Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

30 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает исполняющий обязанности проректора по лицензированию и аккредитации Московской духовной академии, клирик храма святых мучеников и страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине священник Андрей Лысевич. 

– Первый вопрос: «Скажите, как правильно молиться? Ведь в молитвах указывается мужской род, например: "Господи, помилуй мя, грешного". Как произносить молитвы женщине?»

– Я думаю, если женщину это смущает, то она вполне может перелагать их на женский род. Мне кажется, в этом не должно быть никакого смущения.

– Еще есть вопрос от телезрителя: «Может ли лукавый читать наши мысли?»

– Насколько я помню из святоотеческого учения, дьявол не может знать мыслей крещеного человека, он может догадываться о помышлениях его сердца через внешние проявления: жесты, движения, эмоциональные выражения лица. Но читать мысли напрямую дьявол не может.

– В принципе, о человеке можно многое сказать по его делам. Грешного человека от праведника, наверное, тоже можно отличить по делам?

– «По делам их узнаете их», – говорит Господь. Действия человека – очень значимая характеристика его внутреннего состояния. На этом держится многое в нашей христианской вере. Апостол говорит: «Вера без дел мертва есть». Христос говорит про определение сущности проповедника по его делам. В этом смысле наши духовные состояния, убеждения как бы материализуются или проявляются в делах. И это всегда нужно помнить.

– Вопрос телезрителя связан с тем, может ли дьявол читать мысли. Но, с другой стороны, если он не читает мысли, а смотрит по делам, он может отличить праведника и грешника. Праведник совершает добрые дела, грешник – плохие дела. Есть ли вообще необходимость дьяволу читать мысли, если он, в принципе, по делам только может понять, праведник это или грешник, и одинаково будет искушать и праведника, и грешника?

– Трудно ответить за лукавого. Наверное, резон проникать в сердце и душу у него есть. Но благодать хранит крещеного человека, бережет праведника. И именно пребывание с Господом освободило человека от тотального рабства дьяволу. Именно крещеный человек получает такую защиту. По учению Церкви, до крещения дьявол как бы на троне восседает в сердце человека. Но характерная начальная часть священнодействия крещения заключается в том, что во время этого происходит изгнание дьявола из приходящего к крещению человека. Изгнание дьявола именно для этого и нужно, чтобы он потерял власть над этим человеком, чтобы больше не мог действовать изнутри.

Но действие снаружи для врага рода человеческого довольно существенно. Он действительно обладает высокой интеллектуальной способностью, имеет очень мощные средства воздействия на человека извне. Пытается иногда предсказывать и будущее и открывать сокровенные помышления сердца человека и, в общем-то, зачастую успевает в этом. Почему? Потому, что и компьютер может предугадать, предсказать динамику развития каких-то процессов, сказать, что будет завтра или послезавтра, что может быть полезно или интересно человеку в тот момент. Компьютер не знает ни будущего, ни внутреннего содержания сердца человека, но он это угадывает иногда очень точно.

– Что бы Вы посоветовали сейчас, во время Великого поста, делать христианину, чтобы как-то избежать дьявольского воздействия?

– Единственный способ уклониться от дьявольского воздействия – это быть рядом со Христом, быть погруженным в благодать Божию, во Христа. Это легко сказать, а если говорить подробно, то надо рекомендовать больше думать о Боге, стараться соблюдать Божии заповеди, уставы Церкви.

Чем пост отличается в этом смысле от другого времени? Во-первых, тем, что мы возлагаем на себя дополнительные труды. Церковь как бы благословляет в это время нам брать на себя дополнительные труды. Человек в иное время, может быть, и хотел бы более строго поститься, более строго жить, но если он это будет делать один, то тщеславие в большей степени может им обладать. А когда Церковь благословляет это делать всем вместе, то тут уничтожается дополнительный повод к тщеславию.

Как Великим постом ограждаться от действий дьявола? Во-первых, это утренние и вечерние молитвы, нужно обязательно молиться каждый день, стараться искренне, от сердца обращаться к Богу, со вниманием вникать в слова молитвы. Если непонятен славянский текст, посмотреть сначала перевод. И когда читаешь, обращать внимание на запятые, ударения. Некоторым людям, как только они начинают просто следить за текстом, который читают, открывается очень много интересного, что вроде бы и так всем было понятно.

Каждый день надо стараться читать Священное Писание. Если человек глубоко церковный и очень хорошо знает Евангелие наизусть, тогда можно в течение Великого поста дома читать только Ветхий Завет, как это положено по уставу Церкви: Псалтирь, Книгу Бытия. Но если мы, как это оказывается в большинстве случаев, не так глубоко воцерковлены, не так хорошо знаем Евангелие, то я бы не советовал отказываться от чтения Евангелия в течение Великого поста. Келейное и домашнее чтение Евангелия – это то делание, которое должно сопровождать христианина каждый день, всегда, в течение всего годичного круга.

Соответственно, читая Евангелие, нужно в него вникать. Во-первых, задавать себе всегда вопрос: а с чем Спаситель обращается ко мне в этом евангельском чтении? Что эти слова Спасителя значат для меня сегодня? Что я могу сделать для того, чтобы быть подобным Христу, как Он предстает передо мной в этом евангельском отрывке? И стараться прилагать это к своей жизни; запоминать Евангелие, заучивать его наизусть, в течение дня вспоминать, о чем читал сегодня утром.

Один мой знакомый рассказывал, что начал так читать Евангелие по утрам. И днем у него возникает какая-то ситуация, он мучительно вспоминает, о чем же читал утром. И раз – вспомнилось ему, что Спаситель вот так Себя повел с таким-то человеком. Тут его озаряет, что его ситуация в чем-то подобна тому, о чем он читал сегодня в евангельском отрывке. Здесь он может поступить либо на свой злой умысел, либо в соответствии с тем, что прочитал в Евангелии. Этот человек сказал: «Для меня это было открытием, Евангелие может стать инструкцией жизни».

Кроме того, постом мы воздерживаемся от какой-то сладкой, вкусной пищи, от мяса, молока, рыбы, яиц, стараемся делать больше земных поклонов и причащаться. Я думаю, что человеку, который постится Великим постом, соблюдает все уставы, постановления, правила Церкви, вполне разумно было бы дерзать причащаться раз в неделю. Это вполне приемлемо для мирянина. Если человек будет так жить, то я думаю, что в его жизни не будет ничего по воле дьявола, а все будет по воле Божией. Даже если Господь иногда будет попускать какие-то огорчения, тяготы, трудности, все это будет исключительно Божиим Промыслом направлять человека к спасению.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 88 лет, я уже не выхожу на улицу. Как я могу причаститься?»

– Это элементарно. В каждом храме служит священник, в обязанности которого входит в том числе и причастие больных, немощных прихожан на дому. Вам просто нужно найти номер телефона ближайшего храма и позвонить туда, попросить, чтобы Вам прислали батюшку для причастия Святых Христовых Таин. Священник не преминет в ближайшее время прийти к Вам. Это общая практика для всей Православной Церкви, никогда не стесняйтесь.

К сожалению, бывает иногда, что наши дорогие сердцу прихода люди вдруг заболели и куда-то пропали. Звонишь сам: «Где Вы, что случилось?» – «Да вот, я заболел». – «Позовите, священник придет и причастит Вас». Никакого затруднения это не составит. А человек будет чувствовать, что он вместе с общиной, с храмом, что он имеет участие в том или ином праздничном или воскресном дне. Понятно, что если все по лености начнут так звать священника, то, наверное, это составит какой-то труд для батюшки. Но если человек по причине болезни раз в месяц зовет священника к себе домой, то чаще всего это не составит большого труда для священника. Это прямая обязанность батюшки на приходе найти время, собраться и прийти причастить тех, кто его зовет. Никогда не стесняйтесь.

Бывает, дома бабушка или дедушка лежит, и дочка или внук убиваются: «Что еще я могу сделать для тебя? Вроде бы самых лучших врачей позвал, ухаживаю, слежу, насколько хватает сил. Но что-то еще, может быть?» Конечно же, мы очень многое можем сделать. Нам необходимо как-то объяснить нашему близкому пожилому родственнику, что к нему может прийти священник, причастить Святых Христовых Таин, соборовать, исповедовать, отпустить тяжелые грехи юности.

Это наш сыновний долг по отношению к нашим родителям – позвать им священника. И это очень замечательная возможность для наших пожилых близких. Я напоминаю для тех слушателей телеканала «Союз», которые, быть может, забыли или не слышали об этом, что такая возможность всегда существует: позвать священника для себя, если вы оказались в состоянии болезни, и для своего родственника. Просто старайтесь, чтобы это был ближайший храм, чтобы священнику не пришлось ехать за тридевять земель до вашего дома.

– У нас есть вопрос от Юлии: «Как реагировать на высокомерную коллегу, которая общается пренебрежительно: терпеть или ставить на место и отвечать взаимностью?»

– Надо обратиться к духовнику, потому что каждая ситуация зачастую очень индивидуальная. Во-первых, если говорить о форме поведения по отношению к разным людям в общих чертах, то мы видим, что апостол Павел предлагает нам вести себя с каждым человеком в соответствии с его особенностями, с его состоянием. Он говорит, что для подзаконных был как подзаконный, для беззаконных – как беззаконный и для всех стал всем, лишь бы приобрести хоть кого-нибудь.

В этих словах мы видим некое указание на то, что для христианина вполне разумно настраивать свой образ поведения в соответствии с тем, кто находится рядом с ним. Если рядом человек более грубого характера, то, наверное, следует в каком-то смысле и самому выбрать для себя модель поведения более грубую. Если же, наоборот, мы видим вокруг себя людей ранимых, чувствительных, то в общении с этими людьми нужно быть более аккуратными, более осторожными. Соответственно, с этой коллегой Вам нужно тоже подобрать адекватный способ поведения.

Когда мы говорим о том, что выстраиваем свою модель поведения в соответствии с особенностями характера тех, кто нас окружает, никогда нельзя забывать о христианском поведении среди людей. Мы всегда должны оставаться христианами. Если мы говорим о том, что находящийся рядом с нами человек ведет себя высокомерно, горделиво, тщеславно, нельзя христианину так себя вести, нельзя быть гордецом, тщеславным, надо стараться вести себя скромно, благоразумно. То есть здесь очень тонкая грань, поэтому я рекомендую тут общаться с духовным наставником, чтобы не перейти ее. С одной стороны, выстроить отношения сообразно человеку, с другой стороны, не перейти грань христианского приличия. Нельзя отвечать злом на зло.

– Еще есть вопрос, спрашивает девушка: «Забеременела не в браке, с молодым человеком уже расстались. Знаю, что это огромный грех, но не перестаю себя жалеть. Всю беременность нахожусь в отчаянии, нет сил радоваться, нет желания жить и думать о ребенке. Как справиться с грехом отчаяния?»

– Я бы посоветовал Вам задуматься прежде всего над тем чудом, которое свершается рядом с Вашим сердцем. Это чудо рождения новой жизни. Прежде всего я бы посоветовал сконцентрировать свое внимание именно на этом. Господь даровал женщине  удивительную возможность быть матерью, дать жизнь новому человеку.

Этот ребенок может стать утешением для Вас, для окружающих, для близких, может стать замечательным членом Церкви, превосходным членом общества. И это самая главная основа для Вашей радости. Не думайте о том, сколь тяжелый грех был совершен. Грех блуда – это грех смертный, тяжелейший. Но это предмет исповеди, а не отчаяния; и предмет исправления. То есть нужно покаяться, дать Богу зарок чистой совести, исправиться и больше никогда не поступать таким образом. Потому что этот грех называется смертным не случайно. Он часто ведет к гибели совершенно неповинных людей, ведет к смерти. Вы отчаиваетесь, а ребенок чувствует горе матери, и ему тоже тягостно и горестно. Не стоит добавлять более этого горя для ребенка, нужно, чтобы ребенок слышал, как Вы радуетесь тому, что скоро станете матерью.

Я всегда вспоминаю, как нас учил, наставлял на уроках в семинарии отец Киприан (Ященко). Он рассказал одну очень интересную историю (может быть, она окажется для Вас полезной). Однажды пришли к нему родители и говорят: «Батюшка, как бы нам подготовиться к рождению ребенка? Как нам воспитать его в православии? С чего начать?» Супруга к этому моменту была уже беременна. И отец Киприан сказал: «Каждый день читайте ребенку Священное Писание вслух». Нам кажется это чем-то странным, особенно людям, которые еще не были родителями. Как же так? Вроде ребенок еще не родился, как же ему читать? А ребенок, оказывается, в утробе матери прекрасно слышит голос своего родителя. И каждый день таким образом они читали ребенку, который находился в утробе, Евангелие. И вот рождается ребенок, они вновь приезжают к духовнику и говорят: «Батюшка, надо же, такое чудо, даже не знаем, что и делать. Едем по городу, и если ребенок видит где-нибудь церковь, требует остановить машину. Пока машину не остановим, скандал в машине не прекращается. Мы останавливаемся, заносим ребенка в церковь, прикладываем ко всем иконочкам по требованию ребенка, и только после этого он разрешает ехать дальше». И в целом у ребенка было такое чувство святыни, что они поражались.

Бывает, ребенок еще маленький и к святыне относится либо как-то холодно, либо настороженно, не понимает, что это такое. А бывает, что маленькие дети, которые еще не умеют говорить, не совсем понимают, что говорят их родители, тем не менее глубоко чувствуют святыню: иконы, крестик, причастие Святых Христовых Таин. Откуда это берется? От внутриутробного воспитания. Я Вам рекомендую заняться сейчас напряженно таким духовным воспитанием Вашего ребеночка в утробе. Я думаю, что это займет Ваши мысли, отвлечет их от пустых размышлений о том, что Вы сделали не так, и даст ребенку то, что ему необходимо: любовь и благодать Божию.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Что мешает человеку выполнять заповеди Божии и жить по ним, не состоя в Церкви? Разве нельзя не завидовать, не убивать, не воровать, быть милосердным, искать правду, не принадлежа к какой-нибудь конфессии?»

– Вы сказали: соблюдать заповеди Божии. Но ведь заповедь Божия как раз и призывает человека в церковь, идти вслед за Христом. Таким образом, если человек вне Церкви, то это первая заповедь, которую он уже нарушает, потому что не следует за Христом, не берет свой крест и не идет за Ним, не проповедует слово Божие, не причащается Святых Христовых Таин, как говорит Христос: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое». То есть вне Церкви исполнить заповеди Божии в принципе невозможно.

Мы можем говорить о той или иной степени выполнения неких нравственных норм вне Церкви. То есть человек может быть действительно незлобивым, благонастроенным, честным, не обманывать – это все, конечно, возможно вне Церкви. Но вопрос несколько в ином. Церковь дает человеку не земное процветание, не благопреуспеяние здесь, на земле, и даже не земное развитие, не какое-то продвижение в физическом, материальном или психологическом плане. Христос не обещает этого. Церковь дает человеку вечное спасение, Царство Божие. И именно ради этого мы обращаемся ко Христу, приходим в церковь – чтобы стать сынами Царства.

В связи с этим тоже вспоминается одна небольшая история, на которую совершенно случайно недавно наткнулся. Очевидно, история вымышленная, но, в принципе, она довольна интересная как притча. Уверовал в Бога один профессор математики, пришел на лекцию и решил студентам продемонстрировать на числах значение веры в Бога. Он начертил на доске большую единицу и сказал: «Смотрите, это единый Бог, в Которого верят люди. У человека могут быть какие-то добродетели; приобретая их, человек становится значительно лучше. Например, он может быть добрым (и рисует один нолик рядом с единичкой) – в десять раз человек станет лучше, если приобретет доброту». Рисует еще один нолик: «Честность. Человек в сто раз станет лучше, если будет еще и добрым, и честным». Мудрость, чистота, целомудрие – и вот он всю доску изрисовал этими ноликами, добавив к состоянию человека огромное количество различных добродетелей. А потом взял тряпку и стер единицу. И сказал: «Вот что значат все добродетели человека без Бога, когда он в Бога не верует».

– Еще один вопрос от Константина: «Ребенок ходит в школу и там изучает другие религии. Как быть?»

– Мне не совсем понятна данная ситуация. Во-первых, неужели не Вы сами выбирали школу? Во-вторых, если это общеобразовательная школа, то неужели Вы не участвовали в выборе модуля, если речь идет о четвертом классе? Законом закреплено за родителями право выбирать тот или иной образовательный модуль в школе в рамках под названием ОРКСЭ. И если вдруг директор школы, или классный руководитель, или завуч  школы мотивировали Вас сделать не тот выбор, который Вы хотели бы, – это нарушение законодательства нашей страны. Об этом можно сообщать в вышестоящие инстанции. Во всяком случае, обратиться к руководству школы и потребовать, чтобы для Вашего ребенка в соответствии с Вашим выбором было организовано преподавание того модуля, который Вы хотели бы. Я не советую дерзко и нагло качать права и ругаться с кем-то, я думаю, что это все может быть решено вполне спокойно и полюбовно. Думаю, что Вам удастся этого добиться, это не так сложно.

Но если абстрагироваться от этих практических рекомендаций, очень важно озаботиться выбором школы, чтобы Ваш ребенок учился в хорошем учебном заведении не только в плане получения суммы знаний, но еще и в плане приобретения нравственного положительного духовного опыта. Просто я сам являюсь отцом троих детей, старший ребенок у меня сейчас ходит в школу. Столкнувшись с тем, что такое школа и что такое дети, Вы согласитесь со мной, что это процентов восемьдесят всей жизни родителя. Ребенка надо вскормить, воспитать, наставить. И  школа – это огромные трудозатраты,  материальные затраты в том числе. Представить, что эта школа работает против родителя, – это просто что-то ужасное.

Мне кажется, что родитель, затрачивая такие силы (физические, временные и материальные ресурсы) на воспитание своего ребенка, должен в этом случае встречать поддержку и помощь школы. Если этого не происходит, наверное, нужно поискать другую школу, какие-то другие способы образования своего ребенка, ни в коем случае не пускать это на самотек. Если Вы чувствуете, что в школе что-то не так, что Ваш ребенок учится чему-то не тому, то нужно предпринимать конкретные действия, спасать своего ребенка. Потому что это колоссально важно. Сегодня они в первом классе, им семь лет, а завтра они будут выпускниками, будут поступать в вузы и станут совершенно взрослыми людьми. Сегодня – дети, завтра – народ. И от нас с вами, от родителей, зависит, кого и как мы воспитаем.

В принципе, само по себе столкновение ребенка с различными религиозными учениями в школе я не считаю чем-то катастрофичным. Просто это, наверное, некая дополнительная трудность для Вас, потому что Вам придется больше тратить сил и времени, чтобы объяснить ребенку особенности других религий и особый смысл нашей православной веры в контексте поликонфессионального и полирелигиозного поля. Поэтому, во-первых, не забывайте, что Вы имеете право на хорошую школу, на хорошее преподавание предметов. И не забывайте, что в любом случае именно Вам придется воспитывать и учить Вашего ребенка, сопровождать его в течение всей жизни.

– Вопрос телезрительницы: «Что такое эгоизм и как его избежать?»

– Эгоизм – это довольно позднее понятие. И надо понимать, что святые отцы этим понятием не пользовались. Есть определенные аналоги в святоотеческой литературе: например, самость. Как такового понятия эгоизма в аскетической древней письменности непосредственно не встречается.

Что же такое эгоизм? Очевидно, это некая зацикленность на самом себе, внимание, уделенное самому себе. Плохо это или хорошо? В каком-то смысле и хорошо, и плохо. Потому что человек должен научиться сначала любить себя, для того чтобы научиться любить ближнего. Христос говорит: «Возлюбите ближнего, как самого себя». Если человек ненавидит себя как личность, как совокупность души и тела, то какую любовь он может подарить ближнему? Об этом тоже не надо забывать. Здесь это понятие, о котором Вы говорите, не может быть однозначно разложено в рамках христианской традиции.

Если же мы говорим об эгоизме как об отвлеченности от Бога и ближнего, то в этом случае, конечно, должны понимать, что с этим нужно бороться, что человеку нужно предпринимать усилия, чтобы проторить для своей души путь к Богу. Это действительно некое напряжение ума и сердца. Необходимо предпринимать усилия для того, чтобы думать не только о себе, но и о ближних, чтобы ближнему своему делать благо. Это очень важно. Но для того, чтобы это реализовывать, Христос нам дает так называемое золотое правило этики: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В этом смысле человек должен иметь здоровую любовь к себе и еще более здоровую любовь к ближним.

– Есть еще такой вопрос: «Как настроить детей и объяснить им, что сейчас Великий пост и его необходимо соблюдать?»

– Вопрос очень широкий, потому что дети бывают разные. Для одних дети – трехлетние младенцы, к которым, может быть, не стоит прилагать требований поста вообще. А для других дети – 25-летние юноши, которые должны как-то самостоятельно принимать решение о том, как им поститься. Но в каждом возрасте (от 3 до 25 лет) нужен свой подход.

Во-первых, я больше чем уверен, что главная цель родителя в данной ситуации – мотивировать ребенка так, чтобы ребенок сам захотел поститься, чтобы это было его собственное желание. Построим линию от трех лет, когда маленький ребенок еще не понимает вообще поста, он нуждается в различной пище. И взять возраст 25 лет. Что  взрослый человек должен делать? Сам поститься, открывать календарь, самостоятельно следить: наступает Великий пост, значит, нужно поститься, я буду воздерживаться от таких-то продуктов. Он должен делать это сам.

Что нужно для того, чтобы из одной точки (возраст три года) попасть в другую точку (возраст 25 лет)? Очевидно, для этого нужно, чтобы ребенок каждый раз приучался самостоятельно поститься, каждый раз все более и более глубоко познавал, что есть пост и почему он так прекрасен, так нужен нам, и каждый раз все более и более проникался этим пониманием.

С другой стороны, чтобы он действительно приучался к самостоятельности в этом вопросе, очень важна определенная постепенность. Постепенность здесь связана исключительно с состоянием конкретного ребенка. Один в три года стал поститься и так до взрослого возраста соблюдает пост. Для другого эта постепенность заключается в том, что он до 15–17 лет постится с молоком, и, может, какие-то послабления в субботу и воскресенье ему необходимы. Он постепенно приходит к общецерковной практике поста.

То есть первое – это разговор с ребенком, объяснение ему, зачем и почему мы постимся. Пост – это весна души, когда расцветает в сердце благодать Божия, когда за эти малые земные труды Господь дает нам огромное количество сверхъестественных благодатных даров, утешений и благ. Мы постимся, что это благоугодно Господу. Воздерживаясь от земной пищи, от временных благ, мы получаем огромное количество вечных духовных благ, и их не сопоставить с тем, от чего мы отказались.

С другой стороны, пост – это возможность побороться с собой, узнать себя, что в тебе сокрыто. Тут  очень интересный образ: наше сердце как центр наших эмоций, чувств, идей, некий сгусток, центр нашей личности, обычно в непостное время покрыто как бы неким слоем жира от вкусной, услаждающей пищи. Эти удовольствия, которые мы получаем от еды, закрывают сердце. Оно вдруг огорчилось, раздражилось, но человек что-нибудь вкусненькое съел – и отлегло…

А когда человек начинает поститься, сердце лишается этой шубы. И вдруг в сию же минуту из него изрыгается то неприятное и злое, что в нем на самом деле находится. Там, внутри, это есть, но оно сокрыто под шубой удовольствий. Когда человек обнажает свое сердце, он узнает его, и сердце становится явным. Ради этого мы постимся, об этом нужно говорить с детками. Не отягощайте чрезмерно своих детей, следите за тем, какую норму поста может понести ребенок. И стремитесь прежде всего не к тому, чтобы научить ребенка поститься, а чтобы научить ребенка любить поститься. Это самое главное.

– В заключение хочу попросить Вас кратко подвести итог нашей сегодняшней передачи и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Искренне вам всем желаю, дорогие наши телезрители, чтобы Господь хранил вас от всех козней дьявольских, укрепил ваш пост, даровал вам обилие и множество добродетелей, чтобы вы научились поститься. И чтобы с каждым днем Великого поста ваши сердца все более и более располагались любовью к посту, молитве и прежде всего – к Господу нашему Иисусу Христу.

– Спасибо Вам большое. Впереди у нас середина Великого поста, мы уже почти преодолели половину этого пути перед Пасхой. Хочется пожелать и Вам тоже помощи Божией на этом пути.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​