В студии священник Сергий Уваров, клирик храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове (г. Москва).
– Сегодняшний день у нас посвящен самарянке. На литургии читали очень объемный отрывок из Евангелия, Церковь уделяет ему большое внимание. Давайте коротко поясним главные смыслы, которые мы должны почерпнуть из сегодняшнего Евангелия.
– Прежде всего мы видим, что Господь встречается с человеком довольно простым и наивным. В начале их диалога самарянка удивляется, как Он собирается дать ей живую воду, если у Него нечем почерпнуть ее, ведь колодец глубокий. Она понимает слова Спасителя буквально, не видя тех духовных категорий, которые за ними стоят. Спаситель говорит ей, что если бы она знала, Кто с ней разговаривает, то сама просила бы у Него живой воды. Она возражает Ему: неужели Он больше, чем господин Иаков, который построил этот колодец? Дальше разговор у них переходит в религиозную плоскость, когда она понимает, что с ней разговаривает не обычный человек, хотя беседа их и началась с бытовых вещей. Она говорит, что они верят в то, что придет Христос и научит их всему. И Спаситель сразу открывается ей: Христос и есть Тот, Кто с ней говорит. Дальше остается совсем немного до того момента, когда она обретет веру: Господь показывает ей Свою прозорливость, Свой дар всеведения, говоря ей, что у нее было пять мужей и тот, с кем она сейчас живет, ей не муж. И тогда, поняв, что перед ней не обычный человек, она начинает задавать Ему религиозные вопросы: почему их духовные лидеры говорят, что надо поклоняться Богу здесь, на горе Гаризим, а иудеи – что в Иерусалиме?
– Тут надо оговориться, что они враждовали друг с другом. Получается, что Христос впервые проповедует не иудею.
– Да. Как в случае с сирофиникиянкой, которая тоже показала смирение (Господь сказал, что Он и в Израиле не нашел такой веры, как у нее), так же и здесь женщина, находящаяся вне истинной веры, показывает свою готовность принять веру истинную. Здесь мы видим, какие условия необходимы для веры: это, с одной стороны, простота и искренность, а с другой – открытость, когда человек готов слышать, когда он не замкнут на своем собственном мнении.
– Когда он признает свои грехи.
– Да, когда он признает свои грехи. В чем проблема, когда мы беседуем с людьми неверующими? Они начинают замыкаться, закрываться от твоих аргументов. Этого не было у самарянки.
– И главное – вера, здесь Христос это подчеркивает. Действительно, когда общаешься с неверующими людьми (иногда это случайно происходит, иногда тебя специально выводят на этот разговор), возникают некоторые сложности. Иногда не хватает знаний, иногда настроение не то и т.д. Но как правильно мирянину (не говорим даже о священнослужителях) проповедовать свою веру? Какой настрой должен быть? Чем можно руководствоваться при таком разговоре?
– Во-первых, руководствоваться словами апостола Петра, который говорит: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Тут очень важный момент, чтобы человек сам желал узнать о том, во что мы верим. Мы не должны навязывать свою веру. Если человек не готов, закрыт, совершенно не настроен на этот разговор – не надо быть навязчивым. Это уже будет сектантство. У апостола Петра четко сказано: мы должны быть готовы, если с той стороны есть интерес. Это первое условие, и, наверно, самое главное. А второе – это, конечно, такт. В разговоре нужно соблюдать такт. Не надо превозноситься, использовать какие-то обидные шутки, насмешки, как это бывает в разговорах. Нужно соблюдать элементарные нормы общения. Мне кажется, это и всё. Но во главе всего – смирение.
Когда человек считает, что вот сейчас он научит, обратит в веру другого человека, – ничего у него не выйдет, это точно. Надо реально смотреть на свои возможности, считать себя немощным, и только силой Божией можно что-то совершить. «Господи, я без Тебя – ничто, помоги мне найти те слова, которые нужно сказать!» Можно быть семи пядей во лбу, но ваши слова не дойдут до цели, если нет смирения. Смирение – это дверь, которая открывает сердце человеческое. Это духовный закон.
– Наверно, нужно еще и по-настоящему верить самому. Ведь можно выучить многие формулы, законы, догматы, но не подкреплять их своим душевным переживанием…
– Почему к особо духовным старцам приезжали люди, далекие от Церкви? Они им ничего такого не говорили: никакого богословия, никаких аргументов не приводили. Просто улыбнутся, подержат за руку, помолятся за этого человека – и у человека слезы сами рекой текут…
– Как бабушки в одной церкви: батюшка сегодня опять про какие-то одеяла рассказывал. А он, оказывается, просто про идеалы в христианской жизни говорил. Так что тоже надо знать, как разговаривать.
Вопрос от телезрителя: «В Писании говорится, что единственным Ходатаем за нас перед Богом является Иисус Христос. Даже не такие пророки, как Моисей и Илия, и тем более не святые, которых утвердил Синод. Почему же мы тогда молимся святым? Это, получается, идолопоклонство».
– Здесь имеется в виду цитата из апостольского послания, где под ходатаем подразумевается первосвященник, который приносит жертву. То есть Христос и Иерей, и Жертва одновременно, Ходатай перед Богом Отцом. Здесь, конечно, говорится об искупительной жертве Спасителя. Конечно, Искупителем никто больше не может быть. И соискупителем тоже никто не может быть. В чем заключается ересь царебожничества? В том, что говорят, будто царь Николай II – соискупитель. Получается, нарушают богословие, стройность нашей догматики. Искупитель у нас один. И в этом смысле Иисус – единственный Ходатай. А ходатаи в более широком смысле – это те, которые приносят Богу молитвы обо всем, о нашем даже и земном благополучии. Это, конечно же, святые. К батюшкам подходят миряне: батюшка, помолитесь о том и о том. Получается, что этот мирянин относится ко мне как к ходатаю. А есть ходатаи более высокого уровня – святые. Мы-то со своим немощным ходатайством совсем мало что можем. А они – более действенные, скажем так, ходатаи. Так что тут речь идет о разных понятиях.
– Действительно, наверно, сложно оценить помощь того или иного святого. Когда общаешься с человеком, получаешь какую-то отдачу, взаимность, ты это чувствуешь. Порой Господь даже чудеса открывает через людей, когда относишься к святому как к самому близкому. Ты никогда с ним явственно не говорил (он умер, скажем, пять столетий назад), но происходит что-то невероятное, какое-то чудо, и он тебе помогает. Нужно прибегать к помощи святых, и если ты этого заслуживаешь, то какое-то общение получишь. Я знаю много случаев, когда святые действительно помогали. И вроде не было никакого диалога, никакого физического контакта, но в сердце и в душе происходит настоящее общение; это даже, можно сказать, дружба со святым.
– Да, обращение к святым укрепляет в целом веру человека. Когда человек знакомится с житием, то есть с жизненным путем, который прошел святой, тот становится близким, понятным: что он говорил, что делал. И через этот конкретный пример человек возгорается внутренне верой, упованием на Господа. Это полезно для духовного возрастания.
– Вопрос от телезрителя Александра: «Что можно сказать о воде живой, о которой Христос говорит самарянке? И что можно сказать о воде мертвой, ведь если есть вода живая, то должна быть и мертвая? Иначе нет смысла уточнять свойства воды. Видимо, вода является образом какой-то духовной сущности. Какой?»
– Если мы посмотрим контекст или другие места в Евангелии, тоже от Иоанна (как раз на следующей неделе будет праздник отдания преполовения Пятидесятницы), мы найдем, как в преполовение Пятидесятницы Христос, проповедуя в Иерусалиме, возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Ту воду живую, которую Он даст. В целом под этой водой живой подразумевается все учение Христово. В другом месте Он тоже говорит: «Мои слова суть дух и жизнь». Стало быть, учения ложные – это вода мертвая, если можно продолжить эту аналогию, предложенную нашим телезрителем. В чем смысл пришествия, Боговоплощения Спасителя? Даровать нам жизнь вечную. Поэтому если мы идем тем путем, который нам открыл Христос (а Он есть Путь, Истина и Жизнь), то мы наследуем жизнь вечную. В другом месте Спаситель говорит, что у верующего в Него из чрева потекут реки воды живой. Получается, что мы будем плыть по течению, которое нас приведет в жизнь вечную. В общем, это – жизнь по Евангелию.
– Вопрос от телезрителя: «По всему миру в православных храмах совершаются богослужения, даже в Африке. Но там они совершаются на своих языках. У нас молитвы всегда на церковнославянском языке, и очень мало людей в полной мере понимают смысл молитв, особенно дети и подростки. Почему же у нас не могут перевести богослужебный текст на русский язык? Так было бы легче понимать то, что происходит на службе, и привлечь молодое поколение».
– Избитый вопрос, избитый аргумент…
– Но его постоянно задают. Может быть, еще раз сказать… Но тут вот привели пример, что в Африке служат на своем языке. Где-то на португальском служат, где-то – на французском, а здесь почему у нас такая проблема?
– Во-первых, не нужно искусственно разделять церковнославянский язык и русский. Это не какой-то иностранный язык для русскоговорящего человека. Это просто архаичная форма того же русского языка. В нем слов, совершенно не встречающихся в русском языке, меньше 10 процентов. А если над какими-то словами задуматься, провести аналогию с другими однокоренными словами, то начнет приходить понимание, что они означают.
Самый главный аргумент, почему мы все-таки служим на церковнославянском языке: это язык, разработанный специально для богослужения, для молитвы. Это – специализированный язык для нашей духовной жизни. Зачем нам отказываться от того, что нас возвышает? Да, мы можем перевести всё на современный русский язык. Но где границы современности? Язык постоянно меняется, и какие-то выражения становятся со временем, скажем так, менее литературными. Так можно совсем все опошлить. Давайте все-таки сохраним, по крайней мере, в священном пространстве храма, сакральность нашего языка. Это первое. А второе – этот язык объединяет народы восточных славян: русских, украинцев, белорусов. Это цементирующий фактор.
– И балканских славян тоже.
– Да. Мы уже знаем о попытках раскольников переводить службы на украинский язык. Наверняка есть желающие перевести богослужение на белорусский язык, в Белоруссии тоже есть националистические течения. Ни к чему хорошему это не приведет.
– Да, в этом что-то есть. Но в домашней молитве не возбраняется обращаться к Богу своими словами?
– Конечно, не возбраняется молиться своими словами. Никто же не говорит, что нужно упереться в молитвослов и читать его от корки до корки. Опять же у нас есть молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета Московского и много других молитв, написанных на русском языке. Акафист «Слава Богу за все» тоже написан на современном языке. «От меня это было» – молитвенное обращение, которое Серафим Вырицкий написал. Много молитвенного творчества есть на русском языке.
– Тут, наверно, вопрос в том, как правильно погружаться в богослужение. Как правильно научиться его понимать. Люди приходят в храм и слышат непонятное. Еще хорошо, когда чтец хороший.
– Это – только одна сторона медали, чисто технический вопрос: насколько чтец, священник или дьякон читает «с чувством, с толком, с расстановкой».
– К тому же есть много неизменяемых частей богослужения, которые из службы в службу повторяются. Особенно на литургии.
– Да, если человек начал воцерковляться, регулярно посещать богослужения, то волей-неволей через несколько месяцев он уже будет себя чувствовать в храме как рыба в воде, по крайней мере, будет гораздо больше понимать. И есть еще одно, особенно это показательно на примере Канона преподобного Андрея Критского. Если перевести его на русский язык, то все равно человек, не знающий Священного Писания, Библейской истории Ветхого и Нового Завета, ничего в нем не поймет. Да, все написано по-русски. Но кто такие Ахитофел, Авимелех, Офни, Финеес и прочие персонажи? Это человеку ни о чем не говорит. Прочитал он этот канон, услышал его, но никакой пользы не извлек, никаких выводов не сделал. Ни на какие размышления эти слова его не натолкнули. Тут проблема не в самом языке, а в общем уровне нашей церковной грамотности. А она у нас очень хромает. В XXI веке, когда у нас есть доступ к любой информации, мы констатируем полную дремучесть в нашей вере. Еще Ключевский писал: «Русь была крещена, но не просвещена». Это остается и в нашем XXI веке. Знают все обо всем: о других странах, о политике, автомобилях, приспособлениях в домашнем хозяйстве, хорошо разбираются в технике, в электронике… Но ничего не знают о своей собственной вере, Евангелии. Мне кажется, что нужно начинать просто с «Закона Божьего». Раньше его все изучали, хочешь или не хочешь. Просто начните с него. Вы откроете для себя много нового, уверяю. Для тех, кто еще далек от Церкви, будет очень много открытий, удивления, вы почерпнете там много полезного.
– Мне как-то один мой знакомый сказал, что Пресвятая Троица – это Иисус Христос, святитель Николай и Матрона Московская.
– А не Божья Матерь?
– Вот именно так, как я Вам процитировал.
– Такие обычно смотрят на те три иконочки, которые в автомобилях размещают.
– Возможно. Я не знаю, откуда он это взял. Я, конечно, ему объяснил, но ему не нужно было мое объяснение, он уже все решил.
– То есть он лучше знает, да?
– Лучше знает, да. В церкви поет, кстати. Вроде и смешно, а с другой стороны, как-то не очень...
– Было бы смешно, если бы не было так грустно.
– Да, поэтому действительно есть вопросы. Конечно, пытаешься объяснить какие-то моменты, нюансы и так далее, даже непонятные места богослужения. И порой даже про батюшку думаешь: можно было проще объяснить.
– Я, кстати, тоже для себя это понял. Я семь лет уже в священном сане и тоже смотрю, как реагирует паства на проповедь. Просто взглядом прохожусь по лицам. Как только начинаешь какое-то богословие, сразу отсутствующие взгляды, зевание начинается. Людям надо все проще объяснять, с каким-то примером.
– Очень опасно иногда вводить термины. Вы тоже в образовании работаете, читаете лекции перед педагогами. Когда начинаешь вводить много терминов, они уже начинают теряться. А что простой человек делает? Когда очень много разных треков дал ему, в лучшем случае он начинает разбираться, но потом теряет внимание...
– Если я какой-то термин употребляю, то тут же поясняю простыми словами, что это означает. Синонимы подбираю и так далее.
– Это все равно некое искусство – даже вот так рассказывать. Следующий вопрос, раз о молитве начали говорить: «Приходя с работы, со второй смены, с ног валишься. Надо прочитать вечернюю молитву, но она не идет или нет настроения. Начинаешь, а она не идет. Как можно читать молитвы вечером?»
Что делать, когда молитва не идет, а молиться надо?
– Многие сейчас в автомобилях включают эти правила: вечерние, утренние. Но если получается так настроиться на молитву, то хорошо. Хотя я сам не водитель, мне трудно представить, как можно следить за дорогой и одновременно входить в молитвенное состояние.
– Мне кажется, это работает в том случае, если тебе текст знаком. Я утренние и вечерние молитвы знаю практически наизусть. И когда слушаю молитву, просто невольно сам ее проговариваю. Это у меня так получается. А если просто читать молитву, когда ты ее первый раз слышишь, она, мне кажется, не воспринимается. Мне кажется, здесь условие как раз в том, что ты знаком с материалом, знаешь эту молитву. И когда ты ее слышишь, это просто помогает тебе воспроизвести ее, ты так внутренне собираешься. Если будешь просто про себя ее читать, немного будешь расплываться. А здесь как-то с читающим собрался, особенно если знаешь того, кто читает (если это владыка или известный батюшка), и с ним молишься.
– Мне тоже кажется очень полезно знать хотя бы часть молитвенного правила наизусть. Потому что всегда есть еще какой-то отрезок пути, допустим, от автобусной остановки (если человек едет до дома), когда нужно пройти через какой-то парк, сквер, улицы, дворы. И вот в это время можно, находясь, так сказать, один на один с собой, перед Богом, прочесть часть молитвенного правила, а дома уже его завершить. Почему нет? Это тоже решение проблемы. Если действительно в 11 часов ночи пришел домой, понятно, что у тебя уже просто нет ресурса, того состояния, которое необходимо.
– Просто иногда сожалеешь о том, что, может быть, взял молитвослов, 10 минут прочитал молитву, а что прочитал – и не помнишь. Мозг не работает.
– В любом случае просто протараторить молитвы – это тоже, конечно, не вариант. Кому нужна вся эта вычитка? Даже в патерике есть история, когда бес повторял за монахом молитвы, которые тот читал поспешно.
– А монах ему говорит: «Тебе не страшно? Не жжет тебя силы молитвы?»
– И бес ему отвечает: «Нет. Вот во что ты превратил молитву, что даже меня она не трогает». Зачем тогда так делать? Не польза душе будет, а только вред от такой молитвы. Поэтому уж лучше три молитвы прочесть, но с сердечным сокрушением, чем все правила кое-как, скороговоркой.
– Священники, когда входят в храм перед Божественной литургией, читают молитвы. Если послушать, что читает диакон или священник, то это Трисвятое по «Отче наш», потом еще некоторые особые молитвы.
– Тропари, которые читаются у нас на вечерних молитвах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
– И молитва: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...
– Да, из псалма цитата.
– Вопрос: а мирянин так может молиться, заходя в храм? Есть ли какая-то традиция у нас? Вот человек пришел в храм, в первую очередь что он делает? Идет свечки покупать.
– В полных молитвословах сейчас уже есть такие молитвы: по дороге в храм, входящих в храм, перед чтением Евангелия, после чтения Евангелия. Сейчас уже таких молитв много разработали.
А так, конечно, Псалтирь – учебник молитвы. Тот, кто регулярно читает Псалтирь, уже сам может в какой-то ситуации вспоминать соответствующие цитаты из псалмов. Это не то что не возбраняется, а даже приветствуется, если человек уже освоил Псалтирь как свой собственный молитвослов.
– Я просто помню, как в деревне у бабушки заходили в храм бабулечки: читали Трисвятое по «Отче наш», потом Символ веры или «Достойно есть» (я уже не помню), но это было обязательно. И еще обязательно три земных поклона клали. Так что в культуре народа еще и такое есть.
– Сейчас торопливо вбегают в храм, опаздывая на исповедь; еще свечи надо поставить. А так действительно в каждом приходе есть такие бабушки, которые приходят за час до службы. Они спокойно и помолятся, и обойдут весь храм, приложатся ко всем иконам, посидят, настроятся.
– На самом деле, особенно в мегаполисе, храм – единственное место, где можно действительно обрести душевный покой, подумать и помолиться.
– Я так на это и смотрю. Многие люди, когда разговариваешь с ними, говорят, что любят, когда тихо в храме, нет службы. Я говорю: «Но служба же для вас совершается». – «Нет, мы любим больше, когда службы нет. Можно о своем подумать, помолиться».
Даже когда каждение совершается, человек принципиально как будто тебя не видит. Ты к нему вроде подходишь, уже и покадишь его, а он стоит, молится, может даже отвернуться от тебя... Встречаются такие люди постоянно.
– Не самый худший вариант.
– Конечно, не мешают другим людям молиться – и то хорошо.
– Вопрос: «Хожу в церковь постоянно, а также пою в художественной самодеятельности. Батюшка говорит, что это грех».
– Это что же должна быть за самодеятельность, что она такая греховная?
– Подробностей мы не знаем.
– Если там песни приличные, хорошие, какие-то народные, советские, патриотические, то что же там может быть греховного?
– Ну, видимо, так. Есть еще такой вопрос: «Мне очень понравилось слушать пение хора в храме. Стоит ли мне попытаться попасть в церковный хор? Хотелось бы от Вас услышать совет. Нужно ли благословение? Музыкальное образование у меня есть».
– Это прекрасно. Но самое главное – не наличие образования, а наличие слуха. Это основа основ.
– И речь про благословение: как действительно человеку попасть в хор...
– При многих храмах сейчас действуют народные хоры. В моем храме, где я служу, есть такой большой хор, который сформировался из любителей. Но они уже настолько выросли профессионально, что даже многие удивляются. А там, может быть, меньшая часть профессионалов. Они по всему викариатству путешествуют, в разных храмах поют на архиерейских службах. Так что, пользуясь случаем, хочу похвалить наш Песчанский хор.
Это не единственный пример. Есть такие народные хоры, которые, в общем-то, состоят именно из энтузиастов. Поэтому обращайтесь в тот храм, куда вы ходите, спросите, может быть, там тоже есть занятия с народным хором. И это просто замечательно.
– А можно прийти и сказать: «Батюшка, у нас тут пять человек, мы хотим петь» (то есть инициативу проявить)?
– Может, батюшка только обрадуется...
– Это, наверное, радость настоятеля, когда есть инициатива снизу.
Вопрос телезрительницы: «Я исповедовалась последний раз по принуждению еще в юности. Теперь пришла к тому, что готова к осознанной исповеди. Мне сейчас 42 года. Как мне правильно подготовиться к генеральной исповеди?»
– Есть брошюра, хорошо известная в церковных кругах, – «В помощь кающимся». Составил ее святитель Игнатий (Брянчанинов) в XIX веке. И там есть пример общей исповеди, перечисляются наиболее типичные грехи против Бога, ближнего и самого себя. То есть и телесные, и душевные грехи, от каких-то общих вещей до частных.
Есть еще некая генеральная исповедь, о которой даже Святейший Патриарх высказывался на епархиальном собрании. Это некий вопросник, духовник по нему задает вопросы в таких тонкостях и подробностях, например, о блудных грехах, о которых человек даже и не слышал никогда, ему и в голову это не приходило. А когда он это читает, получается, он начинает растлеваться, даже развращаться только от текста этой генеральный исповеди. Это уже крайность.
У нас есть уже обкатанный пример – брошюра святителя Игнатия «В помощь кающимся». Или же второй, более полный вариант, но тоже одобренный священноначалием и нашей церковной практикой, – труд архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Тоже замечательная книга. Действительно, у современного человека не всегда есть понимание того, что такое грех. Тонкие настройки совести оказываются сбитыми в этой житейской суете просто потому, что люди не были воспитаны в православии. Поэтому такие книги полезны.
– Я думаю, может быть, после такого большого перерыва стоит просто к батюшке подойти, пообщаться. Может, он что-то подскажет. А то, может быть, кто-то сказал: исповедуйся за всю жизнь.
– Обычно в таких случаях выделяют отдельный день (будний или в субботу), чтобы уже спокойно можно было обо всем поговорить. Полезно что-то записывать: когда человек подходит к аналою, от волнения мысли путаются.
– Как раз есть такой вопрос у нас: «Зачлась ли мне исповедь, если я половину грехов забыла назвать?»
– Зачлась. У нас не зачитывается только та исповедь, которая сопряжена с умышленным утаиванием грехов. Тогда аннулируется все, ни один грех не прощается именно из-за лукавства, трусости и малодушия, когда человек скрывает свой грех. Не зря же после молитв, которые священник читает перед исповедью, есть такое обращение к пастве: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене». То есть он говорит: я только свидетель, а не судья. Это надо помнить: священник здесь стоит не для того, чтобы потопать ногами, покивать головой. Наоборот, он молится и сокрушается. И чем дальше человек зашел в своих греховных путях, тем больше священник за него будет молиться, ему сочувствовать.
Потому что это как больной, который приходит к врачу. Врач же не будет его ругать: что же ты так заболел-то? Он, наоборот, будет думать, как ему помочь, продумает план лечения. Так же и священник: он будет думать, как тебе избавиться от каких-то греховных привычек, даст какой-то совет. Священник не судья, не надо бояться назвать какой-то грех. Священник уже все, что только можно, слышал от других людей, поэтому ничего нового ему не скажут.
– А священник, когда исповедует, чувствует, что это тоже некое таинство, что что-то особенное происходит? Тот, кто исповедуется, обычно испытывает трепет, волнение, даже стыд, возможно. А священник?
– Конечно, мы чувствуем состояние души исповедующегося. Разный бывает настрой у человека. Бывает так, что как стишок прочитал – по заученному трафарету.
– Привычка уже, наверное?
– Да. А бывает, что человек подходит со слезами, сокрушением. Ты стоишь и молишься: «Господи, научи меня так же каяться». Если священник искренний, то он учится, он не считает себя выше других, что он учитель, а у него все ученики. Священник такой же живой человек, он тоже учится, призван извлечь урок из каких-то жизненных обстоятельств. И если человек подошел к нему с сердечным сокрушением, бывает, что и у нас, батюшек, слезу вышибает такое искреннее покаяние.
– Один батюшка мне рассказывал, что когда человек от него отходит, по его мнению, он чудесным образом забывает, что человек ему говорил. Это просто стирается из памяти. Есть ли такое?
– Наверное, это не всегда полезно, потому что, бывает, приходят и говорят: помните? я вот была у Вас и говорила то-то...
– Бывает, очень сложные люди приходят и очень страшные грехи называют. И с точки зрения простого человека, их можно осудить, мы же все-таки люди. Вот он и говорит: «Бывает, что человек кается, все хорошо, а я как будто забыл все, для меня человек чистый. Я не могу ничего за ним увидеть». Вот так. Это чудо, может быть, какое-то?
– Может, и так, а может, защитная реакция психики. Когда слышишь какие-то ужасы, хочешь от них потом избавиться.
– Но человек все равно для тебя не чужой становится.
– Мы знаем, как Господь помиловал разбойника. Но если Сам Господь помиловал такого человека, который, может быть, грабил, убивал, насиловал, которого, может быть, ненавидел весь народ, как после этого я могу осуждать кого-то?
– Я к тому, что не нужно бояться священников. У священников тоже в этот момент своя переживательная часть. И Господь тоже устраивает так, что священник еще больше человека полюбит после исповеди.
– Мы же не с любопытством каким-то слушаем, не на карандаш берем кого-то… Мы действительно постоянно напоминаем себе, что мы свидетели покаяния, что нас Господь поставил здесь продолжать дело апостольского служения. Апостолов Он Сам избрал, а они дальше продолжили эту цепочку, которая до наших дней дошла. Поэтому мы только рабы Божии в этом винограднике, который Господь насадил.
– Пришел такой вопрос от Владислава: «Как правильно исповедовать помыслы? И как определить, какие помыслы греховные, какие нет? И вообще нужно ли это? Это все ведь остается внутри человека».
– Тот же святитель Игнатий ясно сказал, что исповедование помыслов – это удел монашествующих. То есть это практика углубления в свои тончайшие движения души. Помысел – это еще не грех. Поэтому в общей приходской практике принято все-таки исповедовать грехи, совершенные словом или делом. Конечно, если у человека есть какие-то навязчивые желания, какая-то страсть, которую он прямо вынашивает очень долго, то это поможет. Если он выскажет их священнику, это уже поможет ему понять, что есть тот, кто его поддерживает в этой борьбе, за него молится. А если какая-то мысль проскочила, все это выписывать, конечно, не нужно. А иначе придет каждый вот с таким полотном или с целой тетрадью – и что это будет?
– Таинство Исповеди и таинство Евхаристии – это два разных таинства? Человек спрашивает, можно ли в среду исповедоваться, а в воскресенье причащаться?
– Это трудный вопрос, потому что мы знаем, что есть разные практики в разных Поместных Церквях. В Греции эти таинства не привязаны друг к другу, то есть исповедуются несколько раз в год, а причащаться могут каждое воскресенье. В практике Русской Церкви принято накануне вечером исповедоваться, поближе к причастию. Это наше русское благочестие. Думаю, что надо, конечно, его придерживаться, потому что оно сформировалось веками. Мы хранители того предания, которое у нас
сложилось трудами и усилиями наших благочестивых предков. Поэтому это уважение и к ним, и к тем, кто служил в храмах до нас.
Вообще надо просто по совести смотреть. Потому что это часто бывает в Страстную седмицу. Многие священники так и говорят: вы исповедовались последний раз перед Великим Четвергом, в среду вечером, – и можете причаститься дальше в Великую Субботу или даже на Пасху. Но это зависит от того, насколько напряженную духовную жизнь человек ведет. Действительно, если человек внимательно к себе относится, то он и не нуждается в более частой исповеди. Для кого-то это вполне приемлемо и возможно: в среду исповедоваться, а причаститься в воскресенье. А для кого-то нет, кто-то не может себя так сохранить. Тут уже критерием выступает сама совесть человека.
– Самый главный вывод – не нужно бояться поговорить на приходе об этом с батюшкой.
– Вообще батюшек не надо бояться – это самое главное.
– Батюшек нужно любить и за них тоже очень много и сильно молиться.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Валерия Макарова и Елена Кузоро
16 ноября 2025 г.
«События недели» (Москва)События недели. 16 ноября 2025
15 ноября 2025 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». Про изгоняющих из храма
15 ноября 2025 г.
«Таинства Церкви» (Москва)Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
15 ноября 2025 г.
Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)Профессор А.И. Осипов. Уникальность христианских истин. Часть 2
15 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 15 ноября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!