Беседы с батюшкой. Борьба с грехом. Протоиерей Михаил Зазвонов 30 января 2023

30 января 2023 г.

Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, протоиерей Михаил Зазвонов.

– Тема сегодняшнего разговора: есть ли смысл бороться с грехом. Батюшка, всегда ли человек должен бороться с грехом?

– Конечно. Ведь для этого и пришел Христос. Проповедь и Иоанна Предтечи, и Господа звучала так: покайтесь (то есть изменитесь), ибо приблизилось Царствие Божие. Этот призыв ведь был не только для людей того времени, но и для всех нас. Мы каждый день должны говорить себе: изменись, ибо приблизилось Царствие Божие. Это однозначно.

– Какие есть методы борьбы с грехом и страстями?

– Начнем с того, что духовная жизнь – это большая наука. Церковь очень серьезно относится к духовной жизни, поэтому в ней есть пастырь и пасомые, есть Врач, есть больной, есть духовник и тот человек, которому духовник, с учетом всех необходимых средств, помогает справиться с теми или иными грехами. Ведь грех – это как болезнь, его надо выкорчевывать из организма. Это такая проказа, которая поражает нас и заставляет быть рабами греха. Это зависимое мышление, оно и психологическое, и телесное, и духовное.

Поэтому есть целая система определенных знаний, умений для борьбы с грехом. Эти знания нам дают святые отцы, которые записали свой опыт, как они боролись с грехом и как у них получалось или не получалось с ним бороться. Методов очень много, они изложены в Священном Писании Нового Завета. Господь говорил в Нагорной проповеди, как надо бороться с грехом. Апостолы, которые на эту тему очень много общались с Господом, в своих посланиях очень много внимания уделяют борьбе с грехом и передают нам определенную методику (совсем простую, но очень существенную), как лучше побороть ту или иную напасть, проказу, искушение или страсть.

– Вопрос телезрительницы: «Я размышляла о том, почему человек приучается с детства врать, и у меня возникла мысль: это потому, что покаяние непривлекательно. Родители не приучают ребенка к тому, что покаяние – это лучший путь. Ведь когда ребенок скажет правду, ты его уже не поругаешь, не накажешь, а скажешь: ˮБог проститˮ. Например, у нас в семье так принято, и у меня есть переживание, что ребенок начнет пользоваться этим, будет думать, что если он сделает что-то плохое, то сразу попросит прощения, а мама скажет: ˮБог простит.ˮ И наказывать не будет. У меня вопрос: правильно ли я действую по отношению к детям? Или, может быть, стоит объяснять, что ребенок сделал не так? Или это уже получится дважды наказание за один проступок? Я слышала, один батюшка сказал, что дважды за одно и то же не наказывают и, если человек покаялся, уже не надо ему ничего высказывать».

– Если человек сказал: «Прости меня», это еще не значит, что он покаялся. Покаяние – это изменение, то есть что-то такое произошло в человеке, что он изменился.

Как делают священники? Когда человек приходит на исповедь, священник должен увидеть, действительно ли человек понимает свой грех. То есть первое: у человека должно быть видение греха. Но это еще не значит, что он раскается и изменится. Второе: священник должен видеть, что человек раскаивается, понимает, что зря так поступил. И третье: у человека должно быть намерение исправить свою жизнь.

Простить ребенка, как это делаете Вы, можно лишь тогда, когда Вы видите в его глазах намерение, что он больше так не поступит. Если ребенок говорит: «Мама, прости, я даже не знаю, как это получилось. Я никогда так больше делать не буду» и Вы видите искренность, видите, что сам поступок уже является наказанием для ребенка, тогда, думаю, можно сказать: «Бог простит». Если же ребенок просто говорит: «Прости, я больше так не буду», но Вы видите, что это просто слова и за ними нет покаяния, надо сказать: «Бог простит, но ты же понимаешь, что надо пообещать, что ты будешь предпринимать все возможные силы, чтобы это больше не повторилось в будущем. И, так как ты виноват, ты должен понести какое-то наказание».

Какое это может быть наказание? Здесь надо учитывать психику ребенка, понимать, что ему близко. Может быть, сегодня он останется без сладкого или не посмотрит любимый мультик. Может быть, вы скажете ему прочитать покаянную молитву пять раз. Или пусть он сделает какое-то доброе дело. Все это на усмотрение родителей. Но в любом случае родители должны очень внимательно относиться к этому вопросу. И знать, что наказывать, если вы ошиблись, преступно. Потому что ребенок никогда не прощает, если его наказали ни за что. Это очень опасно. Когда что-то случается, надо в этом пытаться разобраться.

Можно откладывать наказание. Раньше, например, пороли по пятницам. Почему? Во-первых, чтобы было время разобраться, а у ребенка – время подумать. И к пятнице уже нет такого эмоционального накала. Когда ребенок напроказничал, хочется сразу наказать, и рука в этот момент будет очень тяжелая. А до пятницы родитель уже ребенка простит, и наказание будет символическим. И ребенку хорошо, и вы уже более-менее спокойны.

Сейчас, слава Богу, телесные наказания уже никто не практикует, потому что сейчас абстрактного мышления у детей достаточно для того, чтобы с ними поговорить и найти другие методы. Но все равно влияние должно быть существенное. И нужно узнать, действительно ли ребенок планирует меняться. Это очень важный момент.

– Если ребенок согрешил, уже не совершает этого действия, но постоянно придумывает что-то новое (и с каждым разом все хуже и хуже), что делать?

– Надо увидеть тенденцию. Если это схоже с одним и тем же грехом, только в разных проявлениях, значит, у ребенка формируется страсть. Следовательно, нужно почитать у святых отцов об этой страсти, какие у нее проявления, на что обращать внимание. Потому что очень важно знать врага в лицо. И поговорить с ребенком: «Видишь, какая нехорошая тенденция? Надо с этим что-то делать». Нужно, чтобы ребенок понимал, в какой опасности он находится. И обязательно сказать ему, что вы будете за ним следить и стараться препятствовать тому, чтобы он заболел этой страстью. То есть ребенок должен понимать, что он в опасности.

– Что делать, если ведешь активную церковную жизнь, но все равно не можешь победить свои страсти?

– Значит, не совсем она активная, если не можешь победить свои страсти. Я думаю, Вы хотели сказать, что все равно грешишь, а это совсем другое дело. Грешить мы будем до гробовой доски. Увы, нет человека, который не согрешал бы. И святые отцы тоже грешили до гробовой доски, вопрос только в том, какие это были грехи, как они проявлялись и как отцы с ними боролись. Прав тот, кто это понимает и борется с этим. Вот что важно.

Апостол Павел говорил: Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Это ключевые слова, которые будут преследовать нас всю жизнь.

Благочестивый человек, который ведет активную церковную жизнь, также будет подвержен греху, но он будет меняться, и грехи, в которые он впадает, будут его вразумлять, он будет смиряться в них и искать новые пути борьбы. Это самый главный процесс.

– Насколько вообще для человека возможны изменения?

– Если изменений нет, тогда что-то с человеком происходит не так. Всегда есть изменения. Если человек осознает свои грехи и пытается измениться, он уже меняется. Да, он, может быть, впадает в эти же грехи, но если он старается, то становится более опытным, и искушения у него уже будут серьезнее. Человек научается терпению, научается настоящей духовной жизни, уповает на Господа, смиряется, потому что видит свою слабость. Видение своей слабости делает человека сильнее, потому что он понимает, что без благодати Божией он вообще ничего не может. Это, кстати, ключевое в нашем спасении. Разве может православный христианин думать, что это он себя спасает? Спасает только Бог, Он дает благодать. А мы можем только грешить, у нас больше ничего не получается. Грех нас смиряет, мы еще больше обращаемся к Богу, получаем от Него благодать и стремимся, благодаря этой благодати, сделаться более терпеливыми, смиренномудрыми, целомудренными. Мы снова и снова просим у Бога благодати, потому что только она нас спасает, других возможностей спасения нет.

– Как не унывать от того, что постоянно падаешь и не можешь победить свой грех?

– Уныние – самое последнее дело. Унывать вообще нельзя. Если есть хоть одна тенденция к унынию, значит, ты не в ту сторону идешь, значит, надо очистить голову, срочно идти на исповедь, готовиться к причастию. Надо что угодно делать, только не унывать. Уныние – самое последнее, что может быть. До уныния никогда нельзя доводить. Потому что это совершенно неадекватно.

Например, у вас есть проблема: вы не можете справиться с грехом. Проблему оставляем или будем решать? Как адекватный, нормальный человек будет реагировать, если есть проблема? Решать. А если мы позволим себе унывать, то не сможем ее решить. Когда человек унывает, он реально теряет не только свои душевные и духовные, но и физические силы. В нем перестает действовать благодать Божия, потому что в унынии человек отказывается уповать на Бога. Он блокирует действие благодати, то есть помощь Божию в борьбе с грехом, и это уже страшно.

Человек психологически сдается, и от этого у него даже возникает тошнота, депрессия. Он реально разваливается и заболевает, и его надо спасать. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах человек не должен мысленно склоняться к унынию. Такое состояние очень опасно, и выкарабкаться из него удается далеко не всем. К сожалению, это часто приводит человека в психиатрическую лечебницу.

– Вопрос от телезрительницы: «Я читала духовные наставления Василия Великого о том, как следует жить христианину, и не очень поняла смысл одной фразы: “Следует не любопытствовать о жизни людей беспечных, но соревновать только жизни святых отцов”. Объясните, пожалуйста, что значит “соревновать жизни святых отцов”. Может быть, здесь слово «соревновать» происходит от слова “ревностно”?»

– Да, Вы все правильно понимаете. Здесь имеется в виду – проявлять ревность к изучению жизни святых отцов, к подражанию святым отцам. То есть где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Ведь если смотреть только на людей беспечных, то ты сам станешь беспечным. И если ты смотришь на золотого тельца, то о духовной жизни уже помышлять не будешь. А если ты смотришь на жизнь духоносных отцов, то ты хочешь им подражать, мотивируешь в себе желание им подражать.

Именно об этом и идет речь в цитате Василия Великого. И это действительно нам нужно. С преподобным преподобен будеши… и со строптивым развратишися. В этом отношении очень интересны нам слова из первого псалма Давидова: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Эти слова должны стать для нас предостережением.

– Батюшка, а что делать, если ты устал от борьбы и у тебя пропало всякое желание меняться? Как возобновить свое стремление к праведности?

– Неужто Вы действительно думаете, что это у Вас вдруг появилось желание меняться? Это действие благодати Божией, которая дается нам даром, и мы вдруг начинаем меняться. Господь просто дает нам отдышаться и показывает, какой должна быть наша жизнь. Когда нам дается благодать Божия, Господь все делает за нас, чтобы показать нам этот идеал. Но Господь не может прожить за нас нашу жизнь, это неправильно.

Мы свободные люди, поэтому Господь потихонечку отдаляет нас от Своей благодати, и мы уже должны действовать сами. Но через некоторое время это желание пропадает у нас, и это совершенно нормально. Поэтому, как только у нас появляется желание спасаться, нужно изо всех сил работать в этом направлении и понимать, что это дар Божий, что это действует Господь, а не мы, что это Он нас спасает, и нужно благодарить Его за это. Нужно помнить, что скоро это закончится и мы будем сами, со своими немощными силами идти в этом направлении. Господь будет помогать нам, если мы станем продвигаться в этом направлении. Он обязательно пошлет нам еще большую благодать.

Вот такими урывками мы и живем, и это совершенно естественное наше состояние. Нам не нужно унывать, нужно понимать: «Господь дает возможность проявить себя в этом направлении. Но я немощен, я ничего не могу сам, поэтому прошу Тебя, пошли мне Свою благодать». То есть всегда нужно молиться и испрашивать благодати: «Пошли мне терпения, помоги мне донести мой крест до конца, дай не сломаться, не потерять веру». И нам нужно понимать, что период, когда мы выражаем свое доверие к Богу, самый ответственный.

Апостол Иаков в 1-й главе своего Послания говорит: с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Вот для чего нам нужны испытания. А если жить как у Христа за пазухой, то на Страшном Суде мы скажем: «Что я сделал? Не знаю. За меня все делал Господь. А я, получается, ничего и не сделал».

Когда Господь немножко отдаляет от нас благодать, мы оказываемся в нашей немощи. Это и есть наша природа. И мы должны понимать, что мы немощны и ни на что не способны. Если мы это поймем, то нам только и останется сказать: «Господи, я понимаю, что без Тебя ничего не могу», – и это усилит нашу веру и поможет нам понять наше состояние в этом мире.

Мы станем внимательными ко всему, будем больше уповать на Господа, больше молиться и просить: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Вот тогда мы и будем обретать мудрость, терпение, смирение, которые необходимы для действия в нас благодати. А Господь будет видеть, что мы на правильном пути, и снова дарует нам благодать, которая сподвигнет нас захотеть перейти на новый уровень. И мы задышим полной грудью и, окрыленные, помчимся вперед.

Но здесь нам тоже нужно понимать, что это не наше, что это дар Божий, и со смирением благодарить Господа: «Благодарю тебя, что Ты меня не оставляешь, что Ты всегда рядом, Ты ведешь меня по этому пути. Не бросай меня, дай мне силы донести мой крест до конца и не посрамиться».

Наше движение в Царство Божие – очень важный процесс. В такие моменты нам нужно помнить слова Господа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Но Господь пошел на Голгофу, поэтому и в нашей жизни обязательно будет Голгофа, иначе мы пройдем мимо воскресения, мимо Царства Небесного, и все будет напрасно.

– Батюшка, Священное Писание говорит, что нам нужно совлечь, снять грех, как ветхую одежду. В этой метафоре есть какая-то легкость, и за ней как будто бы не стоит борьба. Значит ли это, что раньше людям было намного проще оставлять свои грехи?

– Да, метафора хорошая, дерзкая, словно нашу одежду вдруг облили чем-то опасным и мы начинаем резко ее снимать. Совлечь – это как бы резко снять. Когда ты понял, что находишься в грехе, много думать не надо. Нужно действовать – выковыривать все это, потому что это опасно. Любое промедление смерти подобно. То есть мы должны относиться к греху так: если вдруг согрешили – бегом на исповедь к духовнику, говорить с ним о том, что нужно делать, чтобы впредь такого не случалось.

Что же касается второй части Вашего вопроса – было ли раньше легко, я думаю, что, читая Священное Писание, каждый может найти для себя ответ на этот вопрос. Апостолы Павел, Петр, Иаков, Иоанн, увы, были вынуждены писать свои послания с одной лишь целью – предостеречь вновь образующиеся общины от разногласий, распрей и тому подобного. Апостол Иоанн Богослов вообще пишет мирянам, чтобы они передали его Послание Церкви, потому что он не уверен, что нужно писать главе Церкви, ведь тот высокомерен и не признает его авторитета.

О чем это говорит? О том, что враг не дремлет, что он так же искушал людей в то время, как искушает нас сейчас. Враг искушал и христиан, и язычников, которые все время стремились к прошлой жизни, ко всем своим языческим шествиям, праздникам, оргиям и так далее. И поэтому апостолы пишут, что все это нужно прекращать, что срамно даже говорить об этом.

Читая обо всех этих грехах, мы ужасаемся и думаем: неужели тогда все это было? К сожалению, это было и среди христиан. Помните, какое огромное количество ересей сформировалось тогда среди различных христиан? Апостолы сначала называли эти ереси фарисейскими ересями иудействующих, которые неправильно понимали жертву Христову и все сводили только к слепому исполнению Моисеева закона.

Были философы и среди язычников, неправильно преподававшие учение о спасении и говорившие, что Христос – Учитель, но Он всего лишь некое творение Бога, некий высший Пророк и тому подобное. На это апостол Иоанн Богослов в своем Послании ответил: «Если вы не верите во Христа, в то, что Он действительно Сын Божий, пришедший во плоти, что Он стал Человеком для нашего спасения, то вы антихристы». Все это говорит о том, что люди во все времена одинаковые. О времена, о нравы!

– Батюшка, а что нужно делать, чтобы смягчить свое падение?

– Прежде всего апостол советует нам молиться так: просите, и дано будет вам. А если вы просите, но просимое вам не дается, значит, вы не о том молитесь. Это очень важно, ведь молитва – это беседа с Богом. В молитвах, которые оставил нам Господь, оставили апостолы, есть очень важные слова: да будет воля Твоя. То есть нам нужно уповать на то, чтобы все было по воле Божией.

Если же мы не присоединяем эти слова к молитве, надеемся на свои силы, Господь не будет нам препятствовать: «Хочешь – пробуй сам». Он будет стоять рядом и ждать, пока мы не разобьем себе нос и не скажем: «Я больше не могу. Господи, помоги мне!» То есть очень важно правильно обращаться к Богу – не с каким-то лицемерием или корыстными намерениями, а со смирением и пониманием, что все в нашей жизни происходит по воле Божией.

Если же что-то кажется нам неправильным, вполне возможно, что для чего-то это очень нужно в нашей жизни. Ведь не зря апостол Иаков сказал: с великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение. Но если мы не будем впадать в искушения, как же мы научимся терпению? Именно терпение делает нас совершенными и открывает для нас Царство Божие. Нам нужно это понимать.

– А как правильно относиться к совершённому греху?

– Ну, Вы уже приводили хорошую метафору о том, что, совершив грех, нам нужно снять его, как ветхую одежду, содрать с себя, выкорчевать безо всякого сожаления. То есть нужно сразу же бежать на исповедь и не просто каяться в этом грехе, но и вознамериться не повторять его. Только так мы можем оградить себя от действия этого греха.

Грех, как вирус, поселяется в нас, пускает свои корни, и если его не выкорчевать, как только он начнет появляться, то засилье вирусов с каждой минутой будет все увеличиваться, наш организм может не справиться с ним, и грех начнет расти в нас. Конечно, заболевать простудой мы можем несколько раз в году, но это не значит, что простуду не нужно лечить. Все нужно делать вовремя.

– А еще должна быть профилактика болезни.

– Конечно. В данном случае профилактика – это наша духовная жизнь, в которой, несомненно, велика роль Святого Причащения. Православный христианин должен причащаться регулярно, не реже, чем раз в месяц, но лучше чаще.

– А есть ли баланс между плачем о грехе и спокойствием? И как понять, что я придаю своим грехам больше внимания, чем следует?

– Понимаю, о чем идет речь. Вы имеете в виду, что если много думать о грехе, то можно впасть в депрессию и вообще потерять радость. У взрослых и детей бывает состояние, называющееся дисбиозом, когда по какой-то причине происходит дисбаланс нормальной микрофлоры организма, приводящий к возникновению различных заболеваний из-за ослабления иммунитета и других осложнений.

Существует два вида лечения дисбиоза. В основном он лечится антибиотиками, но есть еще и метод его лечения посредством введения в организм полезной микрофлоры, которая, распространяясь, подавляет размножение патогенных микроорганизмов, вызывающих различные заболевания.

И в борьбе с грехом есть два подхода. Первый – это жить по закону, бояться Бога как Праведного Судию, Который непременно накажет за то, что мы согрешили. Этот метод действительно помогает нам уберечься от греха. Но апостолы говорят, что все же жить нужно по благодати, нужно стремиться к любви, и этот путь к любви – это путь радости, когда мы не грешим не из-за того, что боимся наказания, а просто понимаем, что грех отделяет нас от любви, отнимает у нас благодать и мы перестаем чувствовать Бога.

Мы боимся того, что перестанем общаться с Богом, нарушим свой внутренний мир, и мне кажется, что это лучшая мотивация к тому, чтобы не грешить. А представлять себе кару небесную, адские мучения и тому подобное – это как раз не очень эффективно, потому что мы можем привыкнуть к любым мыслям об адских мучениях.

Ощущение же благодати мы не забудем никогда. Думаю, что каждый православный христианин много раз чувствовал легкость, которая дается благодатью, с которой все у него получалось. Он много горячо молился, и спать ему совсем не хотелось, только хотелось, чтобы это никогда не заканчивалось, и это и был Божий дар. Мне кажется, что потеря этого Божия дара намного страшнее адских мук.

Борьба с грехом должна вестись со спокойным сердцем. Радость и мир всегда должны быть в нас. Если же этого нет, нужно задаться вопросом, что мы делаем не так, и поговорить об этом с духовником. Скорее всего, в нас есть гордость, потому что именно гордость лишает человека радости и мира, и тогда уже ничто не удержит его от греха. Вот этого состояния и нужно бояться.

– Вопрос от Веры: «Батюшка, как бороться с зависимостью алкоголизма? Ничего не помогает. Что делать?»

– Здесь мы видим действительно серьезную страсть. Вопрос – больна ли алкоголизмом сама Вера или кто-то из ее близких? Первый этап борьбы с алкоголизмом – это его признание. Существуют группы анонимных алкоголиков. Там каждый говорит о себе: «Я алкоголик». А вообще больному алкоголизмом очень тяжело произнести эти слова.

Признание того, что у тебя есть проблема, – это уже половина ее решения. Ведь большинство алкоголиков говорит: «Я не алкоголик. Я, конечно, могу выпить, но я никакой не алкоголик». У него уже руки трясутся, нос синий, он из запоев почти не выходит, но все равно твердит: «Когда я захочу, я сразу же прекращу пить». То есть это очень важный момент – признание своей проблемы.

Второй момент. Чем сильнее страсть овладела человеком, тем больше усилий нужно предпринимать для борьбы с ней. Здесь необходимо участие всех людей, окружающих страдающего алкоголизмом человека. Если в семье есть алкоголик, все остальные члены семьи, к сожалению, называются созависимыми, то есть у них уже есть психологическая зависимость от этого, и они тоже больны, им тоже нужно лечиться, создавать другую, нормальную атмосферу.

Если эту проблему не решать, сам человек измениться не сможет. Нужно менять весь социум, который его окружает, поэтому это серьезная проблема всей семьи: пьющему человеку нужно лечиться от зависимости, а всем остальным членам семьей – от созависимости.

Безусловно, нужно стараться молиться, регулярно причащаться. Нужно найти специалиста по проблемам зависимости и созависимости, нужно окунуться в решение этой проблемы, учиться, как можно от нее избавиться, а потом уже должна быть для всех реабилитация.

Нужно понимать опасность этой проблемы и всеми силами идти к ее решению. Процесс этот долгий, и результат будет зависеть от степени его организованности. Если у всех членов семьи есть это понимание, то результат, как правило, бывает хорошим. Помоги Господи!

– Вопрос от телезрителя: «Достаточно ли бывает исповеди? Или нужно просить прощения у человека, которого я обидел? Я поисповедовался, но попросить прощения у человека нет никакой возможности».

Четвертый фактор прощения грехов – это примирение с ближним. Если человек не примирился с ближним, о каком прощении можно говорить? На что надеется человек, которого не простил его ближний? В Священном Писании говорится, что перед тем как принести дар к алтарю, нужно пойти и примириться с ближним: оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. То есть это очень важный фактор, который нельзя не учитывать.

Второй момент в этом вопросе: что значит – нет возможности примириться? То есть нет этого человека или, может быть, он не отвечает на звонки? В таком случае нужно со своей стороны сделать все, что можно, а там уж как получится.

– И если человек не простил, это уже его проблема?

– Да, это уже его проблема. Но человек, задавший этот вопрос, со своей стороны должен сделать максимально все. В такой ситуации главное – не унывать и стараться быть мудрым, найти мудрые слова. Если просто сказать: «Прости меня», – человек воспримет это как какую-то слабость. Здесь нужно найти какие-то другие слова, потому что иначе можно спровоцировать неправильное поведение в будущем.

Возможно, нужно сказать так: «Дорогой, мы с тобой поссорились. Наверное, в этой ситуации мы оба виноваты, кто-то больше, кто-то меньше. Прости меня, я не хотел тебя обидеть. Я хочу, чтобы все у нас было хорошо. Зачем нам ссориться? Давай жить в мире». Очень важно, чтобы состоялось примирение, поэтому от формулировки будет многое зависеть. Здесь, безусловно, нужно проявить спокойную мудрость и намерение сделать так, чтобы все было хорошо. Помоги Господи!

– Батюшка, давайте подытожим сегодняшний наш эфир, и прошу Вас дать пожелание нашим дорогим телезрителям.

– Начиная день, нужно всегда вспоминать призыв Иоанна Предтечи: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Оно действительно приближается с каждым днем, и мы не знаем, доживем ли мы до вечера. Поэтому нам нужно меняться, и начинать это нужно не с понедельника, а с сегодняшнего дня.

Нужно понимать, что борьба с грехом требует терпения и радости, потому что этим Господь предоставляет нам возможность послужить Ему, донести до конца свой крест. И, конечно же, нужно участвовать в церковных таинствах и смотреть на святых отцов, которые своей жизнью показали нам путь, ведущий в Царство Небесное, к Богу.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать