Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве (Патриаршее подворье). 

– В сегодняшнем евангельском чтении повествуется о том, как саддукеи пришли к Спасителю и задали Ему вопрос. Как положено было по иудейскому закону, женщина выходила замуж по очереди за семерых братьев своего мужа. Все они умерли, не оставив потомства. С кем в Царствии Небесном она будет? Господь ответил, что в Царстве Небесном не женятся и не выходят замуж, а пребывают как ангелы. А у нас, кто сейчас женится на земле, как будет все устроено на небесах? Мы останемся в качестве мужей и жен?

– Небольшой комментарий, что за закон был у иудеев. Наверное, у многих это вызывает недоумение: как это вообще возможно, что вдову берет брат мужа? Иудеи верили в вечную жизнь в семени своем, в своем потомстве, что их потомство доживет до времен пришествия Христа. Поэтому было очень важно, если не было детей, воскресить семя брата, как в Евангелии сказано. Родной брат усопшего мужа мог взять себе в жены его жену. Вот эта ситуация иллюстрирует вопрос саддукеев. Но они, конечно, утрируют. Семь братьев – это невероятная ситуация, фантастическая, такого быть не может. Не потому, что такого не случается, а просто потому, что иудеи испугались бы: что это за вдова, к которой прикоснешься – и смерть неминуемо тебя заберет. Конечно, это была провокация, искушение. Христос отвечает на этот вопрос и отмечает, что мы говорим вообще о другом. Царствие Божие – это не земная жизнь, мы там не будем жениться, это совершенно другое родство, другое единство.

Конечно, мы верим в вечную жизнь мужа и жены – добрых и честных супругов, которых Бог сочетал. Конечно, мы верим, что они и в Царствии Божьем будут вместе. Но не так, как на земле. Речь не идет о плотской близости, об общем хозяйстве, о воспитании детей, что присуще семье. А духовное родство, конечно, сохраняется. Оно сохраняется вообще со всеми христианами. Безусловно, у мужа и жены будет особое состояние в вечности. Но земными мерками мерить совершенно неправильно. Христос и говорит о том, что там совершенно другая жизнь. Это Царствие Божие, там все пребывают в Боге, в любви, в радости. Земные мерки к этому неприменимы.

– Если расширить этот вопрос и посмотреть на отношения родителей и детей, братьев и сестер – такие отношения могут сохраниться?

– Думаю, что да. Мы же молимся друг за друга, за усопших родственников, верим, что они могут молиться за нас. Как можно представить ситуацию, что мы унаследовали Царствие Божие, но при этом друг другу посторонние люди? Нет, конечно, любовь объединяет. Я верю, что все близкие люди встретятся со своими прежде усопшими сродниками. Мы надеемся на это.

– Вопрос: «Поясните слова из Послания апостола Иакова, глава 4: дружба с миром есть вражда против Бога. Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».

– Имеется в виду мир не как отсутствие войны, а как этот земной мир. Апостол Иоанн Богослов говорит, что мир во зле лежит. Если человек привязывается ко всему земному, дружит с этим, это является целью его жизни, наполнением его жизни, его стремлением, мечтой, конечно, он не живет по воле Божией, он отступает от Бога и может даже враждовать с Богом. Воля Божия о каждом человеке – спастись и прийти в познание истины. Воля Божия о каждом человеке – чтобы мы наследовали Царствие Божие, а не максимально комфортно чувствовали себя во временной земной жизни.

Это не означает, что мы должны ссориться с миром, пренебрегать людьми, которые живут мирской жизнью. Это ни в коем случае не оправдывает агрессию, неприязнь. Но мы не должны впускать этот мир полностью в свое сердце. Он не должен захватить нас. Есть необходимые дела, но даже их можно делать как послушание. Есть послушание: работа, учеба, семейные, церковные обязанности. Православный христианин делает все честно. Если мы начинаем халтурить, уклоняться от своих обязанностей и оправдываемся тем, что мы не дружим с миром, вспоминая слова апостола Павла, то это лукавство. Все, что положено делать, мы должны делать честно и хорошо. Но привязываться к земному – это забывать о вечности.

– Где грань, когда я дружу с миром так, что я враг Богу, а когда просто существую?

– Апостол Павел на все вопросы отвечает: все мне можно, но не все полезно; и ничто не должно обладать мною. Если что-то начинает обладать мною, если я становлюсь рабом, зависимым от чего-либо, это уклоняет меня от духовной жизни.

– Мне кажется, зависимому человеку очень тяжело осознать свою зависимость. Как Вы думаете, какой вопрос стоит задать себе, чтобы понять, испытываю я зависимость от чего-то или нет?

– Могу ли я без этого обойтись? Зависимости разные. Одни бывают совершенно явные, и человек в этом случае лукавит, сам себя обманывает или окружающих пытается обмануть. Есть более скрытые зависимости. Человек смотрит футбол по телевизору. Вдруг электричество выключилось, нет футбола. Сможет человек благодушно к этому отнестись или у него проявится раздражение, гнев, ярость? Думаю, что Господь дает нам такие случаи проверить себя. Есть слова, то, как мы себя позиционируем, чтобы о нас думали, что мы хотели бы сами о себе думать, а ситуация показывает подлинное положение вещей, можешь ты без этого или не можешь.

– Вопрос телезрителя: «Игорь, 12 лет. Отец Иоанн Кронштадтский говорил, что Причастие – это дар Божий, нельзя праздновать все время, нужно самому работать. Как понять его слова?»

– Честно говоря, я не помню таких слов, но попробуем порассуждать. Конечно, здорово, что в 12 лет возникают такие вопросы. Это очень важно, духовная жизнь с раннего возраста – это замечательно. Помоги Господи, укрепи.

Духовная жизнь – это труд, это борьба со своими грехами, страстями, преодоление себя. Без борьбы, без духовной брани просто невозможно победить никакую свою страсть. В то же время нужна благодать Божия. Без благодати Божией мы тоже не сможем измениться, преобразиться. Это соработничество Бога и человека. Причастие – это дар Божий. Господь нам преподает Святые Дары, и мы, причащаясь, соединяемся с Господом нашим Иисусом Христом, получаем благодать Божию, которая изменяет нас, исцеляет, дает нам силы для борьбы со своими грехами и страстями. А дальше борьба: наш подвиг, наш труд, наши усилия для победы над собой. Я думаю, эти слова надо понимать так.

– Стоит ли читать труды праведного Иоанна Кронштадтского в 12 лет, начинать с них свое знакомство с духовной жизнью?

– Нет, в полном объеме, наверное, тяжело, но какие-то отдельные моменты – возможно. Двенадцать лет – уже и ребенком трудно назвать, тем более он такие вопросы задает. Сейчас дети очень развиты, вдумчивы. Но многое там может быть непонятно и по возрасту, и по отсутствию духовного опыта. И это речь начала ХХ века, когда жил Иоанн Кронштадтский, это больше ста лет назад, если не ошибаюсь. Конечно, текст его книг, с одной стороны, современный, но слова, обороты не так понятны.

– Кого из святых отцов предпочитаете Вы? В качестве рекомендации.

– Разных. Все зависит от возраста и подготовки. Думаю, всем нам надо познакомиться с трудами Феофана Затворника. Для русского человека это великий святой отец, наш соотечественник. Авва Дорофей – очень полезный и несложный для понимания. Есть отцы очень сложные, которые требуют специальной подготовки. Я в свое время зачитывался святителем Иоанном Златоустом, его словами, письмами, комментариями на Священное Писание. Но можно не только святых отцов читать. Есть замечательные более-менее современные авторы, которые тоже очень полезны. Мне очень нравится старец Паисий Святогорец. На русский язык переведено около шести томов его трудов. Это замечательное чтение. Там и о молитве, и о духовной и семейной жизни.

Очень хорошая книга митрополита Тихона «Несвятые святые». Думаю, большинство людей ее прочитали, но она продолжает быть интересной и популярной. Сейчас много хорошей литературы.

– Вопрос: «Читаю книгу святителя Игнатия (Брянчанинова)…»

– Иногда это твердой пищей может оказаться, не для всех.

– «…„если соединение с Богом не совершится во время земной жизни, то не совершится никогда“. Неужели это так?»

– Когда человек переступает порог земной жизни, он ничего уже не может в себе изменить. Почему невозможно покаяние после смерти? Сожаление, горечь возможны, но покаяние в полном смысле слова – это перемена жизни, перемена ума, метанойя. Не внешнее изменение, не осознание ошибок, а именно изменение. Если жизнь земная позади, что можно изменить? Все уже сделано. Ты отвечаешь перед Богом за прожитую жизнь. В этом смысле так.

Мне очень нравится рассуждение митрополита Антония (Блума), у которого есть такая мысль (не дословно): человек может за порогом жизни встретить Христа и узнать Его как Того, к Кому он всю жизнь стремился, Кого искал, Кого ему недоставало всю жизнь. Может быть, так случилось в его жизни. Мой комментарий: в советский период многие люди прожили честнейшую, достойнейшую жизнь, были добродетельными людьми, но так получилось, что на протяжении многих десятилетий вера была запрещена, гонима, велась атеистическая пропаганда, и они не познакомились с Евангелием, не встретили по-настоящему верующих людей, не смогли прийти в полноте к христианской жизни. Я верю, что Господь таких людей будет судить по совести. Если внутри было христианское начало, если была любовь, доброта, если было даже неведомое исполнение заповедей Божьих, я верю, что Господь силен принять этих людей.

Суд Божий – это суд любви. Он и строгий, и справедливый, но все-таки он милосердный. Поэтому я не стал бы никому выносить приговоры, что что-то невозможно. Но невозможно в том смысле, что невозможно изменить свою жизнь. Ты был научен вере (святитель Игнатий  все-таки писал в другие времена, не очень близкие к советскому периоду), тебя воспитали в вере, ты знал верующих людей, знал Евангелие, знал заповеди Божии, но свою жизнь построил поперек. Не принял Бога, отверг Христа. Тогда да, тогда очень трудно надеяться на что-то. Ты сознательно отвергал это. Бог не нарушает нашей свободы. Тут разные ситуации, разное время, разные люди. Но суд Божий, конечно, милосердный. Мы, несомненно, верим в молитвы Церкви, молитвы праведных людей. Они имеют силу.

– Интересно, что атеизм как явление стал появляться в России именно во времена Российской империи. И это же время торжества православной веры. Она не была запрещена, не была гонима, тем не менее появляются атеистические мысли.

– Не надо идеализировать дореволюционную эпоху. Уход от веры большой части общества, в том числе интеллигенции, начался задолго до Октябрьской революции 1917 года. Если бы все было хорошо, если бы торжество православной веры было не внешнее, а внутреннее, тогда бы и революции не было. Это уже некое возмездие за отступление от веры. Язва в религиозной жизни народа уже была серьезная.

– Как Вы думаете, почему  так произошло? Церковь вроде не гонима, открыто приходите к ней все, кто хочет…

– Так часто происходит, это не в первый раз случилось в истории Вселенской Церкви. Можно и Византию вспомнить. Более того, гонения Церковь очищают. Сколько новомучеников и исповедников Российских дал ХХ век? В церковь ходить запрещалось, храмы разрушались, священников и епископов ссылали и даже казнили. И не только священников, но и рядовых верующих. Монастыри разгоняли. Конечно, количество верующих очень сильно сократилось. Но те, которые остались, стали людьми святой жизни. Явили преданность Христу, Церкви, своей вере. Вопреки всей внешней ситуации они жили христианской жизнью. Так бывает.

Вспомните ранние гонения в ранние века христианства. Церковь была немногочисленна, но это люди, которые за Христа готовы были отдать свою жизнь. А потом при Константине Великом Церковь стала государственная, появляется много новых членов, но ревность угасает. Некая мода: император стал христианином, собирается Вселенский Собор, религиозная жизнь получает другой статус, прекращаются гонения, большее количество людей входит в Церковь, но ревности меньше. Этот процесс в Церкви повторялся неоднократно. Локальные или глобальные гонения сокращали численность христиан, но духом они крепли, праведностью, святой жизнью становились сильнее. Думаю, что ничего удивительного тут как раз и нет.

– Какие уроки можно из этого вынести? Сейчас мы живем в мирное время. Нам ждать упадка?

– Я думаю, что вывод надо сделать очень простой и очевидный. Должна быть внутренняя духовная жизнь. Борьба со своими грехами, страстями, внутреннее делание. Если этого не будет, то обязательно будет упадок и разрушение. Каждый верующий человек, который считает себя православным христианином, должен жить христианской жизнью. Если все останется внешним, будет упадок.

– Вы очень интересно напомнили про эпоху Константина, когда христианство стало официальной религией. Можно ли это сравнить с девяностыми годами в нашей стране, когда в Церковь хлынули толпы?

– Конечно. Понятно, что для России это не новая религия, уже тысячу лет русский народ исповедовал христианство, но в определенном смысле можно сравнить. Появилась некая мода, что-то новое (забытое старое). Так и происходит. Такие колебания происходят в истории Церкви. Церковь начинает влиять на умы. Появляются православные институты, университеты, воскресные школы, начинается преподавание религиозной дисциплины, большее количество людей приходит в храм, приводит своих детей, которые учатся в воскресной школе, занимаются церковными дисциплинами, поют, собираются вместе, общаются. Это очень хорошо. Это, безусловно, влияет на нравственное состояние общества. Христианская проповедь, проповедь Евангелия, пример святости влияют на общество. Количество верующих возрастает, но ревность может угасать.

Вспоминаю, как я воцерковился на рубеже 1989–1990 годов. Крещен я был в младенчестве, а воцерковился в студенческое время. Жажда была духовная. Книжечку какую-то нашел. Нет книжек, только переписанные от руки, напечатанные на машинке. Евангелие только начинало появляться тогда. В 80-е годы Евангелие, Библию невозможно было купить. Сейчас многие телезрители помоложе даже не представляют, что Библия в России не издавалась. Она издавалась в Европе, была так называемая Брюссельская Библия. Маленькая книжечка без картинок, разные форматы, на папиросной бумаге, мелкими-мелкими буквами, так что даже молодой человек не мог это прочитать без лупы. И стоила она сто советских рублей, это целая зарплата. И ее еще нужно было найти. Молитвослов в 1990 году, еще до инфляции, стоил 35–40 рублей. Это невозможно было приобрести.

Услышал проповеди митрополита Антония (вспоминали сегодня о нем) на кассетах, переписанные, перетертые, там уже скрип, треск, ничего услышать нельзя. Склоняешься, перематываешь, переслушиваешь. Вот такая жажда была. А сейчас нашим молодым людям все даром. Хочешь – Интернет, телевидение, любые книги, проповеди везде. Это не ценится. Это потеряло ценность, и, к сожалению, интерес угасает у многих. Возможность есть, а желания мало.

– Вопрос телезрительницы: «Хочу узнать о монахинях в миру. В чем заключается их служение и как женщины к этому приходят?»

– Я думаю, что это как раз явление, распространившееся в советский период, когда были закрыты все монастыри. На территории СССР остались один мужской монастырь и один женский (может быть, я и ошибаюсь, но не очень) – Псково-Печерский мужской монастырь и Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии. Троице-Сергиева лавра была закрыта. Все монастыри были закрыты, многие разрушены. В мир ушли многие монахи и монахини, которые просто не имели возможности жить при монастырях, как должны были. Многие были сосланы, казнены, но кто-то остался жить, нашли светскую работу. Они сохраняли свои монашеские обеты, живя в миру. Появились и новые постриги. Невозможно было их проводить в монастырях (кроме двух монастырей, которые остались). Представьте, на огромную страну монастырей – раз-два и обчелся. Несколько десятилетий было так. Стали совершать постриги благочестивых мужчин и женщин в миру. Они не жили в монастыре, но давали Богу монашеские обеты, принимали постриг. Монашеские обеты – безбрачия, нестяжания и послушания.

Сейчас, мне кажется, такая ситуация не совсем оправданная. Существует достаточно мужских и женских монастырей, и если человек чувствует в себе призвание к монашеской жизни, он должен поступать в монастырь. Наверное, бывают разные случаи, исключения, но как массовое явление сейчас это не имеет оправданий.

Я знаю, что многие люди мечтают и имеют осознанное или немного романтичное, наивное стремление к монашеской жизни. Но собственно сам постриг не спасает. Так же, как не спасет и священный сан или одежда. Если человек хочет жить строгой жизнью, он может исполнять монашеское молитвенное правило, не выходить замуж или не жениться (если так сложилась жизнь), быть нестяжателем, иметь послушание – это всегда возможно, например, при храме. Мне кажется, что искать пострига, чтобы называться монахом или монахиней, – неправильно. Надеюсь, что я ответил на вопрос.

− Часто действительно можно видеть монахинь или монахов, которые не в монастыре, а на приходе. Как оценивается такое явление?

− Я бы оценивать не стал. Бывает, что некоторые монахи, точнее иеромонахи, игумены или архимандриты (монашествующие священники), совершают служение не в монастыре, а на приходе. Так иногда бывает: посылают монаха в сельский храм, в маленькие города. Да и в Москве тоже есть такое послушание: монах служит рядовым клириком или настоятелем в приходском храме. Но их не так много. Конечно, заметное количество, но нельзя сказать, что масса.

Если это монахиня, то может быть так, что женщина приняла монашеские обеты, постриг, а не прилепилась ни к какому конкретному монастырю или у нее есть послушание духовника помогать в том или ином храме. Как массовое явление это появилось во времена гонений в Советском Союзе. Я помню, тогда много было матушек (сейчас гораздо меньше): в сохранившихся действующих храмах подвизались одна, две или три монахини, помогали, следили за облачениями, за порядком, иногда пекли просфоры.

− Вопрос от телезрителя: «У меня есть желание в мае подать документы в семинарию или академию, но только не в Москве, а где-нибудь подальше, чтобы с учебой совмещать молитву, послушание и работу. Есть ли такое место?»

− Есть, конечно, сейчас довольно много семинарий открыто. Но у Вас, может, некие иллюзии о Москве? Московские семинарии очень хорошие: и послушание будет, и тяжело будет, и работать придется – все будет.

Путь правильный, мне кажется, такой: нужно регулярно ходить в храм, участвовать в таинствах Церкви, обязательно исповедоваться и причащаться. Очень важно для духовной жизни, особенно если человек собирается поступать в семинарию, чтобы был духовник. И принимать такие решения нужно, советуясь с духовником. В любом случае для поступления в любую семинарию без исключения нужна рекомендация духовника − это не формальное требование. Священник, духовник должен засвидетельствовать, что он этого человека знает, что его намерения взвешенные, правильные, что он имеет определенное призвание к принятию священного сана и обучению в духовной школе. Поэтому необходимо советоваться с духовником.

А семинарий много: и в Москве очень хорошие семинарии, и в ближайших регионах.

− Еще есть интересный, на мой взгляд, вопрос от телезрителя: «Как можно увидеть Бога во сне?»

− Если одним словом ответить, это ошибочно. Если Вы спрашиваете, что нужно специально сделать, чтобы увидеть Бога во сне, то это прелесть, самообман.  Это невозможно. Никакой технологии, чтобы Господь к нам явился, будь то во сне или наяву, просто не существует.

Бывают ли такие случаи? Мы знаем, что святым людям были видения в тонком сне или наяву. Но подвижник всегда говорил: «Я человек грешный и недостоин видеть Бога, Божию Матерь. Я недостоин лицезреть святость». Поэтому всегда должно быть сомнение: не искушение ли это? Может, это не Господь, а враг рода человеческого пытается тебя обмануть, обольстить, искусить? Поэтому искать таких видений и любое видение принимать за чистую монету не надо. Мы, люди грешные, недостойны лицезреть святость.

Господь нам, без сомнения, открывается, когда мы читаем Евангелие, слово Божье, когда  причащаемся Святых Христовых Таин, когда приносим покаяние. Господь так или иначе входит в нашу жизнь − и мы чувствуем благодать Божию, Его присутствие (или не чувствуем, и Он входит прикровенно). Но так явно во сне – упаси Бог нас этого искать: так можно умом повредиться.

− Святые, Богородица могут во сне являться?

− То же самое: могут, но мы не совсем достойны их видеть. По житиям святых мы знаем такие случаи, тем не менее, если мы считаем, что достойны видеть, лицезреть святость, явление святых или Божьей Матери, то это один шаг в сторону прелести.

− А там, наверное, и до гордости недалеко?

− Это все на гордости замешено, так как прелесть – проявление гордыни.

− Вопрос телезрителя: «Позавчера был день памяти Николая Чудотворца. Родные, близкие поздравляют по Интернету: открытки, песни. Я понимаю, что сейчас век технологий, но мне кто-то внушил, что это похоже на театр со святыней. Нет бы поздравили добрым словом с праздником. Батюшка, развейте мои сомнения!»

− Да, в наш век технологий получаешь в WhatsApp или в другом мессенджере сообщения: «Помолитесь за меня». Это удобно, конечно. Но хорошо бы, чтобы у людей, которые отправляют подобные просьбы, действительно было бы все от души, честно и чисто, чтобы у них была молитва. Это очень важно.

Технологии – это хорошо, но очень легко совершить подмену: скачал красивую картинку, разослал ее  всем своим подписчикам − вроде всех поздравил. Не знаю, сколько Вы получаете таких открыток, но многие батюшки получают так много, что жалко время даже на то, чтобы их открывать, а отвечать уж невозможно. И, пользуясь случаем, хочу попросить: не надо делать веерных рассылок, потому что в этом нет никакого смысла. Если вы хотите поздравить человека, тогда сделайте это лично: напишите, позвоните, пришлите что-то, но понятное, от сердца к сердцу. Технологии помогают, но иногда получаешь десяток одинаковых открыток и даже не знаешь – от кого. Мне тоже это не очень нравится, но не надо раздражаться, смущаться. Праздник – слава Богу, пусть будет хорошее настроение. Мне кажется, это в любом случае лучше, чем рассылка всевозможных скабрезностей.

Не знаю, развеял ли я Ваши сомнения. Категорически плохого в этом ничего нет, но есть некая иллюзия самообмана.

− Телезрительница, которая задавала вопрос, назвала это театр со святыней. Как Вы считаете, похоже?

− Я думаю, что вопрос в том, каково содержание этих рассылок. Ведь содержательная часть у них разная: бывают хорошие слова, молитвы, стихи, все сделано со вкусом, красиво, уместно; а бывает содержание на грани глупости, пошлости, кощунства. Если достойно сделано, то тогда нельзя считать, что это театр и кощунство. Если глупость, пошлость, то тогда это совсем неуместно.

− Это такой механизм: человек просто скачивает картинку из Интернета. Допустим, на праздник святителя Николая присылают открытку, где изображен святой Николай, какой-нибудь храм, облака, цветочки и написано «Поздравляем с праздником святителя Николая», еще какое-нибудь стихотворение. Такое явление  нормальное?

− Это факт. Бывает, что открытка − безвкусный клубок, а бывает хорошее изображение: взята икона, все сделано со вкусом, талантливо. Чем отличается бумажное письмо от электронного? Технологией (бумажные, правда, приятнее получать: они сейчас большая редкость). Я думаю, что открытка бумажная и в Интернете так же отличается, но не должна происходить бездумная, бездушная бомбардировка. Помните, были «письма счастья»: бумажные письма, которые нужно было переписать от руки и разослать друзьям? Кто не напишет, тому горе, кто напишет – счастье. Сейчас в Интернете есть такие псевдорелигиозные рассылки: тоже нужно какую-то молитву переписать, разослать. Сделаешь – COVID-19 не заболеешь, будет счастье или благословение Божие. Это, конечно, глупость и абсолютная подмена − в этом участвовать не надо. Богу нужно наше сердце, молитва, добрые дела, любовь, искренность, открытость, доверие Ему, а не то, что мы скопировали или от руки переписали, а потом всем разослали. Это же магизм в самом примитивном понимании.

− Вопрос от телезрителя: «Много за этот год скончалось известных священников. Если, например, скончался духовник Московской епархии и не был тебе знаком, но ты ощущаешь некую духовную взаимосвязь, нужно ли молиться за него?»

− Нужно. У Бога нет мертвых – у Него все живы: Он же не есть Бог мертвых, но живых. Поэтому, конечно, и можно, и нужно молиться. Именно в молитве мы получаем опыт вечной жизни, потому что мы действительно реально осознаем, что у Бога все живы.

− Интересно, что Вы процитировали Евангелие, которое читалось сегодня.

− Я часто цитирую это Евангелие, потому что у людей много скорби и важно помнить эти слова.

− Еще вопрос от телезрителя: «Батюшка, как перестать ругаться матом?»

− Надо бороться. Это, конечно, зараза та еще. Это грех, пристрастие. И, к сожалению, многие пристрастились к этому: кто-то в армии, кто-то на работе, кто-то в дурной компании. Нужно себе закрывать рот, не позволять, запрещать, изживать это и молиться: просить Бога, чтобы Он очистил сердце.

Знаете, иногда бывает (приходилось слышать): что-то происходит, например, батарея на ногу упала − и выскочило. А если бы внутри этого не было, то и не выскочило бы. Человек может быть воспитанным, сдержанным, иметь определенную дисциплину речи и не позволять себе ругаться, но в какой-то критической ситуации – бах и понеслось... Значит, все-таки не до конца изжито, что-то внутри осталось. Первый шаг, который нужно сделать, − закрыть рот и перестать эти слова повторять. Второй шаг (а лучше параллельно) − просить, чтобы Бог помог. А потом уже это из сердца изживать, стирать, чтобы не только вслух не повторять этих слов, но даже в мыслях.

− А можно ли что-то решить запретом, как Вы считаете? Можно ли запретить человеку материться?

− Сейчас такое время, когда все говорят, что запрещать ничего нельзя, − бесполезно. Я  тоже считаю, что запрещать бессмысленно: человек должен сам все осознать. Конечно, запрет абсолютно ничего не решит без желания человека, его внутренней борьбы и помощи Божьей, но как некая дисциплинарная мера, некий шаг или инструмент запрет может помочь.

 − Вопрос: «Почему на литургии читаются послания апостола Павла, а послания других апостолов и Деяния читают очень редко?»

− Читаются. Просто количество посланий апостола Павла кратно превосходит послания всех других апостолов: половину книг Нового Завета написал апостол Павел. Если сложить вместе все книги Нового Завета (всего 27 книг), то 14 из них − послания апостола Павла. Они превосходят послания других апостолов и по количеству, и по объему. Апостольские послания небольшие. Весь Новый Завет прочитывается за богослужением, кроме Апокалипсиса: в нашей практике Апокалипсис сейчас не читается за богослужением, все остальные книги полностью прочитываются.

− Другие апостолы меньше писали или их посланий мало сохранилось?

− Я думаю, то и другое. Это вопрос научный. Известно, что не все послания апостола Павла дошли до нас. В Послании к Коринфянам есть ссылка на нулевое послание… Я думаю, что апостол Павел больше трудился: он сам  пишет, что потрудился больше других апостолов. Я думаю, его переписка была гораздо обширнее.

−  Вопрос от телезрителя: «Позволительно ли читать Псалтирь, пропуская «славы»? Если да, то в каких случаях?»

− Что значит позволительно? Позволительно не читать Псалтирь или не молиться? Это выбор человека. Есть некий порядок в чтении Псалтири, мы его стараемся придерживаться: в нем есть смысл. А какой смысл пропускать «славу»? Ее прочитать − это же несколько секунд. Мне непонятен смысл опускания «славы». Это же некая помощь, динамика, движение, ритм.

Само по себе то, что человек читает Псалтирь, очень хорошо. Так что можно и пропускать, ничего страшного не произойдет.

− И еще вопрос телезрителя: «Подскажите, пожалуйста, какие молитвы лучше читать о маме и ребенке, у которых слабое здоровье?»

− Главное, молиться Богу, обращаться к Нему. Может, телезритель и не имел этого в виду, но часто бывает такой вопрос: какая молитва в каком случае поможет или какой святой в той или иной ситуации решит эти проблемы? Но это неправильный подход. Мы верим в Бога, доверяем Ему, верим, что святые угодники Божии, Матерь Божия могут за нас помолиться. Мы верим и знаем это из опыта Церкви и нашей веры. Главное −  молиться. А если есть молитва, которая по сердцу, искренняя, которая больше всего помогает обратиться к Богу, той и нужно молиться.

−  Спасибо, отец Алексий, что сегодня отвечали на наши вопросы. Хотел бы попросить Вас что-то пожелать нашим телезрителям и подвести итоги нашей программы.

−  Я бы хотел всем нам, и телезрителям в том числе, пожелать крепкой веры и настоящей благодатной духовной жизни, потому что это путь к радости и счастью. Вот мы все хотим быть счастливыми, но очень часто счастье ищем не там: в богатстве, благополучии, успехе, комфорте, здоровье (хотя это, безусловно, все очень важно). Но сколько людей богатых, но несчастных... Я всем нам, дорогие друзья, братья и сестры, желаю быть по-настоящему счастливыми и радостными людьми.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать