В гостях в студии – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве священник Владимир Тоготин.
– Сегодня день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всех именинниц поздравляем с днем ангела и с памятью этих замечательных святых! Имена этих святых – это названия добродетелей. Имя София сохранено в греческом варианте. По-русски оно означает «премудрость». Получается, что мы особым образом вспоминаем сегодня Веру, Надежду, Любовь и Премудрость. Смысл скрывается за именами этих святых. Если посмотреть на них в контексте мученичества, какой вывод мы можем сделать? Каким образом эти четыре добродетели связаны с мученичеством?
– Это образец для подражания прежде всего. Первые века христианства – это страшные годы гонений на христиан. Кровью мучеников обагрилась земля Римской империи. Эти благочестивые девы родились в Риме. Мать их была София, росли без отца. Самой младшей было девять лет.
Мать их воспитала в духе христианства. Они знали Бога, знали Христа, соблюдая евангельские заповеди. Этот свет не остался под спудом, как мы знаем из Евангелия. Эти светильники просветились на весь Рим, на них стали обращать внимание люди, приходить к ним. Дошел слух до императора Адриана, что есть такие святые девушки, которые верят во Христа, проповедуют христианство и живут христианской жизнью. Он воспылал любопытством и попросил пригласить их к себе.
Языческие верования были наполнены кровожадностью, льстивостью, жаждой наживы, обманом, а христианская вера давала любовь человеку, добрую жизнь. Конечно, они не могли променять это на возврат к прошлому. Их стали мучить. Начали со старшей девочки, Веры. Ее клали на раскаленные решетки, всячески пытали, но ангел-хранитель заступался за нее и был всегда с ней. Когда враги поняли, что сделать с ней что-либо невозможно, ее просто обезглавили. Таким образом она закончила свою жизнь. Остальные сестры точно так же были мучимы. Эти мучения не привели ни к какому результату, врагам пришлось тоже обезглавить их.
Три ребенка погибли за Христа, но мать их не тронули. Ей уготовили еще большее мучение: видеть эти истязания, почувствовать пролитую кровь и смерть своих любимых дочерей. Мать погребла их останки в земле и три дня находилась при них. После этого она тоже отдала душу Богу. Она не могла жить без дочерей. Господь ее забрал, видя ее мучения. Это трудно даже представить, когда мать видит мучение и смерть своих детей.
Конечно, в наше время нет таких мучений, какие были в первые века, но в XX веке земля обагрилась кровью новомучеников. Примерно то же самое происходило на Русской земле. Любому русскому человеку это близко. У многих есть родственники-новомученики. Люди знают все эти истории, восприняли их сердцем. Они видели, как Господь из страшных зол, как казнь, издевательства, пытки, переворачивает все это на 180 градусов и превращает во благо. Эти девочки получили мученические венцы, стоят на страже у Бога, служат Ему и отвечают на наши молитвы. Что требуется для человека, чтобы он исповедовал христианство? Вера. В Евангелии это слово повторяется неоднократно. Иисус Христос всегда говорил ученикам, что если они будут иметь веру с зерно горчичное, то войдут в Царствие Божие.
Первая девочка носила имя, созвучное этой добродетели. Надежда тоже для нас образец. Без нее жить нельзя, потому что каждый христианин надеется на любовь Божию и Царствие Божие. Мы знаем, что по грехам мы недостойны этого. Но в сердце любого истинного христианина живет надежда, что Господь простит нам все грехи, возьмет в Царствие Небесное и избавит от греха, страданий, смерти и болезни.
Без любви невозможно жить ни одному человеку. Когда человек теряет любовь, он превращается даже не в звероподобное существо, а еще хуже. Зверь охотится ради добычи еды, хищник может загрызть свою жертву, а человек, потерявший свою любовь, доходит до страшных вещей. Он превращается в бесоподобное существо.
София – это премудрость. Она ассоциируется с премудростью Божией, с Премудростью Вселенной, которая создала весь мир, весь космос и дала нам возможность жить в этом мире. Она олицетворяет все важнейшие добродетели христианства, которые нас приводят к Богу, к Евангелию и к жизни в Царствии Божием.
– Есть в Послании апостола Павла к Коринфянам такие слова: теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 13). По-гречески эти имена звучат: Пистис, Элпис и Агапи. Когда София нарекала своих дочерей, она знала об этом стихе апостола Павла? Если учитывать, что она была христианкой, воспитывала их в духе христианства, то, скорее всего, знала. Тогда какой посыл она сама закладывала в эти имена? Что хотела этим сказать?
– Любовь – это младшая дочка. Маленький ребенок, как правило, всегда более почитаемый. И Любовь – это одно из имен Божиих, причем самых главных. Когда мы говорим «Бог», то называем имя: Бог есть любовь (1Ин. 4, 16). Не просто Бог любвеобильный или имеет какие-то качества любви. Бог и любовь – это одно.
Младшего ребенка она называет Любовью, потому что она чувствовала: это последнее ее дитя. Младшая дочка явилась некой кульминацией, по сути, имела имя Божие – Любовь, которая олицетворяет всю полноту мироздания.
– Премудрость тоже любовь в этом плане.
– Тут все добродетели в какой-то степени равнозначны. Премудрость тоже одно из имен Бога. Но Софию так назвали родители, сама себя она не могла назвать. Также мы называем Бога: «Красота». Бог есть Красота, Бог есть совершенство. У Бога много имен, но кульминационное, доминанта – это Любовь.
– Можно предположить, что обретение трех добродетелей (веры, надежды и любви) – это путь к премудрости. Возрастание в них приводит к премудрости…
Вопрос от телезрителя: «Римское право говорит, что закон суров, но это закон. У них ведь людей в возрасте до 12 лет нельзя было преследовать, даже убийц».
– Любой закон имеет исключения. Любой кодекс имеет коллизии и пробелы. Те, кто учился на юриста и изучал римское право или гражданское право, знают такую тему: «коллизии или пробелы в праве».
Император знал закон и канонический корпус Римской империи, но настолько велика была ненависть, что здесь имел случай исключение. Даже ребенок не стал препятствием для издевательств. Нам это трудно понять. Языческий император воспринимал этих девочек как нарушителей закона, потому что они будоражили общественность. Были определенные языческие идолы, боги, которым поклонялись. Была некая языческая дисциплина. Допустим, бутафорная, но ее старались сохранять для формы. И вдруг кто-то пришел мешать им.
На самом деле причина в том, что христиане изначально другие. В римском пантеоне можно было размещать изображения и статуи любых богов, но Христос был им как кость в горле. Они могли любого идола поставить (пожалуйста, молись одному, другому, третьему), но Христос не давал им покоя. Во-первых, Он обличал их. Во-вторых, духовный аспект: бесы не давали. Они возбуждали против христиан людей, которые не хотели принимать Христа, распинали и продолжали Его распинать. Они не могли остановиться перед этими мучениями, это была сатанинская злоба. Даже закон не мог их остановить, он не стал препятствием. Настолько сила тьмы обуяла этих людей, что они теряли последний разум, а не то чтобы премудрость. Как можно ребенка казнить? Даже не дали девочке дорасти до совершеннолетия. Дикая, необъяснимая, тупая злоба.
Человек, который не хочет принимать Христа, не живет христианскими добродетелями, не хочет принимать добро в свое сердце, постепенно начинает погружаться в эту тьму. Мы видим ее из житий первых христианских святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Их много можно перечислять, но все они претерпели от сатанинской злобы, государственной власти и гонений. С одной стороны – римская власть, а с другой, в первый век христианства, иудейская, которая ненавидела и гнала христиан.
Они думали погубить христианство, а получилось так, что оно стало распространяться. Весь мир потом принял Христа. В 313 году император Константин издал Миланский эдикт. Не просто так, это было подготовлено страданиями мучеников. Христианская религия до сих пор жива. Евангелие, Библия – это самая издаваемая книга. Христиан очень много на земле. Да, сейчас тоже есть сложности, христиане претерпевают мучения в Африке и других местах. Сейчас происходит то же самое, что и раньше, но только не в том масштабе, как это было в первые два века христианства.
Как мы уже говорили, в начале XX века наша Русская земля тоже страшно претерпела. Все эти недруги хотели уничтожить христианство на Руси, но у них ничего не получилось. Посмотрите: храмы восстанавливаются, монастыри расцветают, восстанавливаются традиции, печатается духовная литература, идут службы в храмах и монастырях. Было время на Руси, когда практически всех архиереев расстреляли. Все сидели в ссылке, остальные были расстреляны. В период Великой Отечественной войны встал вопрос: из кого выбирать патриарха? Некого было выбирать, потому что все были расстреляны.
Маленькое зернышко пустило корни, и Церковь у нас расцветает, слава Богу. С трудностями, много искушений, никто не будет это отрицать. В самой Церкви есть искушения, все мы не с крыльями, не святые, а такие же люди-грешники. Пытаемся жить по-христиански, ничего не получается, опять пытаемся. Главное, вовремя встать с колен и идти вперед, чтобы стараться делать добрые дела, жить по Евангелию. Господь, видя наши старания, всегда нам поможет.
Ни Хрущев, ни Сталин, ни Ленин не смогли уничтожить Церковь, хотя очень пытались. Сейчас открылись архивы, можно почитать и послушать интересные интервью мигрантов, духовенства, которое осталось живо и рассказывает, что происходило в эти годы страшных гонений.
К сожалению, мы очень быстро всё забываем. Это наша беда. Тем не менее Церковь жива, развивается, наше будущее зависит от нас. Господь дал нам Русь Святую для того, чтобы мы исповедовали Христа. Если мы это поймем и станем это делать, то и Русь будет жива, развиваться духовно и экономически.
– Вопрос от телезрителя: «Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Судя по этой пословице, не нужно делать добрых дел?»
– Пословица – это прекрасно, но попробуйте поизучать смысл всех пословиц. Половина из них – неплохие, а половина – ерунда какая-то. Я призываю жить все-таки не по пословицам, а по закону Божию и по разуму. Не все пословицы отвечают на злобу дня. Некоторые устарели, некоторые – глупые.
«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Это не совсем так. Если у человека есть благие намерения, Господь ему помогает. Первый шаг сделан, Господь помогает совершить второй. Если благих намерений нет, то уж точно вымощена дорога в ад. Поэтому я с этой пословицей не согласен. Надо всегда смотреть в корень: какой плод этой пословицы и к чему она призывает. Если к добру, то это, может быть, неплохая пословица.
– Есть похожая пословица: «Не делай добра, не получишь зла». Не то чтобы она плохая. Так часто и бывает, что сделал ты человеку добро, а в ответ прилетает зло. Думаешь: зачем я делал это добро? лучше бы не делал, тогда бы все было нормально.
– Это просто констатация опыта жизни, потому что, как правило, человек, делая доброе дело, получает за это искушение. Награда будет там, а здесь мы получаем искушения за добрые дела. Таков закон, ничего плохого в этом нет.
Искушение нужно для духовной и физической закалки. Сделал добро? Получи «награду». Господь проверяет нас: действительно ли мы сделали это добро с чистой совестью и открытым сердцем. Очень много добра мы совершаем ради тщеславия. Хотим как-то выслужиться или показать себя хорошими людьми. Нужно стараться не ради тщеславия, а ради Христа.
Бывает такое, что какие-то вещи делать не хочется (они затратные, финансовые, да и просто силы не хочется тратить), но ради Христа жертвуешь больному или помогаешь человеку, который нуждается. Это ведь тоже требует сил, средств, и не каждый захочет отрывать себя от насущных дел.
– Если радикально эту мысль развернуть, получится, что дочери святой Софии не погибли бы, не воспитай она их в вере? Не приходили ли ей в голову такие мысли?
– Это некое сослагательное наклонение, но, думаю, она об этом не жалела, что воспитала дочерей в духе христианства. Но, конечно, она переживала их мучения и страдания.
Даже Сам Господь, Бог Слово, Христос как молился о Чаше! Как Он не хотел идти на Крест... Ведь Он по-человечески переживал страдания, знал все пророчества, знал, зачем Он придет. Страшно, больно и мучительно страдать на Кресте.
Так и для матери Софии. Вряд ли ради жизни дочерей она стала бы воспитывать их в духе язычества, когда сама была христианкой. Она воспитала их как надо. Но она страдала, это однозначно. От этого никто не застрахован. Любой нормальный родитель будет страдать, когда у детей что-то плохо или они убиты, обезглавлены, мучимы. Она видела страшные мучения, не дай Бог кому-нибудь такое видеть.
Мученичество – это великое чудо, мы до сих пор этого осознать не можем. Ради чего люди мучились? Ради Христа. Было в истории Церкви и такое, что отрекались. Когда христианство стало распространяться по Римской империи, очень многие принимали Христа, крестились, но как только пришел император-гонитель, то отказывались от Христа, не хотели дальше быть христианами. Потом их принимали обратно, когда приходила оттепель.
Здесь мы видим людей с твердым характером, мать их воспитала в духе христианства, она сама была истинной христианкой, потому Церковь и дает их нам в пример. Конечно, было много других мучениц, которые даже не прославлены.
Для чего Господь прославляет святых? Не для того, чтобы их канонизировать, чтобы они числились в календаре. Они написаны все у Бога в Книге Жизни. Они прославляются для образца, чтобы мы, живущие здесь, могли им подражать. Эти три девочки с матерью Софией – ярчайший пример веры неотступной, настоящей и чистой.
Нам есть над чем задуматься. Когда мы стремимся к комфорту, веселой жизни или начинаем ныть, что погода плохая, надо вспомнить, что претерпевали первые христиане ради своего Господа. Несмотря ни на какие катаклизмы, условия, войны, гонения, голод, мы, как христиане, должны помнить, что с нами Христос, наша жизнь скоротечна, и впереди у нас перспектива быть с Богом или остаться без Него.
– Вопрос от телезрителя: «В двенадцать лет Христос толковал Писание, и раввины удивлялись Его знаниям. В девять месяцев Он уже знал это. Где эта грань, когда Христос узнал истины Отца Своего Небесного? Когда это началось?»
– Я тоже задавал своим преподавателям в семинарии этот вопрос. Но это время скрыто в Евангелии по какой-то причине. Не все для нас открыто, есть тайны. Боговоплощение – это великая тайна. Не все дети в девять месяцев разговаривают, и Церковь не сообщает, что Христос в этом возрасте разговаривал. Он был Младенцем у Матери Марии, она Его воспитывала. Она знала, что это не простой Младенец, потому что к Ней приходил Архангел Гавриил, и Она со смирением приняла это все.
Есть такие тайны, которые мы открыть не можем. До двенадцати лет – полное молчание. Есть, конечно, апокрифы, которые говорят, что Он птичек делал, еще что-то. В это можно верить или не верить, но это не дает никакой прибавки к Писанию и в спасении души никакого значения не имеет.
Когда мы начинаем копать такие вещи, они просто не нужны. Христос был не только полноценным Богом (Вторая Ипостась), но и полностью Человеком. Иначе не было бы спасения человеческой природы. Он для того и пришел, чтобы воспринять ее в Самом Себе. То, что нам открыто, это открывается именно для спасения нашей души. Чтобы мы знали евангельские постулаты, исполняли их и понимали.
– Вопрос от телезрителя: «Как определить, что делаешь доброе дело по тщеславию? У меня тщеславные мысли все дела сопровождают. Нет дел без таких мыслей».
Думаю, что это не только у него. Это ведь мотивация для человека. Чтобы сделать дело хорошо, я себя мотивирую: хочу стать известным или денег заработать побольше.
– Святые просили прощения у Бога за свои добродетели. Какая-то глупость, да? Не просто так они просили. Любая добродетель возгревает тщеславие. Нам нужно научиться с этим бороться. Надо сказать: «Прости, Господи, что я сделал что-то доброе». Господь увидит и простит. Тщеславие развеется как утренний туман.
Поскольку мы имеем грешную природу, то любое доброе дело возникает с посыла тщеславия. Может быть, так и нужно. Господь так устраивает, чтобы добрые дела все-таки совершались. Но все равно надо стараться понимать, для чего все это. В Писании ясно сказано, что если мы делаем дела ради близкого, проявляем милосердие, ради Христа делаем добрые дела, проповедуем Его своим добрым образом жизни, то это добродетель; и Господь простит нам шероховатости, возникающие в душе.
В притче о мытаре и фарисее то же самое. Человек совершал добрые дела, а потом пришел в церковь: «Слава Тебе, Господи, что я такой хороший, а не как вон тот мытарь». Все вроде нормально с точки зрения здравого человека, а ведь Господь в первую предуготовительную неделю поста осуждает это. Он не сказал, что фарисей – негодяй и грешник и по нему ад тоскует, но Он сказал, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.
Фарисей неплохой вроде бы, он десятину давал, в среду и пятницу постился, соблюдал закон Божий, но на каком-то этапе сорвался на это тщеславие. Вроде тоже пришел доброе дело сделать – благодарственный молебен, но попал в грех осуждения.
Вот такая парадоксальная вещь в христианстве. Наша вера вообще сама по себе парадоксальна. Сам Крест, как говорил апостол Павел, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие (1Кор. 1, 23). На самом деле это же безумие: как Сам Господь идет на Крест? Это непонятно простым людям. Христианину понятно, который читал Евангелие и живет по заповедям, живет таинствами, ходит в храм. Если встретить человека на улице и спросить: «Зачем Христос пошел на Крест?» – никто не объяснит. Кто-то скажет, что так принято в христианстве…
– Вопрос от телезрителя: «Как правильно привить ребенку благоговейное поведение в храме? Сейчас ребенку два года».
– В два года ребенок ничего еще не понимает, он не может осознанно вести себя правильно. Есть хорошие дети в хороших семьях, но они не могут стоять на службе. Не то что там полтора часа, и десяти минут не выстоит. Стоит погулять на улице, потом прийти к Причастию.
Сейчас, слава Богу, есть подзвучка в храмах. Многие приходят с малышами, мама молится в храме, а после «Отче наш» папа приносит ребеночка на исповедь или сам исповедуется и причащается. Есть такие церковные семьи, которые умудряются и в год научить ребенка стоять прямо и молиться, но это исключение.
Самое главное – это пример родителей. Если вы научитесь полтора часа стоять на службе и молиться, то и ваш ребенок научится со временем. Может быть, не в два года, а в три-четыре. Постепенно, разными способами надо приучать ребенка к церковной жизни, к этой Божией благодати, которую мы испытываем в храме и без которой жить не можем.
– Получается, что и в этом плане пример Софии может быть актуален. Что удивительно, ее дети дошли до стадии страданий за Христа, прошли ее и от веры не отреклись. Интересно было бы понять, в чем был урок? Как она смогла воспитать своих детей в соответствии с теми добродетелями, которыми их нарекла? Она была премудрой в соответствии со своим уже собственным именем, потому что смогла эту веру привить.
– Премудрость граничит со смирением и кротостью. София была очень смиренной мамой. Господь пришел в ее сердце именно через смирение. Божья Матерь тоже была не просто так избрана для Боговоплощения. Первые слова Ее, когда пришел к Ней Архангел Гавриил: се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Это первое принятие воли Божией, Она показала смирение. София тоже со смирением приняла Христа, и Господь озарил ее разум Своей благодатью.
Как человек приходит в Церковь? Не потому, что он приобретает какие-то секретные знания. Именно открыть в сердце смирение, открыть сердце Богу. Есть такие люди, которые пришли в христианство через критику, не верили в Евангелие, но пытались дойти до сути, доходили до нее, и Господь им открывался.
Вот именно такая ядерная вспышка, которая нас накрывает, и Господь дает нам чудеса. Любого христианина они посещают: большие или маленькие. Что я имею в виду? Какие-то совпадения, исцеления. Озлобленный человек помолился, исцелился, а потом он решил, что, наверное, таблетки помогли, Бога нет, и опять отходит от Церкви. Как в притче о зернах. Одно упало на дорогу, другое в тернии и погибло, а третье на благоприятную почву. София – это как раз тот пример, когда семя упало на благоприятную почву и из него выросло райское дерево.
Без смирения невозможно спасение, без смирения невозможно принятие других добродетелей, они все связаны между собой. Есть очень умные по природе люди, но негодяи. Имеют ученые степени, но могут столько зла сделать...
Есть люди харизматичные. Взять того же Гитлера. Он мог переманить на свою сторону толпу и говорить глупости, а все слушали и верили в это. Тоже вроде не дурак был, но в конце концов глупость пролить столько крови ради ничего. Настоящая премудрость дается через другие смежные добродетели: смирение, любовь, веру, надежду.
– Мы ежегодно вспоминаем мучениц в дни Воздвижения Креста Господня. Наверное, в этом есть определенный сокрытый смысл для нас. Это был крест святой мученицы Софии. Ведь когда она воспитывала дочерей, это были теоретические уроки. Но когда пришло время принять мученические страдания, это и для нее самой стало определенным испытанием, уроком. Смогла ли бы она выдержать, принять по-настоящему все то, о чем рассказывала своим детям? Мы видим на их примере, что она смогла пройти это испытание и удостоилась такой же святости, какой удостоились ее дочери. Прошу у Вас слова напутствия в день памяти этих святых.
– Хотелось бы, дорогие братья и сестры, поздравить вас с праздником, пожелать вам помощи Божией в ваших трудах, молитвах. И самое главное: нести свой крест без ропота и с благодарностью Богу. Так, как мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София делали.
Ведущий Александр Черепенин, диакон