Беседы с батюшкой. Преподобная Мария Египетская. Мариино стояние

13 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает насельник Сретенского монастыря города Москвы иеромонах Афанасий (Дерюгин). 

– Хотелось бы поговорить с Вами о великопостном празднике, который Церковь совершает буквально послезавтра, – это Мариино стояние, праздник Марии Египетской, день ее памяти. Накануне, то есть завтра вечером, в церквях будет читаться Великий покаянный канон Андрея Критского, который читался на первой неделе поста, но завтра он будет читаться целиком. Почему Церковь в Великий пост делает такой особенный акцент на памяти Марии Египетской? 

– Я думаю, житие преподобной Марии всем известно. Оно дает нам правильное настроение на время Великого поста. Великий пост – это время, когда мы каемся, но очень важно, чтобы наше покаяние, осознание своей греховности никогда не сочеталось с отчаянием. Нередко так бывает, что человек увидит свои грехи, осознает их и приходит в уныние: «Да как я могу исправиться? У меня столько грехов!» И здесь дьявол часто еще подзадоривает человека: «Ты такой грешный, куда уж тебе спасаться? Не думай даже об этом, все бесполезно». 

И в этом ключе очень важен пример преподобной Марии, которая вела такую греховную жизнь, что подобных ей по грехам, наверное, не было. И при этом она смогла достичь таких высот святости, что сложно найти святых, которые поднялись на такую значительную духовную высоту. Поэтому ее пример очень важен, он дает каждому из нас надежду, что как бы нам ни было тяжело, какие бы мы ни были грешные, мы тоже можем, как бы громко это ни звучало, достичь святости. Мы вроде бы не совершаем таких страшных грехов, как преподобная Мария, но при этом, думаю, в жизни каждого христианина есть повторение одних и тех же грехов. Постоянно их совершаешь, постоянно в них каешься, и в какой-то момент может наступить отчаяние: «Да как же так? Ничего у меня не получается». И пример преподобной Марии очень важен: все может получиться у человека, который захочет себя изменить. 

Все могу в укрепляющем меня Господе, говорил апостол Павел. Не так давно, на первой неделе поста, читался Канон Андрея Критского; преподобный Андрей целую сюжетную линию посвятил Марии Египетской. С чем это связано? Почему весь канон – это покаянная песнь Господу Иисусу Христу, но тут же встраиваются тропари преподобной Марии? 

– Причина та же: сложно найти более яркий пример покаяния. Преподобный Андрей весь свой канон основывает на Священном Писании. Это тоже очень важный момент: все образы покаяния он берет из Библии. Но, видимо, этот пример настолько его впечатлил, что он наравне с библейскими персонажами ставит и преподобную Марию. 

– Если говорить о Каноне Андрея Критского, кто его главный герой? 

– Наверное, сложно выделить одного главного героя. Понятно, что практически весь канон посвящен обращению к душе человека. То есть можно сказать, что главный герой этого канона – каждый из нас. Преподобный Андрей постоянно обращается к своей собственной душе. И его устами Церковь в этом каноне призывает каждого из нас обратиться к своей душе и посмотреть, сколько мы согрешили. И для того чтобы нам это лучше понять, приводятся примеры из Священного Писания. Этот момент мне кажется наиболее интересным. 

Нередко говорят о непонятности нашего богослужения. И канон здесь приводят как один из ярких примеров. Порой это действительно так, язык не всегда понятен. Но это потому, что мы порой плохо знаем Священное Писание. И те библейские образы, которые есть в этом каноне, непонятны нам часто из-за того, что мы не знаем, что это за люди, когда перечисляют их сложные имена: Ахитофел, Ианний и Иамврий и другие. Но если мы откроем Библию и познакомимся с этими удивительными историями, тогда и канон для нас оживет; те образы покаяния, которые он приводит, будут нам гораздо ближе. 

– И сама Церковь как будто подсказывает так поступить, потому что в храмах читаются во время Великого поста Книга Бытие и Книга Притчей. Из Книги Бытия взято много персонажей. Какие из них самые яркие? 

– Преподобный Андрей, конечно же, особое внимание уделяет Адаму и Еве как первым людям, на чьем примере наиболее ярко видно грехопадение человека. Любой грех совершается таким же способом, каким был совершен грех Адама и Евы (в том плане, что это те же причины). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская привели Адама и Еву к этому грехопадению. Есть то же участие дьявола в нашем согрешении, и то же проявление свободной воли человека, и то же раскаяние после совершения греха, которое порой бывает уже довольно поздним. Этот пример, пожалуй, и является наиболее ярким. 

Много можно вспомнить персонажей. Преподобный Андрей обращает внимание на таких героев Священного Писания, которые многим не особенно известны. Он вспоминает Сифа как пример угождения Богу, Еноха, который, как сообщает Писание, ходил перед Богом. Как отрицательные примеры приводит и Ламеха, и других персонажей, о которых сказано в Книге Бытия и знать которых очень важно каждому христианину. 

– Какие строки канона наиболее близки именно Вам? 

– Много есть любимых тропарей, но особенно мне нравится один, он идет уже в самом конце канона. Звучит так: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде; сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную: да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, Едине Спасе». Преподобный Андрей (и его устами Церковь) обращается к Богу с просьбой, чтобы Он дал нам сокрушенное сердце, чтобы мы его принесли в дар Богу. То есть мы просим у Бога то, что потом Ему принесем в дар. 

Что мне это напомнило? В детстве хочешь сделать подарок родителям, но, разумеется, своих денег у тебя нет. Просишь деньги у родителей, покупаешь подарок и даришь. Родители это понимают, но им приятно, что у тебя было желание что-то для них сделать. А тебе самому кажется, что это ты сам что-то сделал. Так же и в наших отношениях с Богом. Мы даже покаянное чувство просим у Бога, чтобы принести Ему это в дар. 

– Получается, нам только кажется, что мы что-то доброе делаем и приносим это Богу? 

– Я бы так сказал: в любом нашем деле девяносто девять процентов то, что Бог нам дает, один процент – какое-то наше усилие. Но Бог так нас любит, что этот один процент, принесенный нами, воспринимает как полностью нами сделанное дело. 

– Хотел бы обратиться к первым словам Канона Андрея Критского: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?» Тот же вопрос и к Вам. 

– Действительно, часто человеку, чтобы покаяться, нужно в первую очередь увидеть свои грехи и понять, с чего начать. Думаю, в этом ключе очень важно понять, с чего начинать свое исправление. Самое главное, что нужно христианину, – это читать и изучать Священное Писание. Именно через это мы видим себя такими, какие мы есть. 

Апостол Иаков сравнивает Священное Писание с зеркалом, в которое человек смотрит и в котором видит все свои грехи и недостатки. Думаю, чтобы начать плач о своих грехах, первое, что нужно, – внимательно читать Священное Писание (в первую очередь Евангелие). И как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), особое внимание обращать на заповеди Божии, на то, что Господь говорит нам делать. Тогда мы увидим, насколько мы этому не соответствуем; отсюда и родится настоящее покаяние. 

– Когда мы начинали говорить о Марии Египетской, то сказали, что плачу о грехах может иногда сопутствовать отчаяние. Как этого не допустить, если ты искренне решил в Великий пост начать свое покаяние, но вдруг открыл для себя такое множество грехов, что это больше привело тебя в отчаяние, нежели побудило плакать о своих грехах? 

– Святые отцы говорят, что христианин должен идти царским путем. Если чувствует, что его накрывает отчаяние, надо вспоминать о милости Божией, о том, что Господь нас любит и, несмотря на все наши грехи, готов нас простить и принять, как только мы попросим у Него прощения. И наоборот: если находит окаменение сердца, если кажется, что ничего особенно страшного я и не сделал, то святые призывают нас вспомнить о Божией справедливости, о суде Божием. Таким образом, этими противоположными друг другу мыслями, каждая из которых абсолютно правильная, надо себя побуждать к правильной христианской жизни. И в минуты, когда накрывает отчаяние, вспоминать о милосердии и любви Божией. 

– На первой неделе поста довелось слышать от знакомых такие слова: «Зачем слушать Канон Андрея Критского? Он настолько преисполнен чувством вины, а я не ощущаю в себе такой вины, не чувствую себя виноватым во всем том, в чем от моего лица в том числе говорит Церковь. В каноне перечисляется много разных грехов, и душа сравнивается со многими грешниками Ветхого Завета». 

Люди говорят, что не чувствуют себя настолько виноватыми, чтобы признавать это своим грехом. Насколько такое мнение имеет право на жизнь? 

– Действительно, я понимаю, что сложно тропари канона, где мы сравниваемся с самыми страшными грешниками, упомянутыми в Ветхом и Новом Заветах, воспринять на себя лично. Это очень интересный момент: чем больше человек приближается к святости, тем больше он видит своих грехов. И, конечно, такой покаянный плач преподобного Андрея говорит не о том, что он был особенно грешный (порой можно встретить такие мнения), а о том, что он достиг духовной высоты. 

Святые часто сравнивают душу человека с темной комнатой, в которой грязно и не убрано. Пока там темно, даже и не видно, что в этой комнате какая-то грязь и беспорядок. Если дать немного света, что-то станет видно. И чем больше будет света, тем больше будет видно беспорядок. Так и душа христианина: чем больше ее освещает Божественный свет, чем ближе человек к Богу, тем больше он видит своих грехов. Как бы это странно ни звучало, но такой покаянный плач преподобного Андрея – это скорее некий идеал, это то, насколько святой человек себя видел. Опять же не потому, что он был настолько плохим, а потому, что настолько приблизился к Богу, что увидел каждый мельчайший свой недостаток. И увидел, насколько тот страшен и опасен по сравнению с Богом. 

Думаю, невозможно человеку каждый этот образ воспринять на себя. Надо помнить о том, что это некая высота, вершина, которой достиг преподобный Андрей (и многие святые) и которая действительно достигается христианской жизнью. Я часто замечал, что люди, старающиеся жить духовной жизнью, и правда начинают не наигранно, а абсолютно серьезно считать себя грешными, потому что видят себя гораздо лучше. А нам, что не так внимательны по отношению к себе, важно видеть, что это некая высота, идеал, для нас пока недоступный, и просто стараться смотреть на себя объективно и внимательнее следить за собой, замечая в себе какие-то грехи. 

– Мне очень понравился образ комнаты. Но даже в чистой комнате можно постоянно продолжать выискивать пыль, грязь и прочее – то, что по отношению к человеческой душе называют самокопанием. Насколько самокопание оправданно, не грех ли оно? Допустимо ли оно во время поста и вообще по жизни? 

– Мне кажется, очень важно, чтобы христианская жизнь шла естественно. Почему часто происходит самокопание у христиан? Мы читаем жития святых, их творения, они уже серьезно видели себя грешными. И человек начинает пытаться быть таким же, то есть убеждает себя в том, что он такой же великий грешник… Мне кажется, главное внимание и в пост, и вообще в христианской жизни следует обратить не на то, чтобы выискивать в себе грехи, а чтобы исполнять Божии заповеди. Это будет гораздо полезнее и важнее и принесет настоящее покаяние, а не надуманное самокопание. 

– Часто в христианстве мы слышим призывы к радости (начиная с апостола Павла и продолжая святыми отцами). Как эта радость сочетается со строками Канона Андрея Критского? Можно ли оставаться радостным, слушая, как твоя душа обвиняется в разнообразных грехах и сравнивается с падшими грешниками Ветхого Завета? 

– Это правда удивительно, но можно. Такое удивительное состояние мы встречаем у святых, которые, с одной стороны, исполняли заповедь о том, чтобы всегда радоваться, а с другой стороны, ощущали себя грешниками. Ведь почему ты радуешься? Не потому, что ты такой хороший, чистенький и все у тебя прекрасно, а потому, что, несмотря на все грехи, которые у тебя есть, Бог тебя любит и, хотя ты грешный, принимает и зовет к Себе. Христианская радость именно в этом: Господь нам дает гораздо больше, чем мы Ему можем принести, дар Божий превосходит всю нашу греховность, все наши грехи утопают в океане милосердия Божия, как сказал кто-то из древних святых. 

– Была ли радостной преподобная Мария Египетская? Можем ли мы считать, что, осознав всю величину своих грехов, уйдя в пустыню, она оставалась радостной? 

– Думаю, да. Но тут вопрос: на каком этапе своей жизни? Разумеется, христианская жизнь не может быть без борьбы. Понятно, что радость, о которой сказал апостол, – это совсем не то, что порой понимается под радостью в мире сем, это радость не о каких-то земных вещах, а радость о спасающем тебя Боге. И к этой радости нужно прийти, ее достигаешь в том числе через труды. 

Преподобная Мария рассказала преподобному Зосиме, что много лет ей приходилось перебарывать себя, ей приходили на ум греховные песни, пожелания, ей было очень тяжело, но она стремилась к той радости, которой и достигла. Поэтому и смогла потом десятилетия жить в пустыне без всяких внешних условий для жизни, питаясь этой радостью. 

Мне здесь вспоминаются слова из Евангелия, что Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое человек находит. От радости он все, что имеет, продает и покупает это поле. Человек, продавая все, что имеет, наверняка многое теряет. Но при этом сокровище, которое он находит, гораздо ценнее всего того, что он потерял. Думаю, и преподобная Мария, когда нашла Бога, когда Господь открылся ей через покаяние, через то, что произошло в Иерусалиме в храме, все остальные трудности уже смогла преодолеть, взирая на эту радость. 

– Что за служба такая – стояние Марии Египетской? 

– Это богослужение, утреня, когда полностью прочитывается Канон Андрея Критского. По уставу это скорее всенощное бдение, потому что богослужение очень длинное (в древности канон еще полностью пелся, поэтому богослужение было еще длиннее). Это наше покаянное приношение Богу: длительная молитва, когда мы просим о прощении наших грехов, еще раз напоминая себе о том, для чего нужен Великий пост. В начале поста мы получили правильное настроение через слушание этого канона и ближе к концу поста также напоминаем себе о том, как должны проводить это время. 

– Какие основные уроки можно почерпнуть из жития Марии Египетской, которое тоже читается на этом богослужении? 

– Я уже сказал про урок покаяния. Есть еще некоторые небольшие детали, которые лично мне кажутся очень интересными. Например, преподобная Мария, когда стала общаться с преподобным Зосимой, спросила: как сейчас существует Церковь, чем Церковь живет? Очень интересно, что единственное, что интересовало эту пустынницу, которая несла такие подвиги, имела такие откровения от Бога,– чем живет Церковь. Интересен и тот факт, что она не мыслила своей жизни без причащения Христовых Таин. Имея какие-то удивительные откровения от Бога, которые нам даже сложно понять, все равно просила преподобного Зосиму прийти и причастить ее Тела и Крови Христовых. 

Вот связь с Церковью. Даже такие пустынники, как преподобная Мария и другие преподобные, уходившие в пустыни, все равно мыслили себя частью Христовой Церкви. Невозможно спасаться самому по себе. Ты спасаешься только как часть Церкви Христовой, как член Тела Христова. Преподобная Мария, несмотря на все свое пустынничество, своим житием это показывает. 

И еще интересный момент: преподобная, не изучая Священное Писание, цитировала его буквально слово в слово. Думаю, этим показывается важность Священного Писания для нас. Конечно, мы вряд ли уйдем в пустыню и вряд ли будем так подвизаться, чтобы знать Писание, не изучая его. Но у нас есть способ проще, доступный и очень важный, особенно постом, – постоянное чтение и изучение Священного Писания, что также показывает и преподобная Мария своим особым, из ряда выходящим примером. 

– Мария Египетская достигла больших высот святости, но при этом она причащалась всего два раза в жизни. Получается, что можно без причастия провести жизнь и стать святым? 

– Есть замечательная книга преподобного Никодима Святогорца «О непрестанном причащении Святых Христовых Таин», где он говорит, что причащаться нужно по возможности чаще. А пустынники не делают правила для всей Церкви Христовой. Если мы будем вести жизнь так, как преподобная Мария в пустыне, может быть, тогда можно об этом вести речь. Но вряд ли это случится и вряд ли принесет пользу. 

Тут еще такой важный момент. Мы же не знаем, какие у нее были откровения и как она общалась с Богом. А множество других примеров святых, святоотеческих творений указывают нам на то, что христианин должен стараться причащаться по возможности часто. 

– Преподобная Мария – пример покаяния. Сейчас у нас покаяние неизменно ассоциируется с исповедью. У Марии Египетской исповедь была, наверное, два раза в жизни. Покаяние и исповедь как соотносятся? 

– Я бы сказал, что это вещи связанные, но не равнозначные. Все-таки покаяние – это процесс личный, который осуществляется лично между человеком и Богом. И покаяние – процесс очень продолжительный. Покаяние – по-гречески «метанойя» – изменение ума; то есть оно включает в себя не только осознание того, что ты грешен, но и изменение, исправление. Иуда тоже признал, что согрешил и поступил неправильно, но это не привело его к покаянию в правильном смысле этого слова, а привело к самоубийству. Покаяние – это и осознание своего греха, и ненависть к этому греху, и желание исправиться, и само исправление. 

Исповедь – один из этапов покаяния, который, конечно, важен, чтобы это покаяние было засвидетельствовано Церковью через священнослужителя. Но покаяние этим далеко не исчерпывается. Так бывает, к сожалению, что можно прийти на исповедь, но при этом покаяния не иметь. 

– В вечерних молитвах тоже есть несколько покаянных молитв именно в таком исповедническом плане, то есть перечисляются грехи и мы просим Господа их простить. Прощаются ли грехи после прочтения этих вечерних молитв? 

– Конечно, сложно разложить по полочкам, в каком случае какие грехи прощаются, а какие не прощаются. Но если Господь дал священнослужителям власть вязать и прощать грехи, то, конечно, и Он Сам, когда мы Ему молимся, прощает эти грехи. Другое дело, что покаяние перед священнослужителем, перед Церковью очень важно именно в том ключе, что мы свидетельствуем свою связь с Церковью, через которую спасаемся. Как засвидетельствовала эту связь и преподобная Мария Египетская. Ежедневное покаяние тоже очень важно для того, чтобы нам самим постепенно исправлять свою жизнь и каждый день вспоминать о том, что в течение дня нами было совершено греховного. 

– И ведь насколько это сложно! Преподобный Андрей Критский, пишет, что нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых мы не были бы виновны, согрешив умом, словом, произволением, намерением, мыслью, делом... Как же тогда покаяться-то, если грешен во всем? 

– Думаю, здесь смысл именно в том, что покаяние – это постоянный процесс в смысле исправления себя, изменения ума. Если христианин действительно ведет внимательную жизнь, если он каждый вечер старается анализировать прошедший день, то замечает, насколько много у него грехов, насколько много чего он делает неправильно в делах, словах, мыслях и так далее. И это постоянный процесс. Мы замечаем, в чем были не правы, просим у Бога прощения и помощи в следующий раз поступить иначе. Что-то у нас получается, что-то не получается, но ежедневно мы стараемся по этому пути идти и себя исправлять. Это процесс всей жизни, но если эту работу вести – польза обязательно будет. 

– Ближайшее воскресенье – Неделя преподобной Марии Египетской. В прошлое воскресенье мы вспоминали преподобного Иоанна Лествичника. Что Церковь говорит нам, установив празднования в честь этих святых (два воскресенья подряд) в дни Великого поста? 

– Все воскресные дни Великого поста чему-то посвящены, и все эти посвящения напоминают нам о том, как нам нужно проводить Великий пост. По сути, вся пятая седмица посвящена преподобной Марии Египетской: читается Великий канон с ее житием, в воскресенье – день ее памяти. Конечно, это пример покаяния и исправления, чего можно достичь. 

Преподобный Иоанн Лествичник напоминает нам о необходимости духовного восхождения. Преподобный Иоанн является автором одной из известных святоотеческих книг – это «Лествица», где он представляет духовную жизнь в виде лестницы, по которой мы поднимаемся к Богу. Разумеется, эта книга писалась монахом и для монахов. У меня есть друг, который (когда только воцерковился) решил начать чтение «Лествицы». Он открыл книгу и дошел до того момента, где преподобный Иоанн пишет (перескажу немножко вольно, передав смысл), мол, что может мирянин? Беса изгнать не может, мертвого воскресить не может. На что он вообще способен? Вот монахи – другое дело. После этого мой друг закрыл эту книгу и больше никогда не открывал. 

Понятно, что речь не о том, что каждое слово этой книги должен применить к себе каждый человек. Дело в некоторых принципах. Во-первых, это принцип духовного восхождения, мы должны стараться постоянно пребывать в покаянии в плане исправления себя. И второй не менее важный момент – принцип важности для нас творений святых отцов, которыми они продолжают Священное Писание, разъясняют нам Писание, разъясняют христианскую жизнь. 

Разумеется, это не значит, что все должны обязательно читать «Лествицу». Творений святых отцов очень много, и каждый человек, в том числе живущий в миру, трудящийся на самой обычной работе, может найти то, что будет близко ему. Например, творения святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Златоуста и множество других. Каждому что-то будет ближе по устроению и образу жизни. На это нам тоже указывается памятью преподобного Иоанна Лествичника, который прославился в первую очередь своим творением, своей книгой, – чтобы мы обращали внимание на творения святых отцов. Этими воскресными праздниками Церковь нам напоминает, как нужно проводить Великий пост, а по сути – все время нашей жизни. 

– «Лествица» – это лестница из тридцати ступеней. Можно сделать план и по этому плану, по этим тридцати ступеням восходить к святости. Но Мария Египетская не знала никакого плана, не читала книг Иоанна Лествичника, тем не менее достигла высот святости. Получается, мы можем говорить о двух разных видах подвижничества: с одной стороны, идти по определенному установленному плану, с другой – жить как-то по наитию. 

– Пример преподобной Марии в каком-то смысле особенный. С другой стороны, то, что она пережила в пустыне, в каком-то смысле тоже было восхождение по этой лествице. Да, она не знала эту книгу и, разумеется, не читала ее, но она шла тем же самым путем, путем борьбы со своими страстями и изменения себя. В начале этого пути у нее было особенное Божественное Откровение, которое дало ей возможность и силы пройти этот путь. Но, думаю, такого рода встречи с Богом были у каждого из нас в жизни. У кого-то они ярче, у кого-то не такие яркие, но всем Господь как-то Себя открывает. Эти минуты нашего переживания особой близости Бога потом нас вдохновляют и напоминают о важности идти этим путем. 

Да, преподобная Мария не читала святоотеческих книг и даже не читала Священное Писание. Но она достигла всего того же через непосредственное общение с Богом, через особое строгое подвижничество. Это путь удивительный, приведший ее к высоте, но путь и очень опасный. Потому что мы знаем, сколько было подвижников, которые, стараясь идти на такие подвиги, впали в прелесть и достигли совсем не святого состояния, а дьявольского обольщения. Об этом мы читаем в творениях древних святых. Поэтому разные случаи бывают. Но есть проторенная дорога, – дорога изучения Священного Писания, святоотеческих творений. Идя по ней, точно не ошибешься. 

– Вы сказали про встречу с Богом. А как опознать и понять, что у тебя эта встреча случилась или происходит в данный момент? И как быть готовым к этой встрече, если она еще не случилась? 

– Я думаю, здесь сложно дать какие-то схемы; у каждого это происходит по-разному. Конечно, свой духовный опыт надо проверять через Предание Церкви и через Священное Писание. Но у всех это бывает совершенно по-разному. Лично у меня это был совсем вроде бы несущественный случай. Если интересно, могу рассказать. 

Это произошло, когда я еще учился в школе. Я вырос в церковной семье, и утренние и вечерние молитвы, Правило ко Причащению и другие молитвословия всегда были частью моей жизни. Но до какого-то момента я не воспринимал все это как молитву, как разговор с Богом. Помню, я стоял в храме и очень завидовал алтарникам, мальчикам, которые помогают в алтаре. Мне так хотелось тоже помогать в алтаре! Но я стеснялся подойти и попросить об этом священника. Ходил, мучился и не знал, что делать. Потом я подумал, что можно попросить об этом Бога, и стал каждый вечер молиться своими словами, чтобы Господь помог мне стать алтарником. 

Прошло несколько месяцев, и однажды наш приходской священник отец Сергий Рождественский вышел из алтаря, подозвал меня и сказал: «Леша, давай ты тоже будешь помогать нам в алтаре». И тогда я понял, что Господь слышит молитвы. Я понял, что молитвы – это не просто вычитывание текстов, а реальный разговор с Богом. 

У меня был вот такой опыт, у кого-то он другой, но всегда это что-то очень личное и очень значимое для человека и познается по плодам: если это приводит человека к живому общению с Богом, к церковной жизни, то это и есть та самая встреча с Богом. 

– В течение этих месяцев не возникала мысль, что Бог не слышит, не обращает внимания на эту молитву? 

– Почему-то нет. Может быть, это было не настолько долго, и я знал, что молитва не всегда в одну секунду бывает услышана. Поэтому я как-то спокойно это воспринимал. Но я явно увидел, что это ответ от Бога. 

– Что давало силы ждать и верить, что это произойдет? 

– Я думаю, сказалось церковное воспитание. Это еще не было осознанным в каком-то смысле, еще не стало личным опытом, но все-таки я уже что-то читал, мама мне объясняла, как нужно молиться и как к этому относиться. Поэтому я эти месяцы смог потерпеть, а плоды были очевидными. И это было большой радостью и открытием Бога. 

– Вы сказали, что до этого читали все предписанные молитвы, потом молились своими словами. Вот сейчас, спустя столько лет, имея опыт, как Вы считаете, как правильно молиться: читать молитвословия или молиться больше своими словами? Или нужна какая-то золотая середина? 

– Думаю, христианину очень важно сочетать и то, и другое. С одной стороны, молиться только своими словами, только своей личной молитвой, не опираясь на опыт Церкви, может быть опасно. Мы не всегда знаем, что нужно просить у Бога; не всегда знаем, как правильно просить. Мы перед Богом как маленькие дети. А что хотят дети от родителей? 

Чтобы их кормили конфетами и по головке гладили. Но родители понимают, что это не всегда полезно. 

Так и мы можем просить у Бога того, что на самом деле нам неполезно. Поэтому важно опираться на опыт Церкви, на молитвословия, которые дала Церковь. С другой стороны, если ограничиваться только этим, то это часто может превращаться в формализм, в пустое вычитывание, которое не имеет смысла. 

Поэтому важно и церковной молитвой обращаться к Богу, и добавлять молитвы своими словами. Думаю, если молитвы, которые даны Церковью, будут для нас образцом, укажут нам направление, по которому мы можем двигаться, это будет наилучшим вариантом. 

– Вернемся к преподобной Марии Египетской. Уже завтра будет читаться Великий покаянный канон, будет богослужение, которое называется Мариино стояние. В Сретенском монастыре, где Вы исполняете обязанности благочинного, есть придел в честь преподобной Марии Египетской. Почему такое необычное посвящение в монастыре в центре Москвы? 

– До революции в нашей обители был отдельный храм, посвященный преподобной Марии Египетской. Это был один из древнейших каменных храмов XIV века в Москве. Поэтому этот праздник в монастыре особенно почитался. Большевики храм не пощадили, и под предлогом расширения улицы он был разрушен, хотя являлся уникальным памятником. Поэтому когда монастырь был возрожден, то и престол было решено восстановить. Отдельный храм построить уже невозможно, территория очень маленькая, поэтому был создан придел, пристроенный к Владимирскому храму, посвященный преподобной Марии. То есть этот престол был возрожден. 

До революции в обители была частица мощей преподобной Марии, она была утрачена в советское время. Сейчас из Греции была передана новая частица, то есть мощи преподобной Марии есть в нашем монастыре. Это нередко вызывает вопросы, я отвечу на это так: по преданию, преподобный Зосима сообщил монахам обители, где похоронил преподобную Марию, и эти мощи были обретены. Чтобы не вдаваться в рассуждения, скажу, что по вере вашей да будет вам. Кто с верой будет молиться преподобной Марии перед частицей ее мощей, тот точно не будет лишен благодати. 

Поэтому у нас день памяти преподобной Марии особенно почитается, это престольный праздник, и всегда приходит много людей. Это день, когда стоит прийти в Сретенский монастырь. 

– Может быть, есть какие-то истории, связанные с мощами преподобной Марии и людьми, которые обращались к ней с молитвой о помощи? 

– Не могу сказать, что я как-то особенно собирал такие истории, ничего яркого мне не вспоминается. Но всегда, когда заходишь в храм, видишь, что у мощей преподобной Марии кто-то стоит и молится ей. Значит, люди чувствуют, что помощь приходит. 

– Дни памяти преподобной Марии в четверг и воскресенье будут ли как-то по-особенному праздновать в Сретенском монастыре? 

– В четверг мы совершим положенное богослужение, литургию Преждеосвященных Даров, а в воскресный день богослужение, конечно, будет отмечено особой торжественностью, будет совершаться полиелей преподобной Марии. И еще один приятный факт в период Великого поста: в престольный праздник тем, кто молился в храме, благословляется вкушение рыбы. Это всегда было предметом некоторой иронии. 

Владыка Тихон, наш первый наместник, всегда сообщал, что в честь этой великой постницы, которая питалась в пустыне только тремя хлебами, прихожане Сретенского монастыря могут вкушать рыбу. Это приятное утешение. Но главное – конечно, пример преподобной Марии для нашей духовной жизни. 

– Какие мысли у Вас возникают в первую очередь при богослужении, которое совершается в дни памяти преподобной Марии Египетской? 

– Богослужебные тексты, посвященные этой святой, основаны на житии, потому ее покаяние, ее изменение и описываются в богослужебных текстах. Мысли об этом и приходят во время богослужения: если преподобная Мария, совершив такие грехи, смогла достигнуть таких высот, то и каждому из нас ничто не мешает приблизиться к святости, кроме нашего личного нежелания, лени и нерадения о своем спасении. Это, конечно, следует исправлять. 

– Отец Афанасий, спасибо большое за эту беседу. Думаю, она будет очень полезной в преддверии дней памяти преподобной Марии Египетской. В заключение хотелось бы услышать краткое напутствие нашим телезрителям. 

– Мы сегодня говорили о том, что апостол Павел призывает нас всегда радоваться. Думаю, это очень важно, особенно в дни поста. Господь в Евангелии говорит, что лицемеры, фарисеи в пост имеют мрачные лица, чтобы показаться постящимися перед людьми; так делать не нужно. К сожалению, порой в нашей христианской жизни тоже бывает, что постом мы становимся мрачными, раздражительными. Дай Бог, чтобы такого никогда не было, чтобы во время поста мы тоже умели радоваться. Думаю, это будет самым главным итогом поста. А радоваться всегда есть о чем. Когда мы помним, что Господь с нами и, несмотря на все грехи, нас принимает и любит, – это всегда повод для радости. 

Ведущий Александр Черепенин 

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​