Беседы с батюшкой. Что дает человеку православие

8 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников). 

– Тема сегодняшней передачи очень интересная: «Что дает человеку православие». Часто в средствах массовой информации о православии говорят такое, что не хочется слышать, но для многих это является соблазнительным. Как бы ни старались скрыть это, но для большинства людей православие – это комбинат религиозных услуг. Православие часто воспринимается как вера, которая дает человеку некие блага. Эти блага человеку как бы обязан дать Господь. И дальше можно говорить о требовании чудес, исцелений. С другой стороны, мы понимаем, что вся эта мишура когда-то пройдет и мы услышим даже от наших недругов истинное желание стать православными людьми. Что дает человек православие?

– Наши телезрители, наверно, знают ответ на этот вопрос, потому что он требует индивидуального подхода к каждому. Человек приходит к Богу, к осознанию необходимости присутствия Бога в его жизни через различные факторы. Бывает вера от слышания: человек услышал, проникся, определил свой дальнейший путь. Иногда к вере приходят через испытания, какие-то жизненные лишения. Иногда через семейное воспитание: когда семья передает христианские ценности своим детям (это тоже естественная передача православной веры).

У каждого есть свой ответ на этот вопрос. Но прежде всего быть православным – значит реализовывать свою веру. Апостол Иаков, брат Господень, так и говорит: вера без дел мертва. Поэтому православие дает нам возможность реализовать себя, стать такими, какими хочет нас видеть Господь. Это самое важное. И размышляя сегодня обо всех этих вопросах, я думаю, что мы должны свести все к двум понятиям. Первое: православие – это, прежде всего, путь, по которому идет человек, неся свой крест («Кто хочет идти за Мной, бери свой крест»). А второе: православие – это радость жизни во Христе.

Мы, к сожалению, перестали радоваться истинной радостью. Мы радуемся каким-то мирским приобретениям (это естественно, а может быть, это и нормально). Мы радуемся успехам своих детей (это тоже мирская радость). Но почему-то из наших сердец уходит та тихая радость, которая наполняет смыслом всю жизнь человека. Может быть, это происходит потому, что мы живем в современном шумном мире, где люди боятся побыть в тишине. Едешь в машине, играет музыка. Люди надевают наушники, чтобы отключиться от окружающего мира, не замечают каких-то обычных вещей.

Я хотел бы еще раз сказать, что православие дает осознание, направление, куда идти, и внутреннюю радость восприятия жизни – этого Божьего дара. Наверно, вкратце я бы так охарактеризовал этот вопрос и так бы просто на него ответил.

– Можно было бы на этом закончить передачу. Но вопросов очень много. Сегодня в нашей группе «ВКонтакте» поступил вопрос от одной прихожанки, которая спрашивает, как научиться правильно говорить о вере своему мужу, который не является верующим. Каждый раз, когда она с ним говорит о вере, не может правильно выстроить беседу и срывается. Это вызывает скандалы. Вопрос заключается в том, как правильно говорить о православной вере, чтобы не было никаких нестроений?

– Ситуация очень непростая. Когда вспоминаешь наших предков, то видишь, насколько внимательно они относились к выбору для своей дочери мужа, для своего сына жены. Я думаю, религиозность стояла не на последнем месте. Когда союз любящих супругов благословлен Богом, то они учатся поступать друг с другом по заповеди Христа: носить слабости друг друга. В апостольских посланиях говорится: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Здесь все вроде бы просто, хотя даже верующие люди могут конфликтовать друг с другом, обижаться, ругаться. Но это, наверно, естественно для мирских людей. Нам, верующим людям, надо понимать, что слово, сказанное с раздражением, или слово, сказанное с тем, чтобы унизить свою половинку, всегда разделяет. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

А в этой ситуации что можно посоветовать? Конечно, мы не знаем всей сложности жизни, когда супруга верующая, супруг неверующий, когда и детей хочется воспитать в вере, передать все богатство православного мира, красоту православного христианства, а у супруга совершенно иной взгляд (быть может, атеистический, материалистический). И здесь, конечно, супруге надо  очень аккуратно поступать.

Во-первых, не обращать внимания, когда неверующий требует от верующего исполнения всех десяти заповедей. Мы не можем исполнить сразу все. Почему? Потому, что мы несовершенны. Поэтому здесь нужны и такт, и понимание. Но если есть между этими людьми любовь и доверие, которые они сохраняют, то, конечно, неверующий супруг будет с почтением и вниманием относиться к выбору своей супруги. А супруга где-то будет снисходительно относиться к своему близкому любимому, потому что он, может быть, не той духовной меры, не того духовного возраста, как она.

В воспитании детей тоже все должно решаться обоюдно, потому что это одна семья. Пройдет время, и, быть может, по молитвам этой женщины ее муж тоже станет членом Церкви. Но нельзя спешить. Я всегда говорю, что если вопрос, например, с крещением ребенка поднимает недовольство и какой-то разлад в семье, то надо остановиться и подождать. Не надо делать так, чтобы крещение стало поводом для ссоры супругов, чтобы они разочаровались друг в друге и разошлись. Поэтому здесь надо поступать очень разумно. Еще я хочу сказать, что в каждой семье эти вопросы решаются по-разному, и дай Бог, чтобы они решались полюбовно.

– По молитвам жены?

– Да, по молитвам жены, по терпению мужа.

– Сегодня в евангельском чтении мы как раз вспоминали заповеди блаженств. Больше всего мне нравится последнее: «Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах». Разговаривая на тему «Что дает человеку православие», мы говорим о радости и любви. Но мы все по-разному воспринимаем слова «радость» и «любовь». Существует ли в православии какое-то однозначное мнение, что любовь должна быть вот такой, а радость – такой; и если ты не так радуешься, то и живешь неправильно; или если  любишь не так, как надо любить, то ты неправильно любишь? Есть ли здесь момент, о котором можно спорить?

– В Евангелии однозначно прописан путь, по которому должен идти человек, и этот путь нам показывает наш Создатель, потому что Он настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Любовь имеет жизненные силы. Она имеет то, чего часто недостает человеку. Малодушному любовь дает широту души и глубину мысли. Человеку трусливому любовь дает смелость. Можно перечислять недостатки человеческого характера и то, что любовь может восполнить.

Любовь всегда жертвенная. Это всегда чувство бережности к тем, кто тебя окружает и к кому направлено это чувство. Ведь Господь Иисус Христос любил людей, Он всегда им сопереживал, но и радости земного пребывания Он не перечеркивал. Вспомните, какое первое чудо Он сотворил? Кана Галилейская: у людей закончилось вино, которое веселит сердце человека. Господь, будучи на этой свадьбе, я думаю, не сидел в уголочке, а радовался вместе со всеми. Сотворив первое чудо, Он дал человеку утешение и отраду. Поэтому земные радости в хорошем плане: радость о своих детях, радость о любви близких, радость отдыха всей семьей на природе, – Господь поощряет, если мы будем сеять вокруг себя то, что называется вечным, – любовь во Христе.

– Вопрос телезрителя: «Я хотел бы уточнить, как понимать слова апостола Иакова: вера без дел мертва? О каких делах идет речь? Многие трактуют так: надо делать добрые дела, то есть выносить судна в больнице, подавать нищим. А мне кажется, что апостол Иаков имел в виду более глубокий смысл: если ты хочешь называться христианином, ты должен соблюдать Христовы заповеди. Вот это делать как раз сложнее всего. Пришел на исповедь, поговорил о грехах, причастился, но ничего не поменялось. И так из года в год, из века в век, а дел-то нет».

– Здесь апостол ставит нам определенную задачу. Просто верить – нельзя. Вера всегда реализуется делами. Какими? Делами милосердия прежде всего. Вспомните пророчество о Страшном суде, которое изрекает Господь. Мы читаем в Священном Писании, что это то, что когда-то будет. Ведь когда соберутся все люди, Господь не спросит нас, сколько поклонов мы сделали. Господь спросит о людях, которые нуждались в помощи, а мы им не помогли (или помогли): кто-то хотел пить, кто-то хотел кушать, кому-то надо было судно вынести. Это наивысшая точка христианства, другого не дано.

Что касается исполнения заповедей, то это наша обязанность, это не сверх меры. Когда мы надеваем на себя нательный крестик, становимся верующими людьми, принимаем таинство Святой Церкви – крещение, мы сочетаемся Христу. «Сочетаваешься ли Христу?» Обещаешь ли быть Ему верным? Мы даем клятву верности, обещаем исполнять все то, что Он хочет от нас: будьте милосердными, будьте ищущими Божьей правды. Блаженный нищий духом – это человек, который знает свое место в этом мире. Это наша обязанность.

А что касается дел, Он Сам нам показывает, как Он сострадал тем, кто находился вместе с Ним. Как Он исцелял людей, которые иногда были недостойны этого. Поэтому апостолы нам говорят, что просто верить нельзя, не подкрепляя это теми вещами, которые непреходящи.

Кто самый верующий, кто знает все писания? Дьявол. Но он остается исчадием ада, потому что он противник Бога. А человек имеет инструменты (дело – это инструмент), и для этих дел Господь нас приуготовляет и говорит: «Возлюби Бога твоего, но и возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Поэтому однозначно вера всегда подкрепляется делами. Какими? Делами милосердия. А заповеди Божии – это наша обязанность. Заповеди Божии – это нормы нормального, обычного человека: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуй. Если вы будете дружить с обманщиком, понравится ли вам такое общение? А если вы будете дружить с завистником, который будет завидовать каждому вашему шагу, понравится ли вам такой друг? Не знаю. Поэтому здесь мы говорим, что заповеди Божии – это нормальное человеческое состояние, к которому мы стремимся, преодолевая грехи, пороки, трудности, что с нами случаются.

Духовный путь всегда многотруден. Нет легкого пути восхождения к Богу. Великим постом мы вспоминаем Иоанна Лествичника – святого, который указал нам, сколько ступенек нам надо пройти. Не перепрыгнуть через какую-то, а пройти по каждой, чтобы научиться и смирению, и терпению, научиться прощать и любить. Это те качества, которые для христианина являются смыслом его жизни.

– Я вам переадресую сложный вопрос, который задают мне: «Почему именно православная вера истинная, а не католическая, не протестантская? В чем разница, ведь все эти веры христианские?»

– У Антония Сурожского я читал одну вещь. Он говорит так: «Католичество – это религия закона. Протестантизм – это религия свободы. Православие – это религия любви». Я бы так очень просто ответил. Владыка Антоний вспоминает одну ситуацию из своей жизни. Нужно было принять в православие женщину, пришедшую из Католической Церкви. Тех, кто не прошел конфирмацию в Католической Церкви, в православие принимают через таинство Миропомазания. И она была поражена, когда епископ встал перед ней на колени, для того чтобы помазать миром (при миропомазании помазываются еще и ноги, потому что Святой Дух освящает все чувства человека).

Конечно, вера – это мироощущение. Это те догматы, те правила, по которым живут люди православные, католические, протестанты, люди других религий. Это философия. В любой религии есть философия. Философия отношения к жизни: кто такой Бог, какой Он – добрый или злой? Если мы говорим о православии, то Бог – это только любовь. А есть религии, в которых говорят, что бог есть источник как добра, так и зла (то есть сегодня он может быть добрым, а завтра на тебя огненные шары спускать). В каждой религии есть своя философия, свой мир, и в этот мир погружается человек, читая Священное Писание, толкования (как это понимают святые отцы или просто отцы, которые являются последователями той или иной традиции).

Антоний Сурожский интересно говорил, что в каждой религии что-то есть, но спасение в православии. Я спокойно отношусь к людям различных религий, если это не превращается в диктат над человеком, когда над человеком издеваются, унижают его. Есть тоталитарные организации, секты, которые изменяют мышление своих последователей, заставляют отказываться от родителей. Вот здесь надо быть очень аккуратным. Не случайно в нашей Православной Церкви есть центры, реабилитирующие людей, которые подверглись психическому и физическому насилию в таких сектантских организациях.

– Вопрос телезрителя: «Православие дает человеку добро и пользу. Если прочитать какую-то информацию о Боге, то она считается полезной. Какую пользу приносит православие?»

– Православие приносит непосредственную пользу, оно определяет всю систему координат жизни человека: его поступки, мысли, действия, отношение к близким. Потому что когда мы говорим о христианстве, мы имеем в виду православие. Посмотрите наше недавнее прошлое. Князь Владимир, будучи язычником, воином, не имеющим понимания, что такое милосердие, снисхождение (у него была такая репутация, что все боялись его войска), принимает христианство.

Давайте вспомним древнюю христианскую Церковь, Римскую империю, которая переродилась и стала Византийской империей. Понятно, что там были свои проблемы и трудности, но почему Константин Великий (так его потом назовет история) остановил кровопролитие по отношению к христианам? История говорит, что он принял крещение уже на смертном одре, но он ассоциировал себя с христианством, потому что понимал, что в этом есть жизнь.

Язычество тогда переживало (это скажут историки, исследователи) глубочайший кризис. Люди не верили в то, что они делали, в своих богов, в свою философию. Поэтому мы говорим, что православие дает человеку ответы на его бытийные вопросы. Это тоже очень важно. В чем смысл жизни? Пока человек молодой, он видит перед собой долгий путь жизни. Он, может быть, даже устанет жить. Ведь столько надо пройти: и окончить вуз, и найти супругу или супруга, и вырастить детей, и еще позаботиться о престарелых родителях. Долгий путь плюс какие-то испытания, лишения.  Кто-то выше тебя пошел, а кто-то и переступил через тебя.

Когда возникает вопрос, в чем смысл  жизни,  бытия, православие устами Господа и Спасителя отвечает: человек, тебя ждет жизнь вечная. Есть второе определение: православие – это радость жизни во Христе. Христос наполняет смыслом твое бытие, ты научаешься радоваться. Исаак Сирин пишет, что радость во Христе есть возгорение сердца о всякой твари, о пресмыкающихся, птицах, животных, причем такое, что человек без слез не может смотреть на страдания кого-либо из них. Такой молится тогда со всяким утешением и плачем о всяком человеке, в том числе и о самих врагах истины. И он, такой человек, готов десятикратно в день быть сжигаем за любовь к людям, лишь бы не лишиться этого блага. Какие хорошие слова, как хорошо они описывают идеал для каждого христианина!

– Мне очень сложно что-либо говорить после Исаака Сирина.

 Вы упомянули язычество. Сейчас, к сожалению, процветает неоязычество. Понятно, что оно абсолютно выдуманное, тем не менее есть люди, которые очень увлекаются этим течением. Самое главное их обвинение православных в том, что православие – это слабость. Мы не сопротивляемся, против зла не боремся, а только пропагандируем добро. Что бы Вы ответили таким неоязычникам?

– Каждый человек выбирает свое. Я выбрал православный путь, и для меня это мое спасение. Неоязычество и вообще язычество – вера в многочисленные божества, обожествление сил природы. Сегодня, в наш просветленный век, это звучит как-то не очень. Гром все-таки происходит в связи с природными явлениями, буря идет не потому, что какой-то бог разгневался и посылает на людей кары. Я думаю, через древние религии человечество уже переступило – это отжило, в этом нет жизни. Назовите мне какого-нибудь язычника, который мог бы написать сонату Бетховена или произведения наподобие великих русских композиторов, художников. «Искушение Христа», «Явление Христа народу» – перед этими полотнами замираешь. Там нет ничего лишнего, там лишь то, что берет тебя изнутри. А пляски вокруг костров и сборы багульника – не знаю, насколько это все жизненно. Я не могу этого понять.

Cегодня мы говорим о возрождении этих древних культов, но широкого распространения они не имеют. Это выбор отдельных личностей. Если они в этом находят смысл своего бытия, поклоняясь Перуну или еще кому-то, это их выбор. Мы живем свободно. Вопрос лишь в чем? Если в христианстве есть заповедь любви к Богу и ближним, то есть ли это там? Давайте почитаем, какие обычаи были у русичей. Кто-то согласится, кто-то нет. Были исследователи, которые приезжали на Русь, даже из мусульманских стран. Они описывали, допустим, погребальные процессии, как проходил чин погребения. Убивали жену, она должна была умереть… Просто посмотрите, это ваше? Я думаю,  у нас сейчас совершенно другая культура и другой уровень, чему нас научило христианство.

Сегодня мы вспоминаем игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Сегодня на службе, которую возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, он говорил, что преподобный Сергий призывал нас к святости. Даже в то тяжелейшее время ига над Русью он доказал, что спасение есть и что спасаться в Боге можно и нужно. Сегодня владыка говорил о том, что мы все призваны к святости, должны стать святыми людьми. Как нам самим определить свою степень погружения в православную веру?

– Всегда надо смотреть на то, что о тебе говорят люди, как к тебе относятся. Со стороны видно, как мы себя ведем, как себя показываем в жизненной ситуации. Если человек делает нам замечание, мы начинаем спорить или даже обижаемся. К сожалению, человек – гордое существо. Чувство гордости, с которым мы часто должны сражаться в одиночку, иногда все портит. Простить или не простить, понять или нет – это вечная дилемма, которая решается в нашем сердце. Но еще раз хочу сказать, что для верующего человека не существует варианта не простить. Нужно простить, потому что другого не дано. Сегодня мы вспоминали Константина Великого. Почему он до конца жизни не принимал христианство, хотя история назовет его Великим? Потому, что он понимал ответственность за свои поступки. Он часто принимал решения как император в те сложные и жестокие времена, когда надо было выносить и смертные приговоры. Здесь есть о чем задуматься. Поэтому не надо отталкивать наших ближних. Они нам иногда говорят очень хорошие вещи, к которым нужно прислушиваться.

– Вопрос телезрительницы: «Представители других направлений христианства (католики, протестанты) ждут радости и на земле, и на небе. У нас же (в православии) мы должны нести свой крест. Мы не знаем, почему нам Господь сказал, что мы будем мучиться здесь, но мы должны научиться нести свой крест. А „радуйтесь и веселитесь“ – это, наверное, о том, что Царство Небесное есть…»

– Действительно, Господь в Священном Писании не обещает нам сладкой и вольготной жизни. Господь говорит: есть два пути. Один широкий: ешь, пей, веселись, брось свой крест. Понятно, куда этот путь приводит. Господь говорит об этом. Другой путь узкий, узкие врата, ведущие в радость, в Царствие Божие. Но это не какой-то район, где нам будет хорошо... Конечно, там не будет ни болезней, ни страданий, там все совершенно иное. Но там есть Христос.

Ради чего надо креститься? Я встретил Христа как своего Спасителя, Друга, Который меня не предаст. Мы всю свою жизнь Ему молимся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». А когда закроются врата нашей жизни, откроется вечность, мы там Его увидим и, может быть, сможем все Ему сказать, обнять Его. Христианство живет этим. Поэтому крест мы в любом случае не сбросим. Даже если вы откажетесь от Христа, скажете: «Ты мне не нужен, с Тобой одни проблемы…» А вы думаете, мир вас любит? Думаете, у вас будет вечный праздник? Нет. Всегда нужно думать о том, что там, за оградой Церкви, за оградой христианства, мир жестче. Хотя в православии тоже бывают разные ситуации, мы это знаем. Мы читаем об изломанных судьбах. Человек часто разочаровывается. Наверное, это жизнь, этому не надо удивляться.

Мы часто унылы и не радуемся, но когда человек приходит к врачу, чтобы подтвердить серьезный диагноз, он ведь не смеется. Он весь напряжен. Когда ему говорят что-то неприятное, он не радуется, а переживает. Так же и здесь: когда мы приходим в храм, есть минуты радости. Господь простил мне грехи, это радость, но я не смеюсь и не прыгаю по храму. Я всегда сосредоточен. Мы всегда об этом говорим. Допустим, в музее можно сфотографировать убранство, обстановку; и когда нет богослужения, разрешают потихоньку сделать фотографию в храме, но когда идет богослужение, мы просим: пожалуйста, не отвлекайте людей, вы же не в цирк пришли. Сейчас перед вами стоит человек, который совершает таинство единения с Господом и Создателем. Здесь неуместны фотовспышки, восклицания. Но когда человек выходит из храма, получив отпущение грехов, вроде и дышать легче; в этом и есть радость. Поэтому мы несем свой жизненный крест с надеждой, что несем его для пользы и не в одиночестве…

– Вы сегодня несколько раз вспоминали митрополита Антония Сурожского. Когда он был еще домашним врачом и ходил по квартирам, был случай:  он очень помог одной семье. Они пригласили его к себе (тогда еще просто врача, но уже православного верующего) и угостили. Была Страстная неделя. Они от нищеты своей купили курицу, и владыка ел. После этого он пришел к своему духовнику и сказал, что согрешил. А тот ответил: «Если бы ты не ел, то совершил бы гораздо больший грех…»

– Говорят, что православие – религия запретов, все нельзя. Правильно, унижать нельзя, обижать, изменять нельзя. Вот запреты. Если человек поступает иначе – я бы не хотел вообще с этим человеком быть, потому что он меня предаст, унизит, за спиной наговорит гадости. Да, православие запрещает вредить ближнему своему. А все остальное должно быть в меру, должно быть разумным. Мы всегда должны включать разум.

– Когда мы размышляем о православной вере, всегда возникает очень много сложностей, связанных с богослужением. Многие говорят, что в православном богослужении многое непонятно, поэтому пребывают в храме телом, но не душой. Может ли человек, постоянно посещая храм, приобрести не просто навык, а понимание и искреннее участие в богослужении как человек, верный Церкви?

– Часто мы, священники, бываем виноваты в том, что люди ничего не понимают. Если священник произносит возглас еле слышно, сегодня есть возможность включить микрофон, но надо сказать его так, чтобы каждый человек это понял… Проблема не в том, что люди не хотят понимать. Они хотят, но как это зачастую преподносится?

На нас тоже лежит большая ответственность. Если в приходе достойный настоятель, хороший батюшка, который думает о прихожанах, конечно, он старается, чтобы и хор внятно пел, и сам он говорит возгласы как  положено. Здесь нужны и службы по разуму. Думаю, телезрители знают, о чем я говорю. Иногда службы так затягивают, что люди стоят по три-четыре часа. Надо разделять: есть устав для монастырей, когда совершается полный круг богослужений, а есть приходской храм, где невозможно пропеть двенадцать стихир. Мы виноваты в том, что люди не любят славянский язык, не понимают богослужение. А если бы мы заботились об этом? Нельзя идти по другому пути – все упрощать, переводить на русский язык. У нас есть своя традиция, мы ортодоксальная (orthodox по-английски – «православная»), изначально правильно славящая Бога Церковь. Язык, на котором мы здесь говорим, специально создан, это красивый, замечательный язык.

Конечно, я понимаю, что сейчас немного поругался сам на себя и на нерадивость нашей церковной жизни. Другой вопрос – если человек не хочет. Все равно надо почитать на русском то, что сегодня будут читать в церкви. Чтец читает выдержки из Апостола так, что не разберешь, а я уже знаю: я дома почитал на русском, я понимаю, о чем здесь говорится. Да, есть недостатки, но верующие христиане должны тоже учиться понимать, какие стихиры сегодня поются, что там говорится, в чем смысл праздника. Думаю, большинство верующих людей это делает. Но проблема общая.

– Да. Когда мы говорим о том, что православие дает нам, есть один сложный момент. Я сам должен буду выбирать в своей жизни послабления. Может ли человек сам, без участия батюшки, строить свою жизнь или необходимо консультироваться по каким-то вопросам со священником? Всегда ли необходимо это делать?

– Я начну с вопроса, не касающегося рыбы, мяса и молока. Начну с древности. Когда был период жестоких гонений на христиан, было два лагеря. Историки вам об этом скажут. Одни говорили так: только смерть. Тот человек, который не хочет идти на мученическую смерть, не христианин. А были те, что убегали и уводили свою паству, сохраняя  жизнь людей. То есть нет однозначного ответа. Если человеку нужно дать послабление, конечно, нужно обратиться к духовнику, который вас знает, попросить благословения. Всегда говорю, что у нас есть священнослужители, есть духоносные люди, к которым можно обратиться и аккуратно получить ответ на тот вопрос, который беспокоит.

– Это хорошо, потому что иначе наша жизнь превращается в вечную борьбу с самим собой, когда запреты, которые я сам на себя накладываю, могут быть такими неудобоваримыми, что я буду считать себя православным человеком, а сам находиться в прелести.

Итак, что же нам дает православие?

– Православие – это жизнь. Я думаю, братья и сестры, что всем нам надо очень бережно относиться как к своей жизни, так и к тем, кто нас окружает. Жизнь есть реализация всего того, что мы читаем в Священном Писании.

– Евангелие читать нам просто необходимо. Думаю, нет такого человека, который не может купить Священное Писание на любом языке – русском, немецком, английском…

Я очень благодарен Вам, что Вы нашли время прийти в студию и поговорить на важнейшую тему в жизни православных христиан.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Культяева и Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать