В студии – архимандрит Александр Глоба, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.
– Сегодня у нас День защитника Отечества. Всех причастных поздравляем с этим праздником. И еще сегодня важный момент нашей церковной жизни: Неделя о Страшном суде. Кто вчера был на службе и внимательно относится к текстам, слышал проникновенные стихиры, которые рассказывали о том, как будет проходить Страшный суд. Что важного мы должны сейчас отметить для себя? Вроде бы и пост еще не начался, а Церковь уже так нас готовит.
– Когда мы слышим о Суде, то, конечно, начинаем задумываться, что это такое. Пока мы живем здесь, в этом мире, на этом свете, само понятие «суд» нагружает человеческую психику как минимум некоторыми эмоциями. А если человек причастен к какому-то судейству, судейскому делу, то это вызывает много хлопот, которые необходимо будет использовать в этом деле: нанять адвоката, изучить дело, потратить время, нервы. И неизвестно, как еще все повернется и что ты будешь иметь в конце концов.
Примерно так же будет происходить и на Страшном суде. Люди сейчас и в России, и во всем мире более сообразительные, более осведомленные. Знают, что такое суд. И Суд, который будет вершиться Господом, будет, наверно, понятен каждому человеку. Здесь уже будет определяться судьба души, личности человека; где он будет проводить время: с Господом в райских обителях или там, где плач, скрежет зубов, где нет Бога, где холодно. Господь говорит нам, как мы должны относиться к нашим ближним и тем людям, которых мы даже не знаем, даже к не единоверцам: с любовью, почтением. Чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий. Христос может явиться в облике любого человека. Очень часто бывает так, что Христос является под видом бедного, нуждающегося человека, бомжа. И здесь открывается наше внутреннее состояние: как мы относимся к этому образу Божию. Осуждаем его? Выражаем пренебрежение? Или стараемся понять и хотя бы не осуждать этого человека.
Может быть, не надо бежать за ним и пытаться облагодетельствовать, но надо уделить время, если он нуждается. Допустим, если он упал – поднять его, если хочет пить – напоить, если хочет есть – постараться накормить, дать ему то, что необходимо для поддержания жизненных сил. Тогда открывается наше сердце. И Господь смотрит на эти наши поступки. Многие священники и епископы говорили о том, что «милостыня должна в руке запотеть». Но не из-за того, что ты не хочешь ее дать, а из-за того, что необходимо исследовать его проблему, отнестись к нему любовью. Надо не просто дать ему десятку и думать: «с меня взятки гладки». Но если человек действительно нуждается в помощи, надо приложить усилие, чтобы ему помочь.
Конечно, бывают и смешные ситуации. Когда я служил в одном храме, ко мне подошел человек, показал паспорт, в котором написано, что он из соседней страны, что он страдалец, скиталец, денег нет, надо ему на билет 2000 рублей. И у него нет обуви. Мы решили его проблему, купили ему обувь. А потом я еду в церковь и на перекрестке встречаю этого красавца с мороженым. А он должен был уезжать вечером того дня. Идет в кроссовках новых, которые мы ему купили. Я выхожу и говорю: «Ты не уехал? Что случилось?» Он меня увидел и быстро убежал. Потому что удобная ситуация: иметь документ, показывать его людям, играть на доверчивости, давить на жалость. Это, конечно, тоже процветает, особенно в Москве.
Но и в таких ситуациях мы не должны терять надежду, потому что Христос и это зачтет. Он смотрит, как ты относишься к человеку. Христос осудит дьявола за эти искушения, а обманутому человеку это будет вменено в праведность. Не так важно, истинно тот нуждался или обманул, главное – это движение с твоей стороны. Христос смотрит на наше внутреннее состояние и готовность помочь.
Мне кажется, что так искушаются люди, уже более «продвинутые». Если неофит столкнется с обманом, он может и веру потерять. Скажет: «Я больше помогать не буду». А когда это происходит с людьми, уже немного продвинутыми в вере, которые исповедуются, причащаются, ходят в храм Божий, могут о своей вере что-то рассказать, поделиться, то Господь попускает им столкнуться с более ухищренными поступками, чтобы они воспитали себя в добродетели. Добродетель – это такое духовное состояние, которое необходимо для того, чтобы попасть в Царствие Небесное. Мы должны научиться в себе находить эти добрые навыки.
– Вопрос телезрителя: «Апостолы спросили Христа: «Когда это будет?» Он сказал, что о дне том и времени не знает никто: ни ангелы, ни Сын, а только Отец Небесный. Но, согласно Символу веры, Христос – это вторая Ипостась; и Он, и Святой Дух, и Бог Отец – все едины; и в мыслях, и в делах. Получается, что Христос и Святой Дух тоже могут ничего не знать?»
– Конечно же, Христос знает. Но Христос же еще и Истинный Врач. Бывает так, что в больницу приходишь, знаешь, что болеешь, и спрашиваешь врача: «Наверно, у меня что-то серьезное?» Врач говорит: «Да нет, ничего страшного. Сдадите анализы, попьете таблетки…» Но это делают такие врачи, которые имеют любовь, опыт. Христос – опытнейший, любвеобильнейший. И чтобы не вгонять человечество в искушение, в страх, в состояние паники, Господь успокаивает, но одновременно и напоминает, что день тот придет таким образом, как вор в ночи. И получается более спокойное состояние: придет или нет – мы еще не знаем. И когда это будет? Мы привыкаем, стараемся наработать навыки, поставить на окна решетки в виде добрых дел, чтобы вор этот не так уж неожиданно пришел. А если человеку сказать, что тогда-то это произойдет, человек может и не выдержать. Поэтому Господь, имея огромную любовь и огромное предведение, дает такой ответ Своим ученикам.
– Еще один вопрос телезрителя из Омска: «Имеет ли какую-то закономерность годовое чтение Апостола? И по поводу Канона Андрея Критского: если человек стоит и не понимает каких-то моментов канона, считается, что он со вниманием слушает? Если он, например, в это время будет молиться Иисусовой молитвой?»
– Вот человек получает какую-то лечебную процедуру, физиопроцедуру. Если он не знает, как это работает, она на него воздействует так же благотворно (если ему все правильно назначено). Даже если профессор будет получать эту процедуру, зная, какие токи там модулируются, какие в аппарате используются физические принципы, на него она тоже будет так же благотворно влиять. И в духовной сфере, когда человек слушает (а мы приходим в таинственное место, где Сам Господь излечивает нашу душу), благодать, которая присутствует в храме (а там мощи находятся в антиминсе, люди молятся, иконы – всё это источники Божественной благодати), эта особенная энергия, которая влияет на нашу душу, изменяет наши сердца и помыслы.
А что касается Апостола – он построен таким образом, чтобы отвечать на запросы праздников и дней, в которые совершается то или иное событие или празднование. В нем имеется огромная назидательная способность и сила.
– Это по зачалам?
– Да, по зачалам, как и Святое Евангелие.
– Но зачала же повторяются очень часто.
– Очень часто повторяются, и как Церковь рекомендует, так лучше и делать.
– А если по главам?
– Дело в том, что должна быть систематика. Можно просто по главам. Но если изучать систематически, больше в памяти останется и больше будет назидательного основания, заложенного в той или иной главе или повествовании.
– Или хотя бы Деяния прочитать.
– Конечно. Это же тоже Евангелие.
– В семинарии этому целый курс посвящен. Экзамен сдаешь только по Деяниям. А Канон Андрея Критского – это же уникальное произведение?
– Да, это – анатомия наших грехов и нашей души. В нем говорится о том, как человек должен лечиться, приходя к Богу во врачебницу. При помощи этих поэтических форм, этого повествования, которое читают священнослужители, с отсылками к Ветхому Завету, Священному Писанию, имеющему огромный воспитательный смысл, Господь действует через любовь и через слово. И Сам Господь назван Словом. Его слово обладает огромной силой, которую Господь использует для того, чтобы человека научить, изменить, сделать лучше.
– Лучше, конечно, прийти в храм с книжечкой.
– Если есть возможность. Но только не бубнить что-то про себя.
– А следить за тем, что читает батюшка. Четыре раза на первой неделе Великого поста мы послушаем канон; и один раз еще на пятой. Такие моменты лучше не пропускать.
Вопрос телезрительницы: «У меня умерла родственница. Она была адвентисткой седьмого дня. Я об этом не знала. Ей было 82 года. Я пошла на похороны и присутствовала на ее отпевании. Потом поехала на кладбище. Отпевал ее какой-то их руководитель, сестры. Я теперь в смятении: как мне быть? Сегодня позвонил ее муж и пригласил поминать ее на 9-й день. Идти мне или не идти? Согрешила я или нет? Она – моя родственница».
– Поминайте ее в домашней молитве. На третий, девятый, сороковой день. Очень часто люди этого возраста бывают крещены. Но после открытия «железного занавеса» к нам в Россию, на Украину и в Беларусь хлынул этот поток «христианских» деноминаций и открылись организации адвентистов и другие подобные… Очень часто такие люди крещены в православии, но потом их обманным путем затащили в эти секты. Если она крещена и не отреклась от Христа, в домашней молитве можно за нее молиться. И на кладбище можно сходить. Греха большого нет, потому что грех – это ошибка. А для себя Вы открыли, что есть такая группа людей, которые таким вот образом проповедуют Христа, как они Его понимают. Ходить к ним не надо, надо ходить в храм Божий и молиться за нее. И стараться, чтобы жизнь была свободна от грехов и беззакония.
– Возраст уже довольно почтенный. В этом возрасте разные ситуации возникают. Может быть, надо глубже вникнуть в проблему? Может быть, у нее были проблемы со здоровьем и этим воспользовались сектанты? Кто знает, как там было.
– Скорее всего не со здоровьем. Скорее у тебя попросят на какую-нибудь благотворительную акцию. У них хорошо поставлено общение с людьми. Там ведется бухгалтерский учет по людям, по домам: кто где живет, кем работает. Наверно, они базы покупают, проводят аналитику. Знают, кто какого года рождения, у кого что есть. Они изображают из себя добрых людей, милосердных самарян и таким образом людей от Церкви Христовой отводят. Всякое, конечно, бывает. Царство Небесное женщине, о которой мы говорили, помощи Божией молитвенникам, родственникам, крепости духа им и радости духовной.
– Телезритель говорил о том, что мы не знаем времени, когда совершится Второе Пришествие Христа. Один батюшка даже как-то пошутил, что у нас есть отдельная религия тех, кто ждет именно Второго Пришествия (но Антихриста, а не Христа). У нас, православных, это тоже практикуется, люди все время спрашивают, когда будет Страшный суд, или утверждают, что он уже через год начнется. И люди просто с ума сходят. Были случаи, что в катакомбы какие-то уходили…
– Да, и в подземелье уходят, и уезжают, и продают квартиры, и бросают семьи. Есть такие озабоченные люди.
– Почему это происходит?
– Молиться за них надо. И должна быть пастырская работа, поставленная на более высокий уровень, наверное. Потому что общение с людьми происходит через слово, которое обладает огромной силой. Надо с человеком общаться, показывать, рассказывать, убеждать, может быть, что-то доказывать, а иногда просто выслушать.
– К нам пришел вопрос от Ольги: «Можно ли подавать записки об упокоении, если бабушка была в старообрядческой Церкви?»
– Старообрядческих толков очень много. Если это единоверцы, то да. А если это какие-то непонятные старообрядцы, то лучше дома о ней молиться.
– Надо разбираться?
– Да.
– Следующий вопрос: «Стоят пять икон в ряд. И именно икона Иисуса Христа падает постоянно, каждый день. С чем это может быть связано, кроме того, что она плохо закреплена?»
Как успокоить человека?
– Критическое место, неудобное для того, чтобы она там крепко стояла. У меня такая же проблема, потому что места мало (у меня келья маленькая). Бывает, куртку надеваешь и обязательно что-то заденешь. Я очень расстраиваюсь, сокрушаюсь...
– Хотите келью побольше?
– Слава Богу за то, что есть. Хочу, чтобы не падало.
– Понятно. Как правильно поститься перед исповедью?
– Правильно поститься – это держать такой пост, когда осознаешь свои грехи. И нужно немножечко пройти через какое-то сопротивление, приложить какие-то усилия. Если все легко сделал, то надо правило увеличить. А если не сделал, то надо себя заставить подумать о своих грехах.
Если нравится что-то вкусненькое, сократить его количество или отказаться от этого на какой-то момент. Если, допустим, мясо тебя приводит к определенным мыслям, беспокойству или другим искушениям, то от него отказаться на какое-то время.
– Самоанализ провести какой-то.
– Да, не надо выводить из этого какие-то высокие рассуждения и формулы, а просто практически на это посмотреть и подумать. Потому что здесь должна быть простота сердечная, душевная. А если человек что-то придумывает, надумывает и не выполняет, то какой смысл тогда начинать строить здание? Зачем брался тогда?
– То есть если вызывает беспокойство тот факт, что ты себя в чем-то ограничишь, значит, это твое больное место?
– Да.
– «Как же я буду без шоколадки?»
– Ну, шоколадку пусть ест. Немножко можно.
– София спрашивает: что такое кротость?
– Кротость – это добродетель. Это когда человек очень любит исследовать свою душу, свои желания и делает то, чтобы угодить Богу таким своим особенным отношением к этому, не оказывая сопротивления ни внутреннему, ни наружному миру. Бывает, что человек находится в духовной правоте и вообще прав, а ему, допустим, оказывает какое-то сопротивление мир в лице кого-то или чего-то. И человек, имея особое знание о Боге, любовь ко Христу, не настаивает на своем, а несет в себе любовь и свет Христов, обходит эти моменты либо через молчание, либо через молитву, уклоняется от греха и беззакония особенным образом, когда его как-то нельзя задеть, зацепить, увести с этого спокойного пути. То есть такой человек ищет внутренний баланс и служит этим Христу, исполняя Его заповедь быть кротким и смиренным.
– Как христиане должны отмечать свой день рождения? И должны ли они его вообще отмечать (особенно если день рождения попадает на Великий пост)? Как правильно отметить день рождения?
– Почитать молитвы святому, имя которого носишь, обязательно порадоваться с друзьями, сходить в храм Божий.
– Маме позвонить, может быть, если мама жива.
– Если человек хочет перенести празднование на более торжественные дни после поста, то лучше так сделать. Допустим, отпраздновать свой день рождения на Пасху Христову, если он выпадает в пост. Это же такой праздник – сходить в храм Божий, а потом разговеться и сразу отпраздновать в этот же день свой день рождения. Прекрасный повод, мне кажется. Поэтому здесь много решений этой проблемы. Здесь каждый решает уже так, как ему удобно. Мы только рекомендуем, как лучше сделать. А как человек сочтет нужным, так и сделает.
– А можно перенести, например, на Благовещение? Там и рыба благословляется.
– Можно и на Благовещение, но это уже от внутреннего состояния человека зависит. Я рекомендую день рождения отпраздновать на Пасху, если он в пост выпадает. Это же прекрасный и радостный момент. А кто-то родился на Благовещение, поэтому они празднуют с радостью этот праздник 7 апреля. Можно и так сделать, а можно и на Пасху перенести, а можно на Светлую седмицу.
– Но есть какие-то протокольные вещи, как нас учили делать. Например, в этот день обязательно причаститься.
– Желательно. Но если этот день выпадает, допустим, на пост, когда не совершается литургия Преждеосвященных Даров, то не причастишься.
– Кстати, да. Тогда в ближайший день, когда будет литургия.
– Главное – молитва. Святой водички можно выпить, просфору употребить. Помолиться, поблагодарить Бога за этот прекрасный день, за то, что ты появился на свет, видишь этот мир и радуешься ему; и мир радуется, что ты есть. Поэтому здесь надо благодарить.
– Следующий вопрос: «Можно ли молиться за того, кто перестал верить в Бога? Брат крещен, но не хочет, чтобы за него молились. Как поступить?»
– Молиться надо за всех и за все благодарить Бога. А хочет он или нет – это уже кокетство какое-то получается. «Я буду за тебя молиться». – «Ой, не молись за меня». – «Нет, я буду за тебя молиться!» – «Да не надо за меня молиться!» На этой почве возникают просто споры какие-то. Если есть желание или возможность молиться (это такие составляющие, которые не у каждого человека есть), молись с удовольствием, даже вопреки его желанию. А тому, кто не хочет, чтобы за него молились, какая разница, что ты делаешь? Это уже твой разговор со Христом, с Богом, ты уже выстраиваешь свои личные отношения с Ним.
– Часто просят помолиться за незнакомого человека.
– Вот это труднее.
– Но тут разные есть, скажем так, побочные эффекты. Кто-то считает, что если молишься за грешника, то грехи на тебя переходят. (Сразу оговоримся, что это не так.)
– Молитва – это огромный труд. Если ты знаешь, что такое молитва, то понимаешь, что это не просто перекрестился и сказал: «Помоги, Господи». Читаешь Псалтирь, молишься за кого-то, какое-то усилие прикладываешь, и затрачивается определенное время. И человек, который просит помолиться, особенно когда в Церковь приходит, должен что-то принести, потому что Церковь не зарабатывает, на рынке ничего не продает, она тратит время на молитву.
Мы же ничего не делаем, только молимся. Ты получаешь от этого духовные силы и какую-то выгоду, в том числе и духовную. Например, просишь помолиться, чтобы болезнь отступила. Можно же тратить деньги и не получить исцеления. Можно помолиться – и Господь пошлет исцеление по молитвам верующих. Поэтому, будь добр, приди в храм, помоги. Может быть, купи какие-нибудь принадлежности для церкви, для ремонта пожертвуй что-то.
– А про то, что якобы за грешника молиться плохо?
– Вы знаете, за праведников не молятся, потому что все грешники, как сказано в Писании. Все согрешили. И если кто думает, что он праведник, надо было на прошлой Неделе о мытаре и фарисее почитать евангельское повествование и посмотреть, кто ты из этих двоих.
– Поэтому молимся за самых страшных грешников?
– Молимся за всех.
– Следующий вопрос: «На исповеди скрыл один грех. Чем это чревато?»
– Ну, смотря какой грех. Грех греху рознь, понимаете?
– Но тут получается, что это осознанно сделано? Само отношение…
– Смотря какие были причины сокрытия греха?
– Может, стыдно?
– С этим тоже надо разбираться.
– Если в общих чертах сказать, когда стыдно на исповеди говорить грех, то что это значит?
– Есть духовник, а есть исповедующий священник. Не каждому священнику ты можешь исповедоваться. К незнакомому, не вызывающему доверия человек и не пойдет. Это же идеальная ситуация, когда ты любому человеку исповедуешься. Но это при смерти может быть, когда просто все рассказываешь. Потому что знаешь, что Бог есть, к Нему надо идти сейчас на поклон, нужно стереть эти грехи, – и тогда уже все расскажешь. А в ином случае у человека есть какой-то выбор: подобрать духовника, которому можно все рассказать, пообщаться без прикрас, все как на духу рассказать…
– А то, что скрыл грех на исповеди, само по себе грех или надо тут разбираться?
– Допустим, человек болеет. Приходит к врачу, рассказывает об этом, ему назначают лечение, а он принимает какие-то препараты, которые с этим лечением несовместимы. Может сердце остановиться или тромб образоваться... То же самое и грех. Сокрытый грех – разрушающая бомба для души.
– То есть это тоже некая личная духовная проблема человека?
– Да. Если это его беспокоит, то уже есть видимые проявления этой проблемы.
– И стоит ли на практике пойти на исповедь и сказать, что в прошлый раз скрыл грех?
– Да, так и говорят.
– Ничего бояться не надо и исповедоваться в этом?
– И священнику надо себя настроить, должна быть этика. Потому что таких моментов много бывает.
– Любовь должна быть все-таки какая-то.
– Ну, даже если этим человек обделен или ему этого не хватает, то этика все равно должна быть.
– Это мы говорим про священника сейчас?
– Да. Профессиональные качества должны быть, даже если человек тебе неприятен. Но как священник ты обязан сделать все, хочешь или не хочешь. Может тебе хочется сказать ему тысячу слов неприятного содержания, а ты должен сдержаться и проявить смирение перед Богом. И принять исповедь, потому что ты свидетель, а принимает исповедь Бог.
– Когда я еще был подростком, исповедовался одному священнику. И получалось, все время к нему попадал (буквально соседний приход). И он всегда говорил: «Ну, Сережа, опять одно и то же, когда будем исправляться-то?» Но он говорил это ласково, нежно, я никогда не боялся ему что-то рассказать.
– И никогда не боялся продолжать грешить, потому что батюшка простит. (Смеется.)
– Нет, я, конечно же, старался исправиться. Я про то, что, бывает, отругают тебя, а ты потом в храм не зайдешь.
– Есть такое, да.
– А тут с любовью он тебя укорял. И это все было как-то по-отечески.
– Вы ходили в храм?
– Конечно, с рождения. В этом плане мне повезло.
Следующий вопрос: «Большой ли будет грех, если я возьму благословение на что-то в пост и не выдержу этого? Или не надо ни за каким благословением идти, а просто поститься как смогу?»
– Как получится. Пост важен для тех, у кого налажена интенсивная духовная жизнь. Это монастыри прежде всего. Там и определенный стол предусмотрен, и программа обеспечения поста заложена уже в устав монастырской жизни. Но если у тебя не получается так, работа требует свое, семья – свое, то постись так, чтобы не совершать глупых поступков. Откажись от курения, алкоголя, различных блудных мыслей. Займись своим каким-нибудь заядлым грехом и избавься от него. Исцелись от зависти, презрения, гордости, тщеславия. Если не молишься, начни молиться в эти дни хотя бы. Начинай читать утренние и вечерние молитвы. Изучи что-нибудь, выучи Символ веры, какой-нибудь псалом (50-й или 90-й), чтобы, когда проблема какая-то возникла, ты не сплетничал, не рассказывал какие-то небылицы, а промолчал с молитвой.
– И это уже будет пост?
– Это уже будет большой пост.
Ведущий Сергей Платонов
Записали Валерия Макарова и Елена Кузоро
У книжной полки. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Пасхальная радость. Слова и беседы
Пасхальное богослужение 19 апреля 2025 года
Божественная литургия 19 апреля 2025 года
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!