Беседы с батюшкой. Бог как осознанная необходимость

16 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

– Тема сегодняшней передачи звучит так: «Бог как осознанная необходимость». 

Когда мы учились, знали, что осознанная необходимость – это философская фраза; и знали выражение: свобода как осознанная необходимость. На эту тему мы сдавали зачеты, экзамены. Но наступила пора осознать свою жизнь по-другому, и теперь мы понимаем, что и вера, и Бог – действительно необходимость и действительная свобода. Но в нашей вере мы часто подменяем осознанность некой бессознательностью. Осознанная необходимость, наверное, включает в себя очень много понятий. Вы – настоятель храма, уделяете очень много времени и сил заботе о людях, которые нуждаются в слове Божием, поэтому, наверное, можете ответить на этот вопрос. В чем же необходимость нашей веры и исповедания Господа Иисуса Христа? 

– Конечно, в любви. Бог есть любовь. Если мы имеем в себе настоящую, подлинную любовь, значит – мы духовные люди. А если мы живем только заботами материального мира, то ищем определенную выгоду. И в этом колоссальная разница. Духовный человек прежде всего пребывает в любви, сеет вокруг себя любовь, вокруг него распространяется любовь. Господь дает ему благодатные силы и такую энергию, которая способствует тому, чтобы вокруг него все расцветало. 

Человек, который живет только материальными заботами, ищет какой-то определенной выгоды. И мы наблюдаем картину довольно плачевную для подобного рода людей. 

Если человек духовный и пребывает в любви, имеет внутреннее осознание вины и своих грехов, то совершенно точно он живет с Богом; это является важной составляющей его духовной жизни, без которой невозможно духовное совершенствование, а также и жизнь во Христе. Потому что жизнь в любви предполагает постоянную работу над собой. Можно познавать какие-то определенные вещи, предметы, которые нас окружают, но разговор об осознании того, что является нематериальным, – это уже вопросы духовные, которые требуют от человека большой и напряженной работы над собой. И эта работа не просто какое-то философствование, но понимание и осознание, что у нас есть свобода выбора и эту свободу выбора мы должны направить на жизнь с Богом, со Христом, предать себя воле Божией, чтобы Господь здесь, на земле, способствовал нашему восхождению на небо. Чтобы по лествице мы постоянно восходили в духовной жизни и пришли к нашему Творцу и Создателю. И здесь очень важным является осознание своей греховности. 

Ведь с чего начинает проповедь Иоанн Креститель? Со слов: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Осознание вины и своей греховности очень важно. Если человек это имеет, то у него есть возможность как духовного очищения, так и духовного развития. 

Мы каждый раз говорим о таких вещах, но, к сожалению, для многих наших современников эти слова остаются только словами. А нужны дела. Потому что вера без дел мертва. Необходимо, чтобы человек действительно принимал для себя такие ответственные решения: духовно работать над собой, духовно совершенствоваться. И здесь понуждение себя просто необходимо. 

Из житий святых мы знаем, как святые угодники Божии просили у Бога помощи и как много прикладывали усилий для того, чтобы имя Божие светилось в них, чтобы они были настоящими Христовыми учениками. Это тяжелый и кропотливый труд. И мы знаем достаточно много примеров людей из повседневной жизни, которые живут исключительно материальными ценностями и ищут только одного – определенной выгоды. Человек пытается выстраивать свою жизнь исходя именно из того, что для него в данный момент является приоритетным в материальном плане, и достигает этой выгоды. Или, наоборот, не достигает, и тогда для многих это становится трагедией жизни. Человек поставил на пьедестал достижение тех или иных материальных ценностей, какого-то благополучия, но не получил этого, и для него это становится трагедией, даже катастрофой. Кто-то вообще, к сожалению, дальше не может продолжать свою жизнь, потому что потерпел то или иное разочарование в этой жизни. 

Духовный же человек пребывает в любви, и его любовь базируется на крепкой, твердой вере и на делах. На делах милосердия, сострадания. Сколько мы знаем таких людей, которые вели правильный образ жизни! Приходит на память преподобномученица великая княгиня Елисавета. Обладая определенными возможностями в обществе, материальным состоянием, она все это использовала именно на благо людей. Любовь, которая в ней была, была действенной. 

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Раньше я знала, зачем иду в церковь: или свечки поставить, или записку подать. Будучи беременной, ходила, чтобы все хорошо было. А вот иногда бывает такое состояние, что просто тянет в храм. Меня спрашивают, зачем я иду в храм, а я не могу сформулировать суть. Просить мне ничего не надо, просто тянет. Бывает ли такое состояние? Или это слабость веры, наша косность?» 

– Это самая настоящая жизнь с Богом. Если человек имеет благодатное внутреннее устроение, то, конечно, его душа, которая по природе своей христианка, тянется в храм и именно в храме получает то, что для нее является важным. В храме душа получает такую пищу и благодать Божию, что человек испытывает подлинное состояние радости, становится действительно счастливым. 

Ведь сколько людей, имея то или иное материальное положение, не являются счастливыми... Человек может иметь очень много денег, но при этом не будет счастливым. Человек может занимать высокое положение в обществе, быть начальником, сделать успешную карьеру, но при этом может не быть счастливым. Таких ситуаций очень и очень много, когда человек достигает чего-то в этой жизни, но при этом не испытывает никакой радости, благодатного состояния, счастья. 

И, наоборот, человек, который приходит в церковь, ощущает себя счастливым человеком. На протяжении всей своей жизни от родных, близких, друзей, знакомых и от многих людей слышу о том, что им действительно важно и необходимо прийти в храм помолиться. Некоторые говорят: после работы, после всей суеты заезжаю в храм, прикладываюсь к иконам, ставлю свечу и ощущаю мир и покой в своей душе. Я всегда напоминаю, чтобы при этом люди не забывали творить Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся», чтобы мысли не ушли куда-то в сторону. 

Так что это состояние, о котором Вы сказали, очень хорошее и правильное, когда Вас тянет к объекту любви. Ведь мирских людей постоянно тянет друг к другу: молодого человека – к девушке, девушку – к молодому человеку. Да и взрослых зачастую тянет друг к другу: родственным душам всегда есть о чем поговорить, приятно друг с другом пообщаться. 

Мы знаем, некоторые святые угодники Божии могли общаться друг с другом часами, когда встречались, потому что у них была возможность поделиться тем духовным богатством, которое они получили от жизни во Христе. 

Поэтому не смущайтесь, спокойно идите в храм и молитесь. Даже если материально вы не в состоянии в данный момент приобрести свечу или подать записочку, обязательно приходите в храм молиться. Ни в коем случае не смущайтесь, когда вы ощущаете такую потребность. Это правильная потребность, она должна быть у каждого человека, который ведет христианский образ жизни. 

У тех, кто не приходит в храм, тоже периодически бывают такие томления: человек ощущает, что ему что-то для души необходимо сделать, но не знает, что сделать. И кто-то идет в театр, кто-то – в кино, кто-то проводит целую ночь в кафе, ресторане, баре. В общем, человек пытается найти такое состояние, чтобы ощутить радость, быть счастливым. Но не может этого найти. А в храме человек в полном объеме может это ощутить. 

Эта потребность свидетельствует о том, что есть подлинная, настоящая жизнь с Богом. Я хотел бы, чтобы Вы и другим людям рассказывали, что у Вас такое состояние радости, счастья от подлинной духовной жизни. 

– Общаясь с людьми, часто приходится слышать такое: да, мы верим в исторического Христа. Но люди не верят в Живого Христа. Возможно ли быть в Церкви, веря только в историчность Спасителя? Нет ли в этом противоречия? 

– В Древнем мире никто не сомневался в существовании Иисуса Христа, Иоанна Крестителя. Не было сомнений и в существовании апостолов. Более того, люди из уст в уста передавали знания об исторических событиях, происходящих не только в Святой Земле, но и в Римской империи, благодаря чему об определенных исторических персонажах мы знаем по сей день. Хотя не было в тот период времени тех средств массовой информации, которые есть сейчас. 

Но сейчас, когда есть те или иные средства массовой информации, мы видим, как те или иные исторические факты пытаются интерпретировать совершенно по-другому. Например, сколько появляется различных сказок и мифов о Великой Отечественной войне... Хотя есть официальные доказательства, что события происходили именно так, а не иначе. Тем не менее пропаганда работает, и эта пропаганда пытается представить все в ином свете. Но самое главное, она не исключает того, что то или иное событие, те или иные персонажи в истории были. 

Когда мы говорим о Христе, вспоминая строки Священного Писания, мы говорим, что события, которые происходили, остались в истории человечества. Скажем, об Иоанне Крестителе писал, в частности, Иосиф Флавий, и память об Иоанне Крестителе сохранялась и после его трагической кончины, после усекновения его честной главы. Народ почитал его, и никто не говорит, что его не было. Тем не менее его проповедь, которую он начинал со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – одни люди воспринимали, а другие не воспринимали даже при его жизни. И по сей день кто-то к этим словам прислушивается, а кто-то нет. 

Как в те давние времена были люди действительно от Бога, так и сейчас кто-то приходит к Богу, а кто-то нет. Бывает, у человека нет такой потребности, он не хочет расстаться с теми или иными обстоятельствами своей жизни. Ведь если человек идет ко Христу, он уже должен соблюдать Его заповеди, у него уже должно быть чувство ответственности. 

А когда человек позиционирует себя так, что ему так проще и легче, тем самым он расписывается в определенной степени в своей лени, потому что не хочет себя держать в определенных рамках, а хочет полной вседозволенности. Что хочу, то и творю; что мне в голову пришло, так и буду поступать. Некоторые в дальнейшем, благодаря тем или иным социальным условиям, все-таки имеют возможность прийти ко Христу, а кто-то так никогда и не приходит. 

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мы все время повторяем как заклинание, что Бог – это любовь. Но хотелось бы понять конкретную суть этих слов. Всемирный потоп тоже был Богом совершен. Содом и Гоморра были уничтожены тоже Богом. Как сочетаются эти действия с любовью в большом смысле этого слова? Или это так же невозможно объяснить, как слепому от рождения рассказать, что такое красный цвет?» 

– Почему происходит потоп? Потому, что умножается вседозволенность. Люди начинают вести себя так, что в результате происходит потоп. И когда происходят какие-то другие события в истории человечества, они происходят в результате деятельности людей. То есть на деятельность людей идет определенный ответ. 

Бог сотворил этот мир таким образом, чтобы человек здесь пребывал и жил именно с Богом. Но, например, мы и по сей день наблюдаем, как те или иные люди говорят о том, что могут жить без Бога. Они хотят жить так, как они хотят, в определенной вседозволенности. В результате человечество каждый раз получает те или иные ответы именно на результат своей деятельности. 

Например, у нас была феодальная раздробленность и монголо-татарское иго. Это же не случайно. Сергию Радонежскому и другим угодникам Божиим приходилось прикладывать большие усилия, чтобы напомнить людям о том, что мы, христиане, должны жить в любви, мире, согласии. Когда удавалось достичь понимания – жизнь людей преобразовывалась. Если не удавалось – происходили совершенно понятные события. 

Например, празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году, и каждый раз это было связано с ответом Бога именно на деятельность людей. Народ вышел и стал молиться, просить Божию Матерь, чтобы Она помогла, умолила Господа о милости. Все молились, просили единым сердцем, едиными устами. У людей была такая потребность, необходимость. Они понимали, что если эта помощь Богом не будет оказана, то произойдут определенные события. 

И Господь видел внутренний настрой людей. Это же была не какая-то формальная молитва, а совершенно искреннее состояние людей, и в ответ на это происходили определенные события. Эти события – очень важное свидетельство как любви людей к Богу, так и ответной любви Бога к людям. Люди для себя сделали выбор, что они хотят здесь, на земле, жить с Богом. 

Телезритель спрашивает о конкретном проявлении любви. Так это же слова Священного Писания, это же заповедь Божия о том, чтобы мы имели любовь к Богу и ближним своим. Об этом говорит Господь наш Иисус Христос. Если для нас слова Господа не являются руководством к действию, тогда чем мы руководствуемся? Когда Вы покупаете то или иное лекарство, Вы же читаете инструкцию, как принимать лекарство, чтобы себе не навредить. Читая Священное Писание, мы тоже должны понимать и осознавать: то, что нам дано, мы должны хорошо знать. Если мы будем хорошо это знать, будем христианами, которые будут жить здесь, на земле, со Христом. И Христос будет с нами. 

Вспоминая наших праведников (как святых угодников Божиих, так и непрославленных, но достаточно известных, выдающихся и менее выдающихся соотечественников), мы говорим о том, что они, будучи православными христианами, живя в любви к Богу, трудились здесь во славу Божию. А что было бы, если бы у них не было этой любви, если бы они искали только одной выгоды? Я вспоминаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Он написал «Очерки гнойной хирургии». Они были написаны для того, чтобы все могли ими пользоваться. Это тоже очень важный акт любви, чтобы как можно меньшее количество людей погибло. Сколько у нас таких врачей, труд которых направлен на помощь ближним! Возлюбить ближнего своего – это было всегда для наших соотечественников-христиан очень важным, они этим жили и своей жизнью все это раскрыли. Но это надо сохранить, научиться этим пользоваться. 

– Любовь в нашей повседневной жизни все время требует нашего участия, просто даже в семье. 

– Да и не только в семье, но и в общественной жизни, иначе мы можем все потерять. Для того чтобы нам это сохранить, конечно, нужна любовь, нужна Божественная сила. Когда мы единым сердцем и едиными устами пытаемся сохранить и приумножить то, что наши предки благодаря своей деятельной любви оставили нам, это очень важно. 

– Еще один интересный аспект: я думаю, нет ни одного человека в мире, который не хотел бы, чтобы его любили. Мы все хотим, чтобы нас любили. Но когда мы сталкиваемся в повседневной жизни с людьми, которые нас любят, мы готовы ради этих людей совершать иногда очень хорошие, даже подвижнические поступки. Мы готовы на это, если чувствуем любовь. Но при этом часто отказываемся от любви Божией по той причине, что ее отрицаем. Нет ли в этом парадокса? Или, может быть, мы Божью любовь воспринимаем через любовь ближних? 

– Здесь очень важно, чтобы не было чувства корысти, чтобы для нас любовь была живой. 

– Вопрос телезрителя: «Насколько полезно часто причащаться в том случае, если есть чувство недостоинства? Насколько это для души полезно и душеспасительно? Второй вопрос: почему Бог называет Себя Ревнителем?» 

– Как часто причащаться – это вопрос к духовнику, потому что у каждого православного христианина должен быть духовник (это очень важно). И у Патриарха есть духовник. Духовник помогает вести настоящий, правильный образ жизни. Здесь нет какого-то готового рецепта: поступать так или иначе. Если у Вас нет духовника, Вы же в какой-то храм ходите, с тем или иным священником общаетесь; можно обратиться к тому или иному священнослужителю, у которого Вы неоднократно исповедовались, причащались, чтобы он Вам помог определиться в этом вопросе. 

Например, батюшка отец Иоанн Кронштадтский, естественно, часто причащался, окормлял многих людей, и у него часто причащались. Это был определенный образ жизни. Кто-то в Российской империи причащался один раз в год. На сегодняшний день мы стремимся к тому, чтобы наша духовная жизнь не претерпевала никаких скорбей, поэтому очень важно, чтобы каждый для себя нашел ту благодатную золотую середину, которая поможет вести духовный образ жизни. Очень рекомендую Вам обратиться к священнослужителю, с которым Вы общаетесь. Может, Вы не общаетесь ни с каким священнослужителем, но можно прийти в храм (у нас, слава Богу, немало духовно грамотных священнослужителей) и таким образом разобраться для себя в этом вопросе. 

Только не занимайтесь самодеятельностью ни в коем случае! И не надейтесь на русское «авось»: и так сойдет, в данный момент так получается, пусть и дальше так идет... Очень рекомендую иметь духовное руководство именно в лоне Русской Православной Церкви. 

Даже если тот или иной священник не вызывает у Вас радостных эмоций, это может быть вполне духовно грамотный священнослужитель, который окажет необходимую помощь. Перед этим можно почитать те или иные книги, познакомившись с духовным христианским опытом, который был в предыдущие века. И, таким образом подготовившись, прийти к священнослужителю, предметно побеседовать. 

– Бывает еще так: мы часто, приходя на исповедь, не понимаем, в чем нам исповедоваться. Мы же не убийцы, и нам кажется: а в чем каяться? И когда мы приходим к священнику за тем или иным вопросом, мы должны чувствовать себя как свободные люди, как люди, которых Господь так возлюбил, что лишил рабского сознания. Если мы ощущаем себя свободными людьми по Господу, то, может быть, каким-то образом должны чувствовать в себе покаяние, возрождать, воспитывать покаянное чувство? Обращаясь к священнику с исповедью, может быть, мы должны по-другому себя чувствовать? Не как раболепные люди, но как свободные, которые тем не менее осознают свое грехопадение? 

– Я сейчас говорил о том, что можно подготовиться к исповеди, к причастию. И каждый человек может познакомиться с трудом архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» – польза будет большая. Можно и нужно зайти на сайт Московской Патриархии и там посмотреть определенные разделы о Евхаристии, о том, как подготовиться ко святому причащению. И многие вопросы сами по себе отпадут. Более того, некоторые положения можно даже распечатать, чтобы они постоянно лежали на столе, и в той или иной ситуации можно посмотреть: какие на сегодняшний день предъявляет Церковь требования к тому человеку, который желает исповедоваться и причаститься. 

Но, конечно, жизнь многогранна, и возникает немало различных сложных жизненных ситуаций. Здесь очень важно обращаться к священнослужителю, чтобы в храме, побеседовав с батюшкой, получить для себя ту пользу, которая необходима. Тогда состоится исповедь и причастие, человек будет пребывать в состоянии полной радости, а не в смятении. После такого человек будет действительно чувствовать себя счастливым. Не надо смущаться, надо приходить в церковь и общаться со священнослужителем. 

В крупных городах есть при епархиях специальные отделы, можно посещать катехизаторские курсы, при храмах есть воскресные школы. Есть возможность для себя получить ту духовную помощь, которая поможет дальше быть настоящими православными христианами. Кроме всего прочего, желательно, чтобы исповедь совершалась не второпях, не десять, двадцать, тридцать секунд, не одну минуту, ведь вам действительно есть что сказать Богу, в чем принести свое покаяние. 

– Нам представляется, что мы приходим на литургию и перед литургией должны исповедоваться. Можно ли исповедоваться, скажем, на всенощной в субботу? Получается, я исповедовался в субботу, но с субботы до воскресенья успел еще нагрешить. В таком случае я еще раз должен исповедоваться? 

– Если человеку есть в чем покаяться, то, конечно, нужно покаяться. Но желательно, чтобы на литургии мы молились единым сердцем и едиными устами, а не провели это время как в очереди, в каких-то мучениях о том, успеем исповедоваться или не успеем. Иногда очень много людей, и просто физически в больших храмах не успевают священнослужители исповедовать такое количество желающих причаститься. Поэтому очень важно, чтобы перед причащением вы могли спокойно исповедоваться, когда это необходимо. Если у вас есть духовник, вы можете всегда подойти и сказать: я исповедовался тогда-то, прошло время, как Вы благословите? 

– То есть в любом случае мы можем подойти к своему священнику и благословиться на причастие... 

– Конечно, и очень важно, чтобы это было настоящее, живое общение, когда батюшка видит, как вы стремитесь к тому, чтобы у вас была действительно духовная жизнь. В то же время очень важно, чтобы было точное и четкое понимание, что у вас нет никакого внутреннего нестроения, дискомфорта, что вы действительно ощущаете настоящую радость, мир Христов в себе. Если это есть, то мы пребываем в любви. Любовь – это удивительное состояние, очень желаю, чтобы каждый его ощутил. Если вы это ощутите, то будете пребывать в состоянии радости и будете действительно счастливыми людьми во Христе. 

Ведущий Глеб Ильинский 

Записали Нина Кирсанова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​