Беседы с батюшкой. 8 сентября

8 сентября 2022 г.

– Сегодня у нас в гостях игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря в Старой Ладоге.

Тема сегодняшней передачи звучит так: «Кто для нас Бог: Судья или Слуга?» А для кого-то – никто? Давайте разберемся в этом вопросе. Получается, для каждого Бог свой. Как свой личный Спаситель, Бог, имя Которого для нас настолько дорого, настолько необходимо, что мы не можем иногда думать о Нем иначе, чем со страхом и трепетом. И здесь возникают первые вопросы. Кто для нас Бог? Когда на причастии говорится «со страхом Божиим и верою приступите», когда мы говорим о страхе, многие не очень понимают, почему мы должны бояться, почему страх. С другой стороны, мы знаем, что есть такое слово, как «трепет», и в греческом варианте слово «страх» может заменять слово «трепет». Вопросов много, но для Вас, монаха,  человека, который с самой юности своей дорожит именем Бога, наверное, вопрос, который звучит в сегодняшней передаче, вставал многократно. Вы задавали его сами себе и, наверное, многократно отвечали на недоуменные вопросы Вашей паствы и Ваших собеседников. Кто для нас Бог: Судья, Слуга?

– Судья и Слуга. Для многих, безусловно, Господь есть Слуга, Который отдает Свою жизнь за спасение человеческого рода; и для некоторых Он, безусловно, будет Судьей. Я бы начал отвечать на этот вопрос немножко по-другому, дал такую характеристику: прежде всего Господь есть Личность. Когда мы приходим к вере, к Богу, мы приходим к Личности, и на наши молитвы, которые совершаются в нашем сердце (для новоначального человека, пришедшего в Церковь, это простые, может быть, неказистые молитвы), отвечает некая Божественная Личность. Прежде всего с Богом мы встречаемся как с Личностью. Это самое важное, о чем нужно помнить.

А второе уже отсюда исходит. Человек, встретив Бога, Божественную Личность, своего Спасителя, дальше развивает свои отношения с Создателем. Бог есть Источник жизни. Действительно, мы со временем понимаем, что все от Него было. Бог есть Источник нашей жизни, нашего существования, всего блага, что есть у нас. Кем дальше Бог для меня становится? Он становится Отцом, потому что когда я попадаю в разные жизненные ситуации, я понимаю, что Господь не поворачивается ко мне спиной, Он всегда смотрит на меня, на мои поступки, мои желания, деяния. Бог есть Отец для меня, но еще самое сокровенное и важное, что мы встречаем в своей личной духовной жизни, – это то, что Господь является нашим самым близким Другом.

В Священном Писании Господь говорит: «Если отец и матерь оставят тебя, Я никогда тебя не забуду, не брошу». Господь есть наш Друг, безусловно. Господь есть Слуга, мы об этом обязательно говорим, когда вспоминаем Его Крестный путь. Вообще вся Его жизнь не была простой, Он недаром сказал такие слова: «Я пришел, чтобы послужить многим». Действительно, Его общественное служение – это служение Слуги. Он кого-то исцелял, вразумлял, кому-то помогал, воскрешал из мертвых, защищал. Мы вспоминаем случай с блудницей: «Если кто без греха, пусть первый кинет в нее камень». Он как Слуга защитил эту даже виновную в каких-то нехороших поступках женщину. А Судья – это, наверное, некий педагогический образ Божий, потому что Бог есть любовь, Бог есть праведная любовь, а судить нас будут наши дела и поступки.

Мы ждем Второе Пришествие, Страшный Суд, но Господь будет выступать как Свидетель, я так думаю (немножко, возможно, фантазирую), Он будет смотреть на каждого из нас, а нас будут осуждать наши дела, наши поступки. Безусловно, для верующих во Христа Господь никогда не будет Судьей, всегда будет Слугой, а для тех, кто противится Ему, по их поступкам Он перед ними будет представать как Судья, Который будет осуждать их за злобу, ненависть, за нежелание воспринимать то, что является очевидным в этом мире. Вопрос непростой, но очень многогранный. Для каждого в разной жизненной ситуации Господь появляется по-разному и действует по-разному: как Учитель, Наставник, Друг, Отец, Божественная Личность, Источник нашей жизни, в том числе Его служение является служением Слуги.

– На пасхальной утренней службе мы поем: да воскреснет Бог и расточатся врази Его (Пс. 67, 2). Мы представляем себе все-таки Церковь и мир не только как всех людей, которые ошибаются, мы читаем у псалмопевца, что существуют враги. И эти враги, наверное, существовали в истории, и возникает ощущение, что они никуда не делись. Не только те кощунники, которые разрушали храмы (мы видим, в каком состоянии купола над Никольским собором), и совсем недавно были эти люди, и сейчас они, наверное, есть. В данном случае мы уповаем: да расточатся врази Его. Как нам к этому относиться? И может ли быть так, что Господь не Судья, а мы осуждаем, судим и как мы в этом случае относимся к Богу как к Судье? 

– Человеку невозможно до конца понять весь Промысл Божий даже о тех временах, которые заставляют содрогаться сердца. Когда рушили великолепные памятники архитектуры, никто не считался с этими памятниками; когда уничтожали уникальные иконы, оклады, когда убивали, вырезали священников и их семьи, никто с этим не считался. Это сегодня появляются псевдозащитники материального искусства, археологии, которые без Бога, без религии пытаются вписать что-то в современную жизнь. Без религии, богослужения, мы понимаем, невозможно соединить то, что соединяли наши предки. Храм живет тогда, когда там совершается молитва. Если храм – это музей, это мертвый храм, там нет молитвы. Если там нет духовной жизни, если перед иконой не совершается молитва, это просто изображение. Это очень больно осознавать, когда такие вещи чисто религиозного назначения отбираются, вычеркивается, в принципе, их судьба – они становятся музейными объектами, объектами культурного наследия. Без Церкви эти вещи не будут иметь никакой ценности. Они становятся экспонатами, холодными и бездушными камнями, досками, которые просто чистят, защищают, создают для них атмосферу и все прочее. Монастыри издревле были центрами культурной жизни, хранителями книжной письменности, церковного искусства и храмостроительства.

По великой нашей России-матушке таких храмов огромное количество. В одиночку мы не сможем ни возродить их до конца, ни спасти от разрушения, от погибели. Поэтому церковное и светское всегда должны идти вместе. Мы должны идти вместе без диктата чего-то одного, без возвышения одного над другим. Мы работаем в одном направлении, защищая наши памятники, с которыми никто в свое время не считался. И никто за это даже не ответил. Это очень обидно.

Когда мы говорим о Боге в истории, должны всегда понимать, что до конца Его Промысл мы понять не можем. Иногда Господь попускает (Он не наказывает), чтобы творились такие беззакония. Но Он дает удивительных людей, которые меняют ход истории и делают так, что постепенно монастыри восстанавливаются. Наш Никольский монастырь 20 лет воссоздается неимоверными трудами монахов, верующих, паломников, которые прилагают огромные усилия, чтобы делать это место лучше. И это мы говорим о многих обителях. Потому что в свое время храмы и монастыри передавались нам в руинном, оскверненном состоянии. И все это нужно было по ниточке восстанавливать.

Безусловно, верующему человеку невозможно понять Промысл Божий до конца, но мы всегда верим, что Господь не оставит Церковь Свою, верующих людей в неведении. Человек все равно будет понимать, почему так происходит.

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его – прежде всего, наверное, девиз, заключающийся в том, что для людей, которые совершают противление Богу, не верят в Бога, Он будет Судьей, и сама история посмеется над ними. Вы отрицали Бога, но прошло время – посмотрите, сколько горящих глаз в некогда оскверненном, а теперь в возрожденном храме, сколько людей приходит на богослужения, сколько людей откликаются на призыв Господа изменить образ жизни и стать христианами…

Христиан хотели победить еще в апостольские времена. Церковь должны были уничтожить физически. Не смогли. Потому что Бог хранит Церковь. Господь является Творцом человеческого существования. Очень много можно рассуждать над этими вопросами, но еще раз скажу, что Господь поругаем не бывает.

– Правильно. Не бывает поругаем Господь. Но, может быть, именно из желания поругать Его сносили и взрывали храмы, вешали настоятелей и священников на царских вратах, творилось все это беззаконие. Я позволю себе сказать, что и сейчас это бывает, мы знаем такие примеры, не буду конкретно называть имена…

Когда мы на Пасху говорим «Христос воскресе!», мы говорим это для всех людей. В огласительном слове Иоанна Златоустого есть: «Все придите! Все насладитесь». И вот здесь у меня возникает вопрос. Для всех ли Бог Судья, Слуга, Отец? И что нужно сделать, чтобы люди дошли до этого и поняли, что Бог не враг, а Отец и Друг?

– Говоря о человеке, мы всегда приводим очень важный факт существования человеческой личности: Бог сотворил человека свободным существом. И это свободное существо употребляет свою свободу или во благо, или во зло. И здесь приводишь аналогию семьи: отец, мать и ребенок. По каким бы путям родители ни вели ребенка, он всегда им доверяет и слушается их. Родители принимают важные решения: какую выбрать профессию, нравится или не нравится будущий спутник. Если в семье есть доверительные отношения между детьми и родителями, то складываются хорошие семьи с хорошими отношениями.

Между человеком и Богом что-то похожее. Господь есть наш Создатель. Мы не знаем, на что Он обречет человека, что даст пережить ему в этой жизни. Каждый рождается для чего-то. Господь говорил: «Я для этого и пришел в этот мир». А для чего Он пришел? Как мы уже выяснили – для того, чтобы послужить людям, принести Себя в жертву за спасение рода человеческого, чтобы человеку открыть рай, чтобы мы могли назвать Его не Богом карающим, а Богом милующим. Как я сказал, Господь – настоящий Друг (не дружок). Когда на моем пути что-то случается по воле Божией, по воле других людей, когда я сам бываю виноват в той ситуации, которая возникает и из которой я потихоньку должен выходить, я держу за руку Господа и говорю: «Господи, помоги мне. Я ошибся в этой ситуации, принял неверное решение. Выведи меня из нее, пожалуйста, потому что я оказался без Тебя в тупике».

 Господь намного ближе к нам. Есть разные уровни любви к Богу. Я должен выполнять Его повеления и заповеди не потому, что получу награду за это, не потому, что боюсь, что меня определят в страшные места, а потому, что я Ему доверяю, а Он доверяет мне. В христианской вере все строится на доверии. Мы доверяем Господу Богу свою жизнь, и Он доверяет нам нашу жизнь. Мы часто самостоятельно принимаем решения в этой жизни, мы свободные существа. От этих решений зачастую зависит положение наших близких, знакомых. Поэтому очень важно понимать, что Господь по-разному возникает в нашей жизни. Безусловно, это непознаваемо. Мы не можем до конца познать Его Промысл о нас. Мы только потом понимаем, для чего было то или иное. Согласитесь, у каждого в жизни было такое: «Так вот почему это произошло, Господь дал мне понять что-то, измениться». Все, что происходит в нашей жизни, Господь дает, чтобы мы получили пользу и поменялись, научились ценить то, что не ценили, замечать то, чего не замечали когда-то.

Для людей разной духовной жизни, разного духовного состояния Господь предстает таким образом. Не потому, что Он меняется, Он неизменяем, а потому, что мы становимся иногда или лучше, или хуже. Такие размышления посещают сердце.

– Чем старше человек становится, тем больше меняется взгляд на происходящее и на то служение, на ту судьбу, которую приготовил ему Господь.

Вопрос такой. Если я хочу служить Господу, познавать Его, я меняюсь. В любом случае, даже если не хочу, я меняюсь. Насколько Господь, создавший меня свободным, может вмешиваться в мою жизнь? Как мне научиться понимать Господа, услышать Его? Как сделать так, чтобы Он не был мне Судьей, а был для меня Другом и любимым Отцом?

– Говоря о Страшном Суде, о котором повествуется в Евангелии, мы видим, как Господь разделяет людей на две части. То есть не будет середины. Будут праведники, будут грешники.

Как Господь вмешивается в нашу жизнь? Господь даровал нам свободу, на которую не покушается. Бог все видит, но не все предопределяет. Как Он может нам помогать? Он может нас оградить от чего-то: так сложится ситуация, что мы избежим какой-то трагедии. Или Господь (понимая, что мы должны перейти на другой духовный уровень) даст перенести какое-то страшное заболевание, которое перевернет весь наш мир. То есть Господь попустит нам что-то такое, чего мы не можем предвидеть и сделать сами, чтобы поменяться.

Более того, Господь вмешивается в нашу жизнь через других людей. Случается ситуация, когда я должен не просто пассивно на что-то смотреть, а включить творческую сторону своей души и помочь другому человеку. Это и есть вмешательство Господа. Господь не покушается на наш выбор, Он дает ситуацию, дает человека. А вот как я отнесусь к этому человеку, как проявлю себя: с доброй стороны или отвернусь от него, – это уже будет мой выбор. Но Господь всегда даст мне возможность проявить себя в той или иной ситуации.

Помните слова из Ветхого Завета: праведник будет мыть руки в крови грешного? Что это значит? Есть вещи, которые без толкования понять нельзя. Я надеюсь и верю в то, что Господь верующих в Него не осуждает. Наоборот. Он всегда будет переживать за нас, поддерживать и прощать. Потому что Бог прощает обращающегося к Нему кающегося человека. Во время Великого поста нам приводилось огромное количество примеров покаяния как из Ветхого Завета, так и из Нового. Самое главное – желание исправить свою жизнь и быть ближе к Богу.

– Я вспомнил Ваш рассказ: на Вербное воскресенье в ваш маленький храм пришло более трехсот человек. Для меня это стало неожиданностью, потому что там живет всего 2 000 человек. Может быть, это тоже вмешательство Господа в устроение жизни монастыря?

Я уверен, что монастырь живет своей отдельной интересной жизнью, иногда трагической. Но эта жизнь проходит в рамках истории нашей Русской Православной Церкви. Я никогда не забуду Пасху без людей, когда в пандемию закрылись храмы. Было много размышлений на эту тему. Потом Церковь и священнослужители стали помогать своей пастве, организовывали прямые эфиры, трансляции богослужений; то, что делает наш телеканал «Союз». Это было великим подспорьем тогда. Но многие сомневались; многие отошли от Церкви из-за этого. То есть это было некое испытание веры, насколько мы окажемся твердыми. Лишили нас причастия. Время пережили непростое.

Сейчас мы потихоньку оттаиваем от того сложного периода. Но после этого в храм пошли другие люди: в глаза смотришь – глаза жаждущие. Мы не знаем, что еще переживем в дальнейшем; Бог скрывает от нас судьбы людей, в том числе и Своей Церкви. Но то, что мы пережили, – это очень хороший урок, как мы должны беречь Церковь Христову, беречь то, что есть в ней, как должны относиться к нашим священнослужителям, которые стоят как на передовой под огнем. Каждый верующий человек занимает свою позицию: кто-то с критикой, кто-то с пониманием, кто-то с некоторой долей фанатизма. Но пастырь должен всегда оставаться с трезвой головой и понимать, что он должен сказать, как должен поддержать свою паству.

За это время многое изучили; много сделали того, чего во веки веков не сделали бы. Но, пережив это, мы понимаем, что через вирус Господь вмешался в нашу жизнь. Но Он не до конца погубил нас, не до конца мы были раздавлены этими потерями, болезнями. Церковь всегда молилась и молится о здравии болящих, за наших медиков,  врачей,  ученых. Церковь всегда молилась и молится об упокоении тех, кто перешел в мир иной; Церковь всегда была со своим народом. Все негативное, о чем говорилось и писалось, – пусть будет на совести людей, которые не знали, что происходило внутри общины. Это было Божие испытание.    

– Вспоминая притчу о сеятеле, где говорится, что сорняки будут сожжены, а чистое зерно сохранится, нам хочется думать, что мы не сорняки, а чистая пшеница и будем в житницах. Господь способен простить каждого человека. Но что нужно сделать для того, чтобы Господь Судья стал для меня Другом и Отцом?  

– Часто человек решает за Бога. Приходят родственники и говорят: умер близкий человек, не успели причастить; батюшка, помогите – душа мучается в аду. А с чего вы это взяли? «Так написано в Священном Писании». Много чего написано в Священном Писании, много мыслей мы находим в святоотеческом предании, но Бог выше всего этого. Потому что для Бога нет ничего невозможного. Мы не можем с точностью сказать: как? что? почему?  

Господь выступает в роли Судьи для того, чтобы человек начал осознавать и понимать ответственность за свои поступки и дела. Очень жалко, когда сегодня люди живут безответственно. Это начинается с маленького вранья: сделал человек какую-то гадость, а потом нагло отказывается, что не делал. Сидит человек в Интернете, анонимно пишет гадости, унижает достоинство другого человека, скрываясь под вымышленным именем. Люди создают семью и говорят: будем жить в гражданском браке.

Почему так происходит? Потому, что люди не хотят брать ответственность. Не хотят отвечать друг за друга, за свои поступки. Это очень обидно. Часто и верующие, приходящие в храм, снимают с себя всякую ответственность. Их не интересует, сколько приход платит за свет, сколько приходу надо заплатить налогов, сколько получает бабушка, которая сидит в церковной лавке. Некоторые считают, что должны выполнить определенный обряд, а за остальное они не отвечают. Кто отвечает? Это безответственное отношение.

Вспомните, как христиане первых времен заботились о своем приходе. Они несли в приход всё. Иногда продавали имения, приходили в общину и деньги клали к ногам апостолов. В те времена не было церковных лавок, свечи отливали дома и приносили в храм; хлеба преломления приносили с собой. Даже дети участвовали в жизни общины: каждый ребенок в свой приход нес ведерко воды.

А почему мы сейчас думаем, что кто-то должен это делать? Кто-то должен восстановить храм, кто-то должен заплатить за свет… В этом мы должны быть едиными. На любом приходе верующие должны объединяться вокруг своего прихода, не жить отдельно: пришел, поставил свечу и ушел. Это очень важно. Важно, когда священник объединяет приход вокруг себя, объединяет людей, когда они вместе идут на субботник, вместе собирают продукты для обездоленных, вместе убираются в храме. Этого взаимодействия нам сегодня очень не хватает.

Вернусь еще раз к годам пандемии. Мы должны понимать, насколько этот храм должен быть для нас дорогим, дорогим для сердца. Если в храме будет моя частица чего-то материального (или физического труда), то я уже не позволю это рушить, унижать, не позволю превращать в пыль и прах то, что для меня свято. К сожалению, безответственность – это самое страшное, что есть в сегодняшней жизни. Господь иногда такими событиями вмешивается в нашу жизнь. Но Он не наказывает, а лишь дает условия, в которых кто-то должен измениться, а кто-то утвердиться.                     

– Сегодня на проповеди владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, говорил о том, кто причащается достойно, а кто недостойно. Одна мысль меня поразила, когда он сказал, что если человек заботится о другом, он причащается достойно. Мы часто говорим, что такое счастье. Это соучастие, соучастие в жизни храма, в жизни Церкви. Это и есть то, когда мы говорим: Бог Слуга. Но если мы не являемся слугами для Господа, не исполняем Его заповеди и не стараемся жить по ним, то мы готовы к осуждению.  

– Господь всегда будет соработником в наших благих делах, Он всегда будет на нашей стороне, когда мы будем выполнять что-то очень важное. В нашей жизни помимо строительства храмов есть еще очень много призваний, которыми занимаются люди: служат волонтерами в реабилитационных центрах; матушки и медицинские сестры работают в хосписах, ухаживая за обреченными людьми. Много есть того, когда человек может послужить. Господь в этих моментах дает нам внутреннюю благодать, когда мы делаем очень важное и доброе дело не для себя, а для других.

В нашем монастыре мы готовимся сейчас своими силами, на свои небольшие средства заняться ремонтом, что-то побелить, покрасить. Иногда социальные сети помогают донести информацию. На нас вышел один человек, он купил для нашего монастыря две тонны известки; из Петербурга приехали замечательные люди, у которых есть свои строительные компании, они помогут братьям-монахам выполнить ответственные работы на колокольне. Бог никогда не оставит, если мы будем делать важное дело, всегда найдутся настоящие друзья.    

– Когда Пасха, мы поздравляем и далеких, и близких друзей, даже тех, кого не знаем. Но самое главное – тех людей, с которыми Господь дал жить в одно время, в одной стране и проходить один жизненный путь.

– Дорогие братья и сестры! Хочу пожелать каждому из вас Божьей милости, храните себя на всех путях вашей жизни, заботьтесь о тех, кто находится рядом. И пусть Бог мира всегда будет в наших сердцах!

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Алексий Лымарев, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Садовниках (г. Москва).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​