Беседы с батюшкой. Человек и храм

26 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Тема сегодняшней передачи – «Человек и храм». Все мы, православные христиане, ходим в храм: кто-то чаще, кто-то реже, кто-то раз в год...

– Кто-то только на крестины и отпевание.

– Совершенно верно. Тем не менее в жизни каждого человека, даже неверующего, все равно присутствует храм. Иногда мы просто видим храм и начинаем размышлять, зачем он. Священники нам говорят о том, что храм – дом Божий. Человек думает: если это дом Божий, зачем мне туда? Я настолько грешен! Что называется, мерзость пред Богом. Зачем мне ходить в храм?

– Но ведь Господь пришел взыскать и спасти погибшее. Поэтому нам есть место в Божьем доме.

– Есть такое выражение: суббота для человека, а не человек для субботы. Возникает вопрос: человек для храма или храм для человека?

– Начнем с самого начала. Для кого и для чего Бог сотворил наш мир? Наш мир человек получил в дар от Бога. Мир сотворен для человека; мы приглашены к жизни в этом мире. В этом мире мы можем встретить Бога, потому что этот мир Бог посетил Своим воплощением.

Митрополит Антоний Сурожский когда-то заметил: Христос был гоним в Своей земной жизни, и когда мы строим, созидаем и посвящаем Ему храм на земле, мы словно даем Богу место в этом мире, в нашей жизни. Все мы, православные христиане, обращаясь к Небесному Богу Отцу, просим, чтобы здесь, в этом мире, святилось Его имя. Храм являет собой живое присутствие Бога посреди нас.

Когда-то вероопределение Седьмого Вселенского Собора говорило об иконах, что они должны быть в домах, на дорогах, путях, перекрестках, чтобы, взирая на них, мы устремляли свой духовный взор, свою память к Богу и воздавали Ему должное славословие. Бог сотворил для нас мир, а мы строим для Него храм, Божий дом.

Божий дом – это все люди, которые в этом доме собраны, потому что Бог обитает не в каменном деревянном пространстве; Бог может обитать в сердце человека. Царствие Божие внутрь вас есть – так учит нас Господь. Храм – это место, выделенное из всей окружающей среды для того, чтобы на этом месте мы Бога славословили, Богу в этом месте поклонялись и участвовали в церковных таинствах. Потому что мы не просто призваны обращаться к Богу и восходить к Нему духовно в молитве, но Сам Бог снисходит к нам: так же, как Он когда-то снизошел в рождестве, так силою Святого Духа Он снисходит в таинстве Святого Причащения, даруя нам Самого Себя.

Поэтому молитва, богопоклонение, участие в церковных таинствах – это то, что необходимо для человека. Потому что человек – существо не автономное. Человек сотворен для Бога, и истинное призвание, а значит, истинное счастье человека – стремиться к богообщению, искать Бога в своей жизни. И помнить слова апостола Павла, которые он говорил жителям Афин, обращая их к жителям всего мира: «Мы Богом живем, и движемся, и существуем, и Он недалеко от каждого из нас». Это мы по своей жизни, по своим делам далеки от Него. Но Он ждет нашего обращения к Нему.

Когда мы предпринимаем усилия по созиданию храма материального, храма как прихода, как Божьего дома, мы еще трудимся над храмом своей собственной души. Мы помним, что Господь должен обитать и посреди нас, и даже в нас. Так высоко значение храма в нашей жизни.

Вы упомянули, что наша община храма святых равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести теперь  строит еще один храм. Один храм – деревянный (его мы видим на экране), другой храм – каменный. Совсем недавно на этом храме были возведены купола и установлены кресты. Какая радость! Вы, Глеб, это видели. Можно спросить Вас об ощущениях: насколько это красиво?

– Каждый раз, когда я присутствую на таком событии, возникает ощущение, будто сам возносишься на небеса. Мне очень нравится традиция: перед тем, как будут вознесены купол и крест, люди подходят и целуют их. И потом, проходя мимо этого храма, каждый будет думать о том, что он был участником этого события.

– Участником события Божьего чуда, потому что возведение храма – это чудо. Это всегда чудо, но когда это совершается в условиях пандемии, в условиях экономического кризиса, который нас никогда не оставлял и не оставляет, поистине удивляешься Божьему милосердию, Божьему величию и уникальной возможности стать свидетелем и даже участником этого Божьего дела.

– В чистом виде чудо! Потому что на какие средства возводятся храмы? Откуда берутся эти средства?

– Их не было и нет, а храмы возводятся. Чудо! Потому что чудо – это то, что не объяснить с позиции видимого мира, с позиции экономики в данном случае.

– Очень много людей приходят на такое событие. Вспомните, люди из близстоящих домов смотрели в окна на то, как это происходит, фотографировали. И всегда кажется, что на следующий день или в ближайшее воскресенье в храм придет столько людей, что он будет полон от количества прихожан. Но этого не происходит.

– Это произойдет рано или поздно. Самое важное – люди видят красоту этого храма. Это не просто церковь, это совершенно изумительный по своей архитектуре храм. Изумительные разноцветные купола, изумительные кресты в виде якорей. Люди останавливаются, спрашивают строителей, когда же здесь начнется богослужение. Люди ждут.

Все-таки проповедь о Христе Спасителе, проповедь о Боге, проповедь Евангелия может иметь самые разные формы. И созидание красивого храма в таком сверхсовременном районе, где стоят двадцатипятиэтажные здания, – это свидетельство о Божией любви, о красоте Божьего мира. Это тоже проповедь.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Мы, жители Москвы, не можем посещать храмы из-за ковида. Как мы можем молиться, находясь дома, не посещая храм? Мы молимся за людей, а за кого еще можно молиться?»

– Молитва – это не просто обращение к Богу за кого-то, хотя мы молимся и за живых, и за усопших, и за себя, и за близких. Более того, мы молимся о властях и воинстве нашей страны, дабы нам проводить тихое и безмятежное житие. Молитва – это обращенность к Богу, Который один только знает, что на самом деле нам благопотребно. Молитва – это возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это предание себя в Божии руки, поклонение перед Богом, славословие Бога.

Молитва необязательно должна быть наполнена какими-то просьбами, хотя и такое тоже должно быть. Молитва – в первую очередь выражение нашей любви к Богу, нашей к Нему направленности, устремленности. И молитва не является просто монологом, который мы произносим перед иконой, обращаясь к первообразу. Молитва может быть диалогом, потому что Бог отвечает нам. Бог отвечает нам не так, как мы общаемся между собой, а обстоятельствами нашей жизни, людьми, которых мы встретили. Если мы молимся, то рано или поздно получаем отклик на нашу молитву.

Откликом должно быть еще изменение нашей жизни. Наша жизнь – не статичное пребывание: утром проснулись, а вечером уснули. Наша жизнь – это дорога в Царство Небесное, дорога ко Христу, Который и здесь, но в совершенстве – в Царстве Божием.

– Вспоминаю одну из Ваших книг, которых у Вас достаточное количество. Я называю эту книгу книгой для чайников, потому что там Вы очень просто рассказываете о литургии, о богослужении.

– Литургия – это, с одной стороны, очень сложно: исторические слои, богословские слои, поэтические, музыкальные, языковые, живописные. Но это то, что человеку необходимо, потому что, повторюсь, мы сотворены для богообщения. Полнота богообщения явлена в церкви на литургии в таинстве Причащения. Поэтому это то, что нам не чужое, а родное и должно быть ближе всего.

– Человек и храм: мне кажется, это очень сложный процесс, который меняет всю нашу жизнь...

– И всю жизнь мы этому учимся. Это не что-то такое, чего мы достигли и теперь носим с собой в кармане. Это то, что мы должны обретать постоянно, каждый день, каждую неделю, каждый месяц, каждый период Великого поста, который нас очень скоро ожидает.

– О посте я обязательно тоже спрошу. Но еще хотелось бы услышать ответ на такой вопрос. Есть слова молитвы: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Мы не всегда ходим в храм со страхом, с трепетом. Мы в храме ведем себя так: «А, привет! Я здесь...» К сожалению, я это вижу довольно часто.

– Я не стал бы грустить об этом.

– В вашем храме это бывает?

– Думаю, невозможно человеку искусственно разделить свою жизнь на сакральное и бытовое. Мы одновременно сакральны, потому что духовны, трансцендентны, мы превосходим нашу биологическую, физическую природу. И вместе с тем мы материальные люди, живущие в материальном мире. И не стоит надевать на себя маску благочестия, не имея подлинного благочестия. Надо быть человеком общительным, открытым, иногда и в храме спросить о детях, о работе, о том, что действительно важно. Потому что все в нас перемешано; мы духовны и материальны.

Разделение – это всегда процесс негативный. Человек в идеале должен быть цельным. Если мы будем себя разделять, получается, что когда мы читаем молитвы – мы одни, почитали молитвы – переключились, стали обычными людьми. Но это же неправда. Вся наша жизнь должна быть пронизана памятью о Боге, освящением себя Богом. Поэтому при любом бытовом деле можно всегда творить краткую молитву. Как говорил святитель Григорий Богослов, никакое хорошее дело не мешает помнить о Боге, не мешает Бога любить, не мешает Богу молиться.

Поэтому, мне кажется, такого искусственного разделения не должно быть. Конечно, бывают люди духовно сосредоточенные, которые могут отключиться от окружающей обстановки, от неких человеческих связей и полностью предать себя молитве. Но таких людей мало.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Во времена Христа был только один храм – в Иерусалиме. Но Христос проповедовал так, что храм был там, где Он говорил, и там тысячи людей собирались. Сейчас, в наше время, что первично: община (хотя общин сейчас нет), приход или храм?»

– Во-первых, есть община, и примеров вокруг – множество. Храмы объединяют людей в Церковь не просто для самого важного и главного (а самое важное и главное – богослужение, участие в таинствах), но при каждом храме есть детская и взрослая воскресная школа (должна, по крайней мере, быть), при каждом храме ведется (должна вестись) та или иная педагогическая, социальная деятельность. Поэтому есть живая общинная жизнь.

Что первично? Кто Первосвященник Церкви? Первосвященник Церкви – Христос Бог; ради Него мы приходим в храм, потому что учимся Его любить, по Нему скучаем, без Него живем неполной, серой жизнью. Мы пришли ко Христу, а Христос объединяет всех нас, кто пришел в храм. Поэтому Христос первичен, Он – в центре всей духовной жизни, в центре жизни всей Церкви.

В каждом храме – полнота благодати, потому что в каждом храме – Христос Бог. Когда-то, в дни Своей земной жизни, по Своему человечеству Он был там или здесь: ходил по Галилее или приходил в Иерусалим, заходил в храм. Но после вознесения Христос воссел одесную Бога Отца, прославленный как Человек той славой, которую Он всегда имел как Божий Сын. И в Духе Святом Христос Бог не ограничен ни временем, ни местом. Поэтому в каждом храме Святым Духом совершаются церковные таинства. Как когда-то Дух Святой сошел на Деву Марию, Она зачала, родила Бога и Человека, так на каждой литургии Дух Святой снисходит на расположенные на престоле хлеб и вино и претворяет их в Тело и Кровь Христа Бога нашего; то есть являет Самого Христа Спасителя.

Поэтому где Христос – там и Церковь, а где Церковь – там Христос. Это если говорить о том, что является самым главным богословски. Но это если человек приходит в храм действительно к Богу: за Богом, за Его любовью, Его милосердием, Его прощением и Его благодатью, а не приходит просто поставить свечку и спросить о том, правда ли помогает Иоанн Креститель от головной боли, а мученик Антипа – от зубной.

– Всегда вспоминаю исторические примеры. Когда власти пытались захватить Александро-Невскую лавру (где мы сейчас находимся), люди вышли на улицы. В Петербурге жило тогда примерно два с половиной миллиона человек. Пятьсот тысяч человек вышли на защиту лавры. Это была серьезная сила. Тогда власти, наверное, поняли, что разрушить храмы – это самое простое, а вот людей не разрушишь. Храм не в бревнах, а в ребрах… Сейчас у нас сложности в связи с пандемией. На Ваш взгляд, это усилило Церковь или ослабило ее?

– Я думаю, результаты того, что происходит в последний год, мы будем еще изучать. Как говорит апостол Павел, ничто, никакие силы, никакие невзгоды не могут и не должны отлучить нас от Христовой любви. Эта любовь является в том числе любовью к храму.

Вы сказали, что защищать лавру вышло пятьсот тысяч человек, четверть населения. В чем беда современного мира? Современные люди разделены, их мало что объединяет. Современный мир (под миром мы понимаем совокупность греха) делает так, что люди разделены на группы: вот эти – верующие, эти – неверующие, эти – за одну футбольную команду, те – за другую. И так далее. В людях нет консолидации. Но это черта всего нашего современного мира.

– В любом случае врата ада Церковь не одолеют...

– В истории Церкви было такое, что, например, в России на свободе оставалось только четыре епископа – люди, которые могут сохранять апостольскую преемственность, рукополагая новых священников. В Албании на свободе не осталось вообще ни одного православного священника. Тем не менее врата ада не одолеют Церковь; об этом сказал Господь. А все, что сказал Господь, – есть слово истинное. Каким образом это будет свершаться и свершается – от нас закрыто.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) всегда говорит: учитесь молиться. Сейчас из-за пандемии в храм мы не идем. Раньше в храме из ста прихожан хоть кто-то молился, и Господь в храме слышал эти молитвы. А сейчас дома мы просто вычитываем молитвы. Выходит, наши молитвы только до потолка? Господь нас хоть слышит?»

– Если мы трудные времена принимаем не только с мужеством, но еще и с благодарностью, то переживем эти трудные времена с пользой для себя. Как учит апостол, любящим Бога все содействует ко благу. Если мы находим возможность благодарить Бога даже за немощи и невзгоды, тогда, конечно, наша молитва не только будет принята и услышана (потому что Бог все слышит, Ему все ведомо), но наполнится смыслом, искренностью, радостью и любовью.

Я не знаю, какова ситуация с карантинными ограничениями в том регионе, где Вы живете, – она везде разная. Но когда у человека нет возможности прийти в храм, он должен об этом плакать, но не должен отчаиваться. Он должен принимать ситуацию как попущенную Богом. Для чего? Для самых разных вещей, для того, чтобы мы научились просто радоваться возможности спокойно прийти в храм, чтобы мы учились домашней молитве.

Есть молитва общая, храмовая, она дается нам гораздо легче. Но каждый человек призван учиться молиться. Я всегда говорю прихожанам, что мы не столько молимся, сколько учимся молиться. На этом пути у нас бывают неудачи, но бывают и некоторые маленькие свершения.

И если мы учимся в трудной ситуации (а ситуация, естественно, такой трудной никогда не была), если в такой непростой ситуации будем Бога благодарить (мы же доверяем Ему больше, чем себе, потому что Он знает, чем закончится вся эта ситуация), тогда действительно будем подлинно учиться возносить молитву Богу.

– Вы мне сейчас напомнили одну из проповедей митрополита Варсонофия, в которой он говорил о том, что Господь посещает нас скорбями, немощами. Он посетил нас, и я совсем по-другому начал представлять себе все эти проблемы.

– Человек считает себя самодостаточным именно тогда, когда у него все хорошо. А он должен нуждаться в Боге, он должен понимать свою немощь, когда возникает эпидемия, болезнь… Мы вспоминаем о том, для чего мы вообще живем. Мы живем не просто для того, чтобы быть счастливыми, хотя человек призван быть счастливым. Мы живем для того, чтобы войти в вечную жизнь.

– Когда летишь на самолете и смотришь на своих соседей-пассажиров, люди начинают как-то по-другому себя чувствовать…Как-то удивительно. То есть в случае опасности мы вдруг вспоминаем о Господе.

– А кто же нас спасет? Он – Господь Спаситель. Но самолете-то летать совсем не страшно, страшно ездить на машине. Просто человек в самолете чувствует себя немножко не в земных условиях, зато ближе к Богу.  Хотя Господь «не там или здесь». Он должен пребывать между людей, в сердцах людей.

– Есть еще один очень интересный момент. Мы иногда думаем, что вот тут маленький деревянный храм… Поеду-ка я лучше в какой-нибудь огромный каменный собор, там благодати побольше.

– А разве Вы так не считаете?

– Совсем нет. Но иногда, когда я еще был новоначальным, мне хотелось какого-то торжества. Мне хотелось молиться в Исаакиевском соборе. Кстати, там на самом деле молитва очень легкая, как  это ни удивительно.

– Там очень красиво.

– Да, совершенно верно. Так вот, об этом и вопрос: помогает ли человеку внешнее благолепие на его пути к осознанию собственной веры, веры в Господа?

– Если человек имеет абсолютный музыкальный слух, то, конечно, ему дискомфортно, когда хор поет мимо нот. Если я глуховат, то для меня это абсолютно все равно. Если у человека развиты эстетические, художественные чувства, конечно, для него очень важно благолепие храма,  это помогает ему осознать красоту Божьего мира через красоту мира видимого. То есть это может быть плюсом, может быть минусом и может быть совершенно нейтральным.

Конечно, все храмы разные. Очень здорово, что все храмы, хоть и созданы по некому образцу, канону, разные художественно, архитектурно. Везде разное пение, разная иконопись, разная проповедь. Это замечательно, но проповедь об одном и том же, а также и иконопись, и песнопения.

– Должен ли человек искать свой храм?

– Человек должен искать себя. Мы же всю жизнь ищем себя, правда? И мы себя находим. Но завтра мы меняемся и ищем себя снова. Конечно, хорошо, когда у человека есть свой родной храм, где его любят, знают, где у него есть братья и сестры во Христе. Это очень замечательно, но всегда ли так бывает? Не всегда.

Хорошо иметь духовника? Хорошо. Всегда ли это бывает? Нет. Страдает ли такой человек? Он не должен страдать, потому что он может и должен учиться через святоотеческое чтение, через наш замечательный телеканал.

– Вопрос телезрительницы: «Как правильно молиться Пресвятой Богородице? Мы обращаемся к Ней: Пресвятая Богородица, спаси нас. Но как делать это благоговейно?»

– Я тоже знаю, что молиться надо благоговейно, с трепетом, потому что мы молимся Творцу Вселенной, Владыке мироздания. Молиться надо еще и с любовью. И если, как мы уже обозначили, в центре церковной и молитвенной жизни стоит Сам Христос Бог, то в мир Его привела Дева Мария, Богородица. Поэтому после молитвы Господу должна быть молитва Деве Марии.

Мы должны понимать, что Она – Царица мира, наша Заступница. Мы должны Ее чтить, любить. Для этого в помощь нам Господь даровал столько икон Богородицы, на которых мы видим Деву Марию, Ее неземную красоту, Ее любовь к Божественному Сыну, любовь к нам. Конечно, когда мы молимся Богу, мы помним, что мы грешники, а Он – Всевышний. И мы, маленькие люди, можем к Нему обращаться, потому что Он Сам нас к этому призывает.

Когда мы молимся Деве Марии, Богородице, мы помним о Ее духовном величии, о том, что Она выше ангелов, Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим. Мы молимся к Ней со смирением, с любовью, с надеждой, что Она, как Мать Божьего Сына, ставшего Человеком нас ради и нашего ради спасения, любит и принимает нас. Потому что мы чтим и любим Ее Божественного Сына, нашего Бога. Всегда должна быть память о Том, к Кому мы обращаемся.

– Следующий вопрос касается нашей подготовки к посту. Сейчас уже Неделя о мытаре и фарисее.

– И надо вспомнить, кто мы – мытари или фарисеи.

– Да. Мы и мытари, и фарисеи.

– Без добродетелей фарисея и без покаяния мытаря, к сожалению.

– Так вот, уже совсем скоро начинается пост.

– Перед смертью не надышишься, перед постом не наешься.

– Да, совершенно верно. Тем не менее меняется ли для нас храм во время Великого поста?

– Абсолютно меняется, потому что меняется сам характер служб, меняется все в церкви, в ее богослужении, в церковном календаре, в том, как это богослужение проводится, что говорится нам о покаянии. Чтобы встретить воскресшего Христа Бога, необходим молитвенный покаянный труд. Конечно, жизнь Церкви меняется, меняется и жизнь христиан.

Другое дело, что пост надо воспринимать именно как дорогу к Богу, как нашу усиленную молитву. Не как время особого кулинарного внимания, что находится в продуктах, а как время, благоприятное для покаяния, духовного возрастания. Пост – прежде всего молитва: и личная, келейная, и церковная, общая, богослужебная.

– И получается очень интересная взаимосвязь. Господь всегда призывает нас молиться, и мы все время учимся молиться. Но во время Великого поста мы должны прибавить это молитвенное усилие, которое, может быть, еще и не научились делать.

– Конечно. Мы же не молитвенники, мы духовно расслабленные люди, у которых молитва едва теплится.

– В этом случае мы должны просто соблюдать некие правила…

– Правила всегда хороши, потому что они помогают правильно пройти по дороге. Если бы не было правил дорожного движения, машины врезались бы друг в друга, давили пешеходов и на дороге был бы полный коллапс. Правила помогают прийти из пункта А в пункт Б с наименьшими потерями, наиболее быстро и эффективно.

В начале Великого поста мы четыре дня читаем Канон Андрея Критского, который настраивает нас на покаянный лад и говорит о том, что вся Священная история – это наша история, что мы можем узнать себя в грешниках Ветхого и Нового Заветов, можем увидеть праведников, подражать им и бороться со своими грехами.

– Я где-то читал, что еще до начала чтения Канона Андрея Критского есть рекомендация заранее прочесть о каноне и по возможности разъяснить себе непонятные моменты. Может ли человек прийти к Вам еще до начала Великого поста? Вот еще масленица, все еще едят блины с сыром, а к Вам приходит человек и говорит: «Объясните мне, пожалуйста, Канон Андрея Критского».

– Конечно, он может и должен прийти. Другое дело, что я могу посоветовать взять то или иное издание с параллельными текстами на церковнославянском и русском языках, с разъяснениями, указаниями на Библейскую историю, с указанием, кто есть кто в этом прекрасном поэтическом, молитвенном, духовном произведении.

И, знаете, Великий покаянный канон Андрея Критского являет нам, насколько важен Ветхий Завет для нашего духовного устроения. Потому что Ветхий Завет – это не просто история одного маленького древнего народа. Ветхий Завет содержит в себе духовную историю всего человечества начиная с Адама, с его падения, с первого убийства. Это та история, которая зародилась тогда, но, так или иначе, продолжается в наши дни во всем окружающем мире.

– В Великий пост нам говорят о том, что мы должны посещать храм как можно чаще.

– Не должны. Мне нравится слово «призваны», нас призывают.

– Да, призваны. Но если рабочий человек очень занят, каким образом можно помочь ему чаще бывать в храме?

– Я думаю, все должно быть разумно. Человек не должен убегать с работы. Человек не должен, если он находится на тяжелой физической работе, так обременять себя постом, что не сможет копать траншею или окоп. Человек должен все делать разумно.

И, слава Богу, у нас есть православные интернет-ресурсы, телеканалы, радиостанции. Это то, что в современном мире может помочь человеку, который очень и очень занят, наполнить свою жизнь памятью о Боге, молитвой, может научить человека и придать ему новую осмысленность на пути к Богу.

– Я понимаю, что мы все равно никогда полностью не раскроем эту тему, потому что для каждого человека его личные взаимоотношения со Спасителем всегда особые.

– «Господь создал людей разными, чтобы каждого любить по-своему», – сказал один мудрый человек. Наверное, поэтому и отношение человека к храму тоже разное. Но что меня радует и что огорчает? Радует постоянство в молитве, в любви на пути к Богу, к храму. Огорчает то, что люди – существа непостоянные.

Человеку тяжело настроиться на духовную жизнь, тяжело вести такую жизнь и очень легко потерять молитву, вкус к духовной, церковной жизни. Очень тяжело обрести дорогу к храму и очень легко ее потерять.

– Да. Мне действительно придется свернуть все другие вопросы, потому что, по-моему, это самый правильный и спокойный ответ на все наши недоумения.

– Но недоумения вызываем мы сами. Каждый человек должен понять, что для него недоумения – это его поступки, мотивации, чувства, мысли, слова. И тогда человеку будет гораздо легче осознанно решать все свои проблемы.

– Да. Впереди у нас, как говорится, весна духовная – Великий пост.

– И этой весной каждое воскресенье в 12 часов дня в строящемся храме в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери на пересечении проспекта Героев и проспекта Маршала Казакова мы проводим молебен Пречистой Деве Марии, Богородице перед Ее иконой Порт-Артурской.

Сердечно всех приглашаю увидеть красоту храма, который еще только-только строится, он станет украшением не только Красносельского района, но одним из самых красивых храмов нашего красивого города.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​