Беседы с батюшкой. Душевредная печаль и пути ее преодоления

23 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, клирик храма Ахтырской иконы Божией Матери (село Ахтырка), кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. 

– Сегодня у нас заявлена очень интересная и актуальная тема – «Душевредная печаль и пути ее преодоления». И первый вопрос: что такое печаль, отчего она происходит и естественна ли для человека?

– Печаль согласно определению святых отцов Церкви (это преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан Римлянин, авва Дорофей, Ефрем Сирин и другие отцы-аскеты, чьи произведения, глубокие мысли, размышления помещены, например, в корпусе «Добротолюбия») – это огорчение, тоска, потеря надежды на Бога, плавно переходящие в состояние уныния и отчаяния. То есть это отнюдь не одна из базовых эмоций, если говорить языком современной психологии. Это состояние естественно для человека в падшем состоянии, в котором мы все сейчас находимся, ведь мы, потомки Адама, после грехопадения наших праотцев рождаемся вне райских врат.

С одной стороны, для нас естественно находиться в страстях (вспомните восемь главных страстей, которые мучают человеческую душу, удаляют от Бога, лишают благодати и отчуждают одного человека от другого), а с другой, если посмотреть с аскетической, духовной точки зрения, печаль для человека неестественна. То есть неестественно пребывать в этом состоянии, считать его нормальным. И христианин, верующий человек не должен, допустим, отказываться от общения с кем-то, отвечать кому-то с раздражением, отказываться от помощи ближнего: «Я сейчас в печали. Не трогайте меня, у меня нет настроения».

То есть верующему человеку (я акцентирую на этом внимание), человеку, который знает, что есть Бог, вечная жизнь, бессмертная душа и что мы живем на земле для того, чтобы приготовиться к вечности, нужно понимать, что состояние печали и уныния является ненормальным. И если на тебя нахлынула печаль, как бы давит на тебя, делает угрюмым, раздражительным, недовольным всем и вся и ты ропщешь на Бога, на свою судьбу, на всех окружающих, то это греховное, страстное состояние, с которым надо бороться. У святых отцов Церкви есть не только определение печали, которое мы сейчас постарались воспроизвести, но и даются пути, средства борьбы с этим недугом, средства исцеления души от него.

– А как не впасть в печаль, если сейчас много поводов для этого благодаря информации, которая вокруг нас, на телеэкранах, в СМИ? Можно сказать, все очень грустно на самом деле.

– Отчасти я с Вами согласен. Действительно, эти информационные потоки и чрезмерно информационно загазованная атмосфера, в которой живет современный человек, дают немало поводов для печали, уныния, депрессии и прочих очень опасных для души состояний.

Вспомним мудрые изречения наших предков, нашего мудрого русского народа, который жил по заповедям Божиим, и даже выработалось много пословиц и поговорок, которые несут глубокую мудрость. Например, известна пословица – «чем больше скорбь, тем ближе Бог». Значит, если есть скорбь, какая-то болезнь, неприятности, какие-то испытания от Бога, именно в этот момент Бог к тебе ближе. Естественно, надо понимать: раз Богом попущено какое-то испытание, Господь в этот момент как раз и взирает на тебя, Он готов тебе помочь, поэтому надо чаще обращаться к Нему. Святые отцы Церкви говорят, что врачевство, то есть лекарство от печали и уныния, – это в первую очередь молитва к Богу, псалмопение. Святые псалмы царя и пророка Давида обладают удивительной силой. Даже человек, который в первый раз начинает читать Псалтирь и затем читает ее регулярно, видит, насколько живителен этот кислород для души.

Когда ты в состоянии уныния и печали и вроде бы ничего не хочешь делать доброго, нужно понуждать себя делать добро ближним – добро духовное, душевное и физическое, нужно оказывать ближним любую помощь. Врачевство от печали – молитва, псалмопение, милостыня, общение. Святой апостол Павел говорит: «Не забывайте доброе общение». Общаясь друг с другом, мы друг друга поддерживаем.

– Мы понимаем фразу: «чем больше скорбей, тем ближе Бог», Вы это объяснили для нас, нашей аудитории. Это вполне приемлемая формулировка, с которой мы соглашаемся, и мы понимаем, что когда случается в жизни что-то плохое (или не очень плохое, но неприятное), то в этот момент происходит посещение Божие, и к этому нужно правильно отнестись. Соответственно, есть определенная выработанная реакция. Но светскому, неверующему человеку это непонятно: «Как так? Мне плохо; получается, Бог попустил для меня это плохое действие».

– Согласен с Вами. Конечно, человеку неверующему многое тяжело понять и объяснить, и в этом тоже непростая дилемма. Когда мы общаемся с такими людьми, очень сложно найти точки соприкосновения, некий мостик к их душе. Верующим же легче общаться друг с другом. Мы говорим, мыслим одинаковыми категориями, понимаем, о чем идет речь.

Можно провести аналогии... Допустим, люди плывут на корабле и попадают в бурю. Они не падают духом, не бросаются с корабля за борт, чтобы утонуть. Они борются со стихией, живут надеждой, что буря, ветер, стихия когда-нибудь уйдут, поэтому трудятся, мобилизуют все свои силы. В нашей жизни есть много примеров, когда мы что-то делаем, преодолеваем трудности. И люди неверующие тоже могут привести немало таких примеров из своей жизни. То есть нужно мобилизовать все свои силы и надеяться на то, что любое испытание, любые скорби, искушения рано или поздно пройдут, любая гроза пройдет – и вновь засияет солнце.

– Наверное, нужно быть примером для таких людей в том, как мы преодолеваем трудности.

– Безусловно. Если верующий человек будет призывать неверующих не печалиться, не унывать, а сам будет ходить с печальным, угрюмым лицом, то его слова, конечно же, не будут иметь действия. Поэтому нам, верующим людям, нужно помнить слова из Послания святого апостола Павла: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите:  ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

– Мы говорили о разных моментах, явлениях и так далее, но все-таки как человеку понять, что его печаль действительно ради Бога?

– Действительно, в аскетической письменности мы находим такое упоминание. Синонимы этим словам – «плач, сокрушение о своих грехах». Если человек сокрушается о том, что его поступки, слова удаляют его от Бога, если он нарушил заповеди Божии, оскорбил, обидел кого-то из ближних и совесть обличает его за недостойное, то такая печаль спасительна. Печаль о своих грехах, сокрушение о них угодны Богу.

Но здесь очень важно обратить внимание на то, что печаль ради Бога рождает в душе тишину, радость и мир. Поэтому святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам так и говорит: «Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». В этом кардинальная разница. Если мы печалимся о потере имущества, о том, что какие-то наши планы, предположения, прогнозы не сбылись (мы хотели что-то приобрести или что-то запланировали, но вдруг все разрушилось не по нашей воле, а в силу обстоятельств, которые от нас не зависят), такая печаль является мирской.

Святые отцы Церкви обращают внимание на то, что мирская греховная печаль – от неудовлетворенной страсти: хотел кому-то отомстить – не получилось, хотел где-то повеселиться, а обстоятельства сложились так, что веселиться уже не можешь. Или хотел удовлетворить еще какую-то свою страсть – пьянство, блуд и так далее, но не удалось сделать так, как хотел. От этого мирской человек впадает в печаль греховную, ведущую к отчаянию и смерти души.

Печаль же ради Бога, когда мы сокрушаемся о своих грехах, наполняет сердце тишиной и радостью. Потому что Бог утешает кающегося человека.

– Если видишь, что сектанты или раскольники порочат доброе имя какого-то доброго христианина, пастыря, может быть, даже святого, оправданна ли печаль в этой ситуации?

– Она, безусловно, естественна, когда мы видим, что порочится имя какого-то святого или доброго пастыря. И вообще когда очерняют честь и достоинство хорошего человека, то печаль за ближнего как бы естественна. Но здесь есть очень важный нюанс. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что в подобных ситуациях не нужно  суетиться, впадать в огорчение, отчаяние и пытаться бороться с этим явлением мирскими методами, а нужно бороться духовными средствами, которые есть у нас в Церкви в изобилии.

В частности, из жития преподобного Паисия известен следующий пример. Когда он подвизался на горе Синай в монастыре Святой Екатерины, какой-то очень состоятельный человек, имя которого в житии не называется, пожелал на вершине горы Синай построить себе коттедж или дачу. Ясно, что это совершенно неуместная задумка, но человек был одним из сильных мира сего, и братия монастыря начала из-за этого волноваться. Преподобный Паисий предложил: «А давайте отслужим бдение всем синайским отцам». И вместо того чтобы куда-то писать или поднимать светский шум, отслужили бдение, и человек, который хотел построить себе там коттедж, просто исчез. Поэтому даже в таких ситуациях нужно стараться действовать духовно, обращаться к Богу, Который всегда рядом и всегда поможет.

Господь ждет от нас, чтобы мы к Нему обращались. Святой Давид Псалмопевец говорит удивительные слова, и очень жаль, что мы в суете наших дней, в скорбях порой забываем о них. «Призови Меня в день скорби твоей, – говорит Господь, – и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Когда у тебя скорбь, неприятности, обратись к Богу. Господь, Который рядом, ждет, чтобы ты к Нему обратился. И нужно обращаться к Богу, а не пытаться искать слабые костыли каких-то мирских средств, которые не помогут.

– Когда что-то происходит, о чем мы говорили ранее, возникает то, что, наверное, можно назвать простым словом «самоедство», когда грустишь, печалишься о своих ошибках, грехах. Часто вспоминаешь о них, перемалываешь это, думаешь о том, как это могло произойти.

– Сам себя изъедаешь, да.

– Как быть?

– Как нам говорят святые отцы Церкви, это происходит от большого эгоизма.

– От гордыни, наверное?

– Да, от гордыни, эгоизма, слишком большого себялюбия. Преподобный Паисий Святогорец, которого мы сегодня уже упоминали, говорит, что чаще всего такое бывает, когда человек уронил себя в глазах ближних. Он больше переживает не за свой плохой поступок, не за то, что нарушил заповедь Божию, оскорбил Господа (мы говорим нашим земным языком, и ясно, что Творца Вселенной оскорбить невозможно, но мы своими грехами удаляемся от Бога и наносим вред сами себе), а о том, что он как бы уронил свою репутацию в глазах окружающих. Это происходит от эгоизма.

– Это потеря имиджа, как сейчас говорят.

– Да, некое греховное состояние. И здесь очень легко определить: твое огорчение, твоя печаль – это печаль ради Бога, которая ведет к сокрушению сердца, покаянию и утешению души, когда Господь наполнит сердце миром и благодатью, или все же печаль о том, что ты уронил свой имидж в глазах ближних? Как это определить? Для этого есть достаточно простое средство. Человек, который сокрушается о том, что огорчил Бога, винит себя. В любой ситуации, даже если он согрешил не по своей вине, он все равно будет искать причину этого поступка в себе. А человек, который действует по эгоизму, обязательно и стопроцентно будет искать причину в других: «Меня подвели, меня не поддержали. Меня никто не уважает, никто не поддерживает. Я на кого-то хотел положиться и сделать что-то еще, но меня подвели другие. Я не виноват, я просто оказался в такой ситуации. Меня в очередной раз подвели».

То есть человек, который себя только оправдывает, действует по эгоизму. И, естественно, у такого человека печаль будет следовать за печалью, огорчение за огорчением, ропот за ропотом. Очень мудро говорит преподобный Паисий, что скорби и неприятности будут преследовать такого человека по пятам, до тех пор, пока он не поймет, что причину своих бед, неприятностей, ошибок,  грехов нужно увидеть в себе, а не в окружающих.

– Но ведь это самоедство бывает все-таки по разным причинам, скажем так. Знаете, есть очень ответственные люди, чрезмерно...

– Очень чувствительные.

– Да, чувствительные к происходящему по разным причинам. Может быть, они слишком усердны. Известно такое явление, как синдром отличника: все должно быть хорошо, идеально; некий перфекционизм. А тут не получается, и человек грустит, печалится. Как здесь определить: ты эгоист или у тебя просто такая натура, склад характера, когда ты требуешь каких-то более правильных, как тебе кажется, решений?

– Безусловно, есть люди просто по своему складу очень чувствительные, впечатлительные, у которых любая оплошность, даже малая, оставляет глубокую рану в душе. А другие, более равнодушные или более мужественные, в каких-то ситуациях могли бы спокойно эту ситуацию переступить и двигаться дальше, не обращая на нее внимания.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что наиболее чувствительным людям, тонким натурам, при условии, что у них есть опытный духовник, который вовремя обратит на это внимание, нужно приобрести доброе равнодушие. Подчеркну – именно доброе равнодушие. То есть, может быть, на какие-то малые оплошности закрывать глаза, больше уповать на милосердие Божие и благодарить Бога за то, что хотя бы на йоту, на миллиметр, на небольшой шаг ты стал чуть-чуть лучше, чем был раньше.

То есть таким чувствительным, впечатлительным людям нужен именно мудрый святоотеческий совет. Вот сейчас ты сделал какую-то ошибку, что-то сделать не успел – не успел помолиться, помочь ближнему, который просил тебя… Но, слава Богу, хоть что-то же сделать успел, Господь все равно тебя ведет. По крайней мере, ты идешь, двигаешься в правильном направлении. Такому человеку надо дать как бы некий ветер под его духовные крылья, чтобы он не погрузился в уныние и печаль.

– А если этот человек один, у него нет духовника?

– Просто один?

– Можно рассмотреть разные варианты.

– Если мы говорим о верующих людях, человек-христианин объективно никогда не может быть один, потому что Господь всегда с нами, наш ангел-хранитель всегда с нами, Преблагословенная Дева Мария, Заступница всего христианского мира, Матерь всех христиан, всегда с нами. Одни мы не бываем никогда. А то, что нет духовника, это уже отдельная очень большая тема.

– Да, но все равно некое одиночество присутствует. Это, можно сказать, одна из важных характеристик нашего времени – одиночество людей, даже в церкви. Да, мы понимаем, что Бог с нами, мы молимся, но физически редко это ощущаем.

– Очень большое утешение для одиноких людей – чтение Священного Писания. Вот если бы человек, пусть даже одинокий, взял себе за правило начинать день с главы Евангелия, с молитвы, пусть краткой… Когда мы кого-то любим, нам же хочется больше узнать о любимом человеке, мы не ленимся и не устаем узнавать о нем, так почему бы нам не стараться каждый день узнавать о Христе? Святое Евангелие – это книга, неисчерпаемая по своей глубине, мудрости, утешению.

– Если у человека есть достаток, стабильность, если все у него хорошо, но он при всех своих благах все равно испытывает дискомфорт, как быть? Почему так происходит?

– Сейчас это состояние, наверное, одно из распространенных. Если говорить объективно, то современные люди не живут так плохо, как, может быть, предыдущие поколения, они живут в относительном комфорте. Если бы люди XIX, XVIII веков увидели, в каких условиях мы живем, они бы подумали, что это просто какая-то сказка. Мы живем относительно комфортно. Сейчас обилие материальных благ, к которым человек привыкает, они расслабляют его. Он практически не трудится физически, не испытывает какого-то изнурения во время труда. Избалованность и комфортные условия как раз и приводят человека к внутреннему душевному опустошению и печали.

Отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы зачитать преподобного Паисия Святогорца, как этот великий современный святой описывает как раз такую ситуацию.

«Если вы видите человека, который все имеет, однако испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя у него все есть, знайте, что у него нет Бога. Тот, у которого есть все: и материальные блага, и здоровье, – а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен».

То есть благодарный человек доволен всем, а человек неблагодарный готовит себе место в аду.

«Человек, который благодарный, думает о том, что Бог дает ему каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Я хочу сказать, что мы не воспринимаем благ, которые нам дает Бог, ропщем, и тогда приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьезно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это еще хуже, тогда ему придется одновременно, сразу за все расплачиваться в будущей жизни».

И вот сестры монастыря святого апостола Иоанна Богослова спрашивают у преподобного Паисия: «Значит, батюшка, ропот может стать привычкой?» И старец отвечает:

 «Входит в привычку, потом за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы жалобы пожинает и копит боязнь, а сеющий славословие вкушает Божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ни давал ему благословений, он их не чувствует. Поэтому благодать Божия отходит от него, и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и все у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами».

Вот слова преподобного Паисия Святогорца. Вывод очень ясный: даже если у человека все есть, но он привык роптать и проявлять недовольство всем и вся, выдвигать все новые и новые претензии к окружающим, то благодать отступает от такого человека, и его будут преследовать искушения и печали постоянно. И врачевство в этом случае очень простое – нужно научиться благодарить Бога за то, что у тебя уже есть.

− Я бы хотел сделать небольшую ремарку. Люди часто жалуются, например, на маленькую зарплату. Сейчас такое время, что слава Богу, если у тебя есть хоть какой-то доход. Плохо, что так происходит, но в то же время надо благодарить за то, что можешь зарабатывать, − у многих такой возможности нет.

− В дополнение Ваших слов расскажу случай из жития преподобного Паисия Святогорца. Когда он подвизался на горе Синай, видел бедуина, который жил в пустыне под открытым небом. У него была лишь небольшая палатка, продуваемая ветром, вокруг песок, нет воды. И бедуин ничего не имел, кроме лишь одного зуба. И так он этому зубу был рад, как будто он перламутровый! Другие зубы выпали, потому что те лепешки, которые бедуины пекут и едят, смешаны с песком − очень быстро зубы портятся. И бедуин благодарил Бога за то, что у него есть этот единственный зуб. Посмотрите, какое состояние у этого человека: он абсолютно не похож на тех, кто привык роптать на все.

− Вопрос телезрителя: «Я являюсь учителем одной из подмосковных школ. Меня очень беспокоит, что в настоящее время наши современные дети-подростки чрезмерно часто попадают под влияние уныния как порока; это одна из основных базовых отрицательных эмоций. Мне, как человеку верующему и любящему детей, хочется им помочь. Подскажите верный способ борьбы с унынием.

− В первую очередь я хочу обратить внимание на то, что уныние можно назвать базовой эмоцией только с точки зрения психологии. Но с точки зрения православной аскетики ни печаль, ни уныние не являются базовыми эмоциями. Потому что это страсти, которые в падшем естестве появились в результате грехопадения наших праотцев. Естественно только то, что Бог вложил в человека. Он создал первых людей безгрешными и бесстрастными. Страсти же возникли у нас в результате грехопадения, а значит, уныние  является состоянием греховным, удаляющим от Бога, с ним нужно бороться.

Лень – это состояние, когда ты не делаешь то, о чем тебя просят, когда руки опускаются, ничего не хочется делать. Преподобный Иоанн Лествичник называет уныние духовной леностью. Если мы попытаемся объяснить, например, современным школьникам, далеким от Церкви, что такое уныние, мы можем сделать это на основании определения святого Иоанна. Можно спросить у школьника: «Бывает, тебе надо уроки делать, родители тебя о чем-то просят, друзья зовут помочь, а ты ленишься? Лень – это нормальное для тебя состояние?» Нет, оно не является нормальным, базовым. Уныние можно назвать синонимом лени.

Каждый разумный человек должен понимать, что он в состоянии лени. Еще премудрый Соломон говорил о том, что если будешь лениться и спать, то скоро бедствие войдет в дом твой. То есть человек, который не трудится, а только бездельничает и спит, будет голодать – и жизнь его станет беспросветной. Как бороться с ленью? Надо заставлять себя что-то делать. И у современных людей, в том числе неверующих, есть много возможностей и средств для этого. Почему у людей предыдущих поколений не было состояния уныния в той мере, как это есть сейчас? Потому, что люди трудились своими руками, труд был тяжелый, порой изнурительный. Унывающих крестьян в нашей Российской империи едва ли можно было встретить. А вот среди праздной интеллигенции такие были.

Борьба с унынием – это работа над собой, понуждение себя. Но если говорить с христианской точки зрения, то любую страсть (печаль, уныние) мы врачуем, обращаясь к Богу. Нужно просить у Бога помощи: «Господи, помоги! Меня одолевает уныние, печаль, меня все раздражают, ничего не могу делать, нет сил и желания». Необходимо обращаться к Источнику Жизни: Господь всегда рядом. Паисий Святогорец очень мудро говорил, что надо быть подобным радисту: чем чаще тот выходит на связь с центром, тем быстрее получает помощь во время военных действий. То есть нужно всегда обращаться мысленно за помощью к Христу как к Источнику жизни, бессмертия, Помощнику, Который всегда рядом.

− Вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться…

 И день и ночь, и день и ночь!

− Кто трудится, тот не унывает.

− Вопрос в продолжение нашего разговора: отчего у современных людей, даже у верующих, происходит такая резкая смена настроений? Например, радость внезапно сменяется печалью.

− Любой духовно опытный священник знаком с этим явлением, потому что люди на исповеди часто именно об этом и говорят: только что был мир в душе, желание что-то делать, молиться, трудиться, созидать – и вдруг резкая перемена настроения на уныние и печаль. Это не что иное, как раскаленные стрелы врага, как говорит апостол Павел: наша брань не против крови и плоти, но против… мироправителей тьмы века сего. То есть враг ведет брань по всем законам войны. Эта брань невидимая, но весьма ощутимая, наносящая нашей душе раны от духов злобы: уныние, печаль, гнев, чревоугодие, блуд, сребролюбие, тщеславие и гордость. Все эти восемь страстей − это рычаги, на которые враг все время нажимает, чтобы вывести нас из духовного равновесия, лишить надежды и упования на Бога, прервать нашу с Ним связь, чтобы мы не молились и не исполняли заповеди Божьи. Преподобный Паисий Святогорец мудро отмечает, что вся задача врага состоит в том, чтобы христиане постоянно находились в печали и унынии, потому что это то состояние, в котором находятся падшие духи. А они хотят, чтобы мы ощущали то же.

− Батюшка, может ли нам помочь в таком случае доброе общение между людьми? Давайте подробнее поговорим об этом.

− Святые отцы (преподобный Ефрем Сирин, Нил Синайский) говорят о том, что доброе общение с благочестивым, духовным человеком помогает человеку немощному бороться с состоянием уныния и печали. Ради этого и шли люди в обители к старцам, священникам, чтобы принести им свои скорби. Ведь чаще всего люди идут не с радостью, а со скорбями: неприятности на работе, болезни, искушения. И в общении с духовным человеком они ищут в первую очередь поддержки. Поэтому доброе общение с человеком духовно упорядоченным, безусловно, полезно.

Но здесь есть один нюанс. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал пример из своей жизни. Когда он был еще молод, в его родительском доме на огороде посадили кабачки рядом с дынями. Насекомые опыляли и то, и другое, поэтому кабачок приобрел некоторые свойства дыни: он стал более сладким, поэтому во время его приготовления приходилось использовать больше соли и специй. Кабачок немного изменился, но все равно остался кабачком. Дыня же, в свою очередь, стала менее сладкая. И преподобный Паисий с присущими ему остроумием и наблюдательностью говорит: точно так же бывает в общении человека духовного и нерадивого. Духовно упорядоченный человек немного теряет, общаясь с человеком равнодушным, которого нужно постоянно подталкивать, утешать, выслушивать его жалобы, ропот, недовольство. Конечно, духовный человек полностью не оскудевает: он подобен свече, от которой можно зажечь множество других свечей, а ее огонек не уменьшится. И такой человек должен откликаться на просьбу других людей, даже если они живут нерадиво и он знает, что скажет тысячу раз одно и то же, а человек все равно придет и будет толочь воду в ступе: роптать, унывать, высказывать недовольство. Господь, когда мы покинем этот мир, в первую очередь спросит: «Что ты хотя бы попытался сделать для ближних? Ты видел, что они нуждаются в помощи, погибают в грехах без Бога, не исполняют заповеди. Хотел ли ты, чтобы они стали немножко лучше? А если хотел, что ты пытался сделать для этого? Ты хотя бы болел за них душой?»

Люди же ропотники, нерадивые, привыкшие предъявлять претензии к окружающим, склонные быть недовольными, могут поехать к старцу в святое место или пообщаться со священником, вернуться воодушевленными, вдохновленными, но в итоге все равно остаться «кабачками». Потому что, кроме общения с благодатным человеком, нужно еще работать и над собой, все увиденное, услышанное, прочитанное применять к себе, чтобы исправляться. Видите, какой важный нюанс: общение помогает, но нужно, чтобы тот, кто просит помощи, старался делать для себя определенные выводы, становился хоть на йоту лучше, задавался вопросами: «Я съездил, поговорил, мне уделили время. И что мне  сказали? Какой я видел пример?» Тогда общение будет действительно полезным и для вопрошающего, и для того, кто готов помочь, выслушать, поддержать.

− Стоит ли избегать общения с человеком, который постоянно приходит к тебе с ропотом и негативом?  Правильно ли будет с позиции православного человека сказать: «Друг, прости, не в этот раз»? И уйти от разговора. Не будет ли это предательством ближнего? Или это некая честность по отношению к нему?

− Бывает, мирянин имеет негативный опыт общения с одним и тем же человеком на протяжении долгого времени: он его поддерживает, утешает, но видит, что происходит так, как в известном детском стихотворении:

Ох, нелегкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

 

Тащишь, а он упирается: ему больше нравится находиться в этом зловонном болоте. А если еще у мирянина духовные силы слабы, то тот вправе вовремя остановиться и только лишь частным образом молиться за ближнего.

У священника же другая ситуация: он в силу своего служения не может человеку отказать. Священник должен быть отцом и матерью для своих прихожан и для любого нуждающегося. В этом отношении священнику тяжелее: даже если он видит, что его слова будут бесполезны, отказать в общении все равно не может.

− Вопрос телезрителя: «Посоветуйте, что делать, если человек, не имеющий крепкой веры, не совсем воцерковленный, пребывает постоянно в печали и тоске? Как бороться с этим состоянием?»

− Возьмем простой пример из жизни: человек не может долго находиться в помещении (ангаре, гараже), где распылены токсичные газы, не получив вреда для своего физического здоровья. Так и мы сейчас живем в информационно загазованной атмосфере, и наше человеческое сердце, ум не в состоянии это все вместить и не повредиться. Не секрет, что люди впадают в уныние и печаль (или близкое к этому состояние), посмотрев новости или прочитав о событиях, произошедших в мире. И если человек действительно не имеет крепкой веры и связи с благодатной церковной жизнью, то для начала ему можно посоветовать провести социальный эксперимент, требующий, правда, определенной силы воли. Он очень простой: попробуйте хотя бы на три дня полностью отказаться от телевизора, Интернета, гаджета.

− Смотря какая профессия у человека.

− Профессия – это другого рода деятельность, я имею в виду: отказаться от новостей, не интересоваться тем, что произошло в мире. Попробуйте отказаться от любой лишней информации хотя бы на три дня. Если вы проведете такой эксперимент, то почувствуете себя совершенно по-другому: те, кто попытался, не только душевно почувствовали себя лучше, но даже физически. Это будет самый лучший отпуск для вас. Поверьте, вы не умрете, если откажетесь на пару дней от лишней информации, которая повергает вас в уныние и печаль.

− Это только один из способов борьбы с унынием и печалью. Какие еще есть противоядия?

− Это для начала, первое средство. Потом можно отказаться от лишней информации еще на следующие три дня и обратить внимание на то, сколько вокруг хороших людей, замечательных книг − это общение и чтение сильно отличается от гаджетов, формирующих клиповое сознание.

Представьте, человек выкладывает в социальных сетях какую-либо информацию, сам находясь в унынии. Вы, прочитав это, черпаете полной ложкой его состояние. А сколько там всевозможных прогнозов, предположений людей, которые не верят ни в Бога, ни в бессмертие души... Может, Вы слышали, как много сейчас людей рассказывают об индийском мальчике, который предсказал COVID-19 и пророчествует о том, каким будет следующий год?

− Мне сейчас стало очень интересно, каким будет следующий год.

− Этот индийский мальчик, который, может, и имя-то свое пишет с ошибками и таблицу умножения не знает, что-то предсказал − и все люди друг другу шлют его слова. Естественно, это лживая, непроверенная, провокационная и несущая негативный оттенок информация. Представьте себе, человек каждый день поглощает в себя тонны подобного мусора.

− Давайте подытожим нашу программу.

− Дорогие друзья, я желаю всем вам Божьей помощи. И хочется обратить ваше внимание на слова из Священного Писания (Евангелие от Матфея, 6-я глава), где Господь наш Иисус Христос говорит: Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет  заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. А по-церковнославянски это звучит еще более емко: довлеет дневи злобы его. Это значит, что человеку довольно злобы, нагрузки, тяжести каждого дня. Враг же нашего спасения дьявол как раз хочет перегрузить нас злобой одного дня: всевозможными страхами, прогнозами, предположениями о том, что будет завтра. Он нам внушает, что завтра, послезавтра будет еще хуже, а через неделю − сплошной кошмар.

Господь, Который нас создал, наш Творец, знающий нас лучше, чем мы сами себя, по любви и снисхождению к нам говорит: довольно для тебя сегодняшней злобы, не перегружай себя теми заботами, которые будут в следующий день. Берегите свой душевный мир, дорогие друзья, потому что где мир, там Господь. В мире место Его,  говорит псалмопевец Давид.

Уповайте на Бога, чаще обращайтесь к Нему и помните: в нашей жизни сейчас нет оснований для того, чтобы верующий человек пал духом, отчаялся и перестал надеяться на Бога. Основания для доброй обеспокоенности о своем здоровье и окружающих есть. Но оснований для того, чтобы упасть духом, потерять надежду на Бога, опустить руки, впасть в отчаяние, точно нет. Верующий человек должен бороться с унынием и печалью с помощью молитвы, псалмопения, добрых дел и доброго общения.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Людмила Белицкая и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать