Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь Всемилостивого Спаса города Москвы протоиерей Александр Ильяшенко. 

– У нас есть один вопрос, я бы хотел с него начать: «Хотелось бы узнать у батюшки по поводу аборта. Почему он так карается Церковью?»

– За последние сто лет или несколько больше, когда появилась медицинская возможность делать аборты, врачи почему-то поддержали эту возможность. Тонны бумаги истрачены на то, чтобы доказать людям, что ничего особенного нет, что женщина имеет на это право. Но если пока младенец не родился, это не человек, не личность, его можно убивать?

Церковь прекрасно понимает, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, что это таинственный процесс. Как и когда Господь соединяет эти клеточки с бессмертной душой – этого мы не знаем, но мы верим, что это происходит с момента зачатия, с самого начала. Все это таинственно, и в эту таинственную сферу зарождения жизни медицина лезет со своими отточенными, отработанными медицинскими инструментами и ее пресекает. И считает, что это нормально.

На мой взгляд, далеко не все врачи хотят делать аборты. И один из шагов – дать врачу разрешение не участвовать в абортах. И наоборот: тот, кто в них участвует, не должен  принимать роды. Это же шизофрения какая-то, раздвоение. Поэтому там много грубости. Вчера или год назад женщина пришла делать аборт, а теперь она рожает. А чего ж тогда пришла делать аборт? Медперсонал, который связан с этой недопустимой, мягко говоря, деятельностью, действительно как-то грубеет, черствеет и совершенно недостойно относится к женщине, когда она приходит рожать ребенка, испытывает страдания, муки, а на нее еще и кричат. Но это, получается, связано. Конечно, это страшное социальное явление, которое требует очень глубокого рассмотрения и решительного его преодоления.

– Вопрос телезрительницы: «В Писании сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Но я вижу вокруг очень много гордых людей (и верующих, и неверующих), которые действительно живут очень хорошо. В то же время у людей, которые вроде бы верующие и стараются смиряться, что-то в жизни все плохо. Может быть, я неправильно понимаю, что значит благодать? Поэтому поясните, пожалуйста, что подразумевается под тем, что Он дает благодать? Что это значит?»

– Существует такой протестантский подход: если ты богатенький и благополучный, значит, ты Богу угоден. Но это совершенно не православный подход, и нашему народу он чужд. Заметьте, сколько людей вставало на путь монашеский (а монах принимает обет, отказывается от всяких материальных благ), сколько юродивых, которые жили в немыслимых условиях... Возьмите Ксению Петербургскую и многих таких. Никак нельзя богатство и земное благополучие отождествлять с благодатью.

Можно, конечно, всем пожелать здоровья и всего самого доброго, но речь идет не об этом. Благодатные дары Божии – это любовь. Как говорил апостол Павел: плод духовный есть любовь, она на первом месте. А как трудно любить! Любовь всеобъемлющая. На втором месте – радость. И радость – это критерий. Если у тебя на душе безрадостно, значит, у тебя что-то не в порядке. Значит, какой-то грех тебя томит, ты с чем-то не справляешься, что-то не понимаешь, поступаешь не так, как Господу Богу угодно.

На третьем месте – мир. Смирение – от слова «мир». Мир с Богом, с самим собой и с окружающими – вот что такое смирение. А вовсе не покорность внешним обстоятельствам, как неправильно очень часто многие думают. «Ах, об меня ножки вытирают – значит, я смиряюсь». Ничего подобного. Князь Александр Невский был смиреннейшим человеком, однако лучше с ним на поле брани не встречаться. И в политических вопросах он вел свою линию, но вовсе не считал себя выше или лучше кого-то и свою жизнь  рассматривал как служение своему народу. В этом и проявлялось его смирение: не почестей себе требовал, не каких-то особых возможностей, а всем, что Господь ему даровал, он служил своему многострадальному народу.

Смирение – это актив. Господь кроток и смирен сердцем, однако весь мир перевернул. Вот что такое смирение. Смирение – это победа, а вовсе не покорность каким-то внешним обстоятельствам. Поэтому Господь гордым противится: тем, кто себя выставляет, требует к себе какого-то особого внимания или считает, что если у него денег много, значит, он лучше окружающих. Ничего подобного. Господь таким противится, а смиренным дает благодатные дары (некоторые из них я перечислил).

– А почему так кажется со стороны, что у гордых все в жизни хорошо, они преуспевают, а у смиренных, наоборот, все плохо?

– Мы не знаем статистики самоубийств среди богатых, а эти случаи есть. Больше на виду представители шоу-бизнеса – и сколько у них каких-то странных смертей или действительно самоубийств... Ни известность, ни бешеные деньги вовсе не приносят счастья, не дают радости. Люди себя держат в тонусе, принимая наркотики, злоупотребляя алкоголем, не говоря уже о совершенно беспорядочном, развратном, блудном поведении. Они лишают себя и благодати Божией, и благодатных Божиих даров и остаются один на один со своими деньгами, от которых никакой радости нет, ничего они спасти не могут.

– У нас есть такой вопрос от телезрителя: «Грех ли не хотеть создавать семью?»

– Все очень индивидуально, и тут надо разбираться, почему у человека такое представление. Речь идет о том, что нужно терпеливо ждать, когда встретишь ту, в которой почувствуешь действительно свою избранницу, то есть ту, которую Господь как бы назначил тебе, чтобы вы были вместе. Торопиться с созданием семьи не нужно. Очень важно обращаться к священнику за советом, потому что у него большой опыт, перед ним много людей, каждый со своим опытом жизни. Священник видит широкий круг людей, поэтому он может что-то посоветовать. Конечно, с родителями надо советоваться.

– Это если хочешь создать семью? А если не хочешь? У нас вопрос об этом.

– А все равно. Есть три пути: семейный, монашеский и когда семья не складывается, человек остается один. Какой путь выбрать? Судя по вопросу, речь о монашестве не идет. Прожить всю жизнь одному можно, пока молодой и здоровый. А дальше, когда достигнешь возраста, в котором будут сказываться возрастные немощи? Кто за тобой будет ухаживать? В дом престарелых? Значит, ты ставишь себя перед таким выбором.

Если сейчас нет особого стремления создать семью – ничего страшного, надо просто набраться терпения и ждать, когда Господь укажет на твою избранницу. А чтобы не ошибиться, нужно советоваться с родителями, которые тебя хорошо знают, беспокоятся о тебе, хотят тебе счастья, и в храме со священником можно решать этот очень и очень важный, ответственный вопрос.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Вы понимаете, резкое запрещение абортов приведет к смертям, будут подпольные аборты. Например, отец Дмитрий Смирнов (Царство ему Небесное) многих уговорил, чтобы аборты не делали. Сначала, наверное, надо создать почву для того, чтобы их не делать, психологов в больницах завести, а потом уже все остальное. Но резко запрещать аборты нельзя. Это было до революции, женщины делали подпольные аборты и умирали. Делать аборт за пределами больниц – это тоже возможная смерть. Поэтому я противница запрещения».

– Я с Вами полностью согласен, я тоже противник запрещения абортов, я и не говорил, что их нужно запрещать. Я говорил о том, что это проблема социальная, и ее нужно решать. Почему делают аборты? Потому, что, допустим, негде жить. Как же это так? На Святой Руси, где столько леса, жить негде? Значит, нужно принимать какие-то законы. Я слышал, что в какой-то области дают молодым триста кубометров леса на строительство дома. Нормально. Есть решения. Я не специалист, и не один человек должен искать подобные решения. Это и юристы, и экономисты, и социологи, демографы. Это огромная и всенародная проблема.

Но прежде всего надо изменить наше сознание. Как же мы относимся к нашим будущим мамочкам, если они считают нормой убить своего собственного ребенка? Что это за воспитание такое? Значит, и школьные программы нужно очень вдумчиво реформировать так, чтобы чисто духовно невозможно было решиться на аборт. Ну как это так, что женщина – чудное, мирное существо – становится агрессивной настолько, что идет в больницу делать аборт? До какой кондиции ее нужно довести, как же неправильно надо воспитывать, чтобы она приняла такое решение?

Это всенародная задача. И если народ это осознает – слава Богу. А так мы вымираем со страшной силой. Я смотрел статистику: рождается у нас, допустим, 30 миллионов, умирает – 45 миллионов; и делаем 42 миллиона абортов в год. Представляете? Если бы эти детки рождались? Если бы аборты прекратились, это, конечно, благоприятно сказалось бы на атмосфере в стране и на стремлении всех женщин иметь детишек. Бывают какие-то исключения, никто ж не заставляет всех иметь большую семью. Но на самом деле большая семья должна быть нормой. Не будет большой семьи – нас не будет через несколько десятков лет, о чем и говорил покойный отец Дмитрий Смирнов.

– Я могу ошибаться, но мне кажется, что большинство абортов происходят у людей, которые не живут в семьях. И в таком случае мы можем какое-то оправдание найти этому? Ведь семьи как таковой нет.

– Опять-таки это воспитание. Если семьи нет, тогда зачем вступать в такие отношения? Понятно, люди молодые, привлекательные, глаза горят, по телевизору и Интернету фильмы только об одном, люди находятся под постоянным прессингом, их постоянно ориентируют в определенном направлении. Как говорят, есть еще одна заповедь: не зевай, есть возможность – лови.

В первые послереволюционные годы была теория стакана воды. Что стакан воды выпить, что переспать с кем-то. И был даже такой плакат: «Комсомолка, которая отказывает комсомольцу, не комсомолка, а мещанка». Тогда русский народ нравственно был здоровым, он не принял эту теорию стакана воды. А теперь ровно то же самое, только называется по-другому. Если молодой человек или девушка хранят чистоту, на них смотрят так, словно они ненормальные.

Сейчас, вследствие дикого прессинга, эту теорию приняли молча, тихо, никто ничего не декларирует, просто живут по этому совершенно пагубному принципу. Вступить в такую связь – пара пустяков. Но нужно иметь в виду, что в этой сфере мужская и женская психология радикально отличаются. Девушка, женщина в этих отношениях ищет семью, а мужчина ищет женщину. Он все получил. Его накормят, напоят, спать уложат, ублажат –ему уже ничего не нужно. А женщина ничего не получила, она же хочет семью, ребенка. Это естественное, благородное стремление нормальной девушки, женщины. Это нормально.

Отец Дмитрий любил выражаться резко, но в русском языке нет слова, которое обозначает такие отношения. Есть слово «невеста». Кстати, далеко не все знают, что «невеста» происходит от слова «не ведать» («неведомое»). Вот кто такая невеста. Потому невесте одевают во время венчания белую фату, которая свидетельствует о ее чистоте. Незаконные же отношения, в которые вступают мужчина и женщина, совершенно неравноправные.

– Один из вопросов сегодня был про то, грех ли не хотеть создавать семью. Мне кажется, что такой вопрос может происходить именно из того, что создавать семью – это дополнительные обязанности. Может быть, поэтому и процветают все эти отношения?

– Конечно, очень много людей безответственных. Но опять-таки все связано. Значительная часть детей воспитывается в неполных семьях. Но мать-одиночка не может воспитать мальчика полноценным человеком. А если к тому же мальчик видит, что доступны свободные отношения, то и он так же поступит. Одно зло порождает другое. Это огромный клубок духовных, социальных, экономических, еще каких-то проблем. Но все начинается с духовного.

А теперь представьте, что вдруг все наши девушки станут недоступными, неприступными. Красота! А куда бедному крестьянину податься? Хочешь не хочешь, но он из бабника должен стать рыцарем. Вот тогда это нормально. И тогда оказывается, что такая чудная девушка, которая проявляет лучшие стороны женской природы, способствует тому, что мужчина начинает проявлять лучшие стороны мужской природы.

– То есть все-таки начинать надо с девушек?

– Со всех. Легко сказать, что это они виноваты. Все виноваты. Но мальчика воспитать труднее. В женскую природу уже Господом Богом вложено очень много устойчивого, традиционного, нормального. Любая нормальная девушка хочет создать семью, она никакая не развратница, хотя может ошибаться. Блуд – от слова «заблуждаться». Она заблуждается. Ее можно пожалеть, конечно, она ошибается, идет против своей природы. Господь создал девушку целомудренной, но она в силу воспитания, неполноценности нашего общества ненормальное считает нормальным и будет страдать. И мы все страдаем. Потому что растут дети, которые не в состоянии взять на себя ответственность за другого, за семью, живут как придется и как проще. И считают, что если денег много, то все хорошо. Это заблуждение.

– Вопрос телезрителя из Челябинска: «Я недавно похоронил супругу. Как молиться и что лучше читать? В каноне за единоумершего есть такие строки: "Мертвые отыде от нас". Я читаю этот канон каждый день утром и вечером. Нужно ли его так часто читать или какие-то другие молитвы лучше читать? И как долго можно читать этот канон? После сорока дней можно или нет?»

– Всегда хорошо определить срок. Вы сказали: сорок дней. Это естественный отрезок времени, читайте в течение сорока дней. Но не всю же оставшуюся жизнь Вам читать этот канон. Прочитали сорок дней, потом еще определите себе какой-то срок.

Традиционно в Церкви об усопших читают Псалтирь. Это универсальная книга. Она непростая, но сейчас ее издают с параллельными текстами на славянском и русском языках. Если что-то непонятно, можно посмотреть перевод. Лучше читать на славянском: он более красивый, в течение тысячелетия является богослужебным языком. Он уникален тем, что на нем не написано ни одной плохой книги. Это удивительный язык: духовно (если можно так сказать) экологически чистый.

Псалтирь – книга на все случаи жизни. Она составляет основу богослужения Православной Церкви: настолько глубока и всеобъемлюща. Поэтому я бы посоветовал читать Псалтирь. Если Вам отраднее читать что-то другое – пожалуйста. Но традиционное церковное поминовение усопшего – чтение Псалтири в течение сорока дней (со дня смерти по 40-й день). Прочитаете – и можете начать снова, но определите себе срок. Если утомились, остановитесь, какое-то время можете читать что-то другое.

– Как правильно молиться за усопших, читая Псалтирь?

– Желательно читать по одной кафизме в день. Тот, кто хочет, может читать и больше, но не нужно брать подвигов, с которыми просто не справишься.

Каждая кафизма разбита на три «Славы». В примечаниях к Псалтири написано, какие тропари нужно читать, и приведен их текст. В Псалтири есть молитва, которую нужно читать по окончании чтения одной кафизмы.

– В монастырях (и на некоторых приходах, наверное) есть возможность чтения Псалтири.

– Заказать чтение Неусыпаемой Псалтири лучше в монастыре, потому что там ее читают круглые сутки: монахи или монахини, сменяясь, стихословят Псалтирь. Можно подавать сорокоусты, чтобы в течение сорока дней поминали усопшего.

– Вопрос: «Какую роль играет ангел-хранитель в жизни человека на земле и после того, как душа расстается с телом по смерти?»

– Господь милостив: каждому человеку приставляет ангела-хранителя, потому что мы (можно вспомнить слова поэта) «идем сквозь револьверный лай». Понятно, что не револьверы, но лукавый караулит нас на каждом углу, готов подставить ножку. Он нападает подло, когда человек обессилен.

Ангел-хранитель нас оберегает, поддерживает, умудряет. Мы очень часто бываем невнимательны. К хорошему привыкаешь. Ведет ангел-хранитель. Как-то особо о нем не думаешь, не замечаешь его, а он все равно нас сопровождает и фиксирует все добрые дела.

Когда человек умирает, его душа проходит мытарства (лукавый вспоминает все зло, которое человек сотворил). Ангел-хранитель помогает ей одолеть страшные бесовские полчища.

– Вчера праздновали Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В этот собор входят ангелы-хранители или святые покровители, в честь которых мы названы?

– Ангелы-хранители входят в этот собор. Святые покровители – люди, праведно жившие когда-то на земле. Они причислены к лику святых, молятся о нас, тоже нам помогают.

– Вопрос: «Как объяснить ребенку семи лет, что непослушание и крики в адрес родителей – грех?»

– Можно посочувствовать, если  ребенок позволяет себе повышать голос на мамочку. Это значит, что допущены какие-то педагогические ошибки. Ребенка надо воспитывать еще чуть ли не до рождения. Чем с большей любовью мамочка думает о своем ребеночке, тем лучше.

Он маленький-маленький, еще грудной, ничего не понимает, казалось бы, а прекрасно воспринимает интонацию, тембр голоса, духовную атмосферу. Если мамочка его любит и окружает своей любовью, оберегает от всех возможных неприятностей, ребенок своей душой это воспринимает. Когда он подрастет, начнет бегать и говорить, вся его душа будет обращена к родителям с благодарностью.

А если бедные родители уставали, раздражались, это тоже сказывается на душе ребенка, только негативно. Совершенно недопустимо, чтобы ребенок смел повышать на маму голос. Это нужно решительно пресекать, но только очень спокойно, уравновешенно. Нельзя допускать, чтобы ты терял самообладание. Тогда ребенок не обидится и послушает, но он не смеет повышать на маму голос! Это необходимо решительно пресекать, но уже индивидуально: решительность каждый проявляет по-своему.

Чем больше нежности, ласки, доброты, тем лучше. Есть такое выражение (уж не знаю, откуда оно появилось): «Зла на тебя не хватает!» Слава Богу, что не хватает! Какое счастье! Какой был бы ужас, если бы хватило… Чем больше добра, тем лучше. А твердость и строгость необходимы, но только это не раздражение, не агрессия.

Агрессия может быть показной. Наш великий педагог А.С. Макаренко говорил, что воспитатель должен быть отчасти артистом: он должен изображать гнев. Этому надо учиться. Пожалуйста, можно что-то твердо сказать ребеночку, только без внутренней агрессии.

– Не получится ли разбаловать ребенка добротой и лаской? Он потом еще сильнее будет повышать голос.

– Все должно быть сбалансированно. Ни в коем случае нельзя терять здравый смысл. Конечно, можно ребенка разбаловать. Но как? Что значит «разбаловать»? Если сегодня одно можно, а завтра – нельзя, ребенок не поймет, почему сегодня запретили, а завтра разрешили. Должны быть четкость, твердость, постоянство, продуманная система требований.

Например, должен быть распорядок дня (вовремя встал, лег, поел). Чем больше четкости, тем лучше (и мамочке легче). Дисциплина дисциплинирует. Все идет по заведенному порядку. С какой стати надо что-то менять? Так решено. Ребенок даже и не помнит, когда эти порядки были заведены: всю его жизнь они такие. Он добровольно им подчиняется.

Здравое воспитание должно блокировать всякие негативные проявления детского поведения, в том числе нельзя допускать, чтобы ребенок разбаловался.

– Вопрос: «Что делать, если твоя избранница неверующая?»

– Нужно явить ей такую силу своей веры, чтобы она, взирая на своего избранника, тоже пришла в Церковь. Я думаю, что девушка за женихом пойдет. Если они действительно любят друг друга, но жених на первое место ставит веру, свои отношения с Богом, церковную жизнь, то девушка прекрасно это почувствует и примет сердцем. Потому что душа каждого человека по природе христианка.

Любящая девушка, конечно, пойдет за своим избранником. И, между прочим, это очень хороший критерий: если не пойдет, тогда зачем же с ней соединять свою жизнь? Если она в таком важнейшем и принципиальном вопросе не хочет быть единодушной со своим будущим супругом, тогда зачем с ней создавать семью?

– Апостол Павел писал, что жена неверующая освящается мужем верующим (и наоборот).

– Он имел в виду уже сложившиеся семьи. Если семья сложилась и кто-то один стал христианином, то не нужно разрушать такую семью. Если ты проявишь твердость, постоянство и покажешь красоту православной веры, то тогда муж или жена вслед за тобой тоже придет в Церковь.

– Но это дело. А словом надо ли проповедовать?

– Чем меньше слов, тем лучше.

– Делом.

– Конечно, делом, своим примером, любовью, мягкостью, теплом души. И, слава Богу, все будет хорошо.

– Вопрос: «В Писании сказано: когда распяли Господа, многие святые воскресли и явились в город. Правда ли это?»

– Мы должны верить слову Священного Писания. Для Господа нет ничего невозможного. Что происходило в этот уникальный момент, мы, конечно, восстановить, рационально описать не можем. Это таинственно, как и явление усопшего.

Это было таким потрясением для всего мироздания, что даже мертвые воскресли и явились жителям Иерусалима. Если в Писании об этом сказано, значит, это так.

Другое дело – мы со своей привычкой все разобрать, объяснить должны понимать, что в Евангелии сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Разумение – на третьем месте. Никто не отрицает его важности, но если разумение (разум, рацио) встает на первое место, это ошибка, приводящая к очень серьезным искажениям жизни (то, что мы сейчас видим).

– Мне кажется, если воскресает много умерших и они приходят в город, это громкое событие. Почему не осталось свидетельств?

– Я говорю: это таинственно. Почему Вы считаете, что громкое? Церковная завеса разодралась надвое. Это видели только те, кто был в храме.

– Рассказывали потом; в каждой семье мог появиться…

– Это Евангелие и отразило. Просто других источников не сохранилось.

– Вопрос: «Может ли человек крестить сам себя?»

– Нет. Нужно, чтобы был кто-то другой. Мирянин может крестить (только он должен быть православным христианином). Если до священника невозможно добраться, можно обратиться к знакомому православному, который совершит таинство Крещения: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь».

Церковь благословляет совершать таинство Крещения мирянам в случае необходимости: настолько важно вступление, рождение в духовную жизнь. Потом его надо будет завершить таинством Миропомазания в церкви.

– Крещение мирянином приравнивается к крещению священником?

– Да.

– И потом уже ничего не нужно будет делать?

– Не нужно. Перекрещивать не надо. Необходимо только совершить таинство Миропомазания.

– Вопрос: «Можно ли во время поста пить молоко, восстановленное из порошка, на основе растительных сливок?»

Вопрос как раз накануне Рождественского поста.

– У каждого своя мера поста. С одной стороны, чем строже, тем лучше. Но, с другой стороны, сейчас мы живем в такое время, когда здоровье людей совсем не то, что было сто-двести лет назад. Экология нарушена. Воздух, вода, продукты питания совсем другие. Если организм выдерживает (еще раз подчеркиваю), чем строже, тем лучше.

Но пост не направление в больницу, поэтому нужна здравая мера. К сожалению, мы воспитаны так, что больше себя жалеем: «Да, ХХI век, экология нарушена, поэтому я себе позволю…» Еще раз подчеркиваю: чем строже, тем лучше. Но здравый смысл терять не нужно. Если начинаешь плохо себя чувствовать (голова ли болит, слабость ли появляется), надо как-то это компенсировать.

Но лучше всего (поскольку это индивидуально) пойти в храм и поговорить со священником, чтобы он разобрался и назначил меру поста.

– Отец Александр, спасибо Вам за ответы на вопросы. Хотел бы попросить Вас кратко подвести итог нашей передачи и что-то пожелать телезрителям.

– Мне кажется, что вопросы были очень интересными, разнообразными и насущными, поэтому я благодарен и Вам, Александр, и телеканалу за возможность ответить на них. Сейчас мы вступаем в Рождественский пост. Желаю всем сил, бодрости, чтобы этот пост послужил этапом нашего духовного роста. Конечно, здоровья. И до новых встреч!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​