Беседы с батюшкой. О ненависти, злобе и неприязни

22 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой.

– Песоченская епархия – в Калужской области. Расскажите вкратце о епархии, о вашем роде деятельности, что это за глубинка нашей страны (хотя вроде как соседняя область).

– Правда, удивительно: казалось бы, мы граничим с Москвой, должны быть те же самые проблемы и искушения, но, по сути, в этой епархии сохранилось все то лучшее из нашего детства, по чему мы так скучаем. Природа, хорошие люди, отдаленность от цивилизации, но при этом возможность пользоваться необходимыми ее благами; несколько иные люди: проще, добрее, теплее. Никто никуда не спешит, не торопится, не гонится за успехом и материальным благополучием, жертвуя при этом семейными отношениями, взаимоотношениями с Богом и своей собственной совестью. Все мы прекрасно знаем, что волка ноги кормят. И даже апостол Павел говорит: не работаешь – не ешь. Но мы, зарабатывая средства, забываем, что работаем не ради работы, что ищем руководства не для того, чтобы просто властвовать и руководить, а для семьи, для Церкви, для общества.

 Иногда для нас средство достижения цели превращается в цель. Не знаю, с чем это связано. Может быть, из-за этой беготни просто не остается времени, чтобы задуматься над серьезными философскими вещами. В конце концов, над формированием своего мировоззрения. Чуть дальше от Москвы отъедешь – меняются темпы, остается время на то, чтобы подумать, побыть наедине с природой, с Господом Богом. А мы знаем, что на этой планете нас больше всего удивляют две вещи: звездное небо над головой и голос совести внутри. Чем больше смотришь на звездное небо, тем скорее услышишь этот голос совести, который есть не что иное, как глас Божий в твоем сердце.

Епархия у нас маленькая, она является частью Калужской митрополии. В ней два с половиной десятка приходов, столько же священников. По сути, у нас семейная епархия. Многие семьи составляют приблизительно такое же количество человек. Если соберешься на свадьбу или  день рождения – дети, внуки, правнуки, как раз столько и приедет, а то и больше. У нас с матушками тоже получается одна большая хорошая семья, деревенская милая епархия.

– Очень интересно и познавательно. Сколько с Вами общаюсь, до сих пор не знаю, что это за Песоченская епархия.

– Ждем в гости.

– Тема сегодняшней программы присуща мегаполису. Будем говорить о ненависти, злобе и неприязни. У каждого человека было такое в жизни, когда к какому-то одному человеку испытываешь очень сильное чувство неприязни, просто его ненавидишь, не хочешь  видеть, любое упоминание о нем вызывает непонятное чувство отвращения и злобы. Самое страшное, что это бывает между очень близкими людьми, членами семьи. Почему так происходит? Как с этим бороться? Можно ли это как-то объяснить?

– Помните, есть в гениальном фильме «Мимино»: «Такую неприязнь к потерпевшему имею, что кушать не могу». Бывает именно такое состояние. Фраза короткая, юмористическая, но очень хорошо объясняющая действия гнева и почему нам надо с ним бороться. Что говорит мир, общество? Если ты на кого-то рассержен, надо дать в лоб, а лучше так дать, чтобы тот и не встал. Во всех смыслах: и в физическом, и в материальном, и в психологическом. Месть. Самые популярные фильмы, самые известные книги – те, в которых раскрывается осуществление мести во всех проявлениях, максимально жестко, качественно. Как говорится, месть – блюдо, которое подается холодным…

Все мы любили фильм «Граф Монте-Кристо», засматривались, зачитывались книгой. Но, похоже, все забыли последнюю страницу этой гениальной книги. Это большой и интересный двухтомник. Больше, конечно, фильм смотрели, нежели читали книгу. В фильме эта тема даже не звучит, а гениальный Александр Дюма показывает глубокое раскаяние графа за все то, что он сделал. Он раскаивается во всем, что происходило в течение этих двух томов. Я, мол, решил стать орудием Промысла Божьего, а не надо было, потому что все равно совершишь ошибку, пострадает невиновный.

Не зря древняя книга Псалтирь, которой уже почти три тысячи лет, говорит от лица Бога: «Мне отмщение, Аз воздам». Всем нам надо, во-первых, выучить эту фразу. Она должна быть как Иисусова молитва в голове. Мы не можем сразу простить. Да, в Новом Завете Господь говорит: прощайте должникам вашим. Более того, Он еще поставил некоторое условие нашего спасения: если хочешь быть спасен, если хочешь быть с Богом, уподобься Богу в этом замечательном качестве – умении прощать. Сам Господь не просто на словах говорит прощать должникам, как Отец Небесный прощает нам. Он, будучи распят, сказал эту фразу от души, от сердца. Не механически, как мы иногда спрашиваем батюшку, какую молитву прочитать, чтобы сдать экзамены или чтобы муж не пил. Предполагаем, что молитва – это заговор, и если мы его произнесем, все изменится в лучшую сторону. Господь не заговор произносит, не просто красивую фразу, которая своим величием и обстоятельствами момента вышибает у нас слезу, а мы говорим: какой хороший человек. Он действительно говорит: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Он молится Богу Отцу, с Которым Он един (это другая тема).

Так и мы. Конечно же, мы должны прощать всем, кто нас обидел. Задача-минимум – хотя бы и раздражаясь на них, сказать: «Я ничего не буду делать, чтобы тебе отомстить. Я знаю, как тебе отомстить, умею и могу, но я не буду этого делать». Собственно, это и есть внешнее проявление прощения. Помни: «Мне отмщение, и Аз воздам». Скажи: «Господи, я отпускаю ситуацию. У меня, конечно, все кипит, я бы ему шею скрутил, но не буду, все оставлю как есть». Если не проявляешь агрессию вовне, она начинает потухать и внутри. Главная наша задача – суметь промолчать, не дать в лоб, не сказать все, что об этом человеке думаешь (особенно если речь идет о семье).

Много чего хорошего было в нашей жизни – с мужем, женой, с детьми, с родителями. Но часто запоминаются мелочные ссоры, которые приводят к крупным скандалам. А ты еще вскипаешь, начинаешь по спирали накручивать себя, все вспоминать... Не надо всего этого. Надо просто суметь в себе это сдержать, сказать: «Господи, помоги»; посчитать до десяти, просто промолчать. И стараться не вспоминать эту историю.

Нам иногда кажется, что мы не в состоянии управлять собственными мыслями, эмоциями. Есть популярный пиксаровский мультфильм «Головоломка», думаю, все его смотрели. Но там показывается, как эмоции управляют человеком. И всё. В конце хеппи-энд, эмоции договорились между собой, ребенок счастлив. Мультфильм полностью противоречит христианскому пониманию того, что есть человек, что есть эмоции и как ему с ними совладать. Не эмоции управляют человеком, а человек – эмоциями. Он не раб, он их хозяин. Главная задача христианина – научиться управлять ими: и гневом, и страхом, и положительными эмоциями. По факту каждый из нас думает, что раз он чувствует гнев, то должен его выразить, иначе взорвется. Это некоторое обожествление себя и своих эмоций. Раз я это чувствую, значит – это правильно. Я вообще удивляюсь. Приходится общаться с большим количеством людей, и иногда впадаю в ступор от этого общения. Думаю: неужели так можно, куда мир катится? Достаточное количество людей думает, что если они так считают, то это естественно. Причем человек не убеждает себя, что ложь – это естественно. Это как-то само рождается, или воспитывают родители, или школа: что ты решил считать истиной, то является истиной. Причем есть научные труды, есть книги, есть умнейшие люди, которые посвятили жизнь изучению этой проблемы; ссылаясь на них, можно доказать твою неправоту, заблуждение. Но человеку даже этого не надо. Он говорит: ну и ладно, раз я так считаю, то это естественно. Каждый самообожествился собственной мыслью. Задача христианина – снять с себя этот ореол святости. Понять, что ты не во всем разбираешься, не во всем профессионал, а уж тем более в духовной сфере.

Подытожу: если появляется чувство гнева, останови его, промолчи, досчитай до десяти, а потом беги в храм на исповедь и скажи Господу Богу: нет сил у меня это сдерживать, сейчас просто лопну. Раскайся в этом, Господь даст тебе силы сдерживать этот духовный недуг. А через годик-другой будешь, как преподобный Серафим, встречать каждого человека: «Здравствуй, радость моя! Христос воскресе!»

– Действительно, многое в нашей жизни происходит по воле Бога. С помощью Божьей мы преодолеваем какие-то трудности. Но иногда люди мастерски маскируют свои эмоции, тем самым скрывая чувство ненависти или неприязни, улыбаются. Возможно, ты видишь, что это фальшивая улыбка. Но что если обратиться за помощью в этом вопросе к психологу? Или проявлять актерские навыки, скрывая ненависть? Может ли это быть полезным?

– Апостол Павел говорит: сначала внешнее, потом внутреннее. Ты думаешь, что если показываешь свое негативное отношение к человеку, то это проявление правды? Нет, это проявление хамства, невоспитанности, твоего собственного мнения о себе, что ты король всея Руси. Мол, имею полное право сказать все, что о тебе думаю, потому что я за справедливость, за честность. Иногда даже православные христиане так себя ведут. «Не могу же я солгать тебе, ты же дурак, вот я тебе это говорю в лицо, разве я тебя обманул? Я правду сказал, почему ты обижаешься? Потому, что гордый ты, вот и обижаешься. Почитай Иоанна Лествичника, там про тебя все написано». Вот такое бревно не видит, а соринку…

– А чтобы не было осуждения, нужно сказать так: я осуждаю не тебя, а грех…

– Да, очень важно уметь отличать, когда ты говоришь о человеке, что он лжец, а когда констатируешь факт, что он солгал. У аввы Дорофея есть знаменитый ответ на все времена, надо им пользоваться. Не используйте прилагательные, когда говорите о человеке, не говорите, что он глуп. Можете сказать, что он поступил глупо. Иначе вы одним словом подводите знаменатель под всю его жизнь. Кто не ошибается? Тот, кто ничего не делает, не ошибется. Его похоронят и будут говорить: вот этот человек не совершил ни одной ошибки в жизни. А он жил себе как Емеля на печи. Конечно, не ошибешься. Ни добра, ни зла. Но Господь предостерегает: если тебе дан талант (а один талант уж дан каждому), а ты его не развил, горе тебе. Нельзя бороться с грехом, бездействуя. Говорят иногда: если я делаю доброе дело и тщеславлюсь, тогда не буду делать добрых дел, чтобы они не были окрадены тщеславием. Вроде логика есть, но она фальшивая, некоторый софизм. Не надо бояться делать добрые дела, потому что от них в конечном итоге зависит очень многое в нашей жизни. Зависит – не хочу сказать спасение, но качество твоей души. Если она не навыкнет в самопожертвовании, в служении другому человеку, то как ты будешь жить в Боге, Который весь есть служение, любовь и самопожертвование? Очень важно в течение нашей недолгой жизни научиться этим качествам, которыми обладает Господь и о которых мы читаем в Священном Писании.

– Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Так и есть.

– От ненастоящей любви, от чувства любви до чувства ненависти.

– Если человек перестал любить, стал равнодушным…

– Мы говорим о влюбленности. Влюбленность всегда присутствует в начале супружеских отношений. До того как ты создал свой брак, она могла быть к кому угодно. Кого люблю больше – самая популярная тема для кинематографа или литературы еще со времен начала человечества. Мы путаем влюбленность с любовью. В греческом языке словом «любовь» перевели как минимум семь греческих слов, имеющих разные оттенки, например: дружественная любовь, любовь как самопожертвование, супружеская любовь, интимная. А по-русски, используя одно и то же слово, можно обозначить любовь к Богу, жене и мороженому. В греческом полегче с этим: нет таких заблуждений, ставящих знак равенства между чувственной влюбленностью и тем, что ты должен взрастить в течение нескольких лет жизни со своей второй половинкой, когда любовь проявляется в делах.

Мы должны перейти от любви-чувства к любви-действию. Влюбленность – фундамент, некие костыли, леса: строишь здание, но если пытаешься леса снять раньше, чем построил, как дальше достраивать? Влюбленность – это леса. Нужно и самопожертвование, и умение не желать всегда своего. Почему тем, кто женится поздно, тяжелее? Потому, что за три-четыре десятка лет человек привык, что все так, как хочет он. В браке ничего по-твоему не получается, особенно когда появляются дети. Не выходит. Если ты христианин, то на уровне подсознания понимаешь, что это, по сути, монашеский уклад жизни в миру, когда ты свой эгоизм кладешь в жертву на престол семьи. Вообще не понимаю, как светские люди, не верующие ни во что и ни в кого, не расстаются через год-два после закрепления семейных отношений.

– У них может быть настоящая любовь.

– Но потом появляется привыкание. Начинается рутинная жизнь, не хватает огонька, начинаются измены, флирт или недовольство всем тем, что в доме происходит. «Это не то, что я хотел, я хочу, чтобы постоянно был праздник». Бедная моя родственница третий раз замужем. Через год-другой ее мужьям почему-то становилось скучно. Они шли к психологам, а те говорят: она сдерживает тебя в креативности, в твоем развитии, бросай ее. Потому священники очень настороженно относятся к психологам и психологии в принципе (в результате, конечно, мы часто с водой выливаем младенца), но есть же совершенно адекватные психологи, которые не будут тебе советовать антихристианских вещей и не будут использовать шаманские практики в своих действиях.

Есть разные школы, но тем не менее это очень грустная ситуация. От тебя не зависит счастье семейной жизни. Ты ищешь новых впечатлений, ты хочешь, чтобы чувство, которое тебя бодрило, фейерверками взрывало твой мозг и сердце, было всегда. Не бывает так всегда. Но чувство должно, как мы говорим, преобразиться, стать глубже, заиграть другими красками, стать частью тебя. Ты должен весь стать любовью, которая долготерпит, не завидует, не ищет своего, радуется истине, а не радуется неправде, всему верит, терпит, не злорадствует. А главное, отдает себя. Любовь в действии – то, что мы ищем. Этого нам очень сильно не хватает. Мы ищем каких-то чувств, и очень грустно. Вот у меня нет чувств. И что делать? Разводиться? Нет, создавай семью, укрепляй брак. Это школа. Жалко, что в школах не учат семейной жизни...

– Были ли в Вашем пастырском опыте или в опыте общения с подписчиками какие-то, современным словом, лайфхаки, как преодолевать ненависть по отношению к ближнему? И не всегда к ближнему, потому что неприязнь можно испытывать и в очереди за хлебом.

– Во-первых, нужно сдерживать свои проявления гнева.  

– Симптомы.

– Понадобится много лет. По себе говорю. Конечно, благословенны те, кто начинает бороться со всеми своими страстями с юности, отрочества. Если ты лет пять жил, неистово гневаясь на всех, желая им смерти, то где-то столько лет и понадобится, чтобы хотя бы успокоиться и Богу все это отдавать: Господи, Сам разбирайся, а мне помоги не страдать от собственного гнева.

Ведь, самое главное, почему нельзя гневаться и надо прощать врагов? Тебе же самому тяжело, у тебя самого сердце ноет: обидели, обманули, предали... Ты пытаешься материально, психологически решить последствия предательства, но при этом и засыпаешь, и встаешь с мыслью о том, какой ты бедный, несчастный, как тебе жалко себя, обидно. Ты хочешь отмщения не в будущей, а в этой жизни и очень радуешься, когда человеку, который тебя обидел, плохо. Нужно бежать от этих мыслей. Я, конечно, могу посоветовать почитать «Добротолюбие», святых отцов, но это уже повыше класс. Самое лучшее средство от любых навязчивых мыслей и идей – бегство.

Я начинал уже говорить об эмоциях: ими надо руководить. Пришла негативная эмоция –отожмись, съешь что-нибудь вкусное (с точки зрения аскетики это, конечно, ерунда, но все равно отвлечет), займись любимым делом, вспомни о чем-то хорошем, помолись, почитай Евангелие. Сначала останови внешние проявления. Будет непросто, но молчи, досчитай до десяти. Носи с собой фляжку с водой; как только захочешь сказать что-то негативное, возьми в рот глоток воды и держи воду десять секунд. Или прочитай десять раз Иисусову молитву. Я еще в любой неприятной ситуации советую читать 118-й псалом. «Батюшка, мы часто с мужем скандалим, что делать?» Говорю: «Читай 118-й псалом». Наверное, три четверти людей думают, что это работает магически (как и 90-й псалом): почитаю – все будет хорошо. Начинают читать, проходит минут двадцать – и причина скандала за это время забывается. Несколько человек потом мне сказали: «Батюшка, мы, кажется, поняли, почему Вы советовали читать 118-й псалом. Знаете, помогает!» То есть они поняли эту тонкую иронию – если будешь молчать, то и дома будет все хорошо. Муж приходит с работы – час вообще его не трогай, просто молчи.

− Оба супруга должны молчать.

− Муж может что-то рассказать, но он обычно тоже хочет помолчать. Женщина пришла с работы − семья, дети − она работу за секунду забыла. А мужчина нет: он, как армия,  тяжело поворачивается (армии, чтобы развернуться, нужен огромный пустой участок для маневра). Так и мужу, чтобы «развернуться» от мыслей о работе, нужно какое-то время. Если бы жена час просто помолчала, то и разводов в стране было бы не 65 процентов, а, допустим, 45 процентов…

Молчание – золото. Кто-то из святых отцов сказал, что сожалел, когда что-то говорил, и ни разу не пожалел, когда молчал. Действительно, правильно апостол Иаков говорит: язык – маленький член тела, а сколько зла делает и все тело оскверняет. Мне супруга тоже постоянно об этом напоминает, когда я с тещей ругаюсь: «Не мог промолчать?» − «Мог». − «Если б ты исполнял то, что говоришь другим людям, у тебя жизнь была бы лучше».

− Так и есть на самом деле: мы любим советовать другим, а сами об этом даже не думаем.

Вопрос: «Собираюсь разводиться с мужем, у нас две маленькие дочки. Недавно узнала, что в Церкви разрешено разводиться, только если была измена, но мы разводимся из-за другого. Что делать? Жить вместе мы больше не можем. Мы с мужем не венчались».

− Венчались или не венчались – не суть. Попробуйте пообщаться с православным семейным психологом. Подчеркиваю слово «православный», то есть тот, для кого семья имеет некоторую ценность. Для многих светских психологов семья не имеет ценности, для них главная задача – решить проблему, и чаще всего они решают ее ампутацией: есть проблема (ссоритесь с мужем) − разводитесь. Это то же: болит голова – голову с плеч. К сожалению, современная психология приклеивает пластырь к больным местам вместо того, чтобы их лечить. Это же касается, между прочим, и йоги, и медитации, и психологических тренингов, которые в определенный момент твою жизнь облегчают, но проблему не решают. Ты, выйдя из релаксации, опять окунаешься в эту же проблему. Она становится все больше, и тебе все сложнее ее решить. Люди действительно не понимают: «Ох, эти странные батюшки! Они против всего хорошего: медитации, марафонов личностного роста и тому подобного».

Нужно поговорить или с духовником, если он есть (хорошо бы с общим духовником), или, если его нет, с хорошим семейным психологом. В тех же соцсетях некоторые высокообразованные матушки, которые имеют и психологическое образование, и опыт ведения семейных курсов, вместе со своими батюшками устраивают марафоны, объясняя, как выходить из таких ситуаций. Самому выйти не получится, поэтому всем, кто сталкивается с такими сложностями, рекомендую обратиться к специалисту. Можно, конечно, почитать книгу, но это сложнее, лучше личное общение. Спросите у батюшки: «У Вас есть на примете хороший семейный психолог? Кто может мне помочь?» Я лично знаю нескольких таких психологов. Может, Ваш знакомый батюшка тоже кого-то знает. Сейчас с помощью Интернета можно поговорить с психологом и на расстоянии.

− Ненависть и зависть порой серьезно пересекаются. Вот такой вопрос: «Как молиться о помощи в борьбе с грехом зависти?»

  Так завистью пылала кровь моя,

Что если было хорошо другому,

Ты видел бы, как зеленею я.

Так сокрушенно говорил один из томящихся в аду у Данте. Зависть – первый грех, фундамент грехопадения. Именно благодаря зависти мы знаем о таком существе, как дьявол: он через нее пал и из-за нее соблазнил прародителей. Мы знаем, что именно зависть лежит в основе любой революции. Собственно, кто у нас первый революционер? Сатана (тогда еще Денница)  − высший ангел. Некоторые отцы считают, что именно он был ангелом-хранителем земли. Увидев, что Бог создал существо, которое выше его, он позавидовал ему: «Вот эта козявочка выше меня?» Есть такое мнение у отцов, что это и стало причиной вселенской катастрофы. Ведь человек в потенциале выше ангелов. Ангелы – служебные духи, человек – существо богоподобное.

Часто зависть скрывается под чувством поиска справедливости: «Я завидую? Да никогда! Вы что, батюшка! У меня просто обостренное чувство справедливости. А нет же большей несправедливости, как если кто-то живет лучше, чем я». И начинается − не те управляют, не те соседи, не та невестка, муж, сын и так далее. Так что с завистью надо бороться и не прикрывать ее. Видишь, что кому-то хорошо, скажи: «Слава Богу!» Бог посылает дождь на праведных и грешных, говорит Писание. Не сокрушайся о том, что Бог милостив и добр ко всем. Он даже притчу специально для таких людей рассказал о том, как хозяин дал одинаковое количество денег тем, кто работал с первого часа дня, и тем, кто работал всего один час…

Мы тоже обижаемся и гневаемся, что меньше других зарабатываем или имеем меньше возможностей, чем другие. Так кто же тебе не дает развиваться, учиться? Сейчас это намного проще: можно потратить полгода или год и научиться любой профессии через Интернет. Можно научиться чему хочешь, потому что сейчас совсем другие возможности.

Чем плоха зависть? Ты хочешь, чтобы у того, кто чего-то добился, ничего не было, чтобы он все потерял. Как поменять зависть на положительное чувство? Вот другой человек чего-то достиг. А как он этого достиг? Получил образование, меньше спал, больше трудился, меньше тратил… Ты должен мотивироваться чужим благополучием, чтобы самому чего-то достичь. Это, если хотите, можно назвать белой завистью. Просто меняйте знак минус на плюс.

− Вопрос: «Моя дочь-подросток (15 лет) отказывается ходить со мной в церковь, не хочет причащаться; говорит, что не верит в Бога и что я не имею права ее заставлять, хотя в ее детстве мы всей семьей ходили в церковь. Что делать? Как на нее повлиять и обратить ее к Богу?»

− Грустная история. Почти повсеместно такое происходит. Мы обучаем детей некоторой сумме знаний о Боге, а Самого Бога не вводим в их жизнь. Может, и вера наша такая – преисполненная только внешними действиями. Мы не догадались объяснить ребенку, когда ему было 10–14 лет, в чем смысл действий в церкви. Естественно, ребенку, у которого ум еще не помрачен, который еще достаточно прост, смысл ритуалов не совсем ясен. Зачем они нужны? А есть ли Бог? Мама это ребенку объяснила? Девочка стеснялась спросить, а она не рассказывала. Последние два-три года взросления подростка возникало огромное количество вопросов, а мама ничего не дала почитать. Значит, она сама не знает ответы на эти вопросы. Она работает круглые сутки, чтобы у дочки был новый телефон, брендовая одежда; в конце концов, чтобы просто выжить. Мама потом хочет отдохнуть, а с ребенком о вере поговорить некогда. Вот дети и вырастают внешне вроде воцерковленные, а в душе кипят страсти. Они, даже слыша, что надо жить праведно, думают: «Наверное, сегодняшняя жизнь никак не согласовывается с тем, как должны жить христиане». И вместо того, чтобы идти к покаянию, саморазвитию (как раз хороший возраст для этого), подросток решает с верой на какое-то время покончить.

Очень хорошо бы таким детям дать прочитать книгу Льюиса «Письма Баламута». Это художественная переписка двух бесов. Эта книга старшим и младшим подросткам объясняет, как бесы на них влияют, чтобы они отошли от Христа. И взрослые тоже пусть почитают эту книгу, чтобы понять, как вообще бесы работают над нашими детьми и над нами: они не предлагают нам зло в чистом виде, а предлагают его всегда под ширмой добра. Вот эти механизмы как раз неплохо раскрыты в книге.

− Вопрос от телезрителя: «Как научиться не бояться совершать ошибки, ведь они неизбежны? Как перестать постоянно тревожиться и переживать?»

− Не получится не переживать и не тревожиться. Просто не надо быть рабом тревоги и переживаний. Не бойтесь пожертвовать своей гордостью и тщеславием. Осмеяли Вас, Вы ошиблись – ну и ладно. Худшее, что может быть в Вашей жизни, – это жажда идеала, перфекционизм: хочу, чтобы все было по-моему, хорошо, идеально, и по-другому быть не может. Кто-то учит: ты только пожелай, подумай о чем-то, и будет так, как ты пожелал; отправь запрос во Вселенную, и она откликнется; верь, что у тебя все это будет; создавай карту желаний; говори правильные слова, потому что слова и мысли материальны... А когда получается, что по-твоему не выходит (потому что так не бывает), случается глубочайшее разочарование и неврастения. Когда ты розовые очки снять не хочешь, они упадут, разобьются и осколками повредят тебе глаза.

Ошибок будет много, но чем больше их будет, тем больше будет положительных поступков, тем больше появится опыта и уверенности в себе. Через некоторое время ошибки пойдут на спад и в конце концов сведутся к минимуму, а ты станешь профессионалом своего дела. Поэтому если ты в начале пути боишься ошибок, то ты никогда никем не станешь, никогда не реализуешься даже в самой простой области. Все приходит с опытом: «Опыт – сын ошибок трудных». Видишь профессионала, человека, достигшего чего-то, − пожалеть его надо, потому что столько ошибок, сколько он уже совершил, ты, может, за три жизни не совершишь. Но он не побоялся быть осмеянным, преодолел гордость, чуть-чуть понизил самооценку и трудился. В конце концов (может, спустя лет двадцать или двадцать пять) это дало результат. Но если бояться ошибок, ничего не получится вообще. Ты просто будешь середнячком, боящимся всего вокруг и ругающим всех вокруг: все виноваты – тебе не дали реализоваться, тебе помешали, везде плохие люди. Тебе же тяжело сказать, что ты сам виноват, и боишься, что тебе скажут: ты не такой, как о себе думаешь, ты проще, ты ниже. Не бойтесь этого, не бойтесь ошибок, осмеивания (это все будет). Потом это пройдет, и Вы достигнете необходимого результата.

− Батюшка, а когда, делая какое-то дело (например, большой проект), думаешь о том, что о тебе подумают другие, и ждешь критики, то что это за духовное состояние?

Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Есть такие слова в Священном Писании. И мы забываем замечательные слова Спасителя: «не терзайтесь (душой) о завтрашнем дне». Если буквально переводить эту фразу с греческого языка, то там «не терзайтесь». «Хочу, как будет», − говорил один старец. Делай сейчас то дело, которое делаешь на максимуме своих возможностей, не лодырничай, используй время с пользой, а остальное оставь на Промысл Божий. Помоги всем нам, Господи, во всех наших делах, проектах, учебе, семейной жизни и духовном возрастании!

− Отец Владислав, спасибо Вам за сегодняшнюю  беседу. Спасибо телезрителям за вопросы. Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям.

− Дорогие друзья, любое дело начинайте и заканчивайте молитвой. Не надо читать большие тексты, просто скажите: «Господи, благослови! Господи, помоги!» Сделал дело – «Слава Тебе, Господи!» Всегда держите Бога в уме: совершаешь что-то доброе или хочешь сделать что-то негативное, держи Бога в уме. Просите Его о помощи каждую минуту жизни, и Он Своей благодатью и человеколюбием спасет и помилует каждого из нас, даст благодатную силу становиться чуть-чуть лучше с каждым днем.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Жизнь в вере и безверии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​