Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

22 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин. 

− Отец Валерий, поздравляю Вас с днем памяти сорока мучеников Севастийских. И мой первый вопрос связан непосредственно с этим праздником. Тридцать девять воинов остались в озере (так как один из них убежал в баню, которая стояла на берегу). Охранник, увидев венцы, которые спускаются на них, присоединился к воинам и получил такую же, как они, награду. Почему воины претерпели целый путь страданий, а охранник (язычник и идолопоклонник) получил равную с ними награду?

− Ему тоже хватило страданий, он принял свою меру. Видимо, Божий Промысл подает каждому свой крест; и у каждого своя мера креста. Бывает, кто-то претерпевает жесточайшие истязания; кому-то достаточно немного испытаний для того, чтобы запечатлеть свое исповедание; кого-то Господь даже не допускает до таких страданий. Если Господь что-то попускает тебе, значит, Он и силы даст для претерпения этого до конца. Ты, главное, сердцем своим не отлучайся от Бога. В этом суть исповедания и христианского, и мученического. В Древней Церкви христианство было неразрывно с мученичеством: если по закону императора Траяна (начало II века) человек назывался христианином, его можно было подвергать суду, принуждать к отречению от веры и казнить.

А сорок мучеников Севастийских – это удивительный пример стойкости, мужества. Иногда даже высказываются размышления, что день памяти сорока мучеников – это день всех православных мужчин (как аналог дня православных женщин − Недели жен-мироносиц). В подвиге сорока мучеников православный мужчина запечатлевает свои лучшие качества: мужество, стойкость до конца, верность Богу. А верность Богу проявляется во всем: семье и Отечеству. Этому нас и учат сорок мучеников Севастийских.

− Вопрос от телезрителя: «Считается, для того, чтобы дело прошло благополучно, надо взять на него благословение. Но так последнее время получается, что я беру благословение у священника, а у меня дела очень плохо заканчиваются. Например, я взяла благословение на то, чтобы мне сдать на работе экзамены. Но в результате я оказалась единственной, кто его не сдал. Я не знаю, с чем это связано. Брать ли мне и дальше благословение? И почему у меня так получается?»

− Это значит, что Господь ведет Вас своим путем, который Вам пока непонятен. А то, что Вы берете благословение, – это как раз самый правильный путь. Почему? Чтобы где-то не погрешить. Даже если Вы не сдали экзамен, Вы все равно пребываете вместе с Богом. Господь по какой-то причине Вас смиряет, не дает сделать какой-то шаг или приоткрывает новые стороны Вашей жизни.

Может, Вам надо было лучше готовиться? То есть не только уповать на священническое благословение, но и как следует подготовиться самой. К преподобному Паисию Святогорцу как-то приехал юноша. Он знал, что молитва и благословение старца очень действенны. Паисий Святогорец спрашивает его: «А ты сам-то к экзаменам готовишься?» А юноша, оказывается, надеялся только на благословение старца. И старец ему пояснил, что полагаться только на благословение, а самому не прилагать никаких усилий очень неправильно. Но я думаю, Вы все-таки и прилагаете усилия, и обращаетесь за благословением. Но Господь не всегда отвечает так, как нам того хочется. Бывает, мы о чем-то молимся, а все происходит по-другому. И надо, чтобы прошло какое-то время, чтобы мы поняли, почему Господь что-то нам дал, а что-то нет.

Сейчас Вам на этом этапе надо принять, что Господь проводит Вас через определенные трудности, чтобы Вы стали духовно более опытной. Он Вас смиряет, чтобы Вы увидели свои недостатки и несовершенства и в любом случае вышли из этой ситуации победительницей. Вроде нехорошо, что не удается сдать экзамен, но Вы все равно скажите: «Буди имя Господне благословенно вовеки». Как праведный Иов, который до конца был верен Богу. А Господь посылал ему то одну беду, то другую. Зато в конечном итоге Иов оказался духовным победителем и более совершенным, чем его вроде правильные товарищи (они говорили ему: если Господь послал тебе скорби, значит, ты грешник). И Господь потом дал Иову особую честь за то, что тот претерпел страдания. То есть духовную пользу нужно извлекать даже из тех ситуаций, которые мы воспринимаем как неудачные. И неудачная ситуация в духовном смысле может послужить к великой удаче, если мы со смирением принимаем ее как волю Божию; если не унываем и говорим: «Господи, управи дальше так, как лучше».

− Вопрос: «Царь Давид говорит: всяк человек  ложь. Пришло такое время – никому не могу верить. С кем-то поделюсь своей бедой – осудят; а если и помогут, то льстиво, с насмешкой. Что же делать? Не стала никому верить − права я или нет?»

− В чем-то правы, а в чем-то и унываете. Конечно, верить нужно в первую очередь Господу. Но и людей Господь посылает. Бывает так, что через людей нам посылаются испытания. Но как говорил святитель Тихон Задонский (он очень много писал на эту тему), те, которые ругали меня, через какое-то время хвалили; и наоборот. И становится понятно, что полагаться только на людей невозможно. Действительно, каждый человек неустойчив: в какое-то время он, по слову царя Давида, оказывается лживым, подводит нас; в другое время этот же человек может неожиданно совершить какой-то жертвенный поступок, в чем-то нам помочь (а мы даже и не предполагали, что он к нам относится со всей душой). Люди действительно переменчивы к худшему, но они также меняются от худшего к лучшему. Поэтому насколько бы грешным ни был человек, он может стать весьма близким к Богу. И мы видим, что зачастую величайшие грешники становятся величайшими святыми (например, Мария Египетская, которая особо вспоминается Великим постом).

Так что унывать не стоит. Лишнее недоверие нужно откладывать и полагаться на Божий Промысл: если Господь ведет таким путем, значит, так надо. Иногда люди нас подводят, но иногда они же нас очень выручают. Зависит от того, что мы замечаем в данный момент. Поэтому постарайтесь уныние из души прогнать и полагайтесь на Бога.

− Я действительно не в первый раз это слышу: всяк человек ложь. Но ведь Давид пишет: рех во исступлении моем: всяк человек ложь. Я всегда понимал его исступление как то, что Давид отчаялся − и все вокруг ему показалось таким плохим, что он сказал: «Все люди лгут». Но он это сказал в исступлении, а на самом деле это не так?

− Это было особое состояние царя Давида: не то привычное состояние, когда мы общаемся с людьми, полагаемся на них, а некое колебание. Оно происходит из-за каких-то неблаговидных поступков наших ближних, и тогда мы чуть ли не в отчаянии говорим, что всяк человек ложь. Но человек может быть ложь только в минуты своего падения, своей слабости. Если бы все было настолько печально, то как бы тогда существовала Святая Церковь? Кому бы мы тогда молились? Ведь те, кого мы видим на святых иконах, – это тоже люди, которые прошли определенный путь от лжи к истине, от греха к добродетели. Поэтому нужно искать среди своих ближних положительные примеры.

Я недавно прочитал, как на приход к Александру Авдюгину (современный духовный писатель) пришла совершенно невоцерковленная женщина и спрашивает: «Где бы мне поставить свечу Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу, потому что Он очень хороший человек?» Ей показали. Потом она спрашивает про другие иконы: «А это кто?» – «Это преподобный Серафим Саровский, здесь преподобный Сергий Радонежский, а это блаженная Матрона». Женщина говорит: «Сколько у вас хороших людей здесь! Я к вам еще приду». То есть можно прийти в храм и увидеть святых. Ведь они тоже реальные люди, но какой чистоты сердца и мира душевного они достигли! Потому что они приобщились благодати Божьей, и это чувствовали и другие люди. А можно везде видеть одни только недостатки: идти в храм только для того, чтобы заметить несовершенства тех, кто там стоит. Мы же приходим в храм не для того, чтобы посмотреть на окружающих, а для того, чтобы быть ближе к Богу и святым людям. А святые – это те, что обрели Бога еще во время земной жизни, и они нам помогают. В таких святых людях, изображенных на иконах, точно никакой лжи нет.

− Еще вопрос от телезрителя: «Как надо жить: сердцем или умом?»

− Не надо выбирать между умом и сердцем: только ум, а сердце отсекаем или, наоборот, только сердце, а ум отсекаем. В человеке все должно быть гармонично. В каких-то ситуациях нам подсказывает наше сердце. Например, оно может болеть о детях. Допустим, ребенок построил для себя не очень добрые планы, а сердце материнское болит, потому что чувствует это.

Часто сердце – это внутренняя интуиция, голос совести. Но иногда в сердце бывает всплеск эмоций и поверхностных чувств. Поэтому необходимо включать разум, чтобы иметь строгий контроль над чувствами и эмоциями. Разум призван быть царем над всеми остальными чувствами, вообще над всем человеческим естеством. Но для этого разум должен быть чистым,  то есть не иметь никаких греховных мыслей. Поэтому если мы не хотим погрешать, то наша задача – очищать ум от греховных мыслей, а сердце – от греховных чувств. Тогда ум и сердце будут более ясно все видеть и подсказывать нам, как правильно поступать.

− Вопрос от телезрителя: «Скажите, что именно читать Великим постом? И обязательно ли читать утреннее и вечернее правило каждый день?»

− Великий пост для того и дан, чтобы усилить молитвенное правило. Утреннее и вечернее правило Великим постом не отменяется, обязательной является молитва преподобного Ефрема Сирина, хорошо еще читать Псалтирь. У нас и в храме, кстати, удваивается чтение Псалтири Великим постом. И дома неплохо было бы читать. Не все понимают смысл псалмов, но сейчас очень многие псалмы истолкованы, и есть прекрасная возможность даже слушать их толкование. Вот ты прочитай хотя бы один псалом и послушай его объяснение, которое предлагают православные священники, богословы (это все можно найти в Интернете), или прочитай толкование. В храме с первой седмицы Великого поста читается Книга Притчей, Книга пророка Исаии, Бытие.

Раз Великий пост, то нужно отвлечься от всей суеты. Обычно людям все некогда, а ты наконец возьми Евангелие и прочитай его за время Великого поста (прекрасно, если еще с толкованием). Почитай также книги, которые посвящены исключительно духовной жизни. Допустим, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Иоанн Лествичник, конечно, для более воцерковленных людей, а вот авва Дорофей очень подходит для современного человека. Он описывает как раз те проблемы, которые бывают у нас при общении с другими людьми, когда мы обижаемся, осуждаем. Авва Дорофей – это своего рода православная психология.

Мы ведь еще много поглощаем информации (особенно через Интернет). И через это современный человек очень легко впадает в соблазны, в суету. Это информация мирская, она уводит от Бога. Поэтому постом надо себе сказать: «Стоп. Больше ничего мирского не поглощаю, а начинаю читать только духовное». Если и берешь в руки смартфон, чтобы погрузиться в Интернет, то только для того, чтобы почерпнуть какую-то духовную пользу. А то у многих уже выработан условный рефлекс: как утром просыпаются – руку сразу к телефону протягивают и начинают сообщения читать или новости. А ты сразу бери молитвослов. А если и телефон берешь, то открой Псалтирь и прочитай хотя бы один псалом. Пока одеваешься, послушай толкование этого псалма. Читай Священное Писание (можно и в электронном варианте). Главное, чтобы наш ум и сердце погружались во что-то духовное.

− Еще вопрос: «Как поступить, если близкие против того, чтобы я постился?»

− Не совсем понятно, кто спрашивает. Одно дело, если это ребенок или подросток, у которого родители против поста. И другое дело, если это взрослый человек, который уже самостоятельно мыслит и сам принимает решение, что ему есть, а что нет. Когда мы постимся, это происходит на виду у других родственников, и они начинают осуждать. Но  не важно, осуждают они или нет, главное – ты их не осуждай. И, воздерживаясь от какой-то пищи, воздерживайся от ропота, осуждения, злых мыслей. Старайся показать родственникам добрый пример, чтобы они видели, что православный человек в пост не только отказывается от какой-то еды, но и становится более вежливым, доброжелательным.

− Вопрос: «Можно ли читать акафисты в пост?»

− Никакого запрета на чтение акафистов Великим постом не существует (хотя в храмах в это время не особо распространено их чтение). Бывает, кто-то берет себе за правило ежедневно читать акафист, например, Покрову Божьей Матери; или акафист перед иконой Божьей Матери «Воспитание» ради того, чтобы дети или внуки стали более усердными в учебе, более послушными. То есть такое молитвенное правило принимается ради того, чтобы получить от Господа помощь. И если чтение взято, например, на год, то прерывать его Великим постом нет смысла. Хотя в какие-то дни, допустим, на Страстной седмице, наверное, трудно совмещать чтение акафиста и посещение богослужений.

− Вопрос от телезрителя: «Что такое печать Бога? Зачем ее Бог ставит и как ее можно определить?»

− Каждый крещеный и миропомазанный христианин уже имеет на себе печать Божию. Когда совершается таинство Миропомазания, священник помазует человека святым миром (благовонное масло, освященное с древнейших времен) и говорит: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И это таинство совершается именно для того, чтобы новокрещенный был причастен к особой благодатной духовной силе. То есть человеку даются определенные духовные благодатные силы к его возрастанию. Поэтому можно сказать прямо: на каждом христианине уже есть печать Божия, каждый уже запечатлен Святым Духом. Но не всегда мы это храним…

Иногда под печатью Божией имеется в виду, что Господь как бы запечатлен в каком-то человеке ради его благочестия. Как раньше чеканили монеты и на каждой монете запечатлевался образ царя (а человек есть образ Божий), так и на человеке должен  запечатлеться Господь. Но мы подчас живем так, что в нас не видно образа Божия. Как об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов, люди сотворены по образу Божию, но в грехопадении они утрачивают даже образ человеческий, а потом из-за развития своих грехов вообще становятся образом дьявола (когда уже у человека лютая гордыня, крайнее честолюбие, гнев, ярость, злоба). И наша задача − вычищать всю эту скверну на таинстве Исповеди, чтобы образ Божий опять засиял в человеке.

− Вопрос от телезрителя: «Можно ли молиться за родственников мусульманской веры в домашней молитве?»

− Я думаю, что можно. Ведь каждый человек – чадо Божье; каждый сотворен Господом для того, чтобы в конечном итоге наследовать вечную жизнь. Как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, Господь всех предопределяет к райской вечной жизни, но не все хотят воспользоваться этим предопределением. Мы не можем молиться за мусульман в храме, так как они не причастны Церкви Христовой. Но своими словами мы можем и в храме помолиться о том, чтобы Господь направил их к свету истины. В общем-то, есть много примеров, когда мусульмане принимали христианскую веру, крестились (и я знаю таких людей). Прежде всего нужно молиться о духовном прозрении мусульман.

− Вопрос: «В чем выражается хула на Духа Святого? Что значит, как пишется в Евангелии, что она никому не простится?»

− Есть святоотеческие толкования, что подразумевать под хулой на Святого Духа. Святой Дух есть Дух Истины. И когда Спаситель совершал чудеса, то тогда явно действовал Святой Дух. Допустим, скорченная женщина, которая ниоткуда не может получить помощи, по слову Христа тут же разгибается. Или бесноватый, одержимый нечистым духом, которого Господь освобождает, начинает славословить Бога, а фарисеи из зависти все равно хулят Христа. То есть Он явно показывает действие Святого Духа, а они это действие порицают. Они даже говорили, что Он действует силою веельзевула, князя бесовского. Поэтому Спаситель и сказал, что хула на Духа Святого не простится, потому что фарисеи, видя очевидное действие Святого Духа, называли это действием сатаны. Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует данное место Священного Писания: хула на Духа Святого не простится, покуда она нераскаянная.

Мы же все время совершаем какие-то грехи, мы несовершенны. И если человек умрет в своем несовершенстве, это не значит, что он погиб. Он, может, имел нечистые сердечные намерения, но если он каялся (даже если не во всем себя исправил), по милости Божьей он может спастись. А вот если он хулил Церковь Христову и Святого Духа, Который действует через Церковь, целенаправленно выступал против Бога (например, в годы революции были безбожники, которым Бог был просто ненавистен), то такая нераскаянная хула, конечно, вряд ли простится.

− Еще вопрос: «Надо ли пропускать на исповедь мужчин вперед женщин? Или пусть они стоят в общей очереди?»

− Я думаю, что такие вопросы наша телезрительница не должна сама решать, потому что ведь не она руководит порядком продвижения людей к исповеди или к Чаше Христовой. Для этого в конкретном храме, приходе есть настоятель, который устанавливает определенный порядок. Действительно, есть храмы, где к Причастию подходят сначала дети, потом мужчины, затем женщины (может, и на исповедь так же). Это зависит от воли настоятеля на конкретном приходе. Я думаю, нашей телезрительнице не надо специально пропускать других мужчин вперед, иначе это может привести к беспорядку. Не нужно брать на себя дополнительные полномочия, которые на Вас не возлагал священник или настоятель.

−  Я тоже часто замечал, что к Чаше женщины пропускают мужчин вперед.

− Если сложился такой порядок в данном приходе (в некоторых монастырях так бывает), то так можно. Раньше был отдельный огороженный притвор, где находились женщины (то есть мужчины впереди, а женщины сзади). Это мы знаем из древнего жития преподобного Сергия Радонежского. Там упоминается, что его мать, святая Мария Радонежская, находилась в неком женском притворе, когда произошло чудо с тремя возглашениями младенца в ее чреве (при чтении Евангелия, во время Херувимской песни и при возгласе «Святая святым»).

− Вопрос от телезрителя: «Как избавиться от беспричинной торопливости?»

− У кого-то это бывает от природы: человек суетится − как Марфа, которая заботилась о многом. Спаситель сказал: едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра. Но при этом Он не осуждал Марфу. В Евангелии даже в одном месте Марфа упоминается первая: Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Бывает, что такое у человека душевное устроение: одни люди медлительные, другие торопливые. А бывает, что торопливость – это суета, спешка, когда ты все время боишься чего-то не успеть. Такое состояние опасно в духовном смысле, потому что человек теряет внутреннее равновесие и покой. Это проявление маловерия, ведь если ты веришь в Бога, то доверяешь Ему. А если начинаешь спешить, то в итоге просто растворяешься в этой спешке. Поэтому пост – это такое время, когда нужно сказать себе: «Я не буду никуда спешить. Я буду делать все размеренно, с молитвой». А чтобы не торопиться, нужно читать про себя молитву Иисусову, тогда вся лишняя греховная торопливость будет уходить.

− Вопрос от телезрителя: «Когда рождается младенец, у него чистая, ангельская душа. А потом у него появляются всевозможные пороки. Что же все-таки влияет на формирование наших душ: разум и козни дьявольские или мы уже рождаемся с определенными пороками?»

− Все влияет. Ребенок, конечно, рождается чистым от личных грехов (у него еще нет опыта грехолюбивой жизни), но он рождается с определенным наследством своих греховных родителей (в том числе падших Адама и Евы). Поэтому уже в самом младенчестве мы можем видеть, что ребенок проявляет капризность, непослушание. Блаженный Августин даже говорил, что дети непрестанным плачем наказывают родителей. Не надо думать, что дети – небожители, ведь они рождаются в нашем грешном мире, у них уже есть свое несовершенство. А дальше мир, с одной стороны, учит их чему-то доброму, прекрасному, возвышенному. С другой стороны, появляются и соблазны. Зависит все от того, на что ребенок сам внутренне реагирует.

Все дети возрастают по-разному. У меня трое детей, и каждый из них по-своему реагировал на какие- то ситуации. Казалось бы, ребенок еще маленький (3−4 года), а в нем уже начинает проявляться неповторимая личность. Существует определенная тайна становления человеческой личности в детском возрасте. Есть и соблазны, которые от ребенка не зависят, но есть и личная реакция на них. В жизни не бывает так, что просто научил чему-то ребенка, и все. Не бывает, что и ребенок только сам решает. Какого-то однозначного ответа здесь не может быть: много разных факторов. Только со временем человек начинает оценивать свой опыт и даже переосмысливать по-другому свое детство: он начинает раскаиваться в каких-то ранних ошибках, детских прегрешениях.

− Я бы хотел еще задать вопрос, на который хотелось бы услышать короткий напутственный ответ. Вы в начале передачи сказали про Севастийских мучеников и что присоединившийся к ним получил свою меру креста. Как нам сейчас, во время Великого поста, определить свою меру креста?

− Надо просто довериться Богу. У каждого из нас уже есть какие-то скорби, трудности. Это и есть та мера креста, которую Господь на нас возложил. И принять ее надо как служащую нам во спасение. Если Господь послал, значит, это мне и нужно, за это и буду благодарить Его;  постараюсь остаться верным Богу и не уклоняться в уныние, печаль, ропот, отчаяние. Вот так и надо шествовать вперед.

− Попробуем сохранить эти слова на протяжении всего Великого поста.

И в заключение нашей программы по традиции хочу попросить Вас кратко подвести итог нашему разговору и что-то пожелать нашим телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, время Великого поста – это совершенно особое, благодатное время. На самом деле даже радости становится больше, когда  погружаешься в стихию Великого поста, его богослужений. Очень рекомендую посещать храм и храмовые богослужения именно в будние дни, потому что великопостное богослужение совершается именно в будни. В субботу и воскресенье – служба обычная, как в течение всего года. А чтобы преисполниться духом Великого поста, надо, конечно, стараться на буднях выделять какое-то время, чтобы посещать такие службы, особенно литургию Преждеосвященных Даров.

Еще такой совет – поставьте себе задачу ни на кого не держать зла. Вы должны понимать, что злая мысль − это искушение врага, потому что дьявол по своей сущности злой. И наша задача – сохранить себя от этих приражений, быть вместе с Господом. А Господь есть всесовершенная, высочайшая любовь и чистота. Поэтому нужно хранить свое сердце от злобы и приобщаться к любви, милосердию, доброте. Так и надо шествовать по пути Великого поста навстречу празднику Светлого Христова Воскресения.

− Спасибо, отец Валерий. Вы очень хорошо сказали про великопостные службы, особенно про литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно служится по средам и пятницам. Сегодня, например, в честь памяти сорока мучеников Севастийских она тоже совершалась, несмотря на то, что сегодня понедельник. И напомню нашим телезрителям, что в следующий раз, кроме среды и пятницы (в четверг), будет совершаться литургия Преждеосвященных Даров в день памяти преподобной Марии Египетской.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать