Беседы с батюшкой. Грехи по незнанию. Игумен Филарет (Пряшников)

15 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников). 

– Тема нашей передачи – грех, который непонятен; неизведанный грех. Мы не знаем, какой это грех, и живем в нем. Наверное, мы даже не можем его исповедовать, потому что он нам неизвестен. Неизвестный грех во многих случаях становится реальной проблемой в нашей духовной жизни. Что такое грех, который я не знаю и не могу понять?

– В учении о спасении человека есть много того, что требует некоторого осмысления. В том числе понятие «грех». Что такое грех? Грех – добровольное делание зла. Посмотрим буквальный перевод этого слова: «непопадание в цель, промах». Человек, который начинает идти духовным путем, путем совершенствования, начинает разбираться в себе, начинает видеть как добро, так и зло, что присутствует в его сердце и душе. Тема греха по незнанию актуальна для тех людей, которые только-только вступают в духовную жизнь. Много еще неизведанного, непонятного. Очень важно до крещения проходить оглашение, когда человек научается основам веры. А можно даже в некоторых случаях пройти предкрещальную исповедь, покаяться в тех согрешениях, которые совершил до крещения. Даже если человек пока еще не совсем четко осознает, что делает.

Когда человек уже вступил в ограду Церкви, очень важно научиться вере. Когда мы пропускаем что-то, мы допускаем ошибки; следовательно, допускаем грехи. И это уже грехи не по незнанию, а по небрежению. Мы обязаны выполнять то, что должен делать человек, принявший Христа, ставший христианином. Грех по неведению всегда ассоциируется с околоцерковностью. Человек совершает что-то, но он не знает, верно это или нет, плохо или хорошо. Это происходит от незнания основ духовной жизни.

– В современной жизни бывает много новых искушений, с которыми нам сложно справиться по такой причине: общество говорит, что это нормально. В одном храме одним из очень серьезных грехов считается то, если ты заходишь в сеть «ВКонтакте». Более того, бывает, что людей, которые туда зашли, отлучают от Причастия. Но для многих верующих социальные сети являются способом говорить о Христе.

– Я не очень продвинутый пользователь сетей. Но моя должность игумена мужского монастыря требует от меня общения со многими людьми, которые находятся в различных социальных сетях. Опасность заключается в том, что ты уходишь от реальной жизни. Проблема и угроза для духовной жизни верующего человека в том, что здесь можно, не открывая своего имени, кого-то оскорбить, обидеть, унизить, не имея на руках доказательств, облить человека грязью. И тут возникает вопрос – это грех по неведению или ты понимаешь, что нехорошо говорить клевету на другого человека? В любом случае, используя определенные сети, мы всегда должны оставаться христианами, оставаться на стороне веры в Бога, на стороне совести, не подкупаться на сиюминутные «лайки» и увеличение просмотров. Господь говорит: за каждое слово будете давать ответ. Нужно быть очень аккуратным в интернет-пространстве, чтобы не согрешить чувствами, словами и мыслями.

– Вопрос телезрителя Владимира: «Умер Петр Мамонов. Мы на литургии постоянно молимся: дай, Господи, безболезненную кончину, мирную, во оставление грехов. В другом месте говорится, что человек живет 70–80 лет, многие из них – труд и болезни. Я себе желаю и другим того, что мы просим на литургии и в псалмах. Но мы видим отступления, что те люди, которые и верят, и ходят в храм, и молятся, умирают рано; и дети умирают».

– Безусловно, мы обращаемся к Господу: «Дай нам прожить честно по заповедям Твоим». Мы просим у Него: «Дай нам время на покаяние». Но мы все находимся в некой духовной лечебнице, в которой возможны рецидивы. Человек старается жить духовной, святой жизнью, к чему мы и призваны. Но наша природа повреждена грехом. Любой человек поврежден грехом. Господь дарует нам благодать и дает возможность выбора и борьбы. Насколько наши силы крепки, насколько наша вера глубока, зависит от нас. Сможем мы пройти мимо греха или будем уязвлены им.

В нашей жизни мы должны стремиться к определенной святости, честности, к жизни по заповедям Христовым. Апостол Павел говорит: «Дан мне ангел сатанин, мучать плоть мою». Что было дано апостолу Павлу? Господь ему говорит: «Довольно тебе, сила Моя в немощи твоей совершается». Так же и здесь. Мы вместе с Господом идем, совершая свой жизненный путь, совершая дело спасения своей бессмертной души. На этом пути бывает много разного, бывают и успехи, и поражения.

Если ты споткнулся, если в чем-то согрешил, дьявол тебя пытается растоптать, то у тебя начинается истерика, исступление, «все, конец моей жизни»! А на самом деле как? Блудный сын, который ушел от своего отца, потом встрепенулся и сказал: «Сколько я буду это делать? Сколько буду погибать, когда у отца хорошо дома? К нему пойду». Так и мы с вами должны. Если мы совершаем какой-то нехороший поступок, должны его осознать, чтобы он больше никогда не появлялся в нашей жизни. И никогда не надо отчаиваться. Отчаяние губит все усилия, начинается расслабление: зачем я буду читать что-то, бороться, ведь я и так уже пал? Никогда нельзя отчаиваться. А все остальное – это наша жизнь. Ко всему всегда надо подходить с рассуждением, смиренномудрием.

– Маловерие – тема для целой передачи. Мне очень понравилось интервью с Петром Мамоновым сразу после «Острова». К нему приехала женщина-интервьюер и спросила: «Почему Вы не становитесь священником»? Он ответил: «Мне бы с собой разобраться».

– Я его отчасти знал. Я не был его другом и ни разу в жизни не встречался с ним. Его жизнь, его перерождение заставляют думать не только о том, какой он счастливый, что  нашел, обрел Бога, но поражает и безграничное милосердие Бога. Господь может принять человека всегда, несмотря на то, как далеко он может отойти от Него. Господь Своим милосердием покроет много грехов за его мужество говорить честно в той среде, в которой он жил, с теми людьми, с которыми он общался. Может, иногда грубовато, но честно; так, как это есть на самом деле.

– Поступать честно по отношению к ближним, к себе – это, может быть, правильное направление к тому, чтобы научиться говорить с Богом?

– Человек, который старается исправлять себя, бороться со своими грехами, всегда будет говорить с Богом. Даже вне Церкви, вне богослужебной, религиозной жизни, потому что он всегда ходит под Богом. Наши предки так и говорили: все под Богом. Всё от Бога. Даже когда мы работаем, путешествуем, делаем какие-то свои дела, мы никогда не должны уходить от мысли, что Бог с нами, Он нас видит и слышит, всегда внимательно наблюдает за всем. Наверное, намного внимательнее смотрит за моей жизнью, чем я сам могу за ней смотреть.

Это очень важно – грех по неведению. Нужно обязательно сказать о том, что придет воздаяние, всему будет дана своя оценка. В этой жизни человек получает определенную оценку, если живет греховной жизнью, убивает, ворует. Понятно, что будет: уголовное наказание – неотъемлемая часть его бытия, неправильной жизни.

– Но мы пытаемся этого избежать.

– Еще один момент. Когда совершаешь грех, зная, что это грех, это вдвойне увеличивает  ответственность. Хотя незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и в духовной жизни есть такое. Грех по неведению, конечно, не будет взвешен настолько сильно, как грех, который ты совершаешь, зная, что это грех, и нарушая все законы твоей души, нравственные законы и прочее. Поэтому очень важен вопрос воздаяния: за каждый грех человек ответит.

– На эту тему мы обязательно поговорим, потому что неведение греха не дает возможности оценить свои поступки.

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что грех – это добровольное творение зла, но поскольку человек – разумное существо, то таких грехов, которые он не понимает, практически не может быть. Только животные могут так грешить. Церковь учит, что осуждать нужно не человека, а его грех. Но это только в том случае, если человек не в своем уме; тогда надо осуждать его грех. А поскольку он это делает сознательно, в своем уме и памяти, то, получается, нельзя отделять грех от человека. Он сознательно все делает».

– Святоотеческая мысль: надо ненавидеть грех, но любить грешника. Мы говорим не с точки зрения судей, внешне смотрящих на то, что происходит с кем-то, а выступаем судьями самим себе – давайте посмотрим на себя. Я приводил слова апостола Павла. Вспомните его жизнь: ведь это был образованный человек своего времени, более того, он осознанно делал грех – гнал христиан. Ему было разрешено гнать, убивать и преследовать верующих во Христа. Для него это было праведностью. В оценке совершенно иной плоскости – это был грех.

В Первом послании к Тимофею апостол пишет о себе, потому что делает оценку своей жизни: Но ко мне была проявлена милость, потому что я действовал по незнанию и неверию. Но для того ко мне и была проявлена такая милость, чтобы на мне, худшем из грешников, Иисус Христос показал, как велико Его терпение. Апостол Павел, даже несмотря на то, что пришел к Господу, не перечеркивал то, что было до встречи со Христом, а сожалел об этом. Видите, как он говорил: «Я действовал по незнанию и неверию». Но его поступки не могли считаться хорошими, когда он гнал, преследовал, ущемлял христиан. Мы говорим о том, что должны любить грешника, но ненавидеть грех, ненавидеть природу поступка, но всегда оценку своей жизни давать трезво, вспоминая,  что мы делали. Это всегда отзывается покаянной молитвой: «Господи, не помяни грех юности моей. Не вспомни то, что я когда-то сделал по своему неведению или по неопытности».

– Сейчас Вы затронули тему, которая очень важна. У нас есть, слава Богу, примеры, когда люди взращиваются в верующих семьях, нет той проблемы, когда человек приходит к вере очень поздно. До своего крещения мы часто совершаем те грехи, которые не можем даже осознать, потому что живем в мире наслаждения (не только наслаждения, но в мире, который не подразумевает вечной жизни и спасения). В этом случае грехи, которые мы совершаем, как Вы правильно сказали, по незнанию юности своей, – в нас существуют. Когда мы принимаем крещение, говорят, что все эти грехи прощаются, но если мы совершали такие страшные грехи, что они не могут быть нами забыты, что с ними происходит?

– Давайте вспомним церковную практику, как это происходило в древние времена. Прежде чем человек становился христианином, что он делал? Он исповедовался – приносил публичное покаяние перед всей общиной за всю свою прожитую жизнь до вступления в христианскую общину, до того, как он принял Христа как своего Спасителя, Господа, Друга. Сегодняшнее время немного другое. Сегодня важно понимать, что крестить людей нужно подготовленными. К сожалению, это не понимают люди, которые хотят сейчас же, сиюминутно крестить ребенка, избавиться от чего-то. Люди часто, подталкиваемые своими страхами, пытаются преодолеть какую-то неприятность: надо креститься, тогда тебе повезет и все будет хорошо, полная чаша жизни.

Что самое важное? Мы должны людей готовить к крещению, чтобы они хотя бы имели представление об этом, после беседы со священником, после какой-то книги могли в себе разобраться и сказать: «Вот это у меня было плохо, здесь я сделал грех, а в этом мне надо покаяться, может быть, попросить у священника какую-то епитимью, а может быть, что-то такое, за что бы моя душа болела и переживала». Нужно внутреннее желание человека работать над собой. Есть такое утверждение, что в купели смываются все грехи человека, которые он совершил до этого.

Я думаю, что поражение души требует осознания человеческого ума, поэтому после крещения, если вы пойдете на первую исповедь, можете все равно в нее вписать: прости меня, Господи, что до крещения, до того, как узнал Тебя, совершал и такой-то грех, и такой-то. В этой исповеди ничего плохого нет; наоборот, священник порадуется, и вам станет легче. Как говорит Василий Великий о грехе неведения: «Грехи неведения, будучи как бы некоторой скверной, обезображивая внешность души и повреждая естественную ее красоту, имеют нужду в очищении через омовение». То есть даже грех по неведению производит внутри искажение, которое требует исправления. Поэтому тяжкие грехи, совершённые до крещения, требуют осознания в любом случае.

– Вопрос телезрителя: «Мне бы хотелось, чтобы Вы побольше остановились на осознанности греха. Я знаю, что я грешу, но остановиться не могу. Как с этим быть?»

– В любом случае пытаться избавиться от греха. Господь может сделать человека бесстрастным в одну минуту. Но почему Он этого не делает? Потому, что человек должен над собой поработать, должен попасть в такую ситуацию, которая его научит. Вот мы осуждаем, осуждаем; из-за нашего осуждения может кто-то крепко пострадать. И мы можем в такую духовную яму упасть, что нам тяжело будет оттуда выкарабкаться. Лучше туда не падать, апостол Павел говорит: «Лучше не знать всех глубин ада». Мы знаем, что это плохо, что это вредит моей душе, настроению, отношениям с Богом, но почему-то это делаем. Все очень просто – нет решимости. А надо решительно сказать: нет, не хочу и не буду! Начинаете осуждать, остановитесь внутри себя и скажите: «Господи, помоги!»

Наша духовная жизнь – это борьба; грех мы не победим, пока не осознаем его гибельность. Это касается любого греха. «Любой грех есть смерть», – говорит апостол Павел. Поэтому старайтесь от этого воздерживаться. Суть греха находится в человеке, мы часто сваливаем это на бесов, еще на кого-то; соседка виновата – ввела в искушение. А на самом деле идет все от нас и начинается в нас. Поэтому надо наблюдать за собой, где наша слабость. Если видим, что спотыкаемся, нужно приступать с молитвой к Господу, останавливать себя. «Удержи язык твой от зла и сотвори благо», – говорит псалмопевец Давид. Удержи свой язык– и всем будет хорошо.

– Очень полезно от всей души прочесть псалом 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»

– В нашем Староладожском Никольском монастыре есть воскресная школа для взрослых. Там мы собираемся и разговариваем не только об истории и Священном Писании, но и о грехах, о том, как бороться с ними. То есть о практической стороне духовной жизни: как воздержаться, как победить греховную наклонность.

Вообще очень важно учиться, в любом возрасте. Мой научный руководитель Семенова Анна Владимировна, академик, доктор исторических наук, уже в возрасте и находится на заслуженном отдыхе, но с интересом, например, изучает французский язык, ездила во Францию, смотрит новости на французском языке. Человек уже достиг всего в этой жизни, но есть внутренняя потребность менять себя. И в духовном плане то же самое.

– Вы тоже не остаетесь на одном уровне, приумножаете свои знания; я знаю, что Вы еще и кандидат теологических наук. Есть люди, которые нуждаются в воскресной школе,  они хотят расти духовно. Какое количество людей посещает Вашу воскресную школу для взрослых?

– Немного, человек пятнадцать. Но сейчас есть возможность в Интернете набрать любого известного человека, церковного деятеля, и послушать его. Кто-то одного батюшку слушает, кто-то другого. Но здесь тоже может быть некая опасность. Люди несовершенны, и у каждого есть свое мнение. Вот вы привели пример: на каком-то приходе люди заходят в группу «ВКонтакте» во время поста, и им накладывают епитимью. Но если уйти из группы даже на короткое время, это значит, что люди не прочитают нужные цитаты из святых отцов, которые я разместил у себя на странице, допустим…Поэтому во всем должно быть здравомыслие и рассудительность.

Кто-то из святых отцов современности говорил, что если тебе нужен духовный отец, то читай отцов Церкви: Игнатия (Брянчанинова), Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Иоанна Златоуста. Читай и выбирай того, кто ближе к сердцу. Если что-то непонятно, надо обратиться к священнику, чтобы обсудить тот или иной момент. 

– Когда я приезжаю к вам в монастырь, мне нравится, что Вы о каких-то сложных и главных вещах рассказываете очень просто и понятно. Скажите, когда есть у человека неизвестный грех и человек не может его исповедать, может ли священник помочь узнать этот неизвестный грех?

– Думаю, что может. В ходе беседы с человеком всегда можно определить, чем болен человек. У кого-то уныние, печаль, грех блуда, чревоугодие – у каждого есть что-то свое; и оно двигается по линии всей его жизни. Но самое главное, о чем надо помнить: грех неведения прощается, когда человек в нем кается; осознает гибельность греха; говорит Господу, что ни за что и никогда туда не вернется и не будет таким, каким был когда-то.

У наших телезрителей уже не будет греха неведения по поводу места нахождения Староладожского Никольского мужского монастыря... Я бы хотел попросить всех наших дорогих друзей не забывать, что наш монастырь, а также телеканал «Союз» нуждаются в молитвенной и материальной поддержке.

– Я всем телезрителям посоветовал бы посетить ваш монастырь. Это, наверное, самое сложное: осознать те грехи, которые мы не понимаем?

– Поэтому мы и обращаемся к Господу, чтобы Господь дал нам видеть наши согрешения, нашу жизнь, нашу душу. Не душу чужого человека, соседа, начальника, а свою; видеть свои грехи, свое состояние; понимать,что надо исправить внутри, куда направить свои мысли, свои дела и желания. Думаю, что с помощью Божией все можно преодолеть.

Дорогие братья и сестры, хочется пожелать вам всего самого доброго и светлого, храни вас Господь! Не теряйтесь в жизни, всегда будьте мужественными, стойкими; укрепляйтесь в вере.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​