Беседы с батюшкой. Миссионерский институт. Иерей Иоанн Парамонов

7 сентября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях кандидат педагогических наук, доцент, настоятель прихода во имя святого страстотерпца врача Евгения Боткина в Первоуральске иерей Иоанн Парамонов.

– Батюшка, прежде всего хочу поздравить Вас как педагога, наставника, учителя с новым учебным годом. Для Миссионерского института это тоже интересная и горячая пора. Расскажите, как прошла приемная кампания, какие результаты.

– Вне зависимости от того, получаем мы образование или уже когда-то его получили, так или иначе все мы связаны с этим праздником 1 сентября – Днем знаний. Для тех, кто в образовательной системе, год начинается именно со Дня знаний и заканчивается концом июня, когда все уходят в отпуск.

Сентябрь – начало нового учебного года: это новые надежды, новые планы, хорошее и доброе настроение, желание работать. К учебному году мы, конечно же, готовимся заранее, еще с весны. Мы – это духовные учебные заведения, в частности Миссионерский институт, который я и представляю. Мы готовимся к тому, чтобы набрать самых лучших студентов, чтобы замечательнейшие абитуриенты превратились в студентов и продолжили обучение в нашем вузе. Пять лет обучения – достаточно большой срок, когда человек если не меняется полностью, то на многие моменты жизни начинает смотреть совершенно по-другому. Благо, богословское знание тому способствует.

Уже летом мы набрали порядка тридцати студентов на две формы обучения: очно-заочную (вечернюю) и заочную. Большая часть наших студентов – люди, которые уже имеют образование, трудятся где-либо и желают послужить Богу и Церкви и получить классическое фундаментальное богословское образование. Они идут на заочную форму обучения и вспоминают свою студенческую молодость: начинают читать книги, писать конспекты, работать над курсовыми работами. То есть полностью погружаются в учебу, приобретая богословскую компетенцию, чтобы стать состоявшимися теологами, специалистами в области православного вероучения.

Есть студенты, которые, если позволяет работа и семейные обстоятельства, идут на очно-заочную (вечернюю) форму обучения. Их немного, но они есть. Каждый день вечером (с 18 до 21 часа) они занимаются с нашими ведущими преподавателями. Надо сказать, в этом году мы будем активно применять так называемый смешанный формат обучения. В чем его суть? Мы будем со студентами встречаться не только очно на лекциях, семинарах, практических занятиях, но и использовать уже распространенную дистанционную форму обучения, к которой привыкли. Для студентов, которые совмещают работу и учебу, данный смешанный формат позволяет, не уезжая от своей семьи, присутствовать на лекциях, участвовать в семинарских занятиях, выполнять соответствующие задания, не отставая никоим образом от учебного процесса, а погружаясь в учебно-воспитательный процесс.

Обучение студентов – это не только лекции и семинары, но и расширенная воспитательная работа. В этой связи государство ввело в образовательную программу всех направлений обязательный компонент – воспитательную работу. Вроде бы очевидная вещь, но в высшей школе об этом стали говорить буквально несколько лет назад. И сегодня, ввиду геополитической ситуации, этот момент остается актуальным. Поэтому наши студенты постоянно участвуют в воспитательных мероприятиях, которых достаточно много. Это и встречи с богословами, философами, публицистами Москвы и Санкт-Петербурга, и участие в богослужебной жизни Церкви, и участие в просветительских мероприятиях, которые предлагает Екатеринбургская епархия либо Синодальный отдел Русской Православной Церкви. Мы стараемся быть активными участниками всех мероприятий. Это позволяет воспитать и сформировать будущего теолога как человека, ответственного за приход, за катехизаторскую работу, понимающего и осознающего основы православного вероучения. Такой человек – настоящее богатство.

– Миссионерский институт, как и любое духовное образовательное учреждение, дает образование. Но в сравнении со светскими вузами здесь есть и другая, не менее важная составляющая.

– Безусловно, она есть. В нашем институте присутствует духовник. И даже наши абитуриенты, перед тем как мы их допускаем к вступительным экзаменам, проходят собеседование с духовником нашего института (им является священник Игорь Стуков, он трудится в Ново-Тихвинском монастыре). Это необходимо для того, чтобы выявить уровень мотивации студентов, их желание в дальнейшем служить Церкви. Мы стараемся уже на первом этапе работы с абитуриентами отсекать всех тех, кто чужд духу церковному.

Может быть, не принято говорить об этом так широко, на большую аудиторию, но люди есть разные, и администрация Миссионерского института не может позволить себе за счет Церкви обучать тех людей, которые к Церкви относятся весьма своеобразно, имеют свое представление о церковном устройстве, взаимоотношениях Церкви и государства. Знаете, далеко не все проходят собеседование. Люди жалуются, возмущаются, но локальные акты образовательной организации позволяют нам (государство это разрешает) вводить свои вступительные испытания, каковым является и собеседование.

После собеседования мы смотрим на результаты ЕГЭ. Если человек имеет за плечами среднее профессиональное образование, высшее образование, он сдает внутренние экзамены, чтобы поступить в институт.

Далее, после поступления в институт, работа с духовником не прекращается. Отец Игорь постоянно окормляет все курсы, старается в поле своего зрения держать каждого студента. Не секрет, что теолог – штучный продукт, требует индивидуальной подготовки  в духовных вопросах. Тот студент, который изначально начинает предъявлять к себе повышенные требования в плане православной аскетики, становится прилежным в литургической жизни, погружается в святоотеческое наследие, уже к третьему или четвертому курсу практически становится состоявшимся специалистом, остается только направить его в должное русло. Ведь в современных реалиях найти информацию можно, она доступна, но необходимо умение работать с колоссальнейшим потоком информации (умение систематизировать, классифицировать информацию), и мы стараемся обеспечить это нашим студентам, чтобы они были полезны для Церкви.

Благодаря такому совместному подходу – работа духовника, развернутая воспитательная работа и деятельность профессорско-преподавательского состава – по окончании пятого курса мы получаем штучный продукт. У нас нет студентов-выпускников, которые не несли бы каких-то послушаний в Церкви; все остались при Церкви. Многие совмещают свою профессиональную деятельность с несением послушаний на приходе и в епархиальных структурах, но все становятся людьми церковными.

Я считаю, что основная задача Миссионерского института – подготовить грамотных, дисциплинированных, законопослушных людей для Церкви, понимающих, что значит Церковь в наше сложное время ценностного плюрализма, что она дает людям и на какие вопросы может ответить.

– Теолог способен дать ответы людям на происходящее здесь и сейчас? Не только рассказать, например, об истории Церкви, привести какие-то примеры, поделиться традициями христианского мировоззрения, но применить это к ситуациям, которые возникают у людей здесь и сейчас?

– Часто задают подобные вопросы. Евангелие дает ответы на все вопросы, с которыми сталкивается человек на земле. Знание Евангелия как раз и позволяет грамотно, толково, правильно, практически верно ответить на вопросы, которые встают перед человеком, человечеством и современностью. Знание Евангелия и православного вероучения отрезвляет человека, делает ум чистым (это мы видим из святоотеческого наследия), делает человека принципиальным. Если человек дух Евангелия пропустил через свой ум и сердце, он становится принципиальным в вопросах православного вероучения, церковной жизни, церковной аскетики. Этот человек начинает видеть в своей жизни самое главное – Бога. Если мы видим в нашей жизни Бога, все остальные вопросы решаются. И это не просто слова, это духовное наследие Церкви, которое представлено в опыте Церкви, в святоотеческих творениях и в практической жизни людей, которые позиционируют себя как православные христиане.

Поэтому человек, получивший соответствующие знания, – это счастливый человек. Я всегда это говорю. Институт делает несчастных людей (если они себя таковыми считают) счастливыми. Потому что они получают самое главное – возможность видеть в жизни Бога и решать все вопросы (семейные, профессиональные, политические, государственные, если хотите) через призму Божественного слова. Этого не хватает именно сейчас. Мы очень много полагаемся на свое понимание тех или иных проблем, полагаемся на то, что все решится именно так, а не иначе, и забываем, что помимо человеческого фактора есть еще и Божественный фактор, который может ту ложь и неправду, что нас окружает, обернуть в победу.

Поэтому теолог может дать и дает (я в этом уверен) соответствующие ответы на сложные вопросы сегодняшнего дня.

– Поступая в Миссионерский институт и в любое другое духовное образовательное учреждение, человек идет только за знаниями или это еще определенный путь к Богу, к познанию Божественной истины?

– Одно другому не мешает. Это и знания, и укрепление в вере. В любом случае учеба – это труд. Наверное, все согласятся, что учиться порой бывает гораздо сложнее, нежели работать. А приобретать духовные знания, расширять свой богословский багаж – вдвойне тяжелее. Почему? Представьте школьника, который проучился одиннадцать лет в школе, приходит в наш институт, садится за парту и начинает изучать богословские науки. Он не то чтобы не подготовлен, но ему сложно прочитать несколько страниц книги со святоотеческим наследием и пересказать то, что он прочитал. Потому что такие тексты в школьной программе практически не представлены. История Церкви предстает в школьной программе фрагментарно, да и то все зависит от пристрастий самого педагога, учителя. А уж что касается вероучительных дисциплин, то это совершенно отдельный пласт, к которому вчерашний школьник просто не готов.

Поэтому наша задача для студентов первого и второго курсов – ввести их в богословскую проблематику, помочь им укрепиться в вере и открыть для себя колоссальнейший пласт православной культуры. Если человек идет учиться на инженера, например, он имеет представление о физике, математике. Если идет учиться на врача – знает основы биологии, химии. А если человек идет учиться на теолога, то возникают проблемы. Благо общий уровень наших студентов достаточно высок. Как я уже сказал, это люди, состоявшиеся в жизни, которые целенаправленно идут учиться. Но я вполне понимаю вчерашнего школьника, который садится за парту богословского учебного заведения: ему очень сложно осмыслить все то, о чем говорят, потому что нет ни должной интеллектуальной подготовки, ни должного социального опыта, есть лишь желание и любовь к изучению вероучения Церкви. Но, думаю, если есть желание и горение сердца, то профессионализм педагогов и само учебное заведение (ведь говорят, и стены воспитывают) принесут свои плоды.

Например, в нашем институте очень красиво. Я бы сказал, у нас обстановка, отвечающая требованиям православного благочестия. Думаю, духовные школы этим и отличаются. Даже человек, далекий от церковной жизни, переступая порог таких учебных заведений, сразу чувствует это. Сами стены должны оставлять определенный отпечаток в сознании человека. И это не случайно. Православный человек всегда окружает себя тем, что ему дорого, что является для него ценностью. Это духовные книги, святые иконы, картины, сюжеты на библейскую тематику либо тематику истории нашего Отечества. Это люди, которые стали маяками в культурной жизни нашего Отечества, которые могли совместить естественнонаучные основы с религиозными. Все это и многое другое накладывает соответствующий отпечаток на сознание будущего теолога, который может дать ответы, как мы уже подчеркнули, на многие вопросы современности.

– Можно ли сказать, что человек, переступающий порог вашего института, попадает в пространство другого мира, другой мировоззренческой традиции?

– Какие интересные вопросы Вы задаете! Надо спросить об этом самих студентов. В любом случае мы никоим образом не хотим оставить студентов один на один с их проблемами. Это могут быть проблемы, связанные с учебой или с моментами личной жизни. Благо отец Игорь как духовник помогает решить их. Каждая группа студентов с первого по пятый курс – это отдельная семья. Там есть свой лидер – студент-староста, который задает соответствующий тон. Есть человек, который всех жалеет, помогает. То есть как в семье: все помогают друг другу не утонуть в этом океане учебы. И это хорошо, и так должно быть.

Практика показывает, что за пять лет обучения в институте студенты не разбегаются, как это бывает в государственных вузах: проучились – и разъехались. Здесь люди друг друга поддерживают, участвуют в богослужениях, вместе куда-то ездят, справляют праздники. И преподавателей приглашают. То есть люди постоянно вместе. Учеба, конечно, объединяет и студентов, и профессорско-преподавательский состав. Многих людей, которые пришли из пространства массовой культуры, Миссионерский институт приводит в «нормальность», если можно так выразиться. О чем я говорю? Человек начинает по-другому одеваться, например, уже не ходит в футболке и трико, понимая, что это совершенно иная аудитория, иные люди и нужно себя соответствующим образом представить, позиционировать. Человек начинает по-другому общаться: использует богословские термины, владеет культурой речи, соблюдает законы речевой коммуникации. Всему этому мы стараемся обучать наших студентов. Они избегают конфликтных ситуаций, начинают по-другому смотреть на своих сокурсников, преподавателей. Вроде бы это мелочи, но они формируют личность. Личностное начало плюс профессиональная компетенция как раз делают свое дело.

Может быть, и Вы захотели поступить к нам в институт?

– Я раздумываю.

– Подумайте. В этом году уже вряд ли получится. А в следующем – пожалуйста.

– Вы сказали, что с пятого курса студенты уже несут определенные послушания и активно участвуют в церковной жизни. То есть не возникает вопросов, где себя применить, получив знания и навыки в вашем институте?

– Не возникает таких вопросов. Потому что это люди церковные, а любой настоятель храма, конечно же, нуждается в грамотных помощниках, которые могли бы выполнять те или иные посильные послушания. Это руководство воскресной школой для детей и взрослых, организация и методическое сопровождение молодежных объединений на приходе.

А если это приход где-то в сельской местности, где не столь развернуто данное служение, то это может быть и решение хозяйственных вопросов. Например, делопроизводство на приходе – это очень сложный, затратный по времени процесс. Подготовить документацию, связанную со зданием прихода, с его коммунальным сопровождением, с правилами техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности – для этого нужны соответствующие компетенции. С одной стороны, знание законодательства в этой области, а с другой стороны, это должен быть человек церковный, чтобы отстаивать интересы Церкви, в данном случае прихода.

И где найти такого человека, когда у настоятелей еще и масса всевозможных послушаний бывает помимо богослужения и совершения треб? На помощь приходят именно такие люди. Наши студенты конструктивно и плодотворно помогают решать даже и эти вопросы. Поэтому мы очень рады, что есть такая потребность в наших выпускниках. И студенты со всем этим справляются.

Я уже не говорю о вопросах, связанных с взаимодействием с муниципальными управлениями образования, школами, учреждениями культуры, иными социальными партнерами, когда нужно вести соответствующий диалог и находить точки соприкосновения. Со всем этим справляются наши студенты-выпускники.

– В этом году набор уже произошел. Будут ли какие-то дополнительные наборы, возможность чуть подробнее узнать об обучении?

– Действительно, может, кто-то еще думает, поступать или не поступать. География абитуриентов очень широкая: это и Москва, и Питер, и Казань, и Дальний Восток, и Урало-Сибирский регион. Если даже в этом году не получилось поступить, то обязательно получится в следующем году. Вся информация уже с октября будет на сайте нашего института. В любой поисковой системе вы набираете «Миссионерский институт», находите наш сайт и отслеживаете все те требования, которые необходимы по сдаче ЕГЭ. Либо, если у вас есть среднее профессиональное или высшее образование, будете поступать по внутренним экзаменам нашего института, которые мы проводим в дистанционной форме. Здесь вуз уже сам определяет форму и содержание экзамена.

Мы будем рады всем абитуриентам. Если у вас остаются вопросы, пожалуйста, пишите их на сайте, там есть рубрика: «Задать вопрос». Отвечаем в течение нескольких часов, как только появляется вопрос (у нас есть специальный человек, который отслеживает их). Этот организационный вопрос уже решен. Если есть желание задать вопрос, позвонив по телефону, пожалуйста, звоните, мы всегда на связи, всегда рады быть полезными.

Ну а если вы захотите прийти в наш институт – также милости просим. Обычно в марте-апреле у нас бывает День открытых дверей, когда мы рассказываем об институте, его профессорско-преподавательском составе, о тех мероприятиях, которые проводит институт (их достаточно много), знакомим с аудиториями. Все это возможно будет сделать. Если вы подпишетесь на рассылку института и периодически будете заглядывать на сайт, то сможете принять участие в тех научно-просветительских мероприятиях, которые проводит институт.

27 октября мы будем проводить Всероссийскую конференцию, посвященную теологии в научно-образовательном пространстве, вновь будем говорить о цифровизации теологического образования. Миссионерский институт Екатеринбурга совместно с Уральским государственным педагогическим университетом являются флагманами научного направления «Цифровизация теологического образования». Мы будем рады, если вы подключитесь к нашей конференции. Вся информация представлена на сайте.

– Когда человек получает образование в Миссионерском институте и выходит в мир, не бывает у него сложностей с адаптацией? Потому что здесь он видит прекрасных людей, которые ему помогают, поддерживают, определенное отношение к нему, находится в кругу людей, которые разделяют общие ценности, взгляды одной веры. Когда он выходит в этот мир, он наблюдает немного другую картину. Не бывает ли некоего внутреннего диссонанса?

– Я думаю, диссонанса не бывает. Потому что теолог – это человек, который в каждом человеке должен видеть образ и подобие Божие, только добрые и хорошие черты в характере, поведении, в стиле жизни – во всем только положительное. Ведь сам человек Богом сотворен по Его образу и подобию, лишь только грех оскверняет человека. Поэтому нужно уметь разделять человека и грех. И такой подход – видеть в людях только доброе начало – как раз и дает возможность нашим теологам быть вполне адаптированными к существующим культурным реалиям. Ведь духовная жизнь не закрепощает, а освобождает. Где Дух Божий – там свобода.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Донского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Филарет (Бердников).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать