Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

13 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. 

– Батюшка, с праздником!

– С Рождеством Христовым! С великим праздником!

– Как Вы воспринимаете Рождество?

– Для меня лично это совершенно особый праздник. Этот праздник, по-моему, должен проходить в тишине, покое; таинство, чудо, которое совершается в этот момент, должно происходить без шума, без какой-то помпы. Да мы и знаем, как это происходило: глубокая ночь, ясли, вертеп, тишина. И пастухи, которых ангел привел туда; всего несколько человек, которые впервые увидели Младенца Иисуса Христа. То есть никакого торжества на земле не было. Было торжество на небесах. По сути, небо спустилось на землю в этот момент. И это придает особый колорит и особое значение этому празднику. Конечно, он отличается от всех праздников, которые у нас есть. Это особый, значительный праздник, один из самых главных православных праздников.

– Вы помните свое первое Рождество? Каким оно было? В храме или вне храма?

– Конечно, воспитание в советские времена было совсем другим, и это понятно. Елочка, которая стояла в Новый год, обязательно дожидалась Крещения; это было традицией. Пожалуй, самое яркое воспоминание из всех рождественских праздников – 15-летней давности. Я в то время служил в Серове, храм еще не был достроен, и Рождество мы праздновали в этом недостроенном храме. Кирпичные стены, крыша, свод уже были. Из больших коробок, в которых был утеплитель, мы сделали своеобразный иконостас, всё расставили. Народу было очень много, практически полный храм. Все были в одежде, потому что отопления не было. Вот это было одно из самых замечательных празднеств Рождества Христова, совершенно необыкновенное и запоминающееся. Вот в таких условиях проходил этот великий и замечательный праздник, но я даже не помню, что было холодно. Все были настолько воодушевлены этим событием, что холода никто не чувствовал. Мы провели в этом недостроенном храме несколько часов и разошлись совершенно потрясенными.

– Что привело людей в эту ночь в храм? Как Вы рассказали, храм не был достроен, достаточно суровые условия...

– Знаете, в человеке живет тяга к Богу, она никуда не делась, просто мы ее не видим из-за суетных событий. Но стоит хоть немного остановиться, и эта тяга уже проявляется – хочется чего-то другого, хочется куда-то подняться, достичь какой-то новой для себя высоты. Многие люди просто не знают, что делать в этом случае. А тут есть прекрасная возможность пойти в храм, и это сразу снимает массу вопросов: понятно, что так и должно быть, так и можно совершенствовать себя. Во взрослом состоянии человек вроде бы уже достиг определенного уровня, ему вроде бы и расти некуда, а тут открывается необыкновенная возможность дальнейшего совершенствования. И вот это творчество создания самого себя, самосовершенствования, которое открывает вера, удивительно притягательно. Поэтому люди собираются в храме и получают необыкновенное состояние, которое трудно описать.

– Так сложилось, что Рождество предваряет Новый год. Часто возникает вопрос: как совместить эти праздники?

– Новый год – это, конечно, событие. По сути, в советские времена Новый год заменял Рождество. Елка, которая всегда была рождественской, перекочевала в Новый год. Украшения, игрушки, подарки и все то, что раньше было в Рождество, в советские времена перекочевало в Новый год, и такая традиция осталась. Хотя на самом деле, если подумать, что такого, собственно, случилось? Новый год, новое исчисление. Но ведь в разных странах новый год начинается в разное время. По сути, Новый год можно праздновать целый год. Не получилось к 1 января – можешь к 14 января по греческому календарю отпраздновать. В Индии, например, вообще каждый штат празднует свой Новый год. Потом мусульманский новый год... По сути, это событие у каждого народа свое, и нигде оно не связано с чем-то возвышенным, духовным, это просто начало нового года. Рождество, конечно, не идет ни в какое сравнение; это великое чудо освобождения человека, чудо спасения человека. И такое чудо может совершаться один раз, дублировать его просто невозможно. Поэтому тут даже сравнения быть не может.

– Буквально перед программой прочитал сообщение одного из отцов в социальной сети. Он написал, что устал от открыток, в которых поздравляют с новым годом очередного животного. Что за бич такой нашего времени, когда мы усиленно поздравляем друг друга с годом петуха, крысы, кота, быка и так далее?

– Это возврат к языческим временам. Человек сейчас находится в растерянности. И, к сожалению, наш русский человек попал в такую ситуацию, потому что в советские времена основной удар наносился против Православной Церкви. Поэтому у россиян, у русских людей сейчас полное непонимание, что, собственно,  нужно делать. Историю мы знаем плохо. Культура наша, к сожалению, не на высоком уровне благодаря западным влияниям. Это не позволяет человеку осознать, что вообще-то мы – Святая Русь; мы стоим на православной почве, на огромном камне веры. Если бы мы стояли уверенно и с верой относились ко всему, что происходит вокруг, то в такой ситуации, как сейчас, мы просто не были бы. Поэтому поздравления с годом свиньи, обезьяны и еще каких-то животных – это дань язычеству. Как и ношение разных оберегов, слушание всяких астрологических прогнозов.

Надо сказать, что само по себе Рождество тоже обросло всякими ненужными добавлениями, ритуалами. Гадания на Рождество... Приведу совершенно смешной случай. У моей бабуши было трое детей: две девочки и мальчик (мой дядя). Как всегда на Рождество они гадали. Как надо было гадать? Надо было упасть на спину в снег и утром посмотреть: сколько у этого отпечатка голов, столько будет и детей… Сейчас это вызывает смех, но люди ведь серьезно гадают. Вообще сейчас гадание, обращение к колдунам, ясновидящим, экстрасенсам превратилось в индустрию: это приносит огромный заработок. Сейчас можно открыть Интернет – и  разные колдуньи в тридцатом поколении готовы гадать вам на Рождество. Это все ложь, обман. И ничего этого не надо человеку. Вообще мы всё о себе знаем. То же самое и сны на Рождество...

– Это очень популярно: что тебе приснится в ночь на Рождество...

– Но ученые давно установили, что сон – не что иное, как иллюзия, галлюцинация. В голове такой сумбур в этот момент творится! Мозг занимается своими делами, у него, так сказать, свои проблемы, а тебе все это снится, собранное в одну кучу. Поэтому сны – это просто откровенная ложь. Конечно, были случаи, когда люди действительно имели вещие сны, но для этого надо быть святым человеком, вообще-то говоря, а не просто какой-то бабкой, которая гадает тебе на картах. Святые люди сподобились таких явлений, но к нам это не имеет вообще никакого отношения.

Мы должно хорошо понимать, что можем сделать в Рождество и как нам жить дальше. Потому что это наша ответственность. Господь нам дал любовь, свободу и ответственность. Вот это сочетание любви, свободы и ответственности лежит на каждом человеке; каждый обязан по своему человеческому достоинству реализовать эти три подарка от Бога. А мы ждем чуда...

– Мы ждем чуда на Новый год. Мы ждем чуда в виде какого-то сна...

– Да. Мы ждем чуда. Первый вопрос: для кого мы ждем чуда? Для себя. Но это западная традиция: человек – самый ценный, всё для него, и Бог тут как бы вообще ни при чем. Мы хотим всё для себя: денег, здоровья и так далее...

– Я никогда об этом не задумывался, но это на самом деле так. Мы в течение года всем всего желаем и, не задумываясь, говорим: «Я хочу...»

– Но на самом деле все великие чудеса уже совершились: чудо рождения Христа, чудо Богоявления, чудо Воскресения. То есть все основное, что нужно было сделать для человека, уже сделано. У меня такое впечатление, что не мы должны ждать чудес, а Господь ждет от нас чудо, – чудо нашего перерождения. Пока мы не совершим над собой этого чуда, пока силой своей воли не изменим свое отношение к миру, к людям, пока не осознаем, что любовь, которую нам дарует Господь, должна проходить через нас неограниченно и распространяться на всех, никаких чудес в нашем отношении, наверное, не будет. Господь может совершить чудо, и Он совершал при земной Своей жизни массу чудес, но Он совершал их над теми людьми, которые к этому были готовы. И мечтать, что над нами, не готовыми к этому, совершится какое-то чудо, – по-моему, это совершенно пустая мечта.

– Мы считаем себя достойными.

– В этом-то и наша ошибка, что мы считаем себя достойными. На самом деле, если посмотреть, мы далеки от этого. Многие говорят: «Вот я опущусь в прорубь, покажу свою силу воли». Какая это сила воли? В прорубь ты опустился, а в храме ты был? Для чего тебе вообще эта сила воли? Получить простуду? Сегодня тебе повезло, а в следующий раз не повезет. Ты, собственно, совершил этот поступок только для себя, больше ни для кого. Мы совершаем поступки и не понимаем, что на самом деле нам надо.

А на самом деле нам нужно изменение самих себя. Недаром Господь говорит: будьте как дети. Я несколько дней назад крестил младенчика Луку. Ему три месяца, но он такой спокойный, серьезный, уравновешенный, ни разу не пикнул во время крещения, с большим вниманием на все смотрел, даже оценивающе немножко. Что будет с Лукой, я не знаю. Родители, конечно, хорошие. Знаете, когда описывают святых, обычно говорят: родился от благочестивых родителей. Если родители неблагочестивые, вряд ли можно достичь какой-то большой высоты. Трудно сказать, что будет с этим младенцем, но сейчас он производит впечатление серьезное.

Младенец Иисус родился для того, чтобы страдать и умереть за нас. Радость от крещения одного современного ребенка и радость от того, что в мир явился Спаситель, – совершенно разная. Радость Рождества Христова – с грустью, с пониманием того, что Он – наш Освободитель, Спаситель, но Он должен пострадать за это, должен быть распят. Поэтому отношение к этому празднику должно быть особым.

Волхвы принесли рожденному Христу золото, ладан, смирну. А что мы приносим? Где наши подарки? Мы привыкли дарить детям игрушки, какие-то наборчики, маленькие красивые вещички. И мы забываем, что прежде всего должны принести дар Младенцу Иисусу Христу. Какой дар? Он требует от нас наше сердце. Вот что должно быть даром – полное признание того, что мы в своей благодарности готовы сделать все, и самое главное – переделать самого себя. И это самое трудное – переделать самого себя.

Человек привык, благодаря суетной и, прямо скажем, не очень потребной жизни, плыть по течению. Что бы мы ни захотели – у нас все есть; нам не надо совершать никаких усилий для того, чтобы плыть по этому течению. Но ведь Господь ждет от нас совершенно другого: Он ждет, что мы повернемся против этого течения, изменим себя настолько, что откажемся от нынешней малоспасительной жизни и придем к Нему. Вот это самое главное.

– Например, говорим: «Все, этот Новый год мы не встречаем». То есть резко все меняем, в гости никуда не идем, стол не накрываем...

– Если бы было все так просто. Это внешние атрибуты. Самое главное совершается внутри нас, в нашей душе.

– Но внешнему мы придаем большое значение.

– К великому сожалению, мы придаем значение внешним вещам. Сейчас очень интересное и суровое время пандемии. Что мы должны делать в это время? Добрые дела в отношении болящих, бедных, обездоленных людей. Это для нас возможность, и это может быть нашим подарком. Чем больше людей найдут возможность оказать милосердие, сделать добро другим людям, тем больше подарков получит Господь в день Своего рождения, в Рождество.

– Отец Сергий, может быть, Вы со мной не согласитесь, но выскажу свое оценочное субъективное мнение. Если в предыдущие времена, более лучшие и стабильные, люди не находили возможностей и ресурса для того, чтобы оглянуться вокруг себя, кому-то помочь, протянуть руку помощи, то сейчас, в более сложный период, о себе хотя бы побеспокоиться...

– Все-таки тысячи людей сейчас борются с пандемией, не жалея себя, своей жизни. Это врачи, медицинские сестры, волонтеры, священники, которые окормляют этих больных. Мне кажется, Россия сейчас показала свой потенциал, свои возможности. Думаю, это вполне может послужить толчком к дальнейшему нашему развитию, росту в плане духовной составляющей. Посещение больных – это так называемые телесные дела милосердия. Есть еще духовное милосердие, когда  прибавляется молитва за больного, окормление больного, и это уже следующий, другой уровень. Нам остался один шаг, и если мы сделаем этот шаг до духовного милосердия, это будет элемент возрождения России, вне всякого сомнения.

Ссылаться на то, что времена изменились?..  В чем они изменились? Мы стали лучше? Мы в связи с прогрессом и цивилизацией обрели какие-то новые высокие качества? Нет; мы многое потеряли. И, наверное, сейчас время не разбрасывать камни, а собирать камни. Пора подумать о том, что мы оставим своим детям, внукам, правнукам. Собирание вокруг Церкви, вокруг веры обязательно должно совершиться, иначе в конце концов мы потеряем самих себя, и Господь не увидит нас. И какое чудо может свершиться?.. Мы это должны сделать сами, никто за нас это не сделает. Господь спасти нас вопреки нам самим не может. И мы спастись без Бога не можем. Поэтому у нас только один путь – объединение во славу Божию. Только так.

– Но объединение, в котором человек сам проявляет какие-то усилия, делает шаги.

– Только сам. Потому что Господь уже протянул руку, Он все сделал. Каждый год рождается Младенец, Который готов брать на Себя и возьмет на Себя все. Осталась только наша часть.

И тут огромную роль играет семья; это самое важное звено. Семья должна осознать, воспринять Рождество Христово (Богоявление, Пасху) не просто как праздник, а со знанием дела, с осознанием ответственности перед Богом. Вот это самое главное сейчас. И возрождение традиций, которые были раньше. Например, прекрасная традиция – рождественская свеча: раньше задолго до Рождества (за две-три недели) приобреталась большая свеча, в каждый вечер она зажигалась и собирала вокруг себя всю семью. Традиция чтения. Я с трепетом вспоминаю, как часто мы в своей семье собирались по вечерам и читали; это было замечательно. Вот такое вечернее чтение (не любого произведения, не какого-то боевика, а воспитательное, духовное), пусть недолго, 10–20 минут, но обязательно должно быть каждый вечер. Традиция подготовки к Рождеству, когда готовятся яства, все находятся в ожидании первой звезды – и вся семья должна выйти и увидеть эту звезду. Надо сделать так, чтобы дети увидели эту первую звезду, потому что это останется воспоминанием на всю жизнь.

Все эти традиции – музыкальная, стихотворная, семейного чтения, сбора семьи около рождественской свечи – как раз те элементы, которые в будущем и создадут правильный настрой нашей молодежи и вполне могут подвигнуть к духовной составляющей. Страсть к творчеству, к развитию никогда не кончается; человек может развиваться всю свою жизнь, и это самое прекрасное, что в нем есть. Достаточно только захотеть – и тут же получишь и помощь Божию, и необыкновенное удовольствие от того, что ты сделал.

– Батюшка, в завершение программы я хотел Вас попросить поделиться какими-то мыслями с нашими зрителями; может быть, не только о Рождестве.

– Честно говоря, несмотря на праздник, мысли тревожные. Многое делается сейчас для того, чтобы возродить традиции, возродить духовность, но, мне кажется, как-то медленно все это происходит. Я, конечно, уже человек пожилой, но мне хотелось бы, чтобы это было как можно быстрее, чтобы я еще увидел этот рост. Что такое крещение? Ведь крещеных у нас очень много. Крещение – это маленькое зернышко, которое заложено в душе каждого человека. Наша задача – вырастить его. Если мы постараемся вырастить этот росточек, думаю, все у нас получится. Но для этого надо время, а времени у нас не так много. И праздник Рождества дает нам хороший толчок для роста этого маленького зерна в нашей душе. Давайте будем его растить!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать