Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии протоиерей Игорь Бачинин. 

– Сегодня поговорим о продолжающемся Рождественском посте, об искушениях, которые привносят в нашу жизнь печаль, уныние, разочарования, в том числе в этот период. И еще произошло несколько интересных общественных событий, о которых хочется сказать. Буквально вчера состоялся IV Межрегиональный онлайн-форум «Молодежь выбирает трезвость». Мероприятие прошло в новом формате. Расскажите об этом: о чем шла речь? каковы итоги?

– Это действительно уже четвертый форум, который организует наше общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» Свердловской области. Если ранее форум был региональным, то в этот раз он стал межрегиональным, в нем участвовало 28 регионов. Если зал Дворца молодежи раньше вмещал не более полутора тысяч человек, то в этот раз на форуме зарегистрировалось 3 104 человека. Такой масштаб – это то, к чему мы формально, может быть, и были готовы, но мы реально не предполагали, что это вызовет такой широкий отклик.

Содержание того, о чем мы хотели рассказать, было в той же траектории. Мы говорим, что трезвость – наша национальная традиция, это естественное состояние, с которым человек входит в этот мир; это необходимое условие для спасения,  нравственная ценность, христианская добродетель. Открыть смыслы трезвости молодому человеку – одна из главных задач, которую мы ставили как организаторы этого форума. И мы надеемся, нам это удалось. Об этом можно говорить по тем отзывам, которые были: у нас просят запись этого форума; просят те содержательные материалы, которые были в программе форума.

Первый раз в форуме принимал участие Михаил Федоренко. Он является советником руководителя Федеральной антимонопольной службы, членом совета Агентства стратегических инициатив, и вообще это добродушный, активный, деятельный человек. Когда мы с ним познакомились, он сразу воспринял нашу православную трезвость. К религии он пришел самостоятельно, будучи уже взрослым человеком. Два года назад он принял крещение, стал православным христианином. В прошлом году в рамках работы нашей кафедры мы первый раз проводили с ним семинар «Современное лидерство и теология». Ведь многие хотят быть лидерами, к этому стремятся, а вот как это соединить с мировоззрением и с теми основополагающими смыслами, не все знают. Когда Михаил узнал, что мы занимаемся такой просветительской деятельностью, он охотно согласился принять в этом участие и в своем выступлении рассказал о том, как создать свою команду, как быть успешным в этой жизни, что нужно, чтобы реализовать задуманное, как юношеский максимализм, свойственный каждому молодому человеку в определенном возрасте становления личности, направить в созидательное русло и не потерять самого себя в этой жизни. Полагаю, такой простой и понятный взгляд человека, который сам живет трезво, был вполне доступен. Не всегда бывает так, что человек, живущий трезво, может соединить это с жизненно важными траекториями и перспективами. У Михаила это получилось.

Традиционно участником форума был боец смешанных единоборств Александр Шлеменко из Омска. Этот человек, выступающий на ринге, оказывающий серьезное влияние на мужскую часть нашего населения (потому что это становится зрелищным видом спорта), в общении оказался достаточно простым человеком, который тоже заботится о нашем будущем. В этом году у нас получилось побывать в Омске; мы проходили по набережной и видели оборудованные спортивные площадки, турники. Нам сказали, что это сделал Александр для того, чтобы приобщить к спорту молодых людей, чтобы они были заняты и здоровье и силы, которые у них есть, тратили не на то, чтобы приносить себе вред, а старались приумножить и на фоне этих внутренних качеств очень многого достичь в своей жизни.

У нас уже был опыт общения с нашими земляками, актерами из телешоу «Уральские пельмени». В этот раз нас поддержал актер Вячеслав Мясников, который в эфире сказал, что сам живет трезво, занимается спортом. Он рассказал, как это делает, спел песню.

Мы подобрали интересный видеоряд. После просмотра многие просили, чтобы мы прислали им эти видеоролики. Если раньше мы проводили форум и обратной связи не видели, то сейчас лента была выведена на экране, люди высказывали свое отношение, и это для нас было ярким подтверждением того, что мы занимаемся правильным делом, что людям это нужно, особенно молодежи. Молодежное братство, которое мы создали еще в 2017 году, сейчас уже насчитывает более 60 молодежных организаций. Мы его презентовали на форуме другим регионам и верим, что эта инициатива будет поддержана и найдет достаточно широкое распространение.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Вы затронули тему об искушениях. Господь дал нам свободу. Но посмотрите, сколько людей падает. Я про себя говорю в первую очередь. Падаю – и не могу встать. Прошу: «Господи, помоги! Не могу с лукавым бороться, нет никаких сил, все время падаю». И так все люди. Почему Господь дает нас в лапы лукавому, дает над нами издеваться? Почему такое попущение? Я не хочу ему служить, не нужна мне такая свобода».

– Телезрительница высказала свое видение искушений, и оно не совсем верное. Бог действительно даровал каждому свободу. Но Бог есть Любовь, и все, что Он делает, – проявление Его Божественной любви. Иоанн Златоуст, когда у него спросили, почему существует зло, дал очень глубокий и точный ответ, что Бог зла не сотворил; со времени нашего грехопадения зло стало оружием спасения человека на пути в Царствие Небесное.

Мне в свое время очень понравилось такое определение искушения: что это не какое-то действие лукавого, а действие Божественного Промысла, и понятие «искушение» напрямую соединено с понятием «искусство», «мастерство». Господь хочет, чтобы мы в Царствии Небесном ни в чем не имели недостатка, и, будучи Сердцеведцем, Он каждому из нас попускает именно такие обстоятельства жизни, которые для нас могут быть спасительными. Будут они для нас спасительными или нет – зависит уже не от Бога и не от обстоятельств, а от того, как мы к этому относимся.

Более того, Бог никогда никому не попускает и не попустит искушений выше его сил. Если ты от искушений пал – вставай. Через это ты можешь окрепнуть, приобрести опыт. Но через это ты можешь и впасть в уныние, отчаяние. От тебя зависит, какой выбор ты сделаешь внутри себя.

Если человек начинает правильно понимать смысл происходящего, он внутри себя увидит действие Божественной помощи. Как учат святые отцы, Господь такими обстоятельствами, настоящим управляет будущее. В земной жизни есть определенный смысл – подготовиться к жизни вечной. Что нас ожидает в вечной жизни – мы не знаем; знает Господь, и Он дает возможность каждому человеку приобрести именно те качества, которые именно ему там будут полезны и необходимы.

Когда мы в жизни сталкиваемся с какими-то испытаниями и искушениями, надо понять, что за этим стоит Любящий Бог. А человек в первую очередь видит лукавого. Как и сейчас телезрительница сказала, мол, это он, хитроумный, старается мне, такому замечательному, испортить жизнь. Есть одно правильное и глубокое утверждение, что никто человеку не может принести вреда больше, чем он сам. Когда Господь попускает те или иные испытания каждому из нас, Он просто говорит: «Что-то ты, друг, закемарил. Тебе сказали, что Царствие Божие нудится, а ты не понуждаешь себя к этому, проявляешь какую-то беспечность, уже пришел в уныние, находишься на грани отчаяния».

Конечно, когда у человека в душе появляется такое состояние, такие чувства, с этим тяжело жить, но это напоминает о том, что если ты в себе это не преодолеешь, не используешь тот дар свободы, который тебе дан, то с этим можешь войти в вечную жизнь. Давай-ка, милый друг, меняй свою жизнь. У тебя для этого есть все необходимое. И Господь тебе всегда готов помочь.

Можно вспомнить известный пример старца Паисия, одного из последних афонских старцев: он всех людей сравнивает с пчелой и мухой. Муха, залетая в цветущий весенний сад, найдет в нем кучу навоза и сядет туда. А пчела даже на куче навоза найдет цветущий цветок и соберет из него нектар.

Господь нам сказал: радуйтесь. Надо учиться видеть в искушениях действие Божественной любящей десницы, а не падать и унывать, мол, мне, такому замечательному, такие, знаете ли, искушения выпали. Чего мы достойны – тем Господь нас и исправляет. Наша задача – видеть во всем действие Любящего Бога Отца и учиться радоваться, в том числе и в искушениях.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с внуком ходим в церковь. Внук хочет стать алтарником. Ему 12 лет. Что для этого нужно?»

– Очень похвальное стремление у Вашего внука, если ему хочется быть алтарником, тем более в этом возрасте. Думаю, в первую очередь об этом желании необходимо рассказать священнику. Не знаю, в какой храм вы ходите, но я, как настоятель храма, всегда очень внимательно отношусь к желаниям мальчиков, которые хотят помогать батюшке в алтаре. Я вижу в этом в первую очередь действие Промысла Божьего. Это та самая ситуация, когда с мальчиком нужно поговорить о вере, можно рассказать о священническом служении, о смысле христианской жизни, чтобы его благое стремление направить в созидательное русло.

Например, наши мальчики в этом случае охотно начинают учить церковнославянский язык. Они понимают, что в алтарь идут юноши в первую очередь потому, что имеют стремление встать на путь подготовки к священнослужению. За этим обязательно может последовать семинария, академия. Если у юноши есть такое стремление, думаю, обязательно его нужно поддержать, направить, но начать с того, что поговорить со священником в том храме, куда вы ходите.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «В чем секрет победы над искушением? И нужны ли искушения в жизни христианина?»

– Очень содержательный вопрос. Я начал бы с победы, а не с искушения. Потому что Господь одержал победу над злом, Он победил смерть, и каждый христианин имеет призвание войти в эту победу, которую Христос совершил в этом мире. Но путь к этой победе лежит через внутреннее совершенствование. Вот это совершенствование  и есть то мастерство, которым Любящий Отец хочет усовершенствовать человеческую душу, дать ей возможность войти в то достояние и быть победительницей себя, греха, утвердиться в радости, научиться трезвости и обрести необходимый опыт, который нужен человеку в вечной жизни.

Некоторые люди говорят, что в искушениях бес искушает. Некоторые говорят: нечистый попутал. Мне встречался в святоотеческой литературе такой пример. Одного мужчину барин поставил на свое поле сторожить капусту. А мужик, видя, что капуста уродилась хорошая, потихонечку стал ее приворовывать и продавать. Как-то шел он с барского поля с очередным мешком, а перед ним явился бес и говорит: «Мужик, ты что делаешь? Тебя же не воровать, а охранять барин поставил». Мужик ответил: «Иди отсюда; сам разберусь». Воровал, воровал – и попался. Начал оправдываться, мол, простите, бес попутал. И тут появляется демон и говорит: «Мужик, совесть имей. Я ж тебя отговаривал, а ты говоришь, что это я тебя попутал. Побойся Бога».

Я не думаю, что искушения страшны для человека. Они заставляют нас меняться, выводят нас из привычного ритма жизни, заставляют нас делать то, что нам, может быть, не хотелось делать. Они заставляют нас мыслить совершенно иначе. В этом для нас, христиан, и есть смысл; ради этого Господь и попускает нам искушения.

Мы не должны забывать, что Свою проповедь Господь начал со слов: «Покайтесь (то есть изменитесь), ибо приблизилось Царствие Небесное». Время жизни идет, а ты, человек, как-то медленно меняешься, не проявляешь в этом никакой инициативы, не стараешься обрести опыт, не доверяешь себя Богу. Любящий Отец не может равнодушно смотреть на Свое создание и всевозможного рода испытаниями старается подвигнуть нерадивое чадо по пути спасения. И слава Богу, что Он про нас не забывает, что есть в нашей земной жизни искушения. Научиться видеть в этих искушениях действие  Бога и понимать, что Господь этими испытаниями предлагает мне в себе изменить, – в этом и есть та самая синергия, когда Господь ведет человека по пути спасения. Вот это сотрудничество, соработничество, в котором реализуется человеческая свобода и действие Божественной благодати, вводит человека в то, о чем Господь сказал: «Верный и добрый раб, войди в радость Господа твоего».

– Говорят: начался пост – жди искушений: ссор с близкими, конфликтов на работе. Вы согласны с этим утверждением? Или искушения всегда на пути человека?

– Искушения не приходят к человеку в одном-единственном случае – когда человек их ждет и к ним готовится. В остальных случаях они нам просто необходимы. Мы не выбираем искушения, но от нас зависит, принимаем мы их или не принимаем и как к ним относимся. Убежден, что не бывает безмятежного времени и между постами.

– Вопрос телезрительницы: «Я сейчас перечитываю Евангелие, и у меня вопрос. Зачем Господа Бога искушал дьявол? Неужели он не знал, Кто перед ним? И зачем это нужно было Господу Богу?»

– Не помню, кто из святых отцов, рассказывая о своей встрече с дьяволом, сказал такое откровение дьявола: самое большое страдание, которое он испытывает в жизни, – когда не имеет возможности творить зло. Природа дьявола в том и заключается, что, отпавши от Бога, он возгордился. Безусловно, он знал, Кто перед ним. Мы в Евангелии неоднократно видим свидетельства того, как демоны начинали исповедовать Господа и говорили: «Знаем, Кто Ты – Святый Боже». Но Господь не принимал их исповеди.

Это испытание в большей степени нужно было не Богу. Как мы говорили выше, дьявол стал оружием на пути спасения человека. Это нужно для того, чтобы указать нам с вами путь спасения. Искушения в жизни являются необходимым условием нашего спасения. Божьей милостью мне пришлось побывать на Горе Искушений на Святой Земле. Когда  поднимаешься туда и осознаешь, что именно здесь были те испытания, то как-то по-особому начинаешь относиться к тем проявлениям Божественной милости, которые Господь нам посылает через испытания. Конечно, Бог знал, что это полезно и необходимо. Дьявол здесь пытался себя проявить. Для нас это в большей степени является примером, как к нему нужно относиться, как нужно с такого рода искушениями поступать. Господь ему сказал: «Иди за Мною, сатана». И отошел он от Него до времени. Для нас это в первую очередь является примером того, что мы с помощью Божией можем побеждать зло.

Я ничуть не осуждаю телезрительниц, которые задают подобного рода вопросы, но хотелось бы, чтобы были услышаны мои слова в плане «обнектаривания» своего сознания, своей души. Нам, живущим в настоящее время, не нужно драматизировать искушения, в которые мы попадаем, а наоборот, нужно радоваться. Потому что еще в Ветхом Завете было сказано: если хочешь служить Богу, приготовь свое сердце к искушению. Каждое чадо, которое приходит к Богу, Господь испытывает, посылая ему всевозможные испытания.

Сейчас приходит на память такой сюжет: Александрийский храм, III–IV век. Во время богослужения женщина стоит и плачет. Когда закончилась служба, священник подошел к ней, решив ее утешить, и спросил: «Какое-то большое горе у Вас случилось?» Она говорит: «Да, Господь оставил меня. Уже третий год я живу в сытости, тепле и достатке. Никакие скорби и печали не посещают меня». В те времена (III–IV век), недалекие от апостольского времени и того периода, когда все были свидетелями чудес, что совершал Господь, для людей было совершенно очевидно, что путь в Царствие Небесное нудится.

Афонские старцы нечистую силу называют «тангалашка» и говорят: «Ты думал, он в тебя печеньем и шоколадом кидаться будет, что ли?..» Знаете, очень многие люди верят в Бога и на этом ограничиваются. Но, позвольте, и бесы веруют, и их вера гораздо сильнее нашей, потому что они при этом трепещут. А у нас даже и трепета не возникает. У нас должно быть доверие Богу. Это вера в то, что Бог мне даст просимое, Он все равно от меня не откажется. Вверить себя Богу, довериться Ему полностью – вот что необходимо для нашего спасения. Если такое чувство в душе рождается, тогда все испытания, которые Господь попускает, мы принимаем.

Не обижается же сын на своего отца...

– Мне кажется, не всегда. Можно и другие примеры привести.

– Соглашусь. Когда происходит испытание, трудно это пережить, в душе рождается чувство обиды. Недавно мне прислали такой пример. Маленький мальчик стоит в углу и  говорит папе: «Вот ты меня в угол поставил. Ты же понимаешь, что мне плохо». Стоит маленький мальчик в углу и думает о папе плохо. Это тебе надо? Вот такое ребячество, конечно, позволяет обижаться на Бога.

Если человек не имеет достаточного духовного опыта, то, конечно, те испытания, которые Господь попускает человеку, пережить трудно. Но это будет трудно до тех пор, пока ты не поменяешь к этому свое отношение. Эта перемена или свершится в человеке, или не свершится. Если свершится – тогда тот нектар, который Господь нам по жизни всегда и везде готов дать, будет достоянием твоей души; в душе будет радость и то состояние, которое действительно соединяет человека с Богом. Тогда человек будет просто рад этим искушениям.

Еще вспоминается один пример из замечательной книги, вышедшей в 1904 году, которая называется «Яко с нами Бог». Автор рассказывает о некотором человеке, который себе хлеб насущный зарабатывал тяжелым физическим трудом, работая в шахте. Когда он получал деньги за свой труд, он с этими деньгами поступал весьма странным образом, как бы сейчас сказали. Оставлял себе на самое необходимое (еду, проживание, одежду, если в таковой нуждался), а большую часть раздавал членам своей бригады с одним-единственным условием – чтобы они его ругали. То есть он им за это деньги платил. Для чего ему это было нужно? Человек прекрасно понимал, что время земной жизни – время подвига. Тех испытаний, которые выпали на его долю (а нужно понимать, что такое труд шахтера: человек находится глубоко в земле, в состоянии постоянного риска и опасности), ему было недостаточно, ему хотелось большего.

Рассказывается, что когда он приехал в город в своей чистой, но неуклюжей рабочей одежде, один из горожан стал его упрекать, мол, деревня. А он смотрит на него и улыбается. – «Чего улыбаешься? Тебя ругают, а ты радуешься. Ненормальный, что ли?» Он отвечает: «Действительно радуюсь». Тот спрашивает: «Чему?» – «Знаешь, милый человек, я на работе деньги плачу, чтобы меня ругали, а ты, такой благодетель, эту душеспасительную возможность предоставляешь мне бесплатно. Спаси тебя Господи и помилуй».

Все зависит от личного отношения человека к тем обстоятельствам жизни, в которые он попадает. Если человек привык везде видеть трагедию и драму, тогда для него все будет таковым,  даже в празднике он не увидит и не испытает чувства радости.

– Федеральный проект «Трезвая Россия» опубликовал на своем официальном сайте рейтинг трезвости регионов за 2020 год. Это произошло буквально вчера. Лидеры рейтинга, то есть территории Российской Федерации, на которых употребление алкоголя минимальное: Ингушетия, Чеченская Республика, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тюменская область, Северная Осетия, Калмыкия... Вот первый десяток. Здесь также Ростовская область и Ставропольский край.

В самом конце, где критическая или далеко не самая лучшая ситуация, – Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтай, Курганская область, Камчатский край, Кировская область, Магаданская область, Сахалинская область, Удмуртская Республика, Чукотский автономный округ, Республика Коми. Свердловская область – на 46-м месте. В одной из социальных сетей встретил интересный комментарий: «Судя по статистике, это доказывает, что религия мусульман самая правильная: воспитание в вере, отвержение алкоголя, почитание и уважение старших и многое другое». Что скажете?

– С этим сложно не согласиться. Действительно, по настоящее время ислам в этом отношении сохранил те традиции, которые существовали. И нужно сказать, что эти традиции взяты из христианства. Религиоведы считают, что есть три авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам – у них общие нравственные ценности. Если мы посмотрим в исторической перспективе, как появлялась та или иная религиозная конфессия, то первым появился иудаизм, потом христианство; и только в VI веке от Р.Х. – ислам. С точки зрения религиоведения в исламе нет ни одной новой религиозной идеи; это соединение иудаизма и христианства.

Например, мы уже неоднократно говорили, что трезвость – христианская добродетель. Нетрезвый человек Царствия Небесного не наследует. В 2014 году Синод, принимая «Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости», напомнил своим верным чадам о том, что каждый христианин обязан быть примером трезвого образа жизни. Если в этом отношении наши собратья-мусульмане соблюдают заповеди, данные пророку Моисею, более строго, чем мы, христиане, думаю, дело в большей степени не в религиозности, а именно в ответственности и уважении человека к тем традициям, к тем религиозным нормам, которые существовали и существуют. Ведь законы Моисея никто не отменял; Христос сказал: «Я пришел не отменить закон, но исполнить». Почему исполнение закона в исламе гораздо строже, чем у нас, – это вопрос к нам, ныне живущим христианам.

Можно привести и много других факторов. Например, есть заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». К сожалению, мы должны констатировать, к достоинству мусульман, что у них в некоторых республиках нет домов для престарелых, нет детских домов. А вообще это наша традиция. Когда ребенок рождался и с его кровными родителями что-то случалось, духовные родители (крестные) брали на себя ответственность и воспитывали этого ребенка. Некоторые считали обидным для своего рода, если этого ребенка на воспитание брали другие. А сейчас мы поменяли к этому отношение.

Думаю, дело не в исламе или христианстве, а в тех людях, которые относят себя к исламу и христианству. Мусульмане рожают больше детей, это тоже в настоящее время очевидный факт. Но и мы, христиане, должны рожать всех детей, которых зачинаем. Это не прерогатива ислама; это наша религиозная традиция, которая была гораздо раньше, чем появился ислам. Если мы ее не соблюдаем, это дело нашей совести, в том числе моей как священника – я должен говорить, напоминать своим пасомым о том, что есть такая заповедь и мы должны ее исполнять.

Вернемся к рейтингу трезвости регионов. Наше Иоанно-Предтеченское братство около четырех лет занималось тем, чтобы появилась «Концепция по утверждению трезвости» и чтобы Церковь ее приняла. Но после того как она была принята и мы увидели в социальных сетях реакцию на это, мы поняли, как много всего еще нужно сделать, чтобы трезвость как христианскую добродетель, как необходимое условие спасения человеческой души вернуть нашему христианскому сообществу. То, что Господь нам такими обстоятельствами напоминает об этом, думаю, это к чести и достоинству мусульман. Но мы должны понимать, что это наша обязанность, наше призвание, наша добродетель, которую мы должны вернуть в нашу церковную жизнь.

– Давайте подведем какой-то итог вышесказанному.

– Слава Богу, что Господь про нас не забывает, что мы не находимся в состоянии беспечности. Ведь человек через эти искушения, через этот призыв к совершенствованию понимает, что ему в себе нужно изменить.

Самое главное: мы никогда не должны забывать, что христианство – религия радости. Дьявол очень хочет, чтобы мы про это не вспоминали, он хочет нас загрузить искушениями, мрачным состоянием: мол, ты никогда не справишься, никогда не изменишься, это твой крест; от тебя в принципе ничего путного нет, никогда не было и не будет; и вряд ли ты об этом способен подумать... Но мы воспитаны совершенно в другой парадигме. Господь нам сказал, что скорбь обратится в радость. Истинная христианская радость как раз является следствием пережитых испытаний.

Если хочешь обрести радость, ты должен быть благодарен Богу за то, что Он про тебя не забывает, и не нужно отчаиваться. Конечно, в этих испытаниях, искушениях бывает трудно, но Любящий Отец никогда не попускает выше сил, Он всегда рядышком, всегда готов тебе помочь. Но нуждаешься ли ты в этой помощи? Обращаешься ли к Нему за таковой? Видишь ли в этом призыв к радости?..

То, как ты к этому относишься, и определяет результат, который в первую очередь проявляется в состоянии твоей души, ибо внутри тебя есть процесс, созидающий Царствие Небесное. Царствие Божие не приходит приметным образом, оно внутри каждого из нас. По большому счету наша вечная жизнь – это продолжение жизни земной. Научиться радоваться здесь и видеть во всем действие Промысла Божьего – это та задача, которую каждому в своей жизни необходимо решить.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать