Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 29 июля 2024

29 июля 2024 г.

В студии клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

Обратимся к евангельскому чтению, к тем словам, которые сегодня могли слышать в храме. Мы слышали значение притчи о сеятеле. Христос рассказывал притчу о сеятеле ученикам, но те ее не поняли… Христос толкует Сам Свою притчу, и, соответственно, в ней мы сталкиваемся с четырьмя типами людей, которые Христос ассоциирует с типами земли. Посеянное на плохой почве, при дороге не вырастает, а в духовном смысле лукавый похищает посеянное при дороге, как птицы, которые поклевали зерна. Посеянное в каменистых местах: люди, которые услышали слово Божье, вроде бы готовы его принять, но наступают скорби или гонения, и они отрекаются от слова Божьего, сознательно или несознательно, но тем не менее перестают следовать слову Божьему. Третье – когда семя посеяно в терние. Наверное, наиболее актуальный сейчас в нашей стране тип человека, который слышит слово Божье, но под влиянием, под воздействием мирских забот, богатства, роскоши, стремления хорошо и безбедно жить забывает про слово Божье и стремится больше заработать, получить больше удовольствия от жизни.

И единственный успешный тип, когда человек воспринимает слово Божье и его в своей душе взращивает. Очевидно, что первые три типа людей забывают слово Божье, или же они в период гонения от него отрекаются, или же роскошь жизни заставляет их забыть о слове Божьем. Очевидно, что такие люди и не стали бы слушать слово Божье. Зачем же Христос тогда рассказывает об этих типах? Важен ведь только четвертый. Надо бы только о четвертом рассказывать.

– Такая проблема существует во всем мире, потому что человек хочет быстро, надежно разбогатеть, решить свои проблемы и жить в свое удовольствие. Наверное, нет нации, которая могла бы представить особенных людей, что были бы освобождены от этой сладости земной, мирской жизни. Все хотят получить быстро и много.

Почему Христос приводит такое собрание типов сердца (или души) человека? Христос этим не открывает что-то новое, но Он констатирует, что такое есть. Притча носит назидательный характер, и Сам Христос как бы дает ответ, каким должен быть человек со своим сердцем, душой, чтобы слово Божие, которое сеет Сеятель Господь (а сейчас это епископы, священники, катехизаторы), человека подготовило. Чтобы почва была разрыхленная, существует целая культура подготовки такой почвы, пригодной для принятия семян...

То есть необходима внутренняя работа над самим собой. Если нужно подготовить, допустим, поле, то его надо очистить от камней, сорняков, сделать так, чтобы это поле было удобрено, то есть либо посеять определенные травы, которые могли бы удобрить эту почву, либо унавозить почву, но сделать ее готовой для того, чтобы она дала богатый урожай.

То есть здесь нужно смотреть между строк, не просто так эти типы людей существуют. Господь показывает, что есть люди с определенными внутренними проблемами, неподготовленные, которые живут мирским, временным, непостоянным. Слово Божие коснулось их, они соприкоснулись с ним, но птицы это склевали (это различные духи злобы поднебесной, различные искушения, которые встречаются, они похищают всё).

Люди как бы с тернистым насаждением те, которые имеют различные увлечения душевные, какие-то забавы, что мешает им в том, чтобы в них процветало слово Божие. Сейчас это молодежь, допустим, которая употребляет наркотики, ходит по различным заведениям, занимается чтением какой-то литературы по оккультизму, склонна к магизму, сквернословию, различным этим молодежным моментам, что отдаляют от Церкви, от слова Божия. Такой вот тип людей. И в Евангелии он очень подчеркнут.

Но самое важное, что Господь нам показывает: почву плодородную надо подготовить. Она не сама собой образовалась. Над ней поработали, ее удобрили, оформили, то есть произошла какая-то культурологическая революция с этим участком. И каждый человек призван к этому эволюционному процессу, или революционному… как хотите, но это какая-то агрессивная работа над своим «не хочу», над своим «не могу» и над своим «ничего не получится». Надо, во-первых, надеяться на Промысл Божий спасительный, надо оставить свою лень, прибегать к таинствам Церкви, читать Священное Писание, поучения святых отцов. И таким образом взрыхлять свою почву постами, молитвой, доброделанием, милостыней. Эти дела подготавливают определенную почву для того, чтобы в дальнейшем слово Божие, посеянное в ней, укоренилось и принесло результаты.

Давайте обсудим немножко второй тип людей, которые забывают о слове Божьем, когда начинают наступать невзгоды. Действительно, сложно сохранить в себе слово Божье, когда начинаются разного рода невзгоды. Это могут быть какие-то личные скорби, переживания, смерть близких. Часто смерть близких от веры немножко отталкивает. Или это могут быть массовые гонения на Церковь… Имеем ли мы право говорить тогда о том, что люди в таких гонениях, отступая от слова Божьего, когда их жизнь подвергается угрозе, поступают неправильно, хотя пытаются сохранить свою жизнь?

– Дело в том, что Господь нам обещает за такой результат вечную жизнь и помощь в обретении Царства Небесного. «Блаженны изгнанные за правду». Христос нас об этом предупредил. Поэтому самое главное для верующего человека – не иметь страха перед правителями мира сего, перед обстоятельствами, но уповать на волю Божию. Это очень сложно, трудно… Взять тех же Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, когда казнь происходила таким образом, что мать захотела не первой умереть за свою веру, а сначала посмотреть, как умрут ее дочери, убедившись в том, что они умерли за Христа, за Бога, за Истину, а потом и она сама получила мученический венец.

Это показывает нам прежде всего, что человек должен верить в то, во что он верит. Как бы парадоксально это ни звучало. Очень часто бывает так, что человек, допустим, ходит в церковь, приступает к таинствам, и вдруг какие-то обстоятельства, какой-то информационный вброс злопыхателями Церкви… Понятно, что эта информационная повестка недолго живет, но есть люди, которые клюют на этот крючок и говорят: «Всё, мы в церковь ходить не будем, молиться не будем. Оказывается, там всё по-другому».

Здесь просто человек открывает свою глупость и обнажает свое неверие, которое он активно прикрывал личиной особого почитания, особой веры, но вместе с тем произошли обстоятельства, которые открыли истинное положение дел. Поэтому нам необходимо работать над собой, чтобы наша вера не была основана на чудесах. Люди фотографиями делятся, рассказами различными, что там чудо произошло, там чудо произошло, там мироточение, там что-то сверхъестественное... И вот этим подпитываются, но забывают о том, что самая главная духовная поддержка и благодатная помощь происходит от тихого дуновения ветерка: ежедневной молитвы, совершения своего молитвенного правила, богоугодных дел, прибегания к таинствам Исповеди и Причастия, к соборованию, если есть душевные, духовные, телесные недуги. И здесь получает человек определенную помощь.

Но самое главное – это работа над собой. Причем она должна происходить не в определенном формате, когда я от сих до сих должен сделать определенное правило, а потом уже заниматься другими делами, может быть, даже и согрешить в чем-то. Нет. Надо все время растягивать пространство молитвы на весь день, а в дальнейшем на всю свою жизнь, чтобы пребывать в таком состоянии, когда ты думаешь и сердцем, и головой, чтобы не приступать к греху. Когда лукавый своими стрелами начинает осаждать человека различными мыслями, различными желаниями, какими-то движениями, надо включать и сердце, и голову и приступать к молитве, чтобы не идти у него на поводу. Потому что начинает он с малого, а потом человек совершает и большие беды, большие грехи, которые могут привести к тому, что человек опять отпадает от Церкви.

И опять бес ввергает такого человека в уныние, да так, что человек даже может покончить жизнь самоубийством, то есть совершить такой грех, который уже невозможно исправить. Поэтому человек должен помнить, что каждый свой день он должен благословлять именем Божиим, проводить день с именем Божиим на устах, ложиться спать, призывая имя Божие, то есть он должен начинать и заканчивать свой день по-христиански.

А начинать нужно с малого, как бы складывая кирпичик к кирпичику, и потом из этих кирпичиков выстроится большое здание. Поэтому каждый наш день это как бы такой кирпичик. Прожили мы день, поблагодарили Бога, и Господь дает нам следующий день. Святые отцы говорят: если Господь посылает нам еще день, нужно приступать к нему с духовной нищетой, с благодарностью, с особым желанием прожить его благочестиво, чтобы завтра начать день следующий.

– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Святые отцы говорят, что можно спастись одной только милостыней, не имея других добрых дел. Так ли это?»

Дело в том, что в глубоком христианском, православном понимании милостыня неотделима от любви, от исполнения воли Божией, от послушания воле Божией. Святые отцы прилагают это состояние ко всем остальным добродетелям, которые человек может и должен иметь, а все это в совокупности есть исполнение воли Христа любить, пребывать в любви.

Если любишь, то не нарушаешь воли Божией, стараешься угодить Богу. А если еще творишь милостыню, то это уже надстроечное, придаточное состояние, особое качество любви, когда, имея немногое, можешь творить милостыню. И, конечно, ты надеешься, что Господь тебя спасет.

Но если человек раздает милостыню по своей гордыне, чтобы утешить гордыню и получить от этого наслаждение, почувствовать себя маленьким божком с определенной суммой денег, который может подать одному, другому, третьему, или он подкармливает на площади голубей и думает, что делает большое дело, и не ради Бога, не ради любви, то надежды на спасение у него может и не быть.

А если человек делает все это ради Бога, ради послушания, если он, например, раздает милостыню за упокой чьей-то души или узнал о болезни, о скорой своей кончине и просит о нем помолиться, то это очень важное, благодатное дело, которое может привести его в Царство Небесное. Но решение и благословение остается за Христом, мы не должны об этом забывать.

– Если вернуться к притче о сеятеле, как Вы считаете, может ли человек за время своей жизни превратиться из одного типа земли в другой? С одной стороны, понятно, что все мы призваны к тому, чтобы стать той самой доброй землей, которая воспринимает зерно слова Божия и приносит многократный плод. Но нам важно поставить себе диагноз в данную минуту, в данный день, по завершении дня и сказать себе: «Я сегодня был такой землей. Но можно ли завтра мне стать другой землей? И можно ли мне сегодня быть добрым христианином, а завтра поменять слово Божие на роскошь?»

В принципе, я говорю не про определение всей жизни, не про выбор жизненного пути, а про выбор каждого из нас в конкретный день, про наши столкновения с конкретными жизненными обстоятельствами и про то, как мы их воспринимаем.

Прежде всего нам нужно помнить слова Господа: в чем застану, в том и сужу. И какой землей ты себя ни представлял бы, если имеешь память смертную, помнишь эту формулу, то живется тебе проще и легче. Человек может очень легко перейти из состояния каменистой почвы в плодородную, когда Господь поставит его в определенные обстоятельства.

Если человек, находясь в состоянии непреодолимой гордыни, озлобления, сталкивается с определенными трудностями, болезнями, сложными жизненными обстоятельствами, то его сознание может кардинальным образом измениться, и он из тщеславного, горделивого, жестокого человека превратится в агнца, который захочет изменить все неправильное на своем пути, считая это несовместимым с христианским учением.

Вы спросите, каким образом это может произойти? Когда апостол Павел, гонитель христианства, встретился с Христом, Господь изменил его сердце, ум, сознание, и тот стал совершенно другим человеком. Но сначала, будучи Савлом, он оставил определенный отпечаток в среде иудеев, которые его знали, а после встречи с Христом, после принятия крещения и благодатной силы Господа Иисуса Христа стал первоверховным апостолом.

Учение Церкви, которое мы имеем, это переданные через апостола Павла переработанные и дополненные слова Христа. Христос очень много говорил о небе, о душе, о сердце, а приблизить все это к жизни сумел апостол Павел опять-таки через Духа, Которого послал ему Господь.

Поэтому мы не можем сказать, что для Бога что-то может быть невозможным, если даже гонитель христиан стал проповедником Царства Небесного, и он не побоялся умереть за свою проповедь, потому что ему была открыта вся правда о Царстве Небесном. Апостол Павел знал, что жизнь человека временна и что Господь обязательно примет в Свои обители покаявшегося человека, ставшего впоследствии верным, надежным Его учеником. 

– Вчера мы вспоминали Крещение Руси и князя Владимира, а ведь князь Владимир – это тоже пример человека, который, подобно апостолу Павлу, услышав слово Божие, из каменистой почвы стал почвой благодатной.

– Наверное, вначале он был самой неблагонадежной почвой смесью всего того, что могло все поглощать и не давать никакого плода.

– Да. Вероятно, усилия его бабушки княгини Ольги поначалу не давали никакого результата, но в какой-то момент он переосмыслил свою жизнь, свое будущее и, приняв крещение, совершив это историческое деяние – Крещение Руси, направил страну в совершенно другое русло.

Современники свидетельствовали о князе Владимире, что и характер его изменился. То есть мы видим, что человек превратился в добрую землю, упав в которую, зерно принесло действительно достойный плод. По сути, плод этой земли – это многочисленные святые, которые впоследствии прославились на Русской земле, и вообще то, что Русская земля существует, во многом это тоже его плод.

Конечно. Но дело в том, что сейчас очень многие, называющие себя атеистами, агностиками, говорят: «Князь Владимир был богохульником, гонителем веры, он имел столько жен, сотворил столько нехорошего… В общем, полностью отрицательный персонаж. Получается, он покаялся, и все это ему простилось?» Таким людям нужно отвечать: «Да. Господь имеет такую силу, что прощает природу падшего человека и делает из него человека нового. Если хотите покаяться приходите к Богу, и Он сделает это и с вами».

Мы видим, что такие люди как бы подпитываются от духов злобы поднебесной. Вот человек пришел в монастырь, и они говорят: «Да он же разбойник, преступник, на нем клейма негде ставить! Он сотворил столько грехов, нанес столько обид, а сейчас пришел в монастырь». Даже люди, которые ходят в храм, знающие этого человека, говорят: «А этот что в храме делает?» Но за этого человека можно только порадоваться он знает, что идти нужно к Богу.

Как больной человек знает, что если у него какая-то болезнь, он должен не заниматься самолечением, не скрывать свою болезнь, а бежать к врачу и лечиться у него, так и человек, имеющий какой-то грех, должен бежать в церковь и узнавать, как можно избавиться от этого греха, чтобы припасть к Источнику благодати, которая очистит и изменит его, сделав из него нового человека. И тип почвы, о котором мы с Вами говорим, обязательно изменится на лучший.

– Как Вы думаете, атеизм – это, согласно притче, своего рода один из видов почвы или все-таки кем-то упорно насаждаемая определенная идеология? Может быть, это одно из состояний души человека? Господь не зря отмечает, что человек может быть разным в восприятии слова Божия, и получается, что атеизм это какая-то временная неспособность воспринимать слово Божие? Или же это некая антирелигия, которая имеет какие-то свои основы, а одна из этих основ это отречение, отвержение Бога?

– Атеисты – это глупые люди, противоречащие сами себе, потому что уже давным-давно доказано, что все науки вышли из науки богословской. Всем научным рядом доказательств, изучением проблем занималось богословие. Потом от него отпочковалась философия, а уже от нее другие науки.

Корень всех научных вопросов заложен в богословии. Поэтому люди, которые хотят изобразить из себя звезду, это всего лишь отблески непонятно какого огонька, который, может быть, где-то и сверкнул. Но люди, называющие себя атеистами, умными людьми, это, как правило, ограниченные, находящиеся в каком-то замороженном состоянии личности, которые хотят при помощи самых великих, славных, благодатных явлений на земле веры, благодати Господа нашего Иисуса Христа прославиться их отрицанием.

Мы сталкиваемся с явлениями, которые могут подчеркивать и доказывать несостоятельность насмешек, несостоятельность информации, которую доносят до нас люди, называющие себя атеистами. Но пусть они попробуют доказать, что Бога нет. И вообще отрицание какого бога имеется в виду? Поэтому здесь, пожалуй, речь идет не об атеистах, а скорее об агностиках, по-нашему незнайках.  

– Да, наверное, жесткий радикальный атеизм остался в прошлом, а вот агностицизм – это популярное современное явление. Более того, это во многом даже очень популярный тренд. То есть сегодня популярно быть агностиком.

– Но с такими людьми неинтересно разговаривать. Ты предлагаешь тему, а они с нее спрыгивают путем подмены понятий. Формальной логики для них вообще не существует, они живут по какой-то своей логике. То есть в ведении споров, диалогов, дискуссий для них не существует никаких правил.

Мы правильно назвали агностиков незнайками, а с незнайками просто-напросто неинтересно. Можно на них посмотреть, улыбнуться и помолиться за них, чтобы Господь дал им ума, мудрости и благодати, чтобы они почувствовали теплоту Божественного присутствия в своем сердце.

– Но можно ли разговаривать с ними, чтобы посеять какое-то доброе зерно?

– Вообще посеять доброе зерно – это рассказать о Боге, о том, что Христос воскрес. Эти люди должны работать над своей почвой. Из-за рубежа приезжали различные псевдохристиане, они привозили свою литературу, чтобы отвлечь, оторвать человека от православной веры. А мы по-другому исполняем волю Божию, мы работаем на перспективу сеем зерно, испытываем человеческое сердце, излечиваем человеческую душу молитвой, постом, благодатными таинствами.

Многие люди, считающие себя христианами только потому, что они прочитали несколько стихов из Ветхого Завета, из Нового Завета, из Псалтири, думают, что они уже имеют все, чтобы называть себя спасенными и спасать других людей. Но когда в жизни таких людей возникают какие-то непростые обстоятельства, они обычно отказываются от своих убеждений, ломаются, убегают и принимают другую веру, может быть, даже не христианскую. За таких людей можно только помолиться; и можно сказать им, что двери православного храма для них всегда открыты.

– Вспоминая князя Владимира и то наследие, которое он оставил на Русской земле, можно ли считать сонм русских святых аргументом в пользу нашей веры?

– Естественно. Человек, который понимает ценность золота, бриллиантов, хранит все это надлежащим образом. Христос в Евангелии сказал: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Если человек не понимает ценности чего-либо, он не будет это хранить, и это совершенно естественно. А если ценность чего-то доподлинно известна, если известен ее вес и значение, то, естественно, на обладающего ею она оказывает очень благодатное воздействие.

Мы должны, помня нашу сегодняшнюю евангельскую притчу, уметь сеять это зерно, чтобы давать человеку возможность поработать над своей почвой. Эта притча констатирует тот факт, что такое положение дел существует, такие почвы существуют, такие сердца и души существуют. Нам же нужно не допускать возникновения каких-то явлений, которые могли бы заглушить семя, нужно из этой каменистой почвы выбросить все камни, все сорняки и сделать ее плодородной, чтобы семя взошло и дало свои плоды.

– То есть в притче о сеятеле Господь призывает нас к тому, чтобы мы были не только доброй землей, но и добрым сеятелем и в этом как бы подражали Богу?

– В этой притче есть много удивительного. Мы можем и удивляться ее простоте, и восхищаться глубиной слов Спасителя. В ней очень много образов, и богословы будут находить еще и еще какие-то образы, подтверждающие уникальность слов Спасителя.

– Скажите, в роли сеятеля могут выступать только архиереи, священники, катехизаторы, миссионеры или мы тоже в чем-то можем быть сеятелями? Имеем ли мы на это право?

Ну, Вас через таинство диаконской хиротонии Сам Господь призвал к этому.  

А прихожане храма?

Прихожане храма, которые соприкасаются с Божественной благодатью, читают слово Божие, «Закон Божий», тоже набираются этих семян, семян веры. А не зная ничего, как будешь сеять семя веры? Что будешь сеять? Можешь сеять только свою глупость. Да, ты будешь сеять семена, но не те, которые нужно. И таких сеятелей очень много. Вот человек посплетничал, и он тоже посеял. Поэтому здесь нужно сказать: освободи свое лукошко от плевел, насыпь в него зерна доброго, нужного для Царства Небесного, и сей его, возвещая Царство Небесное.

– Сейчас многочисленные средства массовой информации создают определенный информационный шум. И это не только новостные ресурсы, которые рассказывают о происходящих событиях, но есть и очень много аналитических ресурсов. Появляется все больше и больше людей, которые, благодаря социальным сетям, каким-то сайтам, делятся своим мнением без какого-либо запроса. Говоря словами из притчи, люди становятся сеятелями, хотя не имеют для этого ни квалификации, ни определенных прав. То есть они и сеять не умеют, и сеять им нечего. Мы же стараемся взрастить на своей земле доброе семя. А как нам избегать всех этих нехороших семян?

– Сказано, что почву нужно подготовить, да и сеятель должен быть не наемником, а заинтересованным человеком, который следит за состоянием почвы. Тернии могут и сами вырасти, но могут быть и посеяны, мы же только что говорили с вами о том, что есть люди, которые могут сеять сорную траву.

Естественно, нам нужно проводить определенную работу ограждать почву, готовую принять семя, использовать какие-то средства, которые могли бы уничтожать сорную траву и способствовать нормальному росту полезных растений, нужных человеку для пропитания. Образ семени в притче выбран не случайно. И это семя какого растения, зерно какого растения? Того растения, которое дает плод, нужный человеку для того, чтобы прожить определенный период времени. То есть это растение нужно человеку для жизни.

Если бы сорная трава, бурьян, тернии давали какую-то жизнь, может быть, они тоже имели бы какое-то положительное значение, но в них нет никаких положительных свойств, одна горечь. А если это растение типа дурмана, то можно еще отравиться и умереть. И ведь это растение тоже рассеивается, у него есть семена.

Во всем этом присутствует уникальный, глубокий, разносторонний богословский смысл, и мы должны рассматривать этот вопрос с различных точек зрения. Но самое главное это семя должно быть полезно для нашего спасения. Хлеб и вино – это продукты Царства Небесного. Христос, взяв их, благословил, преломил, освятил и дал Своим ученикам, а через учеников всему человечеству. Поэтому во всем этом делании есть определенная польза и определенный смысл.

Мы – священники, служители Церкви, православные христиане называемся солью земли. Христос сказал: если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Поэтому мы должны использовать наши знания и умения в поддержке нашего государства, чтобы вопросы веры были не вторичными, не третичными, а самыми главными, чтобы вопросы демографии были на первом месте, чтобы в нашем православном государстве не было абортов – этого узаконенного убийства.

Но закон тоже может быть незаконным с точки зрения Божественного бытия и правды. Поэтому мы должны сплоченно выражать свою точку зрения, иметь определенный настрой, чтобы исполнять волю Божию, которая во все времена неизменна.

– Отец Александр, прошу Вас подвести итоги нашей программы и напутствовать наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры! Я благодарю всех вас за проведенное с нами время. Я еще и еще раз хочу всех вас попросить оказывать посильную помощь телеканалу «Союз». Выберите для себя сумму, которую вы могли бы ежемесячно перечислять телеканалу Союз, чтобы мы чаще встречались и разбирали различные важные православные темы и несли вам слово Божие.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X