Беседы с батюшкой. Честь и тщеславие

3 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев.

− Сегодня тема нашей беседы звучит так: «Честь и тщеславие». Каждый раз, когда мы размышляем на такие темы, у нас очень много провокационных размышлений: с одной стороны, мы думаем, чем же отличается честь от гордыни, с другой −  говорим, что у человека есть гордость и гордыня. Мы говорим о чести и понимаем, что в ней может быть какой-то христианский смысл. Тщеславие  – знакомый нам грех, но в чем он заключается, не знаем. Пожалуйста, разъясните, в чем разница между честью, тщеславием, гордостью и гордыней.

− Каждому человеку свойственно состояние тщеславия: каждый из нас либо периодически впадает в него, либо пребывает в нем постоянно. Я намерен сегодня вместе с Вами и нашими телезрителями поразмышлять над этим (поскольку  не дерзну сказать, что знаю, что такое честь и тщеславие) на основе Писания, Предания, опыта.

Честь и тщеславие – это качественные состояния человека. Интересно посмотреть на слово «честь» в мирском понимании. Если мы откроем «Словарь русского языка» Ожегова, то понятие «честь» там описывается как безупречная репутация. Мы говорим: «Этот человек честный», – и подразумеваем, что он не ворует, не убивает, не обманывает, говорит правду, всем готов прийти на помощь. То есть мы наделяем это понятие качествами добродетели. Когда же  говорим, что человек тщеславный, то предполагаем, что он нечист, во грехе. Каким образом он пребывает в этом состоянии? Напрасно и тщетно ищет славы и похвалы, нуждается в них, требует их и упивается ими. Это состояние не зависит от честности человека: тот, кто старается искренне быть честным человеком, может быть в тщеславии и гордости (так же как тщеславится и нечестный человек).

Честь и тщеславие идут рядом, но при этом не имеют ничего общего. Эти понятия полярны. Например, мы говорим Господу: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение» (этим заканчивается иерейская молитва). И мы подразумеваем, что в этот момент говорим о безупречности Бога, мы Его чествуем. Чествовать − значит праздновать что-либо в честь кого-либо. То есть наша молитва – это праздник, потому что мы общаемся с Тем, Кто все сотворил. Мы чествуем Бога, не сомневаемся в Его безупречности и уважаем Его. Бог уважает человека, а человек уважает Бога. И в понятие чести вкладывается еще наше бесконечное уважение к Тому, Кто есть Начальник нашей жизни и без Кого мы в принципе не можем жить.

− Когда наши родные, близкие совершают какие-то замечательные поступки, мы радуемся этому. Например, у меня дочь вчера сдала сложнейший экзамен, получила пятерку. Я радуюсь и горжусь, что у меня такая дочка. Но при этом я тщеславлюсь и говорю другим людям: «Смотрите, какая у меня дочь!» Получается, что я и горжусь, и тщеславлюсь?

− Здесь не хватает одного прибавления, которое поможет нам хотя бы видимым образом выходить из состояния тщеславия (желательно, конечно, и фактически выходить из него). Когда я говорю, что моя дочь − победительница, у нее все получилось, то приписываю эту заслугу себе: я вложил силы, платил деньги за репетитора. Мои усилия оправдались, моя награда и мой венец – это победа моей дочери. Действительно, это тщеславие. Но если здесь прибавить очень важное словосочетание «с Божьей помощью», то это уже упование на Бога (даже если сейчас у человека в сердце нет того, что говорят уста). У меня с собой есть книга «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (находите время для чтения этого замечательного труда, потому что в нем очень много важного для нас). Иоанн Лествичник говорит, что даже когда человек находится в страсти тщеславия, но желает к Богу обратиться, Господь может изменить его, уврачевать, освободить его сердце и победить эту страсть.

− Меня эта тема очень интересует именно в том плане, что на книге изображена замечательная икона «Лествица». На ней люди, которые уже достигли самых последних ступеней, все равно падают. Мы об этом еще поговорим.

Вопрос  телезрителя: «Сейчас чемпионат мира по хоккею. Большая часть моей семьи у телевизора. Состояние болельщика, когда побеждает команда, за которую он болеет, − это радость или тщеславие?»

− Вопрос замечательный, и Вы на него уже ответили словом «радость». Она свойственна человеку, потому что Господь сотворил человека для радости. Человек мучается и не радуется потому, что забывает, для чего он сотворен. Если же мы об этом себе напоминаем и, общаясь с Богом, даем Ему возможность напомнить нам об этом, то, конечно, в нашей жизни радости будет очень много.

Победа наших хоккеистов всегда будет вызывать радость. Но преподобный Иоанн говорит, что бесы (тщеславия, гордыни, зависти и так далее) всегда кружат вокруг человека. И когда мы чисто и искренне радуемся, то может подступить бес тщеславия и начнется превозношение: мы победили, мы лучше, чем они. Мы знаем исторические примеры, когда превозношение вырастало до таких гипертрофированных размеров, что человек в своем превозношении считал, что он повелитель и владыка мира, а другие нации, народы не имеют права на существование, потому что он так решил. Его решение – это мерило всего. Для такого человека нет правды Божией: он через тщеславие вошел в крайнюю степень гордыни. Собственное «я» бесконечно возносится до небес, чтобы потом полететь в бесконечную бездну.

− Когда я готовился к передаче, вспомнил один пример тщеславия, которое довело человека буквально до погибели, − это Сальери. Если вспомнить не исторического Сальери, а пушкинского («Моцарт и Сальери»), то у него есть такие слова:

Все говорят: нет правды на земле,

Но правды нет − и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма…

С этого начинается монолог Сальери в «Маленьких трагедиях» Пушкина. И в этом случае тщеславие Сальери довело человека до убийства. Это один из тех примеров, когда самоощущение собственной исключительности доводит человека до погибели. Легко говорить: «Давайте не быть тщеславными, давайте будем смиренными, забудем о гордыне, вспомним, что такое честь и что такое гордость». Но при этом на каждой исповеди мы должны отдавать себе отчет, победили мы тщеславие и гордыню хотя бы на грамм или нет. И если этого не происходит, разговор о чести и тщеславии у нас превращается в некий антагонизм: мы должны понять, что такое честь, чтобы понять, что такое тщеславие.

– Честь человека – это его безупречная репутация. А репутация формируется в каком-то обществе для кого-то. Если человек живет совершенно один, ему все про себя понятно. Если же он живет где-то и ему нужно взаимодействовать с другими людьми, то у него есть два пути – путь жизни и путь смерти. Вспомним Дидахе, один из самых ранних христианских памятников, два пути: путь жизни – быть честным человеком, путь смерти –быть человеком нечестным. И я сейчас говорю не в контексте тщеславия и гордости, быть честным человеком – это жить по заповедям Божиим. Вот открываем Второзаконие и читаем, что там написано, открываем Евангелие от Матфея и читаем, что там написано в пятой главе, видим и понимаем, что это Господь говорит нам. Часто люди спрашивают, как узнать волю Божью. Ходят с этим вопросом по священникам, по храмам. К сожалению, я сталкиваюсь с этим довольно часто, зачастую человек даже не хочет принять то, что сказано в Писании, ему нужно, чтоб ему кто-то что-то сказал, хотя все уже сказано. И священники не могут объяснить людям, что Господь обратился к нам через Священное Писание и сказал: «Я даю вам заповеди».

Господь говорит: «Я даю вам заповеди, попробуйте жить по этим заповедям». Это путь честного человека, путь к безупречной репутации. Безупречная репутация – это жизнь без греха. Любой грех человека очерняет. Честный человек – это человек, который стремится к обожению, он может даже сам этого не понимать, ведь есть те, кто не ходит в церковь и не крещен. Господь всех призывает, речь сейчас идет не про спасение всех, но Он зовет всех, Он стучится в сердце каждого. Удивительно, часто люди, которые не верят в Христа как в своего Бога и Спасителя, живут гораздо праведнее нас. Мы называем себя христианами, а ведем себя совершенно не как христиане, а эти люди, которые рядом с нами, наши ближние, знакомые, не дерзают называть себя христианами, но живут как христиане. И это тоже путь, они стараются быть честными, они понимают, что это важно. Откуда это понимание? Его дает Господь.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такое высказывание: мы стремимся на вершину горы за богатством и славой, не понимая, что счастье находится в ее подножье. Может быть, проблема в том, что мы неправильно выбираем приоритеты и пути их достижения? Как говорится, счастье зависит не от того, что ты по положению имеешь, а от того, о чем  думаешь».

– В литературе, как и в жизни, есть очень много примеров этому. Эти примеры универсальны и дороги нам тем, что мы можем вновь и вновь к ним возвращаться. Есть замечательная повесть исландского христианина Гуннара Гуннарссона «Адвент. Повесть о добром пастухе». О Бенедикте, который каждый Рождественский пост отправляется в горы на поиски потерявшейся овцы. Гуннар Гуннарссон очень интересно размышляет о Бенедикте. Бенедикт был о себе невысокого мнения, ничего не ждал от жизни, был человеком от народа. В молодости он мечтал о счастье, о богатстве, все звезды с неба рукой схватить, но прошли годы – и он принял то житие, которым жил. Он всю жизнь был батраком, и когда он это принял,  по-настоящему ощутил себя счастливым. В постоянной гонке за богатством, славой, за восхождением на эту гору он не чувствовал себя счастливым, ему постоянно чего-то не хватало. Когда он смирился со своей простотой, то увидел, что в избытке получает внимание людей к себе, что Господь питает его хлебом, что у него есть любимое дело – пастушеское ремесло, которым он живет. Он хорошо умеет это, уже 28 лет добровольно ходит и ищет потерявшихся овец. Всем рекомендую прочесть. Важно понять, что это свойственно именно молодости, и для меня странно и непонятно, если в молодости человек не пройдет через эту гонку.

– Все мы в детстве хотели стать космонавтами.

– Да, надо же в школе учиться – там конкуренция страшная, потом университет – там конкурс; и потом на избранном жизненном пути тоже надо пробиваться, прилагать постоянное усилие. И, конечно, человек пройдет через жернова тщеславия, но, если Бог даст, он закалится и обретет на этом пути мудрость, станет честным человеком, что-то в нем усмирится, угомонится, он не сгорит.

– Вы говорите, что наше собственное представление о себе может быть не совсем верным. Тут можно вспомнить много примеров. В знаменитом рассказе человек с самого детства хотел стать дворником. Его все спрашивали, кем он хочет стать, почему дворником, почему не космонавтом. Он окончил физико-математическую школу, потом вуз, всю жизнь посвятил науке, а когда вышел на пенсию, устроился дворником и понял, что всю жизнь прожил зря, ведь всю жизнь хотел быть дворником. Какое это счастье – просыпаться рано, выходить на улицы, подметать двор, находить забытые вещи. Он понял, что жизнь прожил зря. И мы часто сталкиваемся с такой проблемой в нашей вере. Мы православные, ходим в церковь, нас любит батюшка, мы с ним на «ты», все замечательно, и вдруг мы понимаем, что всю жизнь ходили в церковь, но не к Богу. Это тоже тщеславие, которое нас доводит до погибели, если мы не найдем в себе смелости признаться в этом?

– Смелость признаться, что ты никто на самом деле, – качество сильного, мужественного и честного человека. Быть честным с самим собой – это признать, что ты никто без Господа нашего Иисуса Христа. В жизни бывают такие моменты, когда мы остаемся наедине с Богом в совершенной наготе (я не говорю про физическую), в душевной наготе, когда мы падаем перед Ним и кричим: «Вот я, Господи! Какой я ужасный человек, Ты посмотри на меня, что я с собой сделал. Прошу, исцели меня, потому что не знаю, сколько мне осталось жить (и не важно, сколько мне сейчас лет), но я в таком ужасном состоянии больше быть не хочу и не могу. Спаси меня, пожалуйста, Господи, я Тебя очень прошу, помоги, исцели меня!»

– Вы странную молитву произнесли. 

– Я произнес ее своими словами. Когда мы открываем молитвослов, то обращаемся к опыту святых; это хорошо, если есть молитвослов. Но важно еще и наше личное общение с Богом. То, что в ужасе от своего греха человек вопиет к Богу в тесноте своей комнаты, может выглядеть как угодно. Слава Богу, что это так, потому что Бог не требует от нас формализма. Пусть наша молитва будет странной, но это будет действительно общением с Ним.

Забывая про душевную простоту, мы обрастаем разными тщеславными бесконечными корками, которые тянут нас на дно. Очень полезно вспоминать про минуты своего отчаяния, настоящего упования перед лицом Божиим; отчаяния, которое доводит до настоящего упования и искренней молитвы. Это помогает думать о себе так: я уж не такой крутой на самом деле, – и возвращает нас в трезвость ума, что позволяет проживать жизнь должным образом.

– Вопрос телезрителя: «Является ли тщеславие формой психологической зависимости?»

– Тщеславие может порождать различные психологические зависимости, как и само может стать зависимостью. Сегодня у людей появилась интернет-зависимость. Интернет на самом деле хорошая штука, с его помощью можно образовываться: не выходя из дома, чему-то учиться. Но ко всему этому идет  очень жесткий прицеп, который пробуждает в нас тщеславие.

Любая социальная сеть направлена на то, что мы, по сути, хвастаемся. Что бы я ни написал там (если быть честным перед самим собой), даже если что-то важное, – это уже тщеславие; «лайки» пошли; думаешь: «ах, как сказал»… тоже тщеславие. А ничего не писать, сидеть и думать: «все пишут, а я не буду», – тоже тщеславие и путь к гордыни. Страшное дело.

Очень сложно себя держать в состоянии трезвения и понимания, где будет перебор. Сложно потому, что это от нас скрыто, а когда открывается, нам становится гнусно; мы просим Господа, чтобы Он нас исцелил, исправил, а потом опять впадаем в тщеславие – и вот так проходит вся жизнь. Но все равно Господь дает возможность спастись с Его помощью – это главное.

– Есть человек, которому Господь посылает все хорошее: и здоровье, и здоровье близким, и достаток; и есть человек, у которого все плохо. У святого Силуана Афонского по этому поводу есть важное изречение. Он говорил, что именно в этот момент, когда у тебя все плохо, думай, что у тебя все хорошо, что ты здоров, что есть достаток, здоровы родные; то есть в самом плохом состоянии надо думать, что все хорошо. Мне сначала показалось, что это как-то странно, но потом понял: Господь часто посылает нам испытания из-за нашего тщеславия, которые помогают его же избежать и приблизиться к понятию чести. Когда мы говорим, что у нас все плохо и ужасно, – разве это не супертщеславие?

– Это человек-робот, а это очень плохо. Преподобный Силуан в своем высказывании хорошо подметил: не надо искать тех, у кого еще хуже, это больно отзывается в нашем сердце; нужно молить Бога о том, чтобы Он помог им и нам.

У меня есть старый школьный друг. К сожалению, он периодически много пьет, я желаю ему исцеления, помогай ему Господь! Как-то однажды он включил онлайн-трансляцию в неадекватном состоянии. Я решил посмотреть, потому что я, во-первых, его давно не видел, во-вторых, понаблюдать, что он скажет. Стали присоединяться к эфиру люди, он стал всех приветствовать; и кто-то ему написал, что он алкаш. Друг ответил: «Ты сказал, что я алкаш, мне обидно это слышать; наверное, ты прав. Но я тоже тебе кое-что скажу. Между мной и тобой разница маленькая». После чего я не стал смотреть дальше его эфир.

Я был поражен этой фразой. Это были удивительные слова, потому что на самом деле так и есть. Очень маленькая разница между мной сегодняшним и завтрашним (не дай Бог, конечно); или кем-то еще. В любой момент человек может оступиться и натворить дел. Даже если его почитают за праведника (или он сам себя почитает, тогда он упадет точно). Дьявол хитер, он лжец; он всегда предлагает суррогат вместо настоящего, подлинного. Этим суррогатом мы часто обманываемся и клюем на него. Такая тонкая грань между нами, желающими жить праведно, и теми, кто катится в бесконечную бездну. Но Господь наш Иисус Христос способен помогать, давать нам вдохновение, давать силы стремиться к Нему, стремиться быть честными людьми и не впадать в те искушения, которые убивают тело и душу. Он не желает нам этого, слава Богу!

– Вопрос телезрителя: «Насколько вредно или полезно вручение наград, почетных грамот? Это оказание чести или все-таки подпитка тщеславия человека?»

Спасибо за вопрос, потому что я думал сегодня: «Надеть мне медальку или нет?»

– Награды вручаются по разным поводам, есть боевые награды. Человек, например, воевал за Родину и удостоился наград, это чествование. Конечно, можно впасть в тщеславие, даже в гордость; а можно и не впасть, если идти за Господом, верить и просить.

Но бывают награды, которые вручаются человеку из лести. Бывает, например, чтобы умаслить богатого человека, менее богатые вручают ему какую-нибудь награду, им от него что-то нужно. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, чтобы гнали в шею таких наградителей, которые приходят из лести вам льстить; он называет их убийцами души.

В такие моменты важно вспоминать о своем подлинном, настоящем состоянии, когда ты честен с собой, и думать: а что у меня внутри? Надо над этим работать, исправляться. И радостно принимать возможность исправиться. Осознать себя грешником на самом деле, по-настоящему,  это очень здорово! Потому что есть возможность начать движение к Богу; хуже, когда это не происходит и думаешь, что с тобой все хорошо. На исповеди часто говорят, что нет никаких особых грехов, люди, которые недавно пришли в храм, хотя им 50 или 60 лет. Потом, конечно, начинается диалог.

– Хорошо, что у нас есть такие столпы, которые помогают нам каяться. В первую очередь, это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), его труд «Опыт построения исповеди».

Есть еще один вопрос. Каким образом молиться о смирении, чтобы действительно дух смиренный был в твоей душе, избегая беса тщеславия?

– Господь не дает нам возможности увидеть плоды нашей молитвы, чтобы мы не впали в тщеславие и гордость: мол, я немножко потрудился – и мне за это Бог что-то дал; это попахивает магизмом. Вместе с тем Господь говорит: что ни попросите – дам. Но мы не знаем, когда, каким образом это произойдет и сколько для этого нужно положить своих трудов и молитв, обращенных к Господу.

Наш замечательный преподаватель архимандрит Софроний (Смук) (многая и благая лета нашему дорогому отцу Софронию!) говорит, что Господь лодырям не потворствует, не дает возможности чего-то достигать, а усердным дает. Но если пытаешься быть усердным, часто не видишь конца пути.

Приведу пример-аллегорию. Если по эскалатору идти вверх, смотря только себе под ноги, то не увидишь конца лестницы, а только ступеньки: одна ступенька, вторая, третья… Идешь по ступенькам минуты – потом они сложатся в час, часы в день, дни в неделю и так далее. Духовная жизнь как лестница. Если человек хочет бороться со своим духовным недугом, надо идти маленькими шажками, не видя горизонта и конца, двигаться, уповая на милость Божью и не ожидая результата здесь и сейчас.

– У меня эти минуты сложились уже в 55 лет. Когда мне было 16, я не думал, что жизнь так быстро течет; но с возрастом начинаешь ценить и пять минут и понимать, что с тщеславием помогают бороться болезни, расставания с близкими людьми. Отделить честь от тщеславия – это возможный путь к смирению, молитве, покаянию?

– Да. Если мы будем честными с самими собой, с ближними и с Богом, это будет помогать бороться с тщеславием и обретать добродетели. Не выпендриваться перед ближними. Быть честным с собой: я такой, какой есть. Следующий шаг – нужно с этим что-то делать: Господи, помоги мне! Признали, начинаем молиться и стараемся. Честность помогает признать и осознать себя (не такой уж я хороший и пригожий), но просите Господа измениться так, как Ему будет угодно. Тогда Господь спасает и помогает.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​