Беседы с батюшкой. Человек и Бог. Священник Алексий Дудин. 28 ноября 2024

28 ноября 2024 г.

Сегодня у нас в гостях священник Алексий Дудин, настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар. Тема сегодняшней беседы – «Человек и Бог». Также будем сегодня говорить о Рождественском посте.

Именно взаимоотношения человека и Бога определяют все наши желания и помыслы. Во время поста мы по-особому относимся к этой теме. Выстраиваются ли по-новому взаимоотношения человека и Бога во время поста?

Действительно, отношения человека и Бога – это, наверное, краеугольный камень, который определяет смысл нашей жизни и всю основную мотивацию поступков, которые мы совершаем. Прежде всего, отношения подразумевают двух действующих лиц. Если говорить об отношении Бога к человеку, то следует сказать, что эти отношения никогда не меняются. Бог всегда любит человека, Свое создание, и делает все возможное для того, чтобы человек в этой жизни получил как можно больше. А вот отношения человека к Богу бывают различными. Почему так происходит? Мы все знаем прекрасно: все, что существует в этой жизни, есть творение Божие. Без дара Божьего, без Его благодати человек не может прожить ни одного дня, ни часа, ни даже мгновения. Господь животворит человека, но при этом Он никогда не использует Свой дар для того, чтобы человека поработить и заставить действовать угодным Ему образом. Бог знает, что нам хорошо, и открывает это в Священном Писании. Однако человек может принять от Бога Его любовь, как и любую другую, только добровольно. Именно этого ждет от нас Бог, это Его основная цель. Он все дает нам таким образом, чтобы не поработить нас Своими дарами.

Часто в нашей жизни бывает так, что мы помогаем другому человеку и надеемся на благодарность с его стороны. Мы отдаем что-то нашим детям и ждем, что они вырастут и будут как минимум заботиться о нас, когда мы станем немощными. Мы всегда воспринимаем наши взаимоотношения как нечто такое, что должно развиваться по определенным законам и правилам. Если я делаю добро, то буду ждать, что мне тоже сделают добро; как минимум за это поблагодарят. Бог так не действует. Господь всегда изливает Свою любовь и Свое добро на всех. Господь ждет и призывает каждого человека, но не всякий откликается на этот призыв Божий.

Сегодня, вступив вместе с нашей Православной Церковью в Рождественский пост, хотелось бы вспомнить о главной миссии Бога в жизни человека. Святые отцы говорят, что Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом. Понятно, что человек становится богом не по существу, а по благодати. Господь дает человеку возможность двигаться в этом направлении, и это движение является главным смыслом нашей жизни. Мы, когда живем, развиваемся. Рождается младенец, начинает ходить, потом идет в школу, постигает науки. Все радуются, когда ребенок делает первые шаги, когда он хорошо учится. Радуются, когда человек освоил какую-то профессию, стал профессионалом своего дела и приносит пользу себе и людям, преуспевая в том или ином начинании. Так вот, Бог дал человеку возможность развиваться, если хотите, бесконечно. Этот призыв звучит в Священном Писании, Господь говорит нам: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть. Многие люди, когда слышат какую-то серьезную и непосильную задачу, опускают руки, говорят, что это невозможно. Как человек может быть таким же совершенным, как Бог? Как он может стать таким же любящим, прощающим, мудрым и рассудительным? Но Господь это говорит не в том плане, что Он, как требовательный Судья, будет нас потом за все спрашивать. Хотя спрашивать Он будет, мы знаем, что все будем проходить главный экзамен в нашей жизни, когда встретимся с Богом, это неизбежно. Однако пока человек живет на земле, он может бесконечно улучшать свои таланты и свою душу. Движение к совершенству и на земле не имеет границ. Если я захочу прочитать все книги, которые есть у нас в мире, то чисто физически не успею этого сделать, равно как и стать специалистом во всех сферах. Но Божия благодать заключается в том, что любящее сердце может стать на земле совершенным в Боге, и это основной смысл и задача прихода Бога на землю. Господь ждет, чтобы человек вновь вернулся к Нему как к своему любящему Отцу и стал достойным сыном Царства Небесного.

Это и есть сверхзадача нашего Рождественского поста, когда мы должны подумать, сосредоточиться и действовать наиболее эффективным образом, проходя этот пост. Если я ставлю перед собой какую-то задачу, пусть даже самую простую, физическую, например, улучшить свое здоровье, то иду в тренажерный зал и начинаю заниматься под чьим-то мудрым руководством. Мало таскать все железки подряд, я могу надорваться и причинить вред своему здоровью. Мне надо действовать особым образом, по определенной программе. Если я буду это делать, то преуспею в физической сфере. Если же я хочу, например, стать умным человеком, я должен читать книги. Но не все подряд, а только те, которые действительно исполнены мудрости, их написали умные люди. Если я хочу стать святым человеком, то должен подражать в своих делах святым. Отсюда возникает некая триада, тройственность действий во время поста. Ведь если Господь призывает нас к совершенству, то мы к нему должны идти как люди, состоящие из духа, души и тела. Для чего мы соблюдаем телесный пост? Для того, чтобы обуздать свои страсти. Для чего мы соблюдаем пост душевный? Для того, чтобы избежать развлечений, зачастую греховных, которые отвлекают нас от мыслей о Боге. Для чего мы соблюдаем пост духовный, молимся, читаем Священное Писание? Для того, чтобы наша душа соединилась с Богом, наш дух обожился и наполнился Божией благодатью.

Вопрос от телезрителя Ильи: «Мне попадаются матерные видео, но я не специально их открываю, просто смотрю смешное, и попадается мат. Является ли это грехом и нужно ли потом причащаться? При этом совесть не дает знака».

Замечательный вопрос, и я радуюсь за Вас. То, что Вы чувствуете, говорит о том, что у Вас живая душа. Действительно, человек должен в пост, готовясь к причастию, не только совершить необходимые молитвенные правила и воздержаться от определенного вида пищи, но также и говеть. Замечательное церковнославянское слово «говение» переводится, наверное, на наш русский язык как «подготовка». Причем усиленная, постоянная, длительная подготовка к тому, что человек сейчас должен встретиться с Богом. Если готовитесь к причастию, даже не только в постное время, будет очень полезно воздержаться от употребления любого видеоконтента. В этом отношении душа будет более спокойной. В Евангелии написано: если рука твоя тебя соблазняет, отсеки ее, а если око соблазняет, вырви его. Слава Богу, я не встречал людей, которые воспринимали бы эти слова буквально...

Здесь сказано, что человек, который видит соблазн в этих видеороликах, должен от этой сферы соблазна отойти. Отойди, говорится, от зла и сотвори благо. В это время лучше, наверное, не смотреть эти видеоролики в Интернете. Благо сейчас такое время сложилось, когда YouTube, по-моему, у нас в России работает без рекламы. Если у Вашей души есть потребность приобщиться к чему-то благому, Вы можете выбрать замечательную проповедь или какой-то духовный вопрос, на который тот или иной православный пастырь отвечает. Находитесь в зоне безопасности. Просто ограничьте себя, и это будет самый настоящий пост и настоящая подготовка к встрече с Богом.

Прекрасный ответ, но если продолжить тему взаимоотношений человека и Бога, меня интересует еще один вопрос. Мы довольно утилитарно обращаемся к Богу. Он нам нужен как защитник-милиционер или как врач, когда болеем. Можно сказать, что нам будто бы и не совсем знаком Бог как Бог. Может быть, постные усилия в этом смысле нам и помогут как бы увидеть Бога заново?

Вопрос понятен, и он действительно требует серьезного рассмотрения. Нет ничего страшного в том, что Бог сохраняет нас и дает нам жизнь и здоровье.  Никогда не нужно бояться обратиться за помощью к Богу. Ему приятно наше обращение, но неприятна неблагодарность, когда мы, обратившись к Богу и получив от Него помощь, исцеление и избавление, перестаем это ценить и помнить и Господа не благодарим. Здорово, замечательно, что нам Бог помогает, и мы Его об этом просим. У меня есть любящий Отец, Которому приятно, если я к Нему обращаюсь за помощью, вразумлением и поддержкой.

Господь говорит: просите и дастся вам. Но в Евангелии есть притча про десять прокаженных, из которых только один вернулся, чтобы Бога поблагодарить. А ведь именно благодарность Богу позволяет нам удержать благодать и дар, что нам дал Господь. Потому что человек начинает терять то, что не ценит, а для того, чтобы оценить дар Божий, нужно как минимум Его за это поблагодарить и не забывать о Его благодеянии.

Вопрос Елизаветы из Гомеля: «Как правильно соблюдать пост? Я человек пожилой, часто болею, у меня хронический гастрит, панкреатит, сижу на диете. Есть ли какие-то послабления?»

Пост христианин должен соблюдать в трех направлениях: телесном, душевном и духовном. Даже самый больной человек, прикованный к кровати, всегда может соблюдать пост в душевном и духовном направлениях. Он может молиться, а если чувствует, что ему тяжело даются длинные молитвы, может читать Иисусову молитву. Четки Вам в помощь, можете их все время перебирать, читать десять Иисусовых молитв, а на одиннадцатый раз «Богородице Дево, радуйся». Это замечательная православная традиция, позволяющая держать себя в молитвенном богообщении. Вы можете воздержаться от того, чтобы смотреть всякие ток-шоу, которые развивают в нас только осуждение. Нам кажется, что мы должны это послушать, что-то узнать. Вместо того чтобы в пост спокойно помолиться и прийти в себя, начинаем эмоционально к чему-то подключаться, гневаться, осуждать...

Что касается поста телесного, Вы, конечно, согласуйте его с врачом. Ко мне подходили люди и говорили: «Батюшка, мне нельзя не есть мясо, но я в пост не буду есть конфеты или шоколад, хотя очень это люблю». Или говорят: не будут пить кофе, к которому привык. Вполне возможно соблюсти телесный пост без ущерба своему здоровью. Подумайте, каким образом Вы, Господа ради, немножко себя ограничите, чтобы Ваше тело почувствовало, что находится в постном режиме. Пост очень редко наносит вред здоровью человека. Многие умирали от обжорства, но я не слышал, чтобы кто-то умер от поста. Еще раз говорю, если есть какие-то рекомендации врача, соблюдите их в этом, но восполните пост в каких-то других сферах, и будет польза.

Есть важный момент. Когда я еще был студентом светского вуза, как-то увидел одну рабу Божию, которая в Великий пост с радостью открыла банку сметаны в трапезной храма и начала с удовольствием ее уплетать. Вы, наверное, знаете, что такое вечно голодный студент. Я старался ее не осуждать, но у меня не получалось. Она, увидев мой взгляд, сказала, что ей благословили есть сметану в пост. Говорит, желудок больной. Но даже если благословили в пост какое-то пищевое послабление, во-первых, употребляйте эту пищу так, чтобы не соблазнять других, а во-вторых, потом полезно помолиться: «Господи, прости меня, я по своей телесной немощи нарушила физический пост. Прости меня, не осуди, помоги мне все равно духовно быть с Тобой, несмотря на то что я вынуждена была по состоянию своего здоровья нарушить рекомендацию Матери-Церкви, которую она дает относительно постной пищи».

Во время исповеди, во время поста, батюшка все время спрашивает: «А пост соблюдаешь?» Он всем задает этот вопрос. Есть люди, у которых, как у Елизаветы, плохо со здоровьем, и они нарушают пост. Батюшка спрашивает, сестра отвечает, что нарушает, и получает за это отповедь. Как быть во время исповеди таким, как Елизавета? Нужно ли говорить о том, что нарушаешь пост, или в данном случае это не всегда обязательно?

Если у человека есть возможность исповедоваться своему духовнику или тому батюшке, который дал благословение на послабление, тогда, наверное, не нужно каждый раз говорить об этом на исповеди. Если батюшка напрямую задает вопрос, строго ли вы соблюдаете пост в пище, тут надо сказать: простите, я действительно не соблюдаю, у меня есть на это благословение, но я виноват, что по своей немощи нарушаю пост. Здесь еще нужно помнить другую крайность, потому что мы все знаем, что сейчас много немощных, плохая экология, здоровья нет ни у кого. Когда человека наполняют такие мысли, он иногда начинает обесценивать значение телесного поста. Этого делать категорически нельзя, потому что телесный пост действительно мобилизует человека. Он помогает ему научиться соблюдать границы послушания по отношению к Богу. Как мы научимся соблюдать такие серьезные заповеди: не осуждай, не пожелай ничего чужого, не гневайся, не прелюбодействуй? Если ты в малом не научишься соблюдать физический пост, то как будешь соблюдать пост душевный и духовный? Это вопрос, который современному человеку нужно себе задавать. И если есть физическая возможность, пост нужно соблюдать.

Все поблажки, которые делает себе современный человек, очень сильно его расхолаживают, и от малого попущения зачастую вырастает великое нерадение. В этом есть определенное лукавство. Если у человека есть объективные причины ослабить пост, то он должен делать это по благословению своего духовника. Если таких причин нет, то он должен соблюдать пост… Чтобы сохранить вещество, нужно, чтобы была форма, в которой это вещество содержится. Вот и у нас есть форма богослужения, которое преисполнено духовных реалий, но они заключены в определенные обряды и символы, и эта форма помогает человеку сосредоточиться и приобщиться к тому, что дает Церковь. Точно так же и физический пост помогает человеку приобщиться к послушанию Богу и к исполнению заповедей, потому что гораздо проще соблюдать физический пост, чем соблюдать заповеди, связанные с душевной и духовной сферой.

Я задам следующий вопрос именно Вам как руководителю нескольких реабилитационных центров, где Вы со своими специалистами помогаете людям преодолеть некие страдания, страсти. Я однажды беседовал с человеком, который решил ограничить себя в потреблении алкоголя во время поста. Он каждое утро начинал со стакана водки и принял решение ограничить себя в этом деле, хоть и не мог, как алкоголик, бросить совсем. Священник, с которым я разговаривал, сказал, что отказ алкоголика от выпивки может быть большей аскезой, чем жизнь на сухарях для воцерковленного человека.

Действительно, для человека зависимого отказ от психоактивных веществ является великой аскезой и подвигом. Но здесь у человека должна быть четкая граница, что он не имеет права и не должен употреблять эти психоактивные вещества совсем. Если алкоголик пил по стакану водки с утра, а стал пить по полстакана, он не перестает быть алкоголиком, не начинает выздоравливать. Чтобы человек действительно от этого избавился, он должен четко научиться соблюдать границы поста. Пост для него будет распространяться на вещества, от которых он зависим. В этом отношении его пост должен стать абсолютным, ему нельзя употреблять ни одного грамма, чтобы вырваться из этой зависимости.

Для чего пост нужен человеку? Чтобы научиться работать над собой и победить в себе какие-то страсти. Сам по себе пост не избавит человека от страсти винопития или наркомании. Это тонкий инструмент, который недостаточно силен для этого. Пост инструмент, который помогает человеку более тонко настроить его путь движения к Богу. Если же человек находится в состоянии зависимости, то ему прежде всего нужно решить проблему зависимости, потому что она на телесном уровне. Зависимость – это смертельное прогрессирующее заболевание, которое само по себе не рассосется, и никакими обетами, клятвами и даже исповедью оно не удалится, если человек не научится работать со своей тягой. Это очень серьезная работа. Недаром человек, который хочет от этого избавиться, должен выйти из того общества, где он грешил, прийти в реабилитационный центр и там решить свою главную проблему. Только после этого он должен возвращаться к Богу, воцерковляться и работать над своей душой, приобретая со временем и опыт православного поста.

Для человека зависимого работают немного другие алгоритмы, механизмы и нормы. Ему всегда нужна грамотная, разумная поддержка. Если вы или ваши близкие оказались в этой беде, пожалуйста, обратитесь за помощью. У нас в стране есть огромное количество православных центров. Если хотите обратиться в наш, это можно сделать. Телефон: 8-931-360-20-22. Мы постараемся помочь. А после того, как человек вернется к трезвой жизни, он уже дальше может продолжать свой путь духовного развития. Если же не вернется к трезвой жизни, то, как сказано в Священном Писании, ни блудники, ни пьяницы Царство Божие не наследуют.

Появилась новая социальная реклама, и мне там очень понравилась фраза: «Крепкая дружба с алкоголем делает человека слабым». Хочу также задать вопрос, который часто возникает у людей. Почему православные люди, готовясь к празднику, соблюдают Рождественский пост почти как Великий, целых 40 дней? Зачем нужен столь долгий пост перед таким праздником?

Во-первых, Рождественский пост не такой строгий, как Великий, по своему уставу. Во-вторых, разве Рождество Христово это малозначимое событие? Когда мы готовимся к земному празднику или к встрече почетного гостя, то обычно проводим дома генеральную уборку, за много дней думаем, что будем покупать на стол, как будем встречать гостя. Точно так же человек должен готовиться к встрече Христа здесь, на земле.

Вопрос от Ольги из Астраханской области: «Если у нас тема «Бог и человек», то, может быть, уже надо ставить Бога в центр всего нашего существования? Я говорю в том числе про версию Дарвина… Есть также совершенно неприемлемая теория взрыва. Все эти теории какой-то фиговый листочек. Бог впереди. Бог во всем. Он должен быть в центре. Может быть, стоит уже хоть как-то говорить об этом в школе? Потому что вся наша человеческая гордыня ерунда. Никакая обезьяна не создаст Солнца. Хочется воздавать хвалу Богу…»

Действительно, можно привести в пример такой каламбур. Говорят, что труд сделал из обезьяны человека, а я говорю: если не молиться, рискуешь в обезьяну превратиться. Существующие теории никогда не дадут полноты познания этого мира, он настолько велик, прекрасен и мудр и так совершенно устроен, что представить его возникшим случайно, в результате каких-то процессов или взрывов, очень тяжело. Единственное, если человек сердцем не готов принять Бога, он всегда будет от Него прятаться, как пытался скрыться от голоса Божия согрешивший Адам. Когда человек грешит, он пытается скрыться от святыни, ему трудно идти в церковь, стыдно, трудно говорить о святых, сложно читать Священное Писание. Так устроен грех: он отгораживает нас от Бога стеной вот этого стыда, нашего несовершенства, с которым мы не хотим справиться. Можно только помолиться за людей, которые не хотят принять Бога.

Помните, как сказал пророк Давид? Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Безумный сказал в своем сердце, что Бога нет. Это, конечно, определенное безумие. Люди порой обвиняют верующих в безумной вере, мол, как можно верить в Бога, если вы Его никогда не видели? Знаете, те, кто верит в какой-то общий взрыв или в неожиданную эволюцию, когда из ничего вдруг возникает что-то бесконечно сложное, это гораздо более верующие люди, потому что они верят фактически в ноль, ни во что, а мы верим во Всемогущего, доброго, любящего и Всесильного Отца, общение с Которым имеем. И, общаясь с Ним, видим реальное подтверждение Его бытия и Его отношения к нам.

Поэтому надо молиться за таких людей, ждать, что они тоже обратятся к Богу. Ни в коем случае не надо их поучать или спорить с ними, пытаться что-то с пеной у рта доказать, это все бесполезно. Наша вера прежде всего показывается личным примером. Если мы сокрушим в себе гордыню и действительно станем настоящими христианами, то одно пребывание рядом с нами для тех людей, которые еще Бога не знают, станет откровением и лучшей проповедью.

Батюшка, Вы буквально пять дней назад вернулись из поездки к «ленточке», где много общались с очень разными людьми. В том числе как священник Вы видите людей и верующих, и неверующих. Насколько верна фраза, что на войне неверующих не бывает?

Действительно, на войне неверующих нет. Приведу пример, с которым я недавно столкнулся. Отец Владимир, мой хороший друг, капеллан, духовник горловской бригады, которая сейчас вошла в состав наших войск Министерства обороны, рассказывал про записочки, которые пишут воины. Понятно, что наши православные воины пишут в нашей традиции. Мусульмане тоже начинают писать эти записочки, указывают имена своих родных и близких, тех, кто воюет. В последней записке были также имена, а потом написано: «И за всех узбеков». На войне близость к смерти очень сильно отрезвляет человека. Она дает ему возможность думать о Боге, о встрече с Ним и позволяет полностью прочувствовать это в своей жизни. Такое отрезвление, эта мысль, эта близость к Богу, очень многим преображает жизнь. «Чем ночь темней, тем ярче звезды; чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Если мы размышляем о смерти, это может помочь нам во время поста быть более трезвыми людьми?

Да, только дело в том, что для современного человека размышление о смерти звучит пугающе. Поэтому давайте мы во время поста попробуем поразмышлять о вечной жизни или о нашей встрече с Богом, которая неизбежно произойдет. Она может стать для человека радостной, а может удручающей, для того, кто к этой встрече был не готов и не хотел ее. Поэтому есть сейчас благое время, чтобы потренироваться. Мы все знаем слова: «Христос рождается, славите». Давайте в нашей жизни будем ждать рождающегося, приходящего в мир Христа и будем прославлять Его своей жизнью и своими поступками. Это будет, наверное, самым главным и радостным лейтмотивом Рождественского поста, потому что, в отличие от поста Великого, это все-таки пост радости, встречи Бога с человеком, которую много лет ждали и предсказывали пророки, которой радуются все праведники и которая, в общем-то, должна стать и радостью в нашем доме. Давайте вспоминать об этой радости и рассказывать о ней нашим детям.

Отец Алексий, благословите наших зрителей.

Господи, благослови нас всех встретить Тебя в добром здравии, трезвении и любви.

Ведущий Глеб Ильинский

Записал Федор Поплавский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X