Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

13 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. 

– Батюшка, с праздником!

– С Рождеством Христовым! С великим праздником!

– Как Вы воспринимаете Рождество?

– Для меня лично это совершенно особый праздник. Этот праздник, по-моему, должен проходить в тишине, покое; таинство, чудо, которое совершается в этот момент, должно происходить без шума, без какой-то помпы. Да мы и знаем, как это происходило: глубокая ночь, ясли, вертеп, тишина. И пастухи, которых ангел привел туда; всего несколько человек, которые впервые увидели Младенца Иисуса Христа. То есть никакого торжества на земле не было. Было торжество на небесах. По сути, небо спустилось на землю в этот момент. И это придает особый колорит и особое значение этому празднику. Конечно, он отличается от всех праздников, которые у нас есть. Это особый, значительный праздник, один из самых главных православных праздников.

– Вы помните свое первое Рождество? Каким оно было? В храме или вне храма?

– Конечно, воспитание в советские времена было совсем другим, и это понятно. Елочка, которая стояла в Новый год, обязательно дожидалась Крещения; это было традицией. Пожалуй, самое яркое воспоминание из всех рождественских праздников – 15-летней давности. Я в то время служил в Серове, храм еще не был достроен, и Рождество мы праздновали в этом недостроенном храме. Кирпичные стены, крыша, свод уже были. Из больших коробок, в которых был утеплитель, мы сделали своеобразный иконостас, всё расставили. Народу было очень много, практически полный храм. Все были в одежде, потому что отопления не было. Вот это было одно из самых замечательных празднеств Рождества Христова, совершенно необыкновенное и запоминающееся. Вот в таких условиях проходил этот великий и замечательный праздник, но я даже не помню, что было холодно. Все были настолько воодушевлены этим событием, что холода никто не чувствовал. Мы провели в этом недостроенном храме несколько часов и разошлись совершенно потрясенными.

– Что привело людей в эту ночь в храм? Как Вы рассказали, храм не был достроен, достаточно суровые условия...

– Знаете, в человеке живет тяга к Богу, она никуда не делась, просто мы ее не видим из-за суетных событий. Но стоит хоть немного остановиться, и эта тяга уже проявляется – хочется чего-то другого, хочется куда-то подняться, достичь какой-то новой для себя высоты. Многие люди просто не знают, что делать в этом случае. А тут есть прекрасная возможность пойти в храм, и это сразу снимает массу вопросов: понятно, что так и должно быть, так и можно совершенствовать себя. Во взрослом состоянии человек вроде бы уже достиг определенного уровня, ему вроде бы и расти некуда, а тут открывается необыкновенная возможность дальнейшего совершенствования. И вот это творчество создания самого себя, самосовершенствования, которое открывает вера, удивительно притягательно. Поэтому люди собираются в храме и получают необыкновенное состояние, которое трудно описать.

– Так сложилось, что Рождество предваряет Новый год. Часто возникает вопрос: как совместить эти праздники?

– Новый год – это, конечно, событие. По сути, в советские времена Новый год заменял Рождество. Елка, которая всегда была рождественской, перекочевала в Новый год. Украшения, игрушки, подарки и все то, что раньше было в Рождество, в советские времена перекочевало в Новый год, и такая традиция осталась. Хотя на самом деле, если подумать, что такого, собственно, случилось? Новый год, новое исчисление. Но ведь в разных странах новый год начинается в разное время. По сути, Новый год можно праздновать целый год. Не получилось к 1 января – можешь к 14 января по греческому календарю отпраздновать. В Индии, например, вообще каждый штат празднует свой Новый год. Потом мусульманский новый год... По сути, это событие у каждого народа свое, и нигде оно не связано с чем-то возвышенным, духовным, это просто начало нового года. Рождество, конечно, не идет ни в какое сравнение; это великое чудо освобождения человека, чудо спасения человека. И такое чудо может совершаться один раз, дублировать его просто невозможно. Поэтому тут даже сравнения быть не может.

– Буквально перед программой прочитал сообщение одного из отцов в социальной сети. Он написал, что устал от открыток, в которых поздравляют с новым годом очередного животного. Что за бич такой нашего времени, когда мы усиленно поздравляем друг друга с годом петуха, крысы, кота, быка и так далее?

– Это возврат к языческим временам. Человек сейчас находится в растерянности. И, к сожалению, наш русский человек попал в такую ситуацию, потому что в советские времена основной удар наносился против Православной Церкви. Поэтому у россиян, у русских людей сейчас полное непонимание, что, собственно,  нужно делать. Историю мы знаем плохо. Культура наша, к сожалению, не на высоком уровне благодаря западным влияниям. Это не позволяет человеку осознать, что вообще-то мы – Святая Русь; мы стоим на православной почве, на огромном камне веры. Если бы мы стояли уверенно и с верой относились ко всему, что происходит вокруг, то в такой ситуации, как сейчас, мы просто не были бы. Поэтому поздравления с годом свиньи, обезьяны и еще каких-то животных – это дань язычеству. Как и ношение разных оберегов, слушание всяких астрологических прогнозов.

Надо сказать, что само по себе Рождество тоже обросло всякими ненужными добавлениями, ритуалами. Гадания на Рождество... Приведу совершенно смешной случай. У моей бабуши было трое детей: две девочки и мальчик (мой дядя). Как всегда на Рождество они гадали. Как надо было гадать? Надо было упасть на спину в снег и утром посмотреть: сколько у этого отпечатка голов, столько будет и детей… Сейчас это вызывает смех, но люди ведь серьезно гадают. Вообще сейчас гадание, обращение к колдунам, ясновидящим, экстрасенсам превратилось в индустрию: это приносит огромный заработок. Сейчас можно открыть Интернет – и  разные колдуньи в тридцатом поколении готовы гадать вам на Рождество. Это все ложь, обман. И ничего этого не надо человеку. Вообще мы всё о себе знаем. То же самое и сны на Рождество...

– Это очень популярно: что тебе приснится в ночь на Рождество...

– Но ученые давно установили, что сон – не что иное, как иллюзия, галлюцинация. В голове такой сумбур в этот момент творится! Мозг занимается своими делами, у него, так сказать, свои проблемы, а тебе все это снится, собранное в одну кучу. Поэтому сны – это просто откровенная ложь. Конечно, были случаи, когда люди действительно имели вещие сны, но для этого надо быть святым человеком, вообще-то говоря, а не просто какой-то бабкой, которая гадает тебе на картах. Святые люди сподобились таких явлений, но к нам это не имеет вообще никакого отношения.

Мы должно хорошо понимать, что можем сделать в Рождество и как нам жить дальше. Потому что это наша ответственность. Господь нам дал любовь, свободу и ответственность. Вот это сочетание любви, свободы и ответственности лежит на каждом человеке; каждый обязан по своему человеческому достоинству реализовать эти три подарка от Бога. А мы ждем чуда...

– Мы ждем чуда на Новый год. Мы ждем чуда в виде какого-то сна...

– Да. Мы ждем чуда. Первый вопрос: для кого мы ждем чуда? Для себя. Но это западная традиция: человек – самый ценный, всё для него, и Бог тут как бы вообще ни при чем. Мы хотим всё для себя: денег, здоровья и так далее...

– Я никогда об этом не задумывался, но это на самом деле так. Мы в течение года всем всего желаем и, не задумываясь, говорим: «Я хочу...»

– Но на самом деле все великие чудеса уже совершились: чудо рождения Христа, чудо Богоявления, чудо Воскресения. То есть все основное, что нужно было сделать для человека, уже сделано. У меня такое впечатление, что не мы должны ждать чудес, а Господь ждет от нас чудо, – чудо нашего перерождения. Пока мы не совершим над собой этого чуда, пока силой своей воли не изменим свое отношение к миру, к людям, пока не осознаем, что любовь, которую нам дарует Господь, должна проходить через нас неограниченно и распространяться на всех, никаких чудес в нашем отношении, наверное, не будет. Господь может совершить чудо, и Он совершал при земной Своей жизни массу чудес, но Он совершал их над теми людьми, которые к этому были готовы. И мечтать, что над нами, не готовыми к этому, совершится какое-то чудо, – по-моему, это совершенно пустая мечта.

– Мы считаем себя достойными.

– В этом-то и наша ошибка, что мы считаем себя достойными. На самом деле, если посмотреть, мы далеки от этого. Многие говорят: «Вот я опущусь в прорубь, покажу свою силу воли». Какая это сила воли? В прорубь ты опустился, а в храме ты был? Для чего тебе вообще эта сила воли? Получить простуду? Сегодня тебе повезло, а в следующий раз не повезет. Ты, собственно, совершил этот поступок только для себя, больше ни для кого. Мы совершаем поступки и не понимаем, что на самом деле нам надо.

А на самом деле нам нужно изменение самих себя. Недаром Господь говорит: будьте как дети. Я несколько дней назад крестил младенчика Луку. Ему три месяца, но он такой спокойный, серьезный, уравновешенный, ни разу не пикнул во время крещения, с большим вниманием на все смотрел, даже оценивающе немножко. Что будет с Лукой, я не знаю. Родители, конечно, хорошие. Знаете, когда описывают святых, обычно говорят: родился от благочестивых родителей. Если родители неблагочестивые, вряд ли можно достичь какой-то большой высоты. Трудно сказать, что будет с этим младенцем, но сейчас он производит впечатление серьезное.

Младенец Иисус родился для того, чтобы страдать и умереть за нас. Радость от крещения одного современного ребенка и радость от того, что в мир явился Спаситель, – совершенно разная. Радость Рождества Христова – с грустью, с пониманием того, что Он – наш Освободитель, Спаситель, но Он должен пострадать за это, должен быть распят. Поэтому отношение к этому празднику должно быть особым.

Волхвы принесли рожденному Христу золото, ладан, смирну. А что мы приносим? Где наши подарки? Мы привыкли дарить детям игрушки, какие-то наборчики, маленькие красивые вещички. И мы забываем, что прежде всего должны принести дар Младенцу Иисусу Христу. Какой дар? Он требует от нас наше сердце. Вот что должно быть даром – полное признание того, что мы в своей благодарности готовы сделать все, и самое главное – переделать самого себя. И это самое трудное – переделать самого себя.

Человек привык, благодаря суетной и, прямо скажем, не очень потребной жизни, плыть по течению. Что бы мы ни захотели – у нас все есть; нам не надо совершать никаких усилий для того, чтобы плыть по этому течению. Но ведь Господь ждет от нас совершенно другого: Он ждет, что мы повернемся против этого течения, изменим себя настолько, что откажемся от нынешней малоспасительной жизни и придем к Нему. Вот это самое главное.

– Например, говорим: «Все, этот Новый год мы не встречаем». То есть резко все меняем, в гости никуда не идем, стол не накрываем...

– Если бы было все так просто. Это внешние атрибуты. Самое главное совершается внутри нас, в нашей душе.

– Но внешнему мы придаем большое значение.

– К великому сожалению, мы придаем значение внешним вещам. Сейчас очень интересное и суровое время пандемии. Что мы должны делать в это время? Добрые дела в отношении болящих, бедных, обездоленных людей. Это для нас возможность, и это может быть нашим подарком. Чем больше людей найдут возможность оказать милосердие, сделать добро другим людям, тем больше подарков получит Господь в день Своего рождения, в Рождество.

– Отец Сергий, может быть, Вы со мной не согласитесь, но выскажу свое оценочное субъективное мнение. Если в предыдущие времена, более лучшие и стабильные, люди не находили возможностей и ресурса для того, чтобы оглянуться вокруг себя, кому-то помочь, протянуть руку помощи, то сейчас, в более сложный период, о себе хотя бы побеспокоиться...

– Все-таки тысячи людей сейчас борются с пандемией, не жалея себя, своей жизни. Это врачи, медицинские сестры, волонтеры, священники, которые окормляют этих больных. Мне кажется, Россия сейчас показала свой потенциал, свои возможности. Думаю, это вполне может послужить толчком к дальнейшему нашему развитию, росту в плане духовной составляющей. Посещение больных – это так называемые телесные дела милосердия. Есть еще духовное милосердие, когда  прибавляется молитва за больного, окормление больного, и это уже следующий, другой уровень. Нам остался один шаг, и если мы сделаем этот шаг до духовного милосердия, это будет элемент возрождения России, вне всякого сомнения.

Ссылаться на то, что времена изменились?..  В чем они изменились? Мы стали лучше? Мы в связи с прогрессом и цивилизацией обрели какие-то новые высокие качества? Нет; мы многое потеряли. И, наверное, сейчас время не разбрасывать камни, а собирать камни. Пора подумать о том, что мы оставим своим детям, внукам, правнукам. Собирание вокруг Церкви, вокруг веры обязательно должно совершиться, иначе в конце концов мы потеряем самих себя, и Господь не увидит нас. И какое чудо может свершиться?.. Мы это должны сделать сами, никто за нас это не сделает. Господь спасти нас вопреки нам самим не может. И мы спастись без Бога не можем. Поэтому у нас только один путь – объединение во славу Божию. Только так.

– Но объединение, в котором человек сам проявляет какие-то усилия, делает шаги.

– Только сам. Потому что Господь уже протянул руку, Он все сделал. Каждый год рождается Младенец, Который готов брать на Себя и возьмет на Себя все. Осталась только наша часть.

И тут огромную роль играет семья; это самое важное звено. Семья должна осознать, воспринять Рождество Христово (Богоявление, Пасху) не просто как праздник, а со знанием дела, с осознанием ответственности перед Богом. Вот это самое главное сейчас. И возрождение традиций, которые были раньше. Например, прекрасная традиция – рождественская свеча: раньше задолго до Рождества (за две-три недели) приобреталась большая свеча, в каждый вечер она зажигалась и собирала вокруг себя всю семью. Традиция чтения. Я с трепетом вспоминаю, как часто мы в своей семье собирались по вечерам и читали; это было замечательно. Вот такое вечернее чтение (не любого произведения, не какого-то боевика, а воспитательное, духовное), пусть недолго, 10–20 минут, но обязательно должно быть каждый вечер. Традиция подготовки к Рождеству, когда готовятся яства, все находятся в ожидании первой звезды – и вся семья должна выйти и увидеть эту звезду. Надо сделать так, чтобы дети увидели эту первую звезду, потому что это останется воспоминанием на всю жизнь.

Все эти традиции – музыкальная, стихотворная, семейного чтения, сбора семьи около рождественской свечи – как раз те элементы, которые в будущем и создадут правильный настрой нашей молодежи и вполне могут подвигнуть к духовной составляющей. Страсть к творчеству, к развитию никогда не кончается; человек может развиваться всю свою жизнь, и это самое прекрасное, что в нем есть. Достаточно только захотеть – и тут же получишь и помощь Божию, и необыкновенное удовольствие от того, что ты сделал.

– Батюшка, в завершение программы я хотел Вас попросить поделиться какими-то мыслями с нашими зрителями; может быть, не только о Рождестве.

– Честно говоря, несмотря на праздник, мысли тревожные. Многое делается сейчас для того, чтобы возродить традиции, возродить духовность, но, мне кажется, как-то медленно все это происходит. Я, конечно, уже человек пожилой, но мне хотелось бы, чтобы это было как можно быстрее, чтобы я еще увидел этот рост. Что такое крещение? Ведь крещеных у нас очень много. Крещение – это маленькое зернышко, которое заложено в душе каждого человека. Наша задача – вырастить его. Если мы постараемся вырастить этот росточек, думаю, все у нас получится. Но для этого надо время, а времени у нас не так много. И праздник Рождества дает нам хороший толчок для роста этого маленького зерна в нашей душе. Давайте будем его растить!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​