Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

28 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала – клирик храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы протоиерей Александр Березовский. 

– Сегодня Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Одна из самых знаменитых его фраз известна, наверное, каждому. В своих трудах он писал, что вне Церкви нет спасения. Что для нас означают сейчас эти слова?

– Они во все времена означают одно и то же, потому что Сам Господь сказал: кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царствие Божье. А родиться от воды и Духа – это значит принять крещение. Одно из таинств Церкви, через которое человек приобщается к церковной жизни, входит в Церковь, становится ее полноценным членом. Дальнейшая его жизнь протекает в Церкви. Человек, который не принял крещение, не вошел в Церковь, не может ни причащаться, ни участвовать в других таинствах Церкви. Его жизнь безблагодатна, ибо спасение – от Бога. Поэтому эти слова во все времена, они не только в начале ХХ века были актуальны, когда совершал свой жизненный путь и христианский подвиг владыка Иларион, но и сейчас актуальны.

– Вы упомянули о таинствах. Можно ли получить спасение, о котором говорит владыка Иларион, не участвуя в таинствах, то есть веруя в душе? Я верю в Бога, знаю, что Он есть, но в Церковь не пойду.

– Невозможно, потому что человек сам по себе не может войти в Царствие Небесное. Человек вводится в Царствие Небесное благодатью Божией и приобщается к церковной жизни благодатью Божией. Не участвуя в таинствах Церкви, человек эту благодать стяжать не может.

Есть несколько источников благодати Божьей. Один из них – дела во имя Христа. Но только добрыми делами человек не может спасти свою душу, этого недостаточно.

– К вопросу о делах. Помимо таинств Церковь – это ведь еще и община. Какова роль общины в спасении?

– Очень важная. В общине люди учатся любить друг друга. Идеальная община – это первохристианская, о которой написано и в Священном Писании, и в Деяниях апостолов. Люди, смотря на христиан, говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Эта любовь как раз преподается человеку – во-первых, в церковной общине, потому что там человек встречается с удивительным проявлением этой христианской любви. Даже в семье порой человек такого не встречает. Поэтому зачастую церковная община становится для человека семьей гораздо более близкой, чем его родственники по крови.

Общины тоже бывают разные. Не всегда они дружные, но, как правило, в любой общине человек может найти себе единомышленников и духовных сестер и братьев.

– Я часто встречал в храмах такое, что единения среди людей как будто бы и нет. Что людям делать в таких ситуациях? Вроде бы общины-то никакой нет.

– Это зависит от самого человека. Если человек необщителен, он так и будет, приходя в храм, иногда в течение долгого времени, никого не знать, ни с кем не знакомиться. Можно прожить с человеком на одной лестничной клетке два десятка лет и даже не знать, как его зовут. Встретились возле лифта, «добрый день», и на этом все. А иные соседи очень даже общительные, знают о нуждах друг друга. Здесь то же самое. Если человеку хочется церковного общения, он обязательно его найдет.

– Что бы Вы посоветовали человеку, который приходит в новый храм?

– Постараться включиться в приходскую жизнь. Во-первых, начать помогать храму. Храм для каждого человека должен стать родным домом. Мы украшаем собственные дома, стараемся, чтобы наши дома выглядели уютно. Вот так человек должен заботиться о своем храме. Если он видит какие-то недостатки, нестроения, должен подумать, чем он может помочь. Может быть, организовать из таких же энтузиастов, как и он, группу, которая могла бы заняться ремонтом, или организовать занятия с детьми. И так далее. Вообще каждый человек может найти, в чем себя реализовать в приходе.

Наш приход очень разноплановый. Все эти проекты благословлялись нашим настоятелем отцом Дмитрием, но инициатива зачастую исходила именно от людей. Они приходили к нему и говорили: батюшка, я могу заниматься с детьми, организовать мастерскую, я умею то и это, я хочу. Порой батюшка говорил: ну что ж, давай. Не все, но многие из этих начинаний нашли дальнейшее воплощение и до сих пор существуют, уже много лет. Каждый человек может себя найти на приходе, было бы желание.

– К кому обратиться, когда приходишь с инициативой?

– Это надо смотреть по тому, чем хочешь заниматься. Если ты хочешь алтарничать – нужно подойти к священнику, а он, испытав тебя, может потом рекомендовать тебя настоятелю. Если хочешь заниматься хозяйственной деятельностью при приходе – то к старосте, который ведает этой стороной жизни прихода. Может быть, тебя направят туда, где это будет востребовано. Например, если я учитель, мои знания могут быть востребованы в воскресной школе, тогда меня отправят к директору воскресной школы.

– Чтобы понять собственную востребованность, в чем приход может быть заинтересован? Как мне услышать и понять, что приходу интересна моя специальность?

– Приходу интересно все, потому что ему нужны и бухгалтеры, и юристы, и плотники, и столяры, и чтецы, и педагоги. Любая специальность может быть востребована на приходе. Это будет в помощь многим людям, потому что приход – это как маленькое государство, где люди хотели бы обрести помощь от других, близких им по духу. Эта помощь всегда с радостью подается и принимается.

– Вспоминая о священномученике Иларионе, хотелось бы поговорить о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые погибли в течение ХХ века. Что двигало этими людьми?

– Любовь к Богу. Это самая сильная движущая сила, несокрушимая. Еще апостол Павел говорил: ничто, ни высота, ни глубина, ни гонения не могут нас отлучить от любви Божией. Когда человек искренне любит Христа и понимает, что его земная жизнь есть приуготовление к вечности, то для него комфорт, здоровье и благополучие земной жизни не имеют никакого значения. Для него главное – остаться со Христом. И вот они шли до смерти, исповедуя Христа. Это и есть та движущая сила, которая дает человеку мужественно переносить все гонения. Таких людей, к счастью, было очень и очень много.

Сейчас открываются новые сведения о новомучениках. Каждый год к этому списку прибавляются новые имена, открываются новые данные, архивы. Мы видим, что хоть советская власть и пыталась опорочить Церковь, представив ее как сообщество предателей, но это совсем не так. Предатели были, но их было ничтожно мало. Большинство людей шли до конца за Христа и за свою веру. Были люди, которые ломали собственные храмы. Есть даже кинохроники, где это запечатлено: люди с ожесточением разрушают храм, срывают кресты, ломают купола, выбрасывают иконы. Но это скорее пропагандистская акция. На самом деле на этих кадрах не так уж и много людей. Большинство в этом не участвовало и со скорбью наблюдало за происходящим. А впоследствии многие стали мучениками.

– Вопрос телезрительницы: «Почему во всем мире новогоднюю елку называют рождественским деревом?»

– Ее наряжали к празднику Рождества. Новый стиль был принят в России всего сто лет назад. С 1918 года Россия перешла на григорианский календарь. Новый год у нас стал опережать Рождество. Рождество всегда было 25 декабря (и мы в Церкви этот день все равно сохраняем, Церковь живет по юлианскому календарю). А елку ставили именно как рождественское украшение, поэтому она и называется рождественским деревом.

– В этом нет язычества?

– Нет, отнюдь, люди всегда что-то украшают, когда праздник. Украшают и себя, и свой дом, стараются в этот день особенно выглядеть. Это вполне благочестивая традиция.

Конечно, каждый человек наполняет то или иное событие своим смыслом. Некоторые ничего не знают о Рождестве, и они слово «Рождество» произносят вообще без понимания смысла этого слова. Человека можно спросить: если рождество, то чье? Он удивится и скажет: не знаю, просто праздник, и все. А у нас в Церкви в этом празднике есть великий смысл. Издревле праздник Рождества является одним из главных христианских праздников. И мы к нему, конечно, готовимся.

– Я бы хотел немного поговорить о теме новомучеников. Вы заговорили о людях, которые разрушали церкви. А что такого с ними произошло? Когда развалилась Российская империя, люди были верующими, православными. Проходит меньше года, и те же самые люди начинают разрушать церкви.

– Нет. Если человек готов разрушать собственный храм, это значит, что вера в нем уже давно умерла. Это произошло не в одно мгновенье. Просто вера многих людей поверхностная. Она не проникает вглубь человека, никак не затрагивает его сердце. Человек совершает церковные обряды, потому что так от него требуют, но при этом он не является верующим. Многие люди никак к Христу не относились. Или вообще были равнодушны, или даже относились со злобой. Неудивительно, что большинство революционеров, которые воевали потом против Церкви с такой безудержной злобой, были люди крещеные. Кто-то из них прошел церковноприходскую школу, кто-то даже и семинарию, но веры-то не было. Потому это и происходило и с людьми, и со страной.

Если бы вера была действительно настоящая, то никакая революция не была бы возможна. Никакая пропаганда не смогла бы людей отвратить от Церкви, от Бога. А так с помощью пламенных речей удавалось поменять мировоззрение людей. Они были к этому готовы, они этого ждали. Почему они и кричали «ура» – это было созвучно их внутреннему устроению. В их душе жил не Христос, а дух бунтарства. И когда его удалось выпустить на волю, они возрадовались этому разрушительному поветрию. Они еще не знали, что это коснется их самих, что то, что они сейчас приветствуют, будет разрушительно и для всего, что им дорого. Так часто бывает с людьми. Они не задумываются о том, что будет завтра. Главное – то, что есть сегодня. Человек привык жить сегодняшним днем, а завтрашний приносит ему не только радости, но и разочарования.

– Может ли подобное ожесточение произойти сейчас?

– Оно происходит постоянно, мы с этим сталкиваемся. Просто размах его разный. Одно дело, когда людям дали возможность выплеснуть свою злобу безнаказанно, тогда размах приобрел всероссийский масштаб. Везде были эти недовольные, озлобленные, неустроенные по жизни люди. Многим людям просто не нравилось, что им не позволялось делать все, что они хотят. Советская власть что сделала – выпустила на свободу всех уголовников, которых царская жандармерия изолировала от общества. Ну а что эти люди могли привнести хорошего в общество? Только дух разрушения и напитанной обидой злобы. Это все мы и наблюдаем.

А сейчас я не знаю, что будет, если людям дать безнаказанно творить все, что они хотят. Я думаю, разгул будет не меньший. Просто страх перед законом, перед наказанием, перед ответственностью удерживает людей. Хотя дух недовольства всегда ощущается. Любая передача по телевизору, любое сообщение, любая беседа людей о чем-либо обязательно сводится к осуждению, недовольству, к выражению какого-то порицания. Я уж не знаю, что будет, гадать не буду.

– Вопрос: «Как научиться смирению, терпению и тому, чтобы не осуждать ближнего?»

– Нужно стараться приобретать страх Божий. Это, пожалуй, единственное, что может человека удержать от этих пагубных привычек. Что человека может удержать от злого поступка? Либо стыд, либо страх наказания, либо страх оскорбить и обидеть того, кого любишь. Страх Божий – это страх огорчить Бога и потерять Его. Когда человек совершает некий богопротивный поступок, он чувствует, что Бог как бы его покидает. На душе становится пусто. Эту пустоту заполнить нечем. Человек страдает. Страх потерять общение с Богом, близость с Ним и удерживает человека от того, что мы именуем грехом. Если человек будет стараться приобрести страх Божий, он сможет избавиться и от осуждения, и от порицания, и от недовольства. Он будет сопротивляться всем этим чувствам и собственным качествам именно из страха потери общения с Тем, Кого любишь больше всего на свете. Так, наверное.

– Страх Божий поможет и смирению, и терпению?

– Вообще сказано, что начало премудрости – страх Господень. Это еще царь Соломон сказал. Поэтому да.

Что такое премудрость? Имеется в виду Божья мудрость, а не человеческая. Когда человек имеет страх Божий, он может научаться от Самого Господа праведной жизни. Тогда для него становится важной каждая заповедь. Люди знают, что надо соблюдать заповеди Божьи. Ну и что с того, что знают? Человек с легкостью нарушает, когда ему хочется, абсолютно любую заповедь, ничто ему не мешает. А как удержаться? Если есть страх Божий, тогда каждая заповедь становится важной. Господь сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». Если я отказываюсь от соблюдения заповедей, значит,  расписываюсь в том, что я Бога не люблю? А если я говорю, что люблю, значит, обманываю. Кого? Людей, себя, Самого Бога. Но в результате окажусь обманутым я сам. Поэтому это движущая сила человека к Богу. А без этого как?

Помните, в Евангелии Господа спросили, какая большая заповедь в законе? Он говорит: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всем помышлением, всем разумом, всею крепостию твоею и ближнего своего, как самого себя. Но любовь к Богу – первейшая заповедь, все остальные заповеди (не прелюбодействуй, не кради, почитай отца и мать, не лжесвидетельствуй, не завидуй) – уже после. Если в человеке нет искренней любви Божией, то он эти заповеди никогда не исполнит. Он может их знать, но будет все время себе позволять их нарушать и находить  оправдания, почему он так делает. Поэтому все начинается именно с этого: возлюби Господа Бога твоего.

А как Его возлюбить? Отдать себя в Его послушание. Вот я жил так, как мне хотелось, как люди мне советуют, как меня научили. И вдруг я узнал о том, что есть иные цели, ценности в жизни. Для меня они становятся важнее, чем то, чему меня учили раньше. И я начинаю к этим ценностям тяготеть. Через них я приближаюсь к Богу, я Его познаю. Как можно познать Бога невидимого? Только через общение с Ним. А общение возможно при послушании, это как наставник и послушник. Если послушник не слушает своего наставника, то никакого духовничества между ними быть не может. Он может себя называть духовным чадом какого-то старца, а старец скажет: да какое он духовное чадо? Своевольный, наглый, оборзевший человек, который ничего слышать не хочет. Но зато считает себя духовным чадом.

Так и мы порой называем себя христианами, что значит «ученики Христа», а какие мы ученики, если не соблюдаем того, что нам наш Учитель дает и к чему нас призывает?

В школе все дается поступательно: от простых вещей к сложным. И если человек не хочет осваивать простые вещи, то как он перейдет к сложным? Так и останется в начальных классах. Так и здесь: в христианстве очень многие люди даже начальную школу еще не смогли освоить и так в ней и застряли. Хотя по возрасту человек уже должен быть в старшем классе, а не получается. Отчего? Слишком много своеволия. Человек очень много привносит в жизнь своего «хочу – не хочу» – это для него важнее того, что говорит Бог. Почему человек осуждает? Он хочет осуждать. Почему клевещет? Хочет клеветать. Почему раздражается? Хочет раздражаться.

Смотрю я на людей в храме: все ведут себя так спокойно, благоговейно, никто не толкается, не ругается, не матерится, ни на кого не клевещет. Если бабушка − место уступят, если женщина с ребенком − вперед пропустят. Но стоит этим людям выйти из храма, как они преображаются, становятся другими. Но почему? Если человек может быть спокойным, вежливым, приветливым, благочестивым, добродушным, снисходительным в храме, значит, он может быть таким и за дверями храма, но он этого не хочет. Может, вне храма немножко труднее, но самое главное, что он не делает усилий таким остаться. Вот в этом главная причина, почему люди осуждают, обманывают и так далее: им этого хочется, это им роднее, ближе и желаннее, чем то, что говорит Христос. Причина только в этом.

− Может ли в этом случае помочь то, если я буду говорить сам себе: «Бог не хочет, чтобы я это делал»?

− Да, поможет. Это напоминание себе о том, что я должен сейчас сделать. Когда меня, может быть, кто-то раздражает, я могу себе сказать: «Бог-то меня терпит. Я сколько раз против Него грешил, и каждый раз Он меня прощал, неужели я не прощу?» А еще хорошо бы вспомнить и какие-то евангельские притчи или события. Например, о том, как два должника были прощены царем, а потом один из них стал со своего собрата требовать мизерный долг. Ну и чем все это закончилось? Так что каждый человек может привести себе на ум то, что он должен делать, к чему он призван и то, чего от него ждет Бог. Это поможет обязательно.

− Вопрос телезрителя: «Как правильно подготовить дом к Новому году?»

− Неплохо бы разложить вещи по местам, вытереть пыль, поставить новогоднюю (рождественскую) елочку и приготовиться к этому празднику.

А вот как встретить лучше Новый год (может быть, это был бы следующий вопрос), тут у меня однозначное мнение: лучше всего в молитве. Есть такая пословица: «Как год встретишь, так его и проведешь». На самом деле это очень важно – начать год с молитвы. Сейчас во многих храмах и монастырях совершаются ночные богослужения. Тем более что 1 января у нас память двух наших очень почитаемых святых: мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, и преподобного Ильи Муромца – это наш защитник и покровитель воинства. И хорошо им помолиться, потому что того, что нам приуготовил грядущий год, никто не знает. Нам с вами точно нужна будет Божья помощь в тех обстоятельствах, которых мы с вами пока еще не видим, не знаем, не чувствуем. И нужно попросить Бога об этой помощи, поблагодарить за все Его благодеяния, которые Он нам подавал в прошедшем году. Лучше всего именно так встретить Новый год.

А что касается попразднества, то оно возможно − в этом нет ничего греховного, если всё в меру, если собралась семья. Для многих Новый год – семейный праздник, и люди собираются семьей, дети приезжают к родителям, за одним столом собирается иногда несколько поколений. Если это все без излишеств в питье и еде, без всяких безобразий, которыми, к сожалению, нередко сопровождается это празднество, то это хорошо. Но не надо забывать, что у нас до 6 января включительно продолжается Рождественский пост.

− А какие подарки Вы бы порекомендовали дарить в Новый год именно с церковной, православной точки зрения?

− Нужные. Нередко люди дарят подарок ради подарка, а потом те, кто его получил, не знают, что с ним делать, куда девать: полки уже уставлены всякими сувенирчиками, на них только пыль собирается. Я вообще сторонник того, чтобы каждый подарок был человеку нужен и он мог бы этим подарком пользоваться в течение долгого времени.

− Скажите, как Церковь относится к тому, чтобы строить планы на грядущий год?

− Каждый человек все равно строит некий план. Студенты готовятся к грядущей сессии. Те, кто заканчивает 11-й класс, уже думают о поступлении в институт (хотя это будет еще через полгода), готовятся, выбирают экзамены, которые будут сдавать по окончании школы, нужные им для поступления, кто-то сейчас записывается на подготовительные курсы. Во многих организациях сейчас планируются отпуска сотрудников, и каждый человек, выбирая время отпуска, планирует, куда бы он хотел поехать или каким образом отпуск  провести. Но все эти планы могут быть изменены Богом, и это хорошо бы принять без ропота, недовольства, уныния, скорби, понимая, что Богу виднее, что нам нужно и полезно. И порой на том пути, который Бог для нас избирает, нас ждет гораздо больше благополучия, чем на том, который мы сами себе планируем.

− Как правильно тогда понимать слова Спасителя: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут… и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Господь призывает не строить планов, а положиться во всем на Его волю.

− Мы полагаемся на волю Божию: если Богу будет угодно благословить наши планы, то мы их реализуем. У нас же есть такое молитвословие, которое называется «Молебен перед началом всякого дела». Это о чем говорит? О том, что человек сначала задумал дело (это был его план), подсчитал средства для реализации этого дела, увидел, что это возможно для него, и затем он испрашивает благословения Божьего. А дальше, если это Богу угодно, то дело реализуется, если нет, то все остается неисполненным.

Поэтому в Евангелии нет никакого противоречия: здесь говорится о том, что люди погружаются в заботу о мелочах и в этой многозаботливости проживают всю свою жизнь. Зачастую у них вообще нет ни времени, ни сил, ни возможности поднять глаза к небу. Они забывают о Боге, о вечности, о Царствии Небесном − живут постоянной заботой о том, что нужно сегодня. И эти евангельские слова призывают людей отрешиться, отойти от мелочности, потому что за ней мы теряем то, что Господь порой хочет нам показать.

Многие люди вообще забывают о двунадесятых церковных праздниках. Крещеные, называющие себя православными, а даже не помнят, когда Преображение, Рождество Богородицы, Крестовоздвижение. Знают только Пасху и Рождество, а спроси: «А еще какие праздники ты знаешь?» Человек говорит: «Ой, даже не знаю». Трудно, что ли, взять календарь, заглянуть в него и посмотреть, какой завтра праздник, и, может быть, отложить свои дела, прийти в храм и помолиться?

Житейская суета побеждает. Но Господь нам сказал: Ищите же прежде Царствия Божия, а остальное приложится вам. Нам хорошо бы почаще приводить эти слова на ум, потому что так, собственно, и происходит: если человек ищет Бога, Царствия Небесного, то все остальное в его жизни складывается удивительным, чудесным образом. Не так, как мы порой себе планируем и мыслим, а именно так, как для нас лучше.

− Еще Вы упомянули сегодня слова Христа: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя. Значит ли это, что самого себя тоже надо любить? 

− Речь идет о том, чтобы мы прощали ближнему его согрешения так, как мы привыкли их прощать себе. Потому что любовь начинается с того, что я прощаю те недостатки, которые есть в другом человеке. Если этого прощения нет, то я не смогу к нему относиться искренне: у меня всегда будет чувство недовольства или обиды на этого человека. Но на себя же мы обиду никогда не держим. Даже если мы чем-то согрешили, нам очень обидно за наш собственный поступок, то уже к вечеру от этой обиды ничего не остается: мы посетовали, помолились, покаялись и уже даже не вспоминаем о том, что было. Вот с этого начинается любовь к ближнему: ему надо простить так, как умеешь прощать самому себе.

− Вопрос от телезрителя: «Как понимать слова Иисуса Христа: будьте мудры, как змеи? В чем заключается мудрость змеи?»

− Змея некоторыми народами почитается как символ мудрости: она нетороплива, всегда со вниманием смотрит на свою жертву и очень четко чувствует опасность. Говорят, что если на змею не наступить (в том числе ядовитую), она не укусит. Даже если человек встретится со змеей на одной тропинке, то она обязательно уползет в сторону. Это мудро, потому что зачем нападать просто так? Это человек может так сделать. Иногда, особенно подростки, нападают на слабого ради смеха, чтобы ему досадить, а потом еще посмеяться над ним. Змея так не поступает: если ей угрожает опасность, она защищается, а если есть возможность уйти, то она уходит в сторону. И, видимо, наблюдая за повадками змей, человек счел это мудрым. Неконфликтность (наверное, можно так сказать) – это проявление мудрости. И хорошо бы нам этой мудрости тоже научиться.

− Еще вопрос от телезрителя: «Дети страдают от нераскаянных грехов родителей. Достаточно ли того, что я периодически исповедуюсь, или еще что-то необходимо?»

− Помогать детям преодолевать страдания. Это может быть даже наследственное заболевание, которое ребенок унаследовал от своих предков: дедушка был запойным пьяницей, а его внук унаследовал болезненные последствия дедушкиного греха. Но бывает так, что родители не уделяли должного внимания детям, и они потом оказываются неприспособленными: подвергаются опасности попасть под влияние дурных людей, попадают в плохую компанию. Что делать? Если ребенок тебе дорог, помогай ему оттуда выкарабкаться. Мало прийти на исповедь и сказать: «Я не уделял своим детям внимание, и теперь один состоит на учете в милиции, другой не хочет учиться, а третий вообще из дома ушел». Хорошо, что ты понимаешь свою вину и готов в этом каяться, но теперь отвергнись себя и помоги своим детям вернуться к нормальной жизни. Но если человек кается, то он должен обязательно постараться исправить то, что явилось причиной страдания другого.

− А страдают ли дети за грехи родителей? Правда ли это?

− Конечно, страдают. Кормят ребенка сладостями, он говорит: «Хочу!» − ему дают, а потом на фоне избытка сахарозы у него развиваются болезни; он, конечно, страдает. В детском возрасте может развиться и сахарный диабет, а это ограничение на всю жизнь, особенно если это инсулинозависимый диабет первого типа. Просто родители не усмотрели: была предрасположенность, а они это спровоцировали. Много можно приводить примеров, когда дети страдают именно за грехи родителей.

Конечно, невоцерковленность родителей приводит к тому, что дети не знают истинных путей Божьих. Это самая большая беда, потому что дети становятся легкой добычей тех, кто делает на них потом деньги: их улавливают в сети бизнеса, то есть люди делают бизнес на наших детях. Дети не научены истинным путям Божьим и идут теми путями, которые им предлагает этот мир. А потом они испытывают страдание, разочарование, уныние. Сейчас это очень распространено: люди в унынии. Есть даже такое медицинское заболевание – депрессия. Но это же все очень тесно связано с духовным состоянием человека, именуемым «уныние». Да, депрессия лечится – есть специальные препараты (антидепрессанты), но они лишь помогают человеку окончательно не утонуть. Но избавиться от этого состояния, обрести истинную радость можно только тогда, когда в сердце человека поселится Христос.

− Хотел бы уточнить: родители часто, особенно если это первый ребенок, делают что-то по глупости, не зная что-то или не умея. Грех ли это?

− Ни один человек не может не ошибаться. И Господь многие наши ошибки исправляет. Если человек ошибается по незнанию, то Господь поправит это. Но если человек делает это сознательно, тогда Господь может оставить его и дать вкусить всех плодов собственного «хочу» для того, чтобы человек через собственные страдания и страдания своих детей вразумился в том, что нельзя идти против Бога и безнаказанно грешить. Бог неисчетно исправляет наши оплошности. Надо наблюдать за собой, чтобы это не вошло в привычку: Бог поможет, Бог простит, Бог все исправит. До поры до времени, а дальше будешь расхлебывать все сам.

− Отец Александр, спасибо Вам большое за сегодняшний разговор. Хотел бы попросить Вас напутствовать наших телезрителей в конце передачи.

− Я хочу всех поздравить с наступающим Новым годом и нашим великим христианским праздником – Рождеством Христовым, которое будет совсем скоро. Желаю, чтобы в этом наступающем году Бог был к вам ближе всего на свете, чтобы никакие дела, поступки, планы не разлучали вас от Бога. Вот такое пожелание.

− Спасибо Вам большое, отец Александр. Я Вас тоже поздравляю с грядущими праздниками – Новым годом и Рождеством.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​