Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). 9 февраля 2025

9 февраля 2025 г.

Сегодня в студии – архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Покровского храма в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни).

– Сегодня Неделя о мытаре и фарисее. В богослужении появились свои добавления о покаянии, первые, которые нас уже настраивают: мы подходим к Великому посту. Как все-таки подготовиться к посту и провести пост не по-фарисейски?

– Акценты должны сместиться с диеты, с еды на более глубокие вещи… Исследование за 2024 год показало, какое самое распространенное англоязычное слово: «брейнрот» (расплавление, разложение мозга из-за чрезмерного потребления информации). Об этом уже все трубят. Поэтому нам надо настраиваться на Великий пост уже сейчас. Время своего сидения в телефоне надо категорически ограничивать.

Информация сегодня одна, завтра – другая, а мы на нее колоссальное время тратим. Все знает только Бог. Человек знает половину, а может быть, и еще меньше. А всякая полуправда – это ложь. И всякая сегодняшняя новость завтра станет уже несвежей. Нам надо потерпеть всего один день. Если мы хотим, чтобы у нас было все в порядке в душе, сердце и уме, надо иметь другую информацию. Какую? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих.

Это тяжело? Это кажется тяжелым, потому что это не тяжелее, чем часами сидеть в Интернете. Вот это – и тяжелее, и бессмысленнее. Кстати, относительно бессмысленности. Сегодня интересная дата, 9 февраля, день кончины Федора Михайловича Достоевского, о котором Третьяков, основатель знаменитой галереи, говорил: «Федор Михайлович – это совесть нашей нации, настоящий защитник христианства и православия». А блаженный Антоний (Храповицкий) однажды сказал: «Колумб открыл Америку, а Достоевский для русской интеллигенции открыл Христа». Так вот, Федор Михайлович говорил: жизнь без веры в собственное бессмертие, в бессмертие своей души, бессмысленна, пуста, бесцельна и невозможна.

Если мы говорим о посте, о духовной жизни – цель должна быть. Сейчас все люди хотят, чтобы у них было все хорошо, у каждого в свою меру. И все забывают про фундамент этой «хорошести». А секрет вот в чем: надо самому стать хорошим перед Богом, людьми, родными и близкими. Вот в этом весь смысл. Приходит мужик и говорит: «У меня жизнь не складывается». И начинает перечислять: то у него не так, это… ничего не складывается. И называет грехи. А грехи там – против всех заповедей. Я говорю: «Вы знаете, вы мне напомнили одну историю. Приходит один мужчина в компанию и говорит: «Мужики, ничего не понимаю. Чего полиция докопалась? Ну, ехал по встречке, ну, пьяный, задом, на красный… чего пристали? Чего придрались?» Смотрю – он и сам улыбается. Я говорю: «Все, что Вы назвали, – все наперекосяк в духовном, нравственном плане». А он говорит – у него жизнь не складывается. С чего она сложится-то?

Поэтому время поста и дается нам для самопроверки. Посмотри, какие у тебя мысли, слова и поступки. Все начинается с мыслей, когда мы их не фильтруем, даем волю фантазии, гневу, раздражительности, блудным, нечистым «поворотам»… Надо на их подлете, как сейчас ПВО, работать на упреждение. Вот в фильме показано: антенна крутится постоянно, засекли – пуск и выстрел. Эта антенна, которая должна крутиться, –наше внутреннее делание, молитва Иисусова. Она как фон. У нас ведь фон какой? Утром проснулись – и фон пошел бесконечный: работа, здоровье, умыться, приготовить… Ум пустой не бывает, он не может быть не занят мыслями. А нам дано Богом такое счастье, что мы можем и должны своими мыслями управлять. Мы им должны давать пищу, расположение. Управлять ими – это потрясающая возможность, только нужен навык.

У старца Амвросия спрашивали: «Батюшка, научи нас творить Иисусову молитву». – «Научитесь хотя бы ее твердить».  В Оптиной пустыни мало что осталось из артефактов кроме стен, все было разорено. И когда мы в 1988 году в нее заехали из Троице-Сергиевой лавры, в музее обнаружили солонки, которые братия в скиту вытачивала на токарных станках, и их потом паломники за какое-то пожертвование приобретали. Я запомнил на них потрясающие надписи. Сама солонка стоит на столе и делает духовную работу. На крышке надпись то ли выжжена, то ли вырезана: «Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом». А на другой: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». И на третьей: «Есть смирение – все есть, нет смирения –- ничего нет».

– Вопрос телезрителя: «Я прочитал в посланиях: Бог поругаем не бывает. А Иисус говорит, что хула на Святого Духа не простится. Значит, все-таки получается, что Дух – это не Бог?»

Нет, в вопросе какая-то путаница. Святой Дух – это, конечно, Бог. Давайте пойдем дальше, потому что это вопрос некорректный.

 Можно разделить его пополам. Или просто ответить, что есть хула на Духа Святого…

Сознательное противление истине является хулой на Святого Духа. Люди (такие, как фарисеи) знали, что Христос – истинный Бог и Творец Вселенной, и Ему противились. А в нашей повседневной христианской жизни это – сознательное совершение греха в надежде на последующее покаяние. То есть одно дело, если ты этого не знал, не понимал или обстоятельства так сложились, а другое – знаешь и идешь на сознательный грех. Например, какой самый страшный грех? Блуд и прелюбодейство. Человек это знает, но сам себя убеждает, что так сложились обстоятельства, что потом сходит на исповедь… Вот это – сознательная хула против Святого Духа.

Отсюда телезритель и делает вывод, что если хула есть, то как же Бог поругаем бывает?

Бог действительно поругаем не бывает, это аксиома.

В Афинах раскопали один артефакт, на нем была такая надпись: «У одних есть что есть, да нечем есть. У других – есть чем есть, да нечего есть. А у нас есть чем есть и есть что есть. Нам осталось только одно: благодарить Небо». Поэтому даже этот повод: солонка на столе, иконка, четки на руках… Кстати, насчет мирян. Были мы в Греции, на Кипре, на Святой Земле – у всех на руках четки «тридцатка». Даже если видно, что человек не молится, просто они у него на руках. Будь то таксист или продавец в магазине, но это напоминание: лучше о них думать… Когда у тебя память о Боге – это прекрасно, ты управляешь, ты – хозяин своего положения.

Кстати, завтра день памяти Исаака Сирина. Он говорил, что праздный ум – седалище дьявола. Вернусь к Федору Михайловичу. Федор Михайлович всегда был эпатажником. Все у него сверх меры, потому что только так и дойдет, это как колокол, как набат. Вот телефонный звонок не слышно, а включи сирену – все сразу обратят внимание: что случилось? Потрясающий у него есть момент. Кульминация «Братьев Карамазовых». Иван приходит к Смердякову, завтра суд над Дмитрием, и Смердяков признается ему, что он убил… И дальше по тексту, но там есть эпатажный момент, потрясающий «маркетинговый ход» Федора Михайловича. Смердяков говорит: «Вот три тысячи, из-за которых я убил», – и из чулка достает пачку денег, кладет их на стол. В дверь заходит служанка и предлагает им чаю. И чтобы она не увидела этих денег, он накрывает их книгой. И Федор Михайлович пишет: «А надписание сей книги было следующее: «Душеполезные поучения преподобного и богоносного отца нашего Исаака Сирина». Можешь себе представить? Тысячи книг было в то время по книжным полкам. Почему он именно ее выводит? Потому, что это – как молния. Тысячи людей потом начали искать Исаака Сирина. А почему? Она была обнаружена в его библиотеке на Кузнецком мосту, дом 5, сейчас это – его музей-квартира. Она была вся в пометках и подчеркиваниях. Старец Зосима, говоря свои поучения, цитирует Исаака Сирина. Кто еще из писателей проникся самым главным мистиком – Исааком Сириным? А старец Паисий Афонский говорил: «Если бы мне сказали: уйдешь в пустыню, но сможешь взять с собой только одну книгу, кого бы ты взял? Я бы взял Исаака Сирина, и его бы мне хватило на всю мою жизнь».

Ведь сегодня память, день смерти Федора Михайловича.

Да, а Исаака Сирина – завтра. Можешь себе представить, какое совпадение! Столько веков прошло. А Исаака Сирина можно читать потихонечку, по одной страничке. Там много вещей есть не сразу понятных, их отставлять в сторону. А есть, наоборот, очень понятные вещи. Старец Паисий говорит: его надо читать по полстраницы, потому что он «высококалорийный».

Вопрос телезрительницы: «Как бороться с маловерием? Заболеешь или что-нибудь случится – и сразу ставишь себе диагноз. Как с этим можно бороться?»

Маловерие укрепляют Евангелием и рассуждением о тех событиях, которые происходят в нашей с вами жизни. Вы произнесли слово «заболели». Это что означает? Вы молились, Вы просили, чтобы не было болезней, и вдруг пришли болезни? И как будто Бог нас не слышит? А как Вы бы хотели? Сегодня читали апостольское послание, в котором говорится: «Все хотящие жить благочестиво будут гонимы». Бог не обещал безбедного плавания, но всем обещал тихую пристань. «Христианство не для прибытка», – говорит апостол Павел. Христианство – не бюро добрых услуг. Оно не для того, чтобы у нас было все хорошо, а для того, чтобы мы были хорошими.

Поэтому всякие наши мирские просьбы должны заканчиваться по примеру нашего Господа, который Сам взмолился: Да минует Меня чаша сия. А потом – огромная запятая: Но не Моя воля, но Твоя да будет. Не думайте, что Господь – это только раздаватель нам сладких конфет. А мы, надев на себя крест, как фарисеи, говорим: даю десятину от всего, что приобретаю, пощусь два раза в неделю… И требуем: теперь Ты для меня все должен делать, я теперь в числе спасенных, я не такой, как прочие, а иной, Богу близкий и угодный, не такой, как тот мытарь. И забываем Евангелие, где сказано: когда вы сделаете все повеленное вам, скажите, что рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать.

Я всех предостерегаю: не думайте, что мы встали на путь христианской жизни и у нас внешняя жизнь начнет складываться: перестанем болеть, дети будут учиться на одни пятерки, муж будет верный, работа будет на удаленке и в два раза больше будем за это получать… Поставили свечу, причастились, исповедовались – и все у нас пошло. Это было бы дешевым христианством, если бы только так и только из-за этого люди приходили к вере. Надо Бога любить только за одно: за Его Жизнь, Его смерть, Его Евангелие, а не за то, что Он раздает нам сладкие конфеты. Иногда и так бывает, но не это – цель. Цель – чтобы мы стали другими.

А насчет болезней… Если думаете не болеть, так врачи говорят, что умереть здоровым – это даже как-то обидно. Самая плохая, неприятная смерть – это смерть внезапная. Без подготовки, без болезни. Человек начал болеть – и потихонечку одно отставил в сторону, другое, одно стало ненужным, другое… Молитвослов до дыр зачитал, исповедовался, причащался. Своим друзьям-одноклассникам звонил: ребята, всё есть – душа есть, вечность есть, Бог есть! Не верите – на меня посмотрите. И так сам спасается, других спасает. Вот цель жизни, а не чтобы здесь все было упаковано, это – иллюзия. Маловерие как раз от того, что вера – не в то. Надо не просто верить, что Бог есть (и бесы веруют и трепещут), а надо Богу доверять. Вот Авраам не только в Бога верил, но он Ему доверял. И мы должны Ему доверять, верить, что Он все делает для нашего спасения, даже и то, что нам кажется «плохим». Он из этого сделает добрые последствия, если мы сами «с катушек», с рельс христианских не съедем, как тот дяденька, который пьяный, по встречке и задом. Вот так делать не надо.

 – Вы говорите, что Богу нужно доверять. Это тоже частый вопрос на нашей программе. И даже у опытных практикующих православных христиан все равно этот вопрос возникает. Как определить: то, что ты делаешь – это благое дело или это нужно оставить (бывает, что-то не получается на каком-то этапе)? В общем, как здесь найти эту середину? Например, начинаешь какой-то проект на благо людей. Думаешь, что делаешь благо, но ничего не получается. Это тебя Господь смиряет?

– Тут по-всякому бывает.

– Это да, но все-таки, может быть, есть какой-то способ для себя это прояснить? Понятно, начинаешь молиться, где-то смиряться, а где-то ропщешь.

– Начнем с самого главного. Лев Николаевич Толстой говорил, что люди делятся на две категории: одни сначала думают, потом делают, а другие сначала делают, потом думают. А христиане, перед тем чтобы подумать и сделать, еще молятся. Пришла какая-то добрая мысль, например, насчет перемены работы, потому что на этой работе мало получаешь, казалось бы, это благая мысль или нет? Прикинь, что и как.

– Конечно, детей нужно выучить, лечить…

– А тут возникает такой вопрос: лучше постоянство и немного денег или много денег, но негарантированное постоянство?

– От человека зависит; кто-то, может быть, и рискнет.

– Поэтому все сначала взвешивается, обдумывается. И если игра стоит свеч – пожалуйста. Но цель, чтобы у человека были средства, поскольку он отвечает за семью и должен об этом думать. Потому что под лежачий камень вода не течет. А если возникнет препятствие и не хватает образования, надо идти на курсы. Это препятствие, которое может стать возможностью. Допустим, человеку сказали: «Мы Вам столько денег платить не можем, потому что у Вас нет квалификации». Это искушение препятствием или временные трудности? Конечно, временные.

– Как отреагируешь…

– Конечно. Кстати, интересно, когда-то у нас речь зашла о том, что означает слово «кризис» (это давно было, когда строили Покровский храм и в стране случился кризис: с долларом был какой-то обвал, я не помню). Друзья мне сказали, что кризис на японском и китайском обозначается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность».

Ребенка бросили в воду, чтобы он научился плавать (под присмотром, конечно). Для него это опасность, которая может стать возможностью. Только отец Иоанн (Крестьянкин) (память его была 7 февраля, в 2006 году он почил) говорил, что благословение приходит на ваше вымоленное и обдуманное решение. И когда это было обдумано, вымолено, получено благословение, надо понимать, что все препятствия, которые возникают, – это не то, что тебя должно остановить, а то, через что ты должен пройти, вырасти, чтобы у тебя была не только одна опасность, но и появилась возможность. Потому что это благословленное Богом дело.

А если начинаешь что-то химичить против Евангелия?.. Например, заработок заработку рознь, хотя тоже человек вроде думает о семье. Спрашиваешь: «Чем ты занимаешься?» – «На бирже торгую». Ничего себе! То есть сегодня взлет, завтра падение, и получается, ты рискуешь семейными деньгами. И здоровьем еще. Если само дело скользкое, тогда не надо так делать. Критерий Евангелия – любовь к семье и законные пути, а не деньги из воздуха...

– Вопрос телезрителя: «В апостольских посланиях есть такое выражение: почитайте один другого высшим себя (Флп. 2, 3). Как архиерей будет почитать меньшего выше себя? И еще: страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот два разбойника страдали плотью, но грешить только один перестал».

– Что-то интересное. Судя по вопросам, Вы, наверное, мирянин. И как Вас касается смирение архиерея?

– Я видел, как митрополит исповедуется иерею.

– Давайте не будем брать пример, когда высший подчиняется низшему. Давайте хотя бы на уровне семьи это рассмотрим. Кто-то из умных людей сказал, что последнее слово в семье должно быть за мужчиной. Всегда. И лучше бы, чтобы это слово было следующее: «Да, как скажешь, моя дорогая». И еще он говорил, что все время вспоминает папу, который говорил: спроси у мамы. Старец Амвросий о семейной жизни говорил так: кто уступает, тот приобретает.

Приходит жена и спрашивает: «Сережа, тебе сегодня сделать борщ или яичницу, сосиски или котлеты?» А ты ей просто говоришь: «Что тебе удобно, что для тебе проще, то и сделай». И ты это воспримешь как от Бога. Какая разница? Пусть сделает то, что ей проще. А когда человек заточен на то, чтобы было так, как он сказал, даже в мелочах, возникают трудности. Ведь все складывается из этих мелочей. Поэтому надо в мелочах уступать друг другу.

– Мне жена приготовила пельмени сегодня. Я не успел их съесть и уехал. Я же ее обижаю, получается.

– Она должна была, зная твою загруженность, сложить их в контейнер.

– Не успела бы, я очень быстро ушел.

– Положить в контейнер – это занимает ровно 34 секунды, уже проверено. Нельзя, чтобы был долгий период голодания. Когда человек голодает, а потом ест на ночь, это идет уже в жир. Кстати, об этом епископ Игнатий говорил: все молитвы, которыми молимся на ночь, и впечатления, полученные перед сном, становятся плотью нашей души. Так же, как и калории. Все, что съедено на ночь, начинает откладываться.

Поэтому чрезвычайно важны молитвы на ночь, впечатления на ночь, мысли на ночь. Это потом становится содержанием души. Надо засыпать не с телефоном, не под новости, не под фильмы. Засыпать надо как минимум под духовную книгу, а когда у человека бессонница, она тут же проходит. А наивысший уровень – это, конечно, засыпать под молитвы, чтобы они вошли в ум и сердце. Многие из нас чаще всего засыпают под телевизор или с телефоном.

– Вопрос телезрительницы: «Как понять, где эта грань: работа должна быть для души или давать заработок? Меня тянет работать с детками, выучиться на младшую медицинскую сестру, ухаживать за больными. И вторая грань – нужно работать, чтобы зарабатывать, платить ипотеку, содержать детей. Как совместить предназначение души и современную жизнь?»

– Есть такое стихотворение: «Не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела». Может быть, хотелось бы сидеть дома, вышивать или писать иконы, шить женскую одежду, четки плести, потом реализовывать их через магазин и прочее. Если бы Вы были одни или были в монастыре – это одно дело. Когда нет мужа, который может обеспечить семью, а Ваш бюджет складывается только из Вашей зарплаты, тогда, конечно, надо делать не то, что нравится, а работать там, где можем заработать достаточно для того, чтобы содержать свою семью. Поэтому старец Амвросий призывал всех к рассудительности и ответственности за семью. Поэтому делайте то, что полезно для семьи.

Иногда муж работает на двух-трех работах, и ни одна из них ему по-человечески может не нравиться. Он эти работы воспринимает как заработок на кусок хлеба. Такие сейчас у нас времена. Вся эта городская жизнь всех загнала в безумные цены, в безумный ритм... Была какая-то размеренная жизнь, огород, корова, коза, поле, была община, большая семья. Были какие-то гарантии. А сейчас человек потерял работу – и все, не знает, что делать. Особенно в районных городах это все сложно. Поэтому какая работа подвернулась, на той и работайте.

Но есть у нас такое понятие – личное время. А вот личное время посвящайте рукоделию для души. Оно может быть самое разнообразное. Авва Дорофей говорит: телесный труд приводит человека к смирению. А рукоделие – это средство от уныния. Своими руками можно и нужно что-то делать.

– Кто-то картины пишет.

– Это по высшему разряду.

– Кто-то бисером вышивает. Моя мама корзинки плетет.

– Моя бабушка просто вязала шерстяные носки на всю семью. За два дня она могла носки связать. То есть надо чем-то заниматься вместо телевизора, какое-то дело для души должно быть. Тем более для семьи.

– Мы говорили о взаимоотношениях мужа и жены в семье, чтобы был мир. И, как Вы сказали, последнее слово должно быть за мужем.

– И пусть оно будет таким: «Как скажешь, дорогая». Эта взаимная уступчивость – просто идиллия в семье. В нашей духовной молодости были книги аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. (В этих двух книгах все алгоритмы семейного счастья и жизни вообще были прописаны.) Они говорят: благо – свою волю подчинить воле брата. «Ты как хочешь?» – «А как ты?» Чтобы каждый давал другому право выбора.

Кстати, я хотел один замечательный алгоритм раскрыть на примере. Спрашиваю одного моего друга (они в браке 30 лет): можешь рассказать секрет семейного счастья? К большому сожалению, уже в 2004 году на 10 браков в стране было 8 разводов, в прошлом году 7 разводов на 10 браков. Половина из них – в первый год совместной жизни.

Я сказал другу, что 30 лет брака – это же очень много, попросил раскрыть их секрет. И он мне рассказал, что в непринципиальных вопросах он старался уступить жене, предлагал ей выбирать, чтобы этот выбор за ней был. И этими двадцатью уступками он зарабатывал себе право, когда будет серьезный вопрос, сказать: нет, дорогая, давай сделаем вот так. И она, помня о том, что муж не тиран, не деспот, не делает все по домострою, предоставляла ему право поступать именно так. Мне кажется, такое возможно, если женщина разумная.

– Вот и люди говорят, что мудрая жена – это счастье для мужа.

– Обрел такую жену – обрел счастье, а кому не повезло, как Сократ говорил, тот станет философом. Среди братии все то же самое. Среди сослуживцев то же. Дай человеку выбор.

Например, подходит регент к владыке и спрашивает: «Какую из трех Херувимских Вы больше любите, какую спеть?» – «Какую тебе удобно, такую и спой». Это же три любимые, какая разница, какую из них споют? Но здесь какое-то уважение к регенту. Регент же смотрит, какой у него состав. К примеру, у него нет состава, чтобы спеть «Херувимскую» Сарти. Или нет состава для «Херувимской» Бортнянского, а для «Херувимской» Архангельского есть. То есть здесь тоже надо все-таки давать возможность принять решение тому специалисту, кто за это отвечает. И это будет прекрасно, это смирение, когда свою волю отдал на решение брата, чем все время настаивать на своем.

Кстати, насчет своей воли старец Амвросий говорил: своя воля и учит, и мучит; сначала помучит, потом чему-нибудь научит. А о тех, кто упрямится и все по-своему делает (особенно дети), говорил: обычай бычий, а ум телячий. Еще один мудрый человек говорил относительно детей и родителей такое. В 7 лет девочка говорит: мама все знает. В 12 лет девочка говорит: мама кое в чем разбирается. В 17 лет: мама совсем отстала от жизни. Натворив дел, девушка в 27 лет говорит: уж лучше бы я слушалась маму. Поэтому надо с этого сразу начинать.

Люди прожили жизнь, но умный учится на чужих, а дурак на своих ошибках. И это в нашей жизни неистребимо: сначала натворят дел, потом сожалеют. Кстати, у Федора Михайловича есть потрясающая вещь. Это все должны услышать; и детям и внукам своим передать. Он сказал страшные слова: есть в жизни такая черта, переступив через которую уже невозможно возвратиться назад. А сейчас самая серьезная черта – это целомудрие и чистота жизни и тела. Переступаешь через нее, и дальше все идет кувырком.

Серафим Саровский еще в середине XIX века говорил: сейчас брань сатаны идет за две вещи – за молитву и целомудрие. Потому что знают все лукавые: если лишить человека одного и другого, считай, что лишишь его спасения. Человек, который не молится, становится как животное. Поесть, попить, поспать; магазин – работа.

И целомудрие важно, потому что это основа счастья в семейной жизни. Вот поэтому нам тоже надо об этом помнить, этого держаться. Если бы это помнили… Допустим, на доске была бы перед началом урока одна цитата Достоевского: главные вещи в жизни – не вещи. И вот человек 40 минут на эти слова смотрит. А это же все работает (как реклама). Человеку объясняют физику, химию, математику, а на доске одна цитата.

Лев Николаевич Толстой однажды сказал: лучше капля добра, чем бочка философии. Вот эта капля добра, мысль (написанная, закинутая, сказанная) может сыграть огромную роль. Как посеянное зерно: оно маленькое, а потом вырастает… Кто-то говорит: «Ой, если бы мне раньше это сказали…» Есть поговорка: если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому с близкими надо всевозможные варианты попечения использовать, потому что это наше будущее.

Дети – это не проблема. Дети – это средство передвижения в старости. Это гарантированный негосударственный пенсионный фонд. Чем больше в них вкладываем, тем больше получаем.

– Это и возможность исполнить потом пятую заповедь по отношению к своим родителям и получить то самое благо, которое обещается...

Мы одну тему с Вами обсуждали – о Причастии, как важно все-таки достойно подходить к нему.

– Сейчас как раз то самое время, когда можно на это настроиться. Время поста – это как раз время сугубой духовной жизни, сугубого духовного подвига, дел покаяния и, самое главное, милосердия. Если нет дел милосердия, покаяния, любви, все обнуляется. А для этого должны быть силы и мудрость. Силы и мудрость мы получаем от Бога, Который говорит: Я лоза, а вы ветви; если не будете на Мне, то засохнете. Поэтому Святое Причастие для нас, как говорил старец Амвросий, – это эликсир бессмертия, Хлеб Жизни.

Поэтому христианам, которые регулярно ходят в храм по воскресным дням, можно Великим постом причащаться каждый воскресный день. Но это не отменяет посильной подготовки, которая установлена Церковью. Я не буду про нее говорить, об этом все знают. Но возникает вопрос: а для людей, которые только-только приходят в Церковь, это правило применяется по полной программе или нет? Это уже должен решать священник.

Дело в том, что у нас бывают командировки, когда мы ездим куда-то вместе с прихожанами. Даю им читать три канона перед причастием, начинаем вместе читать, и я в шоке: плетутся, как пьяные по бульвару. Я, например, три канона читаю за 20–25 минут, а человек минут сорок читает.

– Это потому, что есть навык.

– Даже по-русски не могут прочитать, путают ударения (у людей высшее образование). Я думаю: ничего себе, оказывается, для современного человека это сейчас огромная проблема. Поэтому для новоначальных важно прочитать хотя бы Последование ко Причастию. То есть сразу не нагружать.

А тот, кто в Церкви, пусть исполняет все советы и церковные рекомендации. Для новоначальных одна мера, а ты уже в 7–8-м классе, но не в 1-м и не в 3-м. Вот поэтому о причастии надо ревновать с должной, по совести, подготовкой.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X