Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

16 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

– Сегодня праздник святых жен-мироносиц. Утром все слушали Евангелие, в котором рассказывалось о том, как жены-мироносицы следили, где Иосиф и Никодим хоронили Спасителя, как потом произошло Его воскресение и как Он явился именно им. Женщины следовали за Христом с момента суда Пилата до самого Его погребения и даже до воскресения. Откуда у них была такая преданность ко Христу, когда даже апостолы, ближайшие ученики, Его бросили?

– Прежде чем отвечать на этот вопрос, позвольте мне поздравить всех наших женщин с прекрасным праздником жен-мироносиц. Церковь верит, и каждый из нас убежден, что каждая христианка в какой-то степени уподобляется тем святым женам, у которых действительно была огромная любовь ко Христу и преданность Ему (я бы сказал, безграничная преданность и любовь, Евангелие об этом сегодня нам очень четко говорит).

В чем же это проявилось? Действительно, у Креста были жены-мироносицы, хотя даже не все ученики там были. Какая страшная минута! Ученики Христовы знали, находясь у Креста, что их могут схватить, а жены-мироносицы были до последнего момента, до крестной смерти Христа. И потом, когда Его пречистое тело было снято с Креста, погребено, они все это время никуда не удалялись, несмотря на то, что опасность была реальная (не было никакой гарантии, что их не схватят). Земной страх, который, может быть, в чем-то был свойствен другим ученикам, наверное, и им был свойствен, но они его преодолели. Это первое.

А второе – посмотрите, зачем они пришли ко гробу. Они пришли, чтобы совершить все положенные погребальные обряды над Христом, чтобы оплакать Его еще раз, омыть Его тело, обвить пеленами, почитать положенные заупокойные молитвенные последования, как у нас сейчас женщины это делают. Очень часто у гроба сейчас молятся именно женщины. Собственно, все должны молиться, когда умер близкий человек, но чаще всего мы видим женщин, родственниц, читающих Псалтирь. Так и жены-мироносицы пришли для того, чтобы (выражаясь нашим языком) почитать Псалтирь, помолиться об упокоении бесконечно дорогого и близкого им Человека.

Почему так было? Потому, что женское сердце так устроено. Господь сотворил мужчину и женщину, но вложил в них разные качества, разные душевные свойства, чтобы они дополняли друг друга и чтобы была гармония и на земле, и в Церкви. Женщина –  представительница той части нашего общества, которая способна беззаветно любить, единожды отдавшись этому чувству; полюбив кого-то, она способна идти до конца в этой любви. Это самое главное свойство женщины.

Но удивляет в этой истории, описанной в Евангелии, что жены-мироносицы не испугались у Креста, не испугались, когда потом была приставлена стража, но сказано: имяше же их трепет и ужас, когда они услышали, что Христос воскрес. Это совершенно потрясающий момент. Мы знаем, что потом у них никакого трепета и ужаса уже не было, они рассказывали апостолам о том, что произошло. Хотя вначале было сказано: никомуже ничтоже реша. То есть был один такой момент, но евангелист о нем упомянул. Может быть, мы сегодня поговорим и на тему, почему же бесстрашные женщины вдруг испугались, когда узнали, что Христа нет во гробе.

– И еще они не испугались стражи, когда пошли помазать тело, но зато задумались, кто же им откроет гроб.

– Это очень похоже на то, что мы видим и в наших женщинах: совершенно удивительные свойства, которые сочетаются. С одной стороны, ответственность, очень вдумчивое отношение к любому делу, а с другой – то, что кажется нам иногда безрассудством. Они не испугались, забыли про страх – мужчине это трудно понять (потому что есть опасность и ее нужно избегать). А женщины проявили безрассудство в этом смысле, не испугались, но оказалось, что их безрассудство было очень богоугодно в этот момент.

И в нашей жизни, даже на бытовом уровне, женщина видит такие детали, которые мужчине, может быть, и не дано видеть, в том числе в семейной жизни, в каких-то бытовых вопросах. Женщине присущ максимализм, в хорошем смысле слова. При сочетании с другими качествами это создает прекрасный образ, который мы и ценим в женщинах на самом деле.

– Вопрос телезрительницы: «Я работающая пенсионерка, поэтому временно в храм ходить не могу. Когда дома молюсь не по молитвослову, а своими словами, то обращаюсь к Богородице так: “Дева Мария̎”; а иногда: ”Богородица, Царица Небесная”».

– Лучше всего молиться, взяв специальную книжечку – молитвослов, где уже готовые освященные молитвы, которыми молилось очень много людей, и использовать эти молитвы для того, чтобы обращаться к Богу. Наверное, в Вашем случае это будет самый лучший выход, тогда не будет никаких смущений, какие слова употреблять.

В молитвах мы действительно по-разному можем обращаться к Пресвятой Богородице, через Которую произошло спасение человеческого рода. Поэтому нет ничего страшного в употреблении любого из этих наименований, ведь эти именования Богородицы имеют отношение к православному богословию. Если мы называем Пресвятую Деву Богородицей, значит, верим, что Она родила Христа, Который был Человеком и Богом одновременно. То есть в таких наименованиях содержится очень большая глубина.

Чтобы не сделать ошибку, давайте начнем с того, что возьмем самый обычный православный молитвослов и будем читать молитвы по нему. А когда наше сердце просит произнести еще какие-то слова, излить плач к Богу или Пресвятой Богородице, то это будет происходить уже совершенно естественным образом. И в нашей голове не будет таких сомнений, как кого называть, потому что уже будем знать, как это правильно делать.

– Мы говорим сегодня про жен-мироносиц, но ведь и Пресвятая Богородица для нас очень важна как образец православной христианской женщины. Какое важное для женщины качество можно отметить у Пресвятой Богородицы и жен-мироносиц?

– Если мы вспоминаем о Пресвятой Богородице и пытаемся перенести Ее образ на всех женщин-христианок, то первое, что приходит на ум, самое характерное качество Божией Матери – Ее скромность, огромное смирение, способность оставаться на заднем плане, никогда не выпячивать Свою ведущую роль и при этом являться Той, Которая эту роль играла на самом деле. Истинная христианка должна быть такой.

Безусловно, без женщин жизнь на земле, и в Церкви в том числе, наверное, немыслима. Роль женщин в Церкви очень велика. Но часто мы не замечаем этой роли. И отсюда возникают вопросы: почему женщин не видно? И так далее. А на самом деле это означает, что женщины так исполняют свою роль в Церкви, что действительно уподобляются Богородице в смирении, скромности, кротком стоянии перед Богом. Это, наверное, самое главное, что нам дала Богородица помимо всех Божественных даров Самого Христа, Которого Она в мир привела. Если говорить о человеческих качествах, наверное, я бы отметил вот это.

– Давайте попробуем сегодня, в такой день, заметить женщин. Вы священник, служите в храме. Какую роль на вашем приходе исполняют женщины?

– То, что я скажу, наверное, для каждого храма будет одинаковым (мои личные ощущения таковы). Как священник я прихожу на службу раньше всех, никого еще нет, я первый захожу в храм и всегда обращаю внимание на то, какая чистота и порядок в храме, как все аккуратно, каждый коврик постелен, каждый цветочек стоит на своем месте, все тщательно украшено, с любовью. Может показаться, что это все само собой возникло. Нет, с вечера именно женщины приходили, убрались, сухие веточки убрали, новые цветы поставили... Дальше идет служба, молитва, приходят люди и тоже всем этим благолепием наслаждаются. Это некий символ, который очень показателен, когда мы говорим о роли женщины в Церкви.

А когда начинают ходить в церковь детки? Когда мы их крестили, начали причащать, видим, как они растут в церкви. Потом уже кто-то из них начинает пономарить, кто-то в алтарь заходит, кто-то становится священником. Кто их воспитал? Как правило, женщины. Наши христианские сестры, которые изо дня в день кропотливо занимались этим трудом.

Зайдем в воскресную школу. Кто там преподает в основном? Батюшка пришел, выступил, как-то пообщался с детками. Хорошо, если у него есть время рассказать им какие-то истории, уроки провести, но в основном ведь там женщины. И так далее, можно продолжать бесконечно. Но самое главное – я не хочу сказать, что женщина выполняет в храме какую-то второстепенную работу. Из того, что я перечислил, на самом деле ничего второстепенного нет. Даже украшение храма. Но кто-то может сказать, что женщина же не служит, служит священник. Все то, что делают женщины, на самом деле ничуть не умаляет их роли в Церкви: это и украшение храма, и воспитание людей, каждодневные духовные труды, молитва. Молится священник, но давайте повернемся и посмотрим, кто стоит в храме. Пока еще можно сказать, что у нас больше женщин в каждом храме. Молитвы прихожан не менее ценны, чем молитвы священника. Ценны молитвы каждой из женщин, что стоят в храме, за семью, детей, за того священника, который молится.

Мы уже упомянули о преданности женщин. Как жены-мироносицы молились Христу, так наши прихожанки, которые верны своему приходу, любят священника и преданы ему,  молятся за него и всегда готовы помочь, если что-то у него случилось. Только узнают, что он заболел или что-то ему нужно, первыми откликаются.

Можно очень долго говорить об огромной роли женщин в Церкви. Она важна, имеет фундаментальный характер, хотя, как и молитва, зачастую невидима. Но тот, кто внимательно посмотрит, конечно, может ее увидеть и понять, что не само собой что-то происходит вокруг Божественной литургии, вокруг литургического устройства церковной жизни, а потому, что есть люди, которые выстраивают это всё по кирпичику. Поэтому без женщин очень сложно себе представить Церковь.

– Следующий вопрос: «Как объяснить человеку, почему не нужно лечить детей у бабок, которые произносят какие-то свои молитвы?»

– Потому, что это суеверие. Есть, конечно, народная медицина, традиционные, очень давние, проверенные временем средства, которыми лечились наши предки. Но тут два момента. С одной стороны, мы во многом их утратили, когда разрушались традиционные основы нашей жизни. А с другой стороны, почти всегда такого рода практики связаны с тем, что человек действительно молится, но не всегда эта молитва правильная с точки зрения Церкви. Это может быть достаточно опасно. А самое главное, когда человек обращается за такого рода помощью, он, как правило, совершенно забывает о Боге, увлекается разными суеверными мотивами. Ему кажется, что какое-то колдовство ему поможет. Поэтому это грех, этого не стоит делать.

– Почему эта тенденция существует и вообще появилась?

– Человеку свойственно все время сворачивать с правильного пути. Человеку почему-то нравится забывать о Боге и увлекаться какими-то своими земными интересами. Человеку хочется, чтобы у него было все и сразу, он не хочет идти каким-то трудным путем, пусть путь этот даже и ведет к вечному блаженству. Нет веры в вечное блаженство у людей, а хочется блаженства сейчас, пусть и временного, но какого-то доступного и земного. Заболели – хочется вылечиться; какие-то финансовые проблемы – хочется, чтобы их не было. И так далее. Само по себе желание жить так, чтобы было меньше проблем, не греховно, но когда это ставится во главу угла, тогда, конечно, это уже грех и страсть. Обращение ко всякого рода оккультным практикам (нетрадиционным или магическим) и есть проявление наших страстей, показатель того, что мы думаем о земном, а не о небесном.

– Есть еще такой вопрос: «Что для нас является послушанием, а что жертвой, чтобы не перепутать и не поставить жертву выше послушания?»

– Вы поняли этот вопрос?

– Видимо, и телезритель не до конца разобрался в понятиях «послушание» и «жертва».

– Я не очень понял, что имеется в виду. Есть жертвенная составляющая нашей жизни, есть призвание к жертвенности – это неотъемлемая часть жизни и духовного пути христианина. Мы должны в своей жизни стяжать любовь к Богу и ближнему, что возможно только через жертвенность. Любовь к Богу через жертвенное отсечение своих страстей – это жертва. Любовь к ближнему – то же самое, через такие же отсечения страстей и через самоограничение, через то, что мы делаем что-то для ближнего, переступая через себя. То есть любое самоограничение – это жертва.

А что такое послушание в данном случае? Послушание воле Божией как раз в этом и проявляется. Послушание духовнику (если такие отношения между духовником и духовным чадом) тоже с этим связано. Самое главное, чтобы у нас было послушание воле Божией, чтобы мы старались видеть ее в своей жизни, обнаруживать и ей следовать. Это истинное послушание.

– Вопрос телезрителя: «О чем молятся праведным Марфе и Марии – женам-мироносицам, чему они нас учат?»

– Женам-мироносицам Марфе и Марии молятся о том же, о чем мы молимся всем святым: о нашем спасении, о помощи в нашей духовной жизни. О том, чтобы они молили Христа за нас, чтобы Господь нас помиловал, когда мы предстанем пред Ним на Страшном суде. Чтобы уже в земной жизни нам открывался правильный путь, как нам самим жить, чтобы не свернуть с этой дороги и не отвратиться от Бога. Об этом мы молимся ко всем святым и к Богу и должны молиться неустанно.

А Марфа и Мария являют нам пример служения женщины в Церкви, христианского служения, когда есть два образа. С одной стороны – Марфа, которая несет попечение об очень земных, практических вещах, с другой – Мария, которая сидит и слушает, раскрыв рот, Спасителя и забыла о том, что нужно мыть тарелки. Но на самом деле в каждом из нас в каком-то смысле присутствуют или должны присутствовать и Марфа, и Мария. Если это так, то это очень хорошо.

То есть мы не должны забывать и о земных попечениях, не ради себя, а ради других: тарелки должны мыть мы, а не кто-то другой, если мы покушали. И второе: когда речь идет о духовных вопросах, о тех вещах, которые важны для нашего спасения, они не должны проходить мимо нас; мы должны внимать этим темам, открыв рот, как Мария сидела и внимала Христу.

– Вам не кажется, что Марфа – это как раз пример жертвенности, а Мария – пример послушания?

– Не думаю, что можно так сказать. Потому что в Марии тоже была жертвенность. А уж в Марфе какое было послушание! Такое нам и не снилось.

– Именно Мария села слушать, то есть была послушна Господу, в то время как Марфа начала готовить, все собирать, чтобы от себя эту жертву принести Господу. То есть в них обеих есть и то, и то, но у одной на первом месте стоит жертвенность, у другой – послушание.

– Тогда это не послушание, а слушание, внимание Богу, воле Божией. Но на самом деле я не думаю, что у Марфы этого не было. И Господь нам об этом тоже не говорит. Просто у одной что-то проявилось в большей степени в данный момент и внешне, а у другой проявилось другое, опять же внешне. Мария, может быть, тоже хотела пойти посуду помыть, но так заслушалась, что забыла об этом. А Марфа мыла посуду и слушала Христа. Это не значит, что Марфа совершенно забыла о Христе и ушла заниматься тарелками, а Мария была ленивой и не хотела работать. Нет, это два проявления разных сторон души каждого из нас.

– Есть вопрос от телезрительницы: «Какие молитвы нужно читать на литургии про себя во время Херувимской песни?»

– Можно просто слушать Херувимскую песнь, там прекрасные слова, и поются они медленно, можно в них вдуматься. Они означают, что мы, как херувимы, присутствуем при этом таинстве. Если в это время все-таки отвлекается наша мысль, значит, можно молиться теми молитвами, которые в этот момент приходят в голову.

Очень хорошо можно молиться на Херувимской о своих близких, о собственном спасении. Ведь сама Херувимская песнь содержит слова, призывающие нас оставить всякое земное попечение. Так себя и надо настраивать. Это особый момент литургии, когда Церковь подчеркивает, что если до этого мы еще как-то могли отвлекаться, то тут уже надо замереть и действительно внимать тому, что происходит.

– Мне кажется, этот вопрос вызван тем, что в это время в алтаре священники молятся своими молитвами, которые народ в храме не слышит; соответственно, возникает желание (может быть, даже потребность) тоже что-то такое говорить.

– Сейчас во многих храмах священник молитву во время Херувимской песни читает вслух, люди ее слышат. Наверное, это имеет определенный смысл, потому что слова в этой молитве действительно очень важные. Это, конечно, молитва для священника. Почему она тайная? Потому, что священник говорит о себе. Но, наверное, слова этой молитвы можно отнести и к каждому, кто молится в храме. Во всяком случае, знать нам, о чем молится священник в этот момент, уж точно нужно. Каждому из нас на досуге было бы нелишне почитать последование литургии не только с точки зрения мирян, а узнать, какие молитвы произносит там священник. Это поможет глубже понять суть происходящего на Божественной литургии.

Да, я понимаю, что вопрос с этим связан, но в тот момент, когда начинает звучать Херувимская песнь, самое главное – уловить призыв отложить всякое земное попечение, поймать самый главный настрой.

– Еще один вопрос от телезрителя: «Как понять изречение: ̎держи свой ум во аде и не отчаивайся̎?»

– Это одна из самых замечательных святоотеческих мыслей. Просто бриллиант, который, с одной стороны, отражает глубины христианского богословия, глубины нашей веры, а с другой стороны, в самые трудные моменты ободряет. А в те моменты, когда мы расслабляемся, наоборот, настраивает на правильный лад, возвращает нас к серьезной духовной жизни. Действительно, что значит «держи ум во аде»? Это значит всегда иметь страх смертный, никогда не забывать о том, ради чего мы живем и что нас ждет по окончании нашей жизни. То есть, по сути, каждый момент нашей жизни приближает нас к конечной точке, после которой начинается бесконечность, вечное пребывание либо с Богом, либо вне Его. И помнить об этом хорошо во все моменты нашей жизни.

А вот не отчаиваться при этом вообще замечательно. Это значит, что помимо памятования о последнем дне, о собственной кончине, о Страшном суде мы еще уверены каждую минуту в том, что Господь нас любит. И если мы каемся, стремимся быть с Ним, Он принимает нас в Свои объятия, как отец – блудного сына. Это замечательная святоотеческая мысль, она не дает ни расслабиться, ни впасть в уныние.

– Христианские представления о радости вписываются в эту цитату?

– Безусловно. По-моему, наилучшим образом.

– То есть можно не только не отчаиваться, но и радоваться?

– А что значит не отчаиваться? Конечно, нужно радоваться, что Господь даровал нам вечную жизнь, что наше существование не ограничивается таким коротким земным пребыванием. Это же замечательно, прекрасно. А то, что здесь упоминается ад, так мы превращаем и свою земную, и вечную жизнь в настоящий ад, если не понимаем вообще, зачем родились и как устроены. В этой связи здесь и упоминается ад. Нам Господь напоминает о том, что мы должны жить так, чтобы не превратить себя в чудовище, а свою жизнь – в ад. Вот о чем речь. Но раз мы уже об этом помним, уже призваны не отчаиваться при этом, значит, радость поселяется в нашем сердце, что Господь милостив, что все-таки Он нас не оставит в страшной беде, которой является наше собственное падшее состояние.

– В продолжение разговора есть вопрос от телезрителя: «Мама и дядя (им за шестьдесят лет) часто все очерняют, особенно мама. Для них все беспросветно и плохо, она несправедливо несчастлива, хотя причин этому я не вижу. Когда пытаюсь как-то шуткой или через православные высказывания святых им сказать, что это уныние, в результате все переходит либо в спор, либо в еще большую критику жизни, либо в игнорирование. Что посоветуете? Они крещеные, но не особо воцерковленные».

– Знаете, почему мама так говорит? Потому, что внимания не хватает со стороны домочадцев. И не просто проявлений внимания: «Мама, как мы тебя любим», а внимания к ее словам. Мы говорили, что женщина так устроена: очень скрупулезно, ответственно, внимательно ко всему относится, и иногда кажется, что она ворчит и пилит кого-то... На самом деле это все от ее свойств души, ведь она хочет, чтобы все было гармонично, красиво и идеально.

Но женщина не может всегда все на себе тянуть. И когда нам кажется, что она нас пилит или говорит такие вещи, что ей все вокруг не нравится, это идет от ее идеальных представлений. И таким образом она нас побуждает помочь ей в чем-то, чтобы и мы тоже сделали что-то для того, чтобы вокруг все было идеально. Наверное, надо это понимать таким образом. Нужно внимательнее относиться к тому, что она нам говорит вообще про нашу жизнь… Если мы будем понимать, что стоит за ее словами, и действительно откликаться на ее зов, то, наверное, она будет меньше нам говорить о том, что все плохо.

– А дядя почему так говорит?

– Дядя уже повторяет за мамой.

– С чего начать восстановление отношений с мамой и дядей и, соответственно, понять, в чем окончательная причина, чтобы ее устранить?

– Нужно, во-первых, знать простой закон человеческой жизни: не всегда то, что человек говорит, он имеет в виду. Человек нам напрямую говорит: вынеси мусор (или помой посуду), а мы этого не делаем. В конце концов, тысячу раз сказав это, человек перестает нас об этом просить и начинает говорить: «Как же все плохо». Это первый момент.

Второй момент, связанный с этим: не нужно ждать, когда нас о чем-то попросят или кто-то нам пожалуется, что некомфортно живется, все вокруг не так, а самому что-то сделать полезное, в том числе и в доме.

Есть и третий момент, и тут мы уже не разделяем женщин и мужчин. К сожалению, есть такое духовное или душевное поветрие, вирус, который мы начинаем всюду распространять и разносить, и он нас захватывает целиком. Это вирус бесконечной критики, недовольства и ругани всех и вся. 

Это настоящий духовный вирус, который переходит от одного человека к другому, причем очень быстро цепляется за нашу душу. И потом попробуй от него еще избавься. Тогда все плохие, критика бесконечна, и человек все время недоволен жизнью. А спроси его серьезно, что конкретно не нравится, что нужно исправить (от самых глобальных вещей – устройства государства – и до его семейной жизни), и выяснится, что те вещи, которые мешают ему жить, связаны с ним самим на самом деле. Этот момент тоже очень серьезный и, к сожалению, сегодня распространен.

– Сегодня память жен-мироносиц. Как думаете, их пример может ли чем-то помочь в решении этой ситуации?

– Может помочь в решении многих ситуаций. В женах-мироносицах мы видим вообще пример того, как душа человеческая может испытать счастье от пребывания с Богом, какую силу она может обрести и как может измениться жизнь человека, когда он открыл для себя Христа. Ведь среди жен-мироносиц, кроме Пресвятой Богородицы, были и другие жены: и грешницы, и великие грешницы, и простые женщины. Среди апостолов тоже были простые рыбаки, но апостол Павел – уже совершенно другой человек. Когда эти люди открыли для себя Христа, они совершенно изменились, обрели радость, счастье, колоссальную силу, душа их преобразилась. Это главный пример.

Нас часто одолевает грех осуждения. Как у нас любят говорить, это не осуждение, а обсуждение, но никакой разницы нет, не надо себя тешить этими премудростями. Когда мы кого-то обсуждаем, то обязательно кого-то критикуем, все равно имеем внутри себя не очень хороший позыв, что мы лучше, вправе кого-то обсуждать, а тот человек немного не такой, как мы. Жены-мироносицы этим не занимались, они не сплетничали и никого не обсуждали, не перемывали никому кости, не распускали слухи. Представьте, если бы они были сплетницами, как бы они донесли весть о воскресшем Христе?

Это свойство души: человеку хочется поделиться новостями (мы люди, и у нас есть потребность общаться). Но можно из этого сделать сплетни, а можно это обратить ко благу, когда доводишь до другого человека потрясающе важную новость для спасения души, которая уже тебя преобразила. Это делали жены-мироносицы. Это то же самое свойство души, обращенное ко благу. К сожалению, в огромном большинстве случаев происходит наоборот. Какие-то хорошие вести мы не передаем, хорошему людей не учим, а вот что-то плохое разносим как заразу повсюду. Давайте признаемся, что это так и есть, и от этого надо, конечно, избавляться. Это страшно.

– Почему же они сначала испугались говорить о воскресении?

– Они не испугались стоять у Креста, не испугались стражи (они вообще забыли об этом), они шли для того, чтобы прочитать последование об упокоении, омыть тело – и тут ангел им сказал, что Христос воскрес, и имяше же их трепет и ужас. Почему? Да потому, что с огромной силой им открылось то, что они предполагали; они слышали об этом, когда Господь с ними ходил, когда воскресил Лазаря. Они знали, что Он Мессия, в это верили, но тут поняли до глубины души, что это Бог и Человек – Тот, с Которым они общались и Которого так возлюбили. Он воскрес, произошло нечто такое, что во много раз превосходит воскрешение Лазаря. Это первое, что их пронзило трепетом.

Второе – на фоне этого открытия, что для них как бы свершился Страшный суд в этот момент, они вдруг предстали пред Богом. Бог явился прямо перед их душами, и они обнажились еще раз со всеми страстями, грехами и пороками, которые у них были. Их объял ужас от того, что они, как в зеркало, на себя посмотрели и увидели свою душу. Конечно, это были уже раскаявшиеся грешницы, но еще раз все обнажилось перед ними перед лицом Самого Бога, Который явился в этом чуде воскресения.

Наверное, они сокрушались о том, что когда у них была возможность общаться со Христом, они могли еще полнее это общение реализовать. Вот такого рода страх был у жен-мироносиц, и он, конечно, быстро прошел, как мы уже сказали. Это было то мгновение ужаса, которое каждый из нас переживет обязательно, когда наша душа отойдет ко Господу. И дай Бог, чтобы каждый из нас пережил это мгновение в нашей земной жизни. Например, в праздник Пасхи, когда первый раз звучит: «Христос воскресе!», как ангел возгласил у гроба женам-мироносицам. Когда мы первый раз слышим этот возглас на Пасху, это то же самое, такой же трепет и ужас нас должен объять, потому что Бог на земле явился и мы с Ним пребывали и пребываем. А потом уже пасхальная радость.

– Сегодня, в православный женский день, прошу Вас подвести итоги нашей программы и что-то пожелать нашим телезрителям, особенно телезрительницам.

– Итог будет один: как же хорошо, что у нас есть женщины в Церкви, в жизни и в мире; как хорошо, что Господь так устроил, что есть и мужчины, и женщины! На этом строится вся гармония наших отношений, нашей жизни и устройства Церкви. Давайте будем помнить, что в Церкви у каждого своя роль, что нет ролей меньших или больших.

Помните лепту вдовицы, которую она принесла Богу? Как она была мила Господу! Давайте такой образ используем: каждый цветочек, который женщина приносит в храм, чтобы украсить образ Господа, Богородицы или какого-то святого, – это настолько важное действие богословски, духовно и даже литургически, что без него Церковь будет совершенно не той. Когда мы украшаем икону – это литургическое, молитвенное, духовное действие, это кирпичик в строительстве нашей церковной жизни.  Это не просто какое-то праздное действие. Все в Церкви имеет огромный смысл. И каждый человек в Церкви на своем месте, и каждый нужен. Конечно, при этом женщины украшают пространство нашей жизни не только цветами, но и собой. Спасибо всем женщинам за их прекрасное устройство души. Всем женщинам хочется пожелать, чтобы каждая была самой настоящей женой-мироносицей.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​