В студии протоиерей Александр Рябков, настоятель храма святого Димитрия Солунского в Коломягах.
– Тема сегодняшней передачи: делают ли страдания нас совершеннее? Мы готовы принимать страдания понемногу, так, чтобы не выходить из зоны своего комфорта. А если мы говорим о серьезных страданиях, тем более о тех испытаниях, которые претерпели наши святые, то вряд ли мы хоть в какой-то степени готовы их принять. Но даже на нашей памяти есть люди, претерпевшие такие страдания, которые и представить невозможно, а уж тем более понять, как их можно было пережить.
С другой стороны, могут быть очень сильные страдания, которые никоим образом не помогут человеку стать совершеннее. Скорее, наоборот, впасть в осуждение и вопрошать Господа: за что?
– Догматическая часть этого вопроса заключается в том, что грехопадение первых людей ввело в жизнь болезнь, страдание и смерть. И это сопровождает так или иначе каждого человека и все человечество до конца нашей общей истории, до того момента, когда Господь придет в мир и скажет: се, творю все новое.
При этом подчеркнем, что Бог страданий не творил; наоборот, если обратимся к Катехизису, то узнаем, что даже грех или какие-то неправедные наши поступки Промысл Божий действенно претворяет в полезное, в доброе для нас.
Страдания, с одной стороны, могут быть следствием грехопадения первых людей, но еще есть страдания, которые человек сам привносит в свою жизнь, в том числе, конечно, как последствие греха. Человек зачастую выбирает грех, пытаясь убежать от страданий, больших или малых, постоянных или случающихся иногда. Грех для него – как некая анестезия, некая попытка скрыться от реальности жизни.
Может быть, человек просто ищет каких-то земных удовольствий и впадает в грех. И тогда вместо удовольствия или вместе с удовольствием он получает болезнь. Спутник этого удовольствия – всегда разочарование, страдание, всегда какая-то боль. Она может быть разная. Это душевная боль, раскаяние, ощущение ошибки и непопадания в цель. Может быть страдание физическое как следствие этого греха.
Есть страдания, которые даны человеку свыше, и ему надо выстоять, эти страдания перенести, мужественно преодолеть. Здесь Священное Писание нам дает очень четкие ориентиры, и самый ярчайший пример – страдания апостола Павла. Мы помним слова из Второго послания к Коринфянам: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня (2 Кор. 12, 7–8). Мы не можем знать, что подразумевалось под этим жалом: болезнь или, может быть, какие-то невзгоды. Но он страдал, и Бог на его вопрос, для чего эти страдания, ответил: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И замечательны слова апостола: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Апостолу Павлу было необходимо это испытание, иначе он не стал бы апостолом, а мы не имели бы такого учителя, который наставляет нас сегодня в своих посланиях.
В Первом послании апостола Петра сказано просто: Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот самый простой ответ на внутренний вопрос: зачем страдания? Самое простое страдание – это страдание плотью, когда что-то заболело. А страдающий плотью перестает грешить. То есть мы видим, что последствие грехопадения первых людей, проявляющееся в виде болезни, выполняет нравственную, воспитательную функцию, без которой мы не можем прожить.
Есть опыт святых мучеников Древней Церкви, но когда мы читаем их жития, то не всегда в полной мере проникаем в этот опыт, потому что эти жития составлены по лекалам византийской агиографической литературы. А когда мы читаем жития новомучеников, то в полной мере постигаем их опыт, который важен для нас в том, чтобы превозмочь страдания, и в понимании того, для чего нам эти страдания посылаются.
– Вопрос от Татьяны из Москвы: «Прочитала книгу Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание», но там такие немыслимые страдания описаны! И святой Иоанн Златоуст какие претерпел страдания! Но ведь Господь дает силы, чтобы выдержать эти мучения, дает всем нам крест по силам. Но почему же не все выдерживают посланные испытания, не все имеют силы нести свой крест? Некоторые даже самоубийством заканчивают жизнь, так как не могут вытерпеть страдания. Как же тогда понять выражение, что крест дается по силам?»
– Древние церковные писатели прямо сказали, что самому искать страданий и мученичества нельзя, выбирать самому для себя крест неправильно. И в православии нет таких аскетических опытов, как самобичевание, самоистязание, как поиск страданий. Это было распространено в западной христианской традиции.
Откуда взялось название автобиографии святителя Луки «Я полюбил страдание»? Это цитата из его письма сыну от 1943 года. Он пишет там: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». И когда он описывает свой опыт пребывания в лагере, он делает очень важное заключение о том, что те страдания, которые он претерпел в тюрьме, сделали его тихим, кротким и менее резким, чем он был раньше. То есть он понял, что эти страдания не бессмысленны, они улучшают его человеческую природу. По слову апостола Павла, страдающий плотию перестает грешить. Здесь мы приходим к тому, что есть смысл даже и у страданий.
Есть опыт человека, заключенного в другом конце Европы. Это известный сегодня психолог Виктор Франкл, многие знают его книгу «Сказать жизни "ДА!" Психолог в концлагере». Подходя к вопросу о смысле жизни, он начинает с того, что ищет смысл в страдании. Страдания – это то, что сопровождает человека всю жизнь, их не избежать. И человек должен понять, для чего ему в жизни это дано. Сам Виктор Франкл, как психолог, вынужден оставаться в более или менее научной терминологии, но суть его произведений, его логотерапии, в общем-то, религиозна. Он признает, что практиковать его логотерапию, то есть осмысление жизни, возможно только в религиозной традиции. Но он вынужден придерживаться научной формы, так как он обращается в том числе и к тем, кто сегодня по каким-то причинам не может полностью себя конфессионально определить или назвать себя верующим человеком.
Почему по-разному люди претерпевают страдания? Здесь очень важно понять, что человеческих сил недостаточно, нужны силы Божии, а значит – нужно открыться Богу. А как открыться? У европейского философа Серена Кьеркегора есть замечательная фраза: дверь к счастью открывается наружу. Значит, нужно открыться не только Богу, но и Его чадам. Можно остаться в своих страданиях, в этих страданиях вариться; но можно отвлечься от своих страданий, выйти наружу, обратившись к Богу в молитве, и повернувшись к людям, которые очень часто страдают не меньше вас. Разделив с ними их скорбь, утешая их в этой скорби, мы отвлекаемся от того переживания, которое нас точит изнутри.
Есть очень похожее высказывание британского писателя Клайва Стейплза Льюиса о том, что двери ада закрыты изнутри. То есть человек замыкается в своем страдании, раздувает его – и этим упивается. Это уже самолюбование в своем страдании, обвинение и Бога, и других. Нежелание сделать попытку выйти к людям, открыться Богу, замыкание в самом себе всегда бесплодны, это всегда увеличивает страдания.
– Вопрос из Гомеля от Елизаветы: «Почему Господь попускает страдания Своим святым избранникам?»
– Мы с этого начали, со страданий апостола Павла. И резюмировали, что не было бы апостола Павла, если не было бы у него испытаний. Есть такая поговорка среди монашествующих: кто не искушен, тот не искусен. Мы, с одной стороны, не ищем сами, по своей воле, по своей гордыне мучений и страданий, не ищем искушений. Мы смиренно просим Бога: не введи нас во искушение. Мы смиренно признаем свое бессилие, памятуя, что блаженны нищие духом. Но при этом понимаем, что в теплице нам спасения не достичь. Если в мирском плане любые достижения приходят через испытания, через множество тренировок, повторений, то уж тем более спасение нашей души достигается через повторение каких-то испытаний, нестроений. Человек учится выходить из этих трудностей и страданий не в грех, а в духовный рост. Он идет не вниз, а вверх.
Любое испытание нужно пережить с вопросом: для чего? «Что мне это даст? Какой новый смысл я открою для себя, какие увижу новые жизненные горизонты?» И это уже размыкание, я уже открываюсь. А если я замыкаюсь и только повторяю: «За что?» – это совершенно бесплодно, никакого опыта так не приобретется. Я и сам не расту, и, конечно же, ни с кем поделиться своим опытом не могу. Я только собираю рядом каких-то плакальщиков – и больше ничего. Испытания, страдания – это рост.
Вспомним притчу про таланты, это тоже в какой-то мере про страдания. Потому что пускать таланты в рост – это труд, сопряженный с риском. Дали одному пять талантов, другому – три таланта, а кому-то – один талант. Он испугался, что может его потерять, а страх и страдание – родственные слова. И этот человек выбрал простой путь: у меня есть один талант, я его зарою, чтобы не потерять и вернуть потом хотя бы то, что было. Он не рисковал, он избежал страха, избежал страдания. И что говорил? «С меня взятки гладки, мне ничего не дали...»
Мы тоже часто жалуемся: мне ничего не дали, у меня нет талантов, меня обделили… И, вполне возможно, соберем таким образом вокруг себя каких-то плакальщиков, которые будут нас жалеть, гладить по головке, говорить: какой же ты бедненький! Но что из этого выйдет? Ничего! А если перевести эту притчу в нашу реальность, один талант сегодня равняется примерно 5–6 миллионам рублей. Нельзя сказать, что это маленькие деньги… Просто человек выбрал страдания, бесплодные и бестолковые. Он страдал и считал, что таким образом вызовет сострадание у других. Господь сказал Своим ученикам на первый взгляд несправедливые слова: Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. А что значит: не дано? Человек сам решил, что ему не дано, его обделили в детстве, неправильно воспитали.
То же касается и нашего прихода в храм. «Я пришел, а там мне ничего не понятно». Так потрудись, чтобы понять! «Не хочу трудиться, это страдание вызывает...» И дальше какой путь? Убежать от страданий в какое-то теплое, комфортное болото и там продолжать сетовать на свою жизнь?
Мы читаем книги или смотрим фильмы, в которых происходят некие перипетии в жизни героя. Да, наверное, нам бы хотелось, чтобы концовка в этом фильме была хорошей. Хотя не во всех великих произведениях, которые мы читаем, присутствует happy end, но даже в тех произведениях, где он присутствует, необходимы испытания для главного героя, которые он преодолевает. Для нас этот герой ценен именно тем, что до счастливого конца он доходит, претерпевая страдания, которые на него свалились. Преодолевая тернии и волчцы, человек проходит этапы саморазвития.
Конечно, человек может замкнуться в своих страданиях, совершив грех – остановиться на самобичевании. Но это не покаяние. Покаяние – это действие. Как говорил Кьеркегор, открой дверь и выйди навстречу Богу и людям. Или, по Льюису, не запирайся в своем аду, не держи эту дверь закрытой и не вари мысли в своей голове. Это очень важно для выхода из страданий.
Мы же не утверждаем, что страдания – это то, что постоянно должно быть, что мы должны их культивировать. Нет, ни в коем случае. Страдание – это то, что надо преодолеть, пройти. И выйти. Промысл Божий даже последствия грехопадения делает важными и полезными для нас. Если бы не было боли в теле человека, он никогда бы не узнал, что у него что-то не в порядке. Боль – это сигнал: надо обратиться к врачу. И на этот сигнал надо дать адекватный ответ, тогда человек успеет спасти свою жизнь, вылечить недуг, который мог бы стать смертельным. Боль здесь выступает как индикатор, очень важное дополнение, которое сохраняет жизнь человеку.
Так же и нравственные страдания, душевные переживания. Очень часто человек не дает себе труда проработать свои переживания и понять, почему ему сейчас так плохо. Почему он испытывает депрессию, печаль или даже страх. И здесь надо поразмышлять, провести самоанализ, где кроется причина этой боли. Очень может быть, что сегодня вместо того, чтобы пожелать кому-то доброго утра, вы что-то пробурчали, может быть, кого-то обидели – и прошли мимо этого своего поступка. Но ваше душевное состояние сигнализирует о том, что вы неправильно поступили.
Или происходит какое-то смятение в душе, и вы спрашиваете себя, отчего это смятение происходит. От страха что-то потерять или что-то не получить. И здесь нужно спросить себя, что вами руководит? Корысть или гордыня? Этот клубок размотается, и вы увидите, что причина вашего страдания, оказывается, очень простая. Это страх, который проецируется от гордыни или от корысти. И мы развенчиваем свое страдание, мы понимаем, что его причина довольно приземленная, и просто надо выйти навстречу Богу, отвлечься от своей корысти и гордыни помощью другому человеку, отвлечься от самого себя.
Очень часто причина страданий заключается в том, что мы замкнуты на самих себе. А как я выгляжу? Всем ли я нравлюсь? Все ли я идеально делаю? Не оспаривает ли кто-то мое положение на иерархической лестнице, опять же в моей голове придуманной? То есть я сам придумал эту лестницу, я сам борюсь за какие-то ступени на ней, хотя все это совершенно виртуально. И это тоже несет страдания.
Мы зачастую сами себе придумываем лишние страдания: мол, чему-то не соответствуем, каким-то лекалам, какому-то шаблону… А кто эти шаблоны и эти эталоны выдумал – непонятно. Но я руководствуюсь этими стереотипами и начинаю переживать.
Есть страдания неизбежные. Те, которые были у владыки Луки (Войно-Ясенецкого), у Виктора Франкла. Но они преодолевали их, искали в них смысл, находили его – и выходили обновленными из этих страданий.
У Франкла есть очень интересная история о том, как он разговаривал с пациентом, страдающим депрессией от того, что у него скончалась жена. И он удивительный вопрос задал своему пациенту: «А если бы Вы скончались раньше своей жены?» – «Тогда она страдала бы еще сильнее, чем я». – «Вот видите, есть смысл в том, что Вы были рядом с ней, понесли этот крест, скрасили ее последние дни, сделали все для того, чтобы ее последние дни были радостными, Вы не оставили ее в одиночестве. Смысл в Вашем страдании огромен. И она избежала тех страданий, которые сегодня Вы переживаете. Вы взяли на себя ее страдания». Так сказал Виктор Франкл своему пациенту. И это совершенно христианский подход, религиозный.
Опять же Франкл замечал, что те, у кого в немецком лагере была цель в жизни (может быть, доделать какой-то свой научный проект или встретиться с близкими, с женой), кто сохранял не смысл жизни, а хотя бы цель, они выживали, несмотря на голод и болезни. А те, кто терял эту цель, не видел смысла в своей жизни в этих тяжелейших условиях, быстро погибали, не дожидаясь казни.
Даже в самой смерти есть смысл, об этом тоже нам говорят примеры мучеников. Если бы не было физической смерти, если бы нам сказали, что мы на этой земле будем жить вечно, мы бессмертны, то никакого прогресса в нашей жизни не было бы, не только физического, материального, телесного, но и духовного. Нам не надо двигаться и действовать, у нас очень много времени впереди! И мы сразу всё начинаем откладывать на потом. Мы и сейчас порой живем так, как будто никогда не умрем. И память о том, что мы не вечны, что у нас вообще-то впереди кончина, – очень важна. Мы понимаем, что у нас очень мало времени, и это нас стимулирует не сидеть сложа руки, не считать ворон, не почивать на лаврах, а расти, действовать. Родить и воспитать ребенка; тем, кто занимается наукой, – создать свою школу, вырастить учеников, оставить после себя какие-то труды. Даже трудясь простым сапожником или швеей... Твоя индивидуальность в этой картине мира необходима, ты заполнил этот фрагмент мозаики честным, достойным выполнением своего долга. Жизнь – это долг. И выполнение этого долга и есть смысл твоей жизни.
И смерть, которая маячит впереди, не дает возможности сказать: я потом буду хорошим мастером, потом буду хорошим ученым. Но очень важно понимать, что надо избегать такого стимула, как гордыня, желание прославиться. Нет, надо выполнить свой долг и свое служение. Если мы лишь отталкиваемся от самомнения, от желания прославиться, от желания получить какие-то аплодисменты, то вряд ли что-то ценное создадим. Мы больше будем работать на аплодисменты.
Недавно попался мне интересный фантастический фильм. Робот-андроид узнал, что его друг, человек, пытается сделать какое-то научное филологическое открытие о шумерской письменности; в частности, что их клинопись имела свое поэтическое содержание. И андроид, который владеет большим объемом информации, говорит ему: «Я хочу тебе помочь. В Бразилии женщина-ученая уже сделала такое открытие, и это облегчит тебе труд по сбору информации». А человек разочаровался. Для него важен был не сбор материала, не дополнение к тому открытию, которое уже сделал другой ученый, а важно было занять первое место. Вот когда во главе угла будет стоять первое место, то нас, скорее всего, будет ожидать разочарование, что это первое место кем-то уже занято.
Надо не ради первого места трудиться, не ради того, чтобы повесили на шею золотую медаль и дали лавровый венок, а ради того, чтобы была польза. И начинать день надо с молитвы, со смиренной просьбы: «Боже, пожалуйста, помоги мне сегодня быть полезным Тебе и Твоим чадам!» Можно молиться по-другому, более смиренно: «Если я сегодня еще несовершенное орудие в Твоих глазах, то помоги мне хотя бы не причинить никому вреда, если уж я пока не могу принести пользы». Хотя бы начать с этого. А потом просите у Бога, чтобы Он сделал вас Своим орудием, чтобы вы принесли хоть какую-то минимальную пользу людям. Это дает смысл вашей жизни, и это – таблетка от страдания.
А главное страдание происходит от бессмысленности; мы страдаем от того, что не видим смысла в своих поступках, в своей жизни. А смысл – это служение ради пользы Богу и Его детям.
– Насколько для нас может быть духовно вредно наслаждение или стремление к комфорту?
– Самое большое наслаждение мы получим тогда, когда преодолеем некую энтропию, некий застой. Самая высшая радость не от того, что ты что-то съел, выпил, получил массу одинаковых удовольствий от разных блюд. Блюда разные, а удовольствие одно и то же. Самое главное удовольствие – это преодоление самого себя, победа в какой-то мере над самим собой.
Страдания или боль – неотъемлемая часть нашей жизни, но это и сигнал. Это может быть сигнал и телесный, и душевный, что нам надо что-то исправить в нашей жизни. Надо к этому сигналу прислушиваться. И большое удовольствие и радость мы получим тогда, когда преодолеем страдания и выйдем из них более цельными, более зрелыми и более духовно взрослыми.
Ведущий Глеб Ильинский
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!