Беседы с батюшкой. Как говорить о Воскресении с современным человеком

21 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко.  

– Сегодня мы будем обсуждать очень интересную тему: «Как говорить о Воскресении Христа с современным человеком».

В Светлое Христово Воскресение мы радостно поем: воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Мы с восторгом и каким-то умилением поем этот пасхальный гимн, и, наверное, людям, которые так или иначе принадлежат Церкви, не нужно никаких пояснений. По воскресеньям мы ходим крестным ходом, идя по улице, и громко возглашаем: «Христос воскресе!» И слышим в ответ: «Воистину воскресе!» Этот возглас слышат не только верующие, но и неверующие, гностики, агностики, атеисты, воинствующие атеисты и просто равнодушные люди. Они слушают, но не слышат. Может быть, я скажу сейчас резко, но даже для нас, православных, произнесение этого возгласа часто превращается в какую-ту дежурную обязанность. Может быть, имеет смысл в наше современное время как-то скорректировать нашу миссию, наш крестный ход и этот возглас с тем, чтобы донести до других его истинный смысл? На мой взгляд, тема о том, как говорить с современным человеком о Воскресении Христовом, сегодня звучит как-то по-особому. Так ли это?

– Спасибо за поднятую тему. Мы наблюдаем в нашей стране, что возглас: «Христос воскресе!» и само отношение к Христу воскресшему потеряло ту остроту, которая была первоначально, когда христианство только-только приходило на Русь. Когда Евангелие только становится известным язычникам, людям совершенно различных религиозных традиций, тогда весть о Воскресении Христовом звучит особым образом – как нечто невероятное.

Сейчас мы наблюдаем, как в нашей стране для многих наших сограждан весть о Воскресении Христовом является уже чем-то банальным. Они с самого детства живут в христианской культуре, знают о православии, видят, как близкие, родственники, друзья празднуют Пасху, и в их сознании Воскресение Христово ассоциируется с конкретными яствами, конкретными традициями. Поэтому сегодня основание христианской веры нуждается в пояснении, чтобы современный человек видел, в чем оно заключается, почему Воскресение Христа является таким дорогим для верующих, почему оно является фундаментом веры. Апостол Павел в Послании к Коринфянам даже говорил, что вера наша бессмысленна, тщетна, если Христос не воскрес.

Но, как мы видим, восприятие Воскресения Христова стало для многих наших современников некой банальностью. Даже есть расхожие анекдоты на эту тему. В советское время один другому рассказывает: «Знаете, Христос воскрес!» Другой отвечает: «Спасибо, я это уже слышал».

Поэтому сегодня, в современное время, основание веры, догмат о Воскресении Христовом нуждается в пояснении, каком-то новом понимании, новом разъяснении нашим ближним и людям, к которым мы обращаемся, когда что-то говорим о Воскресении или когда они спрашивают об этом.

– Слова самые простые: Христос воскрес. Простите меня, но, бывая каждый день в храмах, приходится видеть надпись: «ХВ – ВВ». Мы что – от бедности Церкви не можем написать: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»? Понимаете, для меня этот вопрос соблазнителен. Я думаю о том, что, может быть, вообще ничего не нужно писать? На пасхальных яйцах тоже наклеечки с надписью «ХВ». Не происходит ли какое-то умаление имени Христа в таких вот отправлениях культа?

– Воскресение Христово как фундамент нашей веры с течением времени выразилось в том числе и в форме народной культуры, народного искусства. Нам не избежать этого первого слоя восприятия человеком того, что происходит. Человек практически все важные для него вещи делает частью народной культуры или быта, чтобы это можно было воспринимать как часть праздника, обычая, традиции.

Когда христианин, православный человек видит, что его родные, близкие, друзья воспринимают только этот уровень Воскресения Христова, то очень важно было бы подчеркнуть несколько аспектов, обращаясь к современному человеку. Какие два важных аспекта необходимо выделить в Воскресении Христовом?

Во-первых, то, что Бог хочет показать: для Него важен не только человеческий дух, но и телесность; как духовное начало, так и человеческое начало объединяются в Боге, чтобы быть причастным Богу. Бог высвечивается через человеческое. Бог освящает человеческое, его материальную природу и спасает эту материальную природу. Это первое и очень важное свидетельство, евангельская радостная весть, которая подчас нами игнорируется или даже не замечается.

– Вопрос телезрителя: «Мы призываем в Иисусовой молитве имя Иисуса Христа. Я слышал от какого-то православного церковного человека, что надо еще призывать имя Бога Иегова. А у нас в молитве говорится: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Как правильно?»

– Вы сейчас так много всего сказали, что если начать разбирать каждое слово, получится целая лекция по сектоведению. Я ответил бы на вопрос очень коротко. Самое дорогое и единственно правильное для христиан имя, с помощью которого мы обращаемся к Богу и через которое Бога познаем, – Иисус Христос. Апостол Павел говорил: не желаю знать большего авторитета, кроме имени Иисуса Христа, и не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа.

Мы очень много встречаем в Ветхом Завете имен Бога: Яхве, Бог Вседержитель или Бог воинств. Это, по сути, не имена, а эпитеты, обращения к Богу, которые часто заменяли так называемый священный тетраграмматон для древних евреев. Но мы, во-первых, не древние евреи; во-вторых, нам Бог явился в Своей полноте в лице Иисуса Христа. Поэтому для нас человеческое имя Бога воплотившегося является самым драгоценным, самым главным, самым основательным. И уже во второстепенном значении мы, подчеркивая Божию святость и величие, используем все известные библейские имена.

– Имен Бога в Ветхом Завете достаточно. Но мы живем все-таки не Ветхим Заветом, а Новым и у нас есть имя Христа.

Продолжим обсуждать тему о том, как говорить о Воскресении Христа в современном мире. Действительно, есть несколько аспектов, в которых нам иногда очень сложно разобраться. Вы сказали, что мы как бы адаптируем в нашем быту имя Христа, но наше грешное плотское существо не может быть все время в святости, к которой призывает нас Господь. Нам сложно. Не происходит ли в такой адаптации некой профанации имени Господа?

– Происходит, когда мы перестаем к Богу обращаться с искренним сердцем, как к Богу Живому; когда превращаем Воскресение Христово или любое другое важное событие из жизни Христа (как Рождество, например) в обычай, традицию. Человек, к сожалению, склонен из очень важных вещей делать обычай и традицию только лишь. Поэтому мы должны стараться при  приближении к любому событию, в особенности такому краеугольному и фундаментальному, как Воскресение Христово, себя обновлять. Обычно это происходит в дни Великого поста, Страстной седмицы. Поэтому для Церкви так и драгоценны эти дни, чтобы человек, очистив сознание от стереотипов, суеверия, смог с максимально чистым разумом и сердцем встретить Воскресение Христово.

Второй аспект в отношении Воскресения Христова, который сегодня, по-моему, очень важно доносить до наших современников, – Христос, воскресая, в первую очередь творит величайшее благо для тех, кто Его любил: апостолов, учеников и всех тех, кто воспринял Мессию и Спасителя таким, какой Он был. Потому что иудеи, как мы помним, ждали героя, победоносного воина или царя, но вместо этого встретили совершенно иного Мессию, Которого не приняли, отторгли; Мессию, который не претендует на политическое господство, не собирается сокрушать зубы грешников, то есть не соответствует древним преданиям или тому образу, что был у иудеев. Такой странник, такой человек являлся для них богохульником, тем, от кого лучше избавиться, причем избавиться пафосно, чтобы имя его было стерто навсегда. Поэтому была именно крестная смерть. Не побивание камнями или еще как-то, а пафосная смерть: самая жуткая, самая мерзкая, самая позорная.

Сейчас мы говорим о позорной смерти Христа, но не чувствуем этой позорности и мерзости. Но если изучить этот вопрос, то станет понятно, что иудеи хотели именно навсегда стереть память о богохульнике, с их точки зрения, о Том, Кто подрывал все основные авторитеты иудаизма.

– Поэтому Он и должен был умирать с разбойниками.

– Конечно... Христос, воскресая, в первую очередь приносит невероятное счастье для тех, кто Его возлюбил. Христос не насильствует, не проявляет обязательного насилия даже в отношении веры в Себя. Он мог бы явиться Понтию Пилату, тем же первосвященникам, которые отдали Его на распятие. Он мог бы перед распятием сказать им: через три дня встречаемся на такой-то площади, Я вновь приду и покажу вам Свою Божественную славу. Но Христос остается в отношении их абсолютно спокоен, чтобы они максимально оставались в той духовной свободе, которая для Бога так важна. Чтобы человек, убежденный в своей еретической, даже греховной правоте, мог обратиться к Богу только своей верой, своей любовью, своим смирением.

Апостолы и близкие ко Христу люди торжествуют. То есть в первую очередь Христос, воскресая, этим показывает, что любовь имеет смысл, что в любви есть ценность. Мы уже упомянули, что апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. И в том же послании, в 13-й главе, он говорит, что все в жизни бессмысленно и не имеет никакой ценности, если не имеешь любви.

Объединив эти два понятия, нашему современнику очень важно показывать единство Воскресения Христова и любви как ценности, как абсолютного содержания. Потом Иоанн Богослов будет часто говорить, что Бог есть любовь.

Сейчас, к сожалению, Воскресение Христово даже многими верующими рассматривается как нечто индивидуалистическое, не имеющее отношения к любви. Мы сегодня разделили между собой эти существенные понятия – Воскресение Христово и любовь. Грубо говоря, мы отделили горячие пирожки от бабушки, которая их печет. Мы видим это в некотором разрыве, не можем связать, потому часто и не можем современнику доходчиво пояснить, почему христиане так переживают этот праздник, почему так радуются и в чем, собственно, его суть. Что мне от того, что Христос воскрес две тысячи лет назад?..

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Пророк Даниил говорит, что перед пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет мерзость запустения на святом месте. То есть в храмах, церквях. Вопрос вот в чем. Святейший нас призывает к тому, чтобы мы общались воочию, от сердца к сердцу, а не по телефонам, отправляя всякие открытки. Сейчас даже записки о поминовении можно по телефону отправлять. Может быть, скоро церковь по телефону будет исповедовать и причащать? Вот и мерзость запустения. Простите».

– Интересно, что Вы связали между собой эти две вещи: такое интерактивное общение в церкви и мерзость запустения по Книге пророка Даниила. Известно, что это апокалиптическое место в Книге пророка Даниила посвящено описанию событий перед началом армагеддона, великой битвы, то есть того, что будет происходить в Израильской Церкви прежде всего. Все эти события, описания имели отношение в контексте пророка Даниила прежде всего к израильскому народу.

Но если даже проводить интерпретацию или делать скачок на новозаветное время, то никакой взаимосвязи я лично не вижу. Потому что самое основное и главное таинство Евхаристии совершается при совместной встрече на литургии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христа под видом вина и хлеба. Эта главная встреча между собой, со Христом, которая делает нас едиными в Его Теле и Крови, является центральной и основной.

Конечно, сейчас есть какие-то второстепенные вещи для облегчения, чтобы иметь более широкий охват и географию. Например, если есть возможность подать записку в какой-то конкретный храм или обратиться к священнику, который является духовником, это возможно сделать благодаря современным средствам интернет-связи через мессенджеры. Когда я находился в миссионерских командировках, знакомые люди просили общения, каких-то духовных советов, и через средства интернет-связи мы не прекращали общение, друг другу помогали. Такое следствие творческого начала в человеческом духе может и должно применяться для облегчения коммуникации.

Другой вопрос: прогресс можно использовать в сторону греха и зла (можно и Библией при неправильном к ней отношении убить человека или ввести в ересь). Мир меняется. Еще сто лет назад в храмах не использовалось электричество; тогда тоже многие люди боялись лампочек и других прогрессивных технических средств.

– Да и синодальный перевод Священного Писания десятилетиями входил в обиход Церкви.

– Поэтому так важно ценить встречу, происходящую вокруг Чаши, в оффлайне. Сейчас практически всё мы можем реализовывать с помощью информационных интернет-связей. Но таинства Евхаристии, Исповеди, Крещения остаются теми, когда человек участвует в них непосредственно.

– За литургией мы сегодня радовались Иоанну Богослову, это апостол любви, как его называют многие. Владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, говорил, что именно из-за отсутствия любви наша миссия терпит фиаско: люди смотрят на нас и не видят любви, не видят радости в христианстве, потому что мы не несем эту любовь, как апостол Иоанн.

– Да, к сожалению, в нашей жизни любовь часто отсутствует, ее нет в делах, словах. Некоторые проповедники что-то говорят о Евангелии, а простой человек слушает внимательно, но на деле получается не благая радостная весть, а злая; потому что тот, к кому обращено это слово, начинает еще больше переживать, уходить в уныние, депрессию. Порой неправильная проповедь или недоосознание Евангелия как радостной вести может навредить. Поэтому мы должны каждый раз для себя уяснять, размышлять о сути Евангелия; как эту радостную весть доносить до наших ближних, чтобы они увидели ее, поняли, что она дает вечную жизнь, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Апостол говорит о том, что Христос принес в мир жизнь, чтобы люди имели ее с избытком. Жизнь с избытком, которую человек получает благодаря Христу,  сегодня должна быть актуальной в нашей проповеди. Что такое жизнь с избытком? Современный человек внешне благополучен: он не голодает, ему есть во что одеться и где переночевать ближайшей ночью. О какой жизни с избытком говорит Христос? Он говорит о любви, которая имеет реальную ценность и не является какой-то фантазией или содроганием наших эмоций. Но любовь возможна – только если Христос воскрес. И тогда не важно, что человек думает о справедливости или несправедливости, красоте, уродстве, любви и ненависти. Все это не имеет никакого значения, потому что это прах, часть материального процесса в материальном, бездуховном мире. Как только человек нашел в этом ценность, он в своем подсознании не соглашается до конца с тем, что мир только материален и в нем нет любви, правды.

Каждый человек в глубине своего подсознания имеет структуру, вложенную от Бога, которая ориентирует его на Бога, на то, чтобы найти верный путь. Но ему это часто не нравится, он борется, пытается найти для себя какие-то аргументы или оправдания для того, чтобы превратить Воскресение Христово в банальную, очередную традицию или обычай.

– Вопрос телезрителя: «Вся эта тема держится на вере. Каждый человек приходит к вере своим путем. Может быть, чтобы вера была истинная, надо перестать подгонять человеческие предания (каждую мелочь) под Божественное откровение или Божий Промысл?»

 Я поясню: мы часто стараемся интерпретировать то или иное место Священного Писания на свой лад, высказывать свое собственное мнение по тому или иному поводу.

– Конечно, человек склонен к тому, чтобы субъективно воспринимать реальность, в том числе Евангелие. Поэтому так важно быть в Православной Церкви, чтобы не находиться в «небольшой комнатушке» и не читать наедине Писание, как будто это оторванный текст от всей предыдущей христианской традиции. Евангелие было написано и утверждено в Церкви. Церковью оно было воспринято, пережито и воплощено в богослужении, богословии, искусстве.

– Поэтому мы не читаем Откровение Иоанна Богослова?

– Откровение Иоанна Богослова носит непростой характер, в нем много сложных моментов для раннехристианской Церкви, которая так смотрела на Откровение с точки зрения реальности авторства, идей, которые там изложены. Церковь восприняла Откровение Иоанна Богослова как канонический текст довольно поздно – он один из последних вошел в канон Нового Завета. В нем есть много важных моментов (об этом говорят современные исследователи), но оно носит тот характер, который можно воспринять очень субъективно. Поэтому в Церкви есть лишь несколько осторожных толкований святых отцов на Откровение Иоанна Богослова.  Эта книга скорее является назидательной и традиционно не читается за богослужением.

– Мы очень любим истолковывать все, что изложено в Священном Писании. Если вспомнить икону Воскресения Христова, у нас их две: когда Христос стоит на доске разрушенного ада, – и в этом великий смысл Воскресения Христова («смертию смерть поправ»); другая икона – воскресший Христос и два ангела, без каких-то изысков, просто светлый образ Господа нашего Иисуса Христа. Первый образ на разрушенном аде говорит о том, что Воскресение Христово воспринимается как победа над смертью. Если все это исключить, тогда мы не очень поймем, что вообще произошло.  Помните? Смертьгде твое жалоад! где твоя победа? Для нас здесь важно понять: каким образом Воскресение связано с нашим спасением?

– Современному человеку важно пояснять, что смерть – некий конечный итог, бессмыслица, в которой уравниваются все: люди, собаки, тараканы. Все, что есть в этом мире. Смерть делает всех одинаковыми в недрах земли и дальше. Поэтому победа над смертью – это прежде всего победа над бессмыслицей; и наша жизнь и существование имеют смысл, в нас есть то, что Бог хочет продлить, преобразить, и Он хочет общаться с нами как Человек.

После Воскресения (читаем в последних главах Евангелия) Христос практически не проповедует, не дает апостолам каких-то новых знаний или заповедей. Он с ними общается, жарит вместе рыбу, ест хлеб, встречается на берегу, перед Своим Вознесением говорит только о том, чтобы они шли во все народы, были свидетелями и крестили всех во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Что так важно для Бога в Лице Иисуса Христа в эти драгоценные сорок дней после Воскресения? Общение с теми, кого Он любил при жизни. Он дарит им это общение, чтобы им насытились; показывает, что хочет сохранить в вечности то, что Ему дорого.

По сути, Бог освящает человеческий быт: мы как-то недооцениваем общение в нашей жизни, нейтрализуем его, считаем это ничем. Но Бог освящает Своим присутствием само человеческое бытие (даже самое простое): принятие пищи, совместные дела, совместный труд, общение – все это Бог хочет сохранить, освятить, преобразить, спасая материальную сторону.

Важно пояснять, что Христос Своим Воскресением спасает человека от бессмыслицы его жизни, безнадежности принятия этой бессмыслицы. У человека есть возможность почувствовать себя значимым, осознать, насколько он дорог для Бога и для другого человека как образ Божий. Любовь роднит людей, делает едиными между собой, потому что Бог хочет спасти и спасает – это то, что имеет реальный и единственный онтологический подлинный смысл.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Воскресший Христос да благословит нас в эти дни, наполнит нас радостью Своего Воскресения, чтобы мы в течение всего года до следующего празднования Пасхи носили эту радостную весть в себе – живой огонек светлого Воскресения.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать