Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе города Екатеринбурга, руководитель Отдела по социальному служению Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко. 

– Батюшка, начало июня для Вас ознаменовалось Великорецким крестным ходом. Поделитесь своими впечатлениями.

– Есть такое чудо на Русской земле – Великорецкий крестный ход. Этому чуду уже 647 лет. В 1374 году на реке Великой была обретена икона Николая Чудотворца, которая сразу же прославилась многими чудесами. Губернские власти взяли эту икону в уездный город Хлынов, но при одном условии: каждый год эта икона крестным ходом будет возвращаться на место ее обретения, на реку Великую (сейчас там село Великорецкое), на праздник, затем обратно в город Хлынов (сейчас Киров). На протяжении шести с половиной веков миллионы и миллионы людей прошли этим путем за иконой святителя Николая Чудотворца. С точки зрения какого-то житейского смысла это непонятно.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Это как крест Христов: для кого-то – соблазн, для кого-то – безумие. Что такое крестный ход? Сто пятьдесят километров люди идут по жаре или в дождь, стирают ноги в кровь, несут за собой какую-то поклажу десятки километров в день. В первый день маршрут составляет двадцать с небольшим километров, потом – сорок, потом – двадцать шесть. И так изо дня в день, недосыпая, недоедая. Зачем? Для чего? Что побудило людей пуститься в этот путь?

– Это испытание какое-то.

– Наверное, невозможно объяснить вкус мороженого человеку, который его ни разу не ел. Можно, конечно, попытаться, сказав, что оно холодное, сладкое, приятное, создает хорошее настроение. Но пока человек не переживет личный опыт, это все равно останется для него разными фрагментами одной картины.

Точно так же с благодатью Божией: можно какими-то восторженными фразами говорить, что это здорово, прекрасно, сильно, но пока человек не проживет опыт встречи с Богом посредством вот такого духовного упражнения, не поймет.

На самом деле наша цель – стяжание благодати Божией. Все остальное – средства. И крестный ход – это тоже средство, но весьма эффективное, которое реально дает результат; в первую очередь – результат личного проживания духовной покаянной жизни в коротком отрезке.

В чем смысл? Дело в том, что наша душа заплыла плотью. По мысли Феофана Затворника, плоть – это не наше физическое тело, а то, что находится между телом и душой, то есть наша психофизическая составляющая, которая поражена грехом и блокирует человеческие душевные и духовные порывы. Поэтому в обычных условиях, особенно современных, когда сыто, комфортно, все привычно и идет по накатанной, без каких-то серьезных стрессовых ситуаций, потрясений, потерь, боли, человек живет и не взрослеет, не зреет. То есть до сорока лет человек доживает, но так и остается незрелым, инфантильным подростком.

Душа зреет в преодолении боли, скорби, преодолении себя. Поэтому христиане так любят Великий пост – это хотя бы малая возможность себя преодолеть. Когда ты ограничиваешь себя от своих хотелок, немножко прижимаешь свою плоть, из-под нее начинает проявляться душа. Конечно, она выражает себя какими-то страстями, вспышками, но это хотя бы возможность понять, кто ты есть. Потому что можно всю жизнь прожить с розовыми очками и думать: я неплохой человек, не такой, как прочие человецы. А на самом деле внутри, под этой плотью море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа. Пока человек себя не узнает, он не покается, не сможет вычистить себя.

Великорецкий крестный ход, как мне представляется, – это такой сжатый Великий пост, когда ты не сорок дней идешь, а шесть дней, но интенсивность нагрузки физической, психической и духовной настолько сильная, что плоть очень быстро ужимается и сквозь нее начинает проявлять себя душа. По-разному проявлять: у кого-то – эгоизмом, раздражением, печалью. «Что я здесь делаю? Кто эти люди? Хочу домой! Зачем я здесь оказался? Заберите меня отсюда». У кого-то проявляется готовность послужить другим людям: что-то приготовить, позаботиться, взять чужую поклажу. На самом деле это очень интересно. Очень важно понять, кто ты есть на самом деле.

Кроме того, поскольку Великорецкий крестный ход – это путешествие за чудотворной иконой святителя Николая, это еще и возможность очень близко познакомиться с этим святым. Обычно у нас с ним официальные отношения. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» – поет хор, а мы стоим, крестимся. Но это немножко официоз, дистанция. А во время крестного хода Николай Чудотворец реально присутствует, идет этим крестным ходом. А где ему быть в эти дни, как не в Кировской области с этими тысячами людей, которые идут за его иконой?

На протяжении всего этого путешествия люди молятся ему, постоянно читают, поют акафисты святителю Николаю. Конечно, он идет этим крестным ходом, и это очень легко почувствовать. Можно с ним начать разговаривать, причем по-человечески, без официоза. Например: «Отче Николае (или Николушка), вот у меня есть до тебя небольшая докука, такие-то дела...» Вот так идешь и с ним разговариваешь. Потом возникает какая-нибудь ситуация, говоришь: «Прости, отче, надо немножко отвлечься, на привале что-то сделать».

– Палатку поставить, кипяток найти...

– Потом все заканчивается, и ты возвращаешься к разговору с ним. В каких-то простых вещах реально проявляется милость Божия: в чашечке кофе, которую тебе подают, или в находке. Например, потерял ты человека. А там ведь тринадцать тысяч человек идет! Где найти? Начинаешь молиться: «Святителю отче Николае, помоги!» – и ноги приводят тебя туда, где этот человек отдыхает. Твоя просьба – и сразу ответ. Все это дает очень серьезные впечатления.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «В чем сила слова? Почему говорят, что словом можно убить, словом можно воскресить? В чем сила молитвы, проклятия, проповеди? Сказано: от избытка сердца говорят уста. Так что такое слово? Это энергия?»

– Слово – это одно из имен Сына Божия. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Словом Господь творит мир. И сказал Бог – и стало так. Его слово становилось действием. Сила слова – в действии. Про Христа очень часто говорили, что Его слова с силою: Он повелевал – и творилось. Он говорил: умолкни, перестань – и буря умолкала. Он говорил бесам: изыди – и они исходили. Его слова обладали силой.

В чем сила слова? Сила слова в том, что человек живет так, как говорит. Христос имел силу слова, потому что никогда не умничал, никогда не говорил того, чего Сам не совершал. Поэтому Его слова сразу же становились действием. Как и у святых, праведных людей. Когда у человека жизнь соответствует тому, что он говорит, то его слова обладают силой. И напротив, если человек просто пересказывает умные мысли (умничает), но сам этого не исполняет, то его слова не имеют силы.

Если хотим иметь силу  слов, то нужно начать жить этими словами. Жить молитвами, обращенными к Богу; жить заповедями. Но если ты говоришь, а сам этого не делаешь, твои слова не будут иметь силы.

Хотя... Мне по долгу службы приходится много говорить каких-то назиданий. И вы же понимаете: то, что я говорю, я не всегда могу исполнить. Но я знаю, как надо; знаю, как по-Божьему. Один из святых сказал, что те учителя, которые говорят с пользой для других людей, свой недостаток в делах компенсируют той пользой, которую получают люди от добрых и истинных слов.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «Мне тридцать лет. Как мне примкнуть именно к Богу? Как не поддаваться обольстительным чарам дьявола? Потому что я нахожу красоту и в дьяволе, и в Боге; мне нравится быть и с тем, и с другим. Иногда я гневаюсь, а иногда снова становлюсь более спокойным. Как понять, что только Бог может меня спасти, что спасение только в Боге? Как мне не искать красоту в дьяволе, в раздражении, в гневе и так далее? Как прийти только к Богу?»

– Я думаю, это пожизненный труд. Вы находите красоту в дьяволе, хотя там красивого ничего нет, как нет ничего красивого во лжи, фальши, миражах. Можно, конечно, тратить свои силы и бежать, доверившись миражу, чтобы вкусить чистой воды в пустыне. Но добегаешь, смотришь – а это все нереальное, ненастоящее, фальшивое. Это просто реклама, которую человеку втюхивают, чтобы от него что-то поиметь. Красоты там нет, это фикция.

Проблема в том, что вы дьяволу интересны гораздо больше, чем он вам. Потому что у него есть реальная цель, которой он живет, и эта цель живет внутри человека – вечная, бессмертная душа. У дьявола есть прямая задача – всеми возможными и доступными средствами человека к себе привязать. Конечно, он явно не является, как Мефистофель Фаусту. Он потихонечку плетет свои сети через какие-то страстишки, привычки, симпатии к нему, лишая потихонечку человека сил, воли, разума, совести, чтобы в какой-то момент просто взять душу и потом всю вечность ею пользоваться, получая от этого какое-то садистское наслаждение. Дьявол кайфует, когда видит, как человек страдает и мучается от греха.

А выбор – за волей человека. В мире действуют три воли: воля Божия (всегда благая), воля дьявола (всегда злая) и воля человека, которая выбирает между ними. «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Наше сердце – это поле битвы. Человек – это же не наблюдатель, он не сидит и не ждет: кто победит, к тому я и примкну. Нет; человек выбирает, на какой стороне он борется. Один путь – лживый и ведет в муку вечную. Другой путь – истинный и ведет в жизнь вечную.

Наверное, выход в том, что надо полюбить Христа всем сердцем, всем умом, всей своей волей. Без любви ко Христу, без личных с Ним отношений, без покаяния перед Богом, без причастности к Нему в церковных таинствах, без молитвы этот выбор сделать невозможно. Дьявол – фокусник: он всегда будет крутить, крутить и в конце концов так закрутит, что сломает тебе шею.

– То есть не надо думать, что все хорошо и про тебя забыли...

– Не забыли; до самого конца жизни это будет продолжаться. Макарий Великий всю жизнь провел в подвиге к свободе от дьявола и греха. Когда душа его уже возносилась к небу, ко Христу, и тогда бесы пытались его зацепить: «Макарий, ты нас победил». В надежде, что он скажет: да, я молодец, я это сделал, я могуч. Но Макарий, понимая, что только смирением можно освободиться от этих липких сетей, говорил: «Нет, пока не явлена воля Божия обо мне...» До самого последнего издыхания идет борьба.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Как быть, если очень нравится священство и всегда хочется за всех молиться? Второй вопрос: где-то у святых отцов я прочитал, что кто-то хотел молиться за дьявола. Как к этому относиться? Ведь Господь любит дьявола так же, как до его падения. Все мы – чада Божии. По моему глубокому убеждению, спасется и враг рода человеческого в конце времен. Господь помилует всех. Ведь дьявол до падения был ангелом. Святые отцы говорят, что Господь его любит так же, как до падения...»

– На самом деле это неправильная мысль. Не надо так думать, что все спасутся; это ересь, ложь. Бог в Евангелии говорит совершенно конкретно, что пойдут одни в жизнь вечную, а другие – в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Есть точка невозврата, и дьявол эту точку перешел, ему уже не вернуться, потому что у него потеряна эта способность. У ангелов, в отличие от человека, единичный выбор. Человек много раз делает выбор: много раз делает шаг назад, потом кается, потом снова уходит... Пока душа в теле, благодаря телу человек может во времени делать эти шаги. Как только тело умирает, душа теряет способность к покаянию и право выбора.

У ангелов нет тел, и они этот выбор сделали один раз: один раз переступили черту – и это точка невозврата. С ними окажутся те люди, которые уподобились падшим духам своим выбором, своей жизнью (противлением истине, враждой с истиной). Поэтому нельзя думать, что все спасутся; это ложь, и тогда возникает хула на Бога.

Второй вопрос касается того, что человек хочет стать священнослужителем. Когда у меня в свое время возникал этот вопрос, я приехал в епархию, где встретил очень мудрую сотрудницу храма, пожилую женщину. Я сказал: «Хочу быть батюшкой. Где здесь у вас епископ?» Она спросила: «А у тебя есть духовник?» Говорю: «Нет». – «А ты молишься утром и вечером?» – «Нет». Она сказала: «Так вот, для начала купи молитвослов и найди себе духовника».

Надо идти постепенно, по этапам к этой цели, если она есть. По поводу семинарии – не знаю; это нужно выяснять в личной беседе. К семинарии нужно быть готовым: кому-то это полезно, а кому-то вредно. Для начала: духовник, молитва и какое-то церковное послушание (например, мыть храм после службы). Нужно полюбить служить в церкви, полюбить эту атмосферу, полюбить богослужение. Без любви, без сердечного чувства благодарности и желания жизнь свою положить на служение Церкви и Богу на этот путь лучше не становиться.

– Вопрос юного телезрителя из Краснодарского края: «Как сказать папе, чтобы он перестал каждый вечер подолгу играть в компьютерные игры?»

– Вот так проблемка мучает ребенка! Почему папа играет в компьютерные игры? Потому, что он еще не перестал быть ребенком. Думаю, надо Богу говорить за папу. Надо плакать к Богу, чтобы Господь коснулся папиного сердца, чтобы папа почувствовал, что его жизнь проходит бессмысленно и впустую. Время, которое дано ему на общение со своим сыном, с женой, на созидание своей души во Христе, он просто сливает в пустоту.

Наверное, нужно с папой по душам разговаривать, говорить ему о своих чувствах, что для тебя очень важно, чтобы папа с тобой играл, что ты очень хотел бы проводить с ним больше времени. И, конечно, это и маме задачка, чтобы мама через диалог со своим супругом пыталась открыть свои чувства. Ведь это так важно, ценно и дорого, когда внимание мужчины уходит не в монитор, а остается в семье.

Сейчас попробую найти в телефоне одно стихотворение; оно для всех.

Эти глаза могли бы всматриваться вдаль

И искать землю на горизонте.

Они могли бы слезиться от холода горных вершин

Или сохнуть от пыльной бури в пустыне.

Эти глаза могли бы слепнуть от белых полярных снегов

Или от тусклого света навигационных приборов.

Они могли бы, не мигая, пронзать ночь и видеть звезды.

Но эти глаза смотрят в экран.

Глаза мужчины у монитора.

Эти руки могли бы сжимать штурвал.

Эти ладони могли быть истерты о канаты и тросы парусов и швартовых.

Пальцы могли быть изрезаны о скалы и льды.

Они могли бы почернеть от костров и ветров,

Они могли стать твердыми и сухими,

Но касаться женской кожи нежно и сильно,

Брать за талию или плечи так, как берут навсегда.

Но эти пальцы быстро бегут по клавишам.

Пальцы мужчины у монитора.

Эти лица могли быть обветрены всеми ветрами,

Они могли осунуться и посечься морщинами –

Мелкими морщинами возле глаз, глубокими – на лбу.

Эти щеки могли стать впалыми и небритыми.

Эти губы могли пересохнуть от жажды и потрескаться в кровь,

Но уметь целовать так, так прикасаться к любимым губам...

А эти губы потемнели от кофе, чая и сигарет.

Эти лица бледны в синем свете экрана…

Мужчины у мониторов.

Эти глаза устали без сна,

Эти пальцы бегут по клавишам,

Но им кажется, что они сжимают штурвал...

Или сжимают весло...

Или сжимают дивные плечи...

Мужчины у мониторов.

 Попробуй потом найти эту передачу в Интернете и показать папе этот стих.

– Вернемся к разговору о Великорецком крестном ходе. Буду краток: раздевалка после футбола. Мужчина пятидесяти пяти лет, с которым мы играем в одной команде, рассказывает нам, что его жена в очередной раз ходила Великорецким крестным ходом. И он говорит: «Не понимаю, зачем она туда ходит. Для чего они собираются и идут? Что там? Здесь все есть: квартира, машина...»

– «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

Это в полной мере можно сказать и о Великорецком крестном ходе. Это опыт близости Бога, опыт преодоления себя, опыт покаяния, опыт молитвы. И самое важное – это работает. К пустому источнику люди не ходят. Шестьсот сорок семь лет ходить этой дорогой за иконой просто так, если нет результата?.. А результат очевиден. Я в своем приходе знаю десяток людей, которые сдвинули свою жизнь с какой-то мертвой точки.

Например, семейная пара: много лет живут вместе, но у них долго не было детей. Два раза сходили Великорецким крестным ходом – и ждут уже второго ребенка. После первого крестного хода – первый ребенок, теперь ждут второго.

Знаю несколько историй, когда родители находились в сопротивлении Богу. Но после того как их дети проходили этим путем, что-то такое происходило и они просили позвать священника. Священник их крестил, причащал – и родители уходили в мире с Богом (они уже находились на этом пороге по причине болезни).

Одна моя дочь совершенно из безнадежной, как казалось, ситуации вышла замуж и счастлива в материнстве и супружестве. Другая нашла счастье в иноческом служении. Эти взаимосвязи настолько очевидны! Человек дает кровь своих мозолей и принимает Дух. «Дай кровь и прими Дух». Это правда работает и дает духовный (и не только духовный) результат.

– Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Вопрос по поводу природы зла. Когда создавался мир бесплотных духов, почему у одних потенциал к свету, добру, любви, истине, а у других – к злу, ненависти, лжи? Почему личностный потенциал у одних один, а у других – совершенно противоположный?»

Почему одни люди обманывают, лгут или делают еще что-то нехорошее, а другие этого сторонятся и живут по совести?

– Во-первых, Бог зла не сотворил. Зла как такового не существует. Зло – это отсутствие добра, отсутствие любви. Так же, как тьма – это отсутствие света; холод – отсутствие тепла. Все, что сотворил Бог, – хорошо весьма. И всякий человек хорош по своей природе. Зло – это инфекция, вирусы, которые начинают эту природу искажать... Нужно укореняться в свете. Чем больше света, тем меньше тьмы. Чем больше праведности, тем меньше зла. В человеке есть образ Божий, печать, искра, которую надо раздувать, превращать в пламя, и вычищать ту плесень, гниль, которая возникает по причине инфекции зла.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В советские времена большинство людей жили как нормальные люди, по совести. Особого церковного рвения не проявляли: не молились, не постились, не причащались, в храм не ходили. Люди просто жили, никаких особых нарушений не совершали. И после смерти такой человек попадает на вечные муки. Вопрос: за что?»

– Не в этом вопрос: за что? для чего? И вопрос не в добрых делах. Добрыми делами не спасается никакая тварь: ни советская, ни китайская, ни капиталистическая. «Хорошими делами прославиться нельзя», – пела старуха Шапокляк. Спасается человек своей причастностью к Личности Иисуса Христа, только этим. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется... Я есмь путь и истина и жизнь.

В этом катастрофа многих и многих людей. Человек по советским меркам очень хорош и праведен, но ему Христос не нужен, потому что он сам себе режиссер, сам весь «мир построит: кто был ничем, тот станет всем». У такого человека нет необходимости в Спасителе. А без Спасителя никакой человек не спасется. Мы должны Ему усвоиться, войти в Его Тело, в Церковь. Церковь – это Тело Христово.

Спасение – это не юридическое понятие: вот этот человек закон исполнил, он молодец, ему пятерка. Спасение – дело органическое; мы должны из своей природы семя тли, семя смерти вырвать, исцелить, и это делается не человеческими усилиями, а Божескими. Господь сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. В таинстве Крещения происходит вырывание смерти из сердцевины человека и вдыхание Духа Святого, Который душу, убитую грехом, оживляет, и человек становится способным жить вечной жизнью. Если этого не происходит, то, конечно, грустно, печально. Но это жизненная ситуация, которую не Господь сотворил.

Например, Чернобыль: инженеры что-то не то включили – и произошел взрыв. И весь окружающий мир стал пронизан энергией смерти. В эту зону приезжает специалист, врач, и, рискуя жизнью и в конце концов умирая, приносит лекарство от смерти, приносит жизнь. Кто это лекарство примет – тот оживет.

Конечно, можно рассуждать: мол, где справедливость? Почему этот доктор приехал в Чернобыль, а не в Америку или еще куда-нибудь? Но он пришел туда, где люди в большей степени нуждались в жизни. Он принес лекарство, которое нужно принять; если ты его не примешь, то не преодолеешь смерти. Кто-то возмущается: «Почему это лекарство? Вот мы все время лечились у своих знахарок, зачем нам вообще этот доктор?..»

Можно сколько угодно искать какие-то оправдания своему выбору. Но суть в том, что если ты не придешь к этому Доктору и не примешь этого лекарства, то смерть в тебе останется навечно. Вот и всё.

– Вопрос телезрительницы из Челябинска: «На кладбище на могилку мужа положили плитку. Но женщине не понравилось, и в итоге положили другую плитку. А ту плитку отдали мужчине, который забрал ее домой. Можно ли было с кладбища забирать плитку домой? И еще один вопрос. Можно читать пяточисленные молитвы?»

– Любые молитвы читать можно и нужно. Но на любое правило, которое человек хочет воспринять, нужно взять благословение у своего духовника. То, что включается в наше ежедневное чтение, должно быть обязательно по совету, по силам и по благословению.

По поводу плитки. Если человека это не беспокоит, не травмирует... Например, я не стал бы с кладбища брать плитку к себе домой...

– На дорожку между грядок положить...

– Зачем? Она же лежала на могилке. Мне кажется, это как-то неэтично. Но если для человека это нормально, то это его дело.

– Вернемся к Великорецкому крестному ходу. Насколько я помню, Вы уже не первый раз в нем участвуете.

– Не первый. И, дай Бог, не последний.

– Вы же общаетесь с людьми, идя крестным ходом, они делятся с Вами чем-то. Происходят какие-то изменения в жизни у людей, на Ваш взгляд? Я не спрашиваю лично про Вашу жизнь...

– Сегодня днем у нас как раз была встреча с крестоходцами – любое дело надо как-то закруглить, подвести итог, обговорить какие-то откровения. Безусловно, изменения происходят. Любому человеку, у которого возникает какая-то кризисная ситуация, особенно в семье, советую идти крестным ходом. Каким-то образом этот крестный ход связан с человеческим родом, он выправляет род (как прошлое, так и будущее). Это влияет на изменения в семье.

Поэтому каждый раз, когда я слышу жажду человека решить какую-то семейную ситуацию (например, нет детей или замуж хочется выйти), я говорю прямо: идите Великорецким крестным ходом, начинайте этот подвиг. Потому что Богу важно доказать серьезность своих намерений. Не что-то периодически вяло Ему говорить, а доказать, что ты серьезный человек. Что ты готов для этого сделать?

Я уже строю планы на следующий год. Великорецкий крестный ход обычно выпадает на время между Вознесением и Троицей. В эти праздники каждый пастырь должен быть на своем приходе, поэтому некоторые годы мы пропускаем (например, в прошлом году 6 июня выпадало на праздник Троицы). В 2022 году Вознесение Господне будет 2 июня, а 12 июня праздник Троицы. То есть к 3 июня можно успеть приехать в Киров и в этом промежутке между Вознесением и Троицей успеть пройти крестным ходом. Я настроен своих прихожан везти в Киров на следующий крестный ход.

– Вопрос телезрителя из города Киров: «Вы сказали, что во время Великорецкого крестного хода вместе с верующими, паломниками ходит Николай Чудотворец. А в советское время, когда были гонения, бабушки ходили по 5–7 человек, и их задерживали милиционеры, был ли Николай Чудотворец с этими бабушками?»

– Безусловно, был. Сейчас в каком-то смысле это торжество православия: люди идут, кировчане выходят, приветствуют. Есть потрясающие истории. Например, какая-нибудь сельская жительница, бабушка выносит свежесваренную картошечку, маленькую, почищенную. Бабушку спрашивают: «Да как же Вы ее чистили?» Она говорит: «Так я всю ночь чистила». Пироги, морс... Десятки, сотни уставших людей где-то на привале получают вот эту любовь от кировчан (или от вятичей, можно так сказать).

Мне кажется, для Вятской земли приезд десятков тысяч паломников – это всегда благословение, это всегда возможность послужить: воду налить, кипяток вынести, блинов настряпать. Это вызывает такое ликование! Приходишь в какую-нибудь деревеньку, смотришь – а там местные жители стол организовали: кипяток, блюдо с блинами. Это настолько утешительно!

Святитель Николай – милостивый, он ходит среди этого народа и радуется доброте человеческой. Особенно в советское время: надо же было этих подвижниц как-то поддержать – он и был там.

– В завершение программы короткое слово от Вас для наших зрителей...

– Дорогие друзья, мы идем навстречу дню рождения Церкви, навстречу Пятидесятнице, дню Святой Троицы. Это великий день, в который Дух Святой пришел в этот мир. Дух, который необходимо стяжать каждому человеку для спасения души, для вечной жизни. Я всем искренне желаю прожить этот праздник всем сердцем, дождаться, когда на вечернем богослужении накануне воскресенья впервые после пятидесяти дней воздержания мы вновь услышим эту прекрасную молитву: «Царю Небесный...» Но мы еще терпим, ждем, томимся. Но вот-вот придет Дух Святой, Утешитель. Пусть Он придет ко всем и даст радость, праведность и мир в каждое сердце. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​