Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

15 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Сегодня мы отвечаем на вопросы наших телезрителей, которые они нам присылают, а также отвечаем на телефонные звонки. Первый вопрос: «Совершение греховного или праведного поступка есть выражение свободной воли человека. Причем здесь Божественная благодать? Может ли благодать изменить свободный выбор человека?»

– Да, конечно, может. Потому что Бог человека любит и пытается его уберечь от ошибок. Этот вопрос не о таинстве Исповеди, но я бы хотел сказать в качестве иллюстрации именно о таинстве Исповеди. В любом таинстве мы получаем благодатную помощь Божию. В таинстве Исповеди человек получает помощь преодоления этого раздрая воли, который приводит к греху. Поэтому, конечно, благодать для нас, христиан, привычна (хоть и дерзко так говорить). Нам привычно к ней обращаться, ее желать, жаждать, и мы знаем, что она может нам помочь.

Вопрос зрителя был о свободной воле, но ведь я и тот, кто выбирает добродетель, и тот, кто выбирает грех. И это колебание, эта грань проходят ровно через мое сердце, мой разум. И благодатная помощь Божия в том, чтобы я выбрал правду Божию. Конечно, я на нее опираюсь, она мне помогает, она исцеляет мою волю, которая очень плохо это делает сама по себе. Поэтому нам так и нужно таинство Исповеди, поэтому мы к нему так и бежим. Потому что чувствуем и знаем, что наша воля укрепляется в таинстве Исповеди.

– «Подскажите, пожалуйста, кому нужно молиться о создании семьи? Ничего не получается, отношения не складываются».

– Молиться обо всем нужно прежде всего Господу Иисусу Христу. Из тех святых, которые считаются покровителями брака, наверное, можно молиться Петру и Февронии, Захарии и Елисавете, Иоакиму и Анне. Есть святые браки, где прославлены муж и жена: Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль. Молиться надо им, наверное.

– То есть молиться тем святым...

– … которые могут поделиться опытом. Вообще фраза «ничего не получается» говорит, что во многом надо еще и на себя посмотреть. Что не так? Мы ведь очень часто, пытаясь создать брак, ищем человека, который по своим параметрам точно бы подошел к той луночке, которую мы ему заготовили.

– Чтобы пазл сложился.

– Да, а слушать другого человека мы не умеем. Я недавно переслушал песню на стихи Окуджавы «Любовь и разлука». «Святая наука расслышать друг друга…» Очень точные слова. Это святая наука. И чтобы человек посмотрел на вас, обратил внимание и захотел сблизиться с вашей душой, надо уметь расслышать, что ему нужно, что он ищет. Для чего ему нужен еще один человек в жизни? Уметь это услышать, почувствовать и предложить – это труд над собой. Поэтому, чтобы встретить будущего супруга или супругу, надо над собой тоже поработать.

– А можно ли сказать, что если у тебя семейная жизнь не складывается, то это, например, воля Божия из-за того, что ты неправильно живешь? Или, если ты недоволен супругой, значит, ты виноват в чем-то? Можно ли проецировать это как-то?

– Сказать, что именно ты во всем виноват, конечно, нельзя. Мы знаем из жизни святых и другое. Например, преподобный Павел Препростый пришел с поля домой и увидел, как его жена изменяет с другим. Он все оставил и ушел в послушники к Антонию Великому. Разные бывают случаи, но всегда какая-то часть вины есть у любого. Бывает, тяжело в семье, есть скандалы, ссоры, недовольство. Но если найдется хоть один человек, который станет смиряться, то всё исцелится. Просто надо начать смиряться, терпеть.

Просыпаешься с утра и говоришь: «У меня есть жена, которую мне дал Бог. Что я могу сделать, чтобы сегодня она была счастлива?» Встань на полчаса пораньше, вымой посуду, почисти картошку. Она встанет, ты уже на работе, она холодильник откроет, а там картошка чистая, залитая водой, ей уже проще обед приготовить, детей накормить. Уже она тебя встретит вечером по-другому. Завари кофе, налей в термос, поставь рядом с кроватью и напиши: «Любимая, это тебе». Понимаете, какие-то элементарные вещи... А то  мы все время давим: «ты должен». Или: «ты должна быть такой…» Мы хотим, чтобы человек в нашей вселенной был винтиком, который мы продумали. А это не любовь, тем более не христианская. Христианская любовь – это служение другому.

Но это общие слова… Вот вы приходите с работы вечером, там, за дверью, жена и дети; остановились, помолились: «Господи, дай мне сил не раздражаться ни на кого». Чтобы не так: «я пришел, служите мне; почему здесь беспорядок и ужин холодный?» А так: «пришел для того, чтобы вам послужить». Как солнышко пришло. Поставьте эту цель перед собой, и уже будет все по-другому. То есть вопрос в том, что я могу сделать.

Когда мы организовывали детские лагеря и походы (в этом году не получилось по известным причинам), с самого начала у нас был вводный молебен, небольшая проповедь, и я говорил о том, что законы нашей жизни здесь – это законы евангельские. И наш девиз – слова апостола Павла: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью». И потом, когда ко мне приходили поссорившиеся или подравшиеся ребята (такое бывало, но редко), я им говорил: «Я буду задавать каждому два вопроса: в чем твоя часть вины и что ты мог сделать и не сделал для того, чтобы не было конфликта? После того как каждый из вас ответит на эти два вопроса, мы будем уже разбирать ситуацию». Когда они научились готовиться к этому, конфликты практически прекратились. Девяносто человек плывут две недели, нет конфликтов, нет ссор вообще, причем люди-то все разные. Потому что надо начать задавать себе такой вопрос: в чем моя часть вины и что я мог сделать и не сделал, чтобы человек был счастлив и конфликта не было?

– Вопрос телезрителя: «В Книге Бытия, когда Ева вела разговор со змеем, она сказала, что плоды деревьев они могут вкушать, только к плодам дерева посреди рая нельзя прикасаться, чтобы не умереть. Но "не прикасаться" – это уже Ева сама придумала, Бог этого не говорил. А змей ей ответил: "Нет, не умрете, только когда вы вкусите их, откроются глаза ваши – и вы будете как боги, знающие добро и зло". В чем неправда? Хотя сатана и является отцом лжи, то, что он сказал, так и было. Адам с Евой после этого еще тысячу лет прожили, они не умерли сразу, и глаза у них открылись, а до этого они в тепличных условиях жили, не понимая, что такое болезнь и смерть. А тут все было им открыто. В чем неправда сатаны? Он тут вроде все правильно сказал».

– Как говорят святые отцы, толкуя 3-ю главу Книги Бытия, Адам был сотворен не смертным и не бессмертным, он был сотворен с потенцией бессмертия. Он мог жить вечно, находясь в исполнении воли Божией, когда его воля полностью совпадала с волей Божией, он возделывал рай. И Господь предупредил его о том, что в его жизнь войдет смерть: «В день, который вкусишь плод, смертию умрешь». А он прожил еще девятьсот с чем-то лет, почти тысячу. Но умирание как отделение от Бога вошло в его жизнь.

Конечно, это самый страшный опыт – умирание. Что больше всего пугает в нашей жизни? Умирание – это самые страшные врата, через которые каждому из нас придется пройти. И смерть вошла в Адама, постепенно он стал умирать. Он увидел смерть своих детей. Смерть вошла в его жизнь. Поэтому это правда, основанная на сотворенном Адамом грехе. Во-первых, сатана все равно солгал, сказав, что будете как боги, знающие добро и зло. Этого не случилось. Не стал Адам как Бог. А во-вторых, та часть, которую Бог обещал, свершилась. Горе, тернии и волчцы произрастает земля, Ева в страданиях рождает детей, Адам видит их взросление, и старение, и умирание. Что может быть страшнее, чем видеть смерть своего ребенка? Твоя смерть или смерть ребенка – неизвестно, что хуже. Это все вошло в жизнь. Сатана просто разрушил то райское состояние, в котором была душа.

Очень точно Вами подмечены слова Евы. Мы всегда хотим что-нибудь прибавить к Божественным законам и потребовать от других, чтобы они это соблюдали. Это очень распространенная вещь. Это то, что в Евангелии называется: бремена неудобоносимые возлагать на людей. Я, например, помню по своему подростковому возрасту, когда я начал ходить в храм, один раз просто получил под ребро за то, что передал свечку не через то плечо человека, который впереди меня стоял. И такого очень много в нашей жизни.

Это открывает двери сатане. Он за это зацепился, говорят святые отцы, толкуя это место. Ни прибавлять, ни убавлять не надо. Потому что это меняет дух благовестия Божественного Откровения и уже ведет к тому, что, цепляясь за это, растут искушения.

– Если продолжать тему семейных отношений, скажите, а проявление любви может быть тогда, когда нужно отдыхать друг от друга? Как Вы считаете? Нужно ли иногда разлучаться людям или это просто веяние современной психологии?

– Я думаю, это зависит от характера людей и от периода совместной жизни. Первые годы кажется, что полсуток без половинки – и ты уже задыхаешься. Потом бывает по-другому, человек растет, меняется, он никогда не тождественен себе вчерашнему. Есть вещи, которые ему надо в себе осознать, побыть одному, подумать. Моя супруга несколько раз просто выталкивала меня из дома куда-то отдыхать. Один раз, когда мне было сорок лет, она стала инициатором того, что мои одноклассники и друзья собрали мне деньги на поездку в Рим. «Езжай, побудь один». Я иногда ее выталкивал куда-нибудь. На несколько дней не получается никак, потому что на ней вся наша большая семья держится. Но иногда это надо. Если вы друг друга любите, то к концу этого периода испытываете тоску друг по другу, у вас все равно душа не на месте. И если человеку слишком  хочется куда-то, он рвется куда-то, что-то не так. Надо быть очень осторожным, чтобы не разломать это целое, это единство.

– То есть если появляется мысль уйти («пропади оно все пропадом, я устал») – это беда.

– Ни в коем случае так нельзя. У каждого человека разная психическая емкость. Бывает, что человек не в состоянии больше вместить, ему надо отдохнуть. Это иногда нужно. Допустим, моя супруга росла одна, у нее не было ни братьев, ни сестер, для нее восемь детей – это величайший подвиг. Нас было трое, мне легче. Когда видишь, что человек на пределе, надо просто помочь ему, это нормально, и не надо требовать от человека большего. Зачем? Он может сломаться. Иногда человеку надо пообщаться, например, с друзьями из своей школьной жизни. Почему нет? Отпустите.

– Выпить чего-нибудь – это нормально?

– Выпить – часто это беда. Потому что после этого начинаются проблемы. Если бокал или два на встрече друзей – почему нет? Вино веселит сердце человека. Мы знаем, что даже при самых строгих монастырских уставах, когда собирались великие постники, на празднике было вино, но не крепкие напитки. То есть здесь просто должно стоять два очень четких ограничения для христианина. Первое – христианин никогда не должен быть пьяным, вообще ни разу в жизни. Никогда до самой смерти человек не может себе этого позволить, потому что он может сотворить тяжкие грехи, будучи в невменяемом состоянии, когда себя не контролирует. И эти грехи потом сломают ему всю жизнь. 

А второе – человек должен себя контролировать, не связывая отдых с выпивкой. Как только у человека это вечернее расслабление после работы или в пятницу связывается с выпивкой, уже отдыхать не получается. Наркологи говорят, что это уже первая степень неизлечимой смертельной болезни, которая называется алкогольной зависимостью.

– То есть тебя это уже не расслабляет, не веселит.

– Да, ты не можешь отдохнуть. Так быть не должно. Эти две вещи надо четко контролировать. Поэтому те напитки, которые придумали специально для того, чтобы человек быстрее пьянел (как водка), я считаю, вообще нельзя употреблять. Не нужно. Зачем? Это опасно.

Я ходил в тюрьму в течение пяти лет как священник. Моя личная статистика такая: три четверти преступлений совершено в состоянии опьянения. Это был 5-й следственный изолятор в Москве. Самый страшный случай – когда молодой человек убил своего отца и еще троих собутыльников. Ему показалось, что папа ему налил меньше, чем взрослым дядям, и таким образом его унизил. Он был уже в таком опьянении, что взял железный лом и просто им всем разбил головы.

Я помню этот разговор до сих пор, хотя это было двадцать пять лет назад. Я начинаю разговор: «А сколько тебе дадут?» Он говорит: «Мне все равно». – «Почему?» – «Я отца убил, мне все равно, мне нигде жизни нет». И видно, что у него седые виски, а парню еще восемнадцати даже не было. Все, вся жизнь сломана из-за вот этой гадости. Поэтому (хоть и нет такой заповеди) я считаю, что слова апостола «ничто не должно обладать мною» очень четко вписываются в это. Ни в коем случае христианин не должен быть пьяным, ни разу в жизни, никогда.

Пейте глоток вина на тост, чтобы не показаться ханжой, никого не обидеть, чтобы люди не подумали, что вы ими пренебрегаете, но всегда контролируйте себя.

– Спасибо Вам за ответ.

– Немного ушли в другую тему.

– Но все равно это очень важно, потому что из-за этого рушатся семьи.

Вопрос телезрительницы: «Как правильно произносится фраза святых, которая примерно звучит так: без твоего произвола никакие искушения с тобой быть не могут. Объясните ее. И нельзя ли покаяться, чтобы потом с тобой никакие страшные беды не случились?»

– Покаяться не единожды, а сделать покаяние постоянным мотивом своей духовной жизни, по разуму святых отцов, – это значит уберечь себя от падений, от тяжких искушений. Вот смотрите, удивительные слова преподобного Марка Подвижника. Он говорит: все скорбное и плачевное, что совершается с нами, происходит за возношение наше, то есть по гордыне. Почему? Потому, что гордого человека Бог оставляет один на один с миром, с сатаной, с его страстями, и человек падает. Все эти вещи ведут к очень тяжким скорбям: то, как человек себя ведет, какой выбор делает… Плюс незащищенность благодатью Божией.

Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Мы обычно эти слова пробегаем, не вникая в них. Представьте себе, вы приехали в какой-нибудь город, хотите там открыть сеть столовых, а мэр города вам противится. Значит, вам будет противиться прокурор, санэпидстанция – все будет против вас, вы ничего не откроете. А теперь давайте по-другому услышим слова: «Бог гордым противится». Когда тебе Бог противится, у тебя ничего в жизни не получается. Он не может тебе помогать, потому что это все идет в копилку твоей гордости, в твою погибель. Это все копится в твоем внутреннем идоле. А когда человек кается, это рождает в нем смирение, это приближает Божию благодать к человеку и бережет его от искушений. И даже если искушений никто из нас избежать не может, потому что все мы грешны, это бережет нас во внутреннем предстоянии Богу.

Я недавно читал мысли одного подвижника. Он говорит: «В любом деле надо найти смиренную мысль, и тишина и покой тебя обступят». Поэтому если покаяться и всегда иметь смиренную мысль – это убережет от очень многих падений. Святые отцы поэтому очень четко говорят, кто такой смиренный человек. Это не возносящийся человек, который на полу, он уже лежит. Ему падать не надо, он уже смирен; и Бог с ним.

А по первому вопросу я забыл святоотеческую формулировку.

– Суть была в том, что без произволения Божия ничего не случается. Наверное, «не как я хочу, но как Ты хочешь».

– Например, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит об этом так: не в нашей воле, чтобы не приходили помыслы. Поэтому пришедший в мою голову помысел не является грехом до тех пор, пока я его не принимаю и не соглашаюсь с ним. А принять или отвергнуть его, когда я его распознал, что он вражеский, – это уже моя воля. А дальше начинаются все этапы услаждения, сосложения, сочетания, пленения и решимость реализовать и совершить – это все в нашей власти, это нам свободной волей дано (начиная с распознавания помыслов).

То есть даже преподобный Антоний Великий говорит, что ни один человек не свободен от прихода помыслов. В этом греха нет. Тебе предложили, ты говоришь: нет, нет, я это покупать не буду, мне это не нужно. И все. Вот водка, коньяк, наркотики – нет, не мое. Все. И никакого греха не будет.

– Смиряются разные люди на разных уровнях: главы государств, богатые, бедные. Задам вопрос, который не раз уже звучал в нашей программе: как смиряться и при этом сохранять лицо, достоинство и как вообще смириться, если понимаешь, что твое смирение воспримется  как слабость? Ты, смирившись, может быть, и не лишишься чего-то большого, но реально отдашь то, что тебе дорого. Как здесь все-таки поступить?

– Во-первых, надо разделить смирение, которое предлагается лично мне, и смирение, которое предлагается мне, но разрушает поле ответственности, возложенное на меня Богом. Я не могу смириться, если что-то не то делают с моим ребенком. Это не будет смирение. Я не могу смириться с тем, что рядом поносят Господа Иисуса Христа. Я или должен встать и уйти, если не могу этому противостоять, или должен сказать об этом. Если я молчу, это ложное смирение. Лично мне Господом предложено смирение любого уровня, на которое я соглашусь, вплоть до сораспятия с Христом, вплоть до смерти.

– Вплоть до позора?

–  Вплоть до позора. Самый главный позор, самый страшный позор есть распятие Сына Божьего, зрелище страшное, помните по-славянски: люди, пришедшие на позор сей?

Вопрос в том, сколько я смогу взять из предложенного Господом, какова моя мера. Могу ли я смиряться с тем, что ранит и калечит окружающих людей? Наверное, какова мера, такова будет и благодать Божия. Но мера зависит от моих сил, и выбор меры всегда очень сложный, так как нет общей схемы.

У нас был замечательный прихожанин, раб Божий Александр, очень интеллигентный человек, кандидат наук. Однажды на улице он вступился за девушку. Не будучи спортсменом, он выступил против троих молодых и накачанных ребят. Они его покалечили, и в результате удара он лишился глаза. Второй такой же случай: у человека в результате удара и последующего перелома отсохла рука. А у него семья. Поэтому, конечно, каждый раз ты не знаешь, сможешь или не сможешь что-то.  В таких случаях, во-первых, нет готовых схем, а во-вторых, надо молиться: Господи, укажи мне, как правильно. Допустим, человек хамит  и лезет без очереди в магазине. Я могу смириться. Я мужчина. А за мной стоят пять пожилых женщин, они точно с ним не справятся. Понимаете, он же и за их счет так делает.

Все эти сложные вопросы можно решить, если человек привык пребывать в молитве. Не так давно для меня открылся смысл слов: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Что это значит? Это значит: Господи, научи меня во всем, что происходит, видеть, где Твоя правда, научи, как мне поступать по Твоей правде. Допустим, меня обманули, у меня украли деньги. Я могу смириться, если я один. А если это деньги на учебу детей? Значит, я должен подавать в суд.

У меня был прекрасный знакомый, раб Божий Георгий. В первые годы после открытия храма, когда не было вообще ничего, он очень много финансово помогал нам. Потом он перешел в более бедный храм. Однажды я его встретил, и он мне сказал: «Беда, отец Федор, я прячу жену и дочку, потому что мой друг юности, с которым у нас общий бизнес, забрал все деньги с зарубежного счета, оставил меня со всеми оперативниками и бандитами, и я им должен». Я сказал, что буду за этого человека молиться. Он мне назвал его имя. Этот разговор был на ходу, и мы расстались. Потом мы встретились через два или три года. Я ему говорю: «Как у вас»? Он в ответ: «Я этого человека простил». А это был год 1995-й или 1996-й, когда, как вы знаете, по любому поводу везли в лес. Я так этому поразился: иной человек жену свою простить не может неделями за какую-то мелочь, а он простил миллионы долларов. Я ему говорю: «Как?» А он на меня смотрит и отвечает: «Отец Федор, так написано в Евангелии. Вы что, не знаете?» Друг украл большие деньги и предал его. А он ему простил, и видно было, что действительно Господь с ним. Этот человек восстановился и прожил прекрасную жизнь.

Два года назад он погиб в аварии. На девятый день (возможно, по причине дождливой осенней погоды) на кладбище пришли немногие: родственники, близкие, родители, братья, сестры, мама. Священник храма, что этот человек восстанавливал последним, сказал несколько слов. Я тоже подумал, что должен сказать несколько слов, и начал: «Вы знаете, я молюсь за него все время, потому что он был потрясающий человек. Он сам приехал помочь нашему храму. Также он оплачивал лечение в Германии детям, которых невозможно было лечить в России, причем оплачивал перелет, проживание, все расходы, звонил, держал все на контроле». Его вдова смотрит на меня и говорит, что не знала об этом. Потом мама начинает рассказывать, что в таком-то монастыре в таком-то городе, где она оказалась, к ней подошел игумен и спросил: «Вы, случайно, не родственница того человека (а они были очень похожи), который нам сделал бойлерную и отлил колокола?» Начинает рассказывать водитель, затем брат, после него сестра. И оказывается, что он занимался благотворительностью постоянно. И об этом почти никто не знал. Вот такой праведник, который жил рядом с нами и которому удалось исполнить слово Евангелия: пусть правая рука твоя не знает, что делает левая. И, конечно, он засиял как солнце. Хотя и были грехи у человека, но удивительно, какая благодать Божья была с ним. В наше время иногда нам кажется, что заповеди евангельские устарели, что это все не для нас. Ничего подобного! В моей жизни этот человек один из примеров праведников, которые живут по Евангелию вопреки тому, что принято в их сообществе. И сколько воздаст ему Господь...

– Недавно, в начале сентября, была годовщина гибели хоккейной команды «Локомотив». Я, к сожалению, не помню, как зовут  хоккеиста, но буквально за три минуты до взлета он перевел несколько миллионов рублей детскому дому. И об этом тоже никто не знал. Но Господь знал.

– Господь знал.

– Вопрос телезрительницы: «Стараешься молиться утром, в обед, вечером, делать больше добрых дел. Стараешься идти к Богу. И воочию видно: лукавый тут как тут. Чем больше стараешься делать, тем больше видно, как он мешает. И спотыкаешься на одном и том же месте. Споткнешься, исповедуешься, опять молишься и снова спотыкаешься. И как же быть? Идти к Богу? Ведь лукавый не дает покоя, а Господь попускает ему. Уже сил нет, и еще больше начинаешь грешить, впадаешь в грех уныния».

– Когда пехота лежит в окопах, по ней практически никто не стреляет. А в того, кто поднимается в атаку, летят все пули. Поэтому, конечно, враг, как вы очень точно заметили, прежде всего стреляет помыслами. То есть буквально бросает их в человека, пристает к нему с искушениями.

Почему это происходит? Почему его искушения побеждают? Потому, что они имеют в нас некую опору, мы их принимаем. Почему Господь это попускает Своим рабам, которые стараются жить по заповедям Божьим? Для того, чтобы за время жизни человек очистился как можно больше. Иногда нам кажется, что все бесполезно. Не так. Все святые говорят: встал после падения и снова начинай. Упал, встал, кайся и снова начинай. Благодать Божия, радость, близость Господа год от года прибавляются. И знание своей немощи тоже прибавляется. Господь близко, рядом. Поэтому надо трудиться, каяться, а отчаиваться и унывать по этому поводу не надо. Это все кончится только тогда, когда мы будем у Господа.

У святых отцов это состояние, когда человек любит Господа и свои падения переживает очень сильно, как отказ от Господа, называется сердечной болью (или болезнью сердечной). Это состояние свидетельствует о том, что душа жива. Советую Вам перечитать 7-ю главу Послания апостола Павла к Римлянам. Это крик души праведника о том, что он любит закон Божий, а его пораженная воля все время делает по-другому. Это действительно боль, болезнь, страдания. Как говорят святые отцы, нет больше беды, чем грех. Поэтому  боль, которая чувствуется в Вашем вопросе, признак того, что Вы живете настоящей и напряженной духовной жизнью. И слава Богу, продолжайте, не отчаивайтесь! Господь тоже с Вами. Враг рядом, но если Бог с нами, кто против нас? 

– Вопрос такой: «Как вымолить прощение любимого человека?»

Как с помощью Божией помириться? Никаких надежд на примирение нет, люди в браке – раба Божия Ирина и раб Божий Владимир и все рушится.  

– Смотря какой грех совершен. Очень трудно сказать.

– Насколько я понимаю из контекста, это измена.

– Трудиться, встать на колени, просить прощения и, наверное, пойти на исповедь и покаяться, попросить у священника какую-то епитимью, чтобы это действительно ушло, чтобы была серьезная надежда, что такого больше никогда не повторится. Я не знаю, венчанный этот брак или нет, а так надо делать как можно больше хороших, добрых вещей (начиная с посуды), то есть человек должен почувствовать в делах покаяние. Может быть, месяц придется подождать, или полгода, или год – если будет любовь, то человек, будем надеяться, оттает. Господи, соедини рабов Твоих Владимира и Ирину. А если брак невенчанный, то нужно готовиться к венчанию.

– То есть кто провинился, тот должен быть готов каждый день ежеминутно служить?

– Да, служить, носить на руках. Надеемся, что Владимир будет Ирину носить.

– «Несколько лет вела блудную жизнь, потом пришла к вере, на исповеди покаялась, батюшка не отстранил меня от Причастия, сказал, чтобы больше так не делала. Правильно ли он сделал, допустив меня до Причастия? Накажет ли меня Господь?»

Человек, видимо, хотел понести какую-то епитимью, но священник решил по-другому…

– Возможно, священник увидел настолько глубокое и искреннее покаяние, что посчитал епитимью уже ненужной, как и тот священник, который когда-то допустил Марию Египетскую до Причастия после 18 лет жизни в страшном блуде. Это же тоже было, и она в Иорданском монастыре причастилась. Она была там не своя прихожанка: пришла какая-то женщина, от нее пахнет духами как от блудницы, наряд соответствующий, походка, поднятие глаз (как говорит Соломон, блудница узнается по поднятию глаз), и, конечно, ее спросили обо всем. Какой-то священник взял на себя нарушение… не то что канонов (канонов на эту тему вообще не было, за прелюбодеяние человек отлучался от Причастия на семь лет).

– Еще жива была память о постановлениях, было строже?

– Было значительно строже, чем сейчас, это однозначно. Но  священник увидел покаяние этого человека, и на самом деле здесь священник только действовал как Божий посланник, это Господь увидел, что она готова причащаться, Господь допустил ее до Причастия. Такое бывает. Самое главное, человек имеет твердую решимость это прекратить и никогда больше к этому не возвращаться. Если женщина чувствует, что душа болит от этих грехов, то надо понести какой-то труд, что-то почитать. Я бы посоветовал ежедневно читать канон Пресвятой Богородице, Псалтирь почитать, прибавить поклоны – какой-то молитвенный труд понести. Еще очень важно:  когда она встречается с такими же, как она когда-то, надо бояться, стесняться разговаривать и описывать, как это потом мучительно, потому что все эти грехи мстят человеку. Если он создал семью, они мстят его семье, враг предъявляет права на семью человека – пытается разрушить эту семью. Действительно, молитвенный труд, которого жаждет душа этой женщины, может ей дать облегчение. Епитимья не наказание, это средство (обычно усиленная молитва), которое должно привести к тому, что человек изживет из себя этот грех, станет жить с благодатью и преодолеет тяготение к этому греху. Это не наказание, поэтому можно двенадцать поклонов с Иисусовой молитвой каждый день делать.

– То есть не изощряться в каких-то моментах, а по-простому?

–  А можно по-другому – помочь кому-то. Например, раз в неделю походить к какой-нибудь бабушке, помочь ей вымыть все, ее помыть, если лежачая; в детский дом, в многодетную семью прийти помочь, в хоспис...

– То есть, если молиться не можешь, иди потрудись?

– Я думаю, что и то и другое служение Господу очень важно, но действительно дела служения приносят какое-то освобождение внутреннее. Когда человек молится, ему после этого очень хорошо. Человек чувствует сладость, радость, потому что он пообщался с Господом. И это великое утешение. А то, что священник нес это послушание и принял это решение, сомневаться не надо – Господь простил. Рана зажила, но рубец остался, и человеку хочется его исцелить. Молитва и труд помогут.

– Можно сказать, что это аванс, чтобы потом грех не повторять?

– Все дары Божии – это аванс, которых мы недостойны.

– Батюшка, у нас время закончилось. По традиции я бы хотел попросить Вас обратиться к нашим телезрителям, пожелать чего-нибудь доброго, хорошего.

– Сегодня был задан вопрос из Священного Писания, и это было прекрасно, потому что мы недостаточно читаем Священное Писание. Я очень советую нашим зрителям более полно к этому подойти. Новый Завет обычно мы читаем, а вот Ветхий Завет с толкованиями многое открывает. Помоги нам Господь, потому что через слово Божие входит в нас и начинает в нас присутствовать Сам Иисус Христос.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать