Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба). 20 oктября 2024

20 октября 2024 г.

В студии клирик Городницкого Свято-Георгиевского монастыря архимандрит Александр (Глоба).

­­– Недавно ко мне подошел один мой знакомый и спросил, есть ли какое-то молитвенное правило или пение от сгл­аза и порчи. Я, конечно, ему ответил, но хотел бы услышать и Ваш ответ.

– Во-первых, с таким человеком необходимо побеседовать, чтобы узнать, что он знает о сглазе и порче, какие у него представления о духовном мире, каков его духовный статус. Очень часто люди спрашивают такие вопросы просто от нечего делать.

– Или в жизни возникли какие-то неурядицы, и человек решает, что его сглазили.

– Необходимо разобраться в положении вещей. Как мы знаем, духи злобы поднебесной реально существуют и причиняют вред людям. Поэтому представления о сглазе и порче – это отсылка к деятельности этих духов. И против этого есть определенная молитва, определенное последование в православном Требнике: запретительная молитва святого Василия над страждущими от демонов.

Поэтому после беседы, после тщательного изучения внутреннего духовного мира человека, особенно если он сталкивался с какими-то оккультными практиками и трансцендентными состояниями, можно отслужить такой молебен. Но над каждым человеком, который принимает крещение, производится сначала оглашение и прочитывается молитва Василия Великого. Люди поворачиваются на запад и трижды дуют и плюют. А потом уже сочетаются с Церковью Христовой.

– Отрекаются от сатаны.

– Да, от дел его и ангелов его, всего служения его. И если человек задает этот вопрос поверхностно, ему можно так и ответить: «Молись, читай 90-й псалом».

– Я посоветовал ему читать «Да воскреснет Бог», 90-й псалом и Иисусову молитву.

– Можно попить святой воды, помазаться святым маслицем. А если это какое-то реальное повреждение от духов злобы поднебесной, то с таким человеком необходимо определенное время работать, чтобы он был под пастырским наблюдением, чтобы его переживания и духовный мир изучались с точки зрения пастырского душепопечения и оказывалась такая духовная поддержка.

– А как это происходит на практике? Люди порой думают, что нужно сходить на отчитку, например. Многие советуют сходить к психотерапевту или психиатру. Приходит человек и заявляет, что в нем сидит бес. Кстати, и телезрители задают такие вопросы.

– Дело в том, что настоящие бесноватые очень хорошо чувствуют святыню. Хороший индикатор, когда бесноватого подводят к святыне, но он не знает о том, что там находятся мощи святых угодников, частица Креста Господня или дарохранительница. Духи злобы поднебесной настолько не переваривают это, настолько им неприятно, что они начинают проявлять в человеке какую-то психологическую, физическую активность. Такой человек начинает ежиться, материться, обзываться, хрюкать.

А если человек притворяется, если он с зависимостью, с психологическим или психиатрическим статусом, то святыни так на него не действуют, если он не знает об этом. Но если знает, то постарается как-то это проявить, будет выкрикивать что-нибудь. Надо подводить его к святыне обязательно так, чтоб он не знал, где она находится, тогда он и не будет проявляться. А если будет знать, то может дать какие-то положительные действия, его это может ввести в заблуждение.

Для решения вопроса о том, совершать ли отчитку, нужна консультация с духовником, потому что сейчас в некоторых местах это определенный бизнес. Кликуши, которые занимаются этим бизнесом, собирают людей по каким-то чатам, набирают автобусы и везут людей к какому-нибудь запрещенному батюшке или самозванцу на очитки.

Священник сначала исследует людей, которые имеют необходимость в отчитке. Это же духовный вопрос. Настоящий священник, который уважает свой сан и достоинство, изучит этот вопрос и отправит человека на консультацию к психологу или психиатру. Лучше, конечно, отправить к психиатру, чтобы человек прошел тестирование. Может, у него психиатрическое заболевание и ему необходимо оказать помощь. А иногда отвлекаются на эти ненужные очитки и правила, но человек-то страдает, нуждается в реальном лечении и не получает адекватной медицинской помощи.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Почему на конкретно поставленный вопрос представители Церкви часто перебегают к трем вариантам ответа: что это либо Промысл Божий, либо Его воля, либо не так важно для спасения человека? Что тут возразишь?»

– Этот набор фраз не просто для проформы. Священник живет в этом мире и предлагает реально действующие советы, дает ответы, касающиеся той или иной деятельности, но при этом указывает, что все от Бога, все по Его воле. Человека, который отстоит от Церкви, это раздражает, а церковные люди понимают, что надо усилить молитву, иметь больше упования, больше веры и надежды на Господа. Когда человек смиряется со своим духовным состоянием, принимает его, понимает, что над всем стоит Бог, Который может сделать все для верующего, тогда он начинает жить духовной жизнью, а эти советы имеют для него определенную ценность и приносят пользу. Человека, который отстоит от Церкви или просто имеет пытливый ум, такие ответы священника приводят в раздражение и неприятие того духовного состояния, которое проповедует батюшка.

– Вопрос от телезрителя: «В каком случае бесы могут реально влиять на нашу жизнь?»

– Это духовные существа. Они могут влиять на жизнь людей, которые находятся в несмиренном, отрицательном духовном состоянии. То есть человек, который молится, ходит в храм Божий, исповедуется, причащается, имеет духовника и получает его советы, находится под духовным наблюдением. А люди, которые находятся под своим жизненным опытом, не имея духовника, не имея духовного руководства, как раз подвержены нападкам духов злобы поднебесной. Причем эти нападки бывают очень действенными. Духи злобы поднебесной хотят унизить человека, хотят, чтобы был раздор, чтобы была какая-то травля со стороны других людей, клевета, беззаконие или что-то подобное. Это оружие и инструменты дьявола и его прислужников. Поэтому люди, которые раздражительны, не любят своих ближних, которые горделивы, находятся под нападками духов злобы поднебесной. Такое состояние реально, мы видим его каждый день. Где нет молитвы, нет духа любви, там всегда дух раздражения и воздействие духов злобы поднебесной.

– То есть если ты осознанно ведешь неправильную жизнь, то Господь может попустить такое.

– Господь попускает. Он дает нам возможность сделаться сильнее, дает нам жизненный опыт. И когда мы читаем утреннее и вечернее молитвенное правило, то проводим как бы  антивирусную проверку, антивирусную защиту нашего мозга и души. Мы обращаемся в молитвах к Богу, славим Его, просим и благодарим, вспоминаем те грехи, которые совершаем очень часто. Все это дает нам возможность задуматься о своем духовном состоянии и вспомнить Бога.

А когда человек ничего не делает и живет своими мыслями, когда его сердце и мысли открыты чему-то духовному, но при этом он не впускает туда Бога, не призывает благодать Его, то свято место пусто не бывает. Пустой сосуд всегда чем-то заполняется. И если человек не заполняет свое сердце благодатью, то туда с удовольствием лезут духи злобы поднебесной и начинают смеяться над ним, когда он делает те или иные глупости.

– Частое причащение может быть лекарством?

– Это хорошее лекарство, но должна быть достойная подготовка, человек должен понимать, что это такое. Если он понимает, что соединяется со Христом и имеет определенное состояние обожения в момент причастия, то, конечно, это большая польза. А если человек подходит к причастию…

– …чтобы все было хорошо…

– …получается как бы обмен с Богом, договор. В воскресенье надо причаститься – пойду, хоть и не знаю последствий. Апостол говорит: ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Поэтому человек должен помнить, что причастие – это лекарственное средство, которое соединяет нас с Богом. А Он, попадая внутрь нас, сжигает все беззакония и грехи, которые мы исповедали. Он очищает нашу душу особенным огнем, который имеет благодатное действие для нас. Но перед тем как Ему прийти в нас, мы должны защитить себя определенным состоянием умиротворенности и любви. Когда человек озлоблен и в него приходит Христос, то вся благодатная энергия в неочищенном, неподготовленном сердце производит непоправимые изменения и приносит большой вред.

– Вопрос от телезрителя Владимира: «У меня есть проблемы с глазами, и когда я прикладываюсь к мощам, иконам, получаю благословение у священника, когда он читает разрешительные молитвы, то ощущаю какую-то теплоту. Это психоневрологический процесс или же благодать Божья? Как посоветуете реагировать на это? Ведь человек может получить благодать через теплоту и будет подспудно стремиться к этому».  

– То, о чем Вы говорите, такое внутреннее состояние и свойство, надо хранить внутри себя. Если Вы чувствуете благодатное воздействие от иконы, от святыни и получаете тепло, то это неплохо, но это Ваш личный духовный опыт. Потому что другой человек не получает этого тепла и может подумать, что этого нет. Могут возникнуть споры. Такое положительное эмоциональное воздействие – неплохой фактор, но он не должен приводить человека к состоянию прелести. Потому что есть люди, которые говорят: «Ты чувствуешь тепло?» – «Нет». «А я чувствую; значит, ты грешный. Я обладаю особым даром, определенным восприятием и ощущаю то, чего не ощущают другие».

Если человек ощущает тепло или какие-то движения, то должен хранить это в своем сердце. Так было сказано и о Богородице: Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Нужно складывать это в своем сердце и не разглашать. Получил тепло и благодатное воздействие – радуйся и храни это как сокровище. Рассказывать об этом – все равно что положить себе в открытые карманы миллион пятитысячными купюрами и идти в народ, а потом удивляться, почему у тебя вытащили всю пачку. Это надо хранить в тайне, как мы храним деньги: кладем в карман поглубже или на карточку, чтобы до них не добрались. Внутренний духовный опыт должен быть храним от людских глаз.

– Каждое мгновение совершается какое-то чудо с одним из нас. Я сегодня ехал, навстречу выскочила машина. Мы разминулись на доли секунды.

– Это Ваш ангел-хранитель.

Я тоже так подумал.

– У Вас очень много молитвенников.

– Вопрос в другом. Порой люди хотят получать эту защиту.

– Тогда они искушают Бога.

– Но разве плохо сказать: «Господи, помоги!»?

– Это не плохо, но тогда, когда ты специально не ищешь какого-то ответа.

– «Я сейчас помогаю, и Ты мне помоги».

–  Господь помогает тому, кому хочет, благословляет кого хочет; а кого не хочет, не благословляет.

– Хотя хотел бы помочь всем.

– Господь и помогает всем. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Он всем одинаково дает благодатной милости и любви. От человека зависит, готов ли он это принимать.  

– Стоит ли искать чудес?

– Нет.

– А если есть проблема, которую можно решить только чудом?

– Чудес обычно ищут духовно незрелые люди.

– А если больше уже некуда идти?

– Имейте веру с горчичное зерно – и всё. А если у тебя нет веры хоть с горчичное зерно, то грош цена всем этим поискам чудес от Бога.

Все, что надо, Господь нам показал и устроил. Мы живем при продолжении восьмого дня, Воскресения Христова и в ожидании Его Второго Пришествия. Поэтому все, что нужно, Господь сделал для нашего спасения. А если мы нуждаемся в этом спасении, то мы призываем и ожидаем Бога. Если мы в Нем не нуждаемся, не хотим всего того, что Господь для нас приготовил (эту радость, бытие с Ним), то сами себя отдаляем от этой радости.

А человек хочет в Боге видеть такого Деда Мороза… Или, помните, как иудеи очень часто рассказывали о том, что они знают имя Бога. И это имя в тайне хранится, а если они его назовут, то Господь обязан будет им прислуживать.

– Каббала какая-то.

– Это каббала, да.

– У самих иудеев, по-моему, это считается каким-то отклонением.

– Оно есть у них, они же родились в той среде. Они от этого не открестятся. Это есть у них, они так учат своих последователей. Поэтому против нашей веры очень много используется всяких вещей, которые неполезны ни тем, кто этим занимается, ни тем более нам. Поэтому мы не должны искушать Бога. Мы за все должны благодарить Его и искать прежде всего спасения. Если человек настроен на то, чтобы искать спасения, то все остальное, как сказано в Священном Писании, приложится.

Надо переформатировать свое сознание, мироощущение, мировосприятие, и тогда Господь начнет помогать тебе с другой стороны. Человек не должен жить по условным рефлексам Павлова: на кнопочку нажал – тебе дали водички, еще раз нажал – дали пищу, нажал на колокольчик – кормушка открылась… Нет, у нас другие взаимоотношения с Богом.

– Они должны быть постоянными, регулярными и искренними.

– Человек должен зависеть от Бога, иметь нищету духа, он должен иметь все время постоянную потребность в общении с Богом. Нищета духа – это постоянная потребность в общении с Богом. Блаженны нищие духом – это те, которые все время нуждаются в общении с Богом. А когда человек уже духовно заполненный, тогда он как бы уже и не нуждается в Боге. А Христос что говорит?

– Мы называем это прелестью.

– Да, мы называем это прелестью. А Христос говорит, что пришел не к здоровым, а к больным овцам стада Израилева. Сначала Он говорил это ученикам. И здесь прямая мысль: кто Христа просит, к тому Он и приходит. Христос ни от кого не отворачивается, но ты Христа сам не звал, сам в Нем не нуждался.

Это как воздух. Знаешь пользу и знаешь необходимость в воздухе – дышишь. Так и душа наша требует общения с Богом. А когда мы прекращаем общаться с Богом, то душа дряхлеет, чахнет, становится слабой. Когда наша душа общается с Богом, она расцветает и проявляются физические свойства человека. У него в глазах радость душевная. А если человек озлобленный, не имеет богообщения, он тоже сразу заметен.

– А что значит богообщение? Как это объяснить? Можно ли это «потрогать»? Есть ли какое-то объяснение этому?

– Это духовный опыт. Как можно потрогать человека, который, допустим, имеет энциклопедические знания?.. Все-таки, понимаете, духовное богатство проявляется в смирении человека, в его отношении к миру.

– Можно пообщаться с этим человеком – и наполнишься его духом.

– Да, конечно, почувствуешь это. Допустим, люди шли к духоносным старцам, ведь им там никакие тесты не устраивали, но они чувствовали душевное успокоение. Они чувствовали, что старец ответил на их вопрос по проблеме, с которой они пришли. Он даже порой и не говорил ничего конкретного.

У нас люди хотят в старцах или священниках видеть каких-то ясновидящих. Прийти и за сто рублей получить ответ. Нет, так не получится. У старцев даже бывало так. Они видят человека богатого и говорят: надень грязные сапоги и сходи коровник почисти. И когда человек смирялся и все это чистил, он получал ответы. Причем старец его не выслушивал, никакие тесты не проводил и анкеты не заполнял при этом. Господь посылал человеку ответы по молитвам старца.

Поэтому духовная жизнь – это такое состояние, которое невозможно взять и описать, невозможно составить какой-то справочник. Потому что это опытная жизнь. Человек должен определенным молитвенным, духовным опытом все это достигать. И это является, если хотите, даром Божиим. Это талант. И Господь дает каждому талант. А будешь ты его развивать или нет – это уже твое личное дело.

А как развивается талант? Усердной молитвой. Причем такой молитвой, когда тебе молиться не хочется, когда все другие уже оставили это дело, а ты все равно идешь за Богом. Когда уже говорят, что этот путь забыт, проклят или вообще не нужно по нему идти, а ты говоришь: «Нет, вы ошибаетесь. Если я пойду за Богом, Господь мне все воздаст, восполнит и не оставит тщетным мой труд».

Если у тебя есть вера, внутреннее знание, ты развиваешь свой духовный талант, это большое дело. А те люди, которые не развивают свой духовный талант, начинают роптать, погружаться в грех и говорить: этот такой-сякой…

– «Не такой хороший старец попался».

– Да. Это опять-таки воздействие духов злобы поднебесной, чтобы человек и сам споткнулся, и от источника света отвернулся. Они хотят этот источник закрыть чем-то, заляпать, замазать, чтобы их это не раздражало. Потому что духи злобы поднебесной знают, что идут в погибель, а им одним скучно туда идти. У них есть зависть, неудовлетворение духовное, нет любви, все время холод. И они хотят, чтобы у всех так было. А человек, который пропитан Божественной любовью, имеет помазание Духа Святого, всегда виден. И даже просто побыть с ним, помолчать с ним, помолиться вызывает огромную духовную радость.

– Кажется, отец Николай Гурьянов говорил, что самый лучший духовник – это Евангелие.

– Да, правда.

– И в конце 80-х – начале 90-х годов, когда еще в лавре был в силах отец Кирилл (Павлов) и другие духовники, рассказывали, что там не было какого-то специального приема людей.

– Он просто встречался с людьми. На исповеди можно было встретиться.

– А знаете, как они делали по вечерам? После ужина семинаристы приходили к ним в келью (или в какое-то помещение), и они читали Евангелие, беседовали на эту тему. И читали, по-моему, еще какую-то главу из Апостола или из Деяний.

– Да, абсолютно просто было.

– Они просто читали Писание и общались.

– Да. А когда я был в Переделкино, там тоже отец Кирилл (Павлов) находился, он уже тогда в кроватке лежал, но еще принимал, говорил с людьми. И там тоже он прямо евангельскими цитатами говорил, что и как. Всегда спрашивал: «Читаешь Евангелие?» – «Читаю». – «И не отчаивайся, всегда читай и уповай на Бога». Я говорю: «Трудно мне (так бывает, когда приходишь в церковь трудиться)». Он отвечал: «Все будет хорошо. Главное, на Бога уповай, причащайся, читай Евангелие». Вот его слова.

– Это, кстати, ответ нашему телезрителю, который спрашивал, как отвечают людям порой. Иногда кому-то достаточно этого.

– Да. Это правда. И он говорил о воле Божией. Я тогда не понимал, что это. Я тоже хотел узнать, что такое воля Божия. Просил: дайте мне объяснение. Молодая голова, знаете, всегда бывает дурная. А когда уже с опытом, то понимаешь, что это определенное состояние, в которое ты должен погрузиться и полностью отдаться Богу. Тогда будет проще. А если идешь к Богу со своей волей и начинаешь с Ним торговаться, ничего у тебя не получится. Ты будешь чужой для этой Божественной среды. Для церковной среды будешь чужой. Ты должен туда прийти и служить без остатка. Ты должен раствориться в этой среде. Тогда все будет хорошо. А если человек хочет свое что-то урвать – он выпадает из системы, уходит.

Помните лествицу Иоанна Лествичника? Кто с нее падает? Те, которые что-то свое имеют. Тогда их дьявол цепляет и говорит: иди сюда. А те, которые растворились в Божьей воле, пребывали с Божественным замыслом, проходили мимо всех этих бесов и попадали ко Христу в Царство Небесное.

– Да, но, наверное, стоит отметить, что даже те люди, которые принимают волю Божию, не такие уж одуванчики. С какими же усилиями, с внутренней работой они воспитывают это смирение, чтобы принять то, что в их жизни было послано Богом.

– Нужно отказаться от собственного «я», от самости, духовной неопытности. Бывает, человек заканчивает одно, второе, третье учебное заведение, семинарию, академию, а эта самость, недоверие к Богу превалируют. И он начинает напарываться на все колючки.

– Кто знает, может быть, это и есть та самая воля Божия?

– Может быть. Потом узнаем. Поэтому Господь всем дает возможность пройти путь; и тем, кто споткнулся, исправиться.

– Вопрос телезрительницы: «Как быть перед причастием при инсулинозависимом диабете?»

– Если требуется укол инсулина (при первом типе диабета), то, конечно, бывает так, что человеку нужно что-то съесть, чтобы не было передозировки. Или даже в кармане должна быть конфета у таких людей, чтобы не было состояния гипогликемии, потому что это состояние ужасное. Поэтому к таким людям нужен особый подход и особое благословение им. Если им надо что-то перекусить, это считается как лекарственная терапия.

– Им надо к Чаше прийти, а не в обморок упасть.

– Конечно. А если к Чаше подойдет, причастится и в обморок упадет? А если рвота будет? Может быть такое состояние. Поэтому к диабетикам особый подход. Если им необходимо что-то сладенькое, каша, то это допускается с приемом лекарств. Потому что, допустим, он не может прийти на раннюю литургию в храм и приходит на позднюю, а ему надо, чтобы какое-то количество глюкозы было и препарат уже действовал. У него такой обмен веществ в организме. Поэтому здесь допускается такая практика – причащаться не натощак. Но соблюдается пост, воздержание, молитва.

– Можно компенсировать чем-то другим, наверное, не в ущерб здоровью.

– Да. Так и с людьми, которые принимают антиаритмические препараты. Они должны в определенное время их принимать, потому что их организм так устроен. Врачи выявили определенную последовательность, через какое время человек должен принимать препараты. Если он перед службой должен пройти такую антиаритмическую терапию (или принять препарат от давления), здесь тоже это допускается. Но это все надо решать с духовником, объяснить ему, чтобы он был в курсе.

– Обязательно ли это как-то оговаривать? Например, человек приехал в монастырь в паломническую поездку, он же не будет это объяснять перед Чашей.

– Когда человек едет в монастырь, он берет благословение у своего духовника. И он может исповедоваться, допустим, в храме у себя, а потом поехать в паломническую поездку и там уже причаститься.

– Я был свидетелем одного случая, но девушка была беременная. Ребенок рядом с ней был. Она упала в обморок, мужа рядом нет. Четырехлетний мальчишка бегает, не понимает, что происходит. Просто девушка пришла натощак. А им нужно обязательно что-то съесть. Первые месяцы беременности бывают тяжелые, когда состояние неустойчивое.

– Здесь должен быть индивидуальный подход. Нельзя всем дать такой совет. Каждый человек со своим духовником решает меру возможного и допущенного. Я всегда призываю к тому, чтобы люди находили взаимодействие с духовником, со священником.

– Им часто даже страшно спросить священника о чем-то.

– Но все равно надо, потому что люди приходят в храм Божий. «Я не буду со священником разговаривать. Я посмотрела по телевизору, что епископ сказал делать вот так». Как это? Он по телевизору сказал – ты послушала. Это хорошо. А практическая духовная жизнь – в храме, нужно наладить отношения со священником, который предстоит у престола.

– Есть священники, которые очень строгие.

– Есть.

– Что в таких случаях делать? Нам тоже об этом пишут, что батюшка не разрешает что-либо.

– Надо объясниться, почему не разрешает.

– А он один священник в городе.

– Тогда к другому, значит, можно. У нас нет культуры взаимодействия с церковными органами. Если батюшка не разрешает, есть епископ, есть благочинный. Просто люди считают, что если человек обратится к благочинному, то он настучит на священника, понимаете? Если благочинный не ответил, а человек обратился к епископу, то он настучит вообще на священника и на благочинного.

– Всех подставит.

– Это какая-то тюремная логика. Но это не так.

– Опять же это применимо в каких-то очень ярких случаях.

– Да, но и священник тоже должен понимать, что к нему не робот пришел. И если священник занимает строгую позицию, то епископ обладает всей полнотой власти, чтобы священник принял правильную церковную позицию.

– Но в то же самое время, может, батюшка просто очень устал?

– Ничего страшного.

– Батюшка очень устал, в другой раз подойдите, поговорите, когда он будет в другом настроении.

– Это жертва.

– Он же тоже человек.

– Тоже человек, но если он такой несговорчивый, есть положение «Об участии верных в Евхаристии», там все сказано. Это документ для всех священников. И для сговорчивых, и для несговорчивых. Но я всегда призываю священников таких строгих правил все-таки строгость применять к самому себе, а к людям – более мягкие меры.

Если человек, допустим, пренебрегает какими-то правилами, приходит на литургию поздно или не участвует в круге богослужения, начинает права качать – это одно дело. Такого человека надо усмирить, научить его культуре... А если человек приходит не натощак по болезни, на это надо скидку делать. Отношение должно быть персональное, не общее ко всем. Тогда все будет работать хорошо.

Пастырь – это работа отца с духовными детьми. Нельзя так, что одному сказал – и все делают. Нет, у этого так, а у этого эдак. А бывает, одному скажешь это, а другому совсем противоположное. И они не должны друг с другом соревноваться, подслушивать и принимать решение. Тебе так дано благословение, а тебе вот так. Ты вот это делай, а ты это.

– А еще так бывает: решил поехать на горнолыжный курорт, пришел просить благословения к батюшке, а он не благословил. Но человек-то уже решил поехать, он с этого начал разговор.

– А куда?

– Ну, просто человек решил поехать куда-то, а потом решил благословиться. А батюшка говорит: не благословляю. И такое бывает. Здесь вопрос в том, что мы порой не понимаем вообще, как к священнику подходить, что спрашивать, а что не спрашивать. Ты уже решил. Зачем тогда к батюшке подходить?

– Есть люди, которые говорят: «Я в монастырь поеду». – «Ну, езжай». – «Благословите». – «Нет». Почему я должен благословлять, если я не знаю ничего об этом монастыре? Одно дело, если бы это было давно обговорено. Бывает, священнику что-то открывается, и он говорит «нет». А человек все равно поехал и поломал себе хребет. Священник не благословил, но сам не знает почему. Бывает, Господь посылает такое предчувствие. Священник же очень часто говорит не от себя.

– Давайте подытожим нашу программу.

– Дорогие братья и сестры, мы часто смотрим нашу любимую программу «Беседы с батюшкой». В интернет-пространстве, на телевидении очень много выступает проповедников, много религий пытаются донести свои представления о вере. И мы, православные христиане, также должны уметь поддерживать наш телеканал «Союз», который хочет, чтобы все православные услышали слово Божие, чтобы православный священник общался с вами, рассказывал вам о православной церковной жизни. Поэтому всегда просим вас, если есть возможность (а я верю, что она у многих есть), помогать телеканалу «Союз», чтобы он вел свою замечательную просветительскую деятельность.

Пусть благословение Божие, покров Царицы Небесной, благословение святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывают со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X