Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

– Когда мы готовились к программе, Вы рассказали, что были на конференции, на которой говорилось о кибербезопасности. Сколько времени Вы проводите в Интернете?

– Столько, сколько требуется. Для своего удовольствия я даже пяти минут в Интернете не провожу, но поскольку я возглавляю Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Иваново-Вознесенской епархии, мне приходится быть за компьютером, как водителю троллейбуса приходится быть за рулем. Но это компьютер, большая машина с клавиатурой. А сотовый телефон, который мучает людей, у меня вот кнопочный. Там никакого Интернета нет. Если кому нужно – мне звонят, я отвечаю, в крайнем случае посылаю сообщение. И он мне не хозяин.

– У Вас телефон, наверное, раритетный, еще дороже стоит…

– Не так уж дорого стоит. Я его недавно ремонтировал, и мастер подтвердил, что телефон надежный, хороший. Этот телефон мне подарил один наш игумен десять лет назад, когда сам купил себе навороченный (или, может, ему подарили). Я его благодарю и пользуюсь им с Божьей помощью.

– То есть к Вам никак не подобраться. Я имею в виду какую-нибудь спам-рассылку, всякие непотребства, еще что-то, Вы полностью защищены от этих влияний.

– Они идут через компьютер. К ним спокойное отношение. Честно, мне не нравится пальцем тыкать в экран. Это как в тарелку пальцем тыкать. Есть вилка и нож, есть мышь. Это надежная, красивая работа.

– Это Ваше мнение… Сейчас без телефона на самом деле очень сложно жить.

– Все хорошо в меру, все должно быть разумно, благопристойно, «по чину да бывает».

– Вы человек, умудренный опытом, имеете огромный багаж знаний, Вам просто говорить. А что говорить о таких, как я, или тех, кто младше? Ведь телефон стал продолжением руки. Порой, если ты не на связи, возникает конфликт, даже с работы могут выгнать.

– Связь-то есть, я все время на связи. Вот вышел из кабинета и пошел в магазин за бубликом… Почему не позвонить? «Да, здесь, через пятнадцать минут буду». Порядок, все довольны.

– Можно ли говорить, что когда подросток или молодой человек сидит в телефоне и занимается серфингом (прыгает со ссылки на ссылку), то есть абсолютно бесполезно проводит время, это духовная проблема?

– Это проблема духовно-социальная, причем корень проблемы – в личности этого человека. Человек становится добровольным рабом. Он идет в Интернет и говорит: «Я ваш раб, делайте со мной что хотите, потому что я ничтожество. Хочу быть ничтожеством». И это его вина. За это он будет держать ответ на Страшном Суде. Это проблема воли, это грех воли. Скажут: «А нас так воспитали, а нам телефон дали, а нам показали…» Друзья мои, будьте трезвыми людьми. Вы становитесь рабами, и в вашей воле, в вашей власти перестать быть рабами. Единственное, что вы при этом можете сказать: «Помогите нам освободиться». Как человек, злоупотребляющий алкоголем, приходит в храм, в любую группу трезвости и просит: я решил выйти из этого дела, помогите. Ему протягивают руку, помогают, и человек выходит. То же самое и здесь. Просите – поможем.

– А как помочь?

– Я привел некоторые технические примеры. Другое хорошее техническое средство – распределение времени дня (рабочего времени, времени суток). В семье это особенно хорошо работает. Есть папа, мама, дети, и все отмечают на большой белой доске фломастерами, кто сколько времени провел в Интернете. Каждому ставят норматив. Вот я себе задаю полчаса в день. Один раз превысил – штраф получаешь, расплатись чем-нибудь. А другой, наоборот, перевыполнил план. И вот так они друг с другом соревнуются. Отчасти с юмором, конечно, но главное – это становится общественным делом. Они все вместе ведут борьбу и побеждают. Прекрасно. И не надо выкидывать телефон, давить его, как в свое время, еще лет двадцать назад, выкидывали телевизор… Но надо, чтобы ты был хозяином и телевизора, и компьютера, и сотового телефона.

В наше время, когда мне было лет существенно меньше, чем Вам, у нас была простая шутка. В подъезде висит объявление: «Выключаю телевизор, цена услуги – рубль». Рубль тогда был большими деньгами, это недешево. Вот, могу выключить телевизор, потому что вы сами не можете, а я приду и выключу. Что такое Интернет, люди даже не могли себе представить, а уже были рабами, только электроника другая, менее компактная.

– То есть это борьба, нужно стать хозяином, а не рабом.

– Совершенно справедливо.

– В последнее время был ограничен доступ в храмы. В принципе, мошенники, которые собирали деньги, были всегда, но сейчас они активизировались. Как быть? Здесь надо не только быть хозяином.

– Надо еще мозги подключать. Я был на конференции, которая прошла в Переславле-Залесском с участием разных серьезных людей. Открыл конференцию Преосвященнейший Феоктист, епископ Переславский и Угличский. В ней участвовали представители нашего информационного отдела (Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ) – Вахтанг Владимирович Кипшидзе, представители фонда Аденауэра из Федеративной Республики Германия, где проблема гораздо менее острая, но тоже существует. Нам кое-что рассказывали, что происходит в Германии на этом же фронте. Наши специалисты, представители информационной работы, проповедники Интернета, люди, отвечающие на вопросы, полтора дня работали в серьезном режиме. Выдвинули кое-какие интересные и полезные рекомендации. Например, мошенники платят деньги, чтобы рекламировать свои «услуги» (мошеннические сайты и проекты). Церковь предупреждает людей: не надо этого делать. Есть список мошеннических сайтов, он не такой маленький (больше 25 названий).

– Этот список можно дополнять.

– Конечно, и каждый желающий его может найти. Но до людей «не в теме», людей наивных, надо бы этот список, эти предупреждения доносить более активно. Почему бы нам в Церкви не пользоваться теми же средствами – коммерческой рекламой, чтобы людей ставить в известность о том, что происходит. Если мы издаем книгу, мы не стесняемся заплатить редактору, корректору, типографии. Почему же мы должны стесняться платить за информационную услугу, чтобы информация о жульничестве, о мошенниках шла в Сети и люди ее видели? Это и было выдвинуто на конференции в качестве очень важного тезиса, это практический ход.

– Глобальный способ.

– Важный способ.

– Говоря современным языком, это такие лайфхаки.

– Я бы не сказал. Это способы информационной работы. Да, это наша информационная работа, наша активность, наши ресурсы, посвященные информационной работе. Если мы публикуем разного рода информационные сведения о богослужениях, о помощи Церкви малоимущим, о чем угодно, и это идет в газеты, журналы, в Интернет, в телевизионные программы, тем более надо предупреждать людей, мобилизовать их внимание к мошенничествам. Привезите хороший, плодородный грунт, положите в свой огород. Что будет там расти? Сорняки, и гораздо быстрее, чем картошка, морковка и виноград. Полоть надо, трудиться.

– Вопрос телезрительницы: «Одиннадцатого сентября праздник Иоанна Крестителя. Раньше мы жили в деревне, и там была традиция в этот праздник не брать ножа в руки, не есть круглое. Это язычество или это правда?»

– Можно сказать одно простое русское слово: это суеверие, или лжеверие, которое заменяет собой истинную веру. Сатана, который, как известно, стоит за каждым недобрым делом, использует ложную веру, суеверие, предрассудки, чтобы закрыть людям Христа, закрыть людям Церковь и истину. Поэтому когда мы говорим, мол, это традиция или обычай – внимательнее! Обычай у меня может быть пойти в гости к Иван Иванычу и поздравить его с днем рождения – хороший обычай. Купить десять килограмм картошки и принести жене, чтобы ей не ходить и не отрывать руки себе – хороший обычай. Поиграть с ребенком в шахматы или помочь ему сделать уроки – хороший обычай. А те «обычаи» ведут людей прочь от Христа, поэтому надо очень четко и ясно понимать, что истина, а что ложь.

Можно сделать только небольшую добавку: если люди пожилые, пожилому возрасту часто бывает свойственно упрямство. Если мы понимаем, что это вздор, то не надо пожилому человеку это в лицо бросать. Он вам начнет говорить, что не надо брать в руки нож, – надо ответить: «Спасибо, я вас услышал, благодарю, всего вам доброго». И обходить этот вопрос кругом, не вступать в прямой конфликт с людьми, которым этот конфликт не идет на пользу. Но самим надо прекрасно понимать и окружающим людям, знающим и понимающим, доносить разницу между верой и суеверием.

– Иногда люди верят в суеверия. Мы со своей позиции видим, что это, откровенно говоря, глупость, но люди верят. Нужно ли развеивать эти суеверия? Может быть, мы нарушим какое-то равновесие?

– По обстановке. Все люди разные. Как правило, когда люди молодые, соображающие, грамотные, интересующиеся жизнью, с ними очень легко и полезно вести разные просветительские беседы. А люди моего возраста и старше, которые «лучше вас все знают», – с ними где сядешь, там и слезешь. Я могу судить по почте, которую получаю через Интернет. Очень немалое число вопросов и комментариев о суевериях, как правило, от людей, которые сомневаются в этом. Практически никто мне никогда не утверждает: «Батюшка, вы купили яблоки до Преображения, это ужасный грех». Так никто не пишет. Пишут: «Мне так сказали, я чувствую, что это, может быть, суеверие, поясните». Таким людям и проясняешь.

– Вернемся к кибербезопасности. Когда простой домохозяйке средних лет приходит сообщение, что нужно помочь храму, перечислить деньги, можно написать имена и за этих людей помолятся, – что делать?

– Ответ достаточно простой, он так или иначе был озвучен многократно. Людям надо объяснять, чтобы они жертвовали тем лицам и организациям, к которым имеют личное доверие. Если это письмо от отца Федора, ее приходского священника, понятное дело. Если же письмо приходит от некоего отца Николая, которого она никогда в жизни не видела, можно нажать красную кнопочку с крестиком и забыть об этом.

– И ни в коем случае не разглашать свои персональные данные, номера карт.

– Разумеется. Так же и просветительские проекты. Вот мы сейчас работаем на телеканале «Союз». Телеканал «Союз» зависит от материальных пожертвований. Это организация, которую знают. Разумеется, милости просим, просим пожертвований. А если кто-то пишет, мол, мы с друзьями организовали что-то там такое… Хорошо, ребята, организуйте, дело ваше, а нас не трогайте.

– Вывод – жертвовать туда, о чем знаешь.

– И тем, кого знаешь, кому доверяешь. А доверие вырабатывается на прямом жизненном опыте, на участии людей и организаций в вашей жизни и вашем участии в их жизни. Знакомство, личная составляющая – противодействие обезличиванию. Недостаток или порок Интернета – в виртуальности, в этой нереальности. Из-за этой нереальности люди потом теряют вполне реальные рубли, заработанные или полученные из Пенсионного фонда. А что такое нереальность? Обман.

– Как раз есть вопрос от человека, который пожертвовал на храм, а храм оказался мошенническим.

– В прокуратуру надо обращаться, я не правовед. Только вспоминаю замечательный американский опыт, ведь всюду то же самое. Богатую вдову хорошо окучил какой-то опытный проходимец, а она спохватилась и потащила его в суд. Но поскольку это была одна конкретная вдова и один давно известный проходимец, задолго до Интернета, ей в суде удалось добиться, чтобы решение по иску было принято в ее пользу. Проходимец объявил банкротство, поскольку все деньги уже куда-то рассовал, но что-то с него взыскали. И я помню интервью по радио с этим человеком. Он, естественно, не признал никаких претензий. Наоборот, от обороны он перешел к наступлению: «Ваш штат – это сквалыги, люди бездуховные, они мне подстроили  ловушку, все мои усилия пошли прахом, но я уезжаю в другой штат и там все начну сначала». На этой позитивной ноте пришлось понять его позицию.

– Вопрос: «Есть такие слова, что Бог не любит боязливых и трусливых. Как понять это? Я с детства по натуре трусишка и замкнутая. Можно ли эти слова отнести к себе?»

– Серьезная, конечно, вещь. Не общая, не социальная, а личная, персональная, пастырская. Это относится к взаимоотношению пастыря и людей, пастырскому попечению о душах. Такой фразы, что Бог не любит таких или сяких, я не припоминаю в Священном Писании. Есть известная фраза из Откровения Иоанна Богослова, что боязливых участь в огненном озере. Это, конечно, страшная фраза: боязливых вместе с блудниками и прелюбодеями… Как это все переложить на практику нашей жизни?

Учтите, дорогие друзья (наверное, вы это сами прекрасно понимаете): есть трусы, а есть люди осторожные; есть люди храбрые, а есть безрассудные. То есть сходные качества человека могут быть в сторону доброго дела, а могут и в сторону злого, в сторону добродетели и в сторону греха. Осторожность, безусловно, добродетель. Трусость – никуда не денешься, грех. Солдат не может быть трусом, но если солдат не имеет осторожности, это тоже никуда не годится. Не все у нас солдаты, но каждому из нас надлежит подумать, как быть храбрым, но не безрассудным; осторожным, но не трусливым. А это решается каждый раз индивидуально, в каждом конкретном случае. Чего я боюсь? Есть люди, у которых нервное расстройство, боязнь пространства, они боятся ходить по улице. Это вопрос к врачу-неврологу. Но даже без врача-невролога человек опасается. Чего? Вдруг на него рухнет кирпич. Понятное дело, миллионы людей ходят по улицам городов разных стран, а кирпичи особо не сыплются. Но если человек идет по топкой тропинке в опасной трясине, надо бояться, потому что шаг вправо  шаг влево – и ты уйдешь по пояс (а кто и дальше).

Такие тривиальные примеры нам подсказывают, что надо разумно, трезво оценивать ситуацию. Подключайте мозги и смотрите, представляет ли тот или иной сценарий реальную опасность, исходя из вашего жизненного опыта. Если люди молодые или незнакомые с ситуацией – спросите других. Вот мы только что говорили об Интернете. Интернет может стать причиной опасности, если молодая неразумная девушка выставляет свои фотографии и отвечает на все письма, которые ей пишут. Кончиться это может очень скверно (для личной нравственности этой девушки), а обычный человек может лишиться сбережений. Осторожность здесь очень существенна. Не отвечайте на подозрительные письма, не жертвуйте никому никаких денег, если вы не знаете, кто это. Тогда трусость у вас заменится осторожностью – и вы будете в порядке.

– Вопрос телезрителя: «„Кто в мир Бога уповает, тому Господь во всем помогает“ – о чем так может говорить преподобный Амвросий Оптинский?..»

– …Если это действительно его высказывание (а он известен своим частым употреблением народных пословиц, поговорок, не путайте с суевериями и предрассудками)…  Пословицы и поговорки в наше время немногим отличаются от притч, с которыми Спаситель обращался к Своим слушателям.

Да, уповать на Бога – это значит помнить про существо Бога. Это не значит перекладывать на Него ответственность, но помнить свою ответственность перед Ним. Когда человек рассуждает о каком-то сомнительном нравственном поступке, ему бы очень важно вспомнить, что есть Господь. Я отвечу Вам простой притчей. Думаю, это будет разумный ответ на Ваш вопрос. Едет человек в телеге, пожилой дедушка, с ним его внучок. Они едут по лесной дороге, видят – рядом стог стоит. Дедушка думает: «Там сено хорошее, а у нас совсем кончилось. Никто не видит, надо взять пару охапок». Смотрит налево-направо, никого нет. Говорит внуку: подожди секунду, я до стога добегу. А внук говорит: «Деда, подожди, ты забыл!» – «Что забыл?» – «Наверх посмотреть!» Вот и все, вот упование на Бога. Если я забываю про Бога, значит,  совершаю безнравственные, или неразумные, или опрометчивые, безрассудные поступки.

– Хоть Вы и монах, знаю, что Вы и семейным человеком были.

– Более того, я возглавляю Комиссию по семье, материнству и детству.

– Вопрос: «Я встречаюсь с будущим священником из духовной академии. Чем ему помогать, как быть на одной волне?»

– Здесь ключевое слово «встречаюсь»…

– Для студента академии даже встречаться – это ответственность.

– Будем надеться, что они встречаются в обычном человеческом понимании этого слова, а не в нравственно негодном. Дорогие друзья, скажу вам, что эти ваши встречи не надо  растягивать, а определиться (особенно этому студенту), чтобы эти встречи превратились в помолвку и вступление в брак.

Что такое любовь? Любовь – это не чувства. Молодые люди начинают думать: есть у меня чувства или нет, эти чувства у меня хорошие или плохие?.. А ведь любовь – это дело, акт воли и самопожертвования. Откуда я говорю с такой уверенностью? Из Священного Писания. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). «Любовь познали мы в том, что Он отдал Себя за нас, и мы должны отдавать свою душу за ближних» (см. 1 Ин. 3, 16).

Брак – замечательная фабрика любви. Молодые люди, которые всем сердцем, всей душой и волей отдают себя друг другу, создают малую церковь, получают огромную поддержку от Самого Спасителя и друг от друга.

Когда открывают новую епархию, идет большой приток верующих людей. А здесь открыта не епархия, а малая церковь. Муж и жена – это те, что решили стать друг для друга всем. Вот эта энергия настоящей любви, которая реализуется в браке, будет служить вам. И он, и Вы почувствуете, осознаете и реализуете себя как воины Христовы.

Воин Христов – это очень полезное качество для мужчины. Христово воинство – это не значит кого-то рубить шашкой, это значит отдать себя жене, детям и быть горящим светильником, который распространяет вокруг себя радость, веру и уверенность в завтрашнем дне. Это очень важное дело.

– Батюшка, есть такое явление, как молитва по соглашению. Телезритель спрашивает: «Что это такое и почему было много шума в одной известной истории? Как к этому относиться?»

– Я обычно отвечаю на этот вопрос очень просто. Православная Церковь знает лишь одну молитву по соглашению – Божественную литургию. Люди приходят в храм. Священник, дьякон, регент, певчие, алтарники и все молящиеся совершают очень важную и необходимую для нас молитву по соглашению – Божественную литургию, таинство Евхаристии. Этого и следует держаться.

Представьте, что есть инвалид, который не может прийти в храм. Раз в два месяца к нему приезжает батюшка и приносит Святые Дары. Это хорошо. Но человеку хочется как-то активизировать свою деятельность. Он начинает строить какие-то комбинации. Например, общую молитву с теми, кто не бывает в храмах, не имеет контактов с приходом. Конечно, мы им сочувствуем, может быть, даже чем-то поможем. Здесь ничего плохого нет. Зловредность начинается тогда, когда это маргинальное явление затмевает собой литургию, Евхаристию, храм, богослужение, приход, общину и общее дело христианской жизни. Вот где опасность. Поэтому надо отвечать разумно: приходите в храм, нет ничего выше, чем таинство Евхаристии.

– С другой стороны, нет ничего плохого в том, что вы помолитесь. В какой-то степени это дисциплинирует.

– Может быть, но лучше реализовывать эту дисциплину в храмах, богослужениях. Что вам мешает реализовать вашу энергию, регулярно участвуя в таинстве Евхаристии? С другой стороны, в наше время, когда общение людей реализуется через электронные средства связи, это может быть.

Можно провести такую аналогию: есть Церковный Устав. Есть достаточное количество молитв, которые включены (а иногда и не включены) в молитвословы, всевозможные акафисты. Они начинают нравиться людям, которые спрашивают: «Можно читать такую молитву?» Сказать «нельзя» мы не можем: у нас свободная страна. Если скажем «можно», он зацепится за этот слой маргинальной литургики (народного творчества). У него из сознания ускользнет литургия, уставное богослужение, службы праздников, суточный круг богослужения.

Надо все внимание направить именно на уставную службу: утреннюю и вечернюю, литургию, полунощницу, повечерие, на знание устава, на службы великих праздников, на внимательный разбор Псалтири. Псалтирь – это сокровищница мудрости 3000-летней давности. Там много непонятного и трудного. Требуются усилия, чтобы разобрать Псалтирь. Иной раз люди читают Псалтирь так, как будто стучат по швейной машинке: без понятия. Зато потом они цепляются за молитвы сомнительного смысла.

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, дело идет к старости. Из-за болезни давно не хожу в храм, боюсь…»

– …Надо ходить! Надо исповедоваться, прийти в церковь. Скажите священнику: «Виновата, согрешила боязливостью. Прости меня, Господи, больше не буду».

– Это был первый вопрос. Второй: «А еще я читаю Псалтирь, можно поминать раба усопшего? У меня умер близкий родственник».

– Царствие Небесное ему. Вечная ему память.

Ваша молитва – личное дело. Вы читаете Псалтирь – это Священное Писание. Прерываете чтение и начинаете молиться своими словами о тех, кого Вы помните, кому желаете добра, блаженного упокоения. Это Ваша личная молитва. Никто не может Вас контролировать, давать Вам устав на личную молитву нельзя. Если кто будет, скажите ему: «Молись, как сочтешь нужным, а я буду молиться, как я сочту нужным».

– Батюшка, давайте разберемся. Вы сказали «сочту нужным». Но есть некая форма, когда мы поминаем усопших, молимся о живых и так далее.

– Я бы так не сказал. Может быть форма, но она необязательна.

– Наша телезрительница читает Псалтирь. Прочитала одну «Славу». Дошла до слов, где читается: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу…» Дальше, видимо, она хочет помянуть усопшего родственника.

– Имеет полное право. Никаких препятствий к этому нет.

Святейшего Патриарха Кирилла спросили: «Можно ли молиться своими словами?» Он ответил: «Своими словами молиться не можно, а нужно». Этим все сказано.

Неразумно пытаться вложить в ее уста внешние формы, потому что тем самым осуществляется насилие над голосом сердца.

– Но есть помощь: молитвословы, молитвословия…

–Да. Что такое Псалтирь? Это книга молитв. Ведь 150 псалмов – это 150 молитв.

Иногда люди путают, говорят: «Я читаю Псалтирь и Евангелие». Хорошо читать и то, и другое. Но Евангелие – это свидетельство очевидцев о жизни Спасителя. А Псалтирь – это книга молитв, составленная людьми, жившими за сотни и тысячи лет до Спасителя. Она переведена с еврейского на греческий, с греческого на славянский, запутанная во многом, да и просто таинственная.

– Батюшка, практический вопрос из семейной жизни: «Муж вспыльчив, быстро выходит из себя, не может решать проблемы разговорами, сразу переходит на повышенный тон, крик. В его семье папа имел такой же характер, мог ударить по стене, хлопнуть дверью. Что делать? Чувствую, что могут быть плохие последствия».

– Безусловно, вопрос болезненный, острый и неотложный. Главный ключ к решению этого вопроса в том, чтобы этот муж осознал свою слабость, грех. Осознал: надо что-то делать.

Приходилось встречать похожие ситуации, когда муж говорит: «Что вы от меня хотите? Я такой. Какой есть, такой и буду». Будем надеяться, что в картине, которую Вы описали, есть возможность донести до сознания этого человека, что надо что-то делать, меняться.

Человек никогда не остается статичной фигурой. Жизнь – это не состояние, а процесс. Если он осознает свою задачу исправить этот порок – здесь начало успеха. Тогда с этим человеком можно обратиться к священнику, хорошему психологу, разделяющему православные жизненные понятия. Есть превосходная практика семейных консультаций и психолога, и священника. Дружелюбная просветительская беседа. Индивидуальная помощь. Могут быть игры, которые практикуют психотерапевты. В процессе раскрытия условий, которые вызывают отрицательное явление, люди приобретают жизненный опыт и способность их преодолевать. В следующий раз, когда что-то произойдет в реальной жизни, он вспомнит беседу со священником, подумает и промолчит.

Пути есть. Но все начинается с осознания своего недостатка.

– Начни с себя.

– Но не мускулы качай, а меняй свое поведение. Чувство поменять невозможно, оно возникает независимо от вашей воли. Нужно менять зависимость от чувства, власть, которую имеет чувство.

Представьте прекрасную картинку: есть мое «я» – это моя воля, и есть мир моих чувств. Это два государства. Первое государство не владеет вторым. И второе не должно владеть первым. В лучшем случае государства должны дружить, иметь добрососедские отношения. Значит, у меня добрые чувства.

Бывает, они начинают ссориться. Возникают недобрые чувства. Но даже в случае ссоры мое «я» – моя воля – не подчиняется второму государству. Я признаю, что не могу его подчинить. Оно враждебное действие оказывает, но я ему не подчиняюсь, а веду свою политику.

– Скажите, как правильно разделить упование на собственные силы и на помощь Божью? Как показывает практика, Бог помогает только тем, кто сам себе помогает.

– Это точное наблюдение. Если перевести фразу «Бог помогает тем, кто сам себе помогает» на другой язык, получится так: если ты сидишь и ничего не делаешь, ведешь себя пассивно, считаешь, что Бог за тебя будет что-то делать, тебя ждет в лучшем случае неудача, а в худшем – катастрофа.

– На Бога надейся, а сам не плошай.

– Действуй. В богословском контексте есть понятие «синергия» – соработничество, содействие. Слово «синергия» греческое. Русское слово «содействие» – точный его перевод.

Есть очень простая молитва, она же формулировка мудрого принципа: «Господи, даруй мне силы и терпение исполнить то, что зависит от меня. Даруй мне терпение и смирение перенести то, что не зависит от меня. Даруй мне рассудок отличить одно от другого».

Первая и вторая составная часть – терпение и силы (труды). Люди понимают, что это нужно. А вот про третью часть забывают. Между тем, по Антонию Великому, без рассуждения даже лучшие добродетели бессильны.

Мы говорили о храбрости, но, если человек не понимает, что в один момент надо быть сдержанным, аккуратным, решив проявить себя храбрецом, а в другой момент, вместо того чтобы проявить храбрость, отступает и не высовывается, он оказывается в проигрыше повсюду. Надо работать головой и делиться опытом друг с другом: со священством, старшими членами семьи, с людьми, которым доверяете.

– Как радоваться текущим моментам жизни, осознавая, что у тебя множество внутренних проблем и нет возможности уже длительный период времени их решать –в силу обстоятельств?

– Мы только что вспомнили: «Дай мне терпение и смирение перенести то, что от меня не зависит». Я хочу стать музыкантом. У меня такая мечта. Но нет слуха. Я не отличу «ми» от «ля». Это не зависит от меня. Как тут действовать? Принять решение: вместо того чтобы стать музыкантом, я лучше стану футболистом, поскольку у меня хорошо работает грудь, отличное дыхание и крепкие ноги. Вот, пожалуйста, я поменял свои жизненные планы, опираясь на рассудок и советы близких. Вместо того чтобы играть на скрипке, стал играть мячом, так получается гораздо лучше.

Это иллюстрация того, что происходит практически с любым человеком на ежедневной основе.

– Возможно ли после воскрешения в телах, когда человек опять станет полноценным (речь идет о времени Второго Пришествия Спасителя), побывав в аду, принести покаяние и тем самым спасти себя от вечных мук?

– Вопросы, которые переходят грань не только твоей личной смерти, но и иного бытия всего мира, в дыму.

– Таинственное всегда мучило умы людей

– Здесь требуется смирение и осторожность. Мы не знаем, и у нас нет способности узнать. Наша познавательная способность имеет границы. Мы должны эти границы обнаруживать. Человек может разбиться, если он допускает спекуляции, рассуждения без оснований о вопросах, которые касаются личного бытия, личной нравственной основы. Если неправильно воспримем воздаяние, ад, рай, мы уклонимся от трезвого церковного взгляда, могут быть большие неприятности. Поэтому, друзья, если возникают подобные вопросы, надо признать, что ответов на них нет. Мы должны жить, следуя Христу, Его заповедям, Церкви, сохраняя церковное направление как компас, и надеяться на милосердие Божие, делая все, что от нас зависит.

– Возможно ли повторное крещение, если человек изменил имя по всем документам?

– Повторное крещение невозможно: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Бывает, что крещение по какой-то причине признается недействительным. Выясняется, что крещения не было. Человек думал, что оно есть, а его не было. Это могло быть в традиционных условиях, когда дети, к сожалению, часто умирали. В опасности смерти крещение выполнялось кем придется: повивальной бабушкой, например.

Если, слава Богу, ребенок остался жив, священник выясняет, что произошло. Если, исследовав вопрос, он приходит к выводу, что крещение не состоялось, то он крестит ребенка, но не второй раз, а первый. Есть формулировка, что мирянин может крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Но это на совести священника. Если признают, что крещение было, остается только помазать миром, продолжить чин крещения.

Может быть другая картина, когда в еретическом сообществе, в секте был произведен обряд. Человек вырвался из нее с трудом, приходит в церковь, просит, чтобы его крестили. Священник разумно не говорит, что крещение было. Он, расспросив приходящего, признает, что крещение не состоялось, и выполнит чин крещения.

Часто бывают случаи, когда в православие обращаются люди из других инославных конфессий. Именно инославных христианских: римокатоликов. Я помню конкретную ситуацию, когда пришел немолодой человек, ему за сорок было. (Кстати, и актер Депардье потребовал, чтобы его крестили.) Его звали Майкл. Он из римско-католической семьи. Долго вел нехристианский образ жизни. Затем с Божьей помощью обратился в православие и сказал: «Я прошу Вас меня крестить». Значит, совесть человека отказывается принимать обряд, который был до этого крещения.

В разных Поместных Церквах существует разный чин приема римокатолика в православие. Русские не крестятся второй раз: принимают чин крещения католический как состоявшийся. А греки не принимают.

В любом случае тот, кто крестит, исходит из несостоявшегося чина крещения. Но я напоминаю, что крещение одно.

– Отец Макарий, спасибо Вам за беседу.

– Господь вас благословит.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​