Беседы с батюшкой. Что делать, если пост не радует?. Священник Михаил Проходцев 17 марта 2023

17 марта 2023 г.

В студии священник Михаил Проходцев, настоятель храма во имя святой блаженной Матроны Московской (г. Санкт-Петербург).

– Тема сегодняшней передачи: что делать, если пост не радует?.. Если нет радости, то прямо совсем тяжело. Но если мы говорим о радости во время поста и об отсутствии таковой, то это, наверное, та самая беда, с которой очень хочется попрощаться. Все, что без радости, – это какая-то безумная тоска и одиночество. Вы встречались с проблемой, когда во время поста нет радости? Если да, то в этом случае что делать?

– Очень интересный и широкий вопрос. Попытаемся на него ответить в формате диалога. Самое главное – это то, что Господь сотворил человека для радости. Это мы узнаем из Священного Писания, и это очень важно усвоить в самом начале нашего постного пути и, соответственно, нашего сегодняшнего размышления.

Господь сотворил человека не для того, чтобы он страдал и мучился, не для того, чтобы ставить над нами какие-то эксперименты, смотреть, как нам плохо, усугублять наше положение, смотреть, как мы выкручиваемся из каких-то ситуаций. Нет! Он нас сотворил для радости и даровал нам возможность быть с Ним вечно. Если мы идем за Господом, знаем, что Истина, Путь и Жизнь наша – это Господь Иисус Христос, то мы можем достигнуть наиважнейшей для каждого христианина цели – спасения. То, что нам это спасение даровано, обещано, – уже радость.

Представим себе, что мы в начале пути. Любой путь должен иметь цель. Абсолютно любой! Естественно, когда мы называем себя и находим себя христианами (а нас, может, крестили в детстве, может, мы осознанно приняли крещение и актуализируем в данный момент прямо сейчас для себя свою веру как православные христиане), то очень важно ответить на вопрос, в чем цель христианской жизни. Эта цель – спасение.

Каждый из нас знает, как бывает тяжело жить, тяжело бороться с грехами, со страстями, тяжело исповедовать какой-то грех, который стыдно исповедовать. Но впереди всего этого, казалось бы, мрака находится свет Христовой Истины, свет Светлого Христова Воскресения и Господь со знаменем победы. Господь, умерший за нас на кресте, сошедший во ад и воскресший, дарует нам возможность спастись. И вот это впереди светится!

Это может даже казаться недосягаемым, очень далеким, призрачным. Мы можем считать себя абсолютно недостойными Его. Но тем не менее Он каждому из нас говорит: «Если хочешь пойти со Мной и быть со Мной всегда, во веки веков в вечности, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Казалось бы, какой тяжелый путь нам предстоит... Господи, помилуй! Брать крест, а крест тяжел. Даже одна мысль о кресте уже пугает. Иной раз человек даже думает, что лучше, наверное, не думать. А надо думать! Потому что этот путь нашего личного крестоношения спасительный.

Если бы только каждый из нас смог осознать, что посреди этого мрака жизни, когда нам кажется, как мрачно, страшно, тяжело жить, нам обещано спасение! Господь предлагает нам идти за Ним. И в этом пути можно найти радость. Потому что Сам Бог, Творец неба и земли (что даже представить себе сложно и уже трепещешь), Тот, Кто сотворил мир, начал его и закончит его, Тот, благодаря Кому нам дарована жизнь, возможность друг друга видеть, радоваться, общаться, достигать каких-либо целей, дает нам возможность идти за Ним. Он готов буквально на руках нас понести, готов за руку нас провести через любые испытания и преображенными вывести из того кошмара, в который мы зачастую сами себя погружаем.

Когда мы честно себе отвечаем на вопрос, что цель нашей христианской жизни – быть с Тем, Кто дарует нам спасение, радость и вечную жизнь, то это уже может обрадовать. Потому что Бог постоянен в отличие от людей. Одни люди нас радуют, другие огорчают. Бог постоянен в Своем желании спасти каждого человека. Бог постоянен в Своих целях, которые Он поставил перед Собой. Он постоянен в том, что сотворил человека именно для радости, а не для мучения или страдания. Осознание всего этого, постижение умом и сердцем всех этих евангельских истин (что Бог есть Любовь, что Бог спасает, что Бог любит каждого человека и пришел спасти именно грешников) не может не обрадовать. Я считаю, если мы не радуемся, когда думаем об этом, то нам нужно горячо молиться, чтобы Господь открылся нам как Бог и Спаситель. Потому что, возможно, мы еще не осознаем, с Кем имеем дело, за Кем решили идти, Кто сотворил небо и землю, Кто дает нам возможность жить и быть с Ним в вечности!

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Может, не надо выделять пост из повседневной канвы своей жизни, а просто быть христианином каждый день? Тогда таких проблем как раз и не будет».

– Замечательно сказано! Я бы хотел привести такую аналогию. В мою бытность ведущим на телеканале «Союз» у нас была передача с замечательным батюшкой отцом Хрисанфом (Липилиным) из Псково-Печерской обители. Она была про монашеское призвание. Это была очень интересная передача. Когда меня спрашивают про монашеское призвание, я всем рекомендую эту передачу, потому что отец Хрисанф там очень хорошо размышляет. Так вот, аналогия следующая. Я его тогда спросил: «Что сказать человеку, который думает принять монашество?» Отец Хрисанф сказал очень важную вещь: «Если человек уже монах на самом деле, то есть уже живет как монах в миру, для него не будет никаких проблем прийти в монастырь и принять монашество».

Понятно, что будет искус, будут испытания, искушения. Но он не почувствует резкости перехода, контрастности бытия. Вот человек в миру был светский лев, а потом вдруг  решил уйти в монастырь, оказался в монастыре, и там все стало по-другому. Отправили на самое чудовищное послушание, например, убирать выгребную яму после ВГИКа или высоких кабинетов. Это страшно же! Человек может просто на следующий день уйти или уйти через неделю, через месяц, оскорбленный, расстроенный и раздосадованный.

А вот если человек поступательно, уже живя в миру, от многого мирского отрекся, потому что почувствовал, что ему это больше не нужно (не ходит по увеселительным мероприятиям, ест скромно, живет скромно, хотя это навык всей жизни, но обретает постоянство в молитве, в добродетельном труде, милосердии, милостыне), а потом по какой-то причине решил, что намерен все-таки свою жизнь связать с монастырем, а не с супружеством, то в монастыре просто продолжается вот это его поступательное движение вперед. Для него нет этой контрастности бытия, контрастности перехода из мира внешнего в мир монастырский.

Самая главная добродетель, которая на самом деле очень сложно постигается христианином, – это постоянство. А пост нас учит этому постоянству. Неспроста же вхождение в Великий пост постепенное, чтобы мы постепенно входили в это пространство поста. Подготовительные недели начинаются за месяц до начала постного времени.

А если этого месяца не было? Чистый понедельник наступил: просто это не едим, с этими не общаемся, сразу читаем всю Псалтирь в день. Я, конечно, утрирую, но такие перекосы бывают. А потом приходские батюшки в первое воскресенье поста встречают прихожан, взявших на себя такие подвиги, абсолютно разочарованными, надломленными, расстроенными, которые говорят: «Ничего не получилось». Все потому, что не было этого движения вперед маленькими шажочками. Спасибо нашему телезрителю за такой ценный комментарий! Если мы каждый день христиане, если мы каждый день осознаем, что Господь создал нас для радости, то и в пост мы будем помнить, что Господь создал нас для радости.

– Наступает Крестопоклонная седмица. А в первую неделю поста у нас было Торжество православия, когда у нас радость, мы торжествуем. Перед передачей я показывал письмо от человека, который не испытывает радости от того, что ходит в церковь, потому что не понимает, зачем он туда ходит, не понимает, зачем поститься, потому что, по его словам, никто не постится. Часто бывает так, что люди высказывают вот такие недоумения. В этом случае что бы Вы посоветовали такому человеку?

– Посоветовал бы жить осознанно. Я понимаю, что он на пути к этой осознанности, и здесь не только работа ума, но еще необходима и молитва, чтобы открылся Господь, открылось понимание Церкви и понимание того, что мы делаем.

Очень важный момент – сделать паузу, остановиться (не побояться этого) на день или, может быть, два и ответить для себя на вопросы: Кто для меня Бог, в Которого верят православные христиане, в Которого я крещен и тоже верю? что для меня Церковь Христова, для чего она? почему я должен (или не должен) ходить в храм? почему я должен поститься? что мне может дать пост? могу я поститься или не могу?

Посмотреть на этот список вопросов и начать потихоньку на них отвечать. Может быть, прийти в храм к приходскому священнику и начать их задавать; не все сразу, по одному.

Для чего человек идет в церковь? Мотивы у всех разные. Например, наш храм святой Нины, в котором я служу приходским священником, находится в Полежаевском парке. Вокруг гуляет много разных людей. Некоторые заходят в храм просто из праздного любопытства: церковь красивая, деревянная – надо зайти, посмотреть. Некоторые заходят поставить свечку, потому что все так делают. Некоторые – по иным причинам. Кто-то заходит помолиться (и это уже важно) о себе или ближних (может быть, кто-то болеет или за упокой).

Церковь – это место, где особо действует Господь, мы приходим туда для того, чтобы принять участие в таинствах (Исповеди, Соборования, Венчания, Крещения), в Божественной литургии, венцом которой является Божественная Евхаристия. Мы выходим из храма освященными, облагодатствованными, идем в мир и несем свет миру. Чтобы не оскудеть в благодати, мы снова приходим в храм, молимся, укрепляемся в Святых Христовых Таинах. Без храма невозможна христианская жизнь.

Сколько раз видел, как люди ползут из последних сил в церковь, потому что они понимают, что без этого никак. Господь и Его Церковь – неразделимые понятия. Только веры в душе людям не хватает, они идут в храм за напутствием, участвовать в таинствах, в общей соборной молитве, идут за поддержкой и той благодатью, которую дает Церковь.

Когда для нас хождение в храм становится каторгой, нужно пересмотреть свое отношение к Церкви. Господь создал Церковь не для того, чтобы мы мучились и недоумевали, зачем мы здесь; Он ее создал для нашего спасения. Если бы спасение было возможно вне Церкви, спасались бы вне Церкви. Но Господь создал Церковь, чтобы мы спасались именно в ней и через нее. Вне Церкви нет спасения.

Даже осознание того, что мы погибнем, не обретем вечную жизнь с Богом, не увидим своих усопших сродников, может напугать человека и привести его в Церковь, где он потом будет гармонично существовать. От полноты душевной может прийти человек в церковь, чтобы поблагодарить Господа, встретиться с людьми, помолиться вместе.

Но когда приходишь в церковь и думаешь, зачем ты здесь, – значит, что-то не так. Нужно задать себе вопрос: «В чем моя проблема, почему так?» И постараться ответить на этот вопрос.

В том письме, которое мы читали, очень много нерешенных личных вопросов. Человек в семье чувствует отчуждение, и ему нужно наладить отношения сначала с домашними, а потом уже куда-то идти. Человек и во внешнем круге общения чувствует себя одиноким, у него не налажен контакт, он не хочет этого делать, не может или не думает об этом – и от этого возникают проблемы.

Поэтому размышляем, рассуждаем, все делаем осознанно. В этом наш путь как христиан.

– Мы часто оглядываемся на окружающих. Священники, как правило, общаются с людьми, которые приходят в храм, и мало общаются с теми, которые далеки от храма. Если человек видит в своем окружении людей, которые не ходят в церковь, не постятся и живут нормальной жизнью, он, ссылаясь на них, может сказать: почему я должен поститься, ограничивать себя в еде, в помыслах? почему я не могу смотреть развлекательные программы? И так далее. Если в окружении человека только такие люди, как в таком случае найти путь к Богу?

– Из личного опыта знаю, что это можно сделать только путем осознанного выбора в пользу Бога. Я пришел в Церковь, будучи молодым человеком. Я был музыкант, из неформальных кругов, и для меня в порядке вещей были концерты в субботу, в пятницу. Мы много выступали, а в воскресенье отсыпались. И мне казалось невероятным, что вместо этих мероприятий, к которым привыкаешь и осознанно в них участвуешь, вдруг надо идти в церковь.

– Как так получилось?

– Я попробовал участвовать в церковной жизни и увидел контраст, огромную разницу. Я помню первые воскресные богослужения, в которых я начал осознанно участвовать. Мне было 16 лет, я учился в 11-м классе. Мурманск, 2005 год, Свято-Никольский  кафедральный собор, архиерейское богослужение, служил владыка Симон. Весь цвет преподавательского состава двух мурманских ведущих университетов (МГТУ и Педагогического), ведущие радиопередач, вся интеллигенция, люди, которые по-настоящему трудились в области просвещения, – все были в храме. Я подумал: ведь что-то привело их в воскресный день в церковь. Они не пошли куда-то в трактир, не спали в воскресный день, но были в храме. И я стал задаваться вопросом, что их там держит. Потом Господь и моего сердца коснулся, я почувствовал, что с Богом лучше, чем без Него. И я помню тот воскресный день, когда осознанно выбрал храм вместо тусовки. Никогда этого не забуду.

– Это был Ваш шаг.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Отсутствия радости я не ощущаю. Конечно, радостнее не становится, когда видишь, в какое страшное и тяжелое время мы живем. Но вся радость – в Боге. Мы знаем, что Господь с нами, Он заботится о нас, помогает нам, если мы искренне, с чистой душой относимся к Нему, стараемся исполнять заповеди Божии. И эта радость меня очень укрепляет».

– Спасибо большое. Мне тут же вспомнилась моя бабушка, новопреставленная раба Божия Лидия, которая под конец своей жизни воплотила (не побоюсь этого слова) этот завет апостола Павла, данный всем нам: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите... Помню, бабушка всегда говорила: «Не унывай, молись. Все будет хорошо, Господь укрепит». Совершенно простые слова. Ведь священник тоже говорит людям в храме, что нужно помолиться о том, чтобы посетила радость. Если не имеете какого-то дара, молитесь о том, чтобы Господь даровал этот дар. Человек, приходя в храм, думает, что ему сейчас дадут какую-то таблетку – и все будет хорошо; хочет получить готовый рецепт. А вместо этого ему говорят, что надо молиться.

Когда старшее поколение, которое открыло для себя Бога, учит нас в радости и простоте сердца обратиться к Богу, помолиться, попросить Его помощи и идти дальше, несмотря ни на какие трудности, это ценно, радостно и греет сердце. Слава Богу, когда есть стремление жить по апостольскому завету: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

– Совсем недавно протоиерей Григорий Григорьев выпустил еще одну книгу из цикла «Ветер радости». Я его спросил, что такое ветер радости, и он сказал, что это Тот Самый Дух Святой, Который как ветер радости. И хорошо, когда мы чувствуем этот ветер радости, чувствуем Дух Святой.

Обычно у новоначальных первое время идет радостный период, но проходит время – и начинается угрюмое православие. Вы встречали людей с такой проблемой? И, если встречали, что в этом случае советовали?

– Да, встречал и продолжаю встречать. И, честно признаться, не понимаю, почему такое происходит с людьми, которые открыли для себя Иисуса Христа как Царя и Бога. Во-первых, я искренне хочу это понять, во-вторых, искренне хочу помочь как священник. Поэтому, встречая таких людей, я предлагаю им молиться своими словами, помимо всех остальных молитв. Потому что часто в таком состоянии человек и молиться не может, он перестает молиться, ходит на автомате в церковь, даже на автомате исповедуется и причащается (прости, Господи, но такое иногда происходит в нашей жизни). Я предлагаю молиться так: «Господи, у меня нет сил обращаться к Тебе ни словами молитвослова, ни словами своей молитвы. Ты видишь, до какой глубины уныния и отчаяния я дошел. Наполни меня радостью, Господи, потому что без радости, которую Ты даешь мне, я просто не выживу, погибну. Я чувствую, что дальше – только гибель».

Не можете читать молитвы, Псалтирь – просто поговорите с Богом, проговорите Ему то, что вы хотите сказать; это несложно. Человек в таком состоянии начинает жаловаться одному, другому. А вы пожалуйтесь Тому, Кто есть Истина, Путь и Жизнь, Альфа и Омега, начало и конец всего – Господу Иисусу Христу, Всемогущему Богу, любящему Отцу. Кто-то так делает, кто-то не делает. Важно искреннее обращение к Богу в нищете духовной (блаженны нищие духом), осознание того, что ты пуст, что в тебе уже ничего не осталось. И должно быть искреннее желание, чтобы Бог вновь наполнил благодатью, радостью, любовью. Об этом нужно попросить. Господь видит, знает наши нужды и никогда не оставит без внимания такую просьбу человека, который чувствует, что погибает без Него и по-настоящему хочет быть с Ним.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «У нас какая-то самонадеянность, нам кажется, что мы всё делаем как надо. Но любви ко Христу почему-то нет, мы Его не ищем. И искренне признаёшься себе, что только используешь Бога, когда тебе нужно. И с людьми то же самое: нет к ним любви. Пытаешься понять, что сделал не так, какой грех совершил, что нужно еще исповедовать. Вся беда в нашей самонадеянности: мол, я сейчас что-то сделаю – и Господь мне даст любовь к Нему. Получается, надо прямо Господу сказать: ˮГосподи, у меня нет к Тебе любви, прости меня за это. Это ужасно, но что мне делать?ˮ Мне кажется, выше Вы уже ответили на мой вопрос».

– Это действительно очень важно – честно признаваться Богу,  в каком состоянии мы сейчас находимся. Я прошу понять правильно, Он готов услышать любое наше обращение. Бывает, что человек кричит Богу что-то (может быть, от полноты радости или  полноты своего отчаяния). Это не значит, что человек плохо поступает, хотя это некое дерзновение – так общаться с Богом, не склонив голову в молитве в тишине комнаты. Но тишина и склоненная голова будут чуть позже, а сначала может быть и вопль к Богу. Вспомните, сколько раз, читая молитвы или Псалтирь, мы встречаем выражение: «Тебе, Господи, вопием». Не воспоем или воскликнем (и такие слова есть в псалмах), а вопием в ночи: «Спаси меня!..» Представляете, как это переживал тот человек, чьи слова до нас дошли! Может быть, он по-настоящему вопил в ночи: «Господи, спаси меня, погибаю». И Господь спасал.

«Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя...» – потрясающие слова молитвы, которую мы каждый день читаем.

Кстати, по поводу желания. Если у нас нет желания молиться, мы и не молимся. Мы можем вычитывать молитвы, но молиться не получается. И нужно в этом исповедоваться. Что в этом случае скажет священник? Ведь если мы молиться не умеем и не хотим, получается, мы для Церкви никто...

– В первую очередь священник всегда дает человеку надежду. И исповедь, и проповедь должны быть такими, чтобы человек обрел надежду, чтобы укрепилась его вера. Всемогущий Господь каждый раз прощает нам грехи, когда мы в них каемся. По Своему великому милосердию Он нас прощает, спасает и делает все со своей стороны, чтобы мы смогли совершить прыжок веры Ему навстречу, чтобы быть спасенными Им.

Когда человек не молится и честно в этом признается, как священник могу пожелать ему не оскудевать в молитве, несмотря на то, что это звучит для него абсурдно. Молитва – это навык, его нельзя терять, утрачивать, над ним надо трудиться хоть как-нибудь. Молитва должна быть хотя бы какой-нибудь. Если мы (в период неофитства или когда нам было очень хорошо или очень тяжело) прошли период крылатой и обильной, как дождь, молитвы, то потом может наступить период пустыни, когда совсем не получается молиться. Но все равно должны звучать слова молитвы. Где нет молитвы, сразу подступают бесы и тащат в свое логово, которое есть ад. И бездне этой нет конца, у нее нет дна, туда можно улететь, если перестать молиться.

Молитва – это разговор с Богом. Я сегодня неоднократно говорил, что с Господом нашим нужно разговаривать в любом случае, по любому поводу и при любых обстоятельствах. Любая молитва – это разговор с Богом, диалог, запечатленный в словах молитвослова, или Псалтири, или каких-то песнопениях, или в молитве своими словами. Я не говорю, что нужно заменить молитвы из молитвослова и молиться своими словами; ни в коем случае. Молитвослов – как учебник молитвы. Ведь это молитвы святых, их молитвы были кем-то записаны и стали для нас молитвенным опытом. Если бы у нас не было этого молитвенного опыта, мы были бы весьма скудны.

Мы читаем молитвы ко Святому Причащению, благодарственные молитвы, утренние, вечерние, молитвы о болящем. Какая глубина и какое богатство смыслов, слов, обращений! Какая глубина любви к Богу, красота, поэтика, полет! Все это школа молитвы, которая дает нам возможность научиться собственной молитве, в том числе своими словами. Поэтому никогда нельзя оскудевать в молитве, нужно хотя бы несколько слов говорить Богу утром, вечером и в течение дня. Он не нуждается в этом, но мы нуждаемся в этом. И Он всегда ответит.

– Есть люди, которые не осознают необходимости поста, задают недоуменные вопросы: зачем?.. Для каждого ли человека полезен пост?

– Для каждого человека полезен пост, но в свою меру. Надо осознать, что пост – это возможность стать ближе к Богу. Это самая простая формула поста – стать ближе к Богу. У каждого человека есть своя какая-то проблема, грех, который повторяется раз за разом, страсть, вредная привычка. И пост может стать временем победы (с Божьей помощью) над тем, что нас порабощает. Кто кем побежден, тот тому и раб. Пост – время стать, с Божьей помощью, господином над своей привычкой, победителем над грехом. Это дано каждому, и в этом формула поста для каждого человека.

Ест человек мясо или не ест, соблюдает монастырский устав или не соблюдает – это вопрос важный, но не главный. Если нет понимания корня, что мы должны победить и стать ближе к Богу, смысла поста может и не быть, это будет просто набор каких-то действий, диета, лишенная всякого смысла. Никому такого поста не желаю.

– Получается, если в пост нет радости, имеет смысл задуматься над тем, почему так происходит. И молиться.

– Правильно. И еще скажу: пост – это время печалорадования, когда нужно печалиться о своих грехах, каяться в них, плакать о содеянном, но радоваться прощению и тому, что Господь дает нам возможность для покаяния, ведет за Собой и спасает нас.

– Благословите наших телезрителей.

– Да благословит нас всех Милосердный Бог!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать