Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

18 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры священник Валерий Духанин. 

У нас есть первый вопрос: «Как поступать с возникшим смущением в ситуации, когда подруга, ухаживающая за больным коронавирусом сыном и проживающая с ним в одной квартире, ходит на службы, надевает маску только на рот (нос открыт) и на вопрос, не боится ли она кого-либо заразить, отвечает, что заразиться можно везде?»

– Такая подруга ведет себя не совсем по-дружески. Если общаешься с зараженными людьми, то, естественно, сам можешь стать переносчиком инфекции. А надевать маску только на рот, не прикрывая нос, – это самообман и имитация защиты. Спроси любого врача или медсестру, они скажут, что для того, чтобы хоть как-то защититься, надо обязательно полностью закрывать рот и нос.

Если мы любим наших ближних, мы стараемся их защитить, в том числе от заражения. И поэтому лучше этой женщине на какое-то время воздержаться от участия в общем богослужении. Вдруг она заразит какого-то пожилого человека и станет причиной его смерти? Во многом вина будет на ней.

А если убедить ее не получается, то ничего не поделаешь. Потому что народ наш, к сожалению, не всегда и не во всем настолько воспитан,чтобы слушать других. Что делать со смущением? Сказать: «Господи, прости нас, грешных, спаси и умудри». И все-таки приходить в храм, стараться соблюдать положенную дистанцию в полтора метра и самим правильно носить маски. Других мы перевоспитать не можем, изменить их сознание и  мысли. 

Вспоминаю одну знакомую, которая работала на скорой фельдшером. Она была уже беременна, и получилось так, что ее направили оказывать медицинскую помощь зараженным краснухой. А это очень опасно для беременной женщины. Но она, положившись на Бога, все равно оказала всю положенную помощь, и Господь сохранил ее. Иногда бывает так, что Господь сохраняет человека ради его жертвенности, ради верности своему долгу.

Хотя мы знаем, что когда был пик эпидемии, от коронавируса умерло около пятидесяти священников и около пятисот врачей. Вот такая жертвенность. Если мы ведем себя безответственно, не соблюдаем меры предосторожности, то становимся виновниками заражения. А если человек заразится, то потом у него могут быть последствия, он может стать инвалидом или даже умереть. Не нужно брать на себя такой груз, нам и так грехов хватает.

– Такая ситуация: в дружеском разговоре знакомый сообщил, что его родственник заболел коронавирусом. На следующий день я вижу его в храме в очереди к Причастию. Я тоже собирался причащаться. Что делать? Следует ли, уповая на Бога, думать, что со мной ничего не случится, или же это будет искушением Бога?

– Поскольку у Вас возраст еще молодой и Вы не настолько подвержены вирусу, то, наверное, если Вы подготовились, стоит идти причащаться Святых Таин. А пожилым людям стоит быть более предусмотрительными, соблюдать более строгие правила. Но ситуация на самом деле непростая. Может быть, он еще не успел заразиться.

Кроме того, сейчас в храмах батюшки все равно должны причащать так, чтобы эта зараза не передавалась. Где-то обрабатывают лжицы, в каких-то церквях используют пластиковые ложечки.

За Вас мне тяжело решить такую ситуацию, но если уж Вы подготовились к причащению, то, наверное, надо, уповая на Господа всецело, идти причащаться, отложив это смущение. А людям пожилого возраста стоит на какое-то время стать более предусмотрительными и в пик эпидемии воздержаться от посещения общественных богослужений, а больше уделить время личной, домашней молитве. И потом, когда пик эпидемии спадет, уже присоединиться ко всем. К тому же батюшки специально ходят по домам и причащают, в том числе и во время эпидемии.

– Вы говорите, что надо идти к Чаше с упованием. А не является ли это искушением Бога? Что мне думать в этот момент? Что Господь все управит? Или я Его искушаю своей мыслью, что Он все сделает за меня, а я могу не соблюдать меры защиты?

– Прямо скажу, что здесь вопрос трудный. Я не берусь произвести окончательный суд, потому что для меня самого это тоже постоянный вопрос. Сейчас в храм могут приходить зараженные люди, но на более строгие меры ждем общего благословения священноначалия. В этом конкретном случае сложно разобраться, так как все очень тонко: он общался с больным, но непонятно, заразился сам или нет. Мы идем к Чаше, но искушаем мы Господа или нет – вопрос сложный. Однако всего бояться, наверное, неправильно.

Один священник как-то рассказывал историю про своего отца, которая произошла еще в советское время, когда не было мобильной связи. Батюшка был в Москве, а его отец находился далеко, где-то на Украине. Отец был уже преклонного возраста, и чтобы переговорить с ним, нужно было послать телеграмму, пригласить отца к положенному часу на телефонную станцию, заказать звонок. У отца не было даже домашнего телефона, приглашать его на телефонную станцию приходилось через соседей.

И вот его сын заказал звонок, переговорил с ним, они все обсудили. Вдруг на следующее утро ему приходит телеграмма, что отец умер. Он очень удивился и расстроился, ведь вечером разговаривали, все было нормально. Связавшись с соседями, стал это выяснять. Оказалось, что отец после звонка по пути зашел к своему другу, а тот его угостил каким-то алкоголем, который оказался поддельным. Отец отравился и умер. Сын расстроился и решил сразу ехать разбираться, отчитывать друга отца, выяснять, зачем он так поступил. Вдруг ночью ему во сне является отец и говорит: «Саша, никуда не езди, потому что смерть всегда найдет причину». То есть когда человеку положено умереть, Господь это попускает. Причины могут быть разные, но есть определенные попущения Божии, определенный Божий Промысл. И так и будет, хочешь ты или нет.

Кто-то из батюшек рассказывал: его близкий родственник всю жизнь заботился о здоровье, вел спортивный образ жизни, в период эпидемии выехал за город, где соблюдал карантин, но легко подхватил вирус, выходя в магазин за продуктами. В считанные дни у него развилась тяжелая картина,  он умер. Бывает и такое, это тоже Промысл Божий.

Важно соблюдать меры безопасности. Батюшки должны обрабатывать лжицу, как предписано Священным Синодом. А мы, если идем причащаться, не должны общаться близко с человеком, который контактировал с зараженными.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос о возложении рук. В чем заключается тут духовная составляющая? Или ее нет и это теперь лишь установившийся ритуал? Потому что я сомневаюсь, что наложением рук можно передавать Святого Духа или Его благодать, как будто это какая-то эстафетная палочка. Тем более грешному человеку, в каком бы сане он ни находился. Это было исключительное мероприятие, чудо, когда по просьбе Христа Святой Дух сошел на апостолов. А дальше?»

– А дальше мы читаем о возложении рук в Книге Деяний; например, был рукоположен апостол Павел, которого тогда звали Савлом. Когда его и некоторых других выделили для служения, на них возложили руки и помолились о них. И они были посвящены на это особое священное служение. И потом сам апостол Павел пишет к Тимофею: «Ты возгревай благодать Святого Духа, которая пребывает в тебе через возложение моих рук». Благодать Божия – это не просто что-то отвлеченное. Она сошла на святых апостолов именно ощутимо, она осенила не только их души, но и тела. Она была дана в зримом образе, в виде огня, который почил на каждом апостоле, она проявлялась через конкретные знания языков.

Благодать обымает всего человека, его душу и тело. И соответственно, когда они возлагали руки, то делали это не просто так, а обращаясь к Богу, совершая церковное священнодействие. Потому что Церковь – это не просто люди, а это Святой Дух, живущий в людях, совершающих богослужение. И те, кто уже приобщен этой благодати, возлагая руки, молитвенно ее передают. Поэтому мы почитаем мощи святых. Это не просто мертвые косточки. Это храмы Духа Святого. Апостол Павел тоже пишет: «Тела ваши должны быть храмами Духа Святого». Но у кого они стали храмами Духа Святого? У святых людей. Потому что они стяжали благодать, и освятились не только их души, но и  тела.

В лавре был случай, когда один протестантский пастор приезжал для обмена опытом в Московскую духовную академию. Друг пригласил его в Троицкий собор к мощам преподобного Сергия. Он пошел просто ради интереса, за компанию, потому что у них нет почитания святых, а тем более их мощей. Он стал повторять все, что делал его православный товарищ. Тот крестится, и он решил перекреститься, тот прикладывается к мощам, и он тоже стал прикладываться.

Когда он прикладывался, то почувствовал какое-то невероятное благодатное состояние, как будто Сам Господь прикоснулся к нему. Он почувствовал радость, его как будто пронзило. И он понял, что через мощи преподобного Сергия его коснулась благодать Божия. Он этому удивился и даже расстроился, потому что всегда раньше считал, что благодать Божия не может проявлять себя через тела давно почивших людей. А тут вдруг это проявилось так явно, наглядно и ощутимо для него, что потом он решил прийти сюда еще раз. Это повторилось опять, но уже в меньшей степени. Тот момент стал поворотным в его жизни: он принял православие,  потом даже стал православным священником. Недавно я узнал, что он из Голландии переехал в Москву. Вот как человек почувствовал благодать через мощи преподобного Сергия.

Но это мы говорили про благодать, которую преподобный Сергий стяжал через личный подвиг. А бывает благодать Святого Духа, которая преподается как некий дар служения. Он передается через возложение рук от апостолов, об этом писал апостол Павел. Он рукополагал и Тита, и Тимофея, он обращал к ним свои послания. И сам Павел был рукоположен, о чем мы читаем в Книге Деяний. И дальше эта цепочка рукоположений продолжается. Вы упомянули слово «эстафета». Да, возможно, это приземленный образ, но в каком-то смысле это именно так. Бывают преемники достойные и не очень достойные, те, которые чисто живут и сохраняют в чистоте этот дар, и нерадивые, но благодать Святого Духа все равно не умаляется.

В патерике есть интересная история. Один монах-подвижник, живший где-то в удалении, приглашал к себе пресвитера, чтобы тот его причащал. А потом кто-то сообщил этому подвижнику, что данный пресвитер ведет недостойный образ жизни. И когда он в следующий раз пришел причащать подвижника, то тот его не принял. И ему было видение: около колодца с чистой водой стоит прокаженный человек, который серебряным ковшом черпает воду и раздает жаждущим. И подвижник слышит голос: «Какая тебе разница, кто именно раздает эту живую воду? Главное, что эта вода может спасти жизнь жаждущему».

И он понял, что самое главное – это вода живая. Эта чистая вода благодати Святого Духа остается в Церкви и преподается даже через недостойных священников, в духовном смысле прокаженных.

– Вопрос телезрителя: «Прежде чем читать Псалтирь, нужно взять благословение батюшки. Правда ли, что мирянам лучше не читать по ночам Псалтирь, иначе могут приходить бесы?»

– Да, правильно. Потому что если Вы сломаете свой режим дня, прежде всего придет бессонница. Не зря все-таки Господь установил, что есть день, а есть ночь. Когда наступает ночь, то даже цветочки  закрывают свои лепестки. Некоторые животные днем спят, а ночью бодрствуют, но у них другой ритм. А человеку Господь дал такой ритм, чтобы мы ложились вовремя спать.

Да, бывало, что святые отцы ночью читали Псалтирь. Но скажу так: они зачастую в первую половину ночи спали. Так, преподобный Серафим Саровский говорил: спи десятый, одиннадцатый, двенадцатый час вплоть до часу ночи, а потом можешь встать помолиться. Это он говорил тем, кто был подвижнически настроен. Дело в том, что самый здоровый сон именно в первую половину ночи. Лучше лечь в 22.00 и пораньше подняться на молитву. И, кстати, врачи это тоже подтверждают, потому что нужные для нашего организма гормоны вырабатываются именно в первую половину ночи (до часу или двух часов).

Когда изобрели электрический свет, казалось, что мы можем отодвинуть все границы ночи и ложиться в другое время. Однако сбиваются все ритмы и рушится здоровье. Вначале приходит бессонница, наступает сбой, может, и психический, а там уж какие угодно бесы будут являться. То есть совершенно очевидно, что не надо брать на себя такие подвиги. А если мы беремся читать Псалтирь, то обращаемся за благословением к священнику.  Потому что именно священник скажет, что нужно здравомыслие. А здравомыслие в том, что нужно читать в меру, но регулярно. Как лекарство в болезни: если человек начнет принимать сразу много лекарств, то только навредит себе. И если он не будет принимать лекарств, то как вылечится?

Псалтирь – это духовное врачевство, но его нужно принимать в меру, для мирянина эта мера – один, два или три псалма в день. Псалтирь делится на двадцать кафизм. Каждая кафизма делится на три части. Мирянину достаточно прочитывать одну часть в день. Это уже выработано. Не стремитесь даже целую кафизму прочитывать за день, прочитайте одну часть, одну треть кафизмы, и этого достаточно. И старайтесь, конечно, читать толкования псалмов, потому что иногда мы не совсем понимаем их содержание.

А бесы действительно искушают нас, а мы им даем повод своим неразумием, возлагая на себя подвиги, которым мы не соответствуем по своему устроению. Будешь читать в меру, как положено, и никакой бес к тебе не приблизится.

– Бывает, живешь обычной размеренной жизнью, не читаешь Псалтирь и в какой-то момент решаешь, что наступило время потрудиться на духовном поприще, и решаешь вычитать за день всю Псалтирь, например. Если хочешь взять на себя какой-то подвиг, то что делать, чтобы не было бесов от бессонницы?

– Если хочешь взять на себя какой-то подвиг, то подумай, стоит ли это делать. Возьми простое, небольшое правило (не подвиг, а именно правило). Не нужно вычитывать массу молитв, потому что голова их не вмещает – и душа перестает молиться. Выдели определенное время. Допустим: «Вечером я молюсь полчаса или всего лишь 20 минут строго каждый день». Двадцать минут вечером, 20 минут утром, если есть возможность – 20 минут днем. Но вечером – обязательно.

Какие тут подвиги! Возьмешь на себя все это, начнешь вычитывать – спешишь, спотыкаешься, ничего не понимаешь... Разве это Богу нужно? Господь хочет, чтобы открылось наше сердце. А для этого молитва должна быть тихой (в смысле тишины сердца). Умиротворенное сердце, спокойные чувства, мирная покаянная благоговейная мысль.

Не нужно набирать много молитв. Выдели, если у тебя получается, 40 минут. Наверное, для мирянина этого достаточно. Сорок – число священное.

– Вопрос телезрителя: «Почему Бог не помогает людям, когда они в Нем реально нуждаются?»

– Вопрос очень обобщенный. В каком смысле «не помогает»? В чем именно?Допустим, мы хотим вылечиться от всех наших болезней и просим Бога: «Непременно нас исцели». А может быть, эти болезни и есть наше исцеление? То есть недуги – врачевание нашей души, которое нам дает Господь. И в этот момент Он находится рядом с нами.

Или кто-то просит: «Господи, сделай так, чтобы у меня была высокая зарплата». А потом, когда это дается, человек доходит до такой степени распущенности, что теряет человеческий облик. Я знаю многих людей, которые занялись бизнесом, и им было дано достичь успеха. К великому сожалению, они развратились до ужаса: развелись-переразвелись, кто спился, кто подсел на наркотики… Эти люди весь бизнес растеряли, но тех средств, которые они накопили, оказалось достаточно для того, чтобы погубить свои души в псевдоудовольствиях.

Те, кому Господь подавал трудности (они шли, все время преодолевая какие-то препятствия), внутренне созидались как цельные личности. Было видно, что Бог их благословил.

Вопрос в том, чего просить. В сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце» (вспомним простые детские сказки) главный герой, когда у него наконец появилась счастливая возможность попросить чего-то у волшебного персонажа, произнес: «Мне бы повозочку, деньжат…» И услышал в ответ: «Какую повозочку? Каких деньжат? Тебе ума надо бы просить для себя!»

Человек получает средства – его сердце становится холодным. Он не чувствует боль другого, несчастен. Господь находится рядом. Он зачастую дает то, к чему человек очень стремится. Но мы то одного хотим, то другого. Потом сами не понимаем, что для нас лучше. Не нужно думать, что Господь тут же исполнит все, чего мы в этот момент требуем. Почему Он должен быть у нас на побегушках, выполняя то одну, то другую просьбу, что пойдет нам во вред?

В самой тяжелой ситуации, когда умирает близкий человек, Господь примет его душу, если мы о нем молились. Мы не можем жить здесь, на этой грешной земле, вечно. Тут, сколько ни пытайся чего-то достичь, счастлив не будешь. Поэтому надо учиться замечать Божие присутствие в том, что тебе уже дано: в скорбях, трудностях.

Путь Христов каким был? Сквозь трудности, скорби, жизненные превратности. Ни личного имущества, ни комфорта. Все время Его кто-то гнал, притеснял, попрекал. В конце концов просто взяли и распяли. После этого, мы знаем, была слава Воскресения.

Если хочешь быть со Христом, то тоже пройди через скорби, Голгофу. Поначалу мы не замечаем Божьего присутствия.

– У меня есть небольшое дополнение к вопросу телезрителя. Сколько мы с экрана телевизора призываем молиться! Нет ли противоречия в том, что мы много молимся, а Господь нам не отвечает? Жаждем ответа, а его нет. Но говорим, что нужно все время молиться.

– Ответ есть, но не всегда такой, какой мы хотим с ходу услышать. Мой друг окончил семинарию и никак не мог жениться. Он говорил: «С кем ни знакомлюсь – ничего не получается. Молюсь-молюсь. Правило взял. Мне кажется, чем больше молюсь, тем только хуже становится: все, наоборот, еще больше рушится».

На самом деле Господь его через это испытывал. Если мы тут же отворачиваемся от Бога, то выходит, что Он Сам нам не нужен: надо было, чтобы Господь просто выполнил нашу просьбу. Люди часто относятся к Богу как мелкие потребители.

Представьте: родители нужны детям только для того, чтобы исполнять какие-то детские капризы. Это же страшная вещь, крах! Такие дети и свою жизнь в конце концов не устроят. Господь пытается нас испытывать, врачевать, чтобы, когда не выполняются наши просьбы, мы понимали, что прежде всего нам, людям, нужен Сам Бог.

Если мы будем с Богом, то Он все решит за нас. Прошло время – и Господь дал моему другу прекрасную спутницу жизни. Он женился, стал священником, настоятелем. Пишет, публикуется, проповедует.

В какой-то период времени нам кажется, что ничего не получается. В Евангелии женщина-хананеянка кричит Господу: «Исцели мою дочь: она беснуется». Христос, Который исцеляет, изгоняет бесов (не важно, легион бесов, меньше или больше: изгоняет – и все), на ее голос вообще не реагирует, как будто не слышит. Даже ученики Ему говорят: «Что же Ты не отвечаешь на ее слова?» А Он произносит следующее: Я послан только к… овцам дома Израилева. Христос отвергает даже ходатайство  Своих учеников за эту женщину.

Когда она подходит к Нему, снова прося: помоги мне, – Он ей дает третье испытание. Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. По-гречески там κυνάρια, то есть «щенята». Он смягчает слово, но все равно испытывает ее. Христос ей не помог, но женщина не уходит, думая: «Он не хочет услышать мою просьбу», – а полностью смиряется: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. То есть: «Да, я как эти щенята, которые в господских домах собирают крохи, падающие со стола». И тут Господь прославляет эту женщину: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Спаситель показывает, что просьба выполняется только тогда, когда человек полностью смиряется, признает, что не заслуживает почестей, особого внимания («Бог непременно должен тут же ответить на все мои просьбы»). Смиренная душа всегда получает ответ. Это как закон действует.

Я вспоминаю некоторые случаи из жизни. В очень тяжелых ситуациях, когда полностью смиришься и попросишь от всего сердца, Господь тут же все исправляет.

– Вопрос телезрителя: «В Псалтири встречаются слова: Окружили меня враги... Ближние наши – как бы враги. Но я смотрю на них как на учителей. Через врагов Господь учит нас терпению, смирению, послушанию. Они не могут быть моими врагами: они мои учителя. А Псалтирь говорит, что они враги. Как с этим быть?»

– Псалтирь не говорит, что наши ближние, которые нас окружили,– враги. Святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, что Псалтирь имеет духовно-символическое значение. Враги, которые окружают нас, – бесовские силы. Они внушают нам мысли ропота, негодования, злобы. Враги, которые пытаются нас окружить и погубить, – падшие духи. Они сами – чада тьмы, наследники вечных мук и хотят нас туда же увлечь.

Чтобы полностью отгородиться от них, мы молимся. Они пытаются соблазнить нас своими внушениями, злобой на ближних, ропотом, недовольством. Мы начинаем всех и вся осуждать. Вы совершенно верно сказали (отличное прозрение!), что Господь окружает нас теми ближними, через которых врачует: так вскрываются наши немощи. Враги – наши помыслы, недовольство ближними. Так надо понимать повествование Псалтири о врагах.

– Демоны никак не соотносятся с нашими страстями?

– Еще как соотносятся! Есть наши злые навыки, но есть и внушение падших духов. Бесы подбрасывают нам какие-то помыслы и пытаются разжечь в нас страсти. Мы и так очень падки на греховные увлечения.

Только духовно чуткие святые люди сразу различают: «Это мое собственное страстное состояние, а это мне внушает падший демон». Святые видят, как демоны пускают стрелы – греховные помыслы, которые пытаются в нас разжечь страсти. Мы с трудом это различаем, не знаем: то ли мы сами инициаторы, то ли падший дух, который подбросил нам повод рассердиться на кого-то, а мы увлеклись этим поводом – и скатали из него снежный ком в своей душе.

В любом случае наша задача (не важно, бес подбросил или наша собственная падшая природа порождает злые мысли), как только мы замечаем блудные помыслы, помыслы гнева, осуждения, гордости, – тут же обращаться к Господу с молитвой: «Боже, прости меня, грешного! Боже, очисти меня, грешного!»

Необходимо переключаться на молитву, чтобы не увлечься стрелами лукавого или проявлениями своих страстей, на самом прилоге, как только возникает приражение на мысленном или сердечном, чувственном уровнях.

Мы всегда всем недовольны. Какое ни дай нам правительство или социальный строй, мы все время будем недовольны, будем проявлять негодование, раздражение, возмущение. Из-за чего? Из-за того, что сердце у нас немирное. У нас нет мира внутри души, потому что она нечиста. Душа наша как мутное болото. Если душа чиста, она как прозрачная озерная вода, в которой все видно.

Внешние события – повод. Если не победить свои недовольства (у нас все время свербит в душе, все не так), то нас будет все раздражать. И асфальт не так положен, и воду не так провели, и соседи не так себя ведут… Все будет не так.

Замечая прилог, злые мысли, тут же их отсекай. Учись благодарить Бога: «Слава Тебе, Господи, что Ты именно этими людьми меня окружил, потому что через них врачуются мои немощи!»

– Хорошая тема – благодарение Бога. Легко это делать, когда все есть. Как научиться благодарить, когда у тебя ничего нет и ты видишь, что благополучно живут многие люди, которые не благодарят Господа и не молятся Ему?

– Человек доволен не тогда, когда у него все есть. Душа всегда жаждет насыщения, полноты. Она может это обрести только в Боге, Который есть бесконечная Любовь, бесконечное Благо, бесконечная Жизнь. У тех, кто приобщился к этой жизни, в сердце – настоящее счастье.

Если этого нет, человек будет заменять свои потребности: бесконечно насыщать свою душу покупками более дорогих машин, телефонов, земли, поездками на курорты – и все больше, больше, больше... А душа не сможет насытиться. Все равно внутри чего-то не будет хватать.Человек что-то приобретает – неделю спокоен, потом все приедается. Потому что чего ни достигни, это не может удовлетворить сердца.

Наше сердце создано только для единения с Господом, для неба. Мы призваны стяжать небо еще здесь, как это было у Паисия Святогорца, Гавриила Самтаврийского, Матроны Московской. Она слепая, инвалид. У нее ничего нет. А к ней идут за поддержкой, утешением. Она помогает людям, которые внешне обладают большими благами.

Схимонахиня Сепфора не так давно жила рядом с Оптиной пустынью, в Клыкове. В молодости она хотела быть монахиней, но ее не благословили. Она вступила в брак, стала многодетной мамой, до конца выполнила свой долг. При этом пережила гонения. Ее дом разобрали по бревнышкам, но она никого не осудила, просто недоумевала: «На дрова, что ли, нужны эти бревна?»

Она вела чистый, христианский образ жизни: не осуждала, воспитывала детей, внуков. Стала монахиней в преклонном возрасте, когда умер муж. Желала быть в монастыре, но появилась там в возрасте 97 лет. Представьте, сколько пришлось ждать с молодости! Она прожила больше ста лет. Человек стяжал от Господа смирение, кротость, терпение. Люди шли к ней потому, что у нее внутри было подлинное благо. Она стяжала Бога, и это все чувствовали.

Это радость! Когда человек стяжал Бога, он стяжал все. А когда не обрел Божию благодать, ничего не обрел. Даже будучи миллионером или миллиардером, он несчастен.

– Отец Валерий,  хотел бы попросить Вас подвести итог нашей программы и что-то пожелать телезрителям.

– Братья и сестры! Всякие испытания посещают нас, но это Божие врачевство, которое нужно для того, чтобы мы усиливали наши молитвы, не расслаблялись и учились молиться дома. Карантин нас к этому обязывает. Учитесь внимательно молиться дома, выстраивать отношения с ближними, потому что обычно мы куда-то спешим, суетимся.

Ограничения дают нам возможность на какое-то время остаться дома, организовать семейный досуг: вместе что-то поучительное почитать, послушать Евангелие (можно даже аудиозаписи слушать с детьми или внуками). Сейчас много прекрасных документальных фильмов, видеороликов, посвященных святым людям, различным святыням.

Самое главное – не унывать, очищать свое сердце, понимать, что Господь всегда рядом с нами, поэтому Он нас не оставит.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Алена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​