Сегодня у нас в гостях настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице (подворье Антониево-Дымского мужского монастыря) протоиерей Александр Ежов.
– Тема сегодняшней передачи: что делать, когда слабеет вера. Наверное, если распознать момент, когда она начинает ослабевать, то можно с этим что-то сделать. Но мы можем и не видеть этого. Поэтому что делать, когда она ослабевает, и как это увидеть?
– Что делать, когда ослабевает вера? Наверное, этот вопрос можно задать немножко по-другому. Вопрос не в том, что она ослабевает, а в том, как человек понимает, что такое вера. Какая именно вера в нем ослабевает? В кого он верит? Во что верит? Как верит?
Ведь все, что делает человек, он делает с верой в результат, в себя, в того, кто его поддерживает, ради кого он это делает. И когда мы говорим о религиозной вере, нужно посмотреть, о какой вере идет речь, то есть к какому состоянию, к какому моменту нашей веры относится этот вопрос. Что именно ослабевает? Наша уверенность в бытии Божием? Или наша ревность по Богу? Или утрачивается доверие к Нему, верность? Соответственно, что именно предполагает укрепление нашей веры? Нам для этого необходимы какие-то чудеса, знаки? В этом отношении на каждый пункт следуют свои ответы, потому что нет универсального. В православной среде часто шутят в ответ на вопрос, как спастись: поститься, молиться и слушать радио «Радонеж». И в данном случае это не реклама радио, а как раз попытка задуматься о глубине этого вопроса.
Если во мне начала ослабевать вера, то самое время спросить себя: а что она значит, во что я верю? С точки зрения христианской веры правильно даже: в кого я верю и как? И уже из этого будет формироваться попытка найти ответ на вопрос, в том числе о мировоззрении, о том, кто я такой. Можно обозначить себя православным христианином, крещеным, и назвать себя православным достаточно легко. Хотя бы по факту крещения. Но являюсь ли я по-настоящему православным? Соответствую ли я той вере, в Кого я крестился? Ведь когда мы принимаем крещение, то крестимся в Бога. «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таким образом, становясь христианином, человек принимает веру в конкретного живого Бога-Троицу. И возникает вопрос: а что в нас ослабело? Мы стали сомневаться в Боге? Тогда надо попытаться разобраться: почему? Или мы сомневаемся в вере именно как в принадлежности к религиозному течению, к Церкви в силу того, что видим, например, какое-то несоответствие нравственных ситуаций и поступков нашему представлению о Церкви? Тогда вопрос: а в кого мы крестились и зачем? Почему считаем себя верующими? Что это нам дает? Кто мы такие?
Поэтому на вопрос, что делать, когда ослабевает вера, можно ответить так: нужно определиться, кто ты такой. И если ты христианин, то проанализировать, что поменялось с того момента, когда ты обрел Бога. Что поменялось вокруг меня и во мне, когда я вошел в жизнь Церкви; как опыт встречи с Богом, который привел меня в христианство, поменял мое мировоззрение; как он изменился в силу каких-то скорбей, искушений, проблем, с которыми я соприкоснулся в жизни. И вопрос либо перестанет быть актуальным (если человек действительно попробует разобраться в себе), либо останется, и тогда понадобится индивидуальная беседа с человеком, который ищет причину своего маловерия. В этом отношении для мыслящих людей, которых и хочет видеть в своем составе Православная Церковь (ведь Господь учит нас быть разумными, трезвыми именно в возможности правильно мыслить, правильно воспринимать себя и реальность окружающего мира), я могу предложить, в принципе, элементарное: почитать хотя бы православную энциклопедию, раздел, что такое вера, какая она бывает. Там даются очень интересные факты о самой вере, о значении этого слова (начиная с Ветхого Завета). Прекрасное размышление о глубине веры, о том, как ее видеть и найти в себе, есть в беседах митрополита Антония Сурожского (Блума).
– Я вспоминаю время, когда даже само Священное Писание было невозможно не то что купить, а просто где-либо достать. Я помню, первое издание Библии было выпущено к 1000-летию Крещения Руси. Стоило 80 рублей, и его сразу раскупили. Его невозможно было достать. У меня был друг священник, который купил атеистический словарь и вырезал оттуда библейские тексты. Так у него было несколько текстов из Священного Писания. И ведь это было не в двадцатые годы прошлого столетия, а совсем недавно. Было практически невозможно что-либо узнать из книг. Вера передавалась от бабушек, была народной. Но потом наступили времена, когда уже можно было познать и узнать многое, тогда и стали возникать проблемы понимания, что же такое христианская вера. Что такое христианская вера в нынешнем понимании? Когда мы должны дать себе отчет в том, во что же мы веруем, в кого и как?
– Наверно, начать нужно с того, как в человеке рождается вера. Если мы говорим о религиозной вере, то она начинается с опыта встречи с Богом. Это собственный опыт человека. И когда потом происходит оставление человека Богом, его вера остается. Остается, как говорил апостол Павел, уверенность в вещах невидимых, то есть уверенность в том, что Бог коснулся сердца, был с тобой, и теперь ты хранишь эту веру. А дальше идет уже возможность верности. То есть выстраивание веры на основании личных взаимоотношений с Богом. Я встретил живого личностного Бога, увидел Его, почувствовал Его, и даже при расставании, когда не чувствую Его рядом с собой, я пытаюсь сохранить Ему верность.
Митрополит Антоний Сурожский в своих беседах говорит, что ставить вопросы относительно веры нормально, это не маловерие и не сомнение в вере, это понимание: то, что я на данный момент своей жизни знаю о Боге, я уже перерос. И дальше у человека должно быть развитие. Поэтому задавать вопросы, ставить под сомнение не бытие Бога, а то, что я знаю о Нем, как воспринимаю реальность, в которой нахожусь, или ту меру знаний, которую сейчас могу воспринять, совершенно естественно.
– Вопрос от телезрительницы Тамары из Подмосковья: «Я очень люблю Санкт-Петербург. Есть ли в городе какой-то паломнический центр, где можно было бы бесплатно пожить какое-то время и помолиться?»
– К сожалению, я не могу ответить Вам на этот вопрос. Наверняка есть паломнические центры. В обители мы всегда рады встретить, помочь помолиться и направить человека. Если ехать с паломнической поездкой, то надо искать информацию о том, когда ездят группы. Например, мы от подворья обязательно организовываем две поездки в год: на праздник преподобного Антония Дымского 7 июля, в день памяти преподобного, и 30 января, в день обретения его мощей. Это что касается нашего подворья. Что касается других паломнических организаций, думаю, такие поездки организовываются регулярно. А бесплатно или нет, я не в курсе.
– Но в любой обители всегда рады всем, кто может потрудиться. Тогда действительно проживание бесплатное.
Вернемся к нашей теме. Вы говорили о том, как выстраиваются личные отношения с Богом, когда человек знает, что его коснулся Господь. Но если он теряет веру, то просто теряет контакт с Ним? Каким образом можно обрести потерянную веру? Что нужно сделать? Молиться, трудиться и дисциплинированно соблюдать все посты?
– Я думаю, в Евангелии есть ответы на все эти вопросы. Задавая подобные вопросы, мы очень часто хотим услышать инструкции. Нам хочется не думать, а взять лекарство и инструкцию к нему, понять, сколько чего надо выпить, чтобы был определенный эффект. Я Вас разочарую. В Евангелии нет инструкций. Там есть пример, есть слово Божие, которое Господь говорит, обращаясь к каждому из нас. Когда я открываю Евангелие – это мой разговор с живым Богом. И здесь уместно вспомнить рассказ митрополита Антония о том, как он первый раз, будучи еще подростком, встретил Бога, прочитав Евангелие от Марка. Каждый из нас, открывая Священное Писание, может увидеть эту встречу с Богом, переданную нам через Его слово, увидеть пример, как поступал Христос в тех или иных случаях.
В истории христианской Церкви мы видим и примеры святых: апостолов, мучеников, преподобных, праведных, святителей. Пример их любви, пример того, как они укреплялись в вере, и это мы можем принять для себя, это будет действительно спасительно для нас, поможет укрепиться в вере. Для кого-то это милостыня, для кого-то усердный пост, для кого-то глубокая, сосредоточенная молитва, а для кого-то и первое, и второе, и третье. И, конечно, во всем этом необходим труд. Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Поэтому в этом отношении человек должен сам для себя найти ответ, открыв Евангелие, приняв пример Спасителя и тех святых, которые явили любовь к Богу своей жизнью, своими подвигами.
– У меня есть вот еще какой вопрос: в нас очень часто происходят не очень правильные перемены, когда наша вера как бы замыливается, что ли, если мы постоянно выполняем одно и то же, и все это превращается в какую-то обыденность. И прежде всего я говорю об исповеди, потому что она часто превращается в какую-то формальность. Если мы каемся в грехах, которые нас обличают, то это одно. Но перед литургией сколько у священника есть времени, чтобы поговорить с человеком? Может быть, минута, и здесь как бы кроется какая-то опасность. Посоветуйте, каким образом можно избежать опасности превращения исповеди в формальность.
– Я думаю, что к этому вопросу мы можем подойти с позиции сравнительной характеристики. Часто мы называем исповедь баней пакибытия, помогающей очистить нашу душу. И раз уж мы пытаемся провести такое сравнение, то скажем, что естественной привычкой нормального человека является регулярное умывание. По утрам мы чистим зубы, моем руки, лицо. Но если мы ограничимся только умыванием по утрам, то рано или поздно наступит время, когда будет недостаточно вымыть руки и лицо.
Тело и весь наш организм будут требовать бани, причем бани хорошей, чтобы и попариться, и помылиться, и хорошо потереться мочалкой, чтобы смыть с себя всю грязь. Наверное, так же происходит и с душой. Помимо регулярной, постоянной исповеди, помогающей поддерживать нашу душу в чистоте, необходима также относительно регулярная работа – хорошая, капитальная чистка при условии сочетания глубины внутренней аналитической работы с практическими действиями.
Нам мало проговорить какие-то слова – нужны и реальные последствия этих слов. Нам мало принести покаяние – оно оценивается по намерениям и действиям человека после покаяния. Опять же важно не просто признание своего греха, а также некая констатация факта его совершения и просьба о прощении. Здесь стоит вопрос об осознанном изменении.
Не случайно слово «метанойя» переводится с греческого как «изменение ума», изменение взгляда на свою жизнь, на свои поступки. Изменить – это не просто сказать об этом, изменить – это действительно изменить свое отношение ко всему, изменить самого себя. Ну а более глубокая степень изменения – это уже то, что мы называем духовным преображением человека.
– В одной из проповедей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий говорил: если мы не знаем, как каяться, исповедоваться, можно подойти к священнику и спросить его, как это делать. А может ли к Вам подойти человек и сказать: «Отец Александр, я хочу исповедоваться, только не очень понимаю, как это делается»? Сможете ли Вы ему это объяснить, сможете ли помочь?
– Я думаю, что это может сделать каждый священник. Здесь вопрос в том, когда человек подойдет. Если священник уже стоит с Чашей и к нему подходит человек и спрашивает об этом, то, наверное, это не совсем уместно. А вот если человек после службы подойдет и попросит священника уделить ему время, побеседовать с ним, то я думаю, что диалог между христианином или человеком, пришедшим в храм, и священником обязательно получится.
– Вопрос от Евгения из Белгорода: «Как было сказано, самое страшное в этом случае – привыкание к вере. А может быть, здесь и не было никакой веры, просто у человека была обыкновенная привычка выполнения постоянных, каждодневных одинаковых обрядов?»
– Ну, тогда и я повторюсь. Уместно спросить у себя, что я понимаю под верой: встречу с Живым Богом или формальное исполнение определенных обрядов? Но это совсем не говорит о том, что обряды и действия, которые Церковь сформировала в своей жизни, в богослужении, в исполнении определенных треб и таинств не нужны. Они нужны, важны и очень значимы, и они очень глубоки по своему содержанию.
Здесь вопрос может быть в том, что я испытываю в этом отношении, что понимаю под верой и исполнением этих обрядов. Мало ходить в храм и внешне исполнять то, что предписано. Можно и поститься, и молиться, и посещать богослужения, но при этом сердце будет пустым – в нем не будет Бога.
И тогда возникнет вопрос, опять же из Евангелия, мы спросим у Господа: «Разве мы не постились, не молились, разве мы не исполняли все предписанное?» И Господь скажет: «Не знаю вас», – потому что сердце наше было пустым. Мы и нуждающемуся не помогли, и милосердия не оказали, и не были чуткими, и не научились самому главному – любить и проявлять эту любовь по отношению к тем, кто нуждается в реализации нашей любви.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Что является главным для человека в духовной жизни?»
– Как говорил преподобный Серафим Саровский, главным смыслом жизни христианина является стяжание Духа Святого.
– Все просто. Остается только спросить: а как стяжать Дух Святой?
– Трудом, преображением себя. Здесь как раз и идет речь о том, что для того, чтобы стяжать, обрести в своем сердце, в своей душе Бога, нужно не просто сделать сердце способным увидеть и услышать Его, но очистить, открыть его Богу, сделать его местом пребывания Бога.
– Когда мы стареем и у нас появляется куча болезней, превращающих утро не в радостное пробуждение, а в пробуждение всяких болезней и прочего, то потихонечку, помаленечку возникает привычка к брюзжанию. Естественно, мы начинаем слишком много внимания уделять своим болезням, и при этом куда-то уходит та радость, в которой мы должны все время пребывать. И вот вопрос: если радоваться все время у нас не получается, что это означает? У нас просто теряется вера в Бога, доверие к Нему? Или с нами происходит что-то иное, когда возникает это брюзжание? Мы знаем массу таких примеров, да я и сам такой.
– Тогда возникает встречный вопрос: о какой радости идет речь, какую радость мы хотим получать, испытывать, ощущать? Радость ведь тоже бывает разной. Бывает радость от удовольствия, от пищи, от какого-то творческого процесса, в результате которого мы что-то совершили, сделали. Бывает радость и от общения, и от любви.
– Нет, я имею в виду радость в Боге.
– А что значит – радость в Боге? И при чем здесь наши физические немощи и недуги? Если мы ищем радости в Боге, то опять-таки нашего хотения мало. Еще необходима, скажем так, возможность испытать эту радость, способность ее вместить и принять. Вот я хочу, и хотение – это прекрасно. Но что я сделал для того, чтобы мое желание совпало с моими возможностями? Для этого я должен приложить определенные усилия, потрудиться.
Уж если я хочу что-то сделать и в результате своего труда получить радость, я должен довести этот труд до конца, чтобы что-то получилось – произведение искусства или какая-то поделка. И тогда, увидев плоды труда рук своих, я получу радость.
– Ваш храм сейчас реставрируется, там производится много разных работ. Кто трудится над восстановлением храма?
– Люди разные. Так как наш храм – памятник архитектуры федерального значения, мы попали в программу восстановления объектов культурного наследия, и, соответственно, подрядчик, выигравший тендер, получил заказ на восстановление храма. А что касается вопроса непосредственно о людях, которые трудятся, то они абсолютно разные. Есть люди верующие, есть неверующие, есть славяне, есть люди других национальностей.
– Все эти люди трудятся над восстановлением храма. Скажите, может ли для неверующего человека труд по восстановлению храма стать путем к воцерковлению?
– Это вполне возможно. Но опять же путь этот индивидуален. Если человек захочет увидеть эту возможность и увидит ее, для него это станет открытой возможностью обрести Бога, встретиться с Богом.
– В таком случае я продолжу свою мысль. Если мы трудимся над восстановлением своего собственного храма, – храма внутри нас, даже если вера наша еще слаба, можем ли мы обрести ее силу?
– Я думаю, что, конечно, мы укрепляемся, получаем новые навыки и возможности.
– То есть это возможно. Но трудиться все равно надо?
– У нас есть замечательная русская пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Народная мудрость, фольклор всегда очень точно и емко передают глубинные мысли.
– Вопрос от Галины из Петербурга: «Я очень давно болею и не могу ходить в храм. Страдаю от этого, не принимаю Причастие, не могу присутствовать на литургии».
– Знаете, потребность души в Причастии, в соединении с Богом – это нормально и естественно. Если в силу болезни Вы не можете приходить в храм, у Вас есть возможность связаться по телефону с храмом, со священниками, у кого исповедовались и причащались, и позвать их на дом. Они исповедуют и причастят Вас на дому.
– Да, но Галина говорит, что ей не хватает участия в литургии. В этом случае у нас есть специальные службы, которые помогают добраться до храма даже самым тяжелым больным.
– Да, такие возможности есть. Но раз уж так случилось, не нужно отчаиваться и унывать. Здесь можно вспомнить преподобную Марию Египетскую. Она молилась в пустыне и причастилась всего лишь два раза в жизни, но это не помешало ей стать великой святой и своей верой, глубиной своей молитвы достичь духовных высот.
– А как можно узнать, что наша вера находится в опасности?
– Ну, раз мы задаем такой вопрос, то уже задумываемся над ним. Я думаю, здесь нужно постоянно спрашивать себя об этом, искать соотношение своей веры с верой святых отцов, изучать Священное Писание, примерять слова Евангелия к себе, к своей жизни. Наверное, на этот вопрос можно ответить именно таким образом.
Когда я провожу огласительные беседы, я говорю, что христианин должен верить так, как написано в Символе веры, принятом Вселенским Собором. Если ты считаешь себя православным христианином, то веришь именно так – и никак иначе. Но ты можешь верить как хочешь, это твое право, и твоя вера может не соответствовать Символу веры, тогда ты должен признать, что ты не христианин. Это даст тебе возможность поразмышлять, поставить под сомнение свою веру, попытаться испытать ее, задаться вопросом о том, что исповедуется в Символе веры, найти для себя истину и либо принять ее, либо не принять.
– А если у человека не возникает сомнений в правильности его веры, может ли это быть звоночком, что он находится в опасности – в прелести?
– Я думаю, да, потому что мы не можем знать о Боге все досконально, ведь Бог непостижим, недосягаем для нас. Поэтому мы обладаем тем объемом знаний о Боге, о вере, который мы способны воспринять в данный момент своего духовного роста.
Если же мы считаем, что всё уже знаем, абсолютно убеждены в своей правоте, то это, наверное, первый признак и показатель того, что что-то не так. Значит, мы достигли уровня какого-то тупика и не видим возможности совершенствоваться дальше. А Господь говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
– Когда мы приходим в храм и свечница, например, говорит нам: «Сюда не ходи, здесь не стой», – или спрашивает у девушки: «Ты почему пришла в храм без платка?» – не является ли это неким испытанием нашего терпения? Или это уже тот случай, когда мы можем сказать ей, что не нужно так говорить? И что это – отстаивание веры среди других людей, прихожан, или терпение, или что-то еще?
– Да, для человека, услышавшего подобное от свечницы или того, кто убирается в храме, это действительно испытание, искушение, и это может стать препятствием для его прихода в Церковь. Для тех же, кто это делает (для свечниц или прихожан, кто уже давно в храме), это звонок, который должен заставить их задуматься, не выгнали ли они из храма того, кого сюда привел Сам Бог.
– Об этом же говорил и Антоний Сурожский.
– Совершенно верно. Здесь я всегда провожу такую параллель. Когда я с больным зубом иду к стоматологу, а уборщица со шваброй говорит, что я не там встал, я перейду на другое место, но не убегу из поликлиники, потому что пришел сюда, чтобы вылечить зуб. Так же и здесь.
– Отец Александр, я благодарен Вам за то, что среди своих дел Вы нашли время прийти к нам. Благословите наших телезрителей.
– Бог благословит, дорогие мои! Приглашаю всех вас в наш Антониево-Дымский мужской монастырь, в нашу Тихвинскую епархию, в которой много прекрасных, удивительных монастырей – Александро-Свирский, Тихвинский и другие. А тех, кто будет в Петербурге, я с радостью приглашаю на наше подворье, где вы сможете приложиться к частицам мощей преподобного Антония Дымского, преподобного Александра Свирского и помолиться в нашем уютном храме под покровом Пресвятой Богородицы.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
Всенощное бдение 14 декабря 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!