Беседы с батюшкой. Жизнь христианина после Пасхи

27 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Жизнь христианина после Пасхи». Страстная седмица идет, но с первого дня поста мы живем в ожидании Пасхи. Наверное, всегда мы живем в ожидании Воскресения, и очень хочется воскликнуть: «Христос воскресе!» Уже есть внутреннее ощущение великого торжества, которое мы ждем.

Но при этом есть один соблазнительный момент. В течение всех сорока дней поста и семи дней Страстной седмицы мы готовимся к Пасхе. Потом начинается Пасха, и возникает такое ощущение, что теперь можно расслабиться, успокоиться, молитвы теперь не нужны (коленопреклоненные молитвы не благословляются до Вознесения); и вообще легко. И колбаса, и мясо, и вино, и все, что ты хочешь, – эх, понеслась душа в рай! С другой стороны, наверное, было бы неправильно вести себя после Пасхи так же, как и во время поста. Но неужели мы, даже оставляя свои постные подвиги, все равно потом будем вспоминать постные дни как очень благодатные? И как нам вообще жить после 2 мая?

– Очень важный вопрос Вы задали, его надо рассмотреть с нескольких сторон. Ведь Пасха для каждого из нас – это не просто слова: «Христос воскресе»; и даже не ответ: «Воистину воскресе». Говоря эти слова, мы исповедуем воскресшего Христа, но, увы,  из живущих на земле очень мало людей, что видели Его воскресшим. Я не знаю, есть ли они сейчас (может быть, таятся по кельям), кто видел воскресшего Христа и может сказать: «Да, Он истинно воскрес».

Что же нас заставляет так громко кричать эти слова, обниматься и целоваться, подтверждать эту истину, которая сказана апостолами две тысячи лет назад? «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Изумительная красота и подъем духа, но никто из них не видел воскресшего Христа. Так почему мы так заявляем? Он воскрес или мы хотим, чтобы Он воскрес? Что нас заставляет так заявлять? Неужели только пост, который нас приводит к такому пониманию?

Нет. Весь пост – это жизнь Христа, по которой мы с вами прошли начиная от первого дня поста. Те сорок дней, которые Он постился в пустыне, мы проживаем вместе с Ним. Мы боремся, как боролся и Он. Искушения, которые произошли с Ним в пустыне, показаны нам для того, чтобы мы понимали, что ждет нас во время поста. И если вдруг нам никто не предложил богатства всего мира, это не значит, что нас никто не искушал. Просто уровень другой.

Но те искушения, которые были у Христа, у каждого человека прошли в этот пост. Они постоянно подходят к нам, но именно в пост обостряются и становятся настолько явными, что мы можем даже услышать их голос. Страшно, но ведь мы слышим плохие помыслы, чувствуем какие-то негативные ощущения в себе (гнев и другие страсти), которые открываются именно во время поста. Нужна борьба с ними.

Проживая пост вместе с Христом, мы подходим к Страстной седмице, чтобы не просто прочитать о евангельских событиях этих дней, а оживить их. Ведь Евангелие – это не просто когда-то сказанное, написанное как книга. Есть такое понимание – исторический Христос. Был такой Человек, и все. Если бы Христос не воскрес, мы были бы самыми страшными людьми в плане религии, потому что верили бы только в смерть. Это была бы религия смерти.

Мы следуем на Страстной седмице по стопам Христа, особенно если читаем Евангелие рядом с фотографиями Святой Земли. Кто был на Святой Земле, знает, что это пятое Евангелие, которое открывается человеку, когда он ходит по этим местам. Человек идет и понимает, что здесь ходил Христос. Можно не просто прочитать Евангелие, а как бы оживить его: я иду за Христом. Миллионы людей идут за Ним.

Тогда и получается, что сам праздник Пасхи не в пище и питии, а именно в Воскресении. Что такое Воскресение? Это восстание. Христос восстал из гроба. И тогда, если и меня это ждет, то о пище и речи идти не может, тогда и пост будет напрасным. Если мы сразу окунемся в гущу разносолов и того, чего нам не хватало в пост, то мы не поняли, для чего Христос воскрес и для чего Он пришел.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Именно во время поста мы соблюдаем заповеди Христовы, о которых Он нас просил. Но то, что мы делаем во время поста, не является ли тем же, чего просил Христос, говоря, чтобы мы так жили повседневно? Получается, что во время поста мы как бы совершаем подвиг, а в остальное время превращаемся в язычников. И тогда пост не пользу нам приносит, а просто вред. Мы во время поста герои, а после него – непонятно кто».

– Да, мы сейчас как раз эту тему и разбираем. Где же эта грань? Либо снова падать в состояние ветхого человека, либо все-таки прочувствовать Воскресение? Мы должны взять Евангелие и посмотреть, что ждет человека после воскресения из мертвых. И тогда увидим, что Господь уже отвечал на это саддукеям, которые пришли к нему с вопросом, с кем будет жена, имевшая семерых мужей. Христос ответил: «Вы не знаете ни силы Божией, ни смысла жизни после смерти. Вы этого не понимаете. В воскресении не женятся, не выходят замуж, а живут как ангелы». Вот что нас ждет – ангельская жизнь.

Пост нужен для чего? Чтобы умереть со Христом. Мы должны дойти с Ним до креста, сораспять с Ним все свои страсти, чтобы умереть с Ним и воскреснуть в той благодати, которую Он даст нам по мере нашего труда, любви к Нему, покаяния и желания. Ведь если я распинаю плоть со страстьми, как говорит апостол Павел, тогда на мне и закона нет, я свободен от закона. И тогда у меня есть плоды благодати Духа Святого, которые дает мне Господь.

От воздержания до любви целая лестница, по которой мы можем подниматься, начиная с воздержания. Пост и покаяние – это первое условие, которое открывает нам Господь для того, чтобы мы вообще хоть приоткрыли свои глаза. Мы же слепенькие, а некоторые смотрят как через тусклое стекло. И поэтому, конечно, пасхальный стол для нас становится утешением. Но, увы, человеческая плоть настолько неудержима! Это конь, на которого надо надеть узду.

Есть правило Шестого Вселенского Собора о том, что от Воскресения Христова до Фоминой недели надо ежедневно пребывать в храмах, читать псалмы, упражняться в молитвах, причащаться. Это правило. И тогда мы понимаем, чем занимались первые христиане: они всю эту неделю проводили в храме.

А в храм мясо нельзя заносить – есть такое правило. Пришел в храм и молись там с утра до вечера, радуйся, обнимайся со всеми, потому что радость такая. Но мы всё поменяли. Телезритель прав, что мы превращаемся снова в язычников, для которых радость – еда и питие. Хотя Господь и таких принимает. Он не осуждает нас за это. Мы как дети, которым дали конфетку. Господь же не поругает их за это. Кто-то может себе позволить еще семь дней после Пасхи ходить в храм причащаться, а кто-то нет, хотя это должен каждый христианин делать.

– А в этом году еще и сплошные выходные будут после Пасхи, поэтому можно себе позволить ходить в храм...

Вы очень хорошо заметили по поводу псалмов. Еще была традиция: люди учились звонить в колокола, чтобы знать еще и искусство звонаря. То есть вся эта неделя подвигала человека еще и на обучение.

У меня были соседи, которые составляли карту блюд и думали, что самое главное в Пасху – это разговеться. Правда, они пост не соблюдали совсем, поэтому для них Пасха была днем, когда можно особо вкусно поесть. Честно говоря, для многих людей именно это и составляет всю радость от Воскресения Христова.

Здесь возникает еще один вопрос. Ведь радость, которую мы испытываем, часто омрачается тем, что мы долго постились, а потом вдруг такой удар по желудку и по печени (потому что люди начинают после воздержания пить крепкие алкогольные напитки). У нас были случаи, когда люди в пасхальную ночь, сразу после разговления, попадали в больницу с тяжелыми отравлениями. Наверное, так не нужно разговляться.

– Как разговляются люди, которые проводили пост так, как полагается? Для них разговление – это яичко, которое они ждали сорок девять дней, кусочек пасхи и кулича. Один из убиенных монахов Оптиной пустыни разговлялся прошлогодним пасхальным яичком. Он оставлял яйцо, которое давал ему игумен во время пасхального лобзания, с прошлого года, ставил его к святыням и целый год молился. А потом  вкушал его (оно было нормальным), а только что полученное оставлял на следующий год. Вот такое разговление. Конечно, я не рекомендую так делать, здесь должна быть вера, молитва. Эти люди были уже святыми при жизни, Господь их избрал на мученический подвиг.

Тайна Божия в смерти каждого человека. Поэтому мы должны набираться опыта со стороны: как бы я себя повел, что бы сделал в этой ситуации? А делать как святые мы не можем: укрыться на сорок дней в келье. Как один человек пришел и говорит: постригите меня в схиму, я готов хоть сейчас, но при одном условии, чтобы у меня был Интернет.

– В слове Иоанна Златоуста на Пасху говорится: возвеселитесь, постившиеся и непостившиеся. Некоторые говорят: «Как же так? Я-то постился, а этот человек не постился. И он, получается, так  же ценен, как и я?» Здесь возникает вопрос по поводу тех людей, которых мы называем невоцерковленными. Бывали в Вашей практике случаи, когда человек приходил на пасхальное богослужение, вдруг понимал эту радость и оставался в церкви уже навсегда?

– Такой человек сидит перед Вами. Именно на Пасху мы с супругой пришли в храм и остались там, потому что прочувствовали ту радость, которую обещал Господь любящим Его. Мы даже не причащались, но эту радость увидели у людей, которые причащались. Их лица сияли.

Я вижу лица людей, которые приходят в храм и выходят из него. Можно даже сделать такой эксперимент: при входе поставить камеру и фотографировать лица людей до и после службы. Посмотреть на их лица, когда они уже исповедовались и причастились. Они выходят абсолютно другими.

Христос живой, Он изменяет людей. Им это нравится, и они начинают искать еще такое счастье, потому что его нигде не купишь. Люди начинают тянуться обратно в храм. А это как раз то, чем занимались рыбаки-апостолы и о чем говорил Христос: «Я сделаю вас ловцами человеков». Апостольское призвание в том, чтобы поймать именно любовью; не накрыть, не оглушить, не выпотрошить, а именно показать воскресшего Христа. И тогда человек, видя это, остается в храме. Христос любит каждого из нас. Мы не постом и молитвой завоевываем Царство Небесное.

– Вопрос телезрительницы из Владимирской области: «Я хотела задать вопрос от имени болящей Марии. Ее беспокоит, что она на каждой исповеди кается в одних и тех же повседневных грехах и продолжает грешить. Она спрашивает, как правильно эти грехи исповедовать».

– Буквально сегодня я рассматривал именно этот вопрос, когда готовился к передаче. Грех – это болезнь, то есть проявления греха в нашей жизни – наши страсти. Есть естественные страсти, есть страсти, которые мы уже наработали своей привычкой: гневаемся, гордимся. Как быть с такими страстями? У нас есть очень хороший учебник по страстям: душевным и телесным. Нужно рассмотреть, в чем же мы каемся, в чем постоянно грешим, на какие грабли постоянно наступаем.

Положите эти бумажки с исповедью перед собой, разложите как пасьянс. Допустим, гневаюсь, люблю покушать. Хорошо, сегодня могу попоститься час или два-три, чтобы проверить себя? Если мы хотим быть совершенными, то это борьба. Мы выходим на бой, поэтому должны карточки со страстями переворачивать и закрывать: «Так, с этим сегодня я поборолся; значит, благодать действует во мне». Как говорил митрополит Антоний Сурожский, мы должны смотреть за собой, как изменяет нас благодать. Конечно, иногда это не видно, и, может быть, Господь скрывает это от нас, оставляя нас в неведении. Но нам ведь хочется узнать, становимся мы лучше или остаемся такими же. И пост как раз показывает нам, что мы еще очень далеки от святости; и диву даешься, что нас еще любит Господь.

И здесь проявляется ответная любовь к Богу: если Господь меня, грешника, любит, то меня должно просто тянуть к святости. Как я хотел бы избавиться от этой страсти, которую вижу в себе! И здесь происходит настоящее покаяние. Должно быть не просто перечисление грехов и страстей (как некий набор), а именно желание с ними побороться. И тогда священник становится не просто принимающим исповедь, а врачом: он подсказывает, как избавиться от той или иной страсти. Если ты, например, много болтаешь – возьми в рот святой воды. Приходишь домой, тебе хочется всем что-то высказать, указать – возьми в рот святой водички и держи сколько сможешь. Час продержался – молодец, ты победил свою болтовню. И так с каждой страстью.

– Да, но корешки все равно останутся.

– В человеке есть все семена грехов, но благодать их покрывает, не дает им прорастать. Все садовники знают: чтобы сорняки не росли, нужно пленку постелить, потом свежей земли, потом сажать. Да, сорняки внутри есть, но вылезти они не могут. Вот и хорошо.

– К слову о сорняках. У нас везде огромное количество борщевика. Когда я проезжаю поля борщевика, каждый раз думаю: вот такое и поле грехов. Потому что уничтожить борщевик реально очень сложно. А когда пытаешься его просто сорвать, все руки отравлены ядом.

– Конечно. Надо еще уметь его выдергивать.

– Вот именно... Еще хотел спросить по поводу наших постоянных грехов. Мы постоянно осуждаем. Мы постоянно гордимся. Мы постоянно унываем. Эти грехи практически всегда сопутствуют нам. Но, наверное, если мы все время пытаемся вырвать эти сорняки, польза все-таки есть. И это лучше, чем вообще их не вырывать, то есть вообще не исповедоваться; мол, все равно ничего не получается – если я исповедуюсь, а потом опять грешу, то зачем тогда исповедоваться...

– Абсолютно правильно. Мы должны наблюдать за этим как садовник. Наш сад – это наше сердце. В принципе, Адаму было поручено возделывать райский сад от греховных помыслов, сорняков. И мы должны так же работать. Господь хочет, чтобы наш сад был чист, но это не значит, что мы будем лежать на печи, а Господь будет за нас все делать. Мы должны  быть соработниками с Ним. Эти греховные сорняки останутся, но в зачет идет работа над собой, наше покаяние и даже наши воздыхания: «Господи, вот опять я согрешил». Но я хотя бы заметил, что грех вошел в меня, это ведь тоже мастерство.

Первая ступень – познание греха в себе. Не в другом человеке мы видим грех: вон пьяницы, наркоманы и так далее. И меня тоже ведет туда-сюда. Поэтому за собой смотрим: «Господи, а я-то какой!..» И гнев направляем на свои страсти и грехи. Когда ты видишь себя греховным – это первая ступень. А где лечится грех? В храме. Церковь – это лечебница, куда мы приходим за лекарствами, и священник выдает рецепты. Епитимья – это как рецепт. Священник подсказывает тебе, как поступить. Если не можешь так – вот тебе десять поклонов. Мало десять – делай пятнадцать. Но священник будет рядом, будет молиться за человека; это совместное делание.

– В храме в большинстве своем пожилые люди. Молодежи мало. В вашем храме много молодежи?

– Сейчас очень много детей, чему я очень рад. У меня столько маленьких алтарников, что уже не хватает стихарей. Восемь мальчишек...

– Будет восемь новых священников потом.

– Дай Бог, если один… Значит, будет кому за меня помолиться.

– Продолжим говорить по нашей теме: жизнь христианина после Пасхи. Мы стараемся свой дом перед Пасхой вычистить: помыть полы, стереть пыль, вымыть окна. Люди всегда готовили свой дом к Светлому Христову Воскресению. И в храм в день Пасхи мы надеваем особенную красивую одежду. При этом мы не очень понимаем, что можно приносить в храм для освящения и что такое освящение. Мы же свой дом превращаем в маленькую церковь, красим яйца, готовим пасху, печем куличи. Но часто видишь, как в храм приносят для освящения окорок, курицу, водку и прочее. Скажите, это нормально? Можно приносить что угодно? Или это абсолютное язычество?

– Нет, это не язычество. Есть такая традиция на Украине (особенно Западной): у них разговление идет именно мясными продуктами. В Венгрии так. Но на Руси, конечно, было принято освящать только яйца, пасху, куличи. Это то, что можно было принести в храм. Есть соборное правило, что мясо в храм нельзя заносить. Не то что это осквернит храм, но смысл не в мясе. Ведь не мясо мы будем кушать в Царствии Небесном. А пасха – это прообраз большой общей просфоры, когда мы ее делим. Как Христос ломал хлеб. Пасха, куличи освящаются, потом вкушаются. В эти дни мы приходим в гости с пасхами, куличами, преломляем эти хлеба.

– То есть это агапа.

– Да.

– Вопрос телезрительницы: «Каждый человек переживает пасхальную радость по-разному. Кто-то чувственно, эмоционально. Но есть ведь радость и тихая, без внешних проявлений. Или нет?»

– Пасха – это Воскресение Христово, воскресший Христос. Евангелие нам рассказывает, как воскресший Христос явился к людям. Мария Магдалина, например, возрадовалась, стала обнимать Его от радости. Сначала она очень сильно плакала, говорила: «Господа моего унесли, и не знаю, где положили Его». А когда вдруг Он является, у нее торжество православия, все эмоции радости: Он здесь, Он воскрес. Христос ее даже немножко успокаивает, говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; иди и расскажи ученикам, что Я восхожу к Отцу Моему». И она побежала рассказывать. Апостол Фома сказал, что пока не вложит перста в раны Христа, не поверит. И вдруг является ему Христос – и у него благоговение: «Господь мой и Бог мой!» И он падает на колени. Вот такая у него встреча Христа, вот такая у него Пасха.

Поэтому, конечно, бывает по-разному. Бывает и тихое, спокойное проживание Пасхи. Как ты любишь Христа – так Его и встретишь. Если любишь с Ним просто посидеть в тишине – пожалуйста. А молодежь по-другому это переживает. Помните ситуацию на Гробе Господнем, когда арабов убрали из храма? Они шумели, кричали. Мол, что вы шумите? Что вы тут устроили балаган? Их выгнали. И Благодатный огонь не сошел. Что-то не то. Когда арабы вернулись – Благодатный огонь сошел... Надо радоваться от любви, как можешь.

– В алтаре священники сначала тихо поют: «Воскресение Христово видевше...» Потом громче, громче, и в конце концов весь храм поет. И потом уже возглас: «Христос воскресе!» Здесь тоже, наверное, ответ на этот вопрос: сначала тихая радость, потом потихонечку идет возрастание, а потом радость переполняет тебя…

– Дай Бог нам дожить до этого светлого праздника. Мы не видели Христа воскресшего, но знаем слова Евангелия, сказанные Господом апостолу: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. То есть блаженство наше может быть больше, чем у апостола Фомы, который видел Христа и трогал Его раны. Какая удивительная любовь Бога через две тысячи лет к нам, которые не видели воскресшего Христа, но верят в Него! Мы получаем благодати больше, чем апостол. Апостол увидел и возрадовался: он уверен, что Христос здесь, с ним. Получается, Господь дает даже больше благодати тем, кто не видел Его, но слышал о Его воскресении и поверил в это.

Ведь это и есть печать торжества православия, когда ты выходишь из храма с радостной вестью о воскресшем Христе. И преподобный Серафим Саровский всегда говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Ведь воскресение не только в день Пасхи; мы каждый воскресный день празднуем малую Пасху. Поэтому не надо стесняться говорить людям о том, что Христос воскрес, и надо не только показывать свою радость, но и доказывать делами, что Он воскрес. Потому что если Он воскрес, тогда мы верим, что смерть побеждена. А если смерть побеждена, значит, мы во Христе можем бесконечно делать добрые дела, не только в этой жизни. Надо направить свои стопы к Царствию Небесному через этот праздник.

Проведите такой эксперимент – скажите навигатору: «Царствие Небесное»; и посмотрите, куда он вас приведет.

– Интересно. Надо попробовать.

– Настоящий духовный навигатор приведет вас в церковь на пасхальное богослужение: это нельзя пропустить, иначе мы пропустим Христа. Мы можем, конечно, дома встретить Пасху. В прошлом году из-за пандемии мы были вынуждены находиться дома, и это было грустно. Но это был опыт. Мы и в тихой гавани, и в радостной гавани должны быть всегда с Христом.

– Я был в Великом Новгороде, смотрел иконы. Там есть одна икона XVI века «Воскресение Христово», где Христос над разрушенным адом изображен очень светлым, очень радостным и удивленным. Когда люди писали эту икону, ясно, о чем они думали. Как хорошо мерить жизнь Пасхами, воскресеньями, а не другими днями. Мне кажется, это очень важно.

Мне хотелось бы, чтобы Вы наставили всех нас на оставшиеся дни Страстной седмицы. Впереди нас ждет воскресший Христос, но сейчас мы вспоминаем самые тяжелые Его дни...

– Надо научиться пройти эти дни без этой радости воскресения. Я сейчас скажу, может быть, неправильную мысль, но я хотел бы, чтобы вы прочувствовали смерть Христа. Подойдя в пятницу к Его смертному одру, мы должны увидеть не просто плащаницу, а именно Человека, Который умер за каждого из нас. Когда мы хороним своих близких, мы плачем. Но почему мы не плачем у плащаницы? Ведь Он умер за каждого из нас.

А если мы будем жить уже как бы праздником, то праздник ведь всегда связан со столом... Давайте еще будем плакать, еще идти за Христом на крест. И тогда через крест мы придем к Светлому Воскресению.

– Дай Бог нам сил пережить эту неделю. А потом мы придем в храм и будем вместе восклицать: Христос воскресе!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать