Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 25 августа 2024

25 августа 2024 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

В студии клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

– Вот и лето прошло… Но мы живем не только гражданским календарем, но и церковным. Он всегда нас мотивирует, бодрит. Сейчас продолжается Успенский пост. Скоро отдание праздника Преображения. И мы готовимся к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Что значит слово «успение»? Что это за праздник?

– Действительно, сейчас время Успенского поста, благоприятное, духовное, возвышающее сердца и умы. Недавно отпраздновали праздник Преображения Господня и живем в ожидании Успения Божией Матери.

Слово «успение» имеет очень глубокий смысл. Это время благонадежных ожиданий, когда ты можешь еще раз встретиться с тем человеком, которого любишь. И это время, когда Божья Матерь завершила Свой земной путь. По преданию Церкви, Она прожила примерно 70 лет. Она благословила труды апостолов, послужила миру, исполнила Божье дело, которое имеет огромное значение для всех нас: поучаствовала в спасении человеческого рода.

В западном богословии есть такое мнение, некоторые восточные богословы тоже приближаются к этой мысли, что Божья Матерь является Соискупительницей. Но мы знаем, что Искупитель – Господь. Он спас каждого человека, ради нашего спасения совершил определенную миссию. И Божья Матерь естественно и бесспорно проделала огромный путь для того, чтобы этот Божий Промысл о нашем спасении осуществился.

Божья Матерь пользовалась огромным авторитетом среди апостолов и жила в иудейской, а потом в христианской среде. Первый христианин – это Христос. И естественным образом Она проявила Себя как благонадежная верующая женщина, исполняющая определенную волю. Когда произошло событие Рождества Христова, Она заботилась о Господе нашем Иисусе Христе, воспитывала Его, пребывала с Ним, научала Его многим житейским премудростям. Мы видим здесь и определенное благословение особой счастливой семейной жизни, когда Христос изображается на руках Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в определенных позициях. Сейчас существует очень много икон и их списков. Мы особым образом почитаем Ее личность, в каком бы цвете Она ни изображалась. Ее лик изображается цветами от бледного до темного.  

– На иконе Успения Христос держит Ее как младенца.

– Да, Он держит Ее душу. Различные народы пытались изобразить Пресвятую Деву как родную для своего этноса, своей народности, культурного понимания Божьей Матери. Таким образом, мы видим, что Она является Матерью всех христиан. Нет человека, который исповедует православное христианство и не любит Божью Матерь.

Православное христианство – это основная ветвь христианства. Потом произошел раскол,  западное христианство отделилось по некоторым вероучительным, нравоучительным моментам, но и в мариологическом учении и догматах они тоже «хватанули» лишнего. Вместе с тем с их учением о Божьей Матери все-таки отмечается и прослеживается любовь и огромное почитание Ее личности. Поэтому изучать мариологические догматы можно, но ни в коем случае не хочется их осуждать. Может быть, наоборот, в каких-то моментах что-то разъяснять. Допустим, о непорочном зачатии Божьей Матери. В православном учении мы этого не принимаем. Она рождается естественным образом как обычный человек. И сама тайна Ее рождения – это особое Божье чудо. Господь рождает Ее в определенной душевной, духовной чистоте. Когда Он очищает Ее духовно, когда ангел является к Ней и возвещает Божественную премудрость и когда Она соглашается, то, конечно же, и духовное, и физическое очищение, и явление Божьего Промысла полностью являются на Ней и воплощаются через Нее.

Успение – это праздник и горя, и радости. Он говорит нам о том, что Божья Матерь, совершив Свое служение на земле, как бы засыпает для вечности и для того времени, когда будет второй суд и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа.

Почему второй суд? Когда человек умирает, над ним проходит первый, частный, суд, а второй будет во время всеобщего воскресения, когда каждый найдет место своего пребывания с Богом или без Него.

У Божьей Матери есть особая функция: спасать людей. Ко всем святым мы обращаемся. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», например, просим молитв, ходатайств. А к Божьей Матери обращаемся: «Пресвятая Богородица, спаси нас». То есть у Нее есть такая функция. Она как Мать Истинного Бога может участвовать в деле нашего спасения. Поэтому мы обращаемся к Ней как к той личности, которая может подарить надежду на спасение и обретение места в Царстве Божьем вместе с Ее Сыном.

Для христиан Ее личность имеет огромное значение. И все Богородичные праздники, которые отмечаются Церковью, также имеют огромное значение. Когда я поступал в Смоленскую семинарию, к нам на проповедь праздника Успения вышел тогда митрополит Кирилл, сейчас Святейший Патриарх. Он сказал удивительную проповедь. Многие слушали ее с открытым ртом, в том числе и я. Он говорил так, как будто разговаривал с Ней или видел Ее жизнь наяву. И неудивительно, ведь он очень много ездил по тем святым местам, которые связаны с личностью и жизнью Божьей Матери. И он настолько правдиво, красочно рассказывал и настолько много было переживаний, что хотелось многие мысли и слова записать, так как они текли как чудесная река, услаждали слух и духовно веселили сердце. Столько слов, эпитетов, красоты в адрес Божьей Матери очень редко можно услышать от проповедника.

В Смоленске Успенский кафедральный собор, значит – престольный праздник. И как раз в это время проходили приемные экзамены в семинарию. Останавливались, служили, причащались, а потом шли сдавать экзамены. Событие Успения имеет для меня огромное значение, потому что это первые шаги в серьезную церковную жизнь с обретением возможности получить духовное образование в духовных школах.

И когда мы слушали наших наставников, нашего Патриарха, тогда митрополита Кирилла, много было возможностей получить полезную догматическую информацию для себя, потому что в этих проповедях раскрывалась и жизнь Божьей Матери, и Ее функция участия в нашем спасении.

В то время этот праздник объединял. Приезжали архиереи из Украины, Беларуси. Было очень много архиереев. Все приезжали на этот праздник и восславляли Успение Пресвятой Владычицы Богородицы. Хотя могли отслужить где-то и в своих епархиях, но все выбирали этот день и собирались в Успенском соборе в Смоленске. Это было большое духовное торжество.

– Успенский собор также есть в Троице-Сергиевой лавре, Московском Кремле, Почаевской лавре. Много где.

– Да, с Успением Божьей Матери очень многое связано. Само успение для монашествующих означает рождение в вечную жизнь. Именно поэтому на иконе изображается душа Богородицы в виде младенца. Есть предание, что Божья Матерь не хотела проходить через эти мытарства. Не страшилась, но Ей и не очень хотелось, чисто по-человечески понятно, почему так, ведь в это время начинают искушать духи злобы поднебесной. И Сын освободил Ее от этих мытарств. Явился Сам, взял Ее безгрешную душу и вознес на небо. Поэтому на иконах Успения Божьей Матери изображается Спаситель как бы с рассечением пространства. Это либо светящийся овал, либо несколько слоев атмосферы или неба. Христос как бы из вечности, из космоса приходит к Божьей Матери, к Ее телу, забирает Ее и возносит на небо. По преданию Церкви, тело Божьей Матери также было взято на небо, как и тело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

У православных христиан сверхъестественное отношение к Божьей Матери. Существуют разные христианские деноминации, которые даже хулят жизненный путь Божьей Матери, то есть идут против учения Церкви, против мнения ученых мужей Церкви, мнения святых отцов, специально нарушают церковные догматы, которые позволяют правильно понимать личность Пречистой Девы и Ее функцию в деле нашего спасения. И делается это неспроста, потому что западное богословие всегда хотело освободить человека от нравственных оков. А как это сделать? Лишить его святых и святынь, дать возможность посмеяться над тем, над чем смеяться не полагается, а только плакать, дать прорасти зернам сомнения в сердце, оболгать личности исследователей, сказать, что это не святые, не апостолы, а обычные мужики, которым просто было нечего делать, потому они и писали... Поэтому для пастырской практики иногда необходимо просматривать, прослушивать, что же говорят западные проповедники, какую ложь.

– Можно посмотреть открытие Олимпийских игр.  

– Это вообще ни в какие ворота. Я все узнал из той программы, по которой учился в духовных школах. Об этом нам давно говорят и будут говорить. И я всегда воспринимал эту информацию как ребенок: если в Церкви говорят так, значит, так и есть. И не ошибся. Потому что и Вы рассказываете об этом. Я говорю теоретическую часть, а Вы знаете, что это уже существует на практике. И на самом деле это разрушает сердца и умы людей. Нам необходимо твердо держаться учения Церкви, выполнять благословения, не мудрствовать, не думать, что мы самые умные, самые образованные.

В наши дни особенно много христианской эмансипации, когда женщина начинает лезть в активное служение, когда забывает, что ее основная роль – это чадородие, воспитание и помощь мужу. Женщина лезет в передовые позиции: преподавание, просвещение. На Западе они уже требуют быть священнослужителями. И мы знаем, что некоторые уже докатились до того, что ставят на эти должности людей с различными отклонениями. Когда я еще учился в академии, однажды был в Санкт-Петербурге и помню, на празднование приезжала женщина-епископ. Это было так неестественно... Когда к ней обращались как к епископу, это вызывало улыбку внутри, совсем не чувствовалось фундамента и серьезности. Понятно, что это какие-то дипломатические реляции, различные постановки, но те, кто обращался к ней, не воспринимали ее как епископа. И, естественно, люди со стороны тоже смотрели на это как на диковинку.

Мы знаем, что у женщины определена своя роль. Божья Матери никогда не стремилась к тому, чтобы возглавлять Церковь. Она всегда стремилась к тому, чтобы услужить, помочь Своему Сыну, быть стеной, подпирающей Его авторитет. Мы никогда не видим Ее на первых ролях. И когда Господь вознесся, то препоручил Ее Иоанну Богослову. Она была наставницей, покровительницей учеников, которые были рядом с Ней, никогда не выпячивала Себя на первые роли, на главенство в Церкви, послушно выполняла волю Своего Сына и несла это служение в тишине, чистоте, спокойствии и благоговении.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Почему апостолы никогда не называли Мать Христа Богородицей? И тем более не молились Ей. Все это началось в V веке после Ефесского Собора. Получается, что апостолы знали меньше, чем участники Собора?»

– Это споры, которые возникали в церковной истории. Во-первых, мы никогда и нигде не видим, чтобы апостолы не оказывали почтения, благоговения, не брали материнского благословения у Божьей Матери. Это было в традиции иудеев, в традиции людей того времени. И, естественно, в течение нескольких веков вопросов о почитании Матери Божьей не возникал только потому, что люди соблюдали эту благоговейную традицию. И собираться для того, чтобы изобрести какие-то правила в почитании личности Божьей Матери, не было смысла, потому что люди и так знали, Кто Она.

Но потом начали возникать различные школы, учения, толкования, появились люди, которые потеряли связь с наследниками правдивой информации, которую люди передавали из уст в уста. Не все обладали знаниями письма, и люди очень часто запоминали традицию, когда находились со своими учителями. В Церкви знания передавались от учителя к ученику.

Когда начали возникать псевдоцеркви, стали примешиваться какие-то политические вопросы, то возникло очень много толков, и пришлось собрать Собор для того, чтобы определить личность и роль Божьей Матери. Мы не можем сказать, что о Ней начали говорить только на этом Соборе. Разве до этого Ее не было?  

– Было много всего.

– Да, в том числе и гиперпочтение. Может быть, люди неправильно понимали Ее истинную роль, поэтому могли быть отклонения как в одну, так и в другую сторону. Поэтому Церковь выбрала золотой, царский путь и сказала, что Божья Матерь – Богородица. Когда определились с догматическим учением о Христе, то определились и с ролью Божией Матери.

Эти вопросы всегда существовали и волновали Церковь. Далеко не в V веке появляются первые источники, рассказывающие нам об этих Соборах и их определениях. Они были и до этого. В отдельных церквях, которые выражали свое мнение. И если оно было неправильным, то это еще не всколыхивало общественный, церковный, православный резонанс. А когда уровень этих вопросов поднялся и стал касаться догматического учения, тогда Церковь собралась и вынесла свои вопросы и постановления. Это очень сложный исторический вопрос. Вместе с тем он имеет под собой объяснения. И когда Божья Матерь была жива, конечно, апостолы обращались к Ней, общались с Ней.

– Мы не имеем подробностей о жизни Божьей Матери. Есть предание о Ее жизни после того, как Христос вознесся на небо, но нет фактов, как будто Господь специально сокрыл все это.

– Тело сокрыл и все, что связано, да. Но это Учитель и Его Мать. Огромное дело служения человечеству.

– Но ведь они же все были на проповедях. И, как говорит предание, в день Ее смерти все апостолы каким-то очень чудесным образом собрались в Иерусалиме. А до этого они же разошлись по всей земле. Только апостол Фома чуть-чуть опоздал, ему открывали гроб, тогда и не нашли Ее тела. И на иконах иногда изображают летящих апостолов, как будто они чудесным образом пришли почтить Богородицу в день Ее Успения. Не это ли почитание?

– Церковь сохраняет это предание. И когда апостолы с Ней общались, нет никаких сомнений в том, что они относились к Ней с почтением. Что такое молитва? Это наше обращение к душе и телу, допустим, Николая Чудотворца. Это живое обращение. Мы можем его попросить, можем прийти к нему. И что, апостолы не приходили и не молились за Нее? Не просили Ее? Я не сомневаюсь, что так и было.

В катакомбах есть росписи Божьей Матери. «Оранта». Первые богомазы рисовали на стенах, на фресках. И в этих рисунках узнаются и Божья Матерь, и ангелы, и Спаситель. Там даже очень много библейских сюжетов. Поэтому я не согласен, что апостолы не молились и не обращались к Ней. Дело в том, что наше церковное богослужение – это сплошная гимнография. Сочинения богословов, сочинения людей, которые имели определенные познания в Священном Писании и церковной традиции. Они воплощали это через слово в церковную гимнографию. И сейчас мы используем это на богослужениях… Собери все стихиры – вот тебе и учение о Божьей Матери.

– Во вторник, четверг: Кресту Господню и Богородице. Если следить за богослужением, там есть много чего интересного.

–  Очень много. Просто в V веке нашли источник. А то, что не нашли, что было в III и II веках, это как бы не наша проблема, а проблема ведения документации в то время и сохранности самих документов. Но есть понятия: «традиция» и «реконструкция». Как мы можем делать реконструкцию? У нас есть законы логики. Мы знаем, что в таких-то условиях человек ведет себя так-то и так-то. В церковной среде человек ведет себя определенным образом. И если мы причисляем себя к Православной Церкви, то аутентификация православного человека, несомненно, связана с христианством первых веков. Конечно, произошли трансформации, какие-то исторические изменения в одежде, во внешности священника, но личностные духовные взаимоотношения абсолютно не изменились. Люди всегда молились Богу, Кресту и Божией Матери. Ей всегда отводится определенное значение. Когда мы молимся Богу, то всегда молимся и Его Матери.

– Вопрос от телезрителя: «Иисус говорил: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! Получается, можно сейчас возгласить «благословен Грядый во имя Господне» и увидеть Христа?»

– Да, мы можем увидеть Господа нашего Иисуса Христа на каждой Божественной литургии в виде Его Тела и Крови. Мы причащаемся Господом нашим Иисусом Христом, выполняем Его благословение, видим Его образ на иконах, в храмах и знаем, что Он незримо присутствует в том месте, где молятся Богу. Христос сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Но если Господь благословит и снимет с нас оковы зрения (духовное видение все-таки у нас скованное), как у спутников в Эммаус, то мы увидим Христа на каждой литургии. Церковь помогает нам не напрягать особо внутреннее воображение, чтобы человек не заигрывал с духовным.

– Когда молишься, вообще нельзя представлять в голове такие вещи.

– Да, поэтому мы смотрим на канонические изображения Христа и представляем, что Господь был такой. Мы молимся Его образу, восходя к первообразу. Поэтому каждый раз, когда мы говорим эти слова, когда приходим в храм Божий, приобщаемся Святых Христовых Таин, когда молимся Господу, то всегда общаемся с Ним как с живым, всегда видим Его и ждем Его Пришествия.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли страдать об усопшем человеке? Не грех ли это?»

– Смотря кто является усопшим. Если мать похоронила сына или дочь, то она будет очень сильно страдать. И здесь ничего не сделаешь, только как страдать, плакать вместе с ней, поддерживать ее. Я как врач всегда направляю к психологу, может быть, к психиатру. Все-таки медицина сейчас имеет свой арсенал средств для того, чтобы человек переносил это состояние более мягко. Но хочешь не хочешь, а страдать будешь, если у тебя была какая-то связь с этим человеком: психоэмоциональная, духовная, душевная или телесная. Это абсолютно природное явление, которое сопровождает нас из-за нашего несовершенства. Мы очень часто прилипаем, даже прикипаем к нашим родственникам больше, чем ко Христу. Если бы наше сердце прикипало к Личности Христа, к Его Божественному присутствию, то мы бы не воспринимали это так.

Почему монахи стараются прикипеть своим сердцем ко Христу и Божьей Матери? Когда Их любишь, то получаешь и духовную обратную связь от соприкосновения с Ними. И монахам проще, когда эта связь есть, тогда смерть родных и близких так не цепляет. Они молятся и знают, какой путь пройдет душа того или иного человека.

Многие монахини, которые принимают монашеский постриг, находятся в схиме, малой или великой, когда сочетаются с личностью Божьей Матери и с Личностью Христа, все время пребывают в молитве, постоянно общаются с Ними, по-другому относятся к новостям, которые приходят из мира. Я был свидетелем таких случаев. Схимонахине сказали: «Ваш сын погиб». А она посмотрела на образ Божьей Матери, на Спасителя, и у нее засияли глаза. Она перекрестилась и сказала: «Слава Богу, что я могу за них помолиться». Я знаю несколько женщин, которые потеряли своих близких, кто-то сыновей, кто-то мужей, и это настолько сильные личности, которые тоже не впадали в панику. Знаю одну женщину, которая похоронила и сыновей, и мужа, сама уже в преклонных летах, но ходит в церковь и молится Богу. И как священник я радуюсь ее жизненному подвигу. Есть такие люди, которые, как маячки, показывают нам, что жизнь устроена не совсем так, как ее хотелось бы видеть слабому человеку. Мы должны уповать на милость Божью и на Божью Матерь, чтобы Она помогала нам проходить через это житейское море и получить вечную радость богообщения. Нам нужно молиться и духовно радоваться.

Если человек уходит в иной мир, за него необходимо молиться. И я уверен, что мать и отец дают большую помощь, когда молятся за усопшего ребенка. Также и дети за усопших родителей. Потому что, по учению Церкви, душа творится из частички отца и частички матери. И это такая субстанция, которая вне времени и пространства. Почему мать чувствует переживания своих детей, даже находясь далеко? Потому, что существует эта духовная связь. Если ребенок даже уходит без покаяния, то духовная жизнь родителей, их исповедь, причастие, молитва очень сильно помогают его душе. И если дети будут молиться за своих родителей, то это также будет огромная польза. А что касается всего человечества, нам надо молиться за каждого. Потому что мы находимся как бы в сети, все мы в какой-то степени друг другу родственники. И надо молиться, потому что так мы можем воздействовать по духовным каналам на участь или судьбу другого. Если хочешь что-то изменить, начинай молиться; хочешь что-то получить, начинай молиться; хочешь чего-то добиться, начинай молиться.

– Да, если не нравится читать плохие новости, то молись. Как сказал один батюшка, если другой народ чего-то не понимает, надо взять пост или молитвенное правило, чтобы Бог их вразумил. Мы можем даже сделать это самостоятельно.  

– Сказано: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

– Да, именно так. Все, в принципе, понятно. Никаких новых правил мы не придумаем. Супермолитву не напишем.

– Есть прекрасная молитва о мире.

– Да. Но кому-то надо какие-то эффектные вещи. Народ сходит с ума по сильным молитвам. А на самом деле нужна простая молитва, даже просто Иисусова. И пост. Все это Церковь нам предлагает.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X