Беседы с батюшкой. «Бог и человек. Диалог и монолог». Священник Александр Асонов 29 декабря 2022

29 декабря 2022 г.

В студии настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии отец Александр Асонов.

– Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях Бога и человека, диалог это или монолог. Давайте поразмышляем на тему, сколько у нас возможностей вести диалог и до чего нас может иногда довести монолог.

Когда мы строим свой собственный диалог с окружающим миром, то часто бывает так, что мы думаем о себе в той степени восхищения, что наш монолог нам кажется единственным способом общения с ним.

Монолог или диалог подразумевает слышание, слушание или, наоборот, любование собой? Где правилен монолог, а где необходим диалог?

– В канун празднования новолетия хочу заранее поздравить всех телезрителей с наступающим празднованием Нового года, пожелать всем обильных Божьих благословений, духовного укрепления, душевного покоя, телесного здравия и побольше хороших диалогов с хорошими людьми.

Как правильно воспринимать, что такое диалог и монолог, и когда что актуально, мы будем определяться в течение нашей дискуссии. Давай начнем с какой-нибудь точки отсчета, с какого-то априорного вопроса.

– Мы любим молиться сообща, вместе, потому что в этот момент мы меньше всего находимся наедине со своей совестью, с тем мышлением и тем образом мышления, который, возможно, обновит во мне веру. Может, именно из-за этого и возникают всякие проблемы? Мы не можем построить свою молитву как диалог. Может, в этом беда?

– Есть такая светская, мирская шутка: «Когда человек разговаривает с Богом – это нормально, но когда Бог начинает разговаривать с человеком, появляются вопросы». В нашем случае без диалога не существует Церкви и нет нашей веры. Для каждого христианина диалог является жизненным опытом веры. Каждый из тех людей, которые составляют Тело Христово и являются Церковью не по названию, а по сути, имеет свой личный опыт диалога с Богом. Это те люди, которые просили у Него что-то, обращались с чем-то, думали о чем-то, к чему-то стремились и получали ответы на свои вопросы. Именно поэтому они являются Церковью, у них есть реальное ощущение ответа. И не то чтобы ощущение, а опыт получения этого ответа разными способами.

У каждого человека свой индивидуальный опыт веры. Для кого-то достаточно вовремя услышать сказанную цитату из Священного Писания, или из какого-то поэтического произведения, или просто фразу в толпе. Интересных свидетельств об этом очень много в истории Церкви. Самые яркие можно перечислять бесконечно, но мне вспоминается блаженный Августин. Есть рассказ о том, что однажды он сидел в саду и размышлял о своей судьбе, о смысле жизни, а рядом лежал свиток Святого Евангелия. И он услышал детский голос: «Возьми и читай». Он не знал, откуда донесся этот голос, но почувствовал, что это ему было сказано свыше, что таким образом к нему обращается Бог. Возможно, рядом просто играли дети, и во время какой-то детской игры была произнесена эта фраза, которая для них была актуальная в контексте какой-то игры. А он услышал совершенно другое. И это опыт веры. По крайней мере, блаженный Августин говорит об этом очень серьезно. Он не рассказывает о каких-то великих видениях в ночи или на небе, не говорит о мироточащих иконах и крестах, ничего такого нет. Он услышал в нужный момент нужные слова, которые были сказаны проходящим мимо ребенком.

Есть и другие примеры. У святого Патрика свой опыт веры, свой диалог с Богом и свой ответ. Патрик – это не его настоящее имя, просто он был из рода патрициев в Англии. Когда он был в рабстве в Ирландии, то увидел сон, как уплывает на корабле обратно домой. Ему очень явственно приснился этот корабль. И когда он все-таки решил бежать из рабства и дошел до берега, то увидел тот самый корабль из сна. Это было грузовое судно. Он подошел к людям, которые грузили что-то на корабль, и спросил, куда они направляются. Ему ответили, что к берегам Англии. Он попросился с ними, но ему ответили отказом. Патрик отошел в сторону, он не понимал: «Как так? Я же видел этот сон, видел этот корабль. Что мне делать?» Он сел и стал просто молиться, чтобы Господь ему помог. Он полностью положился на волю Божию. А когда эти люди закончили погрузку, один из них повернулся вдруг к нему и сказал: «Ну, так ты плывешь с нами или нет?» Вот так интересно. Это тоже опыт веры, опыт диалога.

У каждого христианина есть опыт, когда мы получаем ответы на насущные для нас вопросы. Поэтому мы и есть Церковь. Если бы не было этого диалога, то это была бы игра в одни ворота, тогда получилось бы как в песне Бориса Борисовича Гребенщикова: «С одной стороны свет, а другой стороны нет».

– Вопрос от телезрителя Сергея из Владикавказа: «Прогресс от Бога или от дьявола? Кто заставляет людей изобретать все эти корабли, самолеты, автомобили?»

– Весь прогресс от человека. Он был создан по образу и подобию Бога. Что значит по образу и подобию? Это философский вопрос. Но, по сути, подобие предполагает много Божественных качеств, одно из них – творец. Человек обладает этой удивительной характеристикой. Он может творить, может создавать из ничего что-то. Только человек как живое существо на земле может создавать нечто, чего не существует в природе. Это и есть прогресс. Он от человека.

Другой вопрос, в какое русло человек направляет этот прогресс. Топором можно дрова рубить, а можно бабушку убить. Топор – это не хорошо и не плохо, это орудие. Прогресс – это орудие. Ружье может служить для защиты, а может стать орудием убийства и так далее...

Ответ простой. Прогресс от того, что человек создан по образу и подобию Божьему. Ему дана свобода выбора. Он имеет право по своей собственной инициативе, по своей воле выбирать направление для своего внутреннего развития. А оно диктует условия всему, что существует вокруг homo sapience, человека разумного, обладающего этой удивительной способностью творить нечто, чего нет в природе. Примеров этому очень много.

Вернемся к тому, что мы обсуждали. Диалог очень необходим в вопросах веры. Если бы мы с вами молились и не получали ответа на насущные вопросы, которые возникают у каждого из нас, то рано или поздно мы бы перестали это делать, потому что не видели бы в этом смысла. Но когда мы молимся, то всегда получаем ответ. Это исторический факт. По причине того, что мы есть, мы здесь с вами сидим и общаемся, а люди по ту сторону экрана тоже имеют свой собственный опыт веры, они тоже получили ответы на те или иные вопросы, все мы и есть Церковь. Благодаря именно этому диалогу между человеком и Богом. Он с нами постоянно разговаривает и ведет диалог. Надо просто внимательно относиться к тому, что с нами происходит, что вокруг нас возникает, звучит и слышится. Вот как блаженный Августин услышал в определенный момент нужные слова, так и каждый из нас, если ищет, обязательно обрящет, обязательно услышит то, что ему говорит Бог. Это постоянный диалог. Сейчас мне вспомнились произведения А. А. Тарковского. У него есть хороший «Андрей Рублев». Там как раз об этом, о диалоге между человеком и Богом. Фильм «Зеркало» тоже об этом. Тарковский удивительно все это чувствовал и видел. Рекомендую пересмотреть эти фильмы.

– Еще хороший фильм «Жертвоприношение».

– Да. «Андрей Рублев» очень хорош именно по вопросу о диалоге и монологе. Там даже есть момент, когда главный герой дает обет молчания. Он не хочет общаться с миром, но и с Богом тоже. Это его внутренний протест по фильму.

– Протест против этого мира.

– И мира, и Бога. У него один вопрос к Богу: «Как Ты попускаешь все это безумие?» Там есть сюжет, когда Андрей Рублев заходит в православный оскверненный храм. Тогда было нашествие, междоусобные войны, князь шел на князя, при этом нанимали военные подразделения со стороны. А князья в основном – это те же люди, которые прокламировали себя православными христианами. Более того, они были родственниками, но шли войной друг на друга, оскверняли храмы на тех землях, где производили военные действия. Андрей Рублев заходит в этот храм, и вдруг ему является призрак Феофана Грека. У них был дискурс, когда Феофан говорил: «Ничего, скоро Страшный суд настанет, тогда все, как свечки, будем гореть и каждый начнет себя оправдывать перед Господом Богом, потому что человек изначально плохой и повторяет свои ошибки». Так мыслил Феофан, когда он еще при жизни общался с Рублевым по фильму. И тут Андрей встретил призрака и говорит: «Что же творится? Храмы жгут. Как этих людей терпеть можно? Это же ужас. Значит, прав ты был, Феофан, когда ругал весь мир. Прав ты был, люди плохие, ничтожные. Не стоят они распятия Христова и Его Воскресения. Посмотри, они же не ценят ничего». А Феофан ему отвечает: «Мало ли что я говорил. Я тогда ошибался, а ты сейчас».

– Умение вести диалог – это прежде всего умение слышать?

– Это желание слышать. Умение происходит от желания. Если у человека есть желание услышать, то он обязательно услышит. Не случайно Спаситель сказал: ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Каждому, кто ищет, обязательно будет дано; и каждому, кто стучится, отворят. Будьте настойчивы. Царствие Небесное усилием берется. Это узкие врата, сложный путь. Широкие врата пройти легко, но они ведут в погибель. А человеку хочется по-простому, чтоб все весело, с песнями, с плясками, чтобы внутри душа развернулась и свернулась обратно, чтобы все прекрасно было. Нет. Так не получится. Хорошая русская поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». О чем это? Она как раз о том, что без нашего усилия ничего не будет происходить. Господь протягивает нам руку, пытается с нами общаться. Но если у нас не будет личного желания, то ничего не будет происходить, этого диалога не получится. Надо внутренне к этому стремиться. Это уже акт веры, уже дело.

– Вопрос от телезрительницы Татьяны из Подмосковья: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: учитесь молиться. Алексей Ильич Осипов его цитирует. Но как же научиться? У меня нет такого таланта. Можно ли молиться своими словами? Как говорить так, чтобы Господь услышал? А если мы просто молитву вычитываем, слышит ли нас Иисус Христос?»

– Бог слышит каждый вздох человека. Не то что слово произнесенное, а само по себе желание произнести это слово. Спаситель сказал: ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И там красиво звучат слова: «Маловеры, птицы небесные от Бога имеют благословение, живут и радуются. Вы прекраснее всяких птиц. Вы настолько ценны, что и все волосы ваши исчислены Богом». Не сомневайтесь, слышит Отец Небесный каждый ваш вздох, доверьтесь ему. Доверьтесь.

Если вы не получили тот ответ, который хотели услышать, значит, вы должны услышать тот ответ, который, может быть, вам не понравится, но он будет от Бога. Понимаете, как интересно устроено. Мы иногда не слышим и не видим, что отвечает Господь, потому что мы хотим услышать и увидеть то, что мы хотим, а надо как раз услышать то, что говорит Он, получить ответ, который дает Он.

Как молиться? У Игнатия (Брянчанинова) об этом очень много сказано. Профессор Осипов тоже очень правильные вещи говорит. Я и с тем, и с другим полностью согласен. Позволю себе чуть-чуть добавить. Что такое молитва? Это желание услышать и быть услышанным. С этого все начинается. И только потом уже произнесенные слова. В любой молитве, и утренней, и вечерней, должен содержаться очень важный момент – желание человека обратиться к Всевышнему. Господь это видит, слышит, приемлет и обязательно дает ответ.

Все начинается с нашего искреннего желания говорить с Богом. И искреннего желания со смирением услышать именно Его ответ. «Господи, как Ты скажешь, так и будет. Тебе лучше известно, как должно быть». Бог слышит каждый вздох прежде нашего прошения. Он знает, в чем мы нуждаемся. Если Он что-то не дает, значит, так должно быть, значит это и есть ответ, значит, нам этого не нужно. История всей Церкви наполнена свидетельствами об этом. Апостол Павел творил чудеса, по его молитвам исцелялись многие, могло даже произойти чудо воскресения. Это был человек, который обладал удивительным даром проповеди, его послания до сих пор являются кладезем новозаветных произведений.

Именно благодаря ему до нас дошло самое большое количество посланий. На их основании построено очень много в христианском богословии, в том числе и вопросы веры, спасения и благодати. Эти рассуждения находим в посланиях апостола Павла. Тем не менее он был тяжело болен. В одном из посланий он пишет об этом и говорит, что ему в плоть дано жало. До сих пор многие богословы и историки полемизируют, о каком заболевании идет речь. Но не важно, какое было заболевание. Суть в том, что он страдал от этого. А так как он об этом говорит, мы можем предположить, что это было видно окружающим. Это невозможно было скрыть. И он, обращаясь к верующим в одном из своих посланий, говорит: дано мне жало в плоть, я молю Бога. И он получил ответ: «И так у тебя много от благодати, сила Божия открывается в немощи». И апостол Павел смирился.

Парадокс в том, что по его молитвам исцелялись другие. Даже есть свидетельства, что в тень апостола люди полагали болящих – и те тоже исцелялись. Вещи брали. Откуда в традиции православных христиан хранить вещи святых людей, пояс Богородицы и прочее? Из Нового Завета. Протестанты говорят: вы, православные, любите мощи, вещи... Давайте сделаем отсылку к Новому Завету, а именно к Книге Деяний святых апостолов и посланиям. Есть свидетельства, что люди брали вещи у апостолов, возлагали их на болящих – и те исцелялись. Не православными выдуманы эти традиции и предания, это все содержится в Новом Завете. Поэтому надо со смирением принимать все, что приходит от Бога, какой бы ответ ни был нам дан. Только со смирением мы сможем по-настоящему услышать его. Молитва должна совершаться с детским смирением, потому что смирение перед Божественным ответом предполагает вызов миру. Т.е. что бы ни произошло, я приму все, Господи, потому что для меня очень важно услышать Твой голос. И тогда голос будет услышан.

Есть хороший современный фильм, называется «Орда». Сейчас часто говорят, что у нас плохой кинематограф, мало хороших фильмов. Нет, у нас есть хорошие фильмы. Российские фильмы, снятые и на бюджетные деньги, и на определенные инвестиции со стороны. Просто почему-то эти фильмы мало показывают и в прокате не используют. Очень странно. О Церкви очень много хороших фильмов снято. Последний фильм, который я запомнил, поразил меня. Насколько глубоко и интересно, с хорошим актерским составом снят, насколько там все продумано... Видно, что и консультации были хорошие, т.е. вызывали консультантов со стороны Русской Православной Церкви, историков. Фильм «Орда» о митрополите Алексии. Это период исторически определенный, когда на Руси был митрополит Алексий, у него своя история, сейчас не будем об этом говорить. В соответствии с историческими свидетельствами, он ездил в Орду и исцелил Тайдулу – мать хана. У нее была какая-то болезнь. Предполагают, она страдала потерей зрения. Как произошло исцеление, почему? Но он исцелил. То, что митрополит ездил в Орду,  исторический факт. И с тех пор Русская Православная Церковь получила особый социальный статус среди народов, проживающих на территории России (этих этносов много). Потому хан выдал определенный знак, который свидетельствует о том, что Церковь, которую возглавляет митрополит Алексий (для хана он был как великий шаман), освобождается от податей хану. Князья должны платить, а митрополит Алексий не должен; и кто нарушит – тому голову с плеч. И князья сразу изменили отношение к митрополиту.

Что я хочу сказать? В этом фильме «Орда» показано, как митрополит Алексий переживал свою веру, находясь в Орде, как он молился истово, как хотел, чтобы Бог его услышал. Это удивительно показано. Я рекомендую посмотреть, пересказать очень сложно, это надо видеть. Очень хорошо сыграно, хорошо показано. И там есть ответ. Но чтобы получить его, митрополит Алексий идет до края.


– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Часто, когда человек молится и не получает ответа от диалога с Богом, он начинает над собой предпринимать какие-то усилия, по типу самовнушения, различных практик. Потом человек начинает слышать голоса. У него начинается не диалог с Богом, а диалог с психиатром. Как этого избежать?»

Действительно, нам иногда кажется, что мы находимся в той, как говорится, лжи, когда думаем о своем превосходстве.

– К сухому источнику люди не пойдут. Если у людей не будет ответа, они просто перестанут молиться. Если человек не получает ответа (точнее – не слышит по причине того, что хочет услышать то, что ему хочется), скорее всего он станет либо ярым атеистом, либо агностиком, либо еще кем-то. Примеров очень много. Например, мы о человеке знаем, что он был истовым верующим, а потом стал истовым атеистом.

Человек хотел услышать то, что хотел, а не то, что ему говорит Бог. Молитва всегда предполагает дерзновение в смирении. Дойти до края, быть готовым получить любой ответ. Главное, чтобы он был от Бога. Вообще вопросы психиатрии, которые сейчас были затронуты, очень интересные. Во-первых, если честно, мне жалко психиатров как врачей. Это единственные медицинские работники, которые очень часто вынуждены в пассиве наблюдать за динамикой заболевания. Вот у хирургов есть результат, сделал операцию, вырезал опухоль – понятно, как рана заживет, как пойдет реабилитация, что покажут анализы и прочее. У дантиста, окулиста есть результат, у акушера тем более есть результат. А психиатр иногда наблюдает динамику развития болезни и пытается подобрать препараты. Это длительный процесс, их очень сложно подобрать. И не факт, что это поможет. Я бы сказал так: психиатр – это человек, который постоянно сталкивается с некой неопределенностью, неизбежностью и страшной, глубокой неизвестностью, в которую вглядываться очень опасно. Ницше сказал: «Если долго вглядываться в бездну, она начнет вглядываться в тебя». Вот поэтому многие психотерапевты и психиатры – очень непростые люди.

Вопросы психиатрии затрагивают вопросы лечения души, и с этого нужно начинать. По мнению научного мира, душа – предмет неизученный и, скорее всего, несуществующий. Ну нет ее, а лечить надо. А как лечить то, чего вроде бы нет? Начинают доходить до элементарных вопросов химии, но это не помогает. Поэтому психиатрия – очень сложная область.

Для нас, христиан, у которых есть свой собственный опыт веры, психиатрия – каждодневное событие, то есть мы постоянно с этим сталкиваемся. Мы молимся, доверяем Богу, и Он является нашим Исцелителем. Он наш психиатр, Он исцеляет нашу душу – психею. Но душа и дух – это разные вещи. У человека есть еще дух, а душа – это вообще отдельный разговор, и сегодня мы не будем в это углубляться.

Так вот, получается, что когда человек не получает того ответа, который хочет услышать, он, скорее всего, злится, и злится очень глубоко. Помните, что у Достоевского в «Братьях Карамазовых» делает Алешенька, который увлекается старцем Зосимой, когда не получает ответа, который хочет услышать? Он грозит кулачком небу и говорит: «Не приемлю я мира Твоего!» – уходит из монастыря и ударяется в какие-то очень неприятные для него поиски, и это его бунт.

С этого начинается то, что мы называем первородным грехом, – наш бунт. Так мы проявляем свободу нашего выбора. Мы не хотим смиряться, как тот блудный сын: «Отдай нам часть Своего богатства! Мы лучше знаем, как им распорядиться». И Отец отдает. И до чего мы доходим? Вот до такого безумия.

Притча о блудном сыне хоть и кажется простой, очень метафорична: сын пошел, все промотал, прокутил и вот уже питается со свиньями какими-то объедками и так далее. Но эту притчу можно интерпретировать по-другому: человек в материальном плане пребывает в хорошем состоянии, но окружающие его – типичные свиньи; и то, что он ест, ему не на пользу.

Помните, у Омара Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало»? Здесь речь идет о том, до какого внутреннего состояния может довести себя человек. И если он вспомнит, что у него все-таки есть отчий дом, он возвращается к Отцу, Который, как говорит в притче Господь, каждое утро, день и вечер выходит на дорогу и ждет его.

А вернется он в отчий дом или нет – зависит от самого человека, но если он сделает этот шаг, если он захочет смириться дерзновенно перед Отцом Небесным, он получит все. Отец даст ему еще больше богатств, наденет на руку кольцо и скажет: «Сын Мой возлюбленный пропадал и нашелся». Но для этого нужно дерзновенно смириться. В этом суть молитвы, суть устремления. И тогда будут правильные ответы, тогда не будет никаких отклонений в области психиатрии, то есть нашей души, и это очень важно.

А то, что каждый человек находится в пограничном состоянии, это факт. Мы все где-то рядом с психиатрией. Человек не может быть полностью здоровым, он должен быть здоровым примерно на семьдесят процентов – не безумен и не слишком разумный. А если он слишком адекватный, для психиатров это уже не очень хороший показатель.

– Очень часто люди отказывают другим в диалоге, причем по абсолютно разным причинам. Они могут перестать говорить с христианином другой конфессии, потому что, как им кажется, он находится в ереси. Что же здесь делать?

– Я думаю, здесь причина опять же в гордыне, которая очень часто все заслоняет. Гордыня, тщеславие, самолюбие, эгоизм. Мы не хотим слышать того, что нам не нравится, не хотим слышать правды. Мы хотим слышать то, что хотим услышать, и этим пользуются мошенники. Я очень часто с этим сталкиваюсь, поскольку отвечаю за связи с общественностью в Гатчинской епархии, в которой служу. Я вижу, как общаются между собой представители разных религиозных организаций, в том числе и христианских.

У нас в Гатчине очень много разных христианских организаций, зарегистрированных в Минюсте. Помимо православных есть католики, лютеране – две общины в Колпанах и Гатчине. Есть и другие протестанты – методисты, баптисты, пятидесятники. Но исторические христиане Гатчины – это, конечно же, православные, католики и лютеране.

Раньше Гатчина была областным центром. Мы знаем, что в Гатчине постоянно пребывала августейшая семья, и среди прислуги были и православные, и католики, и лютеране. Между собой эти христиане еще как-то общаются, выстраивают диалоги, а с представителями других конфессий все сложно.

Их вообще сложно найти. Я выяснил, что они не общаются между собой, хоть все они называются протестантами. Видимо, методисты считают, что они лучше баптистов, баптисты – что они лучше методистов и так далее. Я как-то пытался выйти с ними на контакт, но у меня ничего не получилось.

Здесь вообще все очень сложно, складывались весьма своеобразные ситуации. И это говорит о том, что у людей, наверное, есть внутреннее убеждение некого превосходства или чего-то еще, не знаю. И, к сожалению, диалога нет. Люди хотят услышать то, что они хотят услышать.

– Отец Александр, благословите наших телезрителей.

– Да благословит нас всех Всемогущий Бог – Отец, Сын и Святой Дух.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать