нужно четко понимать.

Из Евангелия мы знаем, что Отец, Сын и Дух Святой равночестны, равносильны, равнославны. По этому поводу было много ересей, но мы должны понимать, не подвергая никакому сомнению, что Троица Святая едина, равночестна и равнославна.

– Вы сказали, что Господь часто говорит: Я и Отец – одно. Но еще Он говорит: Отец Мой более Меня. Как обе эти фразы могут сосуществовать в Евангелии? Ведь, с одной стороны, Христос говорит, что Отец больше Его, а с другой стороны, Он и Отец – одно. То есть Христос как бы утверждает и Свое равенство, и неравенство с Отцом.

– Здесь мы снова видим смирение Сына Божия и Сына Человеческого. Мы знаем, что во Христе две природы – природа Божественная и природа человеческая, и здесь мы явно видим, что природа человеческая проявляет смирение, послушание Богу Отцу.

Возьмите ангельский мир: есть ангелы высшие, есть средние и низшие, все они выполняют разные функции, но все равны перед Богом. Господь Иисус Христос является равночестным Отцу, и, кстати, Его много раз пытались побить камнями за то, что Он ставил Себя на один уровень с Отцом. Мы помним из Евангелия, как Он говорил: Дух Господень на Мне, – и постоянно свидетельствовал о том, что Он равен Отцу. Но, как полноценный Человек, Он смирялся и показывал нам пример смирения.  

– В самом начале программы был вопрос нашего телезрителя о Святом Духе, и если мы говорим о том, что Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца, то равенства уже как бы нет. Поясните, пожалуйста, равен ли Святой Дух Отцу и Сыну с учетом этих положений.

– Разумеется, Святой Дух равен Отцу и Сыну, потому что Он выполняет функции жизни – держит практически всю жизнь мироздания. Благодаря Святому Духу, мы дышим, живем, и все стихии подчиняются Святому Духу.

В начале передачи Вы правильно сказали, что в Писании в основном говорится о Христе, поскольку наша религия называется христианской, и этому есть объяснение. Христос пришел на землю, чтобы спасти род человеческий, исцелить природу человеческую от греха, страданий, болезней, смерти. Тем не менее в Евангелии говорится, что Святой Дух равночестен и Отцу, и Сыну. И я считаю, что мы не должны сомневаться в том, что написано в Писании.

– Разговор у нас сегодня непростой, но что поделать, если у нас такая вера – нам нужно и такие догматы разбирать. Мы говорим об исхождении Святого Духа от Отца, и это принципиальное положение нашей веры. В то же время в Евангелии мы читаем, что Господь, обращаясь к апостолам, говорит, что пошлет им Духа Утешителя – Святого Духа. А в другом месте (это читалось накануне праздника Святой Троицы) Он дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.Так от Кого все же исходит Святой Дух?

– Господь здесь прибавляет: пошлю вам от Отца Дух истины, Который от Отца исходит. То есть там есть слова, что Дух исходит от Отца. Мы же тоже можем, например, сказать сыну: «Сходи туда-то». И сын может попросить о чем-то отца. Это вовсе не значит, что Дух Святой исходит от Сына. Очень важно понимать это вероучение.

Мы знаем, что Католическая Церковь споткнулась именно на этом, и возникло важнейшее вероучительное заблуждение католичества, называемое «филиокве», о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына, и это свое суждение католики даже добавили в Символ веры.

Мы не признаем этого, мы считаем, что Дух Святой исходит только от Отца, и об этом говорится в Евангелии. Правда, действительно есть несколько мест, где Господь говорит, что пошлет апостолам Духа, но Он всегда прибавляет: Который от Отца исходит.

– Но даже некоторые православные святые отцы толкуют, что Дух исходит от Отца через Сына. Что Вы можете об этом сказать?

– Я считаю, что Дух Святой подавался апостолам через Сына, посредством Сына – Посланника Отца на земле. Может быть, святые отцы имеют в виду, что Дух исходит по просьбе Сына к Отцу, но ни в коем случае Он не исходит от Самого Сына. Если нарушить это вероучение, то все разрушится, и мы впадаем в страшную ересь, что, конечно же, недопустимо.

– А зачем Христос обещал ученикам, что Он пойдет к Отцу и пошлет от Отца Духа Утешителя? Для чего апостолам нужен был Дух Утешитель? Каково вообще значение этого события?

– Прежде всего это было нужно, чтобы распространить евангельскую веру, христианство и дать людям благодать. Вначале мы говорили, что до пришествия Святого Духа апостолы были как слепые котята. Помните, когда Христос сказал: берегитесь закваски фарисейской, – они подумали, что, наверное, они взяли мало хлеба. Еще они рассуждали, кто из них будет первым, кто вторым. Когда же они получили дары Святого Духа, эти вопросы у них сразу же отпали, и они шли и проповедовали Евангелие.

Апостолы не изучали Писание, они не были книжными, начитанными людьми, как сейчас говорят, но они могли говорить и на родном языке, и на чужих языках (дал Господь им такую благодать), распространяя веру христианскую. А для чего распространялась вера христианская? Прежде всего для спасения человека. Мы же знаем, что до пришествия Христа, до Сошествия Святого Духа даже праведники не могли спастись. Все попадали в место, которое называлось царством Аида, и томились там.

Только после пришествия Христа, после рождения Церкви, когда Христос воскрес, вознесся на небеса и послал Духа Святого, все праведники были выведены из ада и получили благодать в Царстве Божием. Это ждет каждого человека, кто принимает Христа и воспринимает Дух. Но не каждый может воспринять этот Дух. Дух Святой сходит, и это дает нам радость, благодать.

Есть такое понятие – «человеческое счастье». Мы все время оперируем словом «счастье». Вспоминаю слова своего духовного батюшки: «Не ищи счастья на земле, здесь счастья ты не найдешь». Мы можем получить дары Святого Духа, в том числе и радость, но радость может потом обернуться скорбью.

Кстати, скорбь для христианина – это маленькая дорожка к Царству Божию. Из христианского вероучения мы знаем, что скорбь очищает душу. Радость же дает нам некую полноту жизни, чтобы мы могли немножко прийти в себя. Я думаю, что Господь пришел на землю, чтобы спасти человека, очистить его от страстей, мучений, страданий, от боли, от грехов в конце концов.

Благодаря сошествию Святого Духа в виде огненных языков на апостолов Господь попалил все грехи человеческие. Из Евангелия мы знаем, что явление Святой Троицы было еще на Преображение и на Крещение.

Во время Преображения Господа на горе Фавор с Ним были святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Тогда они увидели Господа в том виде, в каком Он пребывает в Царстве Божием, увидели нетварный Фаворский свет, чтобы свидетельствовать о том, что Господь действительно есть Свет и Истина. Мы же этот свет не видели, поэтому рассуждать об этом не можем.

Во время Крещения Господа Иоанном Крестителем Святой Дух сошел в виде голубя. Но обратите внимание, что на Святую Пятидесятницу Святой Дух сошел не в виде голубя, а в виде огненных языков, что символизирует попаление греха человека. Вместе с этим людям было дано горение сердец для проповеди Евангелия и шествия ко Христу.

– Вопрос от телезрительницы: «При миропомазании нам как бы дается печать Святого Духа. Во время исповеди мы тоже получаем Святого Духа. А как человек может понять, что Святой Дух сошел на него?»

– Человек, который живет христианской жизнью, сразу это поймет. Ему достаточно прийти в храм и исповедоваться, и он скажет: «Я получил облегчение». Поверьте мне, священнику, когда люди приходят со страшной душевной болью, с болью в сердце, с каким-то горем и исповедуются, уходят они из храма совершенно преображенными.

Вроде бы ничего не случилось, человек просто пришел и покаялся Богу, а священник – свидетель, услышал это и прочитал разрешительную молитву, глаза человека просветлели, и он сказал: «Батюшка, насколько легче мне стало!» Через месяц он приходит уже совершенно другим – очистившимся от греха – и свидетельствует о многочисленных чудесах, которые происходят в его жизни.

Для меня это потрясающее чудо, потому что, естественно, я понимаю, что не мы виновники очищения его сердца, это Господь его очищает, ведь мы такие же грешники, замученные бытовыми делами, у нас постоянно службы, исповедь, требы, какие-то другие дела. Естественно, человек не в силах сделать то, что делает Господь.

И когда человек приходит и начинает говорить: «Батюшка, спасибо Вам за молитвы», – я тут же соображаю, что, конечно же, это Господь ему помог. Я говорю ему, что не меня нужно благодарить, а нужно сказать: «Слава Богу за все». И открываются такие дары Духа Святого, что, конечно же, вопрошать тут не приходится, все это мы видим воочию.

Но для этого нужно прийти к Богу. Господь говорит: прииди и виждь. А псалмопевец призывает: вкусите и видите, яко благ Господь. И все эти дары, конечно же, у вас будут, и вы будете до слез потрясены, когда, исповедовавшись, почувствуете, что с вас сходит весь смрад греховной жизни, благодаря вашему истинному покаянию, раскаянию в содеянных грехах. На самом деле это потрясающе.

– Видимо, поэтому Святого Духа и называют Утешителем, в том числе и в молитве «Царю Небесный».

– Еще Его называют Утешителем Ьлагим, потому что от Него исходит благо, это тоже очень важно понимать. А мы привыкли от человека ожидать какого-то подвоха. Он вроде бы улыбается, а ты ждешь, что сейчас он тебе что-нибудь этакое сделает. А здесь нужно понимать, что Дух Святой – Благ, и Он желает нам не просто добра и радости, а спасения нашей души, очищения нас от шлака греховного, от болезней, страданий, смерти. Очень важно понимать, что Утешитель нас утешает, и в то же время Он – Благой.

– Сегодня, в день Святого Духа, читались известные строки из Евангелия: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И еще читалось: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Это интересная мысль, интересное наставление Христа, и если мы собираемся даже вдвоем или втроем во имя Его и просим о чем-либо Бога, то это будет. А о чем можно просить Бога?

– Прежде всего Бога нужно просить об очищении от страстей. Мы же не будем просить Его о каких-то бытовых вещах. Бытовые вещи мы сами должны себе устраивать. Мы просим, чтобы Господь очистил нас от греха – раздражительности, зависти, ненависти к людям, которая иногда просыпается в нас, а мы ее порой даже не замечаем.

А что касается сегодняшнего Евангелия, это очень интересно. Мы знаем, что праздник Сошествия Святого Духа стали праздновать где-то с IX века, когда монашеский Студийский устав начал приходить в какое-то согласование, и стали прославлять Третью Ипостась Святой Троицы на второй день Святой Троицы, а до этого праздник назывался Троицей.

И когда сегодня в Евангелии мы слышали, что если собираются двое или трое во имя Господне, это опять символизирует единство, а не просто каждый молится где-то в своей клети. И собираются люди вместе для того, чтобы выразить любовь друг к другу, чтобы соединиться в любви, в молитве к Богу.

Почему Господь дает человеку семью? Потому, что человеку нужно испытать себя в семье, нужно научиться любить другого человека. А что означает «любить»? Прежде всего – научиться терпеть, пренебрегать своими интересами ради ближнего и тем самым встать на первую ступеньку любви.

Но иногда мы не умеем простейших вещей, например, простить нечаянно разбитую вазу, и из-за таких бытовых вещей начинаем ругаться, не понимая, что это пустяки. И куда нам дальше идти, если мы не можем взобраться на первую ступеньку? Но когда двое или трое собираются вместе и молятся, Богу радостно видеть, что Его творения любят друг друга.

Вспоминаю, когда я был еще студентом, директор нашего курса заставлял нас писать курсовую втроем. Конечно, мы очень сильно возмущались, потому что каждому хотелось писать свою курсовую, но он воспитывал нас таким образом: «Выбирайте втроем какую-нибудь тему и вместе пишите курсовую». Благодаря этому мы все передружились и до сих пор перезваниваемся. Вот так наш преподаватель учил своих студентов начаткам любви.

А здесь Господь учит нас, чтобы мы собирались в храме. В храме молитва многократно усиливается, и люди транслируют ее Богу. Почему же в храме молитва сильнее? Люди собираются вместе и молятся, но все мы бываем рассеянными. Кто-то по своей немощи немножко отвлечется, но другой подхватит его под локоть, и они вместе продолжат молиться. Потом другой человек устанет, и за него тоже кто-то помолится, то есть идет постоянная, непрестанная, мощная молитва Богу в духе любви.

Я думаю, для этого Господь и дал нам Свои дары, чтобы мы любили друг друга, были вместе и тем самым исполняли евангельскую заповедь о любви к ближнему, в данном случае вторую заповедь, подобную первой: возлюби Господа Бога твоего.

– Когда двое или трое собираются во имя Божие, неужели Господь на самом деле присутствует среди них? Знаете, я думаю, что многие наши телезрители молятся перед едой. Конечно, бывает, что они делают это и в одиночестве, но бывает, что и всей семьей. Вот уже собрались двое или трое, они произносят молитву – и неужели в этот момент Бог посреди них?

– Конечно. Вот сидим мы сейчас, и, слава Богу, Господь с нами, потому что мы пытаемся в праздник Святой Троицы говорить о таких в высшей степени важных вещах, как сошествие Святого Духа на апостолов. Конечно, Господь нам помогает, потому что сами по себе мы немощные, не имеем никакой силы, и только благодаря Богу мы как-то крепимся и можем нести какие-то ноши. Это очень важно помнить.

Вообще тема о Святой Троице очень интересная, но, как Вы правильно сказали, она очень непростая. Вспоминаю нашего известнейшего архиерея – митрополита Антония Сурожского. В первые годы перестройки он стал выпускать записи своих проповедей. А мы тогда были очень жадными до всяких духовных проповедей, покупали компакт-диски, кассеты, смотрели все это.

Митрополит Антоний говорил на разные темы, и вот пришло время поговорить о Троице, и меня потрясли его слова: «Эта тема настолько сложная, что один я не могу об этом говорить». Он позвал владыку Анатолия, епископа Керченского, и они вдвоем пытались распутать эту тему, потому что она в какой-то степени неприкасаемая, ибо великая тайна – Троица.

И мы, немощные, пытаемся размышлять, что-то говорить, но все равно это великая тайна. Я думаю, единственное, что мы должны понимать, что тайна эта дана нам для того, чтобы мы умели сплотиться в любви, в единении, как един Господь.

Мы вспоминали моление Христа о чаше. Конечно, как Человек, Христос не хотел идти на крест. Это страшно, даже уму непостижимо, но к Своей молитве Христос прибавил: впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.

Я думаю, для нас это прекрасный образец, как мы должны молиться. Когда мы что-либо просим у Господа, мы всегда должны говорить эту фразу: не Моя воля, но Твоя да будет, – и тогда Господь откроет нам Свою волю, подаст дары Святого Духа и укажет нам правильную дорогу ко спасению.

А когда мы пытаемся удовлетворить свои желания, приходим в храм и начинаем истово молиться о каких-то своих вещах, исполнения которых очень хотим, конечно, Господь откликается не всегда, потому что для нас эта просьба может быть неполезной. Очень важно все это понимать.

– У апостола Павла мы читаем о Святом Духе: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. А что означают слова «исполняйтесь Духом»? Как это – исполниться Духом?

– Прежде всего мы должны открыть дверь Богу. А как мы можем открыть эту дверь? Нам нужно победить в себе какие-то злые намерения, злые страсти, распри с ближними. Если мы этого не сделаем, то, конечно, Дух Святой не придет к нам в той мере, в которой мы хотим, потому что подобное тянется к подобному.

Чтобы мы стали святыми, соединились с Духом Святым, мы должны очиститься от проявлений греха. Если у нас такое стремление есть, то Господь, конечно же, поможет нам, но здесь обязательно нужен и наш труд.

В Евангелии мы читаем: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. То есть Царство Божие берется трудом, и, чтобы мы впустили Дух Святой, нам надо открыть двери своего сердца и очиститься от страстей, которые нас мучают, с помощью Божией, которую подает нам Святая Церковь.

– Отец Владимир, спасибо Вам большое за эту беседу в день Святого Духа. В заключение прошу Вас слов напутствия нашим телезрителям.

– Естественно, мне хочется, чтобы с нами был Святой Дух. Святая Троица да пребывает со всеми вами!

 

Ведущий Александр Черепенин

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

 

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать