Беседы с батюшкой. Что означает фраза «Пути Господни неисповедимы»? Cвященник Олег Герасимов. 18 октября 2024

18 октября 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: «Что означает фраза: пути Господни неисповедимы». Все мы более или менее читали святоотеческую литературу и послания апостолов. В принципе, мы понимаем, что пути Господни понять невозможно, поэтому они неисповедимы. Тем не менее можно представить, например: закончится передача, я поеду на метро домой и примерно в такое-то время буду дома. Я не знаю, имеет ли это отношение к путям Господа, Который так или иначе управляет моим путешествием домой, или это совсем другое? Вспомним: 3 апреля у нас случилась катастрофа, когда сотни людей ехали домой, а один человек решил, что им хватит жить, и в результате они оказались на суде Божием. Здесь и возникает вопрос: что же такое пути Господни?

– Я постараюсь порассуждать на эту тему. Как мне представляется, мы, к сожалению, очень часто смотрим на Бога и Его вмешательство в нашу жизнь как на нечто не очень желательное, как на что-то, что можно было бы каким-то образом обратить на свою пользу, как мы ее понимаем. Поэтому существуют всякие поверья о том, что надо сколько-то чего-то прочитать, принести Богу какую-то жертву, то есть всячески Его задобрить. К сожалению, для многих людей Бог – это некая сила, с которой надо или подружиться, или, по крайней мере, постараться ее как-то приручить.

О том, то Бог – это Личность, мы почему-то забываем. Вот Господь начинает действовать в нашей жизни так, как Он считает нужным и возможным. А Он имеет на это право гораздо больше, чем мы. Потому что Он знает гораздо больше и о нас, и о том, что происходит. Он видит картину всего того, что происходит вокруг нас, с гораздо большей глубиной. Для Него нет ни будущего, ни настоящего. У Него все как одно мгновение. Он все это видит сразу. Поэтому логично предположить: если Он принимает какое-то решение, то это решение наиболее правильное. Но оно так или иначе не вписывается в наше понимание. Вот тут и начинаются разногласия или ропот.

В сегодняшнем евангельском чтении как раз эта тема была затронута. Это Евангелие от Луки, когда Иоанн Креститель прислал своих учеников, чтобы спросить у Христа: «Ты ли это? Или нам ждать другого?» А Господь, ответив ученикам Иоанна Крестителя на этот вопрос, начал спрашивать людей, чего они ждали от Иоанна Крестителя. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. Что же вы тогда хотите? Каким вы хотите увидеть Мессию? Каким вы хотите увидеть пророка? Вам, людям, что ни дай, все не нравится: этот слишком аскетичный, этот не очень аскетичный. А какой же вам нужен? Получается, что человек сам не понимает, каким бы он хотел видеть Бога. А Бог такой, какой Он есть. На мой взгляд, неисповедимость путей Господних коренится в том, что мы пытаемся Бога заставить быть таким, каким хотим.

– Вопрос телезрительницы: «Вернемся к шестому дню творения. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И был вечер, и было утро: день шестой. Ни о каких ребрах, ни о какой Еве здесь речи нет. Здесь речь идет об акте сотворения мужчины и женщины. Куда же делась женщина из шестого дня творения?»

– Я сейчас не готов ответить на этот вопрос. Но далее в Книге Бытия есть и о том, что взял Господь ребро от Адама и сотворил жену ему… Книге Бытия (или шестому дню творения) можно посвятить целую передачу. Я думаю, что в рамках сегодняшнего разговора мы едва ли сможем удовлетворительно ответить на этот вопрос.

– Вернемся к нашей теме. Мы пытаемся создать Господа в коробочке. Это очень удобно: достал из коробочки, попользовался, убрал... Вспомним вход Господа в Иерусалим. Люди кричали: «Осанна! Царь пришел». И вдруг не царь… Если бы Он был царь, сейчас накормил бы всех и избавил от болезней. Наверное, мы хотим, чтобы это был очень удобный Бог. Когда мы этого не получаем, начинаем говорить: «Что-то непонятное. Как же жить-то вообще?» Пути Господни неисповедимы. И мы можем, с одной стороны, вложить в эту фразу такую коннотацию: «Ну да. Понять это невозможно. Поэтому пути Господни неисповедимы». Либо говорим: что бы я ни делал, как бы ни жил, какие бы поступки ни совершал, в любом случае Господь Сам знает, что мне полезно. Или может быть еще другая коннотация этого выражения?

– Мне кажется, что неисповедимость путей Господних – это отчасти вина нас самих. Мы не хотим их познавать. Потому что это неудобно. Господь вновь и вновь в Своих проповедях возвращается к тому, что надо любить друг друга, делать другим то, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе, исполнять заповеди Божии. В чем заключается любовь к Богу? Не в том, что мы вздыхаем и испытываем какие-то романтические чувства, а в том, что точно и добросовестно исполняем то, чего Господь от нас ждет. Вот тогда пути Господни становятся вполне понятными. Мы знаем святых отцов, которые могли сказать волю Божию тому, кто к ним приходил. Господь им Свою волю открывает. Потому что Он знает, что эти люди будут исполнять то, что Он просит. Остальных же приходится подталкивать к тому, чтобы они просто делали то, что должен делать человек.

– Я вдруг подумал, что все пророки, когда к ним обращался Господь, говорили одну фразу: «Вот я». За исключением Ионы.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «В откровении, которое предоставил нам Серафим Вырицкий («От Меня это было»), Господь говорит: не пытайся вникнуть в Мои планы. Я чуть-чуть перефразировал. В Евангелии от Иоанна говорится: Я есмь путь и истина и жизнь. Как Вы считаете, насколько полезно человеку понимать Промысл Божий в отношении его действий?»

– Это полезно ровно настолько, насколько Господь ему открывает эти пути. Каждому из нас в той или иной степени Господь приоткрывает то, чего Он от нас ждет. Исследовать то, что Господь хотел бы в нас видеть, как раз полезно. Неполезно, когда мы начинаем задавать какие-то вопросы, которые к нашему личному спасению отношения, может, и не имеют. Да, в Книге Бытия написано вот так и вот так. Хорошо, я это узнаю, а что это даст мне с точки зрения моего спасения? Я от этого стану более терпимым? Я стану больше любить своих близких или начну кичиться тем, что знаю, что в Библии вот так написано и я могу это процитировать на древнееврейском?

Есть воля Божия, которую надо искать. «Господи, как Ты хочешь, чтобы я поступил в той или иной ситуации? Помоги и направь меня!» Этого искать надо. А когда просишь Господа рассказать судьбы всего мира, чтобы я просто потешил свое самолюбие тем, что  знаю то, чего не знают другие, тут, пожалуй, это искусительно. И Господь, скорее всего, такие вопрошания оставит без ответа.

– В Писании же сказано, что многие будут творить чудеса именем Господа... Когда мы смотрим на происходящее вокруг нас, нашей страны и вообще в мире, у нас возникают разные мысли. Одно дело, когда мы размышляем о выборах в Америке. Другое дело, когда думаем о нашем близком или знакомом человеке, который находится в тяжелейшей болезни. Насколько мы должны думать о судьбах мира? Или мы должны думать о том, чтобы помолиться о человеке, у которого четвертая стадия рака?

 К сожалению, сейчас наши средства массовой информации навязывают очень много такого, что нам, в общем-то, не нужно. Это наполняет нас надмением, что мы знаем очень много. Но если подумать, нам навязывают участие в чужой жизни, которая нам не нужна и, в общем, ни к чему хорошему не приведет, мы просто зря тратим время. Мы можем досконально знать о том, что творится в Соединенных Штатах Америки, но это не составляет для нас особого душевного труда. А оглянуться и увидеть, что рядом кто-то страдает и ждет конкретной помощи конкретно от тебя, – это большой труд.

Я думаю, что неисповедимость путей Господних заключается еще и в этом. Мы исполнены уверенности в том, что мы такие молодцы, поскольку очень много знаем об Америке. Но почему-то Господь усиленно возвращает нас к человеку, который нам неинтересен и мешает нам жить. Где-то в глубине души мы понимаем, совесть нам подсказывает, что именно этот человек и составляет то, ради чего Господь послал нас в этот мир, и сейчас мы должны помочь именно ему. Но это тяжело бывает принять; гораздо легче произнести красивую фразу о том, что пути Господни неисповедимы. Мол, за что же Господь так со мной? Гораздо легче закрыться. И отчасти это попытка убежать от чего-то очевидного, чего Господь от нас ждет.

– Вопрос телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Я хотел бы немного уточнить по поводу слова «исповедовать». Потому что в славянском тексте есть слово «не исследованы» пути. Для того чтобы ведать что-то, то есть проповедовать, нужно сначала узнать последствия. Это как бы уточнение. Последовательность для каждого человека индивидуальна, и только Господь может знать путь. Вопрос у меня по Евангелию. Господь говорит, что суббота для человека, а не человек для субботы. Почему иудеи неправильно понимали закон о субботе? Как его понимать правильно и почему именно так его надо понимать, как Господь сказал?»

– Слово «исповедовать» – многозначное. Мы же на исповеди тоже исповедуемся. А здесь исповедание в смысле исследования. Действительно, очень хорошее замечание.

Что касается субботы, то, с одной стороны, вопрос вроде бы простой. С другой стороны, надо понимать, что он касается не столько иудеев времен Христа, сколько нас с вами. Что такое заповедь о субботе? Господь шесть дней создавал мир и в седьмой день почил. И всем верующим предлагается седьмой день отдать Господу. Это было очень логичное, разумное требование, чтобы человек не забывал, ради чего он, собственно, работает, – отдавать седьмой день Господу…

– Это день покоя.

– Да, но не в том смысле, что ты лежишь и ничего не делаешь, а в том смысле, что посвящаешь этот день размышлениям о Господе. Но так получилось, что человеку гораздо легче даже самое глубокое установление превратить в некий внешний обряд, который легко исполнить, а о содержании как-то умолчать. Поэтому ко времени Христа эта логичная, разумная, глубокая заповедь о том, чтобы седьмой день отдать Богу, превратилась в то, что со скрупулезностью, дотошностью было выработано очень много всяческих запретов (что можно и чего нельзя совершать в этот день). В общем, все было очень детально проработано. И сейчас детально проработано прямо по пунктам, что считается работой, а что нет. В современном Израиле это действует до сих пор. Получается, что человек все свое внимание сосредоточил на форме и совершенно забыл о содержании.

И вот приходит Господь, Который начинает напоминать, что представляет собой эта заповедь. Что это не просто запрет работать, а отдать все свои силы Господу. Господь исцелял в субботу. Если скотина упадет в колодец в субботу, вы же ее вытащите, потому что нельзя скотину там оставлять, она погибнет. То есть надо делать добро и в субботу. Нужно понимать, что не всякая работа нарушает субботний день. Но формальность настолько укоренилась в умах и поведении иудеев, что это воспринималось просто как революция, это было краеугольным камнем.

Одной из основ тогдашней иудейской веры было то, что если не соблюдаешь субботу – значит, ты не наш. А как можно убедиться в том, что человек соблюдает субботу? Очень просто: он должен внешне показывать, что ничего не делает, гнушается что-то поднять или понести; в этот день нельзя готовить, нельзя то, нельзя это. Если соблюдаешь – ты наш.

Господь начинает стучаться и говорить, что не в этом суббота, что не суббота для человека, а человек для субботы. Господь как бы говорит: «Посмотрите, когда Я исцеляю болящего в субботу, Я же не нарушаю заповеди». Но все было настолько укоренено, что это было принято как вызов, как одно из свидетельств того, что Он – не наш.

Почему я говорю, что это не столько болезнь иудеев I века, сколько и наша тоже? Все то, чем мы занимаемся, очень легко превращается в красивую форму, и мы уже не можем выйти из этой формы, а содержания в ней нет. Ходит человек в храм, исповедуется, причащается, вовремя становится на колени, кланяется сколько положено, крестится – когда положено; все делает правильно. Спроси его: «А зачем ты это делаешь?» – «Так положено».

– Фарисейство в чистом виде.

– Да. То же и с субботой: бездумное, чисто формальное исполнение того, что должно быть наполнено глубочайшим смыслом. Это не говорит о том, что форму надо забыть. Нет! Форма хороша, но только тогда, когда мы помним, каким смыслом она наполнена. Это когда в каждое наше крестное знамение, в каждый наш поклон вкладывается мысль, для чего мы это делаем, что этим выражаем, к Кому обращаем свои поклоны и крестные знамения.

Поэтому первое, чем Господь раздосадовал, разозлил и настроил иудеев против Себя, –  Он пошел против формы. К сожалению, это и сейчас актуально. Поэтому всякий раз, когда мы слышим о том, как Господь обличает фарисеев за бездумное соблюдение субботы, надо обращаться на себя и вспоминать: я сам, приходя в храм, не то же ли самое делаю? Не с негодованием ли смотрю на человека, который, может быть, не так перекрестился? Может быть, этот человек и нарушил церковное благолепие, но зато помог кому-то; например, бабушке помог сесть на скамеечку или что-то еще сделал. Вот об этом нужно подумать.

– Сейчас появились красивые трамваи. Вчера в трамвай зашел молодой человек и начал восхищаться: «Как все красиво, сколько места!» Он восхищался, а все смотрели на него с улыбкой, недоумением. Я просто подумал о том, что в нашей жизни не хватает вот такой детскости. Например, мы слушаем в храме, как пономарь читает: «Господи, помилуй; Господи, помилуй…» И совершенно не понимаем, о чем речь, что происходит. Может быть, если в нас отсутствует эта детскость, мы закрываем путь Господа по отношению к нам? Мол, мне все равно Его не понять, буду жить так, как будто Его и нет…

– Одного человека спросили: «Как к Вам относятся Ваши дети?» Он говорит: «Как к Богу». – «Это как?» – «Не слышат, иногда делают вид, что меня нет, а если что-то случается, сразу бегут ко мне».

Относительно детскости я хотел сказать, что сегодняшнее евангельское чтение тоже было о детях. Детскость детскости рознь. Есть дети, которых Господь ставит в пример и говорит: «Будьте как дети». Предполагая, что человек не перестает удивляться, восхищаться, радоваться тому, что для других уже кажется привычным. Мы не хотим понять, что каждый день – это чудо. Ты видишь на небе удивительную луну и думаешь: «Какая же красота!» Или: «Какой закат!» А кто-то пройдет мимо и подумает, что и завтра будет такой же, и послезавтра, и сколько еще таких будет... А может, и не будет. Кто знает?

И есть другая детскость. Об этом было сегодняшнее евангельское чтение. Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 17). И получается такая детская капризность: и это нехорошо, и то нехорошо, и вообще я не хочу…

Так вот, мне кажется, для тех детей, которых Господь ставит в пример как образец чистоты и ясности восприятия, пути Господни, как ни странно, исповедимы. Потому что они прекрасно понимают, почему это так. Иной раз причащаешь маленького ребенка, который еще даже говорить не умеет, смотришь ему в глаза и ловишь себя на мысли, что это глаза не маленького ребенка, а глаза человека, который понимает гораздо больше, чем мы с нашими догматическими познаниями, что такое Причастие. Потом, к сожалению, постепенно это утрачивается; человек начинает «умнеть» в обывательском смысле.

– Может быть, это мы делаем детей такими?

– Может быть. Но я точно знаю, что святые отцы призывали к тому, чтобы опять возродить в себе ребенка, стать ребенком. Не в том смысле, чтобы впасть в детство (таких бабушек и дедушек медицина лечит), а именно опять научиться видеть все чистым, незамутненным, восхищенным взглядом. Я сам, к сожалению, этим не обладаю и не берусь судить наверняка, но, наверное, для таких людей пути Господни становятся все более и более исповедимыми. Тогда человек прекрасно понимает, зачем Господь так поступил, почему дал это, а не то.

– У меня в жизни есть такие примеры, когда я думаю: было бы хорошо, если бы Господь поступил по отношению к этому человеку иначе. У меня есть человек, которому я благодарен за очень многое добро, которое он мне сделал. Но так получилось, что на него начались всякие гонения и прочее. Я не могу понять, почему так произошло. Конечно, я не говорю: «Господи, как же Ты так поступил по отношению к этому замечательному человеку?» Но мне очень хочется понять поступок Господа по отношению к этому человеку, чтобы мне было легче принять обвинение на этого человека.

– Я сейчас Вас слушаю и вспоминаю, как неоднократно задавал вопросы мамочкам, которые приходили в храм поставить свечку, что они, собственно, этим хотят добиться. Ответ такой: «Я молюсь за детей». Задаю простейший вопрос: «А что Вы хотите, чтобы Господь сделал для Вашего ребенка?» Это ставит в тупик, потому что непонятно, что нужно, чтобы можно было сказать: «У моего ребенка все хорошо, моя молитва дошла до Господа».

Вспомним пример практически всех святых. Люди, которые посвящали себя Господу, казалось бы, изо всех сил старались исполнить Божью волю; они становились друзьями Господа, попадали под Его особое покровительство. И что же мы видим? Многие из них закончили свою жизнь мученически. Многие из них подвизались в таких нечеловеческих условиях, которых, по мирским понятиям, врагу не пожелаешь. Многие из них подвергались гонениям. И Господь прямо предупреждал: «Если пойдете за Мной, вас будут гнать, бить, убивать».

Если бы сейчас какой-нибудь человек, который хочет возглавить какое-нибудь политическое течение, сказал бы: «Идите за мной, но вас будут бить и убивать», – я думаю, его партия потерпела бы крах. Поэтому у нас стараются наобещать чего-то хорошего, доброго, комфортного. Господь этого не обещал никому.

– «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать...»

– В чем же заключается это блаженство? Человек, по нашему мнению, заслуживает чего-то доброго, какой-нибудь славы, и вдруг мы видим, как на нем начинают сбываться слова Господа: если ты – Мой ученик, то тебя будут гнать и бить. Так это же здорово! Это означает, что этот человек действительно идет за Господом. Бывают, конечно, варианты, когда гонят и бьют за дело. Но, бывает, мы видим, что это добрый, хороший человек, который старается исполнять волю Божию...

Я где-то читал, что некая женщина стояла в храме и плакала перед иконой: «Господи, что-то у меня все слишком хорошо в жизни. Ты что, меня забыл?» И это было сказано настолько искренне, без притворства!  И думаешь: «Как-то у меня все слишком хорошо. Что-то тут не так…»

И когда мы видим, что человека гонят, неправедно злословят, обходятся, с нашей точки зрения, несправедливо, то Господь рядом. Может быть, это показатель того, что сейчас Господь дает ему возможность стать по-настоящему Его учеником, не ради каких-то благ, не ради похвалы, славы, не ради денег, а по-настоящему. И мы видим, как на наших глазах сбываются заповеди блаженств, которые Господь нам оставил. Нам до этого еще трудно дотянуться, мы еще далеки от этого, а этот человек уже на пути. С нашей точки зрения, ему плохо, у него все плохо, а спрашиваешь его и видишь, как у него глаза светятся, ему хорошо. Господь рядом, а мы не понимаем, как так может быть. Нам до этого еще нужно дойти.

Поэтому неисповедимость путей Господних для нас заключается в том, что, глядя на такие примеры, мы должны понимать: когда что-нибудь подобное происходит с нами, это не наказание.

– Телезритель Александр говорил по поводу исследования путей Господних. И я сейчас подумал о том, что нужно просто следовать тому, что заповедал нам Господь. Понятно, что мы этого не исполняем, но если бы мы следовали теми путями, которые нам Господь заповедал, не было бы никаких проблем.

– Проблемы были бы. Если брать пример из Евангелия, то богатый юноша подошел к Господу, Господь увидел его потенциал и сказал ему: «Пойдем за Мной». Но юноше оказалось это тяжело; он не смог. Потому что сразу возникает очень много мыслей: «Ой, вот это я не смогу, вот то не смогу. Нет, Господи, давай в другой раз. Я соберусь, как-то подготовлюсь…» А другого раза может и не быть.

– Рыбакам-то, понятно, терять было нечего. А этому человеку было что терять.

– И рыбакам было что терять. Не так давно было евангельское чтение о том, как рыбаки всю ночь что-то ловили, устали, вымотались, и вдруг приходит Проповедник и говорит: «Пойдемте, вы Мне поможете». Они дали Ему лодку, Он проповедовал, потом сказал: «Бросайте сети». Они говорят: «Мы профессионалы, нет там рыбы и быть не может, мы только что все там проверили». Но Он сказал: «Бросайте». И они Его послушали. Им тоже было что терять. Они могли сказать: «Знаешь, мы лучше знаем. У нас сети мокрые, их нужно развесить. Мы всю ночь работали, нам тяжело. Давай в следующий раз, хотя бы завтра. Мы выспимся, а завтра всё сделаем». Мы ведь так и делаем.

– Получается, что мы уклоняемся даже от пути, когда Господь нам говорит: «Сделайте так…»

– Да, мы все равно умудряемся сказать: «Нет, Господи, я лучше знаю, поэтому давай завтра. Завтра все будет так же, только мы выспимся. И мы вместе сходим и половим рыбу…» К сожалению, мы этому поддаемся. Если бы мы, несмотря на усталость, несмотря ни на что, встали бы и пошли!..

Сколько раз у меня бывало, когда человек подходит после службы и говорит: «Знаете, я сегодня еле встал, два раза хотел вернуться домой, но подумал: нет, надо пойти в храм. И я так счастлив, что выбрал именно этот путь».

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X