Сегодня в студии – архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Покровского храма в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни).
– Сегодня Неделя о мытаре и фарисее. В богослужении появились свои добавления о покаянии, первые, которые нас уже настраивают: мы подходим к Великому посту. Как все-таки подготовиться к посту и провести пост не по-фарисейски?
– Акценты должны сместиться с диеты, с еды на более глубокие вещи… Исследование за 2024 год показало, какое самое распространенное англоязычное слово: «брейнрот» (расплавление, разложение мозга из-за чрезмерного потребления информации). Об этом уже все трубят. Поэтому нам надо настраиваться на Великий пост уже сейчас. Время своего сидения в телефоне надо категорически ограничивать.
Информация сегодня одна, завтра – другая, а мы на нее колоссальное время тратим. Все знает только Бог. Человек знает половину, а может быть, и еще меньше. А всякая полуправда – это ложь. И всякая сегодняшняя новость завтра станет уже несвежей. Нам надо потерпеть всего один день. Если мы хотим, чтобы у нас было все в порядке в душе, сердце и уме, надо иметь другую информацию. Какую? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих.
Это тяжело? Это кажется тяжелым, потому что это не тяжелее, чем часами сидеть в Интернете. Вот это – и тяжелее, и бессмысленнее. Кстати, относительно бессмысленности. Сегодня интересная дата, 9 февраля, день кончины Федора Михайловича Достоевского, о котором Третьяков, основатель знаменитой галереи, говорил: «Федор Михайлович – это совесть нашей нации, настоящий защитник христианства и православия». А блаженный Антоний (Храповицкий) однажды сказал: «Колумб открыл Америку, а Достоевский для русской интеллигенции открыл Христа». Так вот, Федор Михайлович говорил: жизнь без веры в собственное бессмертие, в бессмертие своей души, бессмысленна, пуста, бесцельна и невозможна.
Если мы говорим о посте, о духовной жизни – цель должна быть. Сейчас все люди хотят, чтобы у них было все хорошо, у каждого в свою меру. И все забывают про фундамент этой «хорошести». А секрет вот в чем: надо самому стать хорошим перед Богом, людьми, родными и близкими. Вот в этом весь смысл. Приходит мужик и говорит: «У меня жизнь не складывается». И начинает перечислять: то у него не так, это… ничего не складывается. И называет грехи. А грехи там – против всех заповедей. Я говорю: «Вы знаете, вы мне напомнили одну историю. Приходит один мужчина в компанию и говорит: «Мужики, ничего не понимаю. Чего полиция докопалась? Ну, ехал по встречке, ну, пьяный, задом, на красный… чего пристали? Чего придрались?» Смотрю – он и сам улыбается. Я говорю: «Все, что Вы назвали, – все наперекосяк в духовном, нравственном плане». А он говорит – у него жизнь не складывается. С чего она сложится-то?
Поэтому время поста и дается нам для самопроверки. Посмотри, какие у тебя мысли, слова и поступки. Все начинается с мыслей, когда мы их не фильтруем, даем волю фантазии, гневу, раздражительности, блудным, нечистым «поворотам»… Надо на их подлете, как сейчас ПВО, работать на упреждение. Вот в фильме показано: антенна крутится постоянно, засекли – пуск и выстрел. Эта антенна, которая должна крутиться, –наше внутреннее делание, молитва Иисусова. Она как фон. У нас ведь фон какой? Утром проснулись – и фон пошел бесконечный: работа, здоровье, умыться, приготовить… Ум пустой не бывает, он не может быть не занят мыслями. А нам дано Богом такое счастье, что мы можем и должны своими мыслями управлять. Мы им должны давать пищу, расположение. Управлять ими – это потрясающая возможность, только нужен навык.
У старца Амвросия спрашивали: «Батюшка, научи нас творить Иисусову молитву». – «Научитесь хотя бы ее твердить». В Оптиной пустыни мало что осталось из артефактов кроме стен, все было разорено. И когда мы в 1988 году в нее заехали из Троице-Сергиевой лавры, в музее обнаружили солонки, которые братия в скиту вытачивала на токарных станках, и их потом паломники за какое-то пожертвование приобретали. Я запомнил на них потрясающие надписи. Сама солонка стоит на столе и делает духовную работу. На крышке надпись то ли выжжена, то ли вырезана: «Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом». А на другой: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». И на третьей: «Есть смирение – все есть, нет смирения –- ничего нет».
– Вопрос телезрителя: «Я прочитал в посланиях: Бог поругаем не бывает. А Иисус говорит, что хула на Святого Духа не простится. Значит, все-таки получается, что Дух – это не Бог?»
– Нет, в вопросе какая-то путаница. Святой Дух – это, конечно, Бог. Давайте пойдем дальше, потому что это вопрос некорректный.
– Можно разделить его пополам. Или просто ответить, что есть хула на Духа Святого…
– Сознательное противление истине является хулой на Святого Духа. Люди (такие, как фарисеи) знали, что Христос – истинный Бог и Творец Вселенной, и Ему противились. А в нашей повседневной христианской жизни это – сознательное совершение греха в надежде на последующее покаяние. То есть одно дело, если ты этого не знал, не понимал или обстоятельства так сложились, а другое – знаешь и идешь на сознательный грех. Например, какой самый страшный грех? Блуд и прелюбодейство. Человек это знает, но сам себя убеждает, что так сложились обстоятельства, что потом сходит на исповедь… Вот это – сознательная хула против Святого Духа.
– Отсюда телезритель и делает вывод, что если хула есть, то как же Бог поругаем бывает?
– Бог действительно поругаем не бывает, это аксиома.
В Афинах раскопали один артефакт, на нем была такая надпись: «У одних есть что есть, да нечем есть. У других – есть чем есть, да нечего есть. А у нас есть чем есть и есть что есть. Нам осталось только одно: благодарить Небо». Поэтому даже этот повод: солонка на столе, иконка, четки на руках… Кстати, насчет мирян. Были мы в Греции, на Кипре, на Святой Земле – у всех на руках четки «тридцатка». Даже если видно, что человек не молится, просто они у него на руках. Будь то таксист или продавец в магазине, но это напоминание: лучше о них думать… Когда у тебя память о Боге – это прекрасно, ты управляешь, ты – хозяин своего положения.
Кстати, завтра день памяти Исаака Сирина. Он говорил, что праздный ум – седалище дьявола. Вернусь к Федору Михайловичу. Федор Михайлович всегда был эпатажником. Все у него сверх меры, потому что только так и дойдет, это как колокол, как набат. Вот телефонный звонок не слышно, а включи сирену – все сразу обратят внимание: что случилось? Потрясающий у него есть момент. Кульминация «Братьев Карамазовых». Иван приходит к Смердякову, завтра суд над Дмитрием, и Смердяков признается ему, что он убил… И дальше по тексту, но там есть эпатажный момент, потрясающий «маркетинговый ход» Федора Михайловича. Смердяков говорит: «Вот три тысячи, из-за которых я убил», – и из чулка достает пачку денег, кладет их на стол. В дверь заходит служанка и предлагает им чаю. И чтобы она не увидела этих денег, он накрывает их книгой. И Федор Михайлович пишет: «А надписание сей книги было следующее: «Душеполезные поучения преподобного и богоносного отца нашего Исаака Сирина». Можешь себе представить? Тысячи книг было в то время по книжным полкам. Почему он именно ее выводит? Потому, что это – как молния. Тысячи людей потом начали искать Исаака Сирина. А почему? Она была обнаружена в его библиотеке на Кузнецком мосту, дом 5, сейчас это – его музей-квартира. Она была вся в пометках и подчеркиваниях. Старец Зосима, говоря свои поучения, цитирует Исаака Сирина. Кто еще из писателей проникся самым главным мистиком – Исааком Сириным? А старец Паисий Афонский говорил: «Если бы мне сказали: уйдешь в пустыню, но сможешь взять с собой только одну книгу, кого бы ты взял? Я бы взял Исаака Сирина, и его бы мне хватило на всю мою жизнь».
– Ведь сегодня память, день смерти Федора Михайловича.
– Да, а Исаака Сирина – завтра. Можешь себе представить, какое совпадение! Столько веков прошло. А Исаака Сирина можно читать потихонечку, по одной страничке. Там много вещей есть не сразу понятных, их отставлять в сторону. А есть, наоборот, очень понятные вещи. Старец Паисий говорит: его надо читать по полстраницы, потому что он «высококалорийный».
– Вопрос телезрительницы: «Как бороться с маловерием? Заболеешь или что-нибудь случится – и сразу ставишь себе диагноз. Как с этим можно бороться?»
– Маловерие укрепляют Евангелием и рассуждением о тех событиях, которые происходят в нашей с вами жизни. Вы произнесли слово «заболели». Это что означает? Вы молились, Вы просили, чтобы не было болезней, и вдруг пришли болезни? И как будто Бог нас не слышит? А как Вы бы хотели? Сегодня читали апостольское послание, в котором говорится: «Все хотящие жить благочестиво будут гонимы». Бог не обещал безбедного плавания, но всем обещал тихую пристань. «Христианство не для прибытка», – говорит апостол Павел. Христианство – не бюро добрых услуг. Оно не для того, чтобы у нас было все хорошо, а для того, чтобы мы были хорошими.
Поэтому всякие наши мирские просьбы должны заканчиваться по примеру нашего Господа, который Сам взмолился: Да минует Меня чаша сия. А потом – огромная запятая: Но не Моя воля, но Твоя да будет. Не думайте, что Господь – это только раздаватель нам сладких конфет. А мы, надев на себя крест, как фарисеи, говорим: даю десятину от всего, что приобретаю, пощусь два раза в неделю… И требуем: теперь Ты для меня все должен делать, я теперь в числе спасенных, я не такой, как прочие, а иной, Богу близкий и угодный, не такой, как тот мытарь. И забываем Евангелие, где сказано: когда вы сделаете все повеленное вам, скажите, что рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать.
Я всех предостерегаю: не думайте, что мы встали на путь христианской жизни – и у нас внешняя жизнь начнет складываться: перестанем болеть, дети будут учиться на одни пятерки, муж будет верный, работа будет на удаленке и в два раза больше будем за это получать… Поставили свечу, причастились, исповедовались – и все у нас пошло. Это было бы дешевым христианством, если бы только так и только из-за этого люди приходили к вере. Надо Бога любить только за одно: за Его Жизнь, Его смерть, Его Евангелие, а не за то, что Он раздает нам сладкие конфеты. Иногда и так бывает, но не это – цель. Цель – чтобы мы стали другими.
А насчет болезней… Если думаете не болеть, так врачи говорят, что умереть здоровым – это даже как-то обидно. Самая плохая, неприятная смерть – это смерть внезапная. Без подготовки, без болезни. Человек начал болеть – и потихонечку одно отставил в сторону, другое, одно стало ненужным, другое… Молитвослов до дыр зачитал, исповедовался, причащался. Своим друзьям-одноклассникам звонил: ребята, всё есть – душа есть, вечность есть, Бог есть! Не верите – на меня посмотрите. И так сам спасается, других спасает. Вот цель жизни, а не чтобы здесь все было упаковано, это – иллюзия. Маловерие как раз от того, что вера – не в то. Надо не просто верить, что Бог есть (и бесы веруют и трепещут), а надо Богу доверять. Вот Авраам не только в Бога верил, но он Ему доверял. И мы должны Ему доверять, верить, что Он все делает для нашего спасения, даже и то, что нам кажется «плохим». Он из этого сделает добрые последствия, если мы сами «с катушек», с рельс христианских не съедем, как тот дяденька, который пьяный, по встречке и задом. Вот так делать не надо.
– Вы говорите, что Богу нужно доверять. Это тоже частый вопрос на нашей программе. И даже у опытных практикующих православных христиан все равно этот вопрос возникает. Как определить: то, что ты делаешь – это благое дело или это нужно оставить (бывает, что-то не получается на каком-то этапе)? В общем, как здесь найти эту середину? Например, начинаешь какой-то проект на благо людей. Думаешь, что делаешь благо, но ничего не получается. Это тебя Господь смиряет?
– Тут по-всякому бывает.
– Это да, но все-таки, может быть, есть какой-то способ для себя это прояснить? Понятно, начинаешь молиться, где-то смиряться, а где-то ропщешь.
– Начнем с самого главного. Лев Николаевич Толстой говорил, что люди делятся на две категории: одни сначала думают, потом делают, а другие сначала делают, потом думают. А христиане, перед тем чтобы подумать и сделать, еще молятся. Пришла какая-то добрая мысль, например, насчет перемены работы, потому что на этой работе мало получаешь, казалось бы, это благая мысль или нет? Прикинь, что и как.
– Конечно, детей нужно выучить, лечить…
– А тут возникает такой вопрос: лучше постоянство и немного денег или много денег, но негарантированное постоянство?
– От человека зависит; кто-то, может быть, и рискнет.
– Поэтому все сначала взвешивается, обдумывается. И если игра стоит свеч – пожалуйста. Но цель, чтобы у человека были средства, поскольку он отвечает за семью и должен об этом думать. Потому что под лежачий камень вода не течет. А если возникнет препятствие и не хватает образования, надо идти на курсы. Это препятствие, которое может стать возможностью. Допустим, человеку сказали: «Мы Вам столько денег платить не можем, потому что у Вас нет квалификации». Это искушение препятствием или временные трудности? Конечно, временные.
– Как отреагируешь…
– Конечно. Кстати, интересно, когда-то у нас речь зашла о том, что означает слово «кризис» (это давно было, когда строили Покровский храм и в стране случился кризис: с долларом был какой-то обвал, я не помню). Друзья мне сказали, что кризис на японском и китайском обозначается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность».
Ребенка бросили в воду, чтобы он научился плавать (под присмотром, конечно). Для него это опасность, которая может стать возможностью. Только отец Иоанн (Крестьянкин) (память его была 7 февраля, в 2006 году он почил) говорил, что благословение приходит на ваше вымоленное и обдуманное решение. И когда это было обдумано, вымолено, получено благословение, надо понимать, что все препятствия, которые возникают, – это не то, что тебя должно остановить, а то, через что ты должен пройти, вырасти, чтобы у тебя была не только одна опасность, но и появилась возможность. Потому что это благословленное Богом дело.
А если начинаешь что-то химичить против Евангелия?.. Например, заработок заработку рознь, хотя тоже человек вроде думает о семье. Спрашиваешь: «Чем ты занимаешься?» – «На бирже торгую». Ничего себе! То есть сегодня взлет, завтра падение, и получается, ты рискуешь семейными деньгами. И здоровьем еще. Если само дело скользкое, тогда не надо так делать. Критерий Евангелия – любовь к семье и законные пути, а не деньги из воздуха...
– Вопрос телезрителя: «В апостольских посланиях есть такое выражение: почитайте один другого высшим себя (Флп. 2, 3). Как архиерей будет почитать меньшего выше себя? И еще: страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот два разбойника страдали плотью, но грешить только один перестал».
– Что-то интересное. Судя по вопросам, Вы, наверное, мирянин. И как Вас касается смирение архиерея?
– Я видел, как митрополит исповедуется иерею.
– Давайте не будем брать пример, когда высший подчиняется низшему. Давайте хотя бы на уровне семьи это рассмотрим. Кто-то из умных людей сказал, что последнее слово в семье должно быть за мужчиной. Всегда. И лучше бы, чтобы это слово было следующее: «Да, как скажешь, моя дорогая». И еще он говорил, что все время вспоминает папу, который говорил: спроси у мамы. Старец Амвросий о семейной жизни говорил так: кто уступает, тот приобретает.
Приходит жена и спрашивает: «Сережа, тебе сегодня сделать борщ или яичницу, сосиски или котлеты?» А ты ей просто говоришь: «Что тебе удобно, что для тебе проще, то и сделай». И ты это воспримешь как от Бога. Какая разница? Пусть сделает то, что ей проще. А когда человек заточен на то, чтобы было так, как он сказал, даже в мелочах, возникают трудности. Ведь все складывается из этих мелочей. Поэтому надо в мелочах уступать друг другу.
– Мне жена приготовила пельмени сегодня. Я не успел их съесть и уехал. Я же ее обижаю, получается.
– Она должна была, зная твою загруженность, сложить их в контейнер.
– Не успела бы, я очень быстро ушел.
– Положить в контейнер – это занимает ровно 34 секунды, уже проверено. Нельзя, чтобы был долгий период голодания. Когда человек голодает, а потом ест на ночь, это идет уже в жир. Кстати, об этом епископ Игнатий говорил: все молитвы, которыми молимся на ночь, и впечатления, полученные перед сном, становятся плотью нашей души. Так же, как и калории. Все, что съедено на ночь, начинает откладываться.
Поэтому чрезвычайно важны молитвы на ночь, впечатления на ночь, мысли на ночь. Это потом становится содержанием души. Надо засыпать не с телефоном, не под новости, не под фильмы. Засыпать надо как минимум под духовную книгу, а когда у человека бессонница, она тут же проходит. А наивысший уровень – это, конечно, засыпать под молитвы, чтобы они вошли в ум и сердце. Многие из нас чаще всего засыпают под телевизор или с телефоном.
– Вопрос телезрительницы: «Как понять, где эта грань: работа должна быть для души или давать заработок? Меня тянет работать с детками, выучиться на младшую медицинскую сестру, ухаживать за больными. И вторая грань – нужно работать, чтобы зарабатывать, платить ипотеку, содержать детей. Как совместить предназначение души и современную жизнь?»
– Есть такое стихотворение: «Не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела». Может быть, хотелось бы сидеть дома, вышивать или писать иконы, шить женскую одежду, четки плести, потом реализовывать их через магазин и прочее. Если бы Вы были одни или были в монастыре – это одно дело. Когда нет мужа, который может обеспечить семью, а Ваш бюджет складывается только из Вашей зарплаты, тогда, конечно, надо делать не то, что нравится, а работать там, где можем заработать достаточно для того, чтобы содержать свою семью. Поэтому старец Амвросий призывал всех к рассудительности и ответственности за семью. Поэтому делайте то, что полезно для семьи.
Иногда муж работает на двух-трех работах, и ни одна из них ему по-человечески может не нравиться. Он эти работы воспринимает как заработок на кусок хлеба. Такие сейчас у нас времена. Вся эта городская жизнь всех загнала в безумные цены, в безумный ритм... Была какая-то размеренная жизнь, огород, корова, коза, поле, была община, большая семья. Были какие-то гарантии. А сейчас человек потерял работу – и все, не знает, что делать. Особенно в районных городах это все сложно. Поэтому какая работа подвернулась, на той и работайте.
Но есть у нас такое понятие – личное время. А вот личное время посвящайте рукоделию для души. Оно может быть самое разнообразное. Авва Дорофей говорит: телесный труд приводит человека к смирению. А рукоделие – это средство от уныния. Своими руками можно и нужно что-то делать.
– Кто-то картины пишет.
– Это по высшему разряду.
– Кто-то бисером вышивает. Моя мама корзинки плетет.
– Моя бабушка просто вязала шерстяные носки на всю семью. За два дня она могла носки связать. То есть надо чем-то заниматься вместо телевизора, какое-то дело для души должно быть. Тем более для семьи.
– Мы говорили о взаимоотношениях мужа и жены в семье, чтобы был мир. И, как Вы сказали, последнее слово должно быть за мужем.
– И пусть оно будет таким: «Как скажешь, дорогая». Эта взаимная уступчивость – просто идиллия в семье. В нашей духовной молодости были книги аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. (В этих двух книгах все алгоритмы семейного счастья и жизни вообще были прописаны.) Они говорят: благо – свою волю подчинить воле брата. «Ты как хочешь?» – «А как ты?» Чтобы каждый давал другому право выбора.
Кстати, я хотел один замечательный алгоритм раскрыть на примере. Спрашиваю одного моего друга (они в браке 30 лет): можешь рассказать секрет семейного счастья? К большому сожалению, уже в 2004 году на 10 браков в стране было 8 разводов, в прошлом году 7 разводов на 10 браков. Половина из них – в первый год совместной жизни.
Я сказал другу, что 30 лет брака – это же очень много, попросил раскрыть их секрет. И он мне рассказал, что в непринципиальных вопросах он старался уступить жене, предлагал ей выбирать, чтобы этот выбор за ней был. И этими двадцатью уступками он зарабатывал себе право, когда будет серьезный вопрос, сказать: нет, дорогая, давай сделаем вот так. И она, помня о том, что муж не тиран, не деспот, не делает все по домострою, предоставляла ему право поступать именно так. Мне кажется, такое возможно, если женщина разумная.
– Вот и люди говорят, что мудрая жена – это счастье для мужа.
– Обрел такую жену – обрел счастье, а кому не повезло, как Сократ говорил, тот станет философом. Среди братии все то же самое. Среди сослуживцев то же. Дай человеку выбор.
Например, подходит регент к владыке и спрашивает: «Какую из трех Херувимских Вы больше любите, какую спеть?» – «Какую тебе удобно, такую и спой». Это же три любимые, какая разница, какую из них споют? Но здесь какое-то уважение к регенту. Регент же смотрит, какой у него состав. К примеру, у него нет состава, чтобы спеть «Херувимскую» Сарти. Или нет состава для «Херувимской» Бортнянского, а для «Херувимской» Архангельского есть. То есть здесь тоже надо все-таки давать возможность принять решение тому специалисту, кто за это отвечает. И это будет прекрасно, это смирение, когда свою волю отдал на решение брата, чем все время настаивать на своем.
Кстати, насчет своей воли старец Амвросий говорил: своя воля и учит, и мучит; сначала помучит, потом чему-нибудь научит. А о тех, кто упрямится и все по-своему делает (особенно дети), говорил: обычай бычий, а ум телячий. Еще один мудрый человек говорил относительно детей и родителей такое. В 7 лет девочка говорит: мама все знает. В 12 лет девочка говорит: мама кое в чем разбирается. В 17 лет: мама совсем отстала от жизни. Натворив дел, девушка в 27 лет говорит: уж лучше бы я слушалась маму. Поэтому надо с этого сразу начинать.
Люди прожили жизнь, но умный учится на чужих, а дурак на своих ошибках. И это в нашей жизни неистребимо: сначала натворят дел, потом сожалеют. Кстати, у Федора Михайловича есть потрясающая вещь. Это все должны услышать; и детям и внукам своим передать. Он сказал страшные слова: есть в жизни такая черта, переступив через которую уже невозможно возвратиться назад. А сейчас самая серьезная черта – это целомудрие и чистота жизни и тела. Переступаешь через нее, и дальше все идет кувырком.
Серафим Саровский еще в середине XIX века говорил: сейчас брань сатаны идет за две вещи – за молитву и целомудрие. Потому что знают все лукавые: если лишить человека одного и другого, считай, что лишишь его спасения. Человек, который не молится, становится как животное. Поесть, попить, поспать; магазин – работа.
И целомудрие важно, потому что это основа счастья в семейной жизни. Вот поэтому нам тоже надо об этом помнить, этого держаться. Если бы это помнили… Допустим, на доске была бы перед началом урока одна цитата Достоевского: главные вещи в жизни – не вещи. И вот человек 40 минут на эти слова смотрит. А это же все работает (как реклама). Человеку объясняют физику, химию, математику, а на доске одна цитата.
Лев Николаевич Толстой однажды сказал: лучше капля добра, чем бочка философии. Вот эта капля добра, мысль (написанная, закинутая, сказанная) может сыграть огромную роль. Как посеянное зерно: оно маленькое, а потом вырастает… Кто-то говорит: «Ой, если бы мне раньше это сказали…» Есть поговорка: если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому с близкими надо всевозможные варианты попечения использовать, потому что это наше будущее.
Дети – это не проблема. Дети – это средство передвижения в старости. Это гарантированный негосударственный пенсионный фонд. Чем больше в них вкладываем, тем больше получаем.
– Это и возможность исполнить потом пятую заповедь по отношению к своим родителям и получить то самое благо, которое обещается...
Мы одну тему с Вами обсуждали – о Причастии, как важно все-таки достойно подходить к нему.
– Сейчас как раз то самое время, когда можно на это настроиться. Время поста – это как раз время сугубой духовной жизни, сугубого духовного подвига, дел покаяния и, самое главное, милосердия. Если нет дел милосердия, покаяния, любви, все обнуляется. А для этого должны быть силы и мудрость. Силы и мудрость мы получаем от Бога, Который говорит: Я лоза, а вы ветви; если не будете на Мне, то засохнете. Поэтому Святое Причастие для нас, как говорил старец Амвросий, – это эликсир бессмертия, Хлеб Жизни.
Поэтому христианам, которые регулярно ходят в храм по воскресным дням, можно Великим постом причащаться каждый воскресный день. Но это не отменяет посильной подготовки, которая установлена Церковью. Я не буду про нее говорить, об этом все знают. Но возникает вопрос: а для людей, которые только-только приходят в Церковь, это правило применяется по полной программе или нет? Это уже должен решать священник.
Дело в том, что у нас бывают командировки, когда мы ездим куда-то вместе с прихожанами. Даю им читать три канона перед причастием, начинаем вместе читать, и я в шоке: плетутся, как пьяные по бульвару. Я, например, три канона читаю за 20–25 минут, а человек минут сорок читает.
– Это потому, что есть навык.
– Даже по-русски не могут прочитать, путают ударения (у людей высшее образование). Я думаю: ничего себе, оказывается, для современного человека это сейчас огромная проблема. Поэтому для новоначальных важно прочитать хотя бы Последование ко Причастию. То есть сразу не нагружать.
А тот, кто в Церкви, пусть исполняет все советы и церковные рекомендации. Для новоначальных одна мера, а ты уже в 7–8-м классе, но не в 1-м и не в 3-м. Вот поэтому о причастии надо ревновать с должной, по совести, подготовкой.
Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро
У книжной полки. Василий Никифоров-Волгин. Пешком на Небо
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Мы несем крест, а крест несет нас
Православная Брянщина. 22 марта 2025
Тропарь 40 мученикам Севастийским
Всенощное бдение 22 марта 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!