Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

26 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

− По церковному уставу мы закончили Постную Триодь. В семинарские годы мы даже говорили между собой, что закончился пост. Действительно, Четыредесятница закончилась, и началась самая важная, страшная и великая неделя в истории всего человечества. Как правильно вести себя на Страстной неделе? Как  вырваться на службу помолиться Богу, когда работаешь, учишься?

− Совсем недавно, вступая в дни святой Четыредесятницы, мы страшились, что надо будет через них пройти, потому что это тяжело. Но не успели оглянуться, как все закончилось. Великий пост завершился, а мы, казалось бы, еще и не начинали нашего духовного делания. Мы уже идем по дням Страстной седмицы − самым торжественным и трагическим в жизни человечества и христианства. Как к ним подготовиться? Я думаю, что самое главное – это постараться осознать святость этих дней. Нужно пропустить через свое сердце те события, которые мы будем проходить вместе со Христом, сопереживая Ему. Когда Он в Гефсиманском саду, давайте молиться вместе с Ним, а не спать, как Его ученики (они еще не знали, что грядет, а мы уже знаем). Давайте вместе со Христом страдать и распинаться, умирать и лежать в гробу.

Когда мы почувствуем, что Господь все это совершил ради нашего спасения, тогда  сможем достойно провести эти оставшиеся дни. Мы будем стараться меньше грешить; будем больше думать о том, что происходит в этот момент в церкви; будем искать время, чтобы прийти в храм. Да, мы работаем, и не у каждого получается бывать в храме каждый день. Но на вечернее богослужение (по крайней мере, с Великой Среды) каждый из нас может прийти в храм. Даже в жестокие советские годы, когда чинились препятствия, чтобы люди не ходили в храм, православные верующие все равно находили возможность прийти на вечернюю службу в Великую Среду, Великий Четверг для того, чтобы исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. А уж вечером в четверг на чтение двенадцати Евангелий приходили обязательно. Не все успевали на вынос плащаницы, но на погребение плащаницы старались прийти все.

Если мы пропустим через свое сердце то, что происходит в эти святые дни, тогда  и время найдем, и желание у нас будет прийти в храм и быть там вместе с братьями и сестрами, сопереживая всему тому, что происходит.

− Батюшка, а какие у Вас особые ощущения Страстной недели? Что Вы чувствуете в эти дни?

− Сам ритм церковного богослужения в это время особенный, отличный от остальных дней Великого поста. Богослужения наполнены церковными текстами, которые действительно заставляют нас задуматься обо всем происходившем 2 000 лет назад, что является актуальным и на сегодняшний день.

Как у меня проходят эти дни? Конечно, я пытаюсь отбросить мирскую суету. Но как у администратора, к сожалению, это не всегда у меня получается. Помимо желания, стремления пребывать в храме  приходится еще решать административные вопросы по приходу и благочинию. Желание потрудиться с Господом есть, но и мирская суета дает о себе знать. Наверное, так и должно быть: мирскую суету приходится отметать, а на духовном сосредоточивать свое внимание. Конечно, не всегда у меня это получается, но я стараюсь сопереживать вместе со всей Церковью те евангельские события, через которые мы сегодня проходим.

− Как правильно вести себя хозяйкам в эти дни? Ведь нужно по традиции в четверг покрасить яйца, убрать в доме…

− Так и будут хозяйки наши по традиции и яйца красить, и куличи печь, и в храм ходить. Наши предки успевали делать всё. Потому что у них была любовь к Богу, стремление быть с Ним. Мы сегодня чаще всего находим себе оправдания, чтобы не идти в храм: нам тяжело, мы неделю работали, а еще в церковь надо идти. А раньше в деревнях люди работали семь дней в неделю, а не пять (хозяйство требует ежедневного труда) от рассвета и до заката. И все равно успевали и в церковь ходить, и Богу молиться, и детей растить. Поэтому не ищите себе оправданий, старайтесь потрудиться ради Бога, ведь награда наша великая – Царство Божие.

− Вопрос от телезрителя: «Есть две притчи, которые рассказывает Христос: про судью и вдову и про двух друзей, один из которых просил хлеб, а другой не хотел вставать с постели, но потом дал ему по его неотступности. Кого олицетворяют судья и друг?»

− Судья был неправедный, ему досаждала вдовица. Он говорил: «Не боюсь ни людей, ни Бога, а эта женщина мешает мне предаваться прелестям жизни. Ради того, чтобы она не приставала ко мне, решу ее вопрос». О чем это говорит? Это нам, верующим людям, назидание: если даже человек, который никого и ничего не боялся, сумел принять правильное решение и помочь досаждающей ему женщине, то и мы, старающиеся жить со Христом, должны трудиться, чтобы духовно возрастать.

Мы должны брать положительные примеры из Священного Писания, потому что в нем приводятся и добрые примеры, и примеры того, как не нужно себя вести. Например, сегодня Церковь вспоминает притчу о десяти девах (это пять мудрых и пять юродивых). Мы мудрые или юродивые девы? Мы уподобляемся судье, который никого не боится, или все-таки стараемся быть с Богом и делать добрые дела не ради того, чтобы никто не досаждал нам, а потому, что мы люди верующие? Друг не подал хлеба, а потом передумал, а нас Господь учит: просят – дайте, не ищите себе комфорта, постарайтесь помочь ближнему. Так мы начинаем потихоньку духовно расти. В Евангелии нет бессмысленных притчей: каждая притча несет в себе глубокий смысл. Будем как мудрые девы, потому что мы не знаем ни дня, ни часа, когда Господь придет. Давайте стараться быть готовыми принять Христа Спасителя в свое сердце и свою жизнь.

− Скоро Чистый Четверг, в который по традиции все причащаются. Некоторые духовники советуют причащаться и в понедельник, и во вторник, и в среду. Как Вы относитесь к такой практике?

− Первые христиане причащались на каждой Божественной литургии, на которой присутствовали. Страшно не частое причастие (если человек каждый день в храме,  готовится к причастию, то это, наоборот, хорошо), страшно другое: духовный соблазн привыкнуть и подходить к этому без достаточного трепета в сердце. Но если вы каждый раз подходите к Причастию со страхом и верою (как нас призывает Церковь), понимая, что соединяетесь с Самим Христом Спасителем, то ничего плохого в этом нет (тем более в эти дни перед праздником Пасхи, когда мы стараемся наложить на себя особенно жесткие ограничения в пище и духовном делании). В таком случае мы принимаем Причастие как укрепление от Господа. Но самое главное – подходить к нему со страхом Божиим и трепетом. А если причащаться без этого, то какая разница – один раз вы причаститесь или десять? Мы же просим Бога причаститься «не в суд или во осуждение», о чем часто забываем.

− В среду будет очень много исповедников. Телезрительница спрашивает: можно ли исповедоваться во вторник, а причаститься в четверг?

− Можно. Во многих храмах сейчас есть такая практика: люди исповедуются в Великий Четверг и причащаются в Великую Субботу или на пасхальном богослужении (если, конечно, они не совершили серьезных грехов). Ведь эти два таинства совершенно не зависят друг от друга. Просто в нашей русской православной практике они стали неотделимы друг от друга. Исповедоваться, не причащаясь, можно, а причащаться, не исповедуясь, у нас не принято. Но это не значит, что не допускаются к причастию люди, которые накануне исповедовались. Мы часто практикуем исповедь накануне богослужения. И нет ничего страшного, если человек исповедовался за два дня до причастия.

Лучше за два дня до причастия попасть на исповедь, которая даст возможность непосредственного общения со священником, чем прийти на общую исповедь, где священник просто физически не может уделить достаточно времени каждому человеку из-за того количества людей, которые к нему приходят. Здесь получается формальное отношение к исповеди. И многие пользуются этим: не идут на исповедь в другие дни (когда людей немного), потому что имеют ложное стеснение или нежелание принести искреннее покаяние. Они находят для себя такое ухищрение: я пойду на общую исповедь, там молитву прочитают, отпущение грехов  получу, заодно потом причащусь. Не ищите лукавых путей: они всегда ведут не к Богу, а совершенно в противоположную сторону. Поэтому ничего страшного, если вы исповедуетесь в один день, а причащаетесь в другой (если священник не будет возражать и это не будет искушением и соблазном для других людей).

− Телезрительница спрашивает, как читать Псалтирь в эти дни. Ведь по уставу Церковь заканчивает чтение Псалтири в среду. А как же четверг, пятница и суббота? Видимо, у телезрительницы есть привычка читать Псалтирь...

− Надо менять привычку. Ведь есть церковный устав. Хотя, допустим, прекращаются в храме земные поклоны, но многие святые отцы считают, что в своем домашнем правиле можно их делать. Но давайте все-таки стараться придерживаться церковного устава. А то когда надо класть поклоны, мы их не делаем; когда не надо, кладем; когда Псалтирь можно читать, мы ее не читаем, а когда говорят, что Церковь Псалтирь не читает, сразу возникает вопрос, можно ли ее читать.

У Вас будет еще много времени для того, чтобы почитать Псалтирь. В эти дни Господь дает Вам возможность сосредоточиться на событиях последних дней жизни Христа: Его смерти, воскресения и днях пасхальной радости. Пройдет совсем немного времени, и опять можно будет читать Псалтирь и в домашнем правиле, и в церкви.

− Каким должно быть молитвенное правило в эти дни дома, если ты посещаешь богослужения и утром, и вечером?

− В домашней молитве, кроме утренних и вечерних молитв, больше ничего не нужно. Этого достаточно.

− Вопрос телезрителя: «Апостол говорит: всегда радуйтесь. Но как быть в эти дни Страстной седмицы, когда особенно переживаешь страдания Христа и не чувствуешь радости? Почему-то в эти дни тревожно и страшно встретить праздник Святой Пасхи в подавленном состоянии».

− Не знаю, почему не чувствуется радость… Сложнее было апостолам, которые слышали о воскресении, но до конца не верили в него. Даже когда жены-мироносицы возвестили им о воскресении Господа, они тоже не поверили. Фома, когда уже все знали, сказал: «Не увижу – не поверю» (не из-за неверия, а из-за желания увидеть Господа). Поэтому всегда радуйтесь. А радоваться надо отчего? Мы чувствуем присутствие Божие в нашей жизни. А оно есть всегда. Даже в день положения Господа во гроб и в Великую Субботу, когда «да молчит всякая плоть», мы все равно радуемся тому, что Господь есть в нашей жизни; что Он, умирая, воскрешает нас для вечной жизни. Само пасхальное богослужение должно отметать все уныние: кроме радости, в сердце уже больше ничего не будет. Радуйтесь, что Господь рядом, и совмещайте эту радость с сопереживанием тех великих дней, через которые мы проходим. А печалиться можно только потому, что нас нет рядом с Ним, что мы отвернулись от Него, что бываем нерадивы.

− Вопрос: «Началась Страстная неделя. Я чуть не попал в аварию, затем меня чуть не лишили водительских прав. Понятно, что искушения неминуемы в эти дни, но как правильно к ним относиться и что делать, чтобы их избежать?»

− Не надо во всем винить искушения. Часто мы сами бываем виноваты из-за своей невнимательности, нерадения, гордыни. Соблюдайте правила (хотя я понимаю, что сейчас на дороге очень сложно). Но Вас же не лишили прав − уже должна быть радость в сердце.

Не надо винить искушения. Или часто у нас во всем бес виноват. Есть такая притча. Во время поста заходит игумен в келью к монаху, а тот скоромное ест. Монах говорит: «Прости, отче! Бес попутал». А бес из-за печки выглядывает и говорит: «Сам смотрю и удивляюсь». Часто наши желания идут вразрез с волей Божьей. Господь дал нам закон, который мы должны исполнять. Если мы его исполняем, живем с Богом, то и жизнь наша меняется. Если нарушаем, не надо никого в этом винить. Мы здесь проявляем свою свободную волю.

− Вопрос телезрителя: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Как эту заповедь нам применять в миру? Например, если я на работе вижу коллегу, совершающего беззакония, могу ли я как христианка сделать ему замечание? Или я должна смириться с этим и промолчать? Но не будет ли это тогда теплохладностью с моей стороны?»

Жаждущие и алчущие правды… Какой правды? Правды Божией. Читайте Святое Евангелие, живите по нему и ищите этой правды в нем. Правда человеческая не всегда соотносится с правдой Божией. Господь нас учит: видишь, что брат твой согрешает, скажи ему об этом один на один. Не послушал тебя брат, приди к нему еще с кем-то вдвоем или втроем. Снова не послушал – скажи Церкви. А если и Церкви не послушал, да не будет он тебе братом.

Если Вы видите, что человек делает что-то неправильно, ошибается, попытайтесь сначала с ним поговорить. Чужие грехи всегда виднее, но насколько мы сами совершенны, чтобы замечать за другими какую-то неправду? Не всегда обличать кого-то бывает правильно. Но и попускать, чтобы человек совсем впал в грех и пропал, тоже нельзя (особенно если от этого страдают окружающие люди).  Здесь надо действовать по обстановке. Постарайтесь вначале поговорить с самим человеком.

– Дипломатия должна быть, ведь можно устроить большой конфликт, уволиться, потерять работу, еще что-то. Где грань? Смириться, проявить терпимость либо проявить характер?

– Здесь чаще всего проявляется наша гордыня. Мы знаем, что сами не всегда правильно поступаем, а хотим, чтобы другие поступали правильно. Иногда бывают ситуации, когда надо что-то сказать, сделать, обратить на что-то внимание. Есть вещи, которые касаются лично меня, я могу их потерпеть, а есть вещи, которые касаются окружающих людей. Если человек явно ворует, наверно, надо начальнику или высшему руководству сказать: «Обратите внимание». А если они об этом знают и попускают это, то, наверно, их это в какой-то мере устраивает. К каждой конкретной ситуации надо подходить индивидуально. Нельзя дать какого-то лекала, как поступить в этой ситуации. Еще раз говорю: старайтесь прежде всего смотреть внутрь своего сердца, сами жить по-христиански, не пытайтесь исправить мир, как нас учат старцы, а пытайтесь исправиться сами. Когда исправитесь, многое вокруг тоже изменится.

– Вопрос телезрителя: «Мне больше семидесяти лет, я забываю, какие грехи исповедовала, но иногда они всплывают в моей памяти. Как правильно поступать?»

– Есть таинство Соборования, к которому мы, православные христиане, приступаем хотя бы раз в году. В этом таинстве прощаются грехи, которые человек забыл по-настоящему, а не слукавил на исповеди. Если они всплыли в Вашей памяти, сходите на исповедь и покайтесь в этих грехах. Почему-то именно в это время, в этот момент Господь открыл видение тех грехов, которые были когда-то совершены. Покайтесь в них, если Вы их больше не совершаете, – забудьте про них и живите дальше, стараясь совершенствоваться в своей духовной жизни.

– Вопрос телезрителя: «После воцерковления во мне ожили все грехи, которые были раньше. Я боюсь, что они меня одолеют. Почему так происходит и как правильно поступить, чтобы опять не впасть в те грехи, которые были до воцерковления?»

– Что значит «после воцерковления они всплыли»? Они были, никуда не делись. Духовный путь – это путь постоянной борьбы с грехом, с соблазном, путь духовного делания. В водах крещения мы омываемся (если крестимся во взрослом возрасте), становимся чистыми как младенцы. Но насколько долго можем сохранить эту чистоту? Часто, переступив порог купели, мы уже забываем про то, что сейчас были, как младенцы, чисты и безгрешны и что Господь открывает новый путь в нашей жизни.

Что значит воцерковились? Да, поняли, что есть Бог, начали ходить в храм, каяться в своих грехах, причащаться. А что в жизни своей мы попытались изменить? Сколько лет Мария Египетская боролась со своими страстями, вспоминала о той прошлой жизни, которая в сладости и достатке проходила? В пустыне боролась с грехом. Поэтому наше воцерковление абсолютно не значит, что мы сразу избавляемся от всех наших грехов, что бороться с ними не надо. Единственное, что наше воцерковление должно нам дать: осознание того, что Господь рядом и что с Ним мы можем всё. Человеку с Богом возможно все. А без Бога мы можем считать себя воцерковленными, в храм ходить, лоб расшибать, но если в сердце Бога нет,  грехи нас одолевают и искушают. Говорят: страсти с годами проходят. Они не проходят, если мы сами от себя их не отсечем.

– Может, просто здоровье не позволяет... Какие-то грехи требуют недюжинного здоровья (страсти блудные и так далее). А бывает, они в мыслях остаются…

– С этим тоже надо бороться, конечно. «Несоделанное мое в книге Твоей все напишется». Псалтирь Давида читаем ведь, знаем. О чем-то подумали, что-то зародилось в нашей голове – Господь уже все знает. Наша жизнь – борьба. Мы с вами все время стоим на линии: что выбрать – добро или зло. Посередине между тем и другим – не получается идти.

Нам надо выбирать: или мы с Богом, или без Бога. Без Бога, по-человечески, кажется жить проще и легче – все можно, наказания нет. Умирать страшно без Бога, когда наступает момент, а он наступает у каждого человека (у кого-то в глубокой старости, у кого-то в самом расцвете сил). Жить – легко, а умирать – страшно. Но эта жизнь не дает полноценности, полноты, радости и еще чего-то, потому что она без Бога – пустая. И радость относительна, сиюминутна – сейчас она есть, а потом, кроме гадости, в сердце ничего не останется. А когда живешь с Богом, когда чувствуешь Бога в себе, ту любовь, которую Он к тебе проявил, это ощущение согревает твое сердце на протяжении всей жизни.

Жизнь – дар Божий, который Господь нам дал, но смерть – это составляющая нашей жизни, которой никто из нас не избежит. Когда мы неверующие, нам страшно, потому что понимаем, что жизнь прожили без Бога. Что нам уготовано впереди? А когда мы верующие, понимаем:  если по всей строгости Господь будет нас судить, то мы ничего не наследуем, кроме вечного горения в аду, но верим и надеемся на милосердие Божие. Потому что Милосердный Господь особенно в эти дни показывает нам, что Он сделал ради нашего с вами спасения, какие страдания и мучения перенес. А мы, Господи, старались. Будет уже хорошо, если с чистым сердцем сможем в последнюю минуту нашей жизни сказать: «Господи, мы грешные, прости нас, но мы старались, желали быть с Тобой. Не всегда у нас получалось. Мы слабые, немощные, но уповаем на Твое милосердие. Прими нас как любящий Отец». Как блудного сына принял с покаянием отец, так и Господь, мы верим, примет нас. Это не значит, что мы всю жизнь должны прожить как угодно и в последний момент покаяться. Может в последний момент и не быть такого.

– Желание быть как можно чище, как можно ближе к Богу всегда было в нашем народе, в благочестивой традиции. Но ведь это сложно, невозможно же быть полностью святым. От этого иногда люди впадают в уныние. Уныние возникает из-за чего? Из-за гордости?

– От маловерия или неверия. По-другому не бывает. Святые люди, которые были реально святыми, себя таковыми не считали. Они, наоборот, считали себя самыми грешными людьми, потому что, достигая святости в духовной жизни (той святости, которую окружающие, может быть, видели), они ощущали свою греховность, свое недостоинство. А когда мы, достигая каких-то духовных успехов в нашей жизни, начинаем этим превозноситься – проку никакого от этого нет. Мы идем неправильным путем. Гордиться здесь абсолютно нечем. Гордиться тем, что мы что-то совершаем, – в этом нет ничего хорошего. Мы всегда гордимся одним, другим, третьим, а чем нам гордиться? Все не наше, все Божье. Наши – грехи, они делаются по нашему произволению, а все остальное – Божий дар. Молодость, здоровье, красота, ум, который есть у человека. Ведь в одночасье Господь может лишить всего.

– Вопрос телезрительницы: «В Великий Пяток сорок дней моей родственнице. Как правильно молиться о ней, как поминать, какие правила есть в Церкви в эти дни?»

– Во-первых, в домашней молитве Вы можете совершенно спокойно поминать свою родственницу. Ничто не мешает Вам чуть раньше, в Чистый Четверг или в Великую Среду, пойти в храм, заказать панихиду, заранее, заблаговременно съездить на могилку. В пятницу и субботу, как правило, уже никаких заупокойных богослужений не совершается, хотя в субботу есть литургия, можно вынуть записочку за упокой души в алтаре на проскомидии. А в пятницу даже литургии нет, есть царские часы Великого Пятка, потом вынос плащаницы, поэтому уставных заупокойных богослужений нет. Сделайте это все заблаговременно. А в своей домашней молитве искренне помолитесь, попросите у Бога, чтоб Господь в селениях праведных упокоил душу усопшего, прощая ему всякое согрешение. Думаю, что так было бы правильно. Потом на Радоницу поминать.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли заменить в вечернем правиле молитву, где перечисляются грехи (исповедание грехов), и своими словами исповедовать грехи, которые совершал в течение дня?»

– Можно: прости меня, Господи, согрешил в этот день тем-то, тем-то. Не надо перечислять весь перечень грехов. Часто у нас люди переписывают книжечку с грехами, а полного осознания какого-то греха нет, соответственно, искреннего покаяния тоже нет. Вроде прочитал и думает, что покаяние принес.

Я в своей практике стараюсь такой талмудик забирать и говорю: «А теперь говорите то, что вспомните, что Вам Господь в этот момент на душу положил из того, что Вы здесь написали». Наверно, в этот момент должно открыться наиболее важное, что есть в нашей жизни.

– То есть можно отказаться от исповедания бытовых грехов и прийти с чем-то одним, но конкретным?

– Не бывает бытовых грехов. Любой грех страшен, он ведет нас к погибели. Грехи, которые мы называем бытовыми, как раз, боюсь, в день Страшного Суда будут тем обременением в нашей жизни, что может лишить нас Царства Божия.

– Есть же что-то особенное, что тебя выводит из душевного равновесия и ты грузом это несешь в своей душе.

– Пусть ваше покаяние будет искренним перед Богом, а не технически вычитанной молитвой. Пусть это будет своими словами, но прочувствованно. Как говорит Господь: не в многословии молитва должна совершаться, а во внутреннем духовном горении.

– Может, лучше прочитать мало молитв, но сделать больше поклонов или помочь ближнему?

– Количество поклонов тоже к Царствию Божию не приближает. У нас как бывает? «Мы двести поклонов делаем», – с гордостью говорим людям, хотим похвастаться, как мы свою духовную жизнь совершенствуем. Господь говорит: закройся в келье, чтобы никто не видел тебя, никому об этом не рассказывай. Слава Богу, делаешь, замечательно. А когда начинаешь об этом рассказывать, уже чувство гордыни появляется. Для чего Церковь установила молитвенные правила: утренние, вечерние? Это церковный опыт, который выработан на протяжении столетий, – общего правильного пути, который должен привести человека к определенному духовному росту и состоянию. Когда ты этого достигаешь, может быть, одной Иисусовой молитвы достаточно вместо всего этого правила, если она будет исходить из твоего сердца, овладевать умом и ты будешь жить молитвой. Конечно, этого правила, может быть, и не нужно будет. Говорят: мы совершаем Серафимово правило. Но в чем в нашем понятии заключается Серафимово правило? Три раза одну молитву, три раза другую, три раза третью? И два раза в день в лучшем случае мы это совершаем и называем  Серафимовым правилом.

Помимо этого правила преподобный Серафим призывает пребывать в постоянной молитве Иисусовой, чтобы вся наша жизнь шла в молитвенном делании, ум был с Богом в молитве. Что бы мы ни делали, какую бы работу ни совершали, чтобы автоматически была молитва в нашем сердце. А мы подменяем это механическим чтением, потому что нам лень два раза в день почитать полное правило, которое занимает полчаса утром, полчаса вечером. И молитва со временем уходит, ее не хочется совершать… Стоит только раз попустить, и этот омут затягивает тебя, потом очень сложно, тяжело выбираться из ямы, в которую попал. Когда идет как по накатанной  (привык утром и вечером молитвы читать) – и слава Богу. Одна матушка говорила по поводу еды: «Не привыкай к вкусной пище; кто знает, какие времена настанут. Как тяжело будет тем, кто привык вкусно кушать. Простенькую пищу ешьте. И слава Богу за все». Так и в духовной жизни. Вы привыкли духовно совершать молитвы и совершайте, не пропуская их, благодарите Бога за то, что в Вашей жизни есть. Как только начинаем что-то опускать, сокращать, выстраивать для себя внешний комфорт, попадаем в глубокую духовную яму. Хорошо, если найдутся силы из нее выбраться. Иногда бывает, что уже и сил нет выбраться.

– Отец Алексий, прошу обратиться к телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! Что бы я хотел вам пожелать в эти оставшиеся дни Страстной седмицы? Помните о предательстве Иуды, которое он совершил. Ибо сегодня в его сердце зародилось желание пойти к архиереям и предать своего Учителя. Помните о том, что каждый раз, нарушая заповеди Божии, обижая ближнего, не имея в своем сердце милосердия, мы вновь и вновь, подобно Иуде, предаем Христа Спасителя. Помните Тайную Вечерю, на которой Господь оставил нам таинство Святой Евхаристии – Тело и Кровь Свои. Каждый раз об этом помните, приступая к Святому Причастию. Помните о молитве в Гефсиманском саду до кровавого пота, ибо Господь молился за каждого из нас в этот момент. Через эту молитву Он идет на вольные страдания, принимая волю Отца Своего Небесного, чтобы нам с вами открыть Царствие Божие. Помните о тех страданиях и поругании, которые Он терпел на суде, о его Крестной смерти, сораспинайтесь вместе с Ним в эти дни, умирайте вместе с Ним, но с надеждой на духовную радость в день Воскресения Христова, которую несет нам этот праздник.

Ведущий Сергей Платонов

                                                                    Записали Наталья Богданова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать