Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

13 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии (Калужская область) священник Владислав Береговой. 

– Сегодня у нас ответы на вопросы. Вопрос такой: «Я хотела помочь одной семье и отправила посылку с гуманитарной помощью. Муж говорит, что я занимаюсь ерундой, что скорее всего это обман. Все равно отправила посылку, чувствую, что должна была так поступить. А должен ли верующий человек в такой ситуации сомневаться и требовать доказательств нужды просящего?»

– Да, и еще раз да. Об этом свидетельствует памятник раннехристианской письменности «Учение двенадцати апостолов», в котором говорится: «Да запотеет милостыня в руке твоей». О чем речь? Перед тем как что-то кому-либо отдать, надо проверить: это мошенники, которых сейчас пруд пруди, или действительно нуждающиеся?

Будет некоторой оплошностью оценивать степень нуждающегося человека: настолько ли сильно он нуждается, чтобы ему помогать? Смотрю, сгорел не весь дом, а полдома, и дом был хороший; может быть, родственники помогут – ладно, помогу кому-нибудь другому. Если видишь, что действительно беда, тут можно без раздумий помогать. Тем более речь идет даже не о деньгах, а о вещах.

На самом деле мошенники просят не вещи, а деньги. Старые кроватки, коляски, одежда им совершенно не нужны. Есть огромное количество проверенных фондов, при каждой епархии  социальные отделы,  специальные комиссии, при них – специальные помещения, в которых работают специально обученные люди. Они принимают одежду, сортируют ее, развешивают по размерам и объявляют прихожанам (тем семьям, которые находятся на иждивении социального отдела или конкретного храма): «Приходите, у нас новые поставки. Помните, Вы говорили, что нужны зимние шапочки, куртки, лыжи? Нам как раз привезли». Обычно так это осуществляется. Я сам такой отдел возглавляю, поэтому в теме.

Хочу предложить всем поделиться своими старыми игрушками, детской одеждой, которая замечательно выглядит, но из которой уже выросли. Узнавайте адреса социальных отделов вашей епархии и привозите вещи туда или просто пересылайте по почте. Мне постоянно что-то шлют, я хожу на почту, забираю и распределяю уже по тем семьям, которые находятся на попечении нашего отдела.

– В соцсетях я видел, как Вы организовывали сбор денег, потом эти деньги передавали. Там внушительные суммы. Расскажите об этом.

– Да. Обычно ко мне обращаются из социального отдела Калужской митрополии и говорят, что к ним обратилась, допустим, семья погорельцев, у которых сгорел дом, просят помочь. Им выделили определенную сумму, но просят меня обратиться к моим подписчикам, чтобы те тоже что-нибудь прислали. То есть я выкладываю просьбу о помощи в соцсетях (в основном в  Instagram), люди присылают деньги, я их снимаю, отвожу в социальный отдел. Там делают сертификат с печатью социального отдела и подписью епархиального владыки. Потом торжественно вручаем сертификат, эти деньги и видим глаза тех людей, которые совсем не ожидали, что можно собрать такие внушительные суммы. Как правило, именно такие, на которые они и не рассчитывали, но которые были нужны для завершения строительства сгоревшего дома.

Или собираем что-то на нужды детских домов, для детей с особенностями развития. Постоянно приходится помогать разным структурам, в том числе детским домам. Удивительно:  думаешь, что пришлют тысяч десять (вряд ли больше, на храмы обычно меньше жертвуют), а присылают триста тысяч. Именно столько надо было для завершения строительных работ.

– Слава Богу, мир не без добрых людей.

– Причем жертвуют немного: от ста до пятисот рублей; нет таких людей, которые всю сумму дают. То есть простые люди дают понемногу, но поскольку их много (500 или 600 человек), получается необходимая сумма, достаточно внушительная. Человек жертвует чуть-чуть, но все равно является участником одного большого дела. Гора, которая кажется неподъемной, которую невозможно сдвинуть, сдвигается – и совершаются чудеса. И людям приятно чувствовать себя соучастниками большого дела. Когда ты сегодня пожертвовал, а послезавтра тебе уже дают отчет о том, что сумма собрана и уже начинаются строительные работы дома для погорельцев или покупают какие-то вещи многодетным семьям, то это воодушевляет.

Ведь смысл жизни не только в том, чтобы благополучную загробную участь себе заслужить, а в том, чтобы превращать в рай жизнь других людей. Тогда ты действительно приобщаешься к пониманию того, что есть жизнь настоящая, с избытком, понимаешь, в чем ее смысл. Господь заложил это в нашу природу, и когда мы будем что-то отдавать (сначала через «не хочу», «не могу»), Он будет давать нам преизбыточествующую благодать. Ты помог на рубль, а тебе Господь поможет на сто рублей. Чувство полноты жизни, счастья воодушевляет, и дальше человек, видя этот опыт, понимая, что его жизнь была совсем тускла и бессмысленна, начинает помогать все больше и больше.

Если нет денег – есть волонтерство, помощь физическая, психологическая. Каждый человек может помочь сотням, тысячам других людей. Человек сидит и думает: «Я никому не нужен, никто меня не любит, жизнь не имеет смысла, талантов у меня нет». Все необходимое у вас есть, друзья мои. Просто отдайте это другим, а не думайте, как бы послужить только себе самому. Потихонечку получится восполнить все недостатки своей земной жизни, решить какие-то психологические сложности.

– Следующий вопрос: «У меня периодически приступы панической атаки, связанные с темой смерти. Ситуация такая: отец активно занимается оккультизмом. Скажите, может ли это влиять на меня? Как правильно молиться за папу и что мне делать?»

– Здесь большой комплекс проблем, которые необходимо решать и со священником, и с клиническим психологом. Потому что Церковь действует благодатью через Причастие, через таинства, через объяснение того, как жить во Христе, чтобы не было в том числе психологических проблем. С другой стороны, если ты уже вошел в ту комнату, ключ от которой находится у соответствующего специалиста, то надо этим воспользоваться. Найдите православного психолога, который знает, как вести себя в первые несколько минут при наступлении панической атаки, чтобы не перейти в депрессивное состояние, а оно уже лечится не только психологами, но и таблетками. Это сложнее и влияет на организм очень деструктивно. Поэтому обратитесь к специалисту.

Действительно, надо сепарироваться от родственников, поступки которых считаешь частью собственной жизни. Если родители ведут себя совершенно деструктивно, то это не значит, что ты виноват в этом. Вы можете на это как-то повлиять? Нет. Всё – оставьте это дело. Сами будьте со Христом, будьте праведником. Негативная, безбожная жизнь родителей на Вашу личную жизнь не влияет, Вы не несете ответственность за их грех. Тем не менее как-то психологически постарайтесь от этого сепарироваться.

– Следующий вопрос: «В вашей передаче услышал от священника, что Бог забирает человека в двух случаях: либо перед падением души, либо на пике его душевного развития. Имеет ли место такое суждение?»

– Это два случая. А нас семь миллиардов на планете. Нельзя подвести всех под общий знаменатель, у каждого своя история. Часто Господь хотел бы дать тебе сто лет жизни, но ты решил купить новый автомобиль, нарушить правила и проехаться на скорости сто сорок километров в час вместо шестидесяти положенных. Перевернулся, съехал в кювет, умер. Что – Господь хотел тебя забрать? Нет, ты просто нарушил правила дорожного движения, нарушил правила жизни в обществе. Ты, по сути, искусил Господа Бога твоего напрасно. Господу приходится перенастраивать навигатор жизни твоих детей, жены, родителей, они теперь пойдут по другому пути. Ты просто своим бахвальством, своим безумием, надеждой непонятно на что (на резину, или на надежность автомобиля, или на авось) лишился всего. Господь говорит: «Не искушай Господа Бога твоего напрасно». С того крыла храма, на которое возвел дьявол Иисуса во время искушения, можно было спуститься по лестнице. А дьявол предлагает легкий вариант: давай спустись чудотворным образом и заодно больше людей к Себе привлечешь. Нет, Господь говорит: «Я спускаюсь по лестнице».

Мы часто просто играем  нашей жизнью и рискуем бессмысленно. Поэтому я согласен с этим батюшкой, что есть два самых распространенных убеждения. Человек как свежее яблочко: сорвешь раньше – оно зеленое, невкусное; сорвешь позже – будет с гнильцой. Господь срывает яблочко нашей жизни вовремя. Но здесь есть некоторый вкус кальвинизма и ислама, что все предопределено. Господь ничего не предопределяет. Ты сам формируешь свою жизнь. Господь просто, находясь вне времени, знает, что ты выберешь, но не предопределяет твой выбор. То есть во многом ответственность лежит на нас: что мы едим, чем дышим, где работаем, какой у нас образ жизни (двигаемся или на диване лежим). Господь во многом милосердно к нам относится, мы сами своими неправильными поступками  уменьшаем время своей жизни.

Бывают, конечно, какие-то катастрофические состояния. Здесь уже можно войти в категории глубокого богословия (такие, как теодицея). Помните, у Господа спросили: «Получается, семнадцать человек, которые погибли в Иерусалиме после падения на них Силоамской башни, были грешнее всех?» А Господь страшную вещь сказал: о коллективной ответственности друг за друга. Чтобы люди покаялись.

Или Господь пользуется смертью других людей в педагогических целях, чтобы ты задумался о бренности всего сущего. Ты спешишь жить, любить, насладиться всем, что жизнь дает, а завтра умрешь. Может быть, стоит еще параллельно задумываться о более высоких вещах, не думать, что сегодня нагрешу, а завтра покаюсь. Завтра может не быть, «в чем застану, в том и сужу».

Часто смерть других людей происходит для того, чтобы ты жил. Это тяжело представить на самом деле. Читаешь, что где-то катастрофа, где-то кораблекрушение или самолет падает. Почему? Твоя вина тоже в этом есть. Ты должен сейчас проснуться от этого, а не просто сказать, какие ужасные новости, и забыть. Ты должен спешить творить добро. А вдруг завтра не успеешь его осуществить? Надо об этом думать.

– Следующий вопрос: «Все говорят, что обращаться к бабкам, знахарям плохо. Но ведь кроме мошенников бывают люди, действительно имеющие дар от Бога. Даже доктора, когда бессильны, иногда отправляют к таким бабкам».

Телезритель ссылается на Послание апостола Павла к Коринфянам: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих – учителями,  иным дал силы чудодейственные, также дар исцеления и вспоможения».

Может быть, телезритель предполагает, что и эти бабушки обладают каким-то даром, который Богу угоден? Как Вы думаете?

– На опасный путь встал наш вопрошающий, тем более пытаясь подтвердить свое мнение цитатами из Священного Писания, несколько вырванными из контекста. Это очень любят те, кто какими-то чудотворениями обладает: от тоталитарных сект до людей, к христианству не имеющих никакого отношения. Тут как дышло: куда повернешь, туда и вышло.

Давайте вспомним святых отцов, которые вдруг получали дар чудотворения. Первое, что они просили у Господа Бога, – отнять этот дар. Потому что понимали, что это приведет к обогащению, тщеславию, гордости, самолюбованию. Невозможно исцелить человека и при этом не подумать: «Какой я замечательный, Господь через меня исцеление передал». Понятно, что не я исцелил, а Господь, но все равно не через моего собрата исцелил, а через меня. Святые отцы падали на землю и говорили: «Не встану, Господи, пока не отымешь от меня этот дар, я не хочу погубить душу свою». Это правильный подход. Ведь считать, что Бог может исцелить тебя только через бабку, – это кощунство против Господа Бога.

Господь по вере нашей исцеляет нас и наших родных, как мы видим это в Писании, даже не подходя к ним или к нам близко. Точно так исцеляет и сейчас. Если бы мы верили Богу, то Господь и без акафистов, без икон, просто по нашей молитве даровал бы нам то, что мы хотим. Но нам хочется видимого чуда: как же Господь может исцелить без посредников? Где Он, а где я? То есть обязательно высшее существо с низшими должно общаться только через каких-то посредников. И появляются какие-то бабки, которые с иконами, свечами начинают тебе помогать.

Всегда, если будете внимательно смотреть, начинаются проблемы в вашей жизни и жизни ваших родных, которые вроде бы и не имели никакого отношения к этому. Ты вступаешь на путь взаимодействия с сатаной, и в результате все твои родственники от этого страдают, особенно тот, кто получает эту помощь. Я не знаю ни одной бабки, которая, получив какой-то дар чудотворения непонятно откуда, сказала бы: «Нет, я буду тихонечко сидеть, никто никогда об этом не узнает». И все бы затухло, это было бы правильно. Поэтому в конечном итоге большинство из них безоговорочно шарлатаны.

Но самые опасные из них те, кто действительно настолько возрос в гордости, самомнении, в убежденности, что он что-то умеет, что уже дьявольские силы ему помогают. Бог через бабок не помогает, пусть они и в храм ходят, и свечи ставят, пусть все у них в околоцерковном антураже, но бегите от таких.

– Но есть же Матрона Московская, Ксения Блаженная, еще очень много разных святых...

– Они давали объявления в газеты: «Исцелю, сниму порчу, сглаз»?

– Народная молва. Но есть же какие-то юродивые, наши современники: Алешенька, например. Не знаю, но слышал, что даже архиереи к нему ездили. К таким людям как относиться? Вроде бы, кажется, святой, а вроде и непонятно. Страшно ошибиться, а жизнь, бывает, приводит к таким людям.

– Это настолько опасно, что надо тысячу раз все перепроверить. Это еще серьезнее, чем с милостыней, потому что молва людская ни о чем не говорит. Может ошибаться и большинство, как мы это видим с отцом Иоанникием, с отцом Сергием, отцом Владимиром. Церковь кричит: «Друзья, нельзя туда ездить, это секта, вы духовно повредитесь». – «Нет, что вы понимаете…» И мнения каких-то отдельных священников или монахинь ставятся выше мнения Патриарха. Ориентироваться на людскую молву тоже опасно.

Должен быть духовный вкус, ты должен знать Евангелие, должен жить действительно в Духе Святом. Тогда будешь чувствовать, где благодать Божия, а где некоторые манипуляции, некоторая видимость ее присутствия, где секта внутри православия, а где действительно святой человек. Поэтому хорошо не просто у знакомых что-то поспрашивать, а узнать мнение архиерея. Потому что архиереи – самые умные и талантливые люди Церкви.

Хочешь узнать, ехать тебе к этому старцу или старице, позвони в епархиальное управление, в канцелярию. Все-таки секретари тоже знают мнение архиерея и могут его транслировать, если задается один и тот же вопрос. То есть он узнал у владыки, что отвечать, ездить к этому батюшке или не ездить, это святой праведник или в духовной прелести находящийся человек. И тебе ответят. Не забывайте и Господу помолиться перед тем, как ехать, узнайте, что старец не в прелести находящийся, не во вражде с Церковью. А могут сказать, что сана лишен, враждует с Церковью, служит, находясь в запрете.

Все равно, как правило, святые узнаются не при жизни, а по смерти; вдруг происходит эта рецепция, узнавание святости. Ведь канонизация – это не интронизация: давайте мы сейчас кого-нибудь выберем и назовем его святым. Это действительно запоздалое (за редким исключением) узнавание Церковью человека, который жил в Боге, в Духе Святом. Как, собственно, было с Матроной, блаженной Ксенией Петербургской. И предполагаются некоторые основные моменты: догматическая непогрешимость в словах, в вере; нравственная непогрешимость. Понятно, что нет человека без греха, но мы видим человека, стремящегося к святости разными, часто для нас непонятными методами. И какой-то период времени должен пройти, когда будет известно максимум информации.

В принципе, если все священники говорят не ходить к бабкам, то уж поверьте им. Вы же потом приходите к священникам и говорите, что начались какие-то беды: например, сердце перестало болеть, но почки отказали, с работы уволили, ребенок под машину попал. И так далее. Когда началось? Когда к бабке сходил. Теперь кайся, причащайся. И человека прямо крутит, выворачивает, то есть видно, что он, сходив к бабке, попал под бесовское влияние. Он и на службе даже стоять не может.

Человеку, совсем не склонному к мистицизму, подсказали сходить к бабке. Он сходил; может быть, кого-то приворожил, или испуг у ребенка снял, или от грыжи избавился. И ему кажется: ой, хорошо, замечательно... А потом понеслось: беда за бедой. И человек не понимает, откуда это все. А он, по сути, от Бога отрекся этим походом. Поэтому всех призываю: не заигрывайте с демонскими силами, которые подаются в красивой обертке.

– Следующий вопрос: «Я воцерковленный человек. Мои близкие – к сожалению, нет; они крещены, но в храм не ходят. Внучке исполнилось четыре месяца, давно пора крестить, но, увы, ни папа (мой сын), ни крестная не могут собраться на беседу. Я очень переживаю по этому поводу, но уповаю на Господа, молюсь. Могу ли я быть крестной своей внучке?»

– Да, вполне. Если родители не против крестить дочку, то можно. Бабушка – самый мудрый человек в семье...

– И второй вопрос: «Недавно была в Дивеево, душа лежит отправиться на трудничество в монастырь. Но сын говорит, что я бегу от проблем (так как я сейчас без работы, постоянно прошу у сына деньги). Может, так и есть, просто я это не осознаю. Помогаю им только молитвенно, молюсь за них. Права ли я? Или, может, еще не время, если я здорова и могу еще в миру пожить? Запуталась. Помогите, пожалуйста».

– Она не пишет, какой срок хочет трудничать?

– Нет, срок не указан. Может быть, с перспективой принять потом монашеский постриг?

– А возраст?

– Если внучке четыре месяца, примерно можно представить...

– Понятно. Сын хочет помощи бабушки, а бабушка хочет трудничать в монастыре, то есть уйти от серых ежедневных, нудных обязанностей бабушки в прекрасную желанную работу во славу Божию, Церкви и монастыря. Это вообще-то бегство от трудностей к желаемым сложностям. Рутинная помощь детям, сидение с внучкой, низкооплачиваемая и непрестижная работа – это почему-то удручает. А вот работа в монастыре! Что может быть лучше? Канавка, преподобный Серафим, Дивеево, матушки, цветочки, птички...

Это не благодать действует; это гордыня чаще всего, когда ты бежишь от семьи в комфортные, душевные условия. Поэтому хорошо, когда есть духовник, который оценивает состояние не с экрана телевизора, а вникает в мотивацию человека.

Понятно, что ты как бабушка вроде бы никому ничего не должна. Обязана ли бабушка сидеть с внуками, помогать, нести какое-то социальное служение, сидя в однокомнатной квартире и непонятно чего ожидая? Нет, не обязана. Но вдруг в твоей помощи нуждаются больше, чем тебе кажется? Поэтому хорошо бы все взвесить. Писание говорит словами апостола Павла: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

Я знаю бабушек, которые просто физически не могут помогать внукам. А в монастыре можно провести недели, месяцы, годы, потому что там психологически легче. Но это бегство, как ни крути. Не знаю, полезно ли с духовной точки зрения бежать от трудностей. Или все-таки надо преодолеть их, чтобы внутри твоего сердца что-то изменилось и ты действительно пришел к осуществлению Божией воли о тебе?

Божия воля простая – чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Для кого-то путь спасения в монастыре, а для кого-то – в семье. Какая-то бабушка будет молиться за весь мир в монастыре, и для нее это будет осуществлением воли Божией о ней, а для кого-то помощь одному человеку, одной семье тоже будет осуществлением воли Божией. Надо нащупать это. Бог не предопределил: вот тому-то жить в монастыре, а другому – в доме. Надо нащупать единство, синергию между своим решением и Божией правдой. Это очень непросто.

– Вопрос: «Может ли человек, находящийся в местах лишения свободы, заочно стать крестным отцом?»

Можно расширить этот вопрос: многие записывают в крестные тех людей, которых хочется записать, но которые на таинстве Крещения не присутствовали. Насколько важно присутствовать во время таинства?

– Я придерживаюсь золотой середины, как мне кажется: безоговорочно должен быть на таинстве однополый с ребенком крестный. В некоторых регионах Украины, например, есть даже вторая пара крестных или даже третья. Это, конечно, совершенно не нужно, но есть такие традиции, и их никто не ломает (допустим, в Западной Украине или в православных церквях Молдавии, Румынии). Но самый настоящий крестный – из первой пары, однополый с ребенком. Поэтому, если крестить девочку, крестная мать находится в храме, читает Символ веры, отрицается сатаны, сочетается Христу от имени ребенка. Тогда почему бы не взять вторым крестным человека, находящегося в местах лишения свободы? Другое дело, что священник на приходе может занимать принципиальную позицию по поводу заочных крестных и сказать нет. Но таких не так много.

– На самом деле можно внутри семьи договориться: если ты  хочешь быть так близок к этому ребенку, то молись за него, выполняй те же функции. Ну, не будешь ты называться крестным – что изменится?

– Что-то меняется во взаимоотношениях людей, которые скрепляются узами кумовства. Это второй институт после брака, который делает людей родными друг другу; это происходит на каком-то духовном уровне. Бывает, что твои дети какими-то свойствами характера, поведения похожи на крестных даже больше, чем на родителей. Какое-то духовное единство возникает между крестными родителями и их восприемниками. У меня трое детей, и я вижу это на собственном опыте. Смотришь на ребенка и понимаешь: вот сейчас он похож на Аню (так зовут нашу крестную). Удивительно!

– Они, наверное, много общаются?

– Нет, мы живем в разных странах. Дети видели крестных только один раз, когда они держали их на руках во время крещения. Но какое-то внутреннее единство присутствует. Сейчас люди, которые нас смотрят, задумаются: так, а что есть в моем ребенке от кума (кумы)?..

– Следующий вопрос: «Как перестать думать о том, что нагадала гадалка? Я покаялась в этом грехе, исповедовалась, полностью изменила жизнь и взгляды, но ее предсказание не выходит из головы».

– Это как в анекдоте про оранжевую обезьяну. Приходит мужичок в какое-то племя и говорит: «Я могу ваше золото увеличить в сто раз». Его спрашивают, что нужно для этого делать. Он говорит: «Все ваши украшения кладите в этот чан посредине». Все накидали украшения. – «Вот несколько капель воды – полейте». Они полили. Дальше он говорит: «Но есть одно условие: сейчас я буду читать специальное заклинание, а вы в этот момент ни в коем случае не должны думать об оранжевой обезьяне. Если кто-то подумает о ней, то чудо не случится, а я все заберу и уйду, потому что вы не будете иметь права пользоваться этим золотом». В итоге мужичок все собрал и ушел. И понятно, что никто за ним не погнался, – каждый подумал об оранжевой обезьяне.

Если будешь делать акцент на какой-то проблеме и думать, что теперь так и будет, то так и будет. Особенно если человек мнительный, доверчивый. Женщины более мнительны, чем мужчины. Искренне хочу пожелать человеку, который задал этот вопрос, не думать больше об этом. Не существует судьбы, не существует будущего, нет какой-то особой Божьей задумки о нас. Нет никакого фатализма, рока, детерминизма. Ты сам творишь свою судьбу. Ни одна бабка, ни сатана, ни дьявол не знают, что будет. Можно предугадать, предположить, но не знать. Если вам сказали, что будет так-то и так-то, – это чепуха, ложь. Будет так, как вы проживете свою жизнь. То, к чему вы будете стремиться, то и получится, если будет на то воля Божия. А все предсказания – обман. Не думайте об оранжевой обезьяне.

– А если это не гадалки? Например, очень пожилые старцы, архимандриты мне что-то говорили; и иногда это вспоминается. Иногда какие-то события жизни связываешь и думаешь: так мне же сказали об этом. Как к этому правильно относиться? С одной стороны, можешь очароваться, надумать себе что-нибудь. Как по-христиански, по-православному к этому относиться?

– Одно дело, если человек поверил в то, что ему сказали. А сказали это не потому, что узнали о нем волю Божию. Например, старец сказал: ты будешь священником. И человек идет по этому пути. Или сказал: тебе надо в монастырь. И человек идет в монастырь. И появляются хорошие священники, хорошие монахи. Или человеку сказали: ты должен храм построить. И появляется хороший благотворитель. То есть человек свой жизненный путь как бы ведет к тому, что ему якобы предсказали.

Невозможно что-то предсказать; никто не знает, что с человеком будет (за редким исключением). Можно человека запрограммировать на что-то хорошее, и он свою жизнь подсознательно так или иначе подведет к тому, к чему его «приговорили». Например, сказали тебе, что ты будешь многодетным, и ты, будучи бесплодным, начинаешь осуществлять эту замечательную миссию. Все зависит от того, насколько ты восприимчив к тому, что говорят. Поверил – так и будет.

– То есть можно не верить, спокойно к этому отнестись и идти дальше. А если сбудется – тогда, наверное, есть на то воля Божия?

– Господь благословил твой выбор, согласился с мнением духовника или священника, к которому ты шел, помолившись Господу Богу о том, чтобы Он указал тебе путь, по которому идти.

– Господь согласился. И воля Божия. Как это соотнести?

– Господь постоянно смиряется перед нашей волей. Се, стою у двери и стучу. Он хочет одного – чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Он хочет, чтобы мы были с Ним в Царствии Божием. Все, что в жизни нашей худо-бедно способствует этому, то и благословляется. Многодетность, монашество, одиночество, уход с головой в работу – если это не мешает тебе спастись, Господь благословляет твой выбор. У нас, православных христиан, намного больше свободы, чем нам кажется. Об этом говорит Писание. Но у нас есть некоторая конфессиональная слепота: мы какие-то моменты о предопределении видим и понимаем это совершенно в кальвинистическом или исламском духе, забывая о своей собственной свободе. Человек абсолютно свободен. Если ты поступаешь не греховно, Господь благословит (или попустит) твой выбор. Но хорошо все-таки идти по воле Божией, а не по Его попущению. Чего всем желаю.

– Вопрос: «Как ответить (чтобы не смутить) на вопрос человека, идущего к вере, почему в Православной Церкви верующие называются рабами Божиими?»

– По смирению своему. Мы взяли пример с апостола Павла, который, будучи первоверховным апостолом, смиренно называл себя рабом Божиим. Он, конечно, понимал, что все мы призваны к сыновству. Мы все Богом усыновлены, мы – Его дети. Но ведем мы себя даже не как слуги, а как рабы. Мы часто исполняем заповеди не просто так, не потому, что заповеди Отца хорошо соблюдать по любви к Нему, а потому, что боимся наказания или ждем награды. Чаще – боимся, что Господь накажет. Поэтому апостол Павел (и мы вслед за ним) констатирует такой грустный факт: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! Кто я? По сути, раб. Это первый аспект.

Во-вторых, мы говорим об очень давней эпохе Древнего Востока, где раб царя – это очень серьезный чиновник; по сути, высокопоставленный дипломат. Убить раба царя – значит, навлечь военные действия. Одно дело – раб садовника или сапожника: убил и убил, заплати цену за убитого раба. А если ты убил раба высокого чиновника или навредил ему, то жди колоссальных репрессий. Насколько спокойно, сносно, сыто и богато живут рабы царя?

Мы – рабы Господа Бога. Ни сатана, ни бесы, ни чужие люди, ни грех, ни страсти, никто не может назвать нас своей собственностью. За нами – Бог. Если Бог за нас, кто против нас? Никто. «Кто Бог велий, яко Бог наш?»

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Что надо, чтобы жить и радоваться».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​