Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

13 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

– Сегодня будем отвечать на разные вопросы наших телезрителей, которые они нам присылают. Первый такой вопрос: «Как не впасть в уныние от осознания своей греховности?»

– Хороший вопрос, с правильной акцентуацией, монашеской. Дело в том, что в уныние человек впадает только тогда, когда не чувствует особенной духовной поддержки, когда чувствует духовную пустоту и не видит ориентиров. Как потерявшийся навигатор, который ищет маршрут, если он находится в тоннеле, в горах, когда нет передающей системы, задающей ему правильный вектор. И у человека бывает такая ситуация, когда внутренний «духовный навигатор» не видит, куда идти. Поэтому нужно прежде всего выходить на связь с Богом, со святыми, которые предстательствуют перед Престолом Божиим, находить прежде всего утешение и правильный путь на страницах Священного Писания, Предания, в святоотеческих поучениях. Мы русские люди, и нам очень большую духовную пользу приносит Игнатий (Брянчанинов). Его надо читать, изучать и использовать в своей жизни его труды.

– Иногда сложно читать святителя Игнатия, сложный язык.

– Надо привыкнуть. Допустим, дети не любят черную икру, но мы знаем, что это  деликатес. И когда человек его пробует, он получает удовольствие. Так и здесь: труды Игнатия (Брянчанинова), его поучения, его письма – это духовная черная икра, которая является очень важным питательным средством для души человека. Поэтому мы должны помнить, что без этих духовных поучений, без духовных наставлений мы не сможем никоим образом встать на правильный путь и найти связь с Богом.

– Такой вопрос: «Знаю, что сплетники будут гореть в аду. Какие обсуждения можно называть сплетнями, а какие просто являются возможностью учиться на чужих ошибках? Обсуждать, не осуждая чужую жизнь…»

– Должно быть определенное состояние человека, чтобы уметь неправильно оболгать своего брата, сестру во Христе, своего ближнего с какой-то определенной целью. Здесь может быть несколько причин. Бывает духовная причина, когда человек делает это от незнания того, что последует потом. Священное Писание нам ясно говорит, что за каждое слово человек либо оправдан будет, либо осужден.

Есть и душевная причина: не все люди, к сожалению, являются абсолютно здоровыми. Есть люди, которые болеют какой-то умственной болезнью. И это состояние сопровождается перемыванием косточек, изложением неправильных фактов, желанием сказать лживую информацию, передать ее. Ограниченность, некая психическая закомплексованность, какие-то психические расстройства личности – это все может приводить к тому, что нормальный человек воспринимает как душевную, духовную травму. Но он воспринимает ее только тогда, когда ее принимает.

Умный, духовный человек должен прежде всего задаться вопросом: почему это происходит и кто это делает? Если ты расставишь все по местам, по полочкам разложишь психическую, психологическую составляющую, то поймешь, что здесь что-то неправильно вообще и с той стороны, и с моей стороны, потому что я воспринимаю это. И если я обесцениваю это явление (сплетни, информацию, факты), не принимаю это, следовательно, и не переживаю, не знаю о них ничего и живу спокойно. А какова загробная участь таких людей? Я думаю, как и у всех грешников, если они не покаются вовремя.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно святые отцы достигали полноты бесстрастия в жизни? Некоторые говорят, что полноты бесстрастия достичь невозможно, потому что она возможна только у Христа и Богородицы, больше никакому святому не дана, потому что все грешили при жизни, кроме Матери Божией и Иисуса Христа. Как достичь полноты покаяния на том духовном уровне, на котором ты находишься? То есть как полноценно смириться перед Богом через покаяние? И как достичь святости? Господь через апостола Павла говорит: "Если можешь, не женись". Что девственнику нужно для достижения полноты святости кроме монашеского послушания и жития? И еще. Я как-то звонил в эфир, был другой ведущий, я сказал, что я апостол во Христе. Батюшка усомнился и ответил: "Кто Вам такой духовный статус дал?" Но Господь все знает, Его никогда не обманешь, Он все чувствует, если ты апостол во Христе. Аминь».

– Начнем про апостольское служение. Мы знаем, что были особые посланники, люди, получившие такой дар Божий, который должен был осуществиться через особое служение Господу Иисусу Христу, Богу нашему. Они ходили и учили, то есть это учителя. Они имели право поставлять епископов для образуемых Церквей и переходили с места на место, образовывая Церкви, чтобы проповедь Христова не имела границ и охватила весь мир.

Мы знаем, что есть равноапостольное служение. Время апостольского служения было в первые века христианства, а потом у Церкви появился особый чин равноапостольного служения. То есть это люди, которые находятся в священном сане, как правило. Допустим, Николай Японский. У него было равноапостольное служение, он говорил проповедь о Христе в особом месте, среди особого народа – японцев, просвещал светом Христовой истины. Поэтому здесь служение апостольское. Но мы говорить об апостольстве не можем, потому что это неправильно.

– Неприлично; надо быть скромнее.

– Да, потому что мы же должны хронометрически это все обосновать.

– Лучше пусть тебя признают апостолом спустя какое-то время...

– Да. А здесь, когда Христос их посылает, они себя признают апостолами и называют себя апостолами Христовыми. Они себя так называют потому, что они знали и свое призвание, и свой чин, которым наделил их Господь Иисус Христос, посылая в мир на проповедь.

– Второй вопрос у нас о бесстрастии. Можно ли его достичь?

– Можно достичь бесстрастия. Но если человек живет в миру, среди близких, родственников, если он не находится в пустыне, или на Афоне, или в монастыре, с какой целью он хочет достичь этого бесстрастия? Если ты достигнешь бесстрастия в миру, то, получается,  здесь будет конфликт интересов с родственниками, с близкими, если есть жена, дети, братья и сестры, отец и мать.

– Бесстрастия достичь невозможно вообще?

– Получается, что оно и не нужно здесь. Бесстрастие должно быть ко греху. А святые отцы все-таки достигали полного бесстрастия во всем. Например, мать  Симеона Столпника приходила к его столбу, где он молился, она даже умерла возле ограды, которая ограждала этот столб. Мать молилась, она взывала к сыну, смотрела на его святой подвиг и умерла. Он видел, знал, что она там находится, однако он Бога возлюбил больше, чем даже собственную мать. Это бесстрастие по отношению к близкому.

Сейчас, наверное, степень такого подвига многие не поняли бы, даже среди духовенства, даже среди лиц, которые посвящают свою жизнь Богу. Для них это было бы не очень приемлемо. Потому что все-таки у нас немного другие правила общежития, жизни, отношений с близкими.

– Еще был вопрос: можно ли стяжать святость девственнику без монашества?

– Апостол Павел, конечно, говорит, что девство – это высшая степень (или ступень) святости жизни человека, но жизнь должна быть чистой, бесстрастной. И опять-таки какая цель? Ради Царствия Небесного? Значит, должно быть особенное место – в монастыре (в сегодняшних реалиях). Быть девственником в миру тоже можно, но если ты хочешь быть девственником и всех дразнить, чтобы все об этом знали, в чем тогда твой подвиг?

Действительно, когда ходишь по кладбищу Донского монастыря, много можно увидеть надгробий, где указано: девица такая-то. Смотришь, сколько лет она прожила; есть те, что в молодом возрасте скончались, а есть девицы, которые прожили довольно внушительную сумму лет, и они посчитали нужным, чтобы на их надгробии было написано, что они прожили в девичестве. То есть это тоже особенный вид святости, христианской жизни, который для человека представляет определенную духовную ценность. И такой человек уверен, что эту жертву принесет Богу для того, чтобы попасть в Царствие Небесное. Потому что Господь любит людей чистых, которые если и были во грехе, то избавились от него. И если они идут по пути святости, служения Ему, то чтобы они шли этим путем и достигали Царствия Божия с Его помощью и Его благословением.

– К нам пришел вопрос про суррогатное материнство: почему мы все-таки выступаем против такого явления?

– Потому, что это обман в своей сути. Здесь эксплуатируются основы христианской жизни человека, потому что человека рассматривают как биологический объект, а не как творение Божие: для того, чтобы поставить эксперимент. А это именно эксперименты. Сначала ученые все делали на животных. То есть на животных эксперимент получился, начали потом экспериментировать на человеке. В душе человека тоже есть животная сторона, животное начало. Но там есть и высшее состояние души – это состояние духа.

Есть дух, душа и тело. И здесь происходит эксплуатация души и тела. Для чего? Для того, чтобы нарушить заповеди Божии. Потому что суррогатное материнство вступает в конфликт со Священным Писанием, с прямым указанием Бога на то, что это есть грех, что это является неприемлемым. Здесь заложена какая-то бомба замедленного действия, что-то произойдет в генетическом коде и будет иметь определенные последствия. И Церковь должна об этом заявлять, потому что мы лезем именно в систему, которую еще не осознали.

И когда приходят к этому явлению, абортируется очень много оплодотворенных клеток-эмбрионов, выбирают лучшие, как кажется врачу, который это делает. Допустим, из десяти выбирается один-три, а остальные уничтожаются. То есть зародилась человеческая жизнь (эмбрион – это живой человеческий организм, который формируется в определенной стадии), но она убивается. Здесь очень много такого, что идет вразрез со Священным Писанием: человек вступает в конфликт с Самим Богом, Самим Творцом. Поэтому Церковь твердо стоит на позиции несогласия с тем, что происходит. Церковь предупреждает людей, что это нарушение заповеди Божией, Церковь никогда не поддержит это явление, потому что задача Церкви – предупредить и, как говорит Святейший Патриарх, даже вопреки сильным мира сего, сказать правду.

И вот Церковь говорит правду. Мы помним, какие разгорались баталии, и один из ведущих Первого канала очень рьяно отстаивал позицию того, что суррогатное материнство якобы благословлено в Ветхом Завете, хотя он, видимо, читал его поверхностно и не изучал толкования святых отцов. Очень много людей, которые занимаются шоу-бизнесом и активно позиционируют рождение детей от суррогатных матерей, тем самым погружают доверчивые сердца в бездну греха и беззакония. То есть очень много людей начинают думать, что это нормально, что Церковь отстает от времени, от науки и находится в стагнированном состоянии. Но Церковь, наоборот, говорит о том, что будет очень много искушений, болезней, вопросов, которые нужно будет решать. И она предупреждает об этом с материнской заботой, с твердым упованием на то, что люди все-таки осознают, что лучше жить по заповедям Божиим.

– Следующий вопрос: «В современном мире, особенно в мегаполисах, работать приходится, нарушая заповеди. Много лет работаю в финансовой сфере, и всегда, чтобы обеспечить семью и чтобы не уволили, приходится обманывать клиентов. Очень терзает совесть. Как быть?»

– В письмах Иоанна Кронштадтского таких эпизодов и примеров очень много. Иоанн Кронштадтский некоторым говорил уходить с этой работы, потому что она неполезна, а некоторым говорил работать, если последствия не настолько критичны. Поэтому здесь надо обратиться к духовнику. Чем человек занимается, мы не знаем, мы слышим вопрос только в общих фразах. А если человек работает, например, в Пенсионном фонде или там, где большие суммы и много людей и люди просто выпадают из выборки, недополучают большие суммы денег и живут впроголодь, то как Церковь может благословить это? А если три копейки недочета и никто не пострадал, то это совсем другая ситуация. Поэтому надо более конкретно этот вопрос изучать. Духовник, к которому обратится этот человек, подскажет, как правильно сделать. Но лучше не обманывать, потому что обман всегда всплывает в самом неподходящем месте, в самый неподходящий момент.

– Тем более все происходит осознанно. Человек уже в каком-то тупике.

– Но если совесть мучает, то лучше поменять работу и быть честным.

– Наверное, в этом случае можно помолиться: «Господи, дай мне другую работу».

– Приведу, может, очень жестокое сравнение. Люди, которые работали в гестапо, в лагерях, выполняли такую работу – задвижку включали-выключали, а там кто-то сгорал и мучился. А он всего лишь задвижку включал, но он же знал, что он делает. Поэтому здесь важно, чтобы все-таки совесть была чистой. Лучше уйти.

– Вопрос телезрителя: «В церковь хожу, причащаюсь. Стараюсь читать Иисусову молитву, и бывает, через бурные, хульные помыслы бес нападает аж как бы на плоть. Я слышал, что, наоборот, тогда надо читать и читать молитву, не прекращать, а вопиять: "Господи, помилуй, помилуй". Как быть с этими нападками?»

– Действительно, очень правильный и практически значимый вопрос. На многих людей нападает такая духовная брань, когда люди молятся. Что здесь делать? Чем больше напрягаешься по этому поводу, хочешь избавиться от этих мыслей, тем они сильнее навязываются. Можно поступить так: отвлечься на икону, на письмо, на живопись, чтобы эти циклические процессы, которые происходят в голове, ослабились и изменились.

Человек переключился на что-то другое, но не менее святое, допустим, рассматривает храмовую живопись. Это ведь тоже полезно для души человека. Можно прислушаться к пению, к тому, что поет хор. Посмотреть на узоры иконостаса. Может быть, рядом есть мощи каких-то святых, можно приложиться к ним. Может, помолиться тому святому, который рядом с тобой находится. То есть отвлечься, чтобы не было этого порочного круга в голове, и таким образом избавиться от назойливой мысли, которая носит иногда черный характер.

Такое бывает у многих людей, которые молятся, я сам с этим знаком. Духи злобы поднебесной тоже волнуются от того, что человек заряжается этой благодатью, святостью, становится облагодетельствованный Богом после молитвы. Понятно, что термин «заряжается» неправильный, но если с греческого «энергос» – это «благодать», «заряд», то в этом смысле термин будет правильным. Но у нас в русском православном богословии говорят: «облагодетельствованный Богом». Поэтому мы должны прежде всего помнить, что мы, люди, имеем слабости, это надо учитывать, просто менять молитвенную позу: где-то сделать земной поклон, где-то обратиться к созерцанию, где-то обратиться к тексту, где-то помолиться в уме. Тогда будет проще.

– Вопрос телезрителя: «Как общаться с молодым настоятелем? Мне пятьдесят –

и батюшка мне в сыновья годится».

– Действительно, проблема. Каждая бабушка думает, что батюшка – ее сыночек: надо его поучить, наставить, подсказать что-то, потому что он жизнь не прожил и много чего не знает.

– Справедливо в каких-то случаях.

– Мы должны относиться к настоятелю как к линейке, которая помогает прочертить в нашей жизни прямую линию, ведущую к Богу. Не важно, старая линейка или молодая – главное, чтобы она была ровная, исправляла кривизну нашей греховной жизни.

Если настоятель все делает по уставу, требует от человека, чтобы тот бросил пить, курить, грешить, то нужно следовать его духовным советам. Ни в коем случае нельзя выступать в роли матери для молодого батюшки, потому что мы духовные чада и должны знать свое место.

Мы относимся к духовному словесному стаду. Не будет же трехлетняя овечка (по человеческим меркам ей 53 года) учить 15-летнего пастуха, как правильно что-то делать. Каждый должен заниматься своим делом. Овечка должна слушаться пастыря, чтобы ее не украл волк, чтобы не упасть с обрыва, не утонуть. А пастырь должен проявлять любовь к пасомым, чтобы они не пострадали физически и чтобы был приплод (духовное состояние человека).

Совет такой: не нужно все мерить возрастом. Борода не делает человека профессором.

– И очки.

– Да. И белый халат. Бывает, человек имеет большой жизненный опыт, а делает глупые ошибки. Иногда ребенок, который ходит в храм Божий, больше знает, умеет, имеет больше надежды. Надо не батюшку учить, а самим поучиться у детей, как быть послушными и заработать себе дорогу в Царство Небесное.

– Что делать, если молодой священник не может дать ответ на какие-то вопросы, а другого священника рядом нет (удаленный населенный пункт или маленький город)?

– Священник не является справочным бюро. Если архиерей поставил священника на приход, то понятно, что он не тракториста рукоположил. Кандидат должен иметь богословское образование (это училище, семинария, академия). У священника может быть еще и гражданское образование.

Каждый канонический священник, поставленный архиереем, может дать правильный духовный совет, отвечая на вопросы: как спастись? Как соблюдать свою душу в чистоте? Я думаю, что неуместно спрашивать его: «Лучше хранить деньги в евро или долларах?» Это не священник решает.

Не со всяким житейским вопросом можно прийти к священнику. Некоторые проблемы человек должен решать сам. Винить священника в том, что он, по причине своего молодого возраста, не ответил на какой-то вопрос (например, как обращаться с тем или иным субъектом или объектом), неправильно. Может быть, это не входит в его компетенцию.

Но если к священнику приходят с вопросом как к духовному пастырю, то он обязательно поможет.

– Вопрос: «Мне 15 лет. У меня бывают нервные срывы и агрессия. Подскажите, пожалуйста, как это преодолеть».

– Это мальчик или девочка?

– К сожалению, не могу сказать: непонятно.

– Это переходный возраст. Идет перестройка организма: эмоциональная, душевная, гормональная. Надо научиться держать свои эмоции под контролем, чтобы голова была холодная, сердце – горячее. Больше читать. Прилагай усилия к тому, чтобы ты был занят: изучай языки, культуру, готовься к поступлению в институт, занимайся спортом.

Агрессия – признак повышенного тестостерона. Это можно компенсировать прогулками, пробежками, физическими упражнениями (ходить в спортзал, заниматься в какой-то секции).

– Вопрос: «Можно ли, побывав на службе, сказать, что стал святым? Можно христианину постоянно говорить “я”? Это же грех – хвастовство, верно?»

– Если цель – погордиться, то это хвастовство. Но если человек употребляет местоимение «я» в таких выражениях, как «я сходил туда-то», «я сделал то-то», он же не хвастается. Сделал – слава Богу!

Насчет святости. Если человек поработал над своей душой, исповедовал грехи, причастился, то он освятился, просветился, обожился. Конечно, некоторая степень святости при этом есть. Если ты не впадаешь в прегрешения, решаешь избавиться от греховного жития, хочешь стать на праведный путь, то освящаешься. Сам Бог в этом помогает.

Заявлять об этом, я думаю, неправильно, а знать, что находишься в таком состоянии, и духовно радоваться, может быть, можно.

– Вопрос: «Как православному человеку относиться к лютеранину? Можно ли совершать с ним общую молитву перед трапезой, вступать в брак?»

– В царской России этот вопрос решался положительно, если была договоренность, что дети, которые родятся в таком браке, будут крещены в православие. Но сейчас надо смотреть, какого толка этот лютеранин, к какой Лютеранской Церкви относится.

– Вопрос: «Скажите, пожалуйста, как научиться любить людей, в том числе и врагов? Или хотя бы не желать им зла?»

– Легче научиться не желать зла. А чтобы любить, нужно жертвовать, быть всем слугой, учиться поступкам Самого Господа Иисуса Христа. Любовь – это дар Божий, который надо вымаливать, просить, чтобы Господь сподобил человека быть в определенном духовном состоянии.

Если ты хочешь проявлять любовь от своей греховной души, то такая и любовь будет: ущербная, недолгая, наигранная, неестественная. Она должна проистекать от духовно любящего сердца. Это возможно только в том случае, если живешь по Божественным правилам, которые направляют на жертвенное служение.

Готов ли человек жертвовать собой – это вопрос.

– Вопрос: «Почему вера в Бога требует от меня идти на жертвы и противостоять естеству?»

– Жертва – это культура. Человек начинает себя окультуривать, повышать свой энергетический благодатный уровень. Если ты не хочешь читать, тогда и алфавита не знаешь, не владеешь информацией. А ты мучаешь себя: учишь алфавит, буквы, слова, читаешь текст, понимаешь его, анализируешь, интерпретируешь. Ты становишься творцом. Происходит процесс затраты энергии.

Когда человек лежит и ничего не делает, он деградирует. Для Бога и общества он бесполезен. Необходимо прикладывать определенные усилия, потому что Царствие Небесное нудится. Надо себя понуждать, ограничивать, ставить в определенные рамки для того, чтобы достигнуть поставленной цели – Царствия Небесного.

– Вопрос: «Нормально ли постоянно сомневаться в правильности своих слов, поступков и мыслей?»

– На первых порах, может быть, это и нормально. Но все время сомневаться, я думаю, не стоит. Когда человек живет по правилам, по законам Божественной любви, творя добро, он не боится сказать то, что думает. А если человек постоянно меняет маски и путает, в какой день какую из них надеть, то должен проверять себя, чтобы не сказали, что он лицемер.

– В одной из бесед на тезис «чем больше делаешь добра, тем больше получаешь зла» был ответ, что мы вправе выбирать свое окружение. А как быть с родственниками?

– Есть близкие и дальние родственники. Нужно выстраивать определенную иерархию по отношению к человеческим ценностям. Священное Писание требует от нас уважать родственников, молиться за них, особенно за родителей. Но бывает, что нет взаимопонимания. В этом случае мы молимся, общаемся, не надоедая друг другу. В определенные моменты соприкасаемся, дарим друг другу любовь, но каждый живет своей жизнью. Нельзя допускать насилия над личностью.

Любовь должна быть чистой, проистекающей от сердца. Если человек навязывает кому-то любовь, наклеивает на лицо улыбку, а на сердце у него – камень, то это со временем разъединяет людей. Должна быть искренность, сердечное расположение друг к другу.

– Вопрос: «Меня пригласили на день рождения, но я хочу причаститься в этот день. Понимаю, что от чего-то должна отказаться. Если честно, идти к этому человеку мне не хочется. О своей духовной жизни я с ним не говорю. Как правильно поступить, чтобы никого не обидеть?»

– Она сказала, что не хочет идти.

– Но дописывает, что обижать человека тоже не хочет.

– Прямой ответ не дашь, потому что не знаешь всех нюансов. Если празднование дня рождения приведет ко греху, который ты потом должна будешь долгое время замаливать, то лучше избежать этого, сославшись на головную боль. Тут даже и лгать не надо: при хорошем поиске всегда можно найти причину.

Если я, священник, приглашен на день рождения, а назавтра мне нужно служить, то говорю: «Извините, я помолюсь за Вас. Мы встретимся и отметим это в другой день, потому что я завтра служу». Если для мирянина Христос важнее и он хочет получить духовное утешение, то надо пойти в храм Божий, сказав пригласившему: «Сегодня не могу. Давай отметим в другое время».

– Вопрос: «Иисус – имя. Что означает “Христос”?»

– «Помазанник Божий».

– «Это осознание Его величия в нашем и Божественном мирах?»

– Можно и так сказать. Иисус Христос – это целая система ценностей, особенный мир, Сам Господь Бог, Который пришел спасти человечество.

– Вопрос: «Для чего батюшкам борода?»

– Это православная традиция. У нас есть батюшки и без бороды: у кого-то она не растет.

Борода является свидетельством духовного состояния. В Ветхом Завете наличие бороды подчеркивало мужественность, духовность. Ношение бороды связано с историей. Когда мужчины не имели инструмента для бритья, они отращивали бороду. Это естественное состояние.

Священник не заморачивается на то, чтобы внешне походить на юношу, потому что у него есть более важные цели.

– К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Мы благодарим телезрителей, которые прислали нам вопросы. Батюшка, благодарим Вас за ответы.

– Спаси Господи!

– Я прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с добрым словом.

– Дорогие друзья! Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​