Беседы с батюшкой. Крещение Господне

17 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров. 

– Праздник Крещения Господня, ударили настоящие крещенские морозы – и ощущения действительно русские, крещенские.

– Это событие носит космический, всемирный характер. Спаситель совершает следующую веху, относящуюся к спасению человеческого рода, к возрождению нашей испорченной грехом природы. Он погружается в Иордан, исходит из священной реки, приуготовляя нам таинственную купель. Ибо всякий, кто родится свыше водою и Духом, обретет для себя Царство Небесное. Об этом нам нужно глубоко сегодня поразмышлять, и на эту тему настроим сердца наших телезрителей, чтобы не примешивались к нашему разговору вопросы: «Ой, батюшка, а это правда, что на Крещение нужно идти к цыганкам?»; «А это правда, что нужно в вареники на Крещение класть определенные сюрпризы? Мама всегда так делает, грех это или нет?» Нет, конечно, особенно если батюшку пригласить на вареники. (Смеется.) Давайте с Вами постепенно и неспешно раскрывать эту тему.

– В первую очередь в праздник Крещения, или Богоявления (как это принято говорить в традиции Церкви), мы говорим об Иоанне Крестителе, Предтече...

– … величайшем из всех рожденных женщинами людей. Говорим о том пророке, который не просто предвозвещал пришествие Бога во плоти, но указал на Него людям, стекавшимся десятками, сотнями, тысячами на Иордан, для того, чтобы они покаялись в грехах. Иоанн Предтеча увидел то, чего не могли увидеть другие по греховности, по страстности своей природы. Как запечатлели евангелисты, Иоанн Предтеча, возложив руку на Спасителя, трепетно прикоснувшись к главе Христа, услышал голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение». И увидел Духа Святого в образе голубя, снисходящего на Сына Божия. Собственно, здесь и раскрывается не всем понятное наименование «Богоявление». Это не только явление Христа народу, как запечатлел на своей гениальной картине русский художник, но и явление откровения Самой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, познаваемого в трех Ипостасях.

По существу, праздник Крещения и Богоявления есть действительно откровение для нас о том, что Бог непостижимый в Его сущности. Кстати, этот же день называется днем Просвещения. И еще этот день именуется днем светов. Потому что Бог есть Свет, в Нем нет никакой тьмы. И, соответственно, явлен свет Отца, Сына и Духа Святого.

– Но ведь получается, что это была не первая встреча Иоанна Крестителя со Христом, они же и раньше виделись, и об этом, кажется, говорит богородичное Евангелие. Была встреча, когда взыграл младенец во чреве ее.

– У Вас очень тонкое замечание. Я даже подозреваю, что человек, не учившийся в богословских школах, вряд ли мог дать такой комментарий. Действительно, те, кто изучает неспешно и вдумчиво Новый Завет, знают, что первая встреча Спасителя нашего Иисуса Христа и Иоанна Крестителя состоялась, когда оба они были в утробах своих матерей. Богомладенец был во чреве Пречистой Девы Марии, направившейся в селение, которое называлось Горняя, чтобы поприветствовать сродницу свою – праведную Елизавету, уже шесть месяцев  носившую под сердцем Предтечу – Иоанна Крестителя. И тот, по изложению евангелиста Луки, взыграл в ее чреве, его матерь ощутила пришествие Святого Духа и произнесла дивное приветствие и пророчество Деве Марии, из которого Она поняла, что от Елизаветы не утаилась тайна бессеменного зачатия – сошествия Святого Духа на Пречистую Деву.

Но уже воочию Господь и Его пророк встретились на Иордане, и это был, говоря земным языком, звездный час Иоанна Предтечи. С трепетом и страхом узрев Прекраснейшего из сынов человеческих, он воспринял от Него благодать и провозвестил о Нем всем окружающим, а значит – и нам. Слова Иоанна Предтечи через тысячелетия доносятся до нашего века: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И мы с вами, по слову Иоанна Предтечи, с верой и любовью взираем на Спасителя, устанавливающего для нас спасительную купель крещения.

– Иоанн Предтеча начал проповедовать чуть раньше, и он говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Можем ли мы как-то растолковать эту фразу? Как можно было покаяться в том обществе, ведь мы понимаем это слово сейчас по-другому? И что это за Царство Небесное?

– Заметим, что и первые слова Спасителя, едва Он выступил на открытое общественное служение, были этому тождественны: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Царство Небесное внутри нас есть, это союз с Самим Иисусом Христом. Царство без царя не бывает. И если приблизилось Царство Небесное, значит, Сам Царь неба и земли среди нас – Сам Господь Иисус Христос.

Когда творения предстоят своему Творцу, человек предстоит Богу, то в свете Божественной правды и любви, осмотрев самих себя, мы увидим все то, что именуется грехом, попранием совести, нарушением заповеди, расторжением завета любви человека с Богом. Соответственно, вера во Христа, живая, горячая, зрячая, предполагает стремление человека очиститься от всего низкого, грязного, недостойного, от всего того, что разделяет нас с Творцом.

Слово «покайтесь» – всеобъемлющее по глубине. По существу, вся наша жизнь должна быть вложена в это русло покаяния. Впрочем, в Евангелии Сам Христос впоследствии распространяет это слово: нам надлежит отвергнуться себя, то есть отвергнуться себялюбия, эгоизма, неправильной, извращенной любви к себе, которая калечит нашу природу. Потому что эгоизм – это прежде всего удовлетворение страстей: гордости, гнева, похоти. И, отвергнувшись этой прогорклой начинки, вступив в войну с дурными привычками, с угнетающими нас состояниями раздражения, уныния, гордостного самоутверждения, мы чувствуем, насколько мы слабы и немощны. При этом невозможно вылезти из собственной кожи.

Тут-то человек, как малое дитя, простирая ручонки к родителю, встретит на себе милующий взор Искупителя, Который и поднял на крест вину за наши грехи. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» – в этой маленькой молитве  воплощено все то, что называется покаянием. Признаю свои грехи грехами, каюсь, плачу, отвращаюсь от них, но не имею сил изжить их. Ты Сам простри Свою руку, прикоснись, очисти меня от этой проказы. Поставь меня на дорогу правды и любви, даруй мне Свою благодать, которая поможет мне переродиться, даст мне ясный ум, мирное сердце. Как написал митрополит Филарет в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным:

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум!

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

– Вопрос телезрительницы из Эстонии: «Почему Иоанн Креститель, будучи уже в узах, посылает своего ученика к Иисусу Христу, спрашивая: "Ты Тот ли, Которого мы ждем?"»

– «Или ждать нам иного?» Некоторые простодушные читатели Евангелия из этого вопроса принимают такую мысль, будто Иоанн Предтеча, плененный Иродом, закованный в узы, находясь в темнице, начал сомневаться относительно достоинства Личности Господа Иисуса Христа: Он ли Мессия, Он ли Христос? Он ли Бог во плоти или нужно ждать другого? На что Христос ответил посланцам Иоанна Предтечи: «Кого пришли видеть вы в лице Иоанна Предтечи? Трость ли, ветром колеблемую?» Господь дал понять вопрошавшим, что Иоанн Предтеча ни толики секунды не сомневался в том, что увидел Мессию.

Иоанн Предтеча сам признавался, что Отец вывел его к Иордану, Отец в тайне сердца пророку Своему изрек: «Над кем увидишь Духа в виде голубя, тот есть Сын Мой». И святой Иоанн Предтеча увидел все сбывшимся. Если же этот вопрос он передал через посредство учеников, то только ради того, чтобы ученики его отлепились от Иоанна Крестителя и прилепились ко Христу. «Мне надлежит умаляться, – говорил Иоанн Предтеча (кстати, это завет для всех пастырей), – а Ему, Господу, возрастать в ваших глазах, в вашем восприятии».

Приспело время, когда ученики Иоанновы действительно должны были перевести взор на Мессию Христа, распятого и затем воскресшего. И действительно, Спаситель утвердил именно такой ход мысли, далее сказав пришедшим: «Пойдите и скажите Иоанну Предтече: вот слепые прозревают, хромые ходят, болящие исцеляются». То есть передайте ему, что Бог во плоти явился, свидетельством этого являются дела, которые свершает Он – Мессия. Таким образом, это место Священного Писания есть свидетельство о богосыновстве Иисуса Христа. И это место не говорит о сомнениях Иоанна Предтечи, который был чужд всякого сомнения.

– Как приятно получать такие вопросы от телезрителей.

– Да, слава Богу, потому что немного утомляет бытовизм иных вопросов. «Батюшка, мне на сочельник предложили съесть сосиску из моркови. Вроде как морковка постная, а сосиска – понятие не постное. Есть ли у меня надежда на спасение?» Конечно, мы ответим и на этот вопрос, но, безусловно, пора всем нам духовно крылышки расправлять и действительно углубляться в понимание Священного Писания, тем паче что это назидает не только слушающих, но и говорящих.

– Да, не нужно стесняться любого сомнения, которое Вы обнаружили.

– Все вопросы хороши, лишь бы они исходили от искреннего сердца.

– Мы говорим: «Кто не крещен водой и Духом». Завтра праздник Крещения, мы в первый раз завтра освятим воду – Великую агиасму. Вопрос такой: таинство Крещения чем-то похоже на то, что будет происходить завтра в храме на освящении? В чем сходство и отличия?»

– Наверное, Вы имеете в виду, что молитвы чина Великого освящения воды действительно практически схожи. Ведь когда мы готовим купель для крещения детей или взрослых (я имею в виду в таинстве Крещения), то всегда предварительно или в ходе самого таинства освящается вода. И освящается она неспешно. Священник, сложив руки именословным священническим перстосложением, осеняет крестовидно воду, погружая руку в водное естество, и изгоняет именем Святой Троицы нечистую силу, падших духов. Приуготовляя купель, он очищает силой Божией стихию от воздействия дьявола.

То же самое мы видим и при этом чине освящения воды: подняв руки к небу вместе со всей Церковью, священник молится, священным дуновением «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» так же освящает воду, так же изгоняет из нее темные силы.

Но, безусловно, нельзя путать таинство Крещения (мы все рождены водой и Духом) с обычаем, которого придерживаются русские люди в праздник Крещения: многие любят омыться в проруби, погрузиться в воду и освятиться в этих водах. Это, конечно, уже не таинство Крещения, а воспоминание о нем. Но, с другой стороны, и чаяние, некий Божественный импульс.

– Они же не только окунаются, но еще и крестятся, и говорят слова молитвы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», произнося крещальную формулу. Все-таки как разобраться в этом вопросе?

– Главное – не путаться. Мы с вами всегда призываем Святую Троицу. И мама крестит пальчиками малыша: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Для нас призывание имени Божьего – это святыня, с верой и любовью совершаемая.

Я не скрою, что тоже очень люблю участвовать в таком деле. Хотя, думаю, здесь верна формула блаженного Августина: в главном у нас единство (это вера во Святую Троицу и Господа Иисуса Христа), а во второстепенном – свобода. Какие-то владыки выпускают свои ролики и говорят: «Сидите по домам, молитесь, а то еще простудитесь», а какие-то владыки возглавляют эти шествия на иордань.

Сегодня особенная ночь, когда многие люди, далекие от Божьего храма, считают для себя незазорным солидаризироваться с этим русским обычаем и смотреть телевидение. Якутия, Норильск, Тамбов, Омск, Томск... Весело, хорошо. Лишь бы все было, по слову апостола Павла, благочинно. Это не какое-то нетрезвенное буйство и веселье, против чего Церковь всегда выступала, изобличая вольность нравов и то, что не сообразуется с христианским благочестием.

А так, я думаю, и Вы, наверное, видели съемки над Иорданом, когда патриарх пускает в Иордан крест – и вдруг Иордан приходит в волнение, появляется рябь, волны, идущие против течения. Вот скептикам повод для размышления. У нас действительно многие наблюдают какое-то движение природных водоемов под Крещение, какой-то энергетический импульс Божественной благодати. Я вполне разделяю общую веру Церкви, что десница Божия невидимо снисходит и освящает естество вод, и особенно на лоне нетронутой, девственной природы, вдали от иллюминаций, от шума автобана, от суеты, от тех же телевизоров. Там-то и совершается тайна, о которой говорит Федор Иванович Тютчев: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа… в ней есть язык...» «Звезда с звездою говорит», по убеждению Михаила Юрьевича Лермонтова. И действительно, это таинственная ночь.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Иоанн Креститель говорит: я крещу вас водою, но за мной идет Тот, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнем. Он имел в виду только избранных апостолов – они на Пятидесятницу крестились Духом и огнем. Даже апостол Павел так не крестился. А мы тем более, мы продолжаем креститься по старинке – в воде. Так к кому это было обращено?»

– Всякое крещение младенца или взрослого по установленному чину свершается водою и Духом Святым. Если бы у нас открылись очи, то мы бы увидели, что несотворенная энергия Духа Святого, исходя из непостижимых недр Божества, как огонь, молния, снисходит в час крещения, когда крещаемый погружается в воду со словами священника: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

И языки пламени (я имею в виду не какие-то вещественные всполохи и электрические разряды, но Божественную благодать) очищают сердце человека. И в глубинах нашего духа эта Божественная искра будет отныне светиться, как светится во всех православных христианах. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Апостолы первыми восприняли эту благодать и, будучи, как никто, подготовлены тем, что пребывали вместе со Христом в Его напастях (страдали за Него, были очищены через слово Христово), стали трубами, органами, сосудами Святого Духа, Который явственно действовал через них и их последователей в первые десятилетия христианства, когда слово о воскресшем Спасителе, как молния, распространялось по всей вселенной.

Христос и вчера, и сегодня – Тот же. Его сила не умаляется. Если наша вера не будет умаляться и ущербляться, то и из наших уст, глаз, от нас самих будет исходить Божественная благодать, отгоняя демонов от того места, где мы находимся, поддерживая, укрепляя нас.

Об этом свидетельствует учитель, христианский епископ  IV века Василий Великий. Он говорит о том, что христианин осенен неким светлым облаком, окружающим его со всех сторон, и становится неприступным для демонических внушений, влияний, если только он хранит свою совесть, пребывает в покаянии и верует: внутри его сокрыто Царствие Небесное.

– Имеют ли какой-то сакральный смысл крещенские купания или это только русская народная традиция?

– По вере нашей нам либо дается что-то (если есть вера и живое осознание, что мы становимся доступными для освящающей нас благодати), либо не дается (если мы просто заодно со всеми хотим повысить иммунитет: не спешим принять вакцины «СпутникV», «Вектор», но хотим сделать иммунитет таким высоким, чтобы вирусы трепетали при нашем появлении, бежали от нашего лица).

Я, например, еще в юные годы слышал от достойных уважения пастырей, ведущих незазорную, благочестивую жизнь: когда приступаешь к воде (пусть это будет вода в ванне: в ночь на Крещение освящаются все воды) и говоришь: «Господи, прости мою душу грешную! Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – Божественная благодать, которая присутствует в сердце, действует как импульс.

За год, от Крещения до Крещения, накапливается столько всяких страстишек (какая-то черная полоса невезения, уныния, утомления от жизни, обиды)! Весь этот шлак сжигается в нашем покаянии, когда мы прикасаемся к таинствам Исповеди, Причащения. Обновляются душа и тело. Лукавый как будто теряет нас из виду (а ведь к нам приставлены инфернальные агенты – бесята). Все это пожигается – и мы выходим из купели как богатыри дядьки Черномора.

Я, например, по вере Церкви в эту невидимую десницу Господню, всякий раз обретаю такой импульс бодрости, радости, активную жизненную позицию («И верится, и плачется, и так легко, легко…»), что с нетерпением жду сочельника. Ну и заботы об иммунитете – тоже нелишнее дело.

– То есть горячий чай – обязательно?

– Да, если грамотно, то нужно подогреться и чайком с малинкой. На Бога надейся, сам же не плошай! Я соглашусь с теми батюшками и епископами, которые говорят: «Смотрите, если у вас слабая бронхосистема, не надорвитесь! Если есть астматические хвори, будьте аккуратны!» Можно, по крайней мере, умыться водичкой.

В последовании чина водоосвящения, совершаемого в храме, мы читаем, что агиасма (крещенская вода) – великая святыня. Ею окропляется все: люди, скот, дома, даже скабрезные места. Наши благочестивые предки пользовались агиасмой для освящения. Если в чинопоследовании сказано: омываться и помазываться водой хорошо, равно как и принимать ее с благоговением, что ж мешает мне (учитывая, что здесь – подагра, здесь – мигрень, здесь – мерцательная аритмия) превратиться в младенчика и обновиться душой и телом?

Я как филолог всегда вспоминаю сказку о Коньке-Горбунке. Вы помните, главный герой то в молочный, то в горячий, то в холодный котел окунался? Каждому – по его вере, настроению. Лишь бы все было благочестиво, нравственно, достойно христианского звания. Мы с вами на телеканале «Союз» против эксцессов и всякого непотребства, справедливо обличаемого ревнителями благочестия.

– Вопрос телезрителя: «В пятой главе Евангелия от Иоанна говорится о том, что в Иерусалиме была купальня у Овечьих ворот, где ангел возмущал воду. Кто первым входил в эту воду, исцелялся от любой болезни. Существует ли эта купальня в наше время?»

– Силоамская купель, мне помнится, существует. Я был в Иерусалиме единственный раз в 1995 году.

– И после этого ни разу не были?

– Нет, но надеюсь все-таки еще побывать. Погружение в эту историческую купель, которая раз в год была осеняема ангелом и где совершались исцеления, являлось прообразом таинства Крещения. Если там исцеление совершалось только раз в год, то Христос Спаситель (это – в высоком понимании слова – Ангел, Посланник небес) приносит нам Божественную благодать ежедневно, ежечасно; изливаются воды Духа Святого. В праздник Крещения мы услышим слова из Апостола, обращенные к Титу: явилась благодать Божия спасительная всем людям, наставляющая нас […]целомудренно и праведно и благочестиво жить.

Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы сказать, что каждый православный храм – это Силоамская купель нашего времени. Входя в храм, ты можешь и должен, если желаешь, погрузиться в спасительные исцеляющие воды, пройти через погружение во все котлы, как в «Коньке-Горбунке».

Исповедь – первое погружение – очищение от томящего тебя зла. Причащение Святых Христовых Таин, Божественная Евхаристия, – купель, которая огнем Духа Святого совершенно преображает христианина: Бог вселяется в наше естество. Чин освящения крещенской воды – это тоже некая купель, где обновляются и душа, и тело. Ведь на этом чине в сочельник мы читаем молитвы о том, чтобы соприкосновение с благодатной стихией приводило к исцелению верных людей от болезней.

Я бы сказал, что все маски, перчатки и санайзеры потонут в чане со святой водой, потому что она отгоняет и вирусы, и микробы, и заблуждения. Мне очень хочется верить, что после праздника Крещения показатели коронавирусного заболевания (еще и искусственно завышаемые, может быть, не у нас, а в средствах массовой информации) упадут и замрут на zero – точке замерзания, потому что Дух Святой очищает нашу землю от всех болезнетворных явлений.

– Я, конечно же, разделяю это мнение. Надеюсь, те святыни, которые есть в Церкви, православии, особенно в такой великий день действительно помогут нам (кому-то физически, кому-то духовно) преодолеть все сомнения, трудности, невзгоды.

– Страхи, опасения.

– Самое главное – страхи.

– Фобии, недоверие, боязливость. Сам воскресший Христос таинственно, незримо, но явственно нам соприсутствует, говоря: «Аз есмь. Не бойтесь! Веруйте в Бога! И в Меня, Сына Божия, веруйте! Сие есть дело Божие». Верим, что наша передача этому поспособствует.

– Батюшка, правда ли, что в момент освящения свойства воды изменяются? Второй вопрос: может ли святая вода быть подспорьем людям, которые отлучены от Причастия или по какой-то причине не могут причащаться?

– Освященная вода становится средой пребывания благодати Духа Святого. Как вода может быть проводником электрического разряда, воздействующего на человека весьма вредоносно, так в этот праздник через водную стихию дышит благодать, которая благотворно, целебно, чудотворно воздействует на нас.

Есть люди, которые никак не могут выпутаться из каких-то смертных грехов. Например,  супружеская неверность – тягчайшее состояние души, раздвоенность (на двух стульях не усидишь). Выпей этой воды со словами: «Господи! Не хочу больше сидеть в этой яме, на помойке! Вытащи меня на свет супружеских, гражданских добродетелей!»

Майские указы президента выполнило только Министерство обороны. А другие сферы нашей жизни? Слава Богу, сейчас в экономике наметился существенный прогресс. Двурушники-чиновники запрятали выделенные для врачей, медсестер средства на уровне регионов. Ух! Бог шельму метит! Выпей святой воды – и пойми, что ты служка народа, поставлен не властвовать, а служить людям.

Святая вода есть импульс к нравственному исправлению: жить чисто, честно, благородно. Я в это верю, поэтому очень надеюсь сейчас прикоснуться к святой водичке, чтобы уже меньше, чем раньше, смотреть телевизор. Ну, телеканал «Союз» – это святое! Это мне помогает. Я, правда, его не смотрю, но выступаю здесь.

– С другой стороны зашли. (Улыбается.)

– С другой стороны телевизора. (Смеется.)

– Батюшка, сейчас снимаются некоторые ограничения.

– Дети в школу пошли.

– Студенты в институтах начнут наконец-то учиться.

– Слава Богу!

– Да. Как Вы думаете, что будет дальше? Вы полны оптимизма.

– Жалко, осталось мало времени: тема очень интересная, интригующая. Я думаю, следующая неделя все расставит по своим местам. Речь идет и о событиях, которые происходят сейчас за океаном. О политике мы не говорим, но…

– …чуть-чуть можно.

– Я призываю наших телезрителей помолиться о том, чтобы силы добра (созидатели) победили системных разрушителей. Сегодня по милости Божией происходят, как говорит наш президент, тектонические изменения в мировом сообществе. Я связываю это с именем Дональда Трампа, а не его оппонента.

Надеюсь, мы встретимся с вами через месяц и, если можно, вернемся к этому вопросу. У нас будет накоплено достаточно материала (я имею в виду не только инсайдеров и конспирологов), и мы посмотрим, оправдается мое оптимистическое чаяние или нет.

– Батюшка, это единственная, наверное, минутка политики на телеканале «Союз».

– Но мы никого не обижаем, всем желаем добра.

– В начале программы, отвечая на вопрос телезрительницы из Эстонии, Вы сказали, мне кажется, важные слова, что Иоанн Креститель себя умалял, хотя был величайшим из рожденных женами, а Христа возвышал. Часто мы учим кого-то вере, как правильно делать что-то. Особенно сейчас, в крещенские праздники. У нас столько суеверий! Сколько раз и в какой храм нужно сходить за водичкой, где и сколько раз окунуться. Много всего интересного. Как простому православному человеку правильно себя умалять, возвышать Христа и при этом не унывать, не превозноситься, быть примером?

– Очень глубокий вопрос, но на него можно ответить емко. По Божьему определению, каждый из нас призван быть Его разумным орудием. Мы сосуды Божественной благодати. Как говорит Апостол, мы должны «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в дивный Свой свет» (см. 1 Пет. 2, 9). Каждый из нас призван умаляться в глубинах своего духа до осознания собственного ничтожества, притом что Бог – это наше все.

Ослик нимало о себе не думает, однако, восседая на нем, Спаситель движется в Иерусалим. Так и мы в общении друг с другом, по словуАпостола (вы, духовные, не гордитесь, не тщеславьтесь, но исправляйте ближних в духе кротости), должны умаляться не только перед Господом, но и перед своим собеседником: не превозноситься, но с критическим отношением, со скромным суждением о себе видеть преимущества ближнего.

И таким образом, со словами веры, надежды и любви мы делаем это действительно во славу Божию. И тогда в ответ на наши смирение и любовь раскрываются сердца ближних, потому что они не чувствуют давления, насилия со стороны собеседника. Это очень важная психологическая составляющая (особенно для учителей, пастырей, телеведущих). Установка, данная Иоанном Предтечей: вам надлежит умаляться, а Господу – возрастать в ваших сердцах.

– Пример смирения.

– Это пример творческого смирения, трезвого суждения о самом себе и подлинной любви, которая не превозносится, не гордится […] не ищет своего, но никогда не перестает.

– Отец Артемий, обратитесь к нашим телезрителям.

– Вы как раз и проявляете это творческое смирение: умаляетесь, а мне предлагаете возрастать в очах телезрителей. На самом деле мы с Вами в одной упряжке, соработники, и, дай Бог, получим на Крещение равную награду в виде чаши холодной святой крещенской воды во здравие душевное и телесное.

А я, дорогие друзья, призываю всех вас, сегодняшних наших собеседников, к глубокой вере и сокровенной молитве Господу Иисусу Христу, потому что мир сейчас ни в чем так не нуждается, как в молитве сострадания и любви. Помните, ушедший в советскую эпоху бард Игорь Тальков пел о мире: «Он прямое отраженье наших чувств и наших глаз. […] И не станет он добрей, если сами мы добрее не станем»?

Когда мы молимся Христу Спасителю, исполняемся любви к Богу и ближнему. Таким образом, совместная и тайная молитва является основой бытия семьи, города, страны. Дай Бог, чтобы наше Отечество, мало-помалу обретая свой суверенитет, духовно укреплялось и мы с вами служили дальним и ближним верой, надеждой и любовью ко Господу.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать