Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

29 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

− У меня вопрос по сегодняшнему евангельскому чтению, в котором Господь Иисус Христос говорит: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде. Приходят ли лжепророки сейчас? Или же эти слова были актуальны для времени Спасителя?

− Я думаю, что они не потеряли актуальность и в наши дни. Многие, кто пытается анализировать, что происходит с нами, нашим обществом, со всем миром, это видят. Конечно, Господь сказал это не просто так. Проблема лжепророков в том, что человек может увлечься ложными учениями, идеями, призывами и уйти не в ту сторону. Несмотря на то, что каждое поколение живет в условиях, которые очень отличаются от предыдущих (история развивается, человечество прогрессирует, происходит технический прогресс), в каких-то принципиальных вещах ничего не меняется. Каждое поколение и каждый человек от рождения и до смерти ищет тех же вещей, что и его предки: пытается осмыслить, для чего он пришел в этот мир, как ему жить, чтобы достичь тех целей, которые позволят ему стать счастливым. В конце концов человек приходит к тому, что самое главное в его жизни – это Бог, вечная жизнь, спасение. И он, соответственно, движется к этой цели. Многие, бывает, сразу следуют ложным целям, увлекаются приманками этого мира. И мы можем только пожалеть таких людей. Но Господь это сказал как раз для тех, кто имеет перед собой благую цель, стремится к Богу, вечности, но бывает увлекаем лжепророками, лжеучениями (то есть их кто-то сбивает с пути).

Сегодня мы видим множество примеров того, как это происходит. Я бы даже сказал, что нам нужно быть еще более острожными, чем предшествующим поколениям, потому что мир изменился: технический прогресс, разные информационные технологии, в которых очень легко запутаться. Наверное, каждый из нас, когда включает телевизор или заходит в Интернет, попадает в пространство, где он теряется. А если мы погружаемся в эту среду, то вообще перестаем понимать, где правда, а где ложь. Эта среда уже вышла за рамки информационных средств: люди в общении друг с другом обсуждают в принципе то же самое, что обсуждается в Интернете. Это смешение правды с ложью преследует нас повсюду. Нужно быть очень опытным и аккуратным, чтобы не попасть под власть лжи, которая смешана с правдой (любимый прием дьявола). И те, кого Господь называл лжепророками, умело используют ситуации, когда правда смешивается с ложью, и люди готовы очень легко увлекаться этим. К сожалению, такие ситуации опасны, потому что уводят нас от Бога.

− Вопрос телезрителя: «Что означает Причастие? Чем оно отличается от крещения? Ведь крещение – это тоже соединение с Богом. В чем разница?»

− Принимая крещение, человек становится членом Церкви. В чинопоследовании крещения есть очень важный момент: человек отрекается от прежней греховной жизни, от сатаны и сочетается со Христом. То есть крещение − это черта, которую человек переступает. После этого он  должен обновиться, начать совершенно новую жизнь, стать новым человеком. Нужно сказать, что этому событию предшествует исповедание грехов человеком. Как Иоанн Креститель призывал к тому, чтобы люди очищались через покаяние, так и сегодня Церковь тех, кого она готовит к крещению, проводит через осознание своих грехов и раскаяние в них.

Через крещение человек соединяется и с Церковью, и, конечно, со Христом. И в самом чине крещения священник спрашивает: «Сочетаваешься ли Христу?» Крещаемый отвечает: «Сочетаваюсь». Но это лишь первый шаг, потому что дальше человека ждет долгий путь духовной жизни, на котором он с помощью молитвы, уподобления Христу через добрые дела, через то, к чему нас призывает Церковь в духовном делании, будет соединяться с Богом. Каким образом? На него будет нисходить Божья благодать, его сердце будет переполняться ею. Мы соединяемся с Богом по благодати.

Был праздник Пятидесятницы, когда мы вспоминали сошествие Святого Духа на апостолов, потом был день, посвященный Святому Духу. Через Духа Святого мы соединяемся с Богом, а со Христом мы соединяемся еще через Причастие, принимая Его Тело и Кровь. В этом смысле православие уникально. Ни одна религия не знает такой любви и этой великой тайны. Она не открыта больше нигде. Если мы будем рассказывать об этом людям, не находящимся в Церкви, очень многие  нас не поймут. Это как раз тот камень преткновения, о котором говорил Господь. Это великая тайна, которая открывается только верующему сердцу, только тому, кто принимал Причастие. Это буквальное соединение с Богом.

Что такое вообще религия? Это слово можно перевести как «восстановление связи с Богом» или «выстраивание связи с Богом». Любая религия стремится к тому, чтобы человек соединился с Богом. Но только в христианстве мы можем соединиться с Богом не только в вечной жизни, когда мы умерли и предстали перед Богом, но и в земной. Вот что такое Причастие.

− Вопрос: «Как доверять Промыслу Божьему, если бывают трудные времена в жизни? Их тяжело пережить, и, соответственно, многие люди обращаются не к Богу, а ищут ответы на вопросы в астрологии, нумерологии, у гадалок».

− Прежде всего необходимо иметь в сердце любовь к Богу и доверие к Нему. Ни в коем случае гадалки, астрологи недопустимы. Чем страшно обращение к ним? Если ты встал на этот путь, то немедленно теряешь доверие к Богу. И это такая прилипчивая вещь, что отвязаться от нее крайне сложно. Нужно твердо помнить всегда, что Бог любит нас и никогда не оставляет. Нужно довериться Богу раз и навсегда, взрастить в своем сердце уверенность, что Господь никогда нас не бросит. Это незыблемая вещь. В самый трудный момент, когда тяжело, мы должны помнить: Господь сейчас со мной, Христос на меня смотрит. Мученики умирали за веру, имея именно такое состояние в своем сердце: они ощущали реальное присутствие Иисуса Христа.

Мы иногда не ощущаем это в полной мере именно потому, что сами уклоняемся куда-то, в том числе прибегая к противным Богу силам (гадалкам, астрологам и так далее). Это говорит о том, что мы ищем все-таки чего-то земного, материального. А наша вера основана не на том, что мы что-то сделали и ждем от Бога ответной реакции. Принцип «ты − мне, я – тебе» в отношениях с Богом сразу же надо отринуть, иначе ничего не получится. Господь нас не может даже поощрить на этом пути: Он хочет, чтобы мы с него сошли.

Человек обращается к гадалкам и астрологам именно для того, чтобы получить материальные, практические вещи. Он совершенно не думает о спасении, о божественном, о вечной жизни. Господь хочет, чтобы мы вели себя по-другому. Очень важна правильная мотивация в наших отношениях с Богом. Если у нас в приоритете вечность и главная цель нашей жизни – то, как мы предстанем пред Богом, окончив земные дни, тогда вопрос доверия и недоверия вообще не возникнет. Потому что в любых сложностях, бедствиях мы будем чувствовать, что Господь проводит нас через них только для того, чтобы мы были готовы к Царствию Небесному. А если мы рассуждаем о том, как мы можем доверять Богу, если у нас неудачи, то это путь в никуда. Господь пытается нас увести с этого пути, в том числе и через какие-то земные неудачи. Не Он нам их дает, но раз мы пошли по этому пути, то получаем их по своему собственному решению.

− Вопрос телезрителя: «Известно, что Бог сотворил духовный и материальный мир. Вначале Он сотворил духовный мир и ангела света Денницу. Бог творит только добро. И вдруг Денница решает: вознесусь я выше Бога, сяду на престоле выше Его. Откуда у него могли появиться такие мысли, если, кроме добра, ничего не было? В толковании написано, что он сделал выбор. А выбор может быть только между добром и злом. Значит, зло уже существовало? Другие толкователи говорят, что гордыня созрела внутри его. Но если зла не было никогда и оно созрело внутри Денницы, тогда он тоже творец? Дуализм какой-то получается. Как Вы это объясните?»

− Поскольку вопрос серьезный, богословский, то и ответ я попытаюсь дать тоже богословский. Человек, мы знаем, сотворен свободным: он может решать и выбирать между добром и злом. И ангелы тоже были сотворены Богом с такой возможностью самоопределения. Но в отличие от человека у ангелов эта возможность была только один раз: они этот выбор сделали один раз и навсегда. Что касается зла, то у него нет никакой материальной, бытийной, онтологической природы. В бытийном смысле зла нет, есть только добро, только Бог. А зло сотворил Денница своим выбором: он отвернулся от Бога. Зло – это отсутствие Бога, когда мы отвергаем Его. Такое решение принял Денница раз и навсегда,  поэтому он от Бога отпал, стал затем и врагом рода человеческого с сонмом тех ангелов, которые за ним последовали. Вот что произошло, и, конечно, никакого дуализма в этом не было.

Почему такая ситуация была допущена Богом? Потому, что и человек, и ангелы были созданы для блаженства, счастья, любви. А любовь невозможна без свободы, даже для духовных существ ангелов. Они были созданы для того, чтобы пребывать с Богом. И Господь хотел, чтобы даже они свободно приняли решение служить Ему в любви, поэтому им была оставлена возможность не быть с Богом. Кто-то из них такое решение принял.

− То есть Денница ничего не творил, как это делал Бог?

− Безусловно. Творец у нас только один.

− Дьявол зло не творил, а сделал выбор? Ничего нового ведь не получилось? Как это правильно осмыслить?

− Некоторые богословы сравнивали зло с некой дырой в мироздании. Это пустота, ничто. И эта дыра в конце концов будет заштопана. Зло не может иметь бытийной основы, потому что оно является разрушением. А как мы можем найти субстанцию разрушения? Если нет добра, то нет и зла. Зло утверждается на том, что уничтожает добро, то есть у него нет собственной основы. Зло – это разрушение чего-то, что существует. Поэтому дуализм невозможен в принципе. Это уже сложные философские вещи, которые осмыслялись многими философами и богословами.

− Вопрос: «Господь до сотворения людей знал, что человек падет и будет жить в муках. А для чего тогда Он это сделал? Где же Его любовь?»

− Господь действительно знал, когда творил человека, что мы поступим нехорошо (и будем поступать так каждый день нашей жизни, отворачиваясь от Бога и обижая Его). Господь уже тогда знал, что Он Сам Себя принесет в жертву ради нас. Это же какая любовь! Как Господь нас возлюбил, что, зная все это, все равно сотворил нас, потому что хотел, чтобы мы все наследовали вечное блаженство и благую жизнь с Ним. Он нас любил еще до того, как создал, и сейчас любит не меньше. Его любовь даже нельзя объяснить и понять. Если бы мы ее поняли и приняли, то уже вошли бы в блаженное состояние, стали  святыми. Серафим Саровский светился и говорил всем «радость моя» именно потому, что ощущал в своем сердце любовь Божию. Как же Господу было не создать нас, когда Его переполняла любовь ко всем нам? Он, конечно, знал, что мы нерадивые чада: будем заблуждаться, ошибаться. И Он послал Своего Сына, Который принял мучительную смерть, искупил наши грехи, воскрес и проложил нам дорогу к вечной жизни. Нам остается только идти этим путем любви.

Господь знает кое-что, чего мы не знаем: как Он нас будет прощать в вечной жизни, как будет принимать там в Свои объятия (как отец из притчи, который принимал блудного сына), как Он ждет нас. Мы даже об этом не думаем и не помним. Господь прощает и грешников, которые раскаиваются. Вот какая у Него любовь. Давайте об этом думать, стремиться к тому, чтобы желать любви Божьей, которая нас просвещает; чтобы мы сами эту любовь являли по отношению к другим людям. Тогда мы будем понимать, почему нас Господь сотворил, несмотря на то, что знал, что мы будем такие слабые и грешные. Мать для чего рождает ребенка? Она знает, что будут большие сложности, проблемы, что ребенок будет непослушным, но она надеется, что из него выйдет толк. А Господь не только надеется, Он верит в это, знает, потому что нет такого греха, который не покрыло бы милосердие и прощение Божие.

− Вопрос телезрителя: «Восстанавливает ли Бог деятельность апостолов и пророков в Церкви сегодня?»

− Апостольское служение в Церкви Христовой не прекращалось никогда. Для того Церковь и была создана в день Пятидесятницы. Апостолы начали это служение, потом его продолжили все поколения церковных служителей, которые существуют до сих пор в Православной Церкви: прежде всего епископы, священники (как их полномочные представители), в чем-то дьяконы и каждый христиан (потому что Пятидесятница касается каждого христианина). Когда мы после крещения принимаем миропомазание, с нами происходит то, что происходило с апостолами в день Пятидесятницы: мы принимаем дары Святого Духа. Каждый из нас продолжает апостольское служение. Это не значит, что мы ходим по земле и основываем Церкви, но у каждого из нас есть разные призвания, служения.

Если говорить о пророческом даре, то это особый дар, который дается не всем. Это даже зависит не от человека: когда общество, Церковь нуждается в этом даре, тогда Господь являет его в конкретных людях. Но Церковь своего пророческого дара не теряла, она пророчествует всегда. Нужно только правильно слышать ее пророческий голос, определять его источник. Это прежде всего, конечно, наша богослужебная жизнь (литургия, слова молитв, которые мы слышим на службах и в нашем домашнем молитвенном делании), Священное Писание, иерархия Церкви (в первую очередь священноначалие). Для нас самый главный пророческий голос звучит из уст Патриарха, тех епископов и священников, у которых мы окормляемся. Если даже юридически к этому подойти, то кто имеет право озвучивать голос Церкви, выступать от ее имени? Патриарх, Священный Синод и в каких-то конкретных случаях уполномоченные люди. Через этих людей мы слышим то, что Церковь нам сегодня говорит, это и есть пророческий голос Церкви.

– Вопрос телезрителя: «Когда Творец создавал духовный мир, Ему же было заранее известно, кем станет Денница, Михаил или Гавриил. И у тех, и у других совершенно одинаковые стартовые возможности. Значит, существовал какой-то потенциал, какие-то индивидуальные задатки. Он знал, кто и как будет реализовывать свою свободную волю. Тем не менее создавались и те, и другие. Это очень тяжело для понимания».

– Условия были равными для всех. Это очень важно. Господь и нас сотворил равными, несмотря на то, что мы рождаемся в видимых условиях совершенно разных. Кто-то в богатой семье, кто-то в бедной, кто-то с одними талантами, кто-то с другими. Но каждый из нас находится в равных условиях перед возможностью спасения, перед возможностью сделать выбор между Богом и отвержением Его. И точно так же ангелы такую возможность имели. Это говорит о величии Божием. Господь совершенно не боялся такой ситуации, что кто-то от Него отвернется. Но еще раз повторю, это было сделано для того, чтобы каждый мог свободно принять решение. Не может быть любви по принуждению. Это не любовь тогда. Чтобы сама по себе любовь могла выразиться, проявиться в этом мире, необходимо было дать свободу. Ангелам эта свобода была дана один раз, человеку эта свобода дается постоянно, каждую минуту. Каждую минуту мы можем принимать свободное решение быть с Богом или не быть с Богом.

Почему мы с вами часто принимаем неправильные решения? Почему отворачиваемся от Бога? Означает ли это, что не надо было и сотворять нас, не надо было и рождаться нам, раз мы такие? Нет, конечно. Мы должны посмотреть на ситуацию с другой стороны. Мы можем принимать правильные решения. Можем быть с Богом. У нас есть эта возможность. Господь нам ее дал. Это величайшее благо. Бог Всесильный, Всемогущий, Всеведущий, Вечный, всегда существующий и любящий. Он есть любовь. И Он захотел, чтоб был еще кто-то, кто мог бы получить эти огромные дары – любви, вечной жизни, дар того, чтобы уподобиться по благодати Ему Самому. Каково величие Бога и какова Его любовь, что Он пошел на акт творения тех, кто разделит с Ним вечность! Это колоссально. Мы именно те, кто имеет этот дар. Господь нас сотворил для того, чтобы у нас была возможность это все наследовать. О каких тогда можно говорить ущербных моментах, если можно все отвергнуть и выбрать только Бога? Давайте отринем все остальное, будет только Бог и любовь.

– Вопрос телезрителя: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли. Почему «небу» в дательном падеже, а «земли» в родительным падеже? И второй вопрос. Существует отдельный день, посвященный Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы, существует множество праздников второму Лицу Святой Троицы – Сыну Бога, а почему нет отдельного праздника Богу Отцу?»

–  В первом вопросе нужен более глубокий специалист в церковнославянском языке. Но очевидно, что нет никакой другой подоплеки, кроме того, что мы должны глубже посмотреть лингвистический момент. Господь сотворил небо. Господь сотворил землю. Это произошло последовательно, и мы это исповедуем в Символе веры.

Что касается Бога Отца, вы знаете, что нет икон Бога Отца, нет каких-либо канонических описаний того, как Он выглядит. Потому что не было Его воплощения. Господь Иисус Христос явился, приняв человеческую плоть, поэтому мы изображаем Его на иконах. Дух Святой сошел на апостолов, Он появлялся в виде голубя, сходил на Христа, поэтому Он и изображается иногда в виде голубя, а событие сошествия Его на апостолов мы вспоминаем в день Пятидесятницы. Отдельный праздник установлен, чтобы подчеркнуть Его значение в нашей жизни и события, которые были связаны со схождением Святого Духа. Действие Святого Духа продолжается и будет продолжаться до конца мира, до конца Церкви. Оно очень важно, потому что все, что мы получаем в нашей духовной жизни, мы получаем Духом Святым. Само знание о Боге, само стремление к Богу, любое движение нашего сердца в сторону Бога происходит Духом Святым. Не потому, что мы такие хорошие становимся, а потому, что благодать Святого Духа посещает наше сердце.

Что касается Бога Отца, Церковь специально обходит стороной этот вопрос, нет и отдельного празднования, чтобы мы не уклонились в какое-то идолодействование. Мы можем изобразить Бога Отца и через празднование описать Его таким образом, чему Он не будет соответствовать. Мы не знаем, как выглядит Бог Отец. Бог – это Дух.  Церковь умалчивает тут, чтобы не ошибиться, не согрешить. Мы знаем, что Бог Отец – это первое Лицо Святой Троицы. В Символе веры сказано, что Он родил Сына и что от Него исходит Святой Дух. Этим и ограничиваемся фактически.

– Вопрос телезрительницы: «Я 36 лет назад сделала аборт и каждый раз каюсь на исповеди, но не могу себе этого простить. Грешу ли я этим?»

– Если в Вашей душе есть сильное уныние до сих пор, то это грех. Аборт – страшный грех, безусловно. На Вашем примере видно, как человек страдает, осознавая глубину этого греха. Это боль на всю жизнь. Детоубийство преследует всю жизнь. Но если Вы искренне исповедовали этот грех перед священником, перед Богом, получили прощение, разрешение, понесли какую-то епитимью, то Господь Вам его простил. Та рана, которую Вы нанесли своему сердцу этим грехом, продолжает кровоточить, но не должно быть уныния. Состояние боли за совершенный грех, хотя и есть искреннее глубокое раскаяние, должно препобеждаться верой в милосердие Божие. Есть радость от того, что Господь прощает даже такой грех. Радость, что если Вы будете верны Богу, то встретитесь и с Ним, и со своим нерожденным младенцем в вечной жизни. Эта радость должна побеждать уныние, побеждать боль от поступка, что Вы когда-то совершили.

– Если после исповеди чувствуешь какую-то тяжесть от грехов, которые только что исповедовал, то в чем может быть проблема? Нужно ли снова их исповедовать или как-то переубеждать себя в том, что ты прощен?

– Как правило, такое состояние свидетельствует о том, что покаяние было недостаточно глубоким, недостаточно искренним. Это уже зависит от нас самих. Господь ждал, что мы раскроем сердце целиком, а мы этого не смогли сделать. Господь нам дал прощение через разрешительную молитву священника, а мы чувствуем, что где-то недоработали. Это не значит, что надо идти исповедовать тот же самый грех, нужно проводить работу над собой. Она может быть разной. Это нужно обсуждать со священником, духовником в каждом конкретном случае. Может быть, батюшка скажет, что нужно еще какую-то епитимью понести или что-то другое сделать, чтобы наше покаяние стало более глубоким. Может быть, он скажет, что покаяние было неискренним, и предложит какую-то духовную работу, после которой можно будет вновь исповедоваться. Такие случаи тоже не исключены. Если у нас не получилось покаяния, то нужно исповедоваться еще раз.

– Вопрос телезрителя: «Бог, создавая человека, заранее знал, что он смертен. Смерть была заложена в нем? Это для того, чтобы послать Спасителя?»

– Во-первых, смерть  не самое худшее, что может нас ожидать. Это ничто. Мы сегодня много говорили о том, что такое зло. А что такое смерть? Есть жизнь, потом она заканчивается  –  и начинается другая жизнь. А где смерть? Смерть – это окончание нашей земной жизни. Не надо абсолютизировать смерть и рассматривать ее как некую фатальную точку, которая перекрывает все. Ничего подобного.

Во-вторых, Господь сотворил человека бессмертным. Это Адам выбрал такой путь. Совершенно необязательно было Адаму и Еве умирать, страдать и болеть. И Господь сказал об этом. Но потенциальная возможность выбрать этот путь была дана Адаму. Это был свободный выбор нашего с вами прародителя. Не нужно приписывать Богу то, чего Он не создавал. Он знал, что выберет Адам, что сделают последующие люди. Но Адам же потом раскаялся и вернулся к Богу. Он прошел через все эти тернии: и болел, и мучился, и смотрел, как дети ведут себя не всегда хорошо. В конце концов он раскаялся, сожалел о том, что отрекся от Бога. Сегодня Адам в раю, мы его почитаем в лике святых. Это уготовано и всему человечеству. Не нужно приписывать Богу того, что делаем мы сами.

Бог  –  Благ и для каждого из нас желает только добра. Давайте вспомним притчу о блудном сыне. У него все было в отчем доме. Он убежал, потом вернулся. У него была возможность убежать, отвергнуть добро, абсолютное благо. Означает ли это, что ему не нужно было рождаться? Давайте предъявим претензию отцу этого сына: зачем ты его родил, если он имел возможность убежать? А что это за счастье? Что это за благо, которое насильно навязывается? Разве это благо, если мы не можем от него отказаться? Если у нас нет возможности сказать «нет, мы не хотим этого блага», это уже рабство какое-то, это клетка. Господь ничего такого не творил. Есть свобода и любовь.

– Вопрос  телезрителя: «Вы сказали, что благодать посещает наше сердце. Я не думаю, что это правильное выражение. Благодать – это энергия Бога (по Григорию Паламе). Мы ее чувствуем физически. Сердце – это орган чувств. Поэтому мы не можем сказать, что благодать посещает наше сердце».

– Я вполне допускаю, что не очень точно что-то сформулировал. Мы пытаемся говорить языком, который понятен всем. Есть такое выражение: «благодать посещает сердце человека». Сердце в церковном лексиконе очень часто рассматривается не как конкретный физический орган человека, а как синоним души. Я не очень понимаю, что имеется в виду, что благодать физическим путем контактирует с человеком. Благодать имеет духовное свойство в первую очередь. Она не может физически контактировать с душой. Душа нематериальна. Она имеет духовную сущность. Нужно быть очень осторожным, когда мы рассматриваем такие вопросы, иначе легко отклониться в заблуждение.

Григория Паламу нужно читать очень внимательно. Его оппоненты, еретики говорили, что соединение с Богом невозможно, никакая благодать не сходит, человек не может стяжать благодать в сердце. Григорий Палама говорил, что связь может быть, и иллюстрировал это очень яркими выражениями. Суть его учения сводится к тому, что наше соединение с Богом возможно, и это соединение реальное. Не кажущееся, не какое-то иное, а совершенно реальное. К этому же относится и учение о Фаворском свете. Когда Господь преобразился на горе Фавор, видели как бы материально, как бы глазами этот свет, свет преображения. Нужно понимать, что Бог есть Дух. Его энергия – это духовная энергия. Про вечную жизнь тоже иногда спрашивают: «А как же мы телами воскреснем, ведь они материальны?» Тела будут преображенные. Здесь есть некая тайна. Именно поэтому нам нужно быть аккуратными в выражениях.

– Вопрос телезрителя: «Господь Бог знал, что человек может совершить ошибку, оступиться и стать смертным. Адам мог бы и позже оступиться. Он бы шел по лестнице к обожению и становился все более совершенным. Было бы еще страшнее, если бы человек согрешил, когда стал более совершенным. Этот опыт был нужен, чтобы он зафиксировался в генетической памяти человечества, с тем чтобы в будущем, в вечности, этого никогда не было».

– Здесь есть определенная логика и смысл. Сослагательное наклонение не применить не только к истории, но и к Священной истории. Мы не можем говорить, что было бы, если бы... Если так произошло, это было в рамках Промысла Божия о человеке и человечестве.

Если наш ум жаждет того, чтобы осмыслить эти события с такой точки, то эта логика правильная. Сложно представить, что человек мог бы сделать с собой и себе подобными, если бы он был еще более могущественным тогда, когда совершенно не понимал и не чувствовал  ответственности за свои дела. Но в каком-то смысле мы с вами видим это сейчас. Сегодня нас призывают к тому, чтобы у нас была свобода, чтобы человек обладал какими-то могущественными техническими возможностями, при этом устраняется понятие ответственности из сферы общественной жизни. В чем-то это напоминает описанную ситуацию. Хотя если бы Адам становился все ближе к Богу в то время, то, наверное, мысли о совершении чего-то злого и непослушании Богу его бы оставляли. Но мы не может знать этого. Пример современной жизни говорит о многом. Как страшен может быть человек, обладающий всеми правами, свободой, обладающий сверхъестественными техническими возможностями и не чувствующий ответственности за свои поступки!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Наталья Богданова и Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает игумен Лука (Степанов) - настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени Есенина, настоятель Покровско-Татианинского университетского храма, директор православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​