Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин). 

– Небольшое приятное дополнение. Я настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе (это подворье Оптиной пустыни) и Покровского храма в Ясеневе. Уверен, что до сих пор немногие знают о большой радости для православных паломников. Вчера мы были в Звенигороде, в Саввино-Сторожевском монастыре,  были в Новоиерусалимском монастыре, видели все эти святыни: воссозданную Кувуклию Гроба Господня, Камень Помазания, Голгофу. А наш храм называют Новым Иерусалимом на окраине Москвы. Есть Иерусалим на Святой Земле, Иерусалим под Истрой и Иерусалим на окраине Москвы, где собраны копии величайших христианских святынь. Это Гробница Божией Матери, Кувуклия Воскресения Христова, Камень Помазания, престол над местом рождества Христова, копия колонны сошествия Благодатного огня, копия водоноса из Каны Галилейской, копия темницы, в которой Господь провел ночь с четверга на пятницу в римской претории перед Своим распятием.

Сейчас, по известным причинам, Иерусалим в Святой Земле для паломников закрыт, доступны два святых места, которые являются иконами (то есть подобием) Святой Земли. Это наш всеми чтимый Новый Иерусалим под Истрой, который строил блаженной памяти патриарх Никон, и в нашем храме. Поэтому всех паломников, кто не имеет пока возможности паломничества на Святую Землю, приглашаю к нам. Во всяком случае, это будет замечательной подготовкой-осмыслением к дальнейшему паломничеству.

Я помню, первый раз, когда был на Святой Земле, сначала пересмотрел все фотографии, возможные документальные фильмы, поехал в Новый Иерусалим под Истрой, чтоб представить все. Патриарх Никон сделал все потрясающе – целую копию Иерусалимского храма (в XVII веке), это было величайшим событием для православных людей, из которых только единицы могли попасть на Святую Землю, потому что паломничество занимало год или два.

– Еще и опасное было.

– Конечно, через весь мир. А теперь у нас есть возможность быть в Покровском храме, который открыт с утра до ночи, проводить организованные и неорганизованные экскурсии, паломничества, приветить. И, конечно, вы можете помолиться в святом месте о мире всего мира, о благословении святых Божиих церквей, о своих родных и близких. Так что милости просим. Тем более есть такая заставка в студии. Как говорил Чехов: «Если ружье висит на сцене, хоть в конце спектакля оно должно выстрелить». Как добраться? Метро «Ясенево», храм Покрова Божией Матери.

– И не только нижний храм. Особое благолепие – это верхний храм.

– Две с половиной тысячи метров византийской мозаики.

– Софийский храм закрыли, теперь вот можно здесь побывать.

–  Кстати, да. Когда я был в Святой Софии (наверное, лет семь назад), меня поразили мраморные убранства этого храма, и я думал, что было бы неплохо, чтобы люди хотя бы представили себе, как был украшен Храм Святой Софии. И если вы посетите наш храм, увидите, что внешние и внутренние панели верхнего балкона – точные копии мраморного украшения из Софии Константинопольской. Я увидел сбитые кресты в этих украшениях и подумал: «Они же здесь были, но теперь-то никто их не видит, как бы было хорошо их воссоздать, чтобы их увидели в первоначальной красе». Поэтому еще одна из изюминок нашего храма – иметь представление, какое благолепие было при Юстиниане, который с неким пафосом сказал: «Соломон, я превзошел тебя». Кстати, интересно, что Храм Святой Софии строился пять лет.

– Это, наверное, очень быстро.

– Абсолютно. Храм Христа Спасителя сорок шесть лет строился при трех императорах. Основатель храма и инициатор его строительства святитель Филарет (Дроздов) до освящения не дожил. А здесь строили пять лет. Строили сто архитекторов и десять тысяч строителей. Храм разделили пополам, чтобы возводить левую и правую стороны одновременно. Пять тысяч строителей с одной стороны, столько же – с другой. Кто не успеет – отрубят голову. Ужасно жестоко, но за пять лет построили…

– Он еще стоит, и кто знает, что будет в будущем, будем об этом молиться. Обозначим тему. За это время очень много всего произошло, у кого-то очень плохое настроение, подавленность, у кого-то потеря близких – сотни тысяч погибших по всему миру...

– Тревожность, некоторая неопределенность.

– Да. Более того, непонятно, что ждет в будущем. Еще разные катаклизмы в соседних странах и так далее. Все очень сложно и непонятно. Как здесь радоваться? Как  сохранять спокойствие духа и при этом не то что не унывать, а просто оставаться адекватным человеком? Как это сделать?

– Мы и хотели поговорить в этот воскресный тихий, спокойный праздничный день, потому что каждое воскресенье – малая пасха. Когда мы думали над вопросами, которые пришли заранее, то посмотрели, что все строится вокруг какого-то негатива: там проблемы, тут проблемы, тут искушение, тут история. И подумали, что, может быть, нам чуть-чуть повыше планку поставить, и выбрали эту тему: возможно ли сейчас в нашей жизни состояние простой радости? Какой путь к этому, какие средства, шаги? Есть наша простая человеческая радость (мы же из души и тела состоим), есть радость мирская, земная. И есть радость духовная, а еще есть радость совершенная. Как Господь говорит: просите – и дастся вам, да будет радость ваша совершенной.

Старец Паисий говорил, есть две радости – земная и божественная. Земная радость для всех понятна, это когда человек что-то приобретает, получает: внимание, заботу, любовь, уважение, сочувствие, сопереживание, лечение, улыбку, подарок, письмо… В Оптиной пустыни все братья – большие созерцатели, а я служу на подворье. У них есть какое-то определенное время, углубленность, они много читают и из прочитанного некоторые из братии пересылают что-то (или сообщением, или коротким видеороликом). Я для себя называю это «духовными витаминами», которые поддерживают. Это тоже большая радость. Когда ты поделился чем-то, это уже некоторое приумножение.

Кстати, меня глубоко тронули слова святителя Григория Богослова на таинство Венчания. Он говорил о том, что скорби разделенные уменьшены вдвое, а радость разделенная – это радость, умноженная вдвое. И если мы хотим порадоваться даже простой земной радостью, мы к этому должны стремиться, мы сами – творцы обстановки.

Кто-то из мудрых людей сказал: куда бы ты ни пошел, всегда найдешь то, что принес с собой. Если ты ничего не посеял, то ничего и не пожнешь. Поэтому старец Паисий говорит: есть реальные земные радости, которые человек может творить сам, может получать, а есть радость божественная. А в каком случае она бывает? Когда человек сам является источником этого внимания, любви, заботы, звонка, сообщения, передачки, участия, когда человек может найти радость в служении. И для молодежи, которая сейчас ищет путь в жизни, какой-то фундамент, направление, векторы, все это совершенно естественно, правильно.

Вчера мы тоже имели счастье общения, ездили в Звенигород (пятьдесят молодых людей поехали из нашего Покровского храма и с подворья монастыря Оптина пустынь), потому что у нас есть такой девиз: «Хочешь быть счастливым, постарайся сделать кого-то счастливым, хотя бы совсем чуть-чуть». У нас есть отец Сергий Ишков (служит в храме Петра и Павла), мой друг. Когда у него спросили: «Батюшка, никак не получается семью создать, мы молимся-молимся», он говорит: «Этого мало, надо молиться и делать добрые дела».

В том году мы поехали на двух автобусах, там был субботник, потрудились, потратили свои силы, пожертвовали своим выходным днем. Одна пара будет венчаться уже на Успение после этой поездки (сегодня мы вспоминали это знакомство), и еще несколько намечено. Это что? Плоды молитвы и добрых дел. Поэтому что получается? Оказывается, мы своими руками творим радость. Или наоборот: со своей бестолковостью ничего не делаем, то есть человек ничего не сеет и думает что-то пожать. Такого не бывает. И мне понравилась мысль нашего замечательного физиолога, лауреата еще дореволюционной Нобелевской премии Пирогова, который однажды сказал, что быть счастливым счастьем других есть настоящее счастье. Истинный земной идеал – быть счастливым счастьем других. Какая потрясающая мысль! Мы же хотим быть счастливыми сами.

Что это такое: чтобы я был счастливым? Начинает работать голова, человек планы строит. И я молодым ребятам иногда говорю: счастье не в наслаждении, а в служении. Ты не найдешь по жизни всего, чего тебе хочется: хорошую и высокооплачиваемую работу, здоровье, мужа, жену, квартиру, машину, дачу, положение, карьерный рост, добрых, хороших детей. Это земной идеал, естественно к этому стремиться. Но начинается он с фундамента. Пока ты параллельно не будешь устраивать внутреннее, ничего не получится.

Часто молодым людям я говорю: самое главное – не что у тебя, а что в тебе. Потому что умение (то, что ты умеешь), доброту, талант не пропьешь. То, что ты умеешь, что является содержанием твоего внутреннего человека, и есть твое богатство и твое счастье.

В ту поездку было два автобуса, около девяноста человек, из них ребят – тридцать человек, девчонок – шестьдесят. Спрашиваю: почему ты ее выбрал? И он долго думал, а потом говорит: «А мне доброе сердце понравилось и душа». Думаю: «О, правильно». С добротой жить, а не с красотой. Потому что вся внешняя красота женщины – до первых родов. Кто-то благополучно сохраняется и дальше, но все-таки что-то меняется.

– Можно поспорить. Иногда роды, наоборот, женщину делают краше.

– Уже не девушка, другой человек, это очевидно. И кто-то сказал: «А что толку, если она красивая? Что такое красота? Что толку в тарелке, если она красивая и пустая?» Когда мы голодные, важно другое; какая разница, какая будет посуда? Это ж не какой-то прием, где соблюдается этикет; самое главное, чтобы было что поесть, то есть содержимое тарелки. Вот о чем речь. Поэтому если хочешь иметь радость духовную, какую-то перспективу, надо об этом наполнении всегда переживать. И есть определенный алгоритм действий, вектор направленности.

Вспоминаются слова апостола Павла: «Ухо того не слышало, глаз того не видел и даже на сердце человеку не приходило то, что уготовал Бог любящим Его». Это и будет полнота совершенной радости в будущем, но, возможно, и в настоящем. И он говорит, что Царствие Божие – это не пища или питие (часто мы этого ищем), но праведность и мир, радость во Святом Духе.

Кстати, о пище. Часто люди радость ищут во вкусной еде, и вокруг этого крутится очень многое. Подкрепился, поел что-то вкусненькое, глядишь, и жизнь налаживается. Некоторые люди строят жизнь вокруг земных мелких радостей… Апостол Павел нам, простым людям, говорит: «Царствие Божие – это не пища или питие, не надо в этом его искать, но праведность и мир, радость во Святом Духе». Вот мы говорим о совершенной радости. Что для этого надо иметь? Праведность и мир. Значит, что должно быть целью нашей повседневной христианской жизни? Праведность, заповеди Божии – вот к чему надо стремиться. Если этого не будет, фундамента не будет.

Один пришел и говорит, что у него одно, другое, третье – и что-то жизнь не складывается. Там такие грехи, чего только не было – и жизнь не складывается. Я говорю: «Вы сейчас про жизнь рассказали и напомнили мне одного человека». – «А кого?» – «Приходит один и говорит: ничего не понимаю, гаишники достали. Ну да, пьяный проехал на красный, по встречке, задом. Ну вообще достали!» Улыбается. Я говорю: «А у Вас весь набор, и Вы говорите, что жизнь почему-то не складывается. Как же она сложится-то?» Если человек ищет праведности, он и живет в законе, пытается жить. Как наши святые сказали: не можешь идти по пути спасения – ползи в направлении спасения, не можешь ползти по направлению к спасению, хотя бы лежи в направлении спасения.

Сейчас мы слышим о многих событиях: и о второй волне вируса, и о Китае, Европе. Кстати, пришла печальная новость с Афона: 14 августа у греков, которые служат по новому стилю, было Успение. Власти запретили всенощные бдения и общие трапезы после службы. То есть какая-то вторая волна пошла. Мысль какая? Что мы должны иметь об этом представление и молиться Богу, чтобы эта проблема миновала нас. Все мы ходим под Богом, но береженого Бог бережет. Мы говорим: «На все воля Божия». Да, воля Божия есть тебе и мне попасть в эту ситуацию, но есть воля Божия, чтобы каждый из нас искал выходы из этой ситуации и делал то, что он может по-человечески делать.

Кто-то сказал: «Сделай, что возможно от тебя по-человечески, а Бог сделает, что возможно и нужно от Него». Но сначала мы должны какой-то шаг сделать. Поэтому праведность и мир важны. Нет ничего дороже мира. И молодым, которые хотят построить свою семейную жизнь навсегда, я сразу говорю: «Ребята, давайте так: не привыкайте играть в шахматы, а привыкайте играть в шашки, да еще в поддавки». Как говорил старец Амвросий, тот, кто уступает, тот приобретает.

Мое первое венчание было поразительным. Я тогда понял, что у нас – одни представления, а у народа – совсем другие. Невеста неожиданно отзывает меня в сторону и спрашивает: «Батюшка, как быть: говорить мужу, какая у меня зарплата?» Я отвечаю: «Детка, а в чем проблема-то?» – «Да я раза в три больше его получаю! Думаю, ему будет некомфортно из-за того, что я вроде как кормилица». Я говорю: «Ничего не могу понять. Ты невеста, через несколько минут будешь женой. И оставляешь за собой возможность лжи. Ты считаешь это нормальным? Ты – это он, а он – это ты».

Во время венчания происходит обмен кольцами, но в чине обручения речь идет не о кольцах, а о перстнях. Перстень – это в прошлом печать рода (семьи), которой свидетельствовали об экономических договорах. Когда менялись перстнями, говорили: «Теперь мое хозяйство – твое, а твое – мое. Отныне мы единое целое».

Как же можно начинать со лжи? Умные люди говорят: «Ври поменьше – поменьше запоминать придется». Лучше вообще не врать. Мама говорила мне (мы тогда еще неверующими были): «Павлик, никогда маме не ври, потому что она рано или поздно узнает. Лучше сейчас получить чуть-чуть, чем потом в три раза больше за то, что сделал, да еще наврал». Мне это по жизни помогало.

Необходим поиск правды, мирности и откровенности. Никаких шахмат («чтобы он не подумал то-то, я сделаю то-то»), а только шашки и «поддавки», потому что так будет проще и более мирно.

Старец Амвросий учил: тот, кто уступает, приобретает. Все в наших руках: радость мирская и радость духовная. Старец Паисий говорил, что для больного человека не столь важны правила и пост, потому что их невозможно соблюсти; для него будет важным только одно – благодарение.

Ко мне кто-то подошел со словами: батюшка, у меня одна болезнь, другая, третья... Спрашиваю: «А Вы в паспорт давно смотрели?» – «Вообще-то да». – «Сколько?» – «Семьдесят пять». – «Если Вы проснулись и у Вас ничего не болит, скорее всего Вы в морге».

Совет: если, не дай Бог, кого-то вторая волна накроет, важно только одно – благодарение. Это даст тебе силы даже в болезни иметь радость. Я сам это пережил. Все было не без Бога. Его воля была, чтобы я заболел. Для чего? Для какой-то духовной пользы: очищения, опыта, благодарения, терпения.

Легко говорить, когда ты через это не прошел. Искушен быв, может и искушаемым помощи. Благодарение не дает возможности выбить человека из колеи. Иоанн Златоуст говорит: «Благодари Бога за скорби – и скорби минуют. Благодари Бога за радости – и радости умножатся. Благодари Бога за все».

Я наблюдал ситуацию в одной больнице. Одна медсестра подходит к другой и спрашивает: «Как у тебя с той проблемой?» – «Я ее решила». – «Решила?!» Вижу по глазам, что проблема была серьезная. – «Как ты ее решила?» – «Я решила, что это не проблема». Дай Бог, чтобы и мы ко многим проблемам так относились: не раздували то, чего не надо.

Мне вспоминается история из нашей любимой Оптиной пустыни, которую рассказал старец Амвросий. Однажды зимой женщины собрались вечером в избе, чтобы прясть. В то время помещения освещали лучинами, потому что свечи были дорогие (электричества еще не было). Пряли, переговариваясь между собой. Вдруг кошка, находившаяся на печи, где сушились дрова, задела полено. Оно упало на ведро, ведро – на пол, вода разлилась. Все в замешательстве. Одна из присутствовавших перекрестилась со словами: «Слава Тебе, Господи, что я не замужем! Слава Богу, что у меня нет сыночка Сережи, а то бы точно он лежал на этой лавке – и полено попало бы ему по голове».

Старец Амвросий показал курьезность женской фантазии. Женская логика – крах для мужской психики. Женщин понять невозможно, их надо только любить. Игумен Никон, который служил у нас на подворье, говорил: «Любовь должна быть взаимной». Как часто мы тянем одеяло на себя!

Недавно обнаружил строчки, которые могут помочь семейным людям. Написал их знаток человеческих судеб:

Добро и ласку обнаружа,

Вы переделаете мужа.

Не борениями, не шахматами, не пилением с утра до ночи, а вдохновением. Мужа, жену, детей надо и заставлять, и контролировать, и вдохновлять. Если слышишь только требования, в конце концов все надоедает. Есть синдром пружины: сжимаем, сжимаем, сжимаем... Отпустили – она вверх дала. Или синдром маятника: насколько его в одну сторону отклонили – настолько он в другую сторону и мотанется.Только один путь: ты сам должен быть источником радости.

В Кленниках есть храм святителя Николая. Там служил замечательный священник – отец Алексий Мечев, который говорил: «Мне радостно радовать». Н.И. Пирогов: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье». Поэтому говорю молодым: «Наша жизнь не наслаждение, а служение». Мобильник – на какое-то время, машина, пиджак, часы – на какое-то время. Здоровье со временем убавляется. А в служении ты никогда не найдешь недостатка, если будешь думать: «Кому бы быть полезным?»

В старой Москве люди, поднимая трубку телефона, говорили: «Чем могу быть полезен?» Может быть, время экономили. Как было приятно услышать без преамбул: «Чем могу быть полезен?» – «Три рубля не дадите?» – «На сколько?» – «На неделю». – «Хорошо, приезжай. Встретимся у кинотеатра “Мир”».

– Итальянцы, кстати, говорят: «Pronto».

– А что это означает?

– «Готов».

– Потрясающе!

– «Готов слушать».

– Для меня ценна эта передача. Теперь я всем буду говорить: «Давайте жить как итальянцы».

– Там просто говорят: «Готов».

– К чему готов-то? К служению, если есть просьба. А если нет, то готов послушать, поболтать. Это и есть состояние готовности. Господь дает радость людям, которые помогают. Человек переступил через себя.

Я как-то спросил маму: «Почему люди ничего не соображают, если надо что-то сделать на общую пользу? На своей даче что-нибудь починить могут. В храме, на подворье – не соображают». Мама ответила: «Человеческая рука сгибается не так (раскрывает ладонь. – Прим. ред.), а вот так (сжимает кулак. – Прим. ред.)». То есть себе, себе. Больше развит хватательный рефлекс, чем «давательный».

– Беда. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, насколько сложно объединить людей ради чего-то хорошего.

– Эгоизм и прагматизм.

– Самое страшное – дать прославиться другому человеку. Иногда думают: «Ты объединяй. Я работаю на твое имя». Сейчас век пиара.

– А кто тебе мешал? Ну, ты сделай, организуй, вдохнови.

– Я говорю про тенденцию.

– Понимаю. Говорю нашим оппонентам. Мне очень понравилась краткая инструкция для начинающих: «Начинайте!» (Смеется.)

Вся беда в том, что не раскачаются. Даже встать в святой угол, взять в руки молитвослов, позвонить кому надо, эсэмэску послать, убрать, помыть, вынести мусорное ведро – как будто стопудовые гири таскать. Телевизор до бесконечности смотреть, в телефоне, компьютере торчать можем. А жена, мама пусть на кухне… пятое-десятое. Есть шутка, которую должны знать дети, и матерей своих жалеть: мама не лошадь. Лошадь устает, а мама – нет.

Говорят, что дети спрашивают у мамы: «Где одежда? Где учебник? Где еда? Где карточка?» А у папы спрашивают: «Где мама?» (Смеется.)

До революции, когда девочка достигала возраста десяти лет, мать могла быть за нее спокойна. Дочь могла сажать огород, убирать, доить корову, стирать, ухаживать за младшими детьми, зашивать, штопать, варить… Целый перечень того, что уже умела делать девочка к десятилетнему возрасту!

У одной шестнадцатилетней недавно спросил: «Гречневую кашу сваришь?» Она задумалась: «Ну да, сварю». – «А в какой пропорции с водой?» Опять задумалась. Я то на маму, то на нее смотрю. Шестнадцать лет – а она не знает, в какой пропорции с водой кашу варить! А ты, кстати, знаешь?

– Батюшка, какие пропорции?

– На один стакан сухого вещества – два стакана воды.

– Я на глаз варю.

– Какой глаз!? Все надо делать по рецепту. Чтобы не рисковать, два с половиной стакана. После того как она сварилась, укутать, чтобы была рассыпчатая, а лишняя жидкость испарилась.

– Очень полезная информация!

Листы лежат у нас на столике не случайно. Расскажите, с чем Вы к нам пришли?

– Мы сейчас говорили о человеческих радостях. Сегодня мне пришло письмо. Огромная радость! Мы делали запросы в разные архивы, чтобы узнать о судьбе моего родного деда, который воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Приходили отрицательные ответы: «Не значится».

Я недавно был в музее «1418 шагов к Победе» в парке «Патриот». Всем советую обязательно посетить новый храм и музей. Музей потрясающий. Честно скажу: плакал. Всех немцев надо туда – многое поймут.

«В ответ на запрос о Рычагове Павле Алексеевиче 1912 года рождения сообщаем, что имеется свидетельство о болезни, согласно которому он был ранен 13 февраля 1942 года». У деда было осколочное ранение от мины, вследствие чего он находился в эвакуационном госпитале (данные указаны). В июне 1942 года был признан негодным к прохождению военной службы. Служил в 38-м инженерном батальоне в звании ефрейтора. Ответил военный комиссариат Владимирской области.

Теперь, слава Богу, могу ходить на «Бессмертный полк». Раньше не ходил. Если доживем, победим COVID-1,COVID-2 и прочее, пойду. Кстати, тут кто-то сказал: «Знаете, COVID будет недолго, потому что он китайский». (Смеется.)

Всем желаю духовной радости. Не будем зацикливаться, наперед что-то драматизировать. Самое главное для нас – благодарение, которое скорби уменьшит, а радости умножит.

– Батюшка, спасибо Вам за то, что пришли к нам сегодня.

– Служу Церкви и Отечеству земному и небесному!

– Был большой перерыв. Вам нужно еще раз к нам прийти в скором времени, чтобы продолжить наш разговор, потому что так много еще недосказанного...

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​