Беседы с батюшкой. Ситуация со схиигуменом Сергием (Романовым)

8 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный суд Екатеринбургской епархии признал схиигумена Сергия (Романова) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть его из священного сана.

На вопросы отвечает протоиерей Петр Мангилев.

– Третьего июля Церковный суд признал схиигумена Сергия (Романова) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть его из сана.

Прошу Вас подробнее, насколько это возможно в рамках нашей программы, рассказать о принятом решении и о сложившейся ситуации в целом.

– Ситуация, конечно, печальная. Церковному суду пришлось заниматься решением этого вопроса. Если коротко сказать, ситуация тянется давно. Проповеди отца Сергия (Романова) своим эпатажным характером вызывали нарекания достаточно давно, с ним проводилась определенного рода работа со стороны правящего архиерея. Резкое его выступление привело к тому, что своим указом владыка митрополит 27 апреля сего года запретил отцу Сергию проповедовать.

Здесь я хотел бы сказать, что правящий архиерей наблюдает за жизнью епархии; его прямая обязанность – смотреть за тем, как совершается в епархии богослужение, как совершается проповедь, дело евангельского благовестия. Его задача – организовывать эту проповедь (он за это отвечает) и исправлять, поправлять, когда возникает какая-то неправильная ситуация.

Здесь архиерей указывает отцу Сергию на недопустимость определенных выступлений, говорит, что ему лучше не проповедовать. Действительно, у отца Сергия нет соответствующего богословского образования, проповеди его не являются образцом риторического церковного искусства и содержательно вызывают большое смущение. Владыка митрополит указом призвал отца Сергия к прямому исполнению тех обетов, которые отец Сергий принял как схимник. Схимник по сути дела есть живой мертвец, который удаляется от мира, и все, что в мире, перестает его волновать. Его задача и забота – молитва. Проповедническая деятельность, политическая жизнь и политические суждения – не дело схимника.

То есть, собственно говоря, указ архиерея от 27 апреля – это запрет проповедовать, запрет на публичную деятельность и призыв обратиться к той деятельности, которую отец Сергий сам добровольно для себя избрал, когда принимал великую схиму и произносил обеты, которые сопрягаются с великой схимой. То есть он должен был исполнить то, к чему призван, к чему себя приуготовил и что для себя избрал.

Отец Сергий какое-то время воздерживался от выступлений, но потом жажда говорить, выступать и высказываться на эти темы пересилила монашеское призвание, и он выступил с новым обращением. Тогда последовал прямой указ о запрете. Указ о запрете был воспринят отцом Сергием однозначно негативно, было выпущено несколько роликов...

– Уже после указа?

–Да, после указа. В том числе ролик 26 мая, где он заявлял о том, что он продолжит служить (и служил, о чем говорят свидетели) и что он прекратил поминовение Святейшего Патриарха и митрополита Кирилла. Причем как он служит на антиминсах, которые подписаны митрополитом, правящим архиереем епархии, – это большой вопрос.

В этой ситуации он явился нарушителем целого ряда канонических правил: непослушание правящему архиерею, служение в запрещенном состоянии, когда не имел права служить. И отсутствие поминовения – это, по сути, своеобразная демонстрация выхода из общения. В данном случае уже материал был направлен от владыки митрополита в Церковный суд.

На первое заседание отец Сергий явился, зачитал декларацию, на вопросы отвечать не стал и удалился с заседания суда. Суд мог принять решение на первом заседании, потому что Положение о Церковном суде предусматривает принимать решение на том же заседании, когда человек является и уходит с заседания суда, не желая давать ответы. Но Церковный суд решил воспользоваться в данном случае другой статьей Положения, которая предполагает троекратное заслушивание, троекратный вызов в суд. То есть все-таки отцу Сергию была дана возможность как-то прийти в себя и принять правильное решение.

Но он не явился на суд 26 июня. Первый суд был 15 июня. Одиннадцать дней после первого суда – достаточно большой период времени, данный для размышления. Третьего июля был уже третий суд, который принял окончательное решение, единственно возможное в этой ситуации.

– Отец Петр, поясните, за что он подвергнут Церковному суду? И почему именно такое решение было принято?

– Нарушение указов правящего архиерея, служение в запрещенном состоянии, когда он не имел права служить (это серьезное нарушение), и прекращение поминовения правящего архиерея и Святейшего Патриарха.

– Складывается впечатление, что вся эта ситуация имеет характер одного дня, будто это возникло в одночасье. Но, как Вы рассказываете, получается, что это ситуация далеко не одного дня...

– Да. Если мы обратимся к тексту первого указа владыки митрополита, изданного 27 апреля сего года, там, в частности, есть указание на то, что владыка митрополит неоднократно проводил беседы с отцом Сергием. Проповеди отца Сергия эпатажные, и нарекания в отношении этих проповедей есть давно. И совсем неправильно будет говорить, что в епархии этого не замечали. С отцом Сергием пытались говорить, владыка с ним беседовал, его увещевал. То есть ситуация дошла до суда постепенно, в результате того, что отец Сергий не внимал тем увещеваниям, которые были обращены к нему, но имели более мягкую форму, более мягкий характер. Всех интересующихся вопросом адресую к указу от 27 апреля, он опубликован на сайте епархии (за соответствующее число эту новость можно найти), там об этом немножко, но сказано.

– Очень много обращений поступает в том числе в адрес Екатеринбургской епархии, в защиту отца Сергия. Как можно охарактеризовать действия сторонников отца Сергия?

– Отца Сергия люди любят. Он действительно сделал много доброго многим людям; это правда, и это понимают все члены Церковного суда и правящий архиерей. Нужно сказать, что ни один человек из живущих на земле не есть воплощение абсолютного зла. Как доброе, так и злое содержится во всех нас. Отец Сергий действительно делал очень много доброго. И доброе, им сделанное, с ним останется; это не вызывает никакого сомнения. Но наряду с этим им были совершены поступки, которые несовместимы с монашеским и пастырским служением. И судят его не за добрые дела, а именно за поступки, нарушающие каноны Православной Церкви и, по сути, ведущие к расколу.

Если мы обратимся к церковной истории, то увидим очень много ересиархов и расколотворцев. И не все они обязательно люди дурные и злые. Если обратимся к начальнику арианского раскола Арию (этот раскол носит его имя: арианская ересь), то лично Арий был человек добродетельный, аскетичный и в отношении его личной нравственности нет ни одного отрицательного свидетельства у церковных историков. Уж если бы что-то было, в силу того вреда, который он нанес Церкви, явно об этом написали бы. Арий был очень любим народом Александрии. Когда ему епископ Александр запрещает проповедовать, потому что он начинает высказывать еретические мысли, он не слушается его и разрывает общение с епископом Александром. За ним уходят два епископа, семь пресвитеров, двенадцать диаконов, семьсот девственниц, до трети александрийского клира. И огромная масса александрийского народа уходит с Арием. Положение епископа Александра было трудным в Александрии. Очень влиятельные люди вступаются за Ария в этой ситуации.

Есть письмо Александра Александрийского к Александру Византийскому, в котором тон Александра Александрийского совсем непобедный в отношении ереси Ария, и он пишет о себе как о человеке, находящемся в бедственном положении. Поэтому в этом отношении мы должны это понимать. Но тем не менее собирается Первый Вселенский Собор, и ересь осуждается. Столетие длилась эта ересь, Первый и Второй Вселенские Соборы были заняты этой ересью. Но ересь была осуждена. И другие ересиархи необязательно были расколотворцы или дурные, неблагодетельные, недобрые.

Понимаете, любое заблуждение ведь чем-то привлекает людей и содержит часть какой-то правды, чем это и бывает привлекательно. Но это перемешивается с ложными мнениями и ложными учениями. Люди акцентируются на одном – как на совпадающем с очевидной действительностью и с их представлением о вере, но не видят другого, пагубного. И в этой ситуации впадают в заблуждение, в ересь.

В данном случае эта ситуация похожа на многие подобного рода ситуации, когда человек перестает слушаться голоса Церкви, перестает как-то сообразовывать себя с тем, что говорит Церковь. Иногда человек даже не знает толком церковного учения и высказывает какие-то ложные, абсурдные, иногда дикие мнения. Большое число сторонников и объясняется этим. Но если много людей или абсолютное большинство проголосовало «за», это ведь не говорит о том, что это церковно. И горлом, перекрикиванием, еще какими-то вещами эти вопросы не решаются.

Каждый человек может заблуждаться – мы все живые люди, и мы не всегда можем правильно рассуждать обо всем. Но частное заблуждение отличается от большого заблуждения, от ереси тем, что, когда мы входим в Церковь, мы соглашаемся слушать голос Церкви и слышать голос Церкви. То есть мы признаем право Церкви нас поправить. Заблуждения, расколы и ереси начинаются тогда, когда человек начинает априори отрицать право Церкви его поправлять и начинает считать себя обладающим истиной в последней инстанции. Это отправная точка к тому, чтобы идти к погибели. И сторонники, естественно, будут. Что теперь делать? Все-таки надо устанавливать то правильное и на этом правильном стараться стоять.

– Правильно ли я Вас понял, что одни из определяющих черт христианина – послушание и смирение?

– Я бы сказал так: готовность слушать голос Церкви. Смирение – это все-таки состояние принятия определенного рода ситуации. Длинный разговор в отношении правильного понимания смирения, что оно собой представляет. Но готовность прислушиваться, готовность к диалогу, готовность к тому, что тебя могут поправить, необходима.

– Часто упоминают  о заслугах (о которых и Вы сказали) схиигумена Сергия (Романова) перед Церковью. Им много хорошего и доброго сделано. Ставят вопрос: а можно ли вообще такого человека судить?

– Заслуги никуда не денутся, они с ним пребывают. Но если при заслугах мы начинаем делать что-то, что приносит явный вред Церкви в дальнейшем, то к чему все эти заслуги? Да, он говорит, что построил пять монастырей. Очень многие из духовенства, и я в том числе, не построили пяти монастырей и, может быть, мало что построили в жизни, фактически ничего. И это несоизмеримо разное.

Но, с другой стороны, земля и все дела на ней сгорят; Священное Писание нам об этом говорит. Останется наша вера, насколько правильно мы исповедовали Христа и следовали за Ним. В конечном итоге важно это.

Заслуги его никто не отнимет. Но ведь с заслугами часто сопрягается тщеславие, оно подогревается гордостью, которая приводит в итоге к какой-то собственной непогрешимости. Да, человеку были даны многие дары. Он даровит, имеет таланты. Ему даны эти таланты, но учительного таланта не дано. Кто сказал, что у него есть все таланты, которые даны в Церкви? Если архиерей, который обязан надзирать за учительной властью в епархии, останавливает его в проповеди, почему нужно непременно стараться донести то, что он пытается донести? Тем более многое из того, что он говорит, – странно, мягко выражаясь.

– Между тем среди проблем, о которых говорит отец Сергий, есть и актуальные. Неоднократно Церковь говорила о цифровизации, например, об ювенальной юстиции, грозящей семьям...

– Да, он говорит об актуальных проблемах. Но послушайте, как он говорит, о чем  говорит, что  говорит. Он просто-напросто компрометирует любой серьезный церковный разговор по этим вопросам. Он своеобразный фрик, который делает эту проблематику, кто бы теперь ее ни поднял, смешной. Это мы должны понимать. Разговаривать на эти темы теперь становится почти неприлично, в связи с тем, как они освящаются им.

– Какие последствия несет постановление, принятое Церковным судом, для отца Сергия?

– Сейчас он извергается из сана. Соответственно, он больше не священник. Извержение из сана пожизненное. Но он схимонах. И если он сейчас остается в этом состоянии, то ему определяется местом пребывания какой-то монастырь, где он может как схимник продолжать молиться, быть чадом Русской Православной Церкви, приносить покаяние.

– А если он не послушается?

– Если не послушается, не признает снятия священного сана и продолжит служить, то могут последовать дальнейшие прещения.

– Что ждет людей, которые пойдут за ним?

– Это очень важный вопрос. Дело в том, что здесь людям надо понять и остановиться – отец Сергий больше не священник, он схимонах. Соответственно, совершаемые им литургические действия как священника ничтожны, не имеют никакого значения. Более того, люди, принимающие от него таинства, будут себе в осуждение это принимать. Это люди должны понять со всей ясностью.

Я понимаю, что многие сейчас находятся в разгоряченном состоянии, они готовы в огонь и воду за отцом Сергием; это можно чувствовать по настроениям. Но все-таки важно одуматься, потому что это будет приносить вред их бессмертной душе. Это важно понять.

– Но как же быть людям, которые считают отца Сергия своим духовным отцом? Они руководствовались его советами, его помощью...

– Благие советы никуда не денутся. Но если сейчас окормление у него бывает чревато погибелью, значит, нужно убегать от этого старца. Если кто-то думает, что не сможет без него жить, то это уже само по себе свидетельствует о том, что он вел к себе, а не ко Христу.

Знаете, в свое время, когда я только начинал служить, мне пришлось разговаривать с внучкой одного репрессированного священника. Она вспоминала свою бабушку, жену священника. Священник был в лагерях, а бабушку она хорошо помнила. Мне запомнилась одна фраза бабушки, которую она пересказала. Она говорила о своих детях и о том, что значит любить ребенка. Любить ребенка – это не значит делать для него все-все, чтобы он без тебя не мог обходиться. Любить ребенка – это значит делать так, чтобы в любой момент, если тебя не станет, он смог выжить, дальше жить. Вот это настоящая любовь.

И в духовной жизни задача духовного отца – не к себе привести, но сделать так, чтобы человек, который начал пользоваться духовными советами, когда тебя не станет как духовного отца, смог жить в Церкви полноценной церковной жизнью. Вот это будет настоящее духовное руководство.

А в данной ситуации, если человек приводит человека к себе и ставит в психологическую зависимость от себя – это что такое? Он не к Христу ведет; это не христианство. Потому что в центре христианства – Христос, а здесь – схимонах Сергий.

– Что отвечать, когда поступают вопросы со стороны, мол, что у вас там происходит?

– Да, людям интересно, очень многие задают вопросы. Все решения, архиерейские указы опубликованы на сайте Екатеринбургской епархии. Совсем недавно (буквально в понедельник) вышло открытое письмо владыки митрополита, обращенное к отцу Сергию, где затрагиваются все болевые вопросы. Ответы на многие-многие вопросы можно найти в этом письме. Соответственно, вопрошающим я советовал бы обратиться к этим материалам. Сайт епархии содержит эти материалы, поскольку тема болевая. Главные ответы там содержатся.

– Отец Петр, спасибо огромное за Ваши ответы, за обсуждение такой непростой темы.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать