Беседы с батюшкой. 12 июля 2020. Апостольские уроки

12 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Беженарь. 

– Сегодня у нас очень важная беседа, я бы хотел заявить такую тему нашего разговора: «Апостольские уроки». Мы празднуем память святых апостолов Петра и Павла, окончание Петрова поста. С этим тоже всех поздравляем. Такой радостный праздник в середине лета – это утешение после стольких месяцев, когда мы были разлучены с храмом Божиим. Давайте поговорим о празднике. А завтра мы празднуем Собор двенадцати апостолов.

– Дорогие друзья, помощи Божией вам во всем добром, всех поздравляем с праздником и искренне надеемся, что наша сегодняшняя беседа будет всем полезна. Кто такие святые апостолы Петр и Павел и почему нам так важно помнить слова святого апостола Павла, которые он заповедовал: «Поминайте наставников ваших и, взирая на кончину их, подражайте вере их»?

Если мы посмотрим с позиции живущих на рубеже XX– XXI веков, то по времени апостолы, казалось бы, жили очень далеко от нас, совершенно в других исторических условиях. Можем ли мы чему-то от них научиться? Мы – люди, погрязшие в страстях, живущие в совершенно другом ритме жизни, в атмосфере информационной загазованности, как очень мудро сказал один современный архипастырь, можем ли подражать святым апостолам? Можем; по мере наших сил. И в первую очередь тогда надо взирать на их жизнь, посмотреть, чему мы можем у них поучиться.

На примере святых апостолов Петра и Павла мы видим, как удивительно благодать Божия может преображать, казалось бы, настолько не похожих друг на друга людей. Апостол Петр и апостол Павел в жизни были диаметрально друг другу противоположны. Апостол Петр (его звали Симон) был простосердечным и неграмотным галилейским рыбаком, женатым человеком. И если бы Господь не призвал его на служение от рыбацких сетей, сказав, что отныне он будет ловцом человеков, может быть, история и не знала бы об этом простом и добром галилейском рыбаке.

А Савл, как звали до обращения святого апостола Павла, напротив, был одним из ученейших людей своего времени, воспитывался при ногах (как он сам о себе пишет) Гамалиила, одного из выдающихся учителей фарисейского направления. Он был знатоком ветхозаветного Моисеева закона, а по своему происхождению еще и римским гражданином, был девственник от юности своей и всю свою жизнь (как образец монашеской жизни) был искренне убежден, что вера во Христа, Иисуса-назарянина – это предательство отеческой веры. И он искренне, от всего сердца был убежден, что это учение надо искоренять.

– Как секту.

– Да. И смотрите, как благодать Божия настолько разных людей смогла преобразить, что они стали первоверховными апостолами и получили равную славу на Небе, потрудились на земле так, как в одном из своих посланий святой апостол Павел говорит: «Многократно был я в гонениях, побиваем, в пучине морской». В частности, во Втором послании к Тимофею, в 4-й главе, говорит: Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? То есть настолько много он претерпел... Вот то чудо, как благодать Божия преображает, изменяет людей.

Апостола Петра, как мы хорошо знаем из его жития, Господь призвал к апостольскому служению. И самый первый урок для нас – это урок не полагаться на свои человеческие силы, на свои знания, опыт. Потому что этот простосердечный, искренний ученик Спасителя чаще других свою веру проявлял. В частности, в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как он на вопрос Христа, за кого Его почитают люди, от лица всех сказал: «Ты Христос, Сын Бога Живого». И это исповедание стало камнем, на котором построена Церковь. Потому что все святые отцы Церкви единогласно говорят, что камень, на котором построена Церковь, – это не сам Петр, не личность одного апостола, а исповедание: «Ты еси Христос, Сын Бога Живого».

Именно этот простосердечный апостол буквально через некоторое время первый начинает перечить Спасителю. И еще событие накануне страданий Господа на Тайной Вечере… Полагаясь на свои человеческие силы, услышав, что возлюбленный Учитель со скорбью говорит: «Все вы отречетесь от Меня в эту ночь», Петр отвечает: «Господи, даже если все отрекутся, я один не отрекусь». То есть он проявил человеческую самонадеянность. И Господь попустил ему за человеческую самонадеянность, за упование на себя трижды отречься, причем испугаться женщины-служанки. Апостол Петр раскаялся и, как мы знаем из Священного Предания, до конца своих дней, когда слышал утром пение петуха, оплакивал свое падение, свое отречение от Христа. В Евангелии апостола Иоанна Богослова (в последней главе) мы читаем об этом, и пред нашими духовными очами предстает картина, как уже воскресший Спаситель Своего возлюбленного ученика, который проявил такую немощь – самонадеянность, вновь восстанавливает в апостольском достоинстве. Очень мудро.

И советую вам почитать 28-ю омилию святителя Григория Паламы, где он очень подробно раскрывает нам, как мудро Господь обращается к апостолу Петру и восстанавливает его в апостольском достоинстве, но в то же время дает ему вновь урок смирения. Святитель Григорий Палама пишет, что когда Господь спрашивает апостола Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня больше сих?», то апостол Петр мог бы сказать: «Да, Господи, я люблю Тебя больше всех остальных». Но здесь, получив урок и стяжав смирение, апостол Петр уже говорит: «Ты веси, Господи, яко люблю Тебя». То есть со смирением: «Господи, Ты Сам знаешь, что я люблю Тебя». Уже не дерзает сказать, что любит Его больше других. Спаситель трижды этот вопрос повторяет, и трижды апостол Петр со смирением отвечает. И третий его ответ уже как бы от человеческого огорчения: «Господи, ну Ты же знаешь, что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, сказав ему такие слова: «Паси агнцев Моих».

Вот первый урок из жизни апостола Петра: никогда не надеяться на свои силы, смирение – это основание всех добродетелей. Как пишет преподобный авва Антоний Великий, смирение – это как некий раствор, который соединяет кирпичи, оно должно все добродетели между собой объединять. Никогда не надо полагаться на свои знания, свой опыт, свои силы – на что бы то ни было, всегда понимать, что без Бога мы не можем сделать ничего, о чем Господь в Евангелии четко и недвусмысленно говорит: Без Меня не можете делать ничего.

Чему мы можем научиться по жизни святого апостола Павла? Ревностный гонитель Церкви Савл сначала гонит в Иерусалиме последователей этого учения, затем идет в Дамаск. Все мы хорошо знаем из Деяний апостольских это событие: вдруг по пути в Дамаск Господь, Который предызбрал его от чрева матери, чтобы он был служителем слова, распространителем евангельской проповеди, облистал его великим светом. Этот свет поразил его телесные очи, но он духовно прозрел. Все пали ниц от этого света, а он услышал голос, обращенный к нему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – «Кто Ты, Господи?» – вопрошает апостол Павел. – «Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна». Тяжело нам до конца представить, что испытывал в этот момент ревностный, искренний, мотивированный человек, который глубоко убежден, что он делает правое дело – искореняет лжеучение, с его точки зрения.

– И в это верит.

– Да, он в этом убежден так, что готов на смерть идти ради того, чтобы это новое учение искоренить. И вдруг он слышит в глубине себя такие слова: «Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна». Он внутренне изменяется. Святитель Иоанн Златоуст, который очень почитал святого апостола Павла (у него много похвальных слов, посвященных ему), говорит: «Взошел мгновенно на высоты богопознания бывший гонитель Савл». Ему не надо было долго учиться христианским истинам, в этот момент он взошел на высоту христианского понимания, Кто такой Господь Иисус Христос.

И дальше ему повелевается идти в Дамаск, а там Господь открывает другому ученику, Анании, чтобы он пришел и возложил руки на Савла, дабы тот прозрел. И Анания, естественно, по своему человеческому рассуждению, говорит: «Господи, я знаю этого человека, сколько он причинил зла Церкви Твоей в Иерусалиме, и сюда он шел для того, чтобы в узах уводить исповедующих имя Твое». То есть Анания как бы хочет Господа поправить, подсказать: «Господи, Ты ошибаешься, это гонитель, нам всем известно, кто этот человек. Как я могу пойти и возложить сейчас на него руки?» Господь отвечает  Анании: «Он – мой избранный сосуд, Я покажу ему, сколько ему еще надлежит пострадать за имя Мое».

То есть что значит быть избранным сосудом? Избранный сосуд благодати – апостол, последователь Христа, это не значит, что в его жизни будет сплошное счастье, комфорт, успех, взаимное уважение, взаимная любовь.

– Какие-то дарования, языки.

– Да, это не значит, что он будет преисполнен дарований, все будут его любить и уважать и везде красную дорожку постилать. Напротив, Господь прямо говорит, сколько избранный сосуд пострадает за имя Его. Быть избранным сосудом – это значит пройти через страдания. И Савл, ставший апостолом Павлом, в одном из своих посланий говорит, что очень много пострадал за имя Христово. И в то же время помнил до конца своих дней, что был гонителем Церкви, и говорил: «Я больше других потрудился, но это не я, а благодать, которая со мною. Но я не имею права называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию». То есть как апостол Петр помнил о своем отречении до конца своих дней, так и апостол Павел. Несмотря на то, что он написал четырнадцать посланий и обогатил новозаветный канон такими бессмертными произведениями, совершил четыре миссионерских путешествия, многих привел к вере, рукополагал епископов, он до конца своих дней помнил, что был когда-то гонителем Церкви Божией. Вот опять пример смирения и упования на Бога.

– Кстати, сколько людей удивлялось, как он может их учить, если он их гнал, сколько было разных проблем… Но все равно все увидели, что это действительно избранник Божий. У него огромное наследие, замечательные отрывки, которые и светские люди знают, и даже в кинематографе это использовали («Кто не работает, тот не ест»).

– Многие цитаты святого апостола Павла стали известными.

– Гимн любви.

– Да, из Первого послания к Коринфянам.

– Это великолепное наследие христианства, то, с чем должны познакомиться не только мы, но и атеисты, иноверцы.

– Каждый человек.

– Потому что это огромный кладезь мудрости. Поговорим об иерархии апостолов. Понятно, что апостол Петр первый, первоверховный, и апостол Павел тоже. И даже на этой фразе – «Паси агнцев Моих» – сложился догмат Католической Церкви, что Рим первый, потому что апостол Петр там был. Неужели кто-то первый, а кто-то последний в иерархии апостолов? Такой вопрос возник у наших телезрителей.

– На самом деле, если смотреть святоотеческие толкования этих слов Священного Писания (а оно все богодухновенно, и надо смотреть его только через призму святоотеческого понимания), среди апостолов не было такого мнения, что кого-то Господь любит больше, а кого-то меньше, кого-то  приближает, кого-то отдаляет. Господь любил всех, и даже само понятие «возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов» святые отцы Церкви толкуют. В частности, святитель Иоанн Златоуст говорит, что он возлюбленный не потому, что Господь его любил больше, чем других. Апостол Иоанн, будучи девственником и самым юным среди апостолов, большую любовь к Господу проявлял, о чем четко и ясно пишет в своем соборном послании: «Мы любим Бога, потому что Он первый возлюбил нас». Его чистое, девственное сердце почувствовало, что Бог любит нас. Его соборные послания наполнены глубинами богословских понятий о Боге, о том, что Бог есть любовь, свет, что нет в Нем никакой тьмы. Поэтому среди апостолов не было князей и подчиненных.

А почему первоверховными мы называем святых апостолов Петра и Павла? Потому, что они, в силу своих трудов, реально больше потрудились для Церкви Христовой. В Деяниях апостольских есть очень важная для понимания глава, где описано, было ли среди апостолов какое-то неравенство, субординация. Это та глава, где описывается апостольский собор. Его предыстория всем, кто читает Священное Писание, хорошо известна: во время проповеди апостолов пошел такой теологумен, что верующим из язычников надо обязательно принимать обрезание и соблюдать весь ветхозаветный Моисеев закон.

Собрались апостолы в Иерусалиме, обсудили это новшество соборно, выступил сначала апостол Павел и рассказал, как они с Варнавой приводили язычников и Господь не делал разделения между язычниками и иудеями в принятии слова Божия. Затем апостол Петр рассказал, как он крестил Корнилия-сотника в доме его – и во время проповеди Дух Святой снизошел и на некрещеных (10-я глава Книги Деяний). Апостол Петр сказал, что Господь не сделал разделения между нами и ими.

Встал апостол Иаков, первый иерусалимский архиерей, именуемый праведным, брат Господень, как бы подвел итог. И этот первый пример апостольского собора показывает, что в Святой Церкви все решается, во-первых, соборно, а среди апостолов не было такого, чтобы мнение одного доминировало над другими. Апостолы равны по благодати, по служению, но так сложилось в христианской традиции, что мы именуем первоверховными Петра и Павла за то, что они больше всех потрудились.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Меня очень беспокоит, что я долгое время не могла бывать на службе в храме, на исповеди и причащении. Трансляция богослужений утешает душу, но удовлетворения не получаешь. А сейчас уже и храмы открыты, но у меня какой-то панический страх. Я просто боюсь идти в храм. Не инфекции боюсь, а того, что долго не была на службе. Как быть в такой ситуации?»

– Полностью разделяю Вашу обеспокоенность, абсолютно понимаю Вас, потому что мы все оказались в начале этого года в ситуации новой и неожиданной, которая была испытанием для веры. Дай Бог, чтобы этот урок пошел на пользу всем нам. Вы сейчас изложили точку зрения мирян. Мирян понять можно.

Невозможно человека осудить, который в период пандемии, опасаясь за свое телесное здоровье, за здоровье своих близких и тех, кто находится в храме, служащих священников, воздерживался от того, чтобы приходить на службы. Мы его осудить не можем, наша христианская совесть не позволяет. В то же время мы не можем, положа руку на сердце, это оправдать. Видите, в чем парадокс? Понимаешь, не осуждаешь, но сказать человеку прямо, что он делал правильно, раз не был несколько месяцев в храме, не исповедовался и не причащался, тоже не получается. То есть это тоже будет не по-христиански. В этом вся сложность ситуации с позиции пастыря.

Мы не можем осудить тех людей, которые не ходили в храм, и мы не можем их оправдать и такую модель поведения выставить как образец. Потому что Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Иоанна, в 6-й главе, с 47-го по 57-й стих, говорит о хлебе, сошедшем с небес: «Аз есмь хлеб, сошедший с небес. Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, что Я отдал за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни». За эти слова, кстати, в тот момент, когда Господь их произнес, многие из Его учеников тут же отошли от Него. И даже Господь спросил у двенадцати учеников, не хотят ли они отойти, после чего апостол Петр сказал: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Почему я обращаю ваше внимание, дорогие друзья, на эти слова Господа нашего? Невозможно иметь в себе жизни, залога жизни вечной, если не причащаешься Святых Христовых Таин. Поэтому никакая ситуация, какой бы сложной она ни была, не дает нам права и основания приостанавливать свою христианскую жизнь на некий период. А покаяние и причащение – это центр христианской жизни, это ее стержень, без которых ее быть не может. Может быть иллюзия христианской жизни, но без покаяния как внутреннего состояния души, внутренней боли, плача о своих грехах, внутреннего осознания своей вины перед Богом и без приобщения к Телу и Крови Христа подлинной христианской жизни нет.

Вполне понятно Ваше чувство. Наверное, многие разделяют такое состояние, кто в силу этих обстоятельств был лишен возможности исповедоваться и причащаться в храмах. У них есть как бы чувство страха, какой-то оставленности, внутренней тревоги. Не случайно во второй молитве святителя Иоанна Златоуста перед причащением есть такие слова: да ненадолго удаляйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду. Мысленный волк – это дьявол. Удаляясь от общения с Тобой, Господи, в таинствах, я могу быть пленен дьяволом, попасть в мысленный плен врага. То есть надолго удаляться от общения с Господом нельзя, какими бы ни были обстоятельства. Если говорить конкретно о том периоде, который мы пережили, на самом деле была возможность причащаться хотя бы дома. Я даже знаю священников, у которых каждый день недели был расписан.

Причащали на дому кого-то из болящих, которые желали причащаться. Допустим, парализованный человек не может быть в храме по объективной причине.

– В любое время года, не только из-за этой ситуации.

– Совершенно верно. Нельзя надолго удаляться от причащения. Мы не вправе осуждать тех людей, которые не ходили в храм. Но и оправдать их, сказать, что это норма (мол, «продолжайте дальше так же, не ходите в храм, ждите, пока что-то закончится»), мы не можем. Когда одно закончится, начнется что-то другое, пятое-десятое…

Мы не вправе приостанавливать свою христианскую жизнь ни при каких обстоятельствах. Помощи Божией! Очень Вам рекомендую: посещайте Божий храм, исповедуйтесь, причащайтесь.

Трансляция богослужений – великое утешение (в советское время наши предки не могли и представить себе такое!), но этого недостаточно без личного покаяния, причащения.

– Да, это действительно так. Но, посещая храмы, необходимо выполнять предписания, чтобы никого не искушать; беречь других.

– Безусловно.

– Я думаю, не нужно бояться, что люди ходят в масках и перчатках.

– Святой апостол Павел в одном из посланий говорит: не дать повода ищущим повода. Эти слова должны быть для нас ориентиром. Действительно, нужно и  других не соблазнять, и беспокоиться о здоровье ближних. Мы должны соблюдать какие-то нормы, но не приостанавливать свою христианскую жизнь.

– Да, войны бывают, страшные катаклизмы… Сейчас тяжело, но, слава Богу, можно жить.

Батюшка, есть святая равноапостольная Ольга, равноапостольный Николай Японский…

– Равноапостольная Нина, просветительница Грузии…

– Получается, что спустя две тысячи лет мы можем быть равными апостолам.

– Как бы подобными им.

– Да. То есть человек в современном мире может стать апостолом веры?

– Сначала надо посмотреть, как жили святые апостолы. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: …порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. То есть для того, чтобы быть похожими на апостолов, надо сначала самим научиться жить по-христиански.

Есть нормы христианской жизни, которые нам известны (хотя бы теоретически). Надо утром и вечером совершать молитву. Православный верующий человек, любящий Бога, должен регулярно читать Священное Писание. Как можно жить, не читая каждый день Новый Завет?

– Можно жить. Мы, кстати, так все и живем. Почти все – многие.

– Многие, да. Слава Богу, что не все. Но есть люди, для которых Евангелие – это книга, в лучшем случае лежащая на полочке.

Если совершать молитву, регулярно читать Священное Писание и творения святых отцов Церкви, соблюдать пост, посещать богослужения (шесть дней трудишься – седьмой день отдай Господу), терпеть скорби, то тогда мы можем по мере прохождения своей жизни стать равноапостольными.

– Мы еще про «радоваться» забыли: скорби-то скорбями…

– Радоваться скорбям, гонениям, как святой апостол Павел, который за все гонения благодарил Бога. Если мы будем так жить, то можем стать равноапостольными. Не всегда надо проповедовать словами.

– Не все могут.

– Не все.

– А кто-то может навредить…

– …своими словами, когда они сказаны неуместно.

Слова можно опровергнуть словами, но опровергнуть ими жизнь невозможно. Жизнь апостола была такой, что опровергнуть ее нельзя.

В семнадцатой главе Книги Деяний святых апостолов мы читаем пламенную, блестящую проповедь апостола Павла в афинском Ареопаге, в момент которой некоторые говорили: Что хочет сказать этот суеслов? Слова могут опровергаться словами, не приниматься, но жизнь, которая идет согласно заповедям Божиим, опровергнуть невозможно.

– Вопрос телезрителя: «Насколько необходимо современному пастырю знание психологии?»

Какой простой вопрос!

– И в то же время глубокий!

– Его можно перефразировать: «Есть ли такое понятие – священник-психолог? Или священник – это священник, а психолог – это психолог?»

– Сейчас широко развернулась дискуссия среди православной общественности о роли психологии в пастырском душепопечении. Я могу поделиться своей точкой зрения. Подобного взгляда по этому вопросу придерживаются многие пастыри, с которыми мне приходилось общаться. Это священники с богатым жизненным опытом и опытом пастырского служения. Они четко разделяют пастырское душепопечение и психологию.

О психологии можно сказать много. Каждый психолог строит систему на основе своих мировоззренческих позиций. Могут быть такие мировоззренческие позиции, как, например, агностицизм или оккультизм. Или человек прошел за свою жизнь через огонь, воду и медные трубы, говоря простым языком, то есть изучал и индуизм, и буддизм, самые разные оккультные учения (открывал «третий глаз», путешествовал на летающих тарелках, где-то гостил…), а сейчас является практикующим психологом. Человек с таким багажом, проводя психологическую консультацию, будет невольно им пользоваться.

Психология – это отдельное направление. Может ли быть психолог православным? Возможно ли сотрудничество священника и православного психолога? Конечно, возможно. И, может быть, даже желательно. Например, в больших и многолюдных храмах крупных городов, где священники, в силу своей огромной загруженности, не в состоянии охватить пастырской заботой всех – подчеркну это слово – захожан, в идеале было бы хорошо проводить психологическое консультирование.

Консультант – православный верующий, который занимается мягкой катехизаторской, психологической помощью людям, начинающим свой путь к Богу. Он может постепенно, аккуратно подготовить человека к встрече со священником. Православная психология могла бы быть хорошей ступенькой к духовному руководству.

Нужно ли священнику обязательно быть психологом? Моя точка зрения – это совсем необязательно.

Только за вторую половину ХХ века самые выдающиеся пастыри – старцы архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум, отец Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов – своим душепопечением привели к Богу сотни людей (если не тысячи). Они не имели психологического образования, но были глубокими знатоками человеческих душ, потому что действовали благодатью Божией.

Было достаточно одной встречи с ними, чтобы человек понял: на него смотрят, как будто ждали его всю жизнь. Смотрят с любовью, а она отверзает все двери. Тут совсем необязательны специальные психологические приемы (выслушать, поулыбаться, сказать какую-то похвалу). Просто любовь.

– И никаких манипуляций, громких слов, политики. Действительно, это так. Любовь и смирение. А что еще человеку нужно? Сейчас человеку ничего не нужно, кроме любви. Это то, чего сегодня не хватает.

– Да.

– Какие вопросы можно обсуждать с психологом на приходе? Вопросы какой категории можно задать психологу, а какие – священнику? Опыт Церкви – несколько тысячелетий, а психология – достаточно молодая наука. Мне кажется, не все можно доверить психологу. Что можно, что нельзя?

– Психология – наука не только молодая, она даже еще до конца не сформировалась.

– Мне кажется, она будет меняться еще очень долго.

– Люди, которые интересуются этой темой, знают, что психология как наука существует чуть больше ста лет. Она отпочковалась от философии и уже несколько раз видоизменилась до неузнаваемости. Эти изменения будут происходить и дальше.

– Психологи появляются в 20–30-е годы, после Первой мировой войны, когда было падение всех устоев... Это аналоги священников.

– В середине ХХ века в Западной Европе, в США был всплеск интереса к психоаналитикам, психологам. В секулярном обществе человеческая душа чего-то ищет, но не знает – чего. Она не может насытиться материальными благами. А так как люди были оторваны от Церкви (в силу разных обстоятельств), они искали пристанища у психологов.

Я надеюсь, наши дорогие телезрители меня простят, если я скажу такую фразу (может быть, горькая, но все-таки правда): психология, психотерапия, к глубокому сожалению, – это площадка, где могут самоутверждаться люди, которые до конца не знают свою собственную душу, не могут разобраться в своей жизни. И они становятся экспертами в психологических вопросах! Это отдельная очень грустная тема.

В Церкви есть святоотеческий опыт, в том числе пастырского душепопечения. Очень важно хранить традицию. Почему ученик или келейник какого-то известного старца мог впоследствии стать старцем? Живя внутри этой традиции, в атмосфере молитвы, ученик пропитывается духовным опытом: старец молится – и он молится; старец на богослужении – и он.

Господь очень мудро говорит в Евангелии: …довлеет ученику, да будет яко учитель его.  Поэтому ученики старцев впоследствии сами становились старцами для последующих поколений. Главное в пастырском душепопечении – не хватать по верхушкам то, что нам предлагает мир, который без конца меняется и сам не знает, чего хочет. Мы все понимаем, куда мир стремится. Священнику необязательно преуспевать во всех областях науки. Ему надо дорожить традицией Церкви.

Выдающийся богослов ХХ века святитель Николай Сербский говорит: «Не уподобляйтесь глупцу, который сидит на сундуке с сокровищами, но даже не открыл его, чтобы взглянуть, какое богатство ему даром досталось, а смотрит на какие-то гнилые медяки, рассыпанные вокруг».

Ты обладаешь сокровищами. Хотя бы познакомься с ними. Святоотеческая мудрость – настоящее сокровище пастырского душепопечения, которое есть в Церкви. Посмотрите, как жили, чему учили старцы, например, в нашей лавре во второй половине ХХ века. Скольких людей они привели к вере!

Еще живы те люди, которые помнят старцев. Нужно дорожить тем, что есть, а не пытаться в любой ситуации выглядеть своим в глазах мира.

– Батюшка, мы подняли сегодня много важных тем, обсуждение которых, я считаю, нужно продолжить. Давайте подведем итог нашей программы.

– Дорогие друзья! Всем вам желаем помощи Божией. Подражайте по мере своих сил святым апостолам Христовым Петру и Павлу и, кстати, преподобному богоносному отцу нашему Паисию Святогорцу, память которого мы сегодня тоже совершаем. Мы всегда стараемся его цитировать. Он очень мудро говорил о силе доброго помысла: «Один добрый помысел равен по силе многочасовому всенощному бдению».

Мы далеко не все можем, в силу обстоятельств современной жизни, выстаивать продолжительные богослужения, хотя очень бы хотелось. Не все могут строго соблюдать пост, хотя это надо делать (подчеркну, чтобы наши дорогие друзья не подумали, будто мы говорим, что этого делать не нужно). Пост надо соблюдать, но не у всех есть здоровье соблюдать его по всей строгости.

Не всегда мы находим время читать Священное Писание, святых отцов. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Надо, по крайней мере, стараться возгревать в себе добрый помысел» (то есть стараться, чтобы обо всем первая мысль была добрая).

Спрашиваешь человека: «Как ты живешь?» Он говорит: «Плохо». – «А почему плохо?» – «Да вот плохо. Такой бардак, все так плохо!»

Я слышал, один пастырь очень мудро сказал: «Это все равно что идешь по горному ущелью. Тебя спрашивают: “Как живешь?” Ты говоришь: “Плохо”. И тебе, как эхо, со всех сторон: “Плохо, плохо, плохо”. И тебя это “плохо” сопровождает. А другого спросишь: “Как живешь?” “Слава Богу! Хорошо!” И его это сопровождает». То есть можно жить в скорбях, лишениях, трудностях, преодолевая их с Божьей помощью, и благодарить Бога, возгревать добрый помысел. Этого вам и желаем.

Дорогие друзья! Мы сегодня говорили о святых апостолах Петре и Павле. Слова святого апостола Павла: Поминайте наставников ваших…и, взирая на кончину их… подражайте вере их. Почтительно прошу вас, помолитесь об упокоении моего духовного отца иеромонаха Павла, который носил имя и апостола Петра (в крещении), и апостола Павла (в монашеском постриге). На 78-м году жизни (28 января 2019 года) он отошел ко Господу. Один из выдающихся духовников нашей лавры, рассудительнейший человек, терпеливый, смиренный, кроткий... Он имел удивительный дар объединять своей любовью разных людей, забирать у них боль, страдание и вдохновлять их на христианскую жизнь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать