Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

29 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

– Хочу начать нашу сегодняшнюю передачу со следующего вопроса. Я недавно задумался о том, в какой момент появляется человеческая душа, в какой момент Бог ее создает…

– Интересный вопрос. Об этом задумывались  ученые, богословы, семинаристы, академисты, и несколько тысячелетий назад об этом тоже думали. Помним учение Платона, Аристотеля о душе. И хотелось бы немного окунуться в философию. Учение о переселении душ, которое немного транслировал и Ориген, касается именно учения Платона.

У Аристотеля тоже есть нечто похожее: что души уже существуют; и когда человек умирает, то душа может переселиться в любое другое живое существо. Таким образом, существование душ – это как круговорот душ в природе. И это происходит ровно до того момента, пока человеческая душа не обретает некое совершенство и не переселяется в определенное место (райское, если хотите), где она уже находится в статичном блаженном состоянии, а не в динамичном, когда ищет, куда вселиться.

Православное догматическое учение говорит о том, что когда образуется оплодотворенная яйцеклетка, то с новым творением образуется душа как производная от души отца и души матери. Но также есть такая теория (это тоже христианская православная теория, в некоторых Церквах она проповедуется; и в курсе догматического богословия о ней говорится), что каждая новая душа творится Богом. Конечно же, есть противники и есть последователи этой теории.

– Вопрос телезрительницы из Зеленограда: «Зачем тогда Бог создает душу человека, зная, что тот ее погубит?»

– Дело в том, что Бог дает возможность человеку прожить жизнь таким образом, чтобы он наследовал Царствие Небесное. И нельзя быть таким фаталистом, чтобы говорить, что всякая творимая Богом душа обязательно погибнет. Нет, человеку дается пройти определенный путь, обрести жизненный, духовный, душевный опыт и таким образом наследовать Царствие Небесное. Мы помним слова Христа о семенах, которые попадают на различную почву. Именно о душах говорит Господь Бог в Своих притчах и таким образом дает нам и ответы на вопросы, и вместе с тем озвучивает задачу Божественного замысла. Душа творится, но почва, на которую попадает душа, во многом зависит от свойств человеческой личности. Захочет ли человек прижиться на доброй, благодатной почве, захочет ли слышать слово Божие, идти стопами Господа нашего Иисуса Христа, попасть в Царствие Небесное?

– Эмбрион с самого маленького срока уже обладает душой?

– Да, эмбрион уже обладает настоящей, полноценной душой, которая в определенный момент времени должна будет раскрыться, совершенствоваться. Эти процессы происходят уже в сотворенном человеческом организме, который проходит определенные стадии онтогенеза, внутриутробного развития, но это вместе с тем уже зачатая жизнь. Человеческий организм развивается, происходит его эволюция. По прошествии определенного времени, когда человек уже рождается, когда максимум жизненных функций обнаруживается в его организме, происходит процесс инволюции, то есть угасания. Человек приобретает определенные старческие качества, организм начинает угасать.

Мы не можем говорить, что в определенный момент времени, когда зарождается человеческая жизнь, не существует души или она каким-то образом ущербна, несовершенна. Нет, в этой душе все свойства и качества сохранены. И после рождения человека душа начинает совершенствоваться, привыкать к окружающему миру, познавать его, сигнализировать о тех или иных моментах деятельности в своей жизни, начинает расцветать и проявлять такие качества и свойства, которые мы можем описывать, замечать, видеть, делиться, наблюдать. И в Священном Писании очень много об этом сказано: свойствам человеческой души посвящены библейские рассказы, истории, которые характеризуют нам личности библейских персонажей. И в их характере, развитии и отношении к тем или иным событиям открываются свойства человеческой души. Поэтому нельзя сказать, что душа находится в каком-то неразвивающемся состоянии, в каком-то коконе. Нет, душа – это определенная сила, это свойства, которыми наделил человека Бог.

– То есть душа, как и сам человек, также бывает молодой или ребенком?

– Она имеет определенные потенции, свойства к развитию, совершенствованию. Нельзя сказать, что она неразвитая, несовершенная, она имеет свойство познавать мир, дарить жизнь, одухотворять человека, соприкасаться с его волей. В вопросе о свойствах души мы придерживаемся православного учения, Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, также смотрим, что говорил нам Господь Иисус Христос, наблюдаем за жизнью святых и, конечно же, описательно делаем выводы о свойствах человеческой души, потому что нас интересует этот вопрос.

– Скажите, а душа здорового ребенка отличается от души ребенка-инвалида?

– Отличаются телесные, физические свойства. Душа совершенна, она является Божиим творением, а Бог ничего плохого не сотворил. Но человеческий организм имеет генетический аппарат, который может ломаться. Люди могут спросить: «Это же творение Божие?» Да, это Божие творение, Бог сотворил человека, который был венцом Божьего творения, первоначально Божественный замысел не был таким, чтобы человек деградировал. Но человек, отказавшись от того, чтобы быть рядом с Богом и совершенствоваться в Его любви, попадает в состояние падшего человека. Господь изгоняет его из рая, и мы слышим слова Бога, что отныне человек будет находиться в трудах, в работе, в ограничениях, женщина в болезнях будет рожать детей, человек познает плоды своего несовершенства. Мы не должны говорить, что Господь виноват в этом. В этом виноват человек, потому что отвернулся от Бога, отказался от Его помощи, благодатной силы Божией. Таким образом, он пожинает плоды своего неправильного отношения к Богу.

 В том, что происходит с ребенком, который имеет определенные недостатки после рождения, Господь ни в коем случае не может быть виной. Какое здесь состояние души? Она в хорошем, прекрасном состоянии даже у такого человека, но она не может соединяться с возможностями тела. То есть тело несовершенное, оно не может  развивать свои качества в отношениях душа–тело. Но вместе с тем замечено, что люди, которые находятся в ограниченных состояниях, прекрасно могут познавать мир, хорошо воспринимают музыку, разделяют добро и зло, понимают хорошее и плохое отношение, различают доброго или злого человека. То есть познавательные функции души у человека есть, и в силу возможностей человеческого организма они развиваются. Это можно заметить ровно настолько, насколько человеческий организм позволяет раскрыть эти свойства души и насколько организм исследователя позволяет их заметить.

– Вопрос телезрителя из Рязани: «Почему верующие люди гибнут от болезней и стихийных бедствий так же, как и все остальные? В чем причина?»

– Мы уже говорили: когда человек отвернулся от Бога, он отвернулся от Его спасительной благодати, помощи. И когда человечество в определенные моменты своего развития отказывается от Бога, проповедует грех, несовершенства, атеизм, иноверие, отвращение к Божией любви, отказывается от Божественной благодати,  человеческий несовершенный организм и соприкасается с трудностями.

Допустим, возникают стихии. Кто в этом виноват? Господь создает условия для того, чтобы эти стихии существовали, потому что это особые силы, которые двигают облака, перемещают массы холодного и теплого воздуха. И когда они встречаются с местом, где находятся люди, то эта сила воздействует и на все то, что встречается ей на пути. И там не возникает вопроса, люди ли это, деревья, скалы, – эта сила сталкивается с тем, что стоит на ее пути, и приносит разрушения.

И здесь Господь дает человеку разум, смекалку, наблюдательность, то есть способности, которые при помощи науки помогают отслеживать приближение пожаров, цунами, других стихий, что могут привнести разрушительное воздействие. Господь наделяет человека по Своей любви, благодати таким свойством, чтобы предупреждать это и уходить от этого. Таким образом, мы Бога в этом винить не можем, потому что в своем несовершенстве мы виноваты сами. Вместе с тем по Божественной любви и благодати мы можем избавляться от этих стихий, прятаться от них, защищаться, относиться к ним очень серьезно, изучать их.

Человек – существо несовершенное, слабое. Без помощи Божией, без поддержки Божественной благодати мы мало что из себя представляем. Мы люди несовершенные, слабые, находимся в упадочном состоянии и развиваемся, познаем Бога. Вместе с тем, по словам апостола Павла, каждый человек должен умереть и быть посеянным как зерно в землю, а потом уже, со Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа, мы получаем новые и совершенные тела и живем во славе Божией после праведнейшего суда Божия.

Таким образом, апостол нас предупреждает и говорит о том, чтобы мы жили по определенным духовным и душевным правилам. Само Божественное слово много нам говорит, чтобы мы соблюдали закон Божий как инструкцию к жизни. Если мы будем соблюдать эту инструкцию, эти правила, то таким образом будем защищены от всего того, что может нанести человеку, его организму и душе вред.

– Но вопрос у нас был о верующих конкретно. Ведь они не проповедуют атеизм. Почему бы верующего не спасать от этого?

– Так Господь и спасает. Существует очень много примеров, когда люди массово идут на какие-то мероприятия, гулянья – и верующий человек, который соблюдает молитву, пост, сохраняется. Допустим, взять праведного Иова, он всегда молился Богу, и Господь его от многого защищал. Но здесь уже вмешивается дьявол, которого настолько мучает любовь Божия к человеку, что он как бы решает выставить Бога в плохом свете и начинает для Иова испрашивать те или иные невзгоды, печали. Но Иов, имея память о Боге, имея благую часть, спрашивает: «Если Господь решил послать мне что-то неприятное, почему я должен Его за это ругать? Я буду за все благодарить Бога: и за хорошее, и за плохое». И Господь, как бы посрамляя диавола и видя такую любовь человека к Богу, благословляет его и наделяет большей радостью, нежели та, которую он имел после того, как потерял свой дом, богатство, даже своих детей. Господь награждает его еще большим приростом: и деньги, и владения его увеличились, и детей у него стало больше, и радость о том, что он пережил горе, перекрывает состояние печали. Здесь показывается нам, что Бог поругаем не бывает. Даже посылая определенные испытания, Господь всегда дает человеку ощутить  радость общения с Ним.

– Вы упомянули про праведного Иова. Когда читаешь в Книге Иова о его страданиях, то невольно возникают разные вопросы. Один из них: не кажется ли Вам, что Бог несправедливо поступает с Иовом, отдавая его, своего верного слугу, в когти дьявола?

– Это с точки зрения человеческой справедливости. Божественная справедливость имеет некоторые другие измерения и форматы. Наша, человеческая, справедливость абсолютно несовершенна, ущербна, настолько неточна, что Божественная справедливость перекрывает все претензии человеческой справедливости к Божественной. Если Господь решил сделать таким образом, показать пример, то кто мы такие, чтобы мешать Божьему плану? Верующий человек отличается от неверующего тем, что всегда полагается на волю Божию, на Божий план, верит, что Господь его не оставит.

Неверующий начинает думать: «Какие у меня возможности, силы, что я могу сделать, чтобы защитить, прокормить себя?» Если человек надеется на свои силы, то в конце концов  начинает понимать, что законов Божественного бытия он никогда не познает. И если он может себя сохранить, каким-то образом отсрочить день смерти на неделю или год, то в конце концов соглашается с тем, что не может победить время, те законы, которые Господь сотворил, оживил, и они работают в нашей жизни. Когда такой человек начинает понимать, что Божественная сила непознаваема и непобедима, то перестает уже бороться с Богом и принимает Его условия.

Мы можем много говорить о человеческой справедливости, но вместе с тем должны помнить, что мы творения Божьи. Что может горшок сказать своему горшечнику? А с точки зрения творения Божьего мы являемся горшками. И если Господь решил совершенствовать этот горшок, один горшок поставить над другим, то кто мы такие, чтобы возражать воле Божией? Этим и отличается верующий человек от неверующего: верующий всегда принимает волю Божию и старается ее исполнить, смиренно сохранить мир с Богом.

– Мы называем один свод книг Ветхим Заветом, другой – Новым. Во всех этих книгах говорится о том, что Бог с человеком заключил завет. Об этом пишет пророк Иезекииль.

– Заметьте, что эти заветы подтверждались на протяжении Ветхого Завета. Там было несколько новых заветов.

– Да, неоднократно и с Авраамом. Например, завет с Моисеем – это десять заповедей, которые должен соблюдать израильский народ, и мы их сейчас тоже принимаем как Новый Израиль. А что с другой стороны? Завет – это заключение договора между двумя сторонами: с одной стороны – люди, которые будут выполнять заповеди, а что с другой стороны? Что со стороны Бога будет выполняться в этом договоре?

– Господь дает человеку инструкцию. Потому что каждый Завет – это инструкция к тому или иному образу мысли, действий и жизни.

– То есть это инструкция, чтобы жить хорошо?

– Чтобы уметь выжить. Ветхий Завет – это такая канва священных событий, которая приводит человечество к появлению на свет Спасителя, когда через Божию Матерь Господь Бог приводит землю к величайшему событию – рождению Господа Иисуса Христа. Христос облачается в наши одежды, человеческое естество, начинает познавать мир в его несовершенстве. Но, будучи и истинным Богом, и человеком, Он не имеет способности ко греху, хотя у любого человека эта способность (и даже потребность) есть.

Ветхий Завет ведет к рождению Богомладенца. Потому что Господь еще в раю сказал первым людям (Адаму и Еве), что Он придумал план их спасения и возвращения в Царство Небесное.

– Меня интересовал другой аспект. Получается, заповеди – дар Бога человеку: Он открывает, как надо жить, чтобы выжить (как Вы и говорите). Праведный Иов соблюдает заповеди, но при этом подвергается страданиям. Как же так? Он честно выполнял договор. И в наши дни человек тоже часто выполняет договор честно, а получает разные неприятности, проблемы, бедствия…

– Когда человек страдает, Господь говорит: «Проси помощи у Бога – и вся боль, через которую тебе придется пройти, все равно приведет тебя ко благу».

– Вопрос телезрителя: «Как можно верить в Бога, Который обрекает множество людей на адские муки?»

– Спасибо за вопрос.

– От страданий переходим к аду.

– Господь ни на что не обрекает человека без его согласия. Он предупреждает, что без Бога человеку плохо.

Мы знаем, что ток опасен для живого организма. Представим, что около электрической розетки висит инструкция, в которой написано: «Не суй пальцы, предметы, особенно железные, в розетку, потому что может убить током (или может быть нанесен какой-то ущерб)». Человек из любопытства пытается исследовать: а правда ли это? Насколько сильно ударит ток? Каковы будут повреждения? Он сталкивается с тем, о чем уже был предупрежден.

Возникает вопрос: почему бы не поставить заглушку или вообще не убрать розетку, чтобы человек это не проверял? Ответ такой: Господь создает человека, а не робота, который будет совершать то, что ему сказано; творит по Своему образу и подобию. Бог – Творец, Исследователь. Он исследует и творит то, что хочет.

Что Господь исследует? Это процессы, которые происходят внутри Бога. Они непознаваемы. Когда Господь творит человека, дает ему отблеск Своего Божества.

Есть то, что присуще Богу. Это отражается в личности человека: он богоподобен, может творить, исследовать. У него есть возможность выбора: идти за Богом или нет. Хочет ли он быть Ему другом? Каждый человек выбирает, в какую сторону идти: быть с Богом или нет. Если он идет с Господом, значит, соблюдает Божии заветы. Потому что знает: Божественный план при соблюдении определенных условий приведет его к спасению. Человек, который не верит в Бога, сам себя обрекает на геенну огненную, отделение от Господа.

Что такое ад, геенна огненная? Это не раскаленные сковородки и котлы, а состояние, омраченное отсутствием Бога. Когда человек соприкасается с Господом, он испытывает радость, совершенствуется в ней, находясь рядом с Богом.

Человек, который погряз в несовершенстве, грехах, не зная Божественной радости, не находясь рядом с Богом, испытывает чувство тоски, одиночества. И, убегая от земного ада, может совершить акт суицида. В духовном мире этим способом избавления от мучения невозможно воспользоваться. Когда человек теряет жизнь, у него забирается воля. Душа находится в омраченном состоянии: она и хотела бы получить радость, а не может.

Общецерковная молитва о самоубийцах запрещена, но домашняя молитва о них важна. Есть люди, которые имеют таких родственников, знакомых. Если человек просит у Бога простить определенную личность, то Господь по Своему человеколюбию откликается на зов и помогает душе усопшего обрести покой.

– Я слышал иную точку зрения, почему душа человека мучается после смерти. Одни люди стремятся к Богу, впускают Его в себя, а другие – не впускают. И Божественная любовь распространяется на всех людей. Те, кто впускал в себя Бога, испытывают состояние Божественной любви, а кто не впускал – состояние огня (обжигающей Божественной любви). Как Вы думаете, может ли любовь быть обжигающей?

– Любовь – это жертва. Господь, жертвуя Собой, проявляя любовь к человечеству, умирает на Кресте. Где тут огонь?

Если рассматривать определенные качества страсти, огонь может быть, так как входит в состав любви. Но если его отделить от любви, то этот огонь пожигает. Если человек любит, он страдает. Он совершенствуется через страдание, познание того, что может не приносить ему удовлетворения и радости. То есть вопреки.

Вопреки всему молится. Это проявление любви? Да. Вопреки своему удовольствию заботится о человеке. Нужно помочь, отдать, а не получить. Это проявление любви? Да. Здесь есть определенное рвение, или огонь? Скорее всего, этот огонь надо поддерживать: холодные головешки необходимо разжечь.

Мы с Вами не расходимся во мнениях: говорим об одном предмете, но с разных сторон. С Богом человеку хорошо, без Него – плохо. Каков генезис этого? Вы говорите про свойства Божественной любви. Господь жертвует всем для того, чтобы человек получал радость, находясь рядом с Ним. Огонь – это желание, которое входит в состав любви, в том числе и Божественной, потому что Господь захотел – и сделал: проявил любовь по отношению к Своему творению – человеку.

– Почему мы так часто называем Бога Огнем? Практически вся 6-я молитва преподобного Симеона Нового Богослова ко Причастию пронизана этим: я трава, а Ты Огонь. Прошу Тебя, не попали меня.

– Огонь все время надо поддерживать: подкидывать дровишки, раздувать пламя. Это первое. Второе: огонь обладает очистительной силой. Рядом с ним гибнет всякая зараза.

Человек сравнивается с золотом. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что золото – это все очищенное, Божественное. Человек должен пройти через горнило (определенные испытания), чтобы, будучи золотом, но с примесями, грязью, несовершенным, очиститься. Нужно перекипеть, переплавиться, уменьшиться: для Царствия Божьего необходимо быть чистым.

Огонь – сила Божественной любви и благодати – очищает человека, делает его пригодным для Царствия Небесного. Для того чтобы поддерживать этот огонь, который попалял бы все тернии человеческих прегрешений, необходимы определенные усилия.

– Интересно, что адские мучения мы тоже соотносим с огнем. В Евангелии читаем про геенну огненную…

– Мы говорим, что огонь носит очистительный характер. Геенна огненная – более эмоциональный, душевный, причиняющий боль, страдания огонь. Бывает, он поедает то, что тебе дорого.

– А очищение приносит страдания?

– Конечно. Когда огонь Божественной любви и благодати начинает очищать душу погрязшего в грехах человека, все наносное, ненужное для Царствия Небесного сгорает. Тот, кто всей душой привязан к несовершенству, испытывает страдания. Он болеет, плачет, но в конце концов, когда очищается, понимает, что польза Божественной любви больше всех человеческих привязанностей.

– Скажите, может ли человек во время страданий в аду переосмыслить свое отношение к Богу?

– Я думаю, может. Мучения реальны, потому что Господь говорит нам об этом. Но Он, по Своему человеколюбию и молитвам Церкви, дает возможность человеку, который попадает в ад, получить прощение и совершенствоваться.

– Но это по молитвам Церкви. А непосредственно у человека, который претерпевает страдания…

– А молится кто? Человек.

– Нет, я имею в виду душу человека в аду.

– Душа человека в аду находится в связанном состоянии: у нее нет воли. Если бы она имела возможность совершенствоваться, изменяться, то делала бы это.

В Священном Писании сказано: приобретайте себе друзей богатством неправедным.То есть все время нужно просить помощи. Необходимо просить молитвенников о том, чтобы они вымаливали душу человека и в конце концов помогли ему обрести надежду на спасение.

– Неправедное богатство, о котором говорится в Евангелии, – это молитва?

– Конечно. Это действие, которое приводит к спасению человека.

– Чего же в ней неправедного?

– Допустим, я нарушаю какие-то законы и правила, но упрашиваю Вас, других людей, Церковь молиться за меня. По этим законам я грешник – и меня следует казнить. Но если я прошу одного, второго, третьего, чтобы они были моими ходатаями, надеюсь на то, что меня избавят от греховного плена, верю, что меня вымолят. Если согрешу, но сделаю что-то во славу Божию, то Господь меня не забудет, не оставит.

Богатство – это молитва в надежде на спасение.

– Куда можно вписать пост между законом и молитвой?

– Пост – вся человеческая жизнь, соблюдение Божественных правил и установлений. Это понуждение себя соблюдать то, что, может быть, и не нравится, кажется, накладывает бремена неудобоносимые. Пост – Божие благословение, постановление, которое было дано человеку в раю: «Не прикасайся к этому дереву, потому что это будет тебе неполезно, принесет определенные трудности».

Так и здесь: пост – добровольный отказ от чего-то, чтобы что-то получить от Бога (ради Царствия Небесного). Зачем нам нужно совершенствование? Для того, чтобы лучше понять Бога, учение о Спасителе, избавиться от греха, получить помощь и поддержку от Господа. Это ограничение, но за него мы, верующие во Христа, получаем надежду на спасение.

– Это целожизненный пост. А для чего определенные Церковью многодневные посты?

– Для того, чтобы человек в течение определенного цикла (недельного, месячного, годового) научился совершенствоваться. Пост – палочка спасения. Опираясь на нее, человек должен в определенные отрезки времени задумываться о своей грешной душе, о прожитом, святости преходящего события, которое является предзнаменованием радостей небесных. Необходимо делать себя лучше, пригодным для Царствия Небесного, потому что мы не знаем, когда можем отойти ко Господу.

– Отец Александр, спасибо Вам большое. Давайте подведем итог нашей передачи. Я прошу Вас что-то пожелать нашим телезрителям.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать