Беседы с батюшкой. Cвященник Владислав Береговой. 28 июля 2024

28 июля 2024 г.

– Знаменательный день для всей нашей русской цивилизации, Святой Руси, – день Крещения Руси. Очень рад, что сегодня Вы у нас в гостях, потому что Ваша жизнь проходила в городе Киеве, в стенах Киево-Печерской лавры. Все знают, что получилось и как.

– Что получилось, то получилось.

– Праздник у нас есть, мы его очень почитаем, храним заветы наших отцов, любим и почитаем историю и идем вперед. Но прежде всего давайте вернемся на тысячу лет назад. Нас часто критикуют (это не авторитетные мнения, но этот нарратив почему-то часто распространяется в общественном пространстве), говорят, что христианство – это якобы большая ошибка для нашей страны, что мы потеряли какую-то свою самобытность и пошли неверным путем, отсюда и наши беды. Но если бы не христианство, какой была бы наша культура, какими были бы мы? Можем ли мы об этом порассуждать? И почему христианство – это действительно верный шаг, как Вы думаете?

– Во-первых, эти нарративы распространяют только воинствующие атеисты. Не просто атеисты, а именно воинствующие, для которых абсурдность этого тезиса не играет никакой роли, потому что те, кто их слушает, не ждут какой-либо аргументации. Они основываются на эмоциях, чувствах, инстинктах – на чем угодно, только не на исторических свидетельствах, не на логике, не на изучении каких-то классических трудов, летописей…

А на самом деле все совершенно не так. Что мы «потеряли» (в кавычках), приняв христианство? Поклонение силам природы как богам. По-моему, на сегодняшний день только какие-то уж совершенно отъявленные язычники готовы в это верить.

– Хотя это тоже проблема, в том числе и сегодняшнего дня. Но попозже о ней поговорим.

– С одной стороны, мы живем вроде бы в границах христианской культуры, с другой стороны, она очень сильно разбавляется эзотерикой. Настолько мощно, что в каких-то моментах даже сливается с религией в сознании тех людей, которые относятся к христианству через призму эзотерического мировоззрения. По сути, это «язычество на минимуме». Что значит «язычество на максимуме»? Это когда есть не просто какая-то одушевленная сила природы, но конкретные Зевс, Перун, Нептун. То есть за этими силами природы стоят все-таки конкретные личности.

Эзотерика обезличенная. Просто есть абстрактная Вселенная, абстрактная Природа (все это, конечно, с большой буквы пишется). Никаких конкретных богов за ними не стоит, но все равно они обладают какими-то силами, настолько могущественными, что могут влиять на твою судьбу, жизнь, на целую цивилизацию. И люди высчитывают по номерам, по движению планет, еще по чему-нибудь, как же их жизнь в конечном итоге сложится.

Что говорит мировая история? Те народы, цивилизации, которые остались на уровне поклонения языческим богам, канули в Лету. Потому что, как говорит пророк Давид, народные языческие боги – это бесы, по сути. То есть здесь духовная проблема: поклонение силам разрушения и силам, о которых Спаситель говорил, что они человеконенавистники.

– Они не созидают, а разрушают.

– Да. Под какими бы языческими лозунгами ни пытались объединить страну, все равно она развалится, потому что в основе пошлость, кровь, ненависть, культ силы и жертвоприношений, в том числе человеческих. Почему так опасно язычество и неоязычество сегодняшнего дня? Оно приходит в нашу жизнь под лозунгом единства с природой, что это наша история.

– А еще это распространено среди спортсменов и военных.

– Потому что это культ силы.

– Я неоднократно слышал, что романтизируются образы скандинавских богов, каких-то воинов, даже ведические славянские культуры (к сожалению, подробностей я не знаю). Образ силы. Это красиво. Там смерть преподносится по-особенному.

– Культ смерти.

– Особенный, скажем так. При этом я с одним человеком спорил, говорил, что у нас тоже есть воины: и Дмитрий Донской, и монахи Пересвет и Ослябя. Просто, скорее всего, это происходит от незнания, от невежества и от того, что мы не популяризируем образы воинов, которые были в нашей христианской культуре.

– У нас все-таки работа ведется в этом направлении. У нас есть святой Федор Ушаков, морские соборы, военные храмы.

– Зерно посеяно мощное. Батюшка приходит в госпиталь и спрашивает одного: а ты чего от коллектива отбился? Он говорит: я, батюшка, по-вашему, язычник. Поэтому и такое тоже встречается.

– Проблема язычества в том, что за этой верой стоит сила бесовская. Это не просто какое-то философское убеждение. Это поклонение духам злобы поднебесной. Причем именно в том образе, в котором действительно они являются.

– Кстати, это не системная сила. Она разрознена, на разных уровнях по-разному бьет.

– Но она едина в одном…

– Цель – погибель человека.

– Цель у них простая: любыми средствами погубить человека и в сей жизни, и в будущей. Но не просто погубить, а так, чтобы еще и Господу Богу сказать: смотри, вот Твое любимое существо Тебя предало за медный грошик, еще и поглумилось, покощунствовало. То есть им еще важен не просто факт смерти человека, все равно все умрут, важно чтобы человек умер или в блуде, или в магии, в той же эзотерике, в язычестве. Три самых ненавистных Господу Богу греха. Если сказать по-другому, помня, что Бог, конечно, ни на кого не злится, это три греха, которые оставляют самую тяжелую рану в человеческой душе: блуд, язычество и магия.

Как правило, это все рядышком. Язычество как раз в себя вмещает и магию, и блуд со всеми вытекающими последствиями и мероприятиями. Человек чувствует некоторую силу в этом, потому что она там присутствует. Даже в матерной брани есть же какая-то сила. Человек выругался и даже силу почувствовал.

– Это не только сила убеждения.

– Да, это не просто набор слов, каких-то пошлых, гадких, мерзких, оскверняющих мать и все святое. Когда человек ругается, он даже чувствует себя по-особенному. Почему в некоторых обществах только так и говорят? Когда простой человек, который не ругается, начнет материться? На пике каких-то эмоций. Это как анестезия. Потому что бесовская сила присутствует в этом. Ты, по сути, призываешь ее. Потому что она везде, когда ты кого-то проклинаешь, кому-то зла желаешь, кого-то унижаешь или кощунствуешь над святыней. Мать – это все-таки святое.

Так и здесь: есть привлекательность некоторая в язычестве. Слава Богу, что мы этого лишились. И возникает второй вопрос о том, что крестили якобы насильно.

– Да. Огнем и мечом. Русь стенала, плакала. Кто-то вообще был против.

– Что-то я не помню, чтоб в летописях говорили, что реки Днепра обагрились кровью нежелающих креститься.

– Конечно, кому-то это было непонятно и не хотелось этого.

– В общем-то, да. Но одна из самых больших ошибок современного человека – судить человека древности исходя из своих знаний, своего опыта и точки зрения человека, живущего уже в евангельской среде.

– Там же уже были христиане варяги.

– Чуть-чуть были, да.

– А Ольга была христианкой. И храм уже стоял. И первые мученики были. Нельзя сказать, что сеяли мы на какую-то каменистую бесплодную почву. Что-то да вспахивалось на этой земле.

– Для нас очень важен наш выбор, а также свобода. Особенно для некоторых категорий людей, они готовы жизнь отдать за свободу. У нас даже много фильмов, литературы о том, как это ужасно в древности, в Средние века, что девушек выдавали замуж не по их желанию. Сколько трагедий, сколько драм... Хотя это было нормально. И нам кажется, что люди действительно страдали, когда над ними какое-то психологическое насилие проявляли. Но нет. Огромное количество литературы существует на эту тему – полисное мышление древнего человека.

Почему мы сейчас считаем, что имеем право на мнение? Я по телевизору выступаю, ты что-то говоришь. Сейчас студенты даже выступают.

– Конституция разрешает.

– Да, Конституция. Об этом тоже можно сказать. А почему именно Конституция? Мы на основании Библии, заповедей, веры в Бога говорим о том, что хорошо для государства, что плохо. То есть Конституция всегда была второстепенной по отношению к Евангелию. На нем она строилась. Мы просто говорим юридическим языком, расшифровываем то, что написано было полторы тысячи лет назад в Евангелии.

Что это за полисное мышление? Человек раньше считал себя личностью постольку, поскольку он был частью общества, города, семьи. То есть я ценен не сам по себе, а постольку, поскольку я княжий человек. И так мыслили все 10 тысяч человек, которые жили в Киеве. Ты никто сам по себе. Но если ты член такого-то рода, тогда ты уже кто-то. И что говорит князь, то для тебя и хорошо. Причем человек искренне так считал. Князь умный, он их глава. Если он считает, что так правильно, то это действительно правильно. И народу не приходила в голову мысль о том, что князь может ошибаться. То есть люди мыслили по-другому.

А нам говорят, что насилие какое-то было… Его в принципе не могло быть исходя из такого мышления. Но все равно мы видим, что кто-то был против. Уже как бы воинствующе против.

– Какие-нибудь жрецы, люди других должностей…

– Это новгородская проблема, конечно. Мы видим, что они просто под шумок хотели уйти из-под власти киевского князя. Там много политических моментов было. Возник местный конфликт не на почве принятия христианства, а на почве предполагаемой смены власти.

И самое главное, что хочу подчеркнуть: в ту эпоху крестилась не только Русь, но и некоторые скандинавские государства, варяжские народы, север Европы. И что там произошло? Во многих государствах крестили действительно насильно. Может быть, местный князь и обладал каким-то авторитетом, но не таким большим, чтобы ему верили безоговорочно.

И что мы видим? Князь живет, храмы строятся, люди массово крестятся. Все хорошо, язычество вроде спряталось, вроде как бы его и нет. Но как только князь умирает, язычество вылезает из берлог, храмы все разрушаются, христиане вырезаются, и уже при следующем князе христианства нет.

– Это в Европе?

– Да, в некоторых скандинавских государствах, княжествах. Что у нас происходит? Князь Владимир умирает, оставляет после себя детей: 9 девочек и 12 мальчиков.

– Борис и Глеб из них…

– Да. И это первые страстотерпцы, которые не просто мученически погибли. Я чту мучеников, конечно же, это великий подвиг, когда тебя убивают за твои убеждения, предложив тебе от них отказаться.

– При этом ты мог применить силу в ответ.

– Да. В чем разница между мученичеством и страстотерпчеством? Мученичество легче, если хотите, потому что ты понимаешь, за что умираешь. Тебе говорят: отрекись от Христа и будешь жив. А страстотерпцам такого не предлагают. Ты умираешь просто как христианин. Ты можешь действительно применить силу, убить брата или тех, кто тебя схватил. И вроде бы любой воин скажет: так это же нормально – убивать тех, кто насильно тебя держит в заточении или грозит тебя убить. Но человек хочет исполнить заповеди блаженств до конца. То есть быть христианином всегда, в каждую минуту жизни, даже перед угрозой смерти. В этом величие страстотерпчества: умереть не за Христа конкретно, а за исполнение Его заповедей. Это же какая сила должна быть!

– Это сильная вера! Доверие Богу.

– То есть видно, что и семья князя Владимира жила этим, и вся Русь. Не только Киев, но и Владимир, и Ярославль, и Новгород.

– То есть это была не вера в обряд, а постижение сути веры.

– Да, и это очень важный момент. Можно считать себя христианином, потому что  крещеный, на Крещение прихожу в храм за святой водой, на Пасху – освящать куличи. А как только возникает нравственный вопрос?.. Если у меня украли – это плохо. Если я украл – это хорошо.

– Или: у меня украли – я тоже украду.

– Говоришь: «Но ты же христианин!» – «Да, но это другое, это закон бумеранга». Как можно понять, что народ действительно воспринял христианство как основу своей жизни и язычество было не просто насильно уничтожено, а люди оставили его, бросили?

– Безболезненный переход был.

– По тому, что сотни святых появились в течение сотни лет. То есть такого количества святых за такой короткий период времени нет нигде. И на Руси такого периода больше и не было. Да, XX век дал нам тысячи мучеников-страстотерпцев. Но здесь мы говорим о преподобных, чьи люди добровольно принимали на себя подвиги.

– Антоний и Феодосий Печерские ­– это какой временной период?

– Это XI век.

– Насколько я знаю, первые киевские иерархи были греки.

– Михаил, митрополит Киевский.

– Проходит не так много времени, и уже из нашей славянской среды поставляются епископы.

– В общем, мы видим, что плоды крещения князя Владимира появились сразу же, в течение первых поколений. И в течение ста лет Россия прошла тот путь, который Византийская империя прошла за тысячу лет. Вот это самое важное.

– Первые сто лет христианства на Руси?

– Да. Русский человек оказался фантастически приспособлен впитывать благодать Духа Святого, которая дается ему в крещении и в просвещении.

– Я был в Софии Киевской. Как правильно называется вот эта мозаика?

– «Оранта».

– «Нерушимая стена». Мозаика, пережившая нашествие монголо-татар. Киев был просто сожжен, немного дворов оставалось. Поражает, какое произведение наши предки сотворили в этом храме. И оно до сих пор сохранилось. К сожалению, сейчас нам это недоступно. Отсюда вопрос: насколько важно сохранять это наследие? И можно ли сказать, что то, что сейчас происходит в мире, следствие того, что мы забываем истоки? Когда цивилизация, которая тысячу лет была христианской, уходит от Бога...

– Во-первых, если человек забывает Бога, то он, по сути, перестает исполнять свое предназначение. То есть он превращается в ничто, в пыль, в ничтожество. И для того, чтобы ему прийти в себя, Господь попускает какие-то войны, катаклизмы, даже уничтожение этих народов, что, собственно, всегда происходило с языческими народами. «Карфаген должен быть разрушен» – мы помним эту знаменитую историю. Разрушен именно за его нечестие, жертвоприношение детей в том числе.

Мы помним историю завоевания земли обетованной. Почему народы потеряли ее? Именно из-за культа поклонения языческим богам.

– Когда детей в жертву приносят.

– Сначала приносят в жертву пленников, чужих воинов. А когда войны нет, дело доходит и до того лучшего, что есть в твоей семье, – до детей и жен. Вот тут чаша долготерпения Божьего все-таки прорывается, и такие народы уходят со страниц истории. Это было бы и с нашим народом. Нас бы здесь вообще не было.

Когда князь Владимир, настоящий язычник, пришел в себя? После кроткой смерти Федора и его сына Иоанна. «Кого принести в жертву?» – «А, вон там христиане есть, отдавайте их». «Хочешь остаться живым, принеси жертву нашим богам». – «Не буду бесам поклоняться».

Вход к их мощам через Крестовоздвиженский храм (там же и выход). Их мощи находятся там рядом с мощами Ильи Муромского и преподобного Агапита Киево-Печерского, первого врача на Руси. Мощи Ильи Муромца и преподобного Агапита нетленны. В конце 80-х годов проводили экспертизу, исследование мощей преподобного Ильи. И было доказано, что это действительно был человек богатырской силы, воин, имел множество ранений на теле (нетленные мощи проще изучить, чем только косточки). Его гробница самая большая среди всех гробниц Киево-Печерской лавры. И погиб он, судя по всему, защищая монастырь от половцев, потому что сквозь его правую руку и сердце проходит ранение копьем. То есть, видимо, он уже не мог защититься, но машинально руку к сердцу приставил, был пронзен насквозь и от этого погиб.

Ему было около 45 лет от роду. Видно, что у него была некая болезнь, из-за которой он какое-то время не мог ходить. Это доказано этими же исследованиями. Это тот случай, когда безбожная власть хочет поставить крест на религии, а по факту оказывается, что былинный богатырь настоящий, действительно святой, преподобный, нетленными мощами почивающий в Киево-Печерской лавре.

– Просто его образ, как мне кажется, сделали очень мультипликационным. А на самом деле мы вообще забыли, какой он. Есть картина Васнецова, какие-то мультфильмы, не самые худшие. Но, как говорится, зри в корень.

–  Я вообще не сторонник этого мультфильма, если честно… У князя Владимира с этим образом нет ничего общего. Поэтому, мне кажется, если уж вы показываете детям этот мультик, то будьте добры, сядьте с ними и расскажите настоящую историю и князя Владимира, и преподобного Ильи Муромца, что он святой, что Божией помощью силу такую получил. Не какие-то калики перехожие его исцелили, а все-таки Господь Бог через ангела Божия. Это тоже очень важно, чтобы правильное представление было у детей о наших исторических, реальных героях.

Святость распространилась из Киево-Печерской лавры по всем другим городам и весям нашей необъятной Родины. Не зря Киев – мать городов русских. И отсюда пошло все то хорошее, что получил Киев от крещения князя Владимира. Каждый год в день Крещения Руси с горки, от памятника князя Владимира (он чуть подальше находится, в трех-четырех километрах от Киево-Печерской лавры), идет крестный ход. У этого памятника собирались всегда священнослужители Украинской Православной Церкви, предстоятель, тысячи людей, шли крестным ходом до Киево-Печерской лавры и на площади служили молебен у Зачатьевского храма. На площади уже толпа стояла, а на пригорке люди еще только входили в лавру и потихонечку спускались. Этот день всегда был прекрасным праздником торжества православия.

Когда-нибудь, я надеюсь (мы об этом молимся), Церковь на Украине перестанет быть гонимой и снова каноническая Украинская Православная Церковь и ее верные, их же несть числа, которые сейчас даже побаиваются об этом говорить, будут торжественно с хоругвями и молитвами идти от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры, которая снова будет отдана Церкви. И торжественно пропоют прославление и величание и князю Владимиру, и всем святым Киево-Печерской лавры.

– Мы говорили уже сегодня о падении империй, даже христианских, которые, отойдя от Бога, потеряли все.

– Да, отходишь от Бога – теряешь все.

– То есть даже наша ностальгия по Киево-Печерской лавре, может быть, к сожалению, чем-то последним. Потому что процесс может быть необратимым. То же самое, как и в Москве, и в других городах, где есть святыни, где за наше отступничество все тоже может уйти в небытие.

– Да, нам кажется, что можно с Богом поиграть в кошки-мышки. Как говорится у Льюиса, Аслан не является ручным львом. И преподобный Паисий Святогорец говорил: если бы последнее слово не оставалось за Богом, то несправедливость этого мира свела бы меня с ума. Очень верные слова. И особенно касающиеся вопроса о том, когда Господь врывается в нашу историю. Нам кажется, что Он должен помогать так же быстро, как мама помогает младенцу.

– Моментально.

– Да. Бывают такие истории, когда Он помогает моментально, потому что надо помочь именно так. А бывает, когда Господь долго терпит и дает возможность злу восторжествовать настолько, что кажется уже, что победить его невозможно. Очень хорошо это показано в трилогии «Властелин колец» у Толкиена. Когда герои уже были окружены со всех сторон и знали, что победы не достичь, решили дать последний бой. И в последний момент Господь совершает чудо. Наверное, когда уже нам будет казаться, что все потеряно и нет никакой надежды на человеческие усилия, Господь поможет, чтобы показать, что помог именно Он, а не сила оружия или переговоров.

А то бывает как в анекдоте. Человек спешит на важную встречу и ищет парковочное место, молится: «Господи, помоги найти место для парковки!» Находит и говорит: «Все, Господи, спасибо, я сам нашел». Мы так себя и ведем: сначала даем много обещаний, а потом о них забываем.

Есть похожий анекдот. Мужичок подвыпил, с балкона упал, а это был 15-й этаж. Летит, молится: «Пить перестану, вообще все плохое делать перестану, в монастырь уйду». Попадает на ветку дерева, потом на кустик, на бельевую веревочку, скатывается на сугроб. Встал и говорит: «Фух, чего только с перепугу не скажешь». И мы так же: чего только не пообещаем Господу Богу, что изменимся к лучшему… У нас вроде бы сейчас вся страна к лучшему меняется, мы постоянно из каждого угла говорим о семейных ценностях, еще и Год семьи сейчас. Но при этом какие сериалы показывают по телевидению и что у нас блогеры нашим детям и подросткам говорят?

– Сейчас хотят обязать блогеров получать лицензию на образовательную деятельность.

– Это будет хорошо. У нас вроде традиционные ценности. Но как только станет ситуация в стране полегче, мне кажется, гидра безнравственности все свои 666 голов подымет и сметет все на своем пути. Потому Бог нас может хорошенько проучить, если мы не всерьез будем говорить о нравственных ценностях. И не просто потому, что сейчас надо об этом говорить, а надо и что-то делать для этого.

Слава Богу, за эти годы, как я не раз уже слышал, что-то делается. Причем делается то, что, как казалось многим людям, в нашей стране не будет сделано никогда в плане противодействия абсолютной безнравственности, абортам, деструктивным культам и нарративам, которые есть и в школьном учебнике. Идет работа над этим. Это очень здорово. Но главное – не перестать это делать.

– Ответственность никто на себя никогда не берет. На будущее редко кто мыслит. Живут сегодняшним днем. Сегодня модно так – скажут так.

– Мы-то, конечно, все надеемся на какого-то большого дядю, который все за нас сделает, а при этом сами живем как попало. И причем ругаем тех, кто не может жить иначе, просто декларируя это. Надо с себя начать.

– Хотя мы говорили о свободе. Свободнее, чем сейчас, мне кажется, никогда не было. Сейчас можно все сделать.

– Это золотые времена. Я буду, если доживу, своим внукам рассказывать, что в мое время было по-другому, не так ужасно, как у них. В Русской Православной Церкви такого золотого периода свободы не было никогда. Будет ли дальше – кто его знает. Это лучшие годы жизни Церкви.

– Даже если взять лично каждого человека. Захотел – стал блогером. Получилось или нет ­– это другой вопрос. Но ты волен делать что угодно. Есть некая вседозволенность. И Вы говорите, что мы ждем большого дядю. Действительно, при всей свободе ждем, когда примут решение. А ты сам хозяин ситуации. Создай семью, роди детей, люби жену, не изменяй ей.

– Да, простые вещи. Я когда-то тоже удивлялся понятию «семейные ценности». А что – надо говорить о том, что вода мокрая, трава зеленая? Недавно наткнулся на статистику, что у нас около 40% супружеских пар считают, что измена в браке – это, в принципе, допустимо. Это не повод для развода.

– Это называется открытый брак.

– Не то чтобы постоянно так жить. Но огромное количество людей (и мужчин, и женщин) считает, что это, в принципе, как бы не проблема.

– Есть актеры, которых называют звездами, они кумиры, и они это транслируют в разном ключе. Может быть, это подается под приправой юмора, но на самом деле это все откладывается в мозгу…

– Особенно у молодежи, детей, подростков. Они же очень податливы, для них очень важна личность, которая дает им какой-то образ жизни. Если для нее это норма, то и для тебя становится нормой.

– Говорят, если уходишь в соцсети как блогер, ты должен быть тем человеком, на которого захотят быть похожим.

– Это да… Смотря о чем ты говоришь как блогер.

– Мне 12-летняя девочка рассказала, кто ее кумир. Более того, у них есть мерч свой, брелочки и тому подобное.

– Это да. Мы сейчас говорим не о каких-то блогерах для подростков, тиктокерах. Есть же серьезные блогеры: учителя, врачи, те, кто показывает, где и что чинить. У них миллионы подписчиков и сотни миллионов просмотров на самом деле.

– Но в целом, если говорить о сегменте, который работает на подростков и детей?..

– Просто есть блогерство, которое мы называем «тиктокерство», когда ты просто танцуешь и у тебя куча подписчиков. Это путь в никуда. А если это блогерство, когда ты получил хорошее профессиональное образование, опыт работы и можешь об этом говорить со знанием дела другим людям, тогда пожалуйста. Я двумя руками за такое блогерство, потому что это нормальная ситуация, поскольку мы живем в информационном пространстве и по-другому не поглощаем знания. Нам очень нужен видеоконтент, для нас это очень важно. И поэтому все повара, кондитеры ведут свои блоги, да и батюшки говорят с людьми там, где эти люди и есть.

Поэтому батюшка, который сейчас в соцсетях ничего не говорит, может быть, забыл заповедь Спасителя: научите все народы. Не жителей твоего села или деревни, твоего района или твоих прихожан. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам (Мф. 28, 19–20)

– Мы перешли к родной для нас теме, но это все равно важно в контексте будущего нашей страны и дня, который мы сегодня празднуем. Это день Святой Руси. Я встречал также в некоторых православных или псевдоправославных пабликах осуждение этого явления. Говорят, что у нас Русь не святая, Святая Русь – это новодел, при чем здесь Русь, если православная вера вообще отделена от государства? Что им можно ответить? Потому что я не могу разделить нашу государственность (особенно наше тысячелетнее государство) и нашу православную религию.

– Если знать историю государства Российского только из школьных учебников, то складывается совершенно превратное представление о нем, уж тем более об участии Церкви в истории государства. В истории нашей страны Церковь была государственно-образующей структурой, которая скрепила, создала, по сути, государство. Были неоднократно моменты, когда, ввиду невозможности исполнения князем своих обязанностей, Церковь подставляла свое плечо и помогала, направляла, руководила.

– Вспомним Смутное время.

– Да, это еще один из эпизодов. Самое главное, что Русь никогда не была однородной. Не было настоящей Святой Руси, где все князья друг с другом вроде ссорятся, но по воскресным дням собираются где-то в Новгороде в храме на литургии, друг с другом целуются, потом по своим городам разъезжаются. Это было собрание небольших государств, которые друг с другом тоже очень сильно не ладили.

– Чем, кстати, воспользовались многие захватчики.

– Монголо-татары, собственно, на этом и сыграли. Потому что никто никому на помощь не приходил. Каждый сам за себя был. Киевляне, ярославцы, новгородцы, суздальцы – все сами по себе. Их всех по одному уничтожили. Церковь приложила невероятные, фантастические усилия, чтобы в какой-то момент прекратить эту междоусобную брань. И все сделала для того, чтобы консолидировать разрозненные княжества Руси под начальство Москвы.

Не было бы Русской Православной Церкви – не было бы России. Не было бы князя Владимира и его выбора – не было бы и нас. Было бы что-то другое. Иногда кажется, что князь Владимир принял решение рационалистически, выбрал ту веру, которая была выгоднее. Но я настаиваю на том, что это был выбор его сердца, его души. А всю дипломатичность он подстраивал так, чтобы была видна в том числе и какая-то рациональность. Потому что нельзя только сердцем выбирать. Но я убежден (и не только я), что выбирал он сердцем. У него была искренняя вера, а не поиск выгоды.

– И заботился он о своей земле, о ее суверенитете. Этому тоже есть свидетельства и примеры. Вся история нашей страны тому свидетель.

– Помолимся ему о мире в нашем мире, чтобы как можно больше деток рожали наши мамочки. Помолимся, чтобы язычество у нас кануло в Лету. И жили мы праведно, нравственно, в мире друг с другом.

– Святый равноапостольный княже Владимире, моли Бога о нас.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X