Беседы с батюшкой. Что нам приносит радость. Протоиерей Геннадий Никитин. 26 мая 2023

26 мая 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: что приносит человеку радость. Эта тема предполагает какие-то очень очевидные ответы. Но ведь наша радость бывает разной. Отец Геннадий, Вам, человеку, который меня всегда поражал своей харизмой, при Вашем служении, при Вашей жизни, при том, что Вам пришлось перенести, быть таким позитивным человеком?.. Это интересно. Так что такое радость? Какая радость бывает в жизни?

– Когда произносишь слово «радость», то для нашего верующего сердца оно имеет особое значение, как, например, и слова «вера, надежда, любовь». Первое, что я вспоминаю, что ближе верующему сердцу, – это то, что радость дана свыше, от Бога. Я также служу в храме при психоневрологическом интернате в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и мы там помогаем скорбящим, болящим, страждущим, инвалидам, людям с ограниченными возможностями. В Евангелии мы читаем, как Архангел Гавриил приветствовал Богородицу: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Мы все время поем Деве Богородице: «Дева, радуйся!» Это наши любимые молитвы. Батюшка Серафим Саровский, чудотворец, нам заповедовал петь и быть радостными, и мы тоже все время в храме поем. Наши подопечные, проживающие там братья и сестры, уже наизусть знают эту молитву. Поэтому наша радость связана именно с Божией Матерью.

Она Сама тоже нам радость подает. Есть иконы «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость» или «Отрада и Утешение» и другие иконы, которые являют нам зрительную радость. Они, конечно, и благодатную радость тоже даруют. А наша икона, которая нам была подарена, являет радость скорбящим, молящимся, страждущим. Поэтому особенно чувствуется благодатная помощь Божией Матери. Мы, верующие, никогда не должны об этом забывать. Потому что мирская радость бывает другой.

По четвергам и в другие дни мы поем акафист Божией Матери перед нашей Иверской иконой Божией Матери, перед иконой «Всех скорбящих Радость» и перед другими. Там есть припев: Радуйся, Невесто неневестная! Покрый нас от всякого зла святым Твоим омофором. Это призыв к радости. Маленькие дети иногда реагируют на это буквально. Они бегают у нас по храму и радуются. Они даже радуются тому, что поют красиво. Непонятно, потому что все-таки поют на церковнославянском языке, но красиво. Был такой случай, что одна бабушка дома все читала акафист Божией Матери: «Радуйся, радуйся», а внук подходит и спрашивает: «Бабушка, ты все читаешь про радость, а почему ты-то не радуешься?» Это сразу наводит на мысли, что надо что-то изменить в жизни.

Радость бывает внутренней, а бывает внешней. Она должна быть созвучной, как симфония, как гармония, как музыка. Если мы будем радоваться только внутри и быть насупленными, серьезными, даже хмурыми, то люди нас не поймут. Многие батюшки, особенно такие, как был отец Дмитрий Смирнов, любят пошутить, что-то сказать веселое. Недавно у нас была Пасха, а это неимоверная радость. Пасха есть высшая радость, когда выше некуда. Это радость радости, когда мы радуемся освобождению не только от грехов, но и от самой смерти и входим в Царствие Небесное. Это главное!

А потом, когда, как сейчас, мы переживаем какие-то дни своей жизни и встречаемся с людьми, эта радость у нас иногда проходит или помрачается. Действительно, сохранить в себе эту пасхальную радость очень трудно, а еще труднее, может, передать ее. Но в нашей жизни есть такие примеры, как отец Иоанн Миронов, который все время всех встречает радостно и с улыбкой и никогда не печалится. Хотя он говорил: «Я с первого дня начал умирать и уже 95 лет умираю и никак не умру». Это он так шутит над собой. Отец Иоанн Кронштадтский тоже радовался. Евхаристия – это же необычная радость, и он не мог себе позволить печалиться и унывать. Так вот, батюшка говорит: «Уныние – это великий грех. Бегите от уныния». Это относится к мирской печали.

Если в пример привести других святых, то также можно сказать, что отец Иоанн (Крестьянкин), благодатный старец, тоже всегда был веселым, радостным, и он всячески поддерживал унывающий народ, включая людей в лагерях. Я вспоминаю такой эпизод, когда зимой мы приехали к нему, а он сидит на дороге на Святую горку. Там есть остановка, маленькая скамеечка, и он там отдыхает с отцом Филаретом по пути на горку. А был мороз, минус 25 °C. Я к нему подошел, попросил благословения. Это было после Рождества, после поста. Рядом стоит монах достаточно грузный. Сейчас он процветает. Я его встречал, он подвизается в Печерском монастыре. Вот он говорит: «Батюшка, помолись за нас! Что-то мы расслабели». А отец Филарет, который рядом сидит, тоже любит пошутить. Старец говорит: «Что, что? Не расслышал». А отец Филарет ему громко на ушко говорит: «Да они не расслабели, а растолстели!» Все с юмором. Батюшка благословил и говорит: «Ничего, похудеет».

Монашеская радость тоже особая. Мы ее не понимаем, мы же не монахи. А они радуются глубоко в душе и не могут унывать. Они всегда с Богом, с Божией Матерью. Четки перебирают, молятся, как батюшка Серафим. Когда батюшка Серафим Саровский встречал людей, он всем говорил: «Радость моя! Христос воскресе!» У него всегда в душе была пасхальная радость. Вот этого нам не хватает в нашей жизни. Я тоже каюсь в том, что теряю в себе радость, иногда огорчаюсь, раздражаюсь. Это наше маловерие, неверие, а и то, и другое происходит от оставления благодати. Потому что «благодать» по-гречески означает «радость». Радования без благодати не бывает. Если это не благодать, то  уже мирская радость.

Эту радость надо помогать поддерживать, потому что в жизни очень много огорчений. В храм же приходят в основном с огорчением: с какими-то просьбами, житейскими неурядицами. От себя чем-то помочь бывает трудно. Нужно помогать с Божией помощью, молитвенно. А своим умом не поможешь. Мы это знаем. Так как наша вера сердечная, то радость в сердце позволяет поделиться этой радостью с другими. Дай Бог, чтобы мы молились так, как поем на акафисте: «Радуйся, радуйся, радуйся». И о себе не забывали.

Но жизнь наша широка, и в ней много всякого случается: от радости до скорби и печали. Без скорби мы не можем прожить. Но я прочитал у одного известного святого отца, что мы, все люди, рождаемся для радости, а не для скорби: радости спасения, радости вечной жизни, особенно для крещеных православных, а не для того, чтобы скорбеть и болеть. Хотя придут и скорби, но без радости жить нельзя. Он говорит о том, что каждый человек, особенно монахи, ищет этой радости. Благодатной, конечно.

Хотя бы в мирских делах, в отношениях друг друга можно чем-то порадовать. Радость – это встреча. Угостить чем-то – тоже радость. Радость даже бывает от житейских мелочей. Вот сейчас весна. Смотришь на цветы, как тюльпаны распускаются, сирень начинает цвести, благоухание, птицы поют. Особенно сейчас в нашем храме слышно соловьев. Они людей будят уже в 4.00 утра, уже поют. Вспоминается, что на войне, как в стихотворении, когда наступает тишина, для солдат это особенная радость. В такой ситуации, казалось бы, какая радость?

Я вспоминаю Василия Теркина, известного персонажа Александра Твардовского. Александр Трифонович сам воевал с 1942 по 1945 год и перенес все тяготы судьбы. Но этим произведением, как мы знаем, он поддерживал дух бодрости, дух веры в победу и чтобы уныния у солдат не было. А у него в жизни было много скорбей. Его семью раскулачили и отправили на Соловки. Его отец еле спасся оттуда. Некоторые родственники там погибли. Семейных и личных скорбей у него хватало в то время. А он не мог себе позволить эту печаль распространять на других, особенно в трудные военные годы. Василий Теркин – такой персонаж, который шутил в основном над собой. У него были добрые шутки, и подтрунивал он только над немцами: «Они – бары, а мы из крестьян. Нам все можно выдержать». У него есть знаменательные слова:

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки…

Это духовная пища, как молитва. Поэтому нам тоже надо в храмах быть приветливыми и радостными. Конечно, не у всех получается, но надо стараться это поддерживать. Хотя всякие искушения бывают. Но мы должны понимать, что это не случайно. Этим проверяется наше состояние: насколько мы в душе имеем благодать Божию. Можно вспомнить заповеди блаженств, о которых можно говорить, что это основа основ. Потому что они заканчиваются вершиной: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Господь этими заповедями начинал Свою проповедь, и христианство – это и есть заповеди блаженств, то есть счастья. Не земного, конечно, не только. И там сказано: Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

А дальше, после заповедей блаженств, Господь говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете...» В детстве, помню, мне бабушка тоже иногда говорила: «Не смейся так, а то будешь плакать». И в Греческой Церкви старец Кавсокаливит, старец Паисий тоже приводят народные мудрости, поговорки. Потому что они пережили много горя (турецкое нашествие, войну и прочее) и чувствовали разницу между радостью и смехом. Мы это сейчас так не ощущаем, а старшее поколение понимало, что в войну, например, смеяться трудно, а радоваться можно было. Была какая-то утешительная маленькая радость.

Например, мне папа рассказывал, как бабушка вела их по территории, занятой врагами, немцы бросали куски хлеба на крышу, а дети сбивали эти куски хлеба камушками. Упал кусочек хлеба – дети радовались. А немцы в это время смеялись над детьми. Вот такой диссонанс. У детей радость, что можно что-то покушать, а у немцев смех: дети веселили их своей ловкостью, как в цирке. Вот разница.

Наши дети все-таки хорошие, они лучше нас, чище сердцем, добрее и замечают такие тонкости, которых мы часто не замечаем. Например, один мальчик, который учится в воскресной школе заповедям, дома спрашивает у своего дедушки: «Дедушка, правда ли, что за зло нужно воздавать добром?» Дедушка говорит: «Конечно, обязательно. Так заповедует Господь». И мальчик говорит: «Тогда, дедушка, купи мне мороженое, а то я твои очки разбил». В смысле – я зло сотворил, но ты мне добром воздай. Можно улыбнуться тому, как ребенок переделывает эту простую истину в свою.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мы не знаем нашего конечного пути, как мы закончим. Никто из нас этого не знает. Поэтому нам только и остается мирская радость. Другой-то мы не знаем...»

– В нашем интернате проживает много людей преклонного возраста, и они, можно сказать, находятся уже в конце жизни. Как мы иногда говорим, с восьмого этажа самый близкий путь до Царства Небесного. На восьмом этаже интерната лежат самые болящие: парализованные, лежачие. Очень трудно в таком положении говорить о радости, тем более мирской. Мирская радость очень мимолетна. Например, съел что-то – и забыл.

Во-первых, пути знает Господь. Пути Господни неисповедимы. То есть Он знает. Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. То есть иди по пути заповедей Божиих и не согрешишь, а главное – спасешься. Конец нашей жизни в чем? Мы уйдем в Царство Небесное, будет наше успение, умирание во Христе и спасение души. Иначе зачем тогда жить и веровать? Господь дает нам и смысл, и радость, и конечный путь, и цель жизни. Нам надо довериться Богу, полностью доверить себя в Его руки. Как в молитве перед сном мы говорим: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». И тогда нам не надо думать о конечном пути. Зачем? Господь знает наши пути, Он нас будет сопровождать всю жизнь и в конце концов встретит в раю, в Царстве Небесном. Потому что, если веруешь, спасен будешь. Как Он и обещал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16).

Мы не должны умом решать и заботиться об этом. Телезрителю надо помолиться и сказать: «Да будет, Господи, воля Твоя». Чтобы не искать своей воли и не думать о том, что нас ожидает. Конечно, нас ожидают болезни в конце жизни. Зато у нас есть яркие примеры радостной пасхальной кончины. Например, батюшка Серафим. А великие грешники, люди неверующие очень кричат, не знают, что делать перед смертью, для них это тупик.

Нам надо все это молитвенно переживать, а не умственно. Наш смысл в жизни не в уме. Ум наш часто заблуждается. Был такой интересный случай. Старец принимал исповедь у одной женщины, она каялась и говорила: «Батюшка, каюсь, что много смотрюсь в зеркало, я очень красивая». А он говорит: «Чадо милое, не волнуйся, успокойся, ты заблуждаешься, что ты красивая». То есть человек думает одно, а на самом деле все по-другому. И это не грех, это просто ошибка.

И на войне бывает радость, утешение. Например, когда тишина и слышно, как птички поют. Мне рассказывали, если солдат хочет как-то порадоваться, он берет цветочек, вставляет его в ствол своего оружия и смотрит: цветок как будто в красивой вазе. Вот такая тихая радость, умиление, что жизнь прекрасна. Война – это страшная, ужасная вещь, ничего там радостного нет. А рядом птицы поют, причем даже не боятся стрельбы. Канонада прогремела, а они поют.

– Мы благодарим Господа за все: и за радость, и за горе. Если, конечно, мы верующие люди. Но происходит такая удивительная штука: мы не можем долго быть в горе. Есть люди, которые совсем не могут преодолеть горе, но в большинстве своем мы каким-то образом переживаем горе и через какое-то время начинаем улыбаться, видим что-то радостное.

– Это чудо Божие, которое распространено не только у нас, но особенно в Церкви Православной. Это духовное утешение. Особенно исповедь, Причастие. После исповеди идешь радостный, будто камни с тебя упали. А когда причащаешься, будто на крыльях летишь – такая радость...

Но много людей неправославных. Например, индийцы. Посмотрите, какие радостные индийские песни и танцы. У китайцев свои радостные моменты. У японцев – живопись, например, ветка сакуры. Музыка: классическая западная, восточная.

Бог – Творец, Он дает душу каждому человеку, не только верующему, и начинает спасать ее естественными средствами. Вокруг нас прекрасная природа, с детства нам дается здоровье. Помню, мы были маленькими и не болели. Бегали босиком, нам все было нипочем: ни лужи, ни мороз, ни какие-то невзгоды. Пешком ходили по шесть километров до школы – и было радостно. С удовольствием лазали по сугробам, медведей и волков пугали, зажигая факелы. Естественная радость была всегда, даже в мелочах.

Вспомните Федора Михайловича Достоевского: какую радость он испытал, когда отменили его расстрел! Он пережил чудо, он ощутил радость, что остался жив, и полноту жизни. В своем дневнике он писал, как, сидя в каземате, испытал радость даже от того, что прилетел во двор воробей: живое существо, чирикает...

Такая радость есть у всех. Можно радоваться просто хорошему утру. Даже если человек болящий, он радуется любимому человеку, другу, который пришел к нему в гости. То есть простые чудеса на каждом шагу.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Вот Вы говорите про радость. Детки радуются по-настоящему. Они не думают о смерти, даже не знают, что такое смерть. Святые говорят: «Помни о смерти и вовек не согрешишь». Но когда я думаю о смерти, у меня автоматически вытесняется радость, приходит уныние, страх, что угодно, только не радость. Кажется, что тот факт, что ты умрешь, – это реальность, а твоя радость, когда ты не помнишь о смерти, – какая-то иллюзия. Я не могу это совместить: как помнить о смерти и одновременно радоваться? Может быть, для этого обязательно надо быть святым или чистым душой, как ребенок?»

– Классическое выражение у святых: «Думай о смерти и вовек не согрешишь»... Смерть побеждена, нет смерти. И на Пасху каждый христианин это особенно чувствует. Даже неверующие люди на Пасху приходят в храм, к Богу, потому что чувствуют, какая радость разливается в душах верующих. Тогда и мужья смотрят на жен другими глазами, удивляются, что жены такие светлые, радостные, хотя скорбей в жизни хватает.

Думать о смерти можно по-разному. Телезрительнице надо почитать о жизни святых отцов, понаблюдать за жизнью православной. Помню нашего старца Николая Гурьянова, он все время говорил: «Помолитесь за меня». Строчки из его стихов:

И двери смерти страшно тяжки,
Уж недалеки от меня...

При этом он никогда не хмурился, а улыбался, говоря о своей смерти. Мы знаем, что он почил блаженной кончиной. Он был человеком праведной жизни, ему не страшна была смерть.

Мы все время думаем о себе. На войне, например (я не воевал, но имею представление, мне рассказывали военные), не думаешь о своей смерти, думаешь, как уберечь солдат, ребят спасти. Примерно неделю назад было событие, один молодой человек совершил подвиг, оставшись в танке. Танк подбили, и он сказал: «Ребята, убегайте, я вас прикрою». Он знал, что танк расстреляют, но все равно не ушел, до последнего стоял, чтобы ребята ушли, раненых унесли. Он сознательно пожертвовал своей жизнью ради них. Молодой парень, всего 19 лет, родом из Донецка. Такие случаи показывают в новостях.

Мы не должны зацикливаться на своей жизни и смерти. Тем более чувствуется, что телезрительница еще молодая, голос молодой; рано еще умирать, как говорится. Самое страшное, когда человек болеет параличом или онкологией, каким-то серьезным заболеванием, которое угрожает жизни. Тогда, конечно, можно печаловаться. Если этого нет, значит, печаль какая-то искусственная, навеянная мыслями. Скорее всего, это навязчивый помысел, который труждает сердце. От таких помыслов надо избавляться молитвой, исповедью и причастием. Тогда будет радость утешения, не будешь думать о смерти, а будешь думать о жизни, что сделать. Известная поговорка: «Умирать собираешься, а рожь сей». Потому что ты это делаешь не для себя.

– Когда телезрительница звонила, были слышны детские голоса. Ей есть о ком заботиться.

– Дети вообще по-другому к смерти относятся, они не понимают этой трагичности. Я уже как-то рассказывал такой случай. Когда я еще служил в храме Иоанна Предтечи в 1995 году, умер один молодой солдат от онкологии (у него было белокровие, он был в Чернобыле), и я его отпевал. Хоронили его в Сертолово, где находится военная часть. У него осталась молодая супруга и четырехлетняя доченька. Помню, когда я его причащал, он страдал от того, что придется оставлять жену и дочку одних, расставаться с ними. Когда он умер и лежал в гробу посреди храма, доченька его тоже была на отпевании. Супруга этого солдата была умная женщина, верующая, она настроила деточку так, чтобы она не боялась: папа лежит, отдыхает, уснул. Потом, когда уже его хоронили и гроб опускали в могилку (была зима, холод 20 градусов мороза, снег), девочка подошла ко гробу, чтобы проститься, и сказала: «До свидания, папочка, встретимся в раю». И хочется заплакать от радости, что она верила больше, чем все окружающие, в бессмертие, в Царство Небесное...

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Одни люди получают радость исцеления, выздоровления от болезни; другие, к сожалению, не получают. В частности, есть евангельский сюжет, когда у Овчей купели из множества тяжелобольных людей радость выздоровления и исцеления получает только один человек. Это вызывает некое недоумение: почему остальные остаются без какого-то внимания, утешения?»

– Нужно почитать толкования на Евангелие. Не только один человек исцелился. Там сказано, что исцелялись многие. Просто этот человек не мог подойти к купели, был парализован, а когда его подносили, кто-то до него уже исцелялся. Сказано, что многие исцелялись. Вы просто неправильно понимаете Евангелие.

С другой стороны, для чего нам дан этот пример? Человек был парализован, вообще не мог ходить. И Господь исцелил его именно нам в назидание, показывая, что человеческая помощь бесполезна, только Господь может исцелить, даже без  купели, без воды. Вспомните, как одним словом Господь воскресил Лазаря...

– Или дочь Иаира.

– Надо правильно понимать Святое Евангелие. И о себе тоже думать правильно. Потому что мы часто недоумеваем, а в жизни много тайн, скрытых от нас. Мы не знаем, что с нами происходит, наша жизнь от нас скрыта; ее смысл, суть мы узнаем только потом, может быть, даже не в конце жизни, а только в Царстве Небесном.

Федор Михайлович Достоевский говорил, что «человек есть тайна, ее на­до разгадать, и если будешь разгадывать ее всю жизнь, не го­вори, что потерял время». И он этим занимался всю жизнь. Но мы отвлекаемся больше на себя. Наши святые отцы больше думали о других людях, а о себе не думали.

Есть такая книга, которую, наверное, многие читали, – «Несвятые святые». Это воспоминания об отцах Псково-Печерского монастыря. Митрополит Тихон (Шевкунов) написал эту книгу. Мне посчастливилось бывать в этой обители, более того, там за меня молились наши известные старцы, которые уже ушли на небо. Так вот, тот же архимандрит Алипий: как ему было трудно! Монастырь закрывали 3–4 раза, его преследовали, ему угрожали. А он о себе не думал, он собой жертвовал ради братии...

– При этом оставался человеком с невероятным чувством юмора.

– Юмор ему помогал. Был с ним такой интересный случай. Однажды у обители отобрали все земли, включая пастбища. А в монастыре было тридцать коров и один бык. Владыка Алипий решил земли вернуть. Если не будет пастбищ, коровам не будет корма, не будет молока, и тогда придется от них избавляться. А без коров им было трудно; там все-таки было больше ста человек братии, и трудников было много. Всех надо кормить... Так вот, привезли в монастырь делегацию коммунистов братских стран. Они ходили, умилялись красотой обители: клумбы с цветами, артезианский колодец, зеленая трава. А отец Алипий распорядился выпустить коров на монастырский двор. Делегация видит, как выбегает вдруг стадо коров с быком, и они начинают пожирать цветы на клумбах. Коровы же были голодные, их не выпускали на пастбища. Представители делегации все разбежались, некоторые подбежали к отцу Алипию: мол, что же вы делаете, они же пожирают такую красоту; во-вторых, тут же гости. «Не взыщите, – вздохнув, сказал им отец наместник. – Очень уж скотинку жалко! Теперь других пастбищ у нас нет, вот и приходится пасти их внутри монастыря». В тот же день монастырю были возвращены все пастбища... Вот такой юмор. С другой стороны, эта ситуация была экспромтом.

– Если снимать фильм, это было бы смешно.

– С другой стороны, монахам было не смешно, когда у них отняли земли. Что, с голоду помирать? Монахи же кормились от своих рук.

– Хотелось бы понять одну вещь. У нас существует внутренняя радость, которая нам дается Господом. Сам Господь дает нам эту радость. Но хранить эту радость нам иногда сложно. Что нужно сделать для того, чтобы и внешнюю житейскую радость понять и принять, и в то же время каким образом это может быть сопряжено с духовной радостью, которую дает нам Господь?

– Это очень трудно сочетать: дар Божий, харизму, радость, благодать; все благодатные дары Божии. Нам никогда не надо унывать, как говорил батюшка Иоанн. И нужно обязательно молиться, чтобы Господь наставлял (как отца Алипия), что сделать в этот момент, чтобы не согрешить и не только радость получить, но и пользу от радости. Мы же не просто радуемся, как будто медитацией занимаемся. Нет; мы хотим, чтобы и другим радость была, причем существенная, умственная, сердечная радость.

Один настоятель при входе в храм повесил объявление: «Просим отключить мобильные телефоны – у нас связь только с Самим Богом». Он юмором привлек внимание к этому, потому что многие приходят в храм с телефонами, а это мешает службе. Или, например, батюшка говорит проповедь: «Сегодня в храм пришло мало людей. Но ничего страшного, прихожане в основном приходят, когда у них свободное от грехов время». То есть все в жизни можно обратить во благо.

Хотел бы процитировать Евангелие, слова Господа:

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 20–22).

И даже больше обещает нам Господь: Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24).

Вот эта совершенная радость и есть наш смысл жизни. Потому что если мы несчастны, нерадостны, мы такими же будем и в Царстве Небесном. Надо здесь обрести эту радость и благодатную жизнь. Антоний Великий и все святые говорили, что нельзя унывать. Нужно обязательно стяжать радость от Бога и передать ее людям, чтобы умножить дар Божий. Как в притче о талантах. Если ты зарыл талант и будешь все время думать только о себе, тогда ты никому ничего не сделаешь, не поможешь. Зачем тогда Царство Небесное?

Есть такая притча. В рай попадает такой особый праведник, который все время жил один, не грешил. Попав в рай, он оказался один за забором. Другие смотрят через щелочку и спрашивают: «Что ты радуешься?» А он отвечает: «Радуюсь, что я один в раю, никто не мешает».

Нам нельзя так жить; в жизни нельзя ограждаться. И тогда после жизни мы будем со всеми вместе радоваться.

– Благословите наших телезрителей.

– Бог да благословит всех нас. Дай Бог, чтобы мы не теряли даже простую житейскую радость, не то что благодатную. Слава Тебе, Господи, за все!..

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать